Манчкин игра что это
Настольная игра Манчкин: подставь ближнего своего или он подставит тебя)
Описание игры
Настольная игра Манчкин (Munchkin) была создана как пародия на РПГ (ролевые игры). Ничего страшного, если вы и слыхом про них не слыхивали – в игре хватит приколов на всех! 🙂 Ведь главное – собраться дружеской компанией и погрузиться в подземелья, где встречаются всякие смешные и страшные монстры, за каждым углом поджидают проклятия, а игроки, прикидывающиеся до этого добрыми друзьями, только и ждут, чтобы подставить вам подножку и стащить награбленные вами сокровища… Что же вас ждёт? И как в это играть? Такое количество карт вам не встречалось ещё никогда! Без паники – главное, откройте дверь в подземелье. 😉
Итак, вы начинаете игру Манчкин человеком без всякой профессии с первым уровнем. Грустно? Ничего страшного – возможно уже на первом шаге вам представится возможность обрести профессию – вора или воина? А может клирика? Или волшебника? Ого-го! Трепещите, Невообразимые Ужасы, ожидающие за углом!
Ну тут уж, конечно, неплохо было бы поменять свою человеческую расу на что-нибудь заковыристое: стать длинноногим и коварным эльфом или выносливым гномом, или смекалистым халфлингом.
И надеть подобающие доспехи: сандалеты-протекторы от заклятий, небоись-бандану, наколенники очарования для милых дам – и уже никто не сможет вам отказать 😉 А в руки стоит взять грозное оружие: коленноотбойный молоточек, посох напалма или боевую стремянку – специально для халфлингов, чтобы можно было достать противника любого уровня 😉
Так что же за дверью? Монстры разной степени устрашения – от травы в горшке и сопливого носа (с которыми вы наверняка легко справитесь) до пляшущих скелетов и адвокатов в компании плутониевого дракона… Одолеть эту жуть, помимо мощных доспехов, вам помогут разнообразные мелкие примочки – хотельное кольцо или зелье крутизны… И, конечно, друзья обязательно помогут… только в награду за помощь постараются захапать все сокровища, по праву принадлежащие вам! Хе-хе, ну, это ещё посмотрим: кто у кого.
В целом, настольная игра Манчкин – для весёлых компаний с правильным чувством юмора – ведь все эти кошмарики понарошку! Родителям советуем быть осторожными – как бы после игры ваши чада не начали употреблять разные заковыристые словечки типа «бронник» и «головняк». А так, игра Манчкин очень захватывающая, заставляющая придумывать хитроумные многоходовые операции: «а я у него, а он тогда, и тут-то» и договариваться с другими игроками о взаимопомощи – ведь частенько в одиночку одолеть монстра бывает не под силу.
Правила игры
Обзор настольной карточной игры «Манчкин»
Всем привет. Для начала хочется извинится за то что так давно не выходили статьи. Дел помимо блога было очень много, поверьте. Ну что ж с извинениями покончено, поэтому перейдём непосредственно к обзору. «Манчкин»- это карточная настольная игра Стива Джексона с рисунками Джона Ковалика, выпущенная в 2000 году, девиз которой — «Мочи монстров, хапай сокровища, подставляй друзей».
Расскажу немного о создатели этой игры. Стив Джексон — американский разработчик и издатель настольных игр, владелец компании Steve Jackson Games. Его нередко путают с другим Стивом Джексоном, британцем и одним из основателей Games Workshop. Стив Джексон родился в 1953 году. Произошло это, согласно большинству источников, в городе Талса, штат Оклахома. Официальная биография Джексона начинается с его обучения в Университете Райса в техасском городе Хьюстон. Студентом он увлёкся настольными играми (а именно варгеймами), журналистикой (два года редактировал студенческую газету) и фантастикой — хобби, которые определили его дальнейшую жизнь. Окончив университет в 1974-м, Стив Джексон несколько лет плотно сотрудничал с компанией Metagaming Concepts, а в 1980-м основал игровое издательство, названное в свою честь. Он и сегодня остаётся единственным владельцем Steve Jackson Games, штат которой насчитывает почти 30 человек. Первым успехом Steve Jackson Games стал настольный мини-варгейм Джексона Car Wars, популярность которого не утихала на протяжении всех восьмидесятых годов. В 1986-м увидела свет универсальная система для ролевых игр GURPS, главным создателем которой также выступил Стив. В 1995-м, на волне популярности коллекционных карточных игр, Джексон выпустил коллекционную карточную игру о тайном мировом заговоре Illuminati, основанную на одноимённом культовом романе. Наконец, в 2000-м началась эпоха «Манчкина» — визитной карточки Стива Джексона и всей его компании на сегодняшний день. О ней то мы сегодня и поговорим.
Сама игра представляет собой огромную сатиру на все ролевые настольные и коллекционные карточные игры, что и придаёт ей необыкновенный шарм. Первое что мы видим в правилах игры это описание игры. «Манчкин» — это лихая пародия на классику ролевых игр. Здесь нет места пафосным
речам, натужному героизму и отыгрышу персонажа. С нами вы сможете зачистить фэнтезийные
подземелья и добраться до 10-го уровня, не отвлекаясь на всю эту ролевую шелуху!
Начну с оформления. Выполнено оно в довольно карикатурном плане, что опять таки придаёт ей шарм и красоту. Покажу вам лишь парочку из таких карт.
А теперь перейдём непосредственно к разбору правил игры. В игру лучше всего играть компанией от трёх до шести человек. Вдвоём можно играть только для изучения. Компании большего размера технически возможны, но чем больше количество игроков, тем реже они смогут сделать ход. Цель игры состоит в достижении десятого уровня — главной характеристики персонажа в игре. Начинают все с первого, а дальше каждый повышает свои уровни путём сражений с монстрами или применением специальных карт.
Для начала необходимо решить кто же будет ходить первым. Выбирается это любым удобным для игроков способом. Игра состоит из ходов, каждый ход — из нескольких фаз. Завершив свои действия в последней фазе, передайте право хода соседу слева. Разберём каждую фазу отдельно(для большей аутентичности я буду переходить на мной так называемый язык «Манчкина»).
ФАЗА ВЫШИБАЕМ ДВЕРЬ
Вскройте верхнюю Дверь из колоды. Если это монстр, вы должны с ним биться (о Бое немного попозже). Ва не можете продолжать ход, пока не завершите бой. Если враг убит, получите уровень (или два за более серьёзного противника) и положенную долю сокровищ. Если вы вскрыли карту Проклятия, оно тут же действует на на вашего манчкина (если может) и сбрасывается. Если вышла любая другая карта, можете тут же сыграть её или взять на руку.
ФАЗА ИЩЕМ НЕПРИЯТНОСТИ
Если вы не встретили монстра, выбив дверь, теперь, при желании, можете сыграть с руки карту Монстра (если у вас есть такая) и подраться с ним по обычным правилам. Не выпускайте врага, с которым не в силах совладать, если не уверены, что вам помогут.
Если вы не встретили монстра, выбив дверь, и отказались искать неприятности, обыщите пустую комнату. Возьмите вторую карту Двери из колоды на руку, не показывая соперникам.Если вы встретили монстра, но смылись от него, вы не получаете права очистить нычки.
Если у вас на руке больше пяти карт, либо сыграйте лишние карты, либо отдайте излишки персонажу с наименьшим уровнем. Если статус самого слабого манчкина(игрока) оспаривают несколько игроков, разделите карты между ними настолько ровно, насколько получится. Сами выберите, кто получит больше карт, если поровну раздать не получается. Если ваш манчкин самый низкоуровневый (или один из таких), просто сбросьте лишние карты.
Теперь поясню конкретно о каждом из действий.
БОЙ С НЕСКОЛЬКИМИ МОНСТРАМИ
Некоторые карты (и прежде всего «Бродячая тварь») позволяют соперникам бросить против вас в бой новых монстров. Чтобы победить в таком бою, вам надо превзойти суммарную боевую силу всех врагов. Любые особые свойства (например, требование победить монстра только уровнем) распространяются на весь бой в целом. Есть карты, позволяющие прогнать одного монстра из боя и сразиться с остальными, но нельзя биться с одним и смываться от других. Даже если избавитесь от одного врага с помощью карты либо за счёт свойства класса или расы, но потом смоетесь от его выжившего напарника, вы не получите никаких сокровищ.
ПОМОЩЬ ОТ ДРУГИХ ИГРОКОВ
Если вы не в силах одолеть монстра в одиночку, попробуйте позвать на подмогу. О помощи можно просить любого, но только не каждый откликнется. Тем не менее, просите, пока все не откажут
или кто-нибудь не согласится. Вы вправе взять только одного помощника. Добавьте его боевую силу к своей. Не забывайте, что играть карты в текущий бой может любой игрок — и это помощью не считается. Помощника можно (а чаще всего — нужно) подкупать своими шмотками в игре или обещанием доли сокровищ, которые есть у монстра. Если в ход пошёл второй вариант, договоритесь, каким образом будете делить сокровища после победы.Особые преимущества и уязвимости монстра распространяются на твоего помощника и наоборот. Если вам успешно помогли, монстр убит. Выполните особые указания с его карты (если они там есть), получите сокровища и сбросьте монстра. Вы получаете уровни за каждого убитого врага, а ваш помощник — нет. Карты Сокровищ тянете вы, даже если монстр погиб из-за особых свойств твоего помощника.
Если никто не согласился вступить в бой на вашей стороне или даже с подмогой вам не хватает сил одолеть монстра из-за козней других манчкинов, придётся смываться. Бегство из боя не приносит ни уровней, ни сокровищ, ни шанса почистить нычки. Более того, даже успешная смывка не всегда проходит без последствий. Бросьте кубик. Выпадет 5 и больше — смоетесь. Некоторые шмотки и свойства упрощают или затрудняют бегство. А ещё монстры бывают быстрые и медленные, и могут дать тебе штраф или бонус на смывку. Смылись? Не спешите сбрасывать монстра. Иные враги могут навредить даже смывшемуся манчкину, так что сперва прочитай карту. Догнав манчкина, монстр творит с ним указанное на карте непотребство: лишает шмоток или уровней, а то и убивает. Если в бою сражались два манчкина, смываться должны оба. У каждого свой бросок смывки. Монстр может поймать обоих. Смываясь от нескольких врагов, делайте отдельный бросок для каждого из них в любом порядке и принимай непотребство от всех, кто вас поймает. Вот теперь можно сбросить монстра (монстров).
Умерев, манчкин теряет всё имущество, но сохраняет свой класс (классы), расу (расы), уровень, карты «Суперманчкин» и «Полукровка» (если они у него в игре), а также все проклятия, которые действовали на него в момент смерти, — ваш новый персонаж не отличается от погибшего.
Выложите все карты с руки рядом со шмотками и прочими картами павшего манчкина. Каждый соперник берёт из этих карт по одной на свой вкус, начиная с хозяина самого высокоуровневого персонажа (спорные ситуации разрешаются броском кубика). Если кому-то карт не хватит, ничего не поделаешь. Когда все соперники получили по карте, остатки сбрасываются. Мёртвые персонажи не могут получать карты ни по какой причине (даже от щедрот) и не растут в уровне. В начале хода следующего игрока у вас появляется новый персонаж. Он может помогать другим в боях, хотя пока и нечем: ни шмоток в игре, ни карт на руке у тебя нет. Свой следующий ход начните с получения восьми карт, как в начале игры (по 4 из каждой колоды). Можете немедленно сыграть класс, расу и шмотки, затем продолжайте ход по обычным правилам.
Победив монстра (убив или изгнав его), получите сокровища. Внизу каждой карты Монстра указано,
сколько сокровищ полагается победителю. Если бились с врагом один на один, тяните карты в закрытую. Если у вас был помощник, набирайте сокровища в открытую, чтобы все видели, что вам досталось. Карты Сокровищ можно сыграть сразу, как только получил их. Шмотки выкладывайте перед собой. Карты «Получи уровень» вы вправе применить когда угодно и в пользу любого игрока.
РАСА: персонаж может быть человеком, эльфом, дварфом или хафлингом — если вы сыграли карту одной из этих рас. Если у вас в игре нет карты Расы, твой манчкин — человек. Он не обладает особыми свойствами. Свойства расы указаны на соответствующей карте. Манчкин обретает расовые свойства, едва ты играешь карту Расы, и лишается их при сбросе этой карты. Некоторые свойства требуют от вас сбросить карты — их можно сбрасывать как с руки, так и из игры. Карты Расы сами подскажут, когда применять их свойства. Карту Расы можно сбросить в любой момент, даже в бою: «Не желаю быть эльфом!». Оставшись без карты расы, ваш манчкин становится человеком до тех пор, пока вы не сыграете другую карту Расы. Манчкин не может принадлежать к нескольким расам сразу без карты «Полукровка», и даже с ней он не вправе принадлежать к двум одинаковым расам.
КЛАСС: персонаж может быть воином, волшебником, вором или клириком — если вы сыграли карту одного из этих классов. Свойства класса указаны на соответствующей карте. Манчкин обретает классовые свойства, едва вы играете карту Класса, и лишается их при сбросе этой карты. Некоторые свойства требуют от вас сбросить карты — их можно сбрасывать как с руки, так и из игры. Карты Класса сами подскажут, когда применять их свойства. Запомните, что вор не может воровать, если он сам или его цель находятся в бою, а бой начинается, как только раскрыта карта монстра. Карту Класса можно сбросить в любой момент, даже в бою: «Не желаю быть волшебником!». Ваш манчкин становится бесклассовым до тех пор, пока вы не сыграете другую карту Класса. Манчкин не может принадлежать к нескольким классам сразу без карты «Суперманчкин», и даже с ней он не вправе принадлежать к двум одинаковым классам.
Вы можешь обмениваться шмотками (но не другими картами!) с соперниками. Обмену подлежат только шмотки в игре — карты с руки менять нельзя. Обмениваться можно в любой момент, кроме боя. Лучше всего меняться не в свой ход. Все полученные при обмене шмотки тут же входят в игру, и вы не можете продать их до начала своего хода. Также вы можете подкупать шмотками
соперников. Вы можешь показывать соперникам карты на руке — уж этого правила запретить не в силах.
В свой ход можете сбросить шмотки на общей суммой не меньше 1000 голдов, чтобы немедленно получить один уровень. Если сбрасываете шмотки, скажем, на 1100 голдов, сдача вам не положена. Но если сбросите шмоток на 2000 голдов разом, получите сразу два уровня. Продавать можно как шмотки из игры, так и карты с руки. 10-й уровень нельзя купить за шмотки.
Вот в общем то и все правила «Манчкина». Как можно заметить правила не столь сложны, но ситуации, которые генерирует игру просто невообразимы. Так как в игре почти всё завязано на взаимодействии карт игра предлагает огромное количество комбинаций между ними, что даёт огромную возможность создание своей собственной тактики. А так как игра постоянно дополняется новыми картами игра не перестаёт быть интересной и весёлой.
Расскажу о официальных расширениях игры:
— Unnatural Axe, первое дополнение (66 подземелий, 46 сокровищ), в 2002 году выиграло Origins Award как «Лучшее карточное дополнение или расширение». В этом дополнении появилась новая раса — Орки. Русская локализация — «Манчкин 2: Дикий топор». В комплект входят также пять пустых карт для личных разработок владельца колоды;
— Clerical Errors, второе дополнение к Манчкин (66 подземелий, 46 сокровищ), с ним количество карт при игре в Манчкин выросло до 392. В этом дополнении появилась раса Гномы и класс Бард. Русская локализация — «Манчкин 3: Клирические ошибки». Все карты соответствуют своему назначению (Дверь/Сокровища);
— The Need for Steed, третье дополнение к Munchkin (78 подземелий, 34 сокровища), выпущено в 2006 году. Содержит новый тип карт, Жеребцов, похожих на дракона, орла и черепаху. Кроме того, увеличено число видов Наёмников. Правила по использованию новых карт включены в дополнение. Русская локализация — «Манчкин 4: Тяга к Коняге». Все карты соответствуют своему назначению (Дверь/Сокровища);
— De-Ranged, четвёртое дополнение (60 подземелий, 52 сокровища), добавляет к существующим классам класс рейнджер, а также несколько монстров из европейской версии игры. Русская локализация — «Манчкин 5: Следопуты»;
— Demented Dungeons, пятое дополнение, выпущено 16 марта 2008. Оно принесло новую концепцию «подземелий» — карт, временно меняющих правила игры для всех игроков. В дополнении присутствуют карты подземелья (20 штук), имеющие больший размер, и 16 обычных карт Порталов, которые позволят путешествовать всей партии между подземельями. Русская локализация — «Манчкин 6: Безбашенные подземелья»;
— Сheat with both hands, новое шестое дополнение (112 карт), которое заменило «More Good Cards» и «Munchkin Blender». Русская локализация — «Манчкин 7: Двуручный чит» вышла летом 2012 года;
— Half horse will travel, седьмое дополнение (112 карт). Вводит новые расы кентавр и ящерко. Русская локализация — «Манчкин 8: В хвост и в гриву»;
И это я рассказал лишь о расширениях оригинального Манчкина, а ведь существует ещё Star Munchkin, Munchkin Fu, Munchkin Bites, Super Munchkin, Munchkin Impossible, Munchkin Cthulhu, The Good, The Bad, And The Munchkin, Munchkin Zombies и много чего другого.
Что ж подведём итог. Манчкин — это весёлая, интересная игра для компании друзей и знакомых, в которой если вы будете подставлять друг друга и относится к этому проще и с юмором, то отличная игра вам точно обеспечена. А у меня на этом всё. Всем пока и удачи.
1. В печёнках уже Манчкин этот сидит, простите (
…
.99+00000Е. Я не понял, а что произошло в комментах?
В то время как наши космические корабли бороздят просторы Вселенной… манчкины не перестают думать о наживе и продолжают хапать сокровища, мочить монстров и подставлять друзей прямо в открытом космосе. Неземное дополнение к Звёздному Манчкину – это, конечно же, он, миелофон Звёздный Манчкин 2. Войны Клоунов.
Супер Манчкин 2. Улётный Плащ
Супер Манчкин 2. Улётный Плащ
Обратите внимание! Это не самостоятельная игра, а дополнение к Супер Манчкину!
Когда над миром сгустилась тьма; когда кажется, что некуда бежать; когда вы думаете, что надеяться на спасение бесполезно, приходят они – Супер Манчкины! Приходят, мочат монстров, забирают все сокровища и улетают прочь, навстречу новым приключениям 🙂 Эпическое дополнение к Супер Манчкину!
Манчкин Апокалипсис 2. Бараний Рок
Манчкин Апокалипсис 2. Бараний Рок
Кто сказал, что Апокалипсис должен быть, таким, как нам показывают голливудские фильмы? Ведь кроме тлена и страдания, надвигающийся конец Света сулит всем последним людям на Земле массу веселья, горы сокровищ, хлеба, зрелищ и, конечно же, всевозможных опасных монстров, мочить которых – одно удовольствие. Наслаждаться скорым концом стало еще веселее вместе с дополнением к одноименной игре Манчкин Апокалипсис 2 Бараний Рок.
Манчкин Зомби 2 Со всех рук
Манчкин Зомби 2 Со всех рук
Манчкин Зомби 2 Со всех рук – это первое дополнение к очередному карточному блокбастеру от маэстро Стива Джексона под названием Манчкин Зомби. Как известно, зомби мало не бывает, а также борцов с ними, а потому в свеженьком как мозги отличника дополнении вас ждет 112 карт с новыми фантастическими приключениями!
Манчкин В Осаде
Манчкин В Осаде
Долгожданное пополнение в коварном и запутанном мире Манчкина! Настольная игра Манчкин В Осаде – это самостоятельная игра с знакомыми глазу манчкиниста монстрами и совершенно другой игровой механикой. Держите осаду, отражайте нападки монстров, защищайте свой замок, но помните – победит только один!
Манчкин Пиратский 2. Танцы с акулами
Манчкин Пиратский 2. Танцы с акулами
Ох уж эти ненасытные пираты: вечно им надо больше рома, больше пиастров, и больше Манчкинов! Чтобы ваш внутренний пират не скучал в порту, плодородный Стив Джексон подарил нам первое дополнение к Пиратскому Манчкину и назвал его зажигательно – Танцы с Акулами. Точите сабли, будите попугаев и расчесывайте бороды – вас ждут удивительные морские приключения!
Манчкин Тащи Сокровища
Манчкин Тащи Сокровища
Она пришла за вашими детьми! Значительно менее подлая и почти даже обучающая семейным ценностям настольная игра Манчкин Тащи Сокровища теперь добралась и до семейных вечеров. Лёгкие правила и забавные карты развлекут юных расхитителей подземелий.
Хороший Плохой Манчкин
Хороший Плохой Манчкин
Как, по-вашему, играют в Манчкин в салунах на Диком Западе в перерывах между перестрелками и попойками? На сленге прерий, разумеется! У поклонников культовых фильмов «Хороший, плохой, злой» и «Быстрый или мёртвый» теперь есть повод грозно посверкать глазами, попалить в пианистов и выбить табуретку у старого дружка из-под ног.
Манчкин Тайная Добыча
Манчкин Тайная Добыча
Всем любителям издевательски-брутального манчкинистского сеттинга посвящается! Лучшая игра для компаний 2013 года и лучшая семейная игра 2014 года Тайное Послание с новыми иллюстрациями и сюжетом. Теперь можно не скрывать свои чувства к сокровищам, а поделиться им с друзьями в быстрой и полной интриг игре Манчкин: Тайная Добыча!
Манчкин – как играть, виды карт, бой, особенности
Количество игроков
Длительность игры зависит от везения и активности игроков, но средняя продолжительность партии на четырех человек – час-полтора. Большой компанией можно просидеть и весь вечер. Производители рекомендуют раскладывать карты на трех-шести человек, чтобы набора хватило на всю партию. Но если у вас пачка дополнений, то опасаться, что карты закончатся, не стоит даже вдесятером.
Категории игроков
Среди игроков можно выделить две категории – настоящий манчкин и еще-не-манчкин. Поверьте, во время игры вы их сразу отличите по уровню рисковости. А еще не-манчкины быстро становятся манчкинами, как только проникаются духом игры.
Время в игре
Цель игры
Ну, конечно, цель этой игры, как и многих других, – победа, достижение 10-го уровня. Формально. А на самом деле – суть в процессе, в возможности побыть час-другой совершенно отмороженным манчкином, совмещать боевую мощь и подковерные интриги. Совершенно безумно, но так прекрасно!
Упаковка и дизайн
Все «Манчкины» в России выходят в адаптации от компании Hobby World, сохраняя оригинальный дизайн Джона Ковалика. Первые издания были черно-белые (точнее, бежево-коричневые), все последующие игры и переиздания – уже цветные.
Виды карт
«Манчкин» – это карточная игра, и для игры в нее не обойтись без карт. Если в базовом наборе их было всего 168, то с разрастанием игры стали появляться не только новые карточки, но и их новые группы, а кое-где и игровое поле. Более того, фанаты даже пытаются делать собственные карты Манчкин, например, по мотивам MMORPG «Скайрим».
В базовой игре «Манчкин» основные виды карт – Двери и Сокровища. Их складывают в две колоды рубашкой вверх, и для их использования есть своя инструкция в описании игры.
Отыгранные карты идут в две стопки сброса лицом вверх. Когда в основных колодах карты заканчиваются, сброс замешиваете и кладете на их место. Как часто вам это будет требоваться, зависит от количества игроков и единовременно используемых дополнений. Конечно, в «Манчкин» можно сыграть и вдвоем, но тогда теряется почти вся интрига – кто же ударит в спину в этот раз?
Сколько карт может иметь один манчкин в игре? Книга правил утверждает, что на руках – пять, перед собой – пока не закончатся все возможные слоты. С помощью карт со шмотками и артефактами манчкины так умеют поднимать свои характеристики, что становятся готовы к любым приключениям.
Среди обычных карт в колоде можно найти несколько особых карт в зависимости от версии игры. Особо ценятся у всех карты Читерский кубик и Хотельное кольцо, отменяющее любое проклятие. Есть еще одна забавная карта, применяемая после броска кубика, – Котошественное вмешательство. Даже если манчкин не имеет дома кошки, с помощью этой карты он может перебросить свой неудачный бросок – или чужой удачный. Никаких кошек, когда рядом манчкин, не надо!
Дверь/шлюз
Дверью называют карты с изображение двери на рубашке, которые игроки в обязательном порядке открывают в первой фазе своего хода. За дверью их может ждать монстр, с которым придется сражаться, проклятие, класс, раса, различные усилители для монстров, Скакун, Наемничек и несколько отдельных видов карт, в зависимости от версии игры.
Карты монстров
На карте монстра всегда обозначены его уровень (от 1 до 20), имя, непотребство, которое он совершит, если вас победит, а также, сколько уровней и сколько сокровищ сулит вам победа над ним. Некоторые карты содержат и дополнительную информацию о чудовище, которой соизволили поделиться авторы и которая, скорее всего, не сулит вам ничего приятного.
Сокровище
Карты Сокровище можно получить только после победы над монстром. В этой колоде лежат шмотки и разовые, обычно дающие бонус, карты Получи уровень, а также другие карты обычно очень полезного характера.
Как сыграть карту сокровищ
Чтобы сыграть карту сокровищ, ее нужно из руки выложить на свой стол. Или на стол того, кому вы подкидываете в помощь (или не в помощь) разовую шмотку. Обычно не имеет значения, какую карту выложили первой, а какую следом, но ситуации бывают разные.
Как использовать сокровища
Сокровища-шмотки выкладывают на свой стол – снаряжают персонажа, продают или меняют. Не выложенные карты с одноразовыми вещами или особыми свойствами придерживают, пока не будет подходящий момент для их использования. Например, в бою для получения одноразового бонуса.
Как использовать проклятия
Проклятия в «Манчкине» – очень непростой предмет. Казалось бы, их предназначение – сделать гадость. Что обычно и делают, насылая проклятия друг на друга в самый неподходящий момент. Но они могут иногда принести бонусы и жертве. Например, как ни странно, чтобы избавиться от другого проклятия.
Использовать карты проклятий можно в любой момент игры, даже во время чужого или собственного боя
Проклятия, вытянутые в фазе открывания дверей срабатывают мгновенно на того, кто их активировал, если не написано иное.
Подземелье
В некоторых играх из серии «Манчкин» есть особый вид карт – Подземелья. Они вдвое больше по размеру, чем обычные, и открываются, если кто-то вытянул из колоды Дверей карту портала. Подземелья на время изменяют правила игры для всех участвующих.
Сивучать
В поздних дополнениях появляется новый вид карт – сивучать. Сивучать обычно срывается (открывается), когда погибает один или несколько персонажей и дает мгновенный или длительный эффект, действующий на участников. Когда сорвана седьмая сивучать, игра заканчивается, даже если никто из персонажей не дошел до 10 уровня.
Расхождения между картами и правилами
Конечно, правила писаны для всех, но – только не в «Манчкине». Встречаются карты, содержащие информацию или указания, противоречащие правилам. В этом случае приоритетным считается написанное на карте. Даже, если из-за этого выигрывает соперник или вам откусывают голову. Даже если вам это кажется жутко нечестным. Такова жизнь. Точнее, таков «Манчкин».
Начало игры
Игра начинается с озвучивания правил, включая хоумрулы хозяина колоды, и определения очередности хода (обычно это делают броском кубика). Игроки ходят, начиная с выбросившего наибольшее значение и далее по часовой стрелке. Также в начале игры оговаривается наказание для тех, кто попадется на нечестной игре.
Как начать игру
В начале игры карты раскладываются на две колоды – Двери и Сокровища. Каждому участнику раздается по 8 карт (в старой редакции – по 4) – 4 карты Дверей и 4 карты Сокровищ. Это случайный набор, с которым он отправится навстречу приключениям. Также каждому полагается счетчик уровней. В базовом наборе его нет, так что припасете пачку спичек, счетных палочек, фишек или горсть кубиков-десятигранников. Или купите готовый счетчик отдельно.
Что такое персонаж игрока
Игрок выступает, разумеется, не от своего имени, а от имени своего персонажа. Словесный отыгрыш в «Манчкине» не требуется, зато картами персонажу будут обеспечены раса, класс и обвес. От игрока остается только пол (и тот может быть сменен под воздействием проклятья).
Создание персонажа
По умолчанию все стартуют людьми первого уровня. Дальнейшее создание персонажа игрок начинает на своем первом ходу из тех карт, что ему выпали при раздаче. При удачном раскладе можно сразу оказаться, например, хорошо вооруженным дварфом-воином в броне с приличными бонусами. А можно и человеком с пустыми руками, после чего остается только надеяться, что за Дверью не притаился монстр.
Показатели персонажа
Каждый персонаж «состоит» из трех характеристик – Раса, Класс и Уровень.
Основной показатель крутости персонажа – это его заработанный уровень. Ниже первого уровня они не могут опуститься ни при каких условиях, кроме как оговоренных отдельно на картах. Также есть бонусы, которые дают Шмотки. Суммарно уровень персонажа и бонусы учитываются при противостоянии с монстрами. На время боя можно усилиться Разовыми шмотками.
В басовом комплекте «Манчкин» всего 3 вида карт расы – Эльф, Дварф и Хафлинг. К четвертой расе – Человек – вы принадлежите, если не выложили ни одну из них.
У каждой расы есть свои достоинства и недостатки. Например, хафлинг может раз в ход продать вещь по двойной цене, дварф таскает сколько угодно больших шмоток, а эльф быстро бегает от монстров.
Одновременно можно иметь только одну расу, если нет карты Полукровка (Расовый коктейль).
Класс
Класс – это «профессия» вашего персонажа, то, в чем он реально хорош. Так, Воин побеждает в бою при ничьей, Вор умеет, как ни странно, воровать и бить в спину, Волшебник хорошо морочит монстрам головы, а Клирик весьма эффективен в бою с нежитью (а еще он умеет воскрешать мертвых монстров, но тише, об этом никому).
Одновременно можно быть представителем только одного класса, если нет карты Супеманчкин.
Есть Шмотки, которые могут или не могут использовать конкретные классы и расы. А еще есть монстры, которые очень любят или очень не любят некоторые классы или расы, так что иногда приходится в бою сбрасывать эльфийские уши, чтобы их не откусили.
Рука – это те карты, которые у вас на руках, уже полученные, но еще не сыгранные. Их количество на конец хода ограничено пятью (у Дварфа или при определенных обстоятельствах – шестью). Если имеется излишек, то их надо либо сыграть, либо отдать на благотворительность – игроку с самым низким уровнем. Просто сбросить нельзя, разве что в случае, когда отстающий – вы.
По нормам приличия их рекомендуется держать развернутым веером, чтобы в их количестве не возникало сомнений, но тут уж зависит от домашних правил каждой компании. Кто-то спокойно относится к Руке, сложенной стопочкой, кто-то видит, что в веере карт под добрый десяток, но молчит, потому что у самого пара монстров в рукаве или кармане припрятаны. По правилам так, конечно, нельзя, но в «Манчкине» правила созданы, чтобы их нарушать. Но имейте в виду, что шулера обычно наказывают, так что лучше все-таки не мухлевать или хотя бы не попадаться.
Во время боя из Руки можно играть только карты с одноразовыми бонусами, проклятия и Бродячую тварь.
Если карта сыграна, то вернуть ее в Руку нельзя. Можно потерять всю Руку из-за Проклятья или смерти.
Вещи игрока
Если повезет
Кстати, то же самое относится и к ногам, и при некоторой удаче можно ухитриться носить две пары Обувки.
Есть вещи, имеющие ограничение в использование по классу или расе. Это можно обойти с картой Чит.
Шмотки выкладываются в начале хода. Если рук-ног не хватает или раса-класс не позволяют пользоваться вещью, карту можно выложить, повернув боком. Зачем? Помним про ограничение количества карт на руках. Эти карты можно активировать в любой момент своего хода, кроме боя.
Шмоткой считается любая вещь, на которой указана цена (даже если написано Без цены). Соответственно их можно продать. За каждую партию вещей, проданных единовременно на сумму от 1000 золотых, персонаж получает уровень (кроме победного).
Как использовать карты класса и расы
Карты рас и классов приходят при открывании Дверей. Каждая раса и каждый класс имеют свои преимущества и недостатки, о них написано на карте. Вам решать, использовать ли их или остаться простым человеком без дополнительных фишек.
Выложить или сменить класс и расу можно в любой момент своего хода, кроме боя. В бою можно только их сбросить, если вам достался противник с расовой или классовой ненавистью, дающей ему бонусы. А вот выложить в бою ничего из них нельзя.
Что такое карты Полукровка и Суперманчкин
Карты Полукровка и Суперманчкин позволяют использовать одновременно две расы или два класса. При этом игрок получает как все бонусы этих рас/классов, так и недостатки. Быть дварфо-эльфом – пожалуйста. Воином-бардом – да легко.
Есть и второй вариант – использовать эти карты только с одной картой расы или класса, и тогда вы получается все преимущества и не получаете недостатков. Но обратите внимание, что уже не получится использовать шмотки, предназначенные только для людей.
Как и в обычном случае, можно сбросить расу или класс и заменить новой картой из Руки. Карты Полукровка и Суперманчкин при этом никуда не денутся. Также как в случае, если вас убили. Сбросить их можно либо добровольно, либо вынужденно, попав под проклятие Смена расы или Смена класса.
Ход игры
Игра состоит их ходов, а ходы – из фаз. Есть определенные правила, что можно и чего нельзя делать в каждой фазе хода. В процессе игроками берутся карты из каждой колоды, и они используют их, чтобы прийти в победе. Побеждает в «Манчкин» тот, кто первым доберется до десятого уровня, причем получить его можно только в бою или божественным вмешательством.
Процесс игры и как ходят игроки
После того, как брошен кубик и определено, кто за кем ходит, начинается игра. Игроки получают на руки стартовый набор карт, создают персонажей и ходят один за другим, пытаясь одолеть монстров и заработать уровни.
Ход игрока
В начале хода, до того, как открыта Дверь, игрок может произвести манипуляции со своими картами – «переодеться» в другие шмотки, обменяться выложенными вещами с другими игроками (или подкупить их на будущее), что-нибудь продать для получения уровня или сыграть соответствующую карту, сменить расу или класс или проклясть кого-нибудь на всякий случай.
Фазы хода
Далее начинается основная часть хода, которая делится на 4 фазы.
Счетчик уровней
В конце своего хода манчкин должен подкрутить счетчик своих уровней, если уровень изменился. Чтобы не забыть самому и чтобы все видели, насколько вы опасный соперник. Счетчиком может быть все, что угодно, чем удобно отмерять числа до 10 и обратно.
В большинстве случаев игроки получают бонус и уровень за бой. Как бы миролюбив ни был игрок и его персонаж, если хочешь победить – драться придется.
Победа
Победу в игре можно завоевать только в бою, так что приходится рассчитывать либо на везение, что в финальной схватке попадется слабый монстр, а соперники не станут или не смогут его усилить, либо на собственный манчкинизм и крутость. На высоких уровнях игра идет жестко, и противники всеми силами стараются не дать вам завалить монстра.
Бой с монстрами
Монстры
Как бы вы ни крутили с продажей шмоток и бонусными картами вроде Получи уровень, как минимум один бой вам провести придется. Десятый уровень дают только за убийство монстра. Впрочем, скорее всего драк будет больше, и нужно быть к ним готовым.
Монстры бывают разных уровней, начиная с первого, они написаны сверху, прямо над замысловатым именем. Это и вымышленные животные, и адские твари, и Адвокаты. Есть даже один Цветок в горшке.
Чтобы победить монстра в бою, нужно превзойти его уровень хотя бы на один (вот где пригодятся все шмотки). Только воин побеждает при ничьей. Впрочем, иногда можно заморочить монстра так, что он передумает вас убивать и пойдет своей дорогой. Тогда вам не достанутся ни уровень, ни сокровища, но зато останется голова на плечах.
Нежить
Есть отдельный разряд монстров – Нежить. Его очень любят представители класса Клирики, потому что за каждую сброшенную карту получают бонусы в бою с андедами.
Только вот незадача – любой игрок может подкинуть в бой с нежитью еще одну нежить с руки просто так, без спецкарты.
Усилители монстров
Как для персонажей существуют усиливающие разовые шмотки, так и для монстров в колоде припасены усилители, дающие, порой, огромной преимущество. С ними даже самого хилого врага другие игроки могут «накрутить» до уровня огнедышащего дракона.
Сражение с несколькими монстрами
Одна из больших неприятностей, которые могут случиться в бою, – сражение с несколькими монстрами. Появиться второй монстр может из-за усиливающих карт или карты Бродячая тварь. Больше двух монстров единовременно в бою быть не может. Их общие уровни складываются, но при победе сокровища и уровни вы получите за обоих. Увы, при поражении убегать тоже придется от двоих, по очереди.
Смерть от монстра
Самое печальное в игре, конечно, гибель персонажа от лап монстра. Если он победил и смыться не удалось, то персонаж умирает и теряет все свои вещи и карты из руки. Остаются только уровень, класс, раса и висящие на нем проклятия. Выложите свои карты лицом вверх, и игроки, начиная с самого высокого уровня, выберут себя по одной наиболее приглянувшейся, а остальное отправится в сброс.
Оживает персонаж, как только начнет ходить следующий игрок, и может дальше участвовать в действе. На своем ходу он получает по 4 карты Дверей и Сокровищ.
Зовем на помощь
Если умирать очень не хочется, а своих сил не хватает, то можно позвать одного игрока на помощь. Нет надежды на свое красноречие? Посулите награду. Обычно ею выступает часть сокровищ или какие-то ваши шмотки. Позвать можно только одного соратника, если он отказался – то следующего.
В совместном бою ваши уровни и бонусы складываются. Также учитываются все особые свойства приглашенного персонажа. Непотребства от монстров в случае поражения, правда, получаете тоже оба.
Помощник не получает за победу уровень, кроме эльфов, так что будьте внимательны, принимая поддержку от остроухих.
Вмешательство
«Манчкин» не был бы и вполовину такой напряженной игрой, если бы не возможность других игроков вмешиваться в чужой бой.
Как в «Манчкин» вмешаться в чужой бой
Способов помочь или подгадить одной из сторон множество.
Проклятия
А еще в бою вас могут проклясть, и еще большой вопрос, от чего вы пострадаете больше: от проклятья или монстра. Во всяком случае, подкинувший вам нехорошую карту игрок добрых слов от вас вряд ли дождется, если в самый неподходящий момент вы, например, потеряете броню или смените пол.
Смывка
Если противник сильнее, помощи нет, а карты поддержки кончились, то есть два выхода – героически умереть или с позором смыться. Катайте кубик, и если выпало 5 или 6, то вам повезло. Нет – значит, не судьба, приготовьтесь принять Непотребство.
Некоторые расы и классы имеют разные штрафы и бонусы на смывку. Бонусы могут давать и вещи. Например, есть Крыса на палочке – сбросив ее, можно убежать автоматически, а монстр пока ею пообедает. Но лучшее средство, пожалуй, – карта Читерский кубик, позволяющая перевернуть кость на нужную грань.
Если в бою было двое, то на смывку придется кидать обоим, независимо друг от друга.
Тем, кто бежал с поля боя, чистить нычки не положено.
Шмотки
Победив монстра, вы можете разграбить его сокровища, взяв их столько, сколько указано на его карте. Если бились с помощником, то берите их в открытую. Как вы их будете делить, лучше договориться заранее. Например, вам две маленьких, а ему одну большую шмотку.
Шмотки можно сразу выложить или продать. А избавляясь от лишних шмоток, вы еще и уровень лишний заработаете.
Другие особенности
Важная особенность «Манчкин» в том, что у него много, очень много продолжений и игр «по мотивам». И если «Манчкин 3: Клирические ошибки» или «Манчкин 5: Следопуты» создавались как дополнения к основной игре, в которое не поиграешь без базовой колоды, то, например, «Манчкин зомби» и «Манчкин зомби 2» – игра совершенно самостоятельная и для смешивания с колодой-прародителем не предназначенная.
На манчкины не были бы манчкинами, если бы не нарушали правила! И самые отчаянные смешивают в одну кучу и фэнтези-колоду, и зомби, и звездные приключения – и успешно ею играют. На английском языке даже существует Munchkin Blender – особый набор из 112 карт, для любителей миксовать разные наборы. Это как скрещивать своих питомцев с собаками других пород, чтобы получить новую и уникальную.
Как продавать вещи
Продать можно все, на чем написана цена. Да, даже если это Скакун или Наемничек, бывает. Чтобы получить уровень, нужно продать одновременно шмоток на сумму от 1000 голдов. Если наскребете на 2000 – получите два уровня. Этим способом прокачки чаще всего пользуются хафлинги, ведь у них есть способность раз в ход продавать одну вещь по двойной цене.
Что делать в спорных ситуациях
Спорить! Долго и жарко, пока хозяин колоды не хлопнет рукой по столу и не выскажет свое мнение. За ним остается последнее слово – так и написано в правилах.
Другие манчкинские приколы
Ситуацию всегда можно вывернуть в свою пользу. Например, сыграть на самого себя или напарника по битве проклятие или заставить монстра убраться из чужого боя, лишь бы игрок не получил уровень. Обходить правила и действовать со смекалкой – это очень по-манчковски.