Маневры на жд что это
orgperevozok.ru
Технология транспортных процессов
Новое
Популярное
Маневровая работа
Все передвижения подвижного состава на железнодорожном транспорте подразделяются на поездные и маневровые.
Поездными называются передвижения подвижного состава на перегонах между раздельными пунктами в составе поезда – с действующим локомотивом и установленными сигналами.
Маневровыми называются всякие перемещения локомотивов вхолостую (без вагонов) или с вагонами (составами) для целенаправленного выполнения операций технологического процесса.
При производстве маневров в единой смене работают составительские и локомотивные бригады.
Составительская бригада — бригада, предназначенная для руководства маневровой работой с вагонами, группой вагонов, поездами, которая состоит из составителя поездов и помощника составителя поездов, а также может состоять из двух составителей поездов, один из которых назначается руководителем.
Локомотивная бригада — работники, осуществляющие управление и обслуживание локомотивов.
Маневровый район
Маневровая работа должна производиться в соответствии с технологическим процессом работы железнодорожной станции и по плану, предусматривающему:
1) своевременное формирование и отправление поездов;
2) своевременную подачу вагонов под грузовые операции и уборку их после окончания грузовых операций;
3) наименьшую затрату времени на переработку вагонов;
4) рациональное использование всех маневровых средств и технических устройств;
5) бесперебойный прием поездов на железнодорожную станцию;
6) безопасность движения поездов, безопасность работников, связанных с маневрами, и сохранность железнодорожного подвижного состава и перевозимого груза.
На железнодорожных путях необщего пользования при отсутствии технологического процесса работы железнодорожной станции маневровая работа производится в соответствии с местной инструкцией о порядке обслуживания и организации движения.
На железнодорожных станциях, в зависимости от путевого развития, характера и объема маневровой работы, железнодорожные пути разделяются на маневровые районы.
Маневровый район — часть железнодорожной станции, включающая группу станционных путей и сортировочную горку или вытяжной путь, обслуживаемая как правило одним маневровым локомотивом и составительской бригадой.
Границы маневровых районов и порядок работы в каждом из них устанавливаются в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования.
При необходимости работы в отдельных районах двух и более маневровых локомотивов порядок их работы, лицо обеспечивающее безопасность движения поездов (дежурный по парку, маневровый диспетчер или дежурный по станции), указывается в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования.
К маневровым устройствам относятся:
— вытяжные пути (обычного и специального профиля) в совокупности со стрелочными горловинами, стрелочными улицами и примыкающими путями;
— горки малой, средней, большой и повышенной мощности, с примыкающими к ним сортировочными парками.
Виды маневров:
1) маневры расформирования (сортировочные), цель которых — расстановка по станционным путям вагонов в соответствии с их назначением и специализацией путей;
2) маневры формирования (группировочные) — расстановка вагонов в составе поезда в соответствии с требованиями плана формирования поездов и Правил технической эксплуатации;
3) маневры одновременного расформирования и формирования — одновременно с расстановкой вагонов прибывшего в переработку поезда по специализированным путям сортировочного парка производится их подборка согласно требованиям плана формирования поездов, и Правил технической эксплуатации;
4) маневры по прицепке и отцепке вагонов производятся с групповыми поездами, поездами, изменяющими направление следования, имеющими перелом массы, а на промежуточных станциях — со сборными поездами;
5) маневры по подаче и уборке вагонов на пути и с путей производства грузовых и других станционных операций (погрузка, выгрузка, перевеска, ремонт и т. д.);
6) прочие маневры, к которым относятся: перестановка составов, групп и отдельных вагонов из парка в парк, маневры по подтягиванию и осаживанию вагонов в сортировочном парке, пропуск локомотивов по станционным путям и др.
Маневры могут выполняться на сортировочных горках, вытяжных путях (вытяжках) и с использованием свободных участков путей сортировочных, а в некоторых случаях (при распоряжении дежурного по станции) и приемоотправочных парков.
Маневрами называют всякое внепоездное передвижение локомотива с вагонами (составами) или без вагонов, связанное с выполнением технологических операций. А процесс выполнения маневров называют маневровой работой.
Маневровая работа (наравне с поездным движением) занимает ведущее место в перевозочном процессе. Около 70% времени своего оборота вагон находится на станциях. За время оборота вагон 4-5 раз попадает в переработку. На маневровую работу затрачивается до 25 % всех перевозочных средств. Десятки тысяч работников станций заняты на маневрах по расформированию-формированию поездов, обслуживанию грузовых фронтов. Для выполнения маневровой работы на станциях сооружают специальные путевые устройства — сортировочные парки, горки, вытяжные пути. Изучение практического опыта и теории маневров является основой для правильной организации работы станции и эффективного использования перевозочных средств. В зависимости от выполняемых операций маневры подразделяются на следующие виды.
Расформирование состава — это расстановка (сортировка) вагонов по путям их назначения. Расформированию подлежат составы прибывших в переработку поездов, группы вагонов, убираемых с грузовых фронтов, с пунктов ремонта и экипировки, с пунктов подготовки вагонов под погрузку и др.
Формирование состава — это расстановка вагонов в составе поезда в соответствии с требованиями нормативных документов (ПТЭ, плана формирования ПФ, графика движения ГД). Расформирование и формирование составов производится с использованием специальных путевых устройств: сортировочных горок и вытяжных путей.
Для экономии средств и времени операции расформирования и формирования должны максимально совмещаться, т.е. в процессе расформирования состава вагоны должны включаться в новые группы по назначениям, образуя, таким образом, новые составы.
Перестановка составов или отдельных вагонов — это передвижение маневрового состава с одного пути парка на другой или из одного парка в другой. Маневровым составом называют вагон или группу вагонов, сцепленных между собой и с локомотивом, производящим маневры.
Прицепка вагонов к проходящему станцию поезду с целью пополнения состава, а также для вывоза со станции вагонов, с которыми закончены грузовые операции, экипировка, ремонт и др.
Отцепка вагонов от поезда с целью уменьшения его состава или из-за их неисправности, а также вагонов, доставляемых на станцию под грузовые или другие операции.
Подача (и уборка) вагонов — передвижение вагонов с путей накопления (приема) на пути их погрузки и выгрузки, экипировки, ремонта, подготовки вагонов под погрузку и др. (и обратно).
Осаживание вагонов — передвижение отдельно стоящих вагонов или групп вагонов по пути в одном направлении с целью их соединения и освобождения части пути для последующей постановки (сортировки) других вагонов. Осаживание является сложным видом маневров, так как в процессе передвижения изменяется величина маневрового состава.
Подтягивание вагонов производится взамен осаживания в тех случаях, когда эту операцию в сложившихся условиях выгоднее выполнить маневровым локомотивом с противоположного осаживанию конца пути. В этом случае сначала осаживанием вагоны сцепляют, а затем передвигают к предельному столбику, ограничивающему полезную длину.
Взвешивание — передвижение вагонов по вагонным весам с определенной скоростью (или с остановками на весах) в процессе их взвешивания.
Admin добавил 18.04.2012 в 09:21
Вы можете дополнить или изменить данную статью, нажав кнопку Редактор
Маневровая работа
Маневровая работа
Рациональная организация маневров во многом определяет успешную работу станции, уровень их перерабатывающей способности и выполнение основных качественных показателей – затрат времени на обработку вагонов.
По степени сложности маневры подразделяют на простые и сложные.
Простые маневры, при которых величина маневрового состава остается неизменной.
Сложные маневры, когда величина маневрового состава изменяется в процессе маневров. По характеру маневровые работы различают маневры сортировочные, перестановочные, группировочные и специальные.
Сортировочные маневры заключаются в расстановке вагонов по сортировочным путям назначения.
Перестановочные манёвры в перестановке составов, группами или отдельными вагонами с одного станционного пути на другой.
Группировочные маневры – в подборке вагонов в группы по разным признакам (станциям или районам назначения, пунктам погрузки, выгрузки подачи и т.п.).
Специализированные маневры – в продвижении вагонов при их взвешивании, промывке и подобных операциях.
По назначению маневры различают на маневры формирования, расформирования, прицепки, отцепки, подачи, уборки вагонов. Маневры расформирования и формирования чаще всего полностью или частично совмещаются.
Для оценки объема маневров в качестве измерителя пользуются понятием «Маневровая операция». Типовые маневровые операции: расформирование состава или передачи, формирование состава поезда, обработка транзитного поезда с изменением массы состава или обменом групп вагонов, перестановка состава или группы вагонов из одного парка в другой или с одного пути на другой, подача или уборка группы вагонов и перестановка отдельных вагонов.
Маневры производят при помощи сортировочных устройств и маневровых двигателей.
Сортировочными устройствами являются сортировочные горки повышенной, большой, средней и малой мощности, а также вытяжные пути со стрелочными горловинами на уклоне или площадке. К маневровым двигателям относятся локомотивы, тягачи и толкатели, а так же стационарные устройства для передвижения вагонов (маневровые лебедки).
Затраты связанные с маневровыми работами на станциях составляют около 10% всех эксплуатационных расходов по осуществлению грузовых перевозок и около 30-40% всех расходов на станциях. Поэтому ускорение маневров совершенствование их технологии, более производительное использование маневровых средств имеют большое экономическое значение.
Повышение экономичности маневровых работ может быть достигнуто путем увеличения времени производительности работы маневровых локомотивов, снижения затраты времени на выполнение маневровых операций на основе применения более совершенной технологии.
Маневровый локомотив
Предназначен для маневровых работ на станциях подъездных путях, то есть для выполнения всех передвижений вагонов по станционным путям, формирования и расформирования поездов, подачи вагонов к грузовым фронтам, на ремонтные пути, перестановки из парка в парк.
Маневровый район
Часть железнодорожной станции, включающая группу станционных путей и сортировочную горку или вытяжной путь, обслуживаемая одним маневровым локомотивом и составительской бригадой. Передвижение маневрового локомотива с вагонами или без них из одного маневрового района в другой разрешается только дежурным по станции или маневровым диспетчером. Работа двух или более маневровых локомотивов в одном маневровом районе осуществляется под контролем лица, распоряжающегося маневрами.
Без чего невозможна работа РЖД? Маневровая работа на станциях
Опубликовано 15.08.2019 · Обновлено 04.02.2021
А как осуществляется маневровая работа на станциях? Вопрос очень серьезный. Маневровая работа – это огромный сегмент в работе любых железных дорог в целом. На станциях производится сортировка вагонов, формирование и расформирование составов, производится подача порожних вагонов и вывоз готовой продукции с промышленных предприятий, работа с пассажирскими поездами и много еще важных операций, все это и есть – маневровая работа, а проще, маневры.
Станции бывают разных классов, например, внеклассные – это крупные сортировочные станции и далее, станции 1, 2, 3 и 4 классов. Но везде может производиться маневровая работа, на станциях любого класса, только со своими особенностями. Рассмотрим маневровую работу на самых крупных сортировочных, «внеклассных» станциях. На них существуют сортировочные горки, подгорочные парки, парки прибытия, отправления и формирования грузовых поездов, на все направления, также пассажирские вокзалы, перроны, парки отстоя пассажирских составов и многое другое, везде производится интенсивная маневровая работа.
Весь ее порядок строго регламентируется соответствующими инструкциями и правилами, как общеотраслевыми, так и местными. На каждой станции существует техническо-распорядительный акт, в котором прописана вся работа станции, исходя из местных условий – это важнейший документ, утверждаемый начальником дороги, согласованный с ревизорским аппаратом. Он обязателен для изучения всеми причастными, под роспись с периодической проверкой его знания в виде зачетов. Радиообмен при маневровой работе ведется отдельно от поездного, на своей частоте, ведь в работе задействовано очень много специалистов: машинисты маневровых тепловозов, составители поездов, операторы горочных постов, вагонники, дежурные по станциям и многие другие.
Работа маневровых локомотивов в основном производится по сигналам маневровых светофоров (белый-разрешающий, синий-стой), но также и по сигналам маршрутных, выходных и входных светофоров (например, выезд маневрового состава за границу станции). На сортировочных горках – своя технология, там машинисты тепловозов работают по сигналам специальных, горочных светофоров, как правило это светофоры мачтового типа.
Сортировочная горка
Все стрелки централизованы и управляются с пульта дежурного по станции, но в отдельных парках, например, подгорочных, стрелками может дистанционно управлять оператор, находящийся в помещении дежурного по станции или оператора горки. Помимо дежурного по станции маневровой работой руководит маневровый диспетчер.
Дежурный по горке
А какие локомотивы работают на маневрах и как они подразделяются?
В маневровой работе задействованы в основном тепловозы, капотного типа, специально для нее построенные : ТЭМ2 и его модификации, ТЭМ18ДМ – тепловозы с электрической передачей, шестиосные, строившиеся на Брянском машиностроительном заводе, мощность их составляет 1000 л.с.;
Тепловоз ЧМЭ3
ЧМЭ3 и его модификации, шестиосные тепловозы с электрической передачей, мощностью 900 л.с., строились в Чехославакии. Где требуется локомотив помощнее, то там работают восьмиосные тепловозы с электрической передачей ТЭМ7, мощностью 2000 л.с., выпускаемые Людиновским тепловозостроительным заводом.
Тепловоз ТЭМ7
Но все зависит от местных условий, выполнять маневровую работу могут и поездные локомотивы, даже электровозы, например, на сортировочных горках. Маневровые локомотивы по роду работы, подразделяются на горочные, парковые, хозяйственные и диспетчерские. Горочные машины, как правило самые мощные, работают на горках – вытягивают тяжелые составы на горку, а потом их оттуда сталкивают в подгорочный парк. Парковые локомотивы работают во всех парках и выполняют огромный объем работ – формирование и расформирование поездов, прицепки и отцепки, перестановки и т.д., также они выполняют всю маневровую работу с пассажирскими поездами. Хозяйственные (на профессиональном жаргоне – «хозяйки») работают на ветках промышленных предприятий – поставка порожняка и уборка груженых вагонов на станцию. Диспетчерские локомотивы работают на участках, обрабатывая небольшие станции, но где есть погрузка и выгрузка вагонов, доставляя их на сортировочные станции.
Машинисты маневровых локомотивов работают в основном в «одно лицо», то есть без помощников и руководствуются сигналами и указаниями составителя поездов и дежурного по станции. Смена длится по 12 часов в день и ночь.
Маневровая работа
Маневровая работа — это внепоездные передвижения подвижного состава в пределах станции, а в отдельных случаях, и с выездом на перегон (согласно Правилам технической эксплуатации (ПТЭ)).
Маневровую работу выполняют на вытяжных путях (вытяжках), сортировочных горках, полугорках, наклонных путях и парках. На вытяжных путях вагоны передвигаются с помощью маневровых локомотивов, на горках — под действием силы тяжести, на полугорках — с помощью маневровых локомотивов и под действием силы тяжести. В качестве средств передвижения используют локомотивы, тягачи, тракмобили Mercedes-Benz Unimog и толкатели, а также стационарные устройства. Из локомотивов при выполнении маневровой работы используют главным образом тепловозы, реже — электровозы. Стационарные устройства (электролебедки) применяют для перестановки вагонов на погрузочно-разгрузочных и ремонтных путях.
Непосредственно маневровые передвижения состоят из отдельных элементов. Полурейс — перемещение вагонов с локомотивом или одного локомотива без изменения направления движения. Перемещение вагонов с локомотивами или одного локомотива по станционным путям называется маневровым рейсом. Он состоит из двух полурейсов. При передвижении локомотива с вагонами полурейсы и рейсы называют рабочими, без них — холостыми. Вагоны, с которыми совершается рабочий полурейс или рейс называются маневровым составом. В составе, подлежащем расформированию, один или несколько вагонов, которые в процессе сортировки должны быть поставлены на один путь, называют отцепом.
Содержание
Классификация маневров
Маневры представляют собой сочетание полурейсов. Различают следующие основные полурейсы:
В зависимости от назначения, маневры подразделяются на следующие:
Наибольший удельный вес в работе станций имеют маневры по расформированию-формированию поездов.
Руководят маневровой работой дежурный по станции (на малых станциях), маневровый диспетчер и дежурный по горке или парку. Обязанности между ними распределены ТРА станции.
Непосредственным исполнителем маневров являются маневровые бригады (машинист локомотива с помощником и составитель поездов).
Способы выполнения маневров
На вытяжных путях применяются два основных способа сортировки вагонов — осаживание и толчки.
Способом осаживания работают в основном в пределах путей и стрелочной улицы. Это такой порядок маневров, когда состав доходит до места, где должны быть остановлены вагоны и останавливается. Затем состав вытягивается за разделительную стрелку и вновь осаживается для постановки второго отцепа на другой путь. Этот способ очень длительный и используется при маневрах с вагонами, требующими особых мер предосторожности, при перестановке вагонов или составов с одного пути на другой, когда не обеспечены условия для удержания вагонов на пути после толчка и при других ситуациях.
Способ толчков заключается в том, что после отцепки группы вагонов (отцепа) и готовности маршрута на путь постановки этой группы локомотив разгоняется и резко тормозит, а отцеп следует далее по инерции. После каждого толчка маневровый состав возвращается за разделительную стрелку. Так выполняются маневры одиночными толчками. При серийных толчках выполняется ряд последовательных толчков по числу отцепов во взятом маневровом составе без возвратного движения. Маневры серийными толчками выполняются в основном на наклонных вытяжных путях. Следует отметить, что не всегда можно рассортировать состав одним способом. В зависимости от ходовых свойств и загрузки вагонов, свободности путей выбирается наиболее выгодные приемы.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ):
Скорости при маневрах
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Маневровая работа» в других словарях:
МАНЕВРОВАЯ РАБОТА — передвижение вагонов и целых составов по путям и паркам станций для обеспечения выполнения графика движения поездов, плана формирования и государственного плана перевозок. М. р. важнейшее звено в технолог. процессе работы каждой станции. От… … Технический железнодорожный словарь
Маневровая работа по формированию ж/д прямых отправительских маршрутов — Маневровая работа по формированию прямых отправительских маршрутов на путях общего пользования представляет собой совокупность работ маневровых средств, необходимых для формирования маршрута установленного веса или длины. При этом к маневровым… … Официальная терминология
Промежуточная станция — раздельный пункт сети железных дорог, имеющий путевое развитие для обгона, скрещения и пропуска поездов, а также погрузки и выгрузки грузов … Википедия
Бронницы (станция) — Координаты: 55°29′53.3″ с. ш. 38°21′52.5″ в. д. / 55.498139° с. ш. 38.364583° в. д. … Википедия
Москва-Товарная-Рязанская — Координаты: 55°29′53.3″ с. ш. 38°21′52.5″ в. д. / 55.498139° с. ш. 38.364583° в. д. … Википедия
Николаевка (станция) — У этого термина существуют и другие значения, см. Николаевка. Станция Николаевка Рязанское направление Московс … Википедия
Поезд — Привод Локомо … Википедия
Электрозаводская (платформа) — Координаты: 55°46′52″ с. ш. 37°42′19″ в. д. / 55.781111° с. ш. 37.705278° в. д. … Википедия
ПРОСТОЙ ВАГОНОВ — (TERMINAL TIME; LOAD/UNLOAD TIME) затраты времени вагонами на станциях под грузовыми и техн. операциями, определяется на основе непосредственного учета по вагонам рабочего парка в целом и отдельно по цистернам и вагонам рефрижераторных поездов и… … Глоссарий терминов по грузоперевозкам, логистике, таможенному оформлению
Дорошиха (станция) — Координаты: 56°52′09.06″ с. ш. 35°50′16.25″ в. д. / 56.869183° с. ш. 35.837847° в. д. … Википедия