Маракас что это такое
Маракас что это такое
Музыкальный инструмент: Маракасы (мараки)
Историю маракас и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук
Шумяще–шелестящий звук маракасов применяется как фоновое украшение в различных музыкальных композициях. Он образуется при встряхивании корпуса инструмента, внутри которого находится гранулированный наполнитель. При ударе гранул о стенки полого корпуса получается специфическое звучание маракасов.
Инструменты обычно используются парами, причем звук одного маракаса немного отличается от звука другого. Исполнитель держит их в разных руках, но иногда исполняет на двух инструментах и одной рукой.
Многие думают, что играть на маракасах довольно просто. Однако, это не совсем так. Исполнитель, во-первых, должен обладать хорошим чувством ритма, во-вторых, уметь владеть определенными техническими приемами, такими как стаккато, свинг, даблы, роллы и рудименты. Существуют даже определенные стили игры, среди них мексиканский, карибский и другие.
Фото:
Интересные факты
Конструкция
Маракасы, по внешнему виду очень схожие с детской погремушкой, за всю свою многовековую историю сильно не изменились. Они также состоят из трех частей: корпуса, наполнителя и ручки.
Применение
Необходимо также отметить, что инструменты играют немаловажную роль в начальном музыкальном образовании.
История
В настоящее время маракасы очень популярны. За свою многовековую историю они, будучи поначалу ритуальными атрибутами, сегодня вошли в категорию модных инструментов, получивших широкое распространение в различных современных музыкальных направлениях, а также молодежной среде. Это говорит о том, что простой по конструкции, но обладающий таким интересным звучанием инструмент долго будет радовать слушателей, поднимать им настроение и дарить море позитива.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Маракасы
Маракас (марака)
Маракас относится к группе ударных музыкальных инструментов, так называемых идиофонов, то есть самозвучащих, не требующих для звучания дополнительных условий. Благодаря простоте способа звукоизвлечения они были первыми музыкальными инструментами в истории человечества.
Что такое маракас
Этот инструмент условно можно назвать музыкальной погремушкой, пришедшей к нам из Латинской Америки. Он похож на детскую игрушку, издающую при потряхивании характерный шуршащий звук. Его название более правильно произносить как «марака», но в русском языке закрепился неточный перевод с испанского слова «maracas», что является обозначением инструмента во множественном числе.
Упоминания о подобных погремушках музыковеды находят в древнейших рукописях, их изображения можно увидеть, например, на мозаике из итальянского города Помпеи. Римляне называли такие инструменты кроталонами. На цветной гравюре из «Энциклопедии», изданной в XVIII веке, изображен маракас как полноправный представитель семейства ударных.
Устройство
Первоначально инструмент изготавливался из плодов дерева игуэро. Латиноамериканские индейцы брали их за основу не только для музыкальных «погремушек», но и для предметов быта, например, посуды. Шарообразный плод аккуратно вскрывали, удаляли мякоть, насыпали внутрь мелкую гальку или семена растений и приделывали с одного конца ручку, за которую его можно было держать. Количество наполнителя в разных инструментах отличалось друг от друга – это позволяло маракасам звучать по-разному. Высота звука также зависела от толщины стенок плода: чем больше толщина, тем ниже звучание.
Современные ударные «погремушки» изготовляются в основном из привычных материалов: пластмассы, пластика, акрила и т. п. Внутрь насыпаются как натуральные материалы – горох, бобы, так и искусственные – дробь, бисер и другие похожие вещества. Ручка делается съемной; это нужно для того, чтобы исполнитель мог во время концерта менять количество и качество наполнителя для изменения звучания. Встречаются инструменты, изготовленные и традиционным способом.
История происхождения
Маракасы «родились» на Антильских островах, там, где жили коренные народности – индейцы. Теперь на этой территории расположено государство Куба. В древние времена ударно-шумовые инструменты сопровождали жизнь человека от рождения до смерти: они помогали шаманам совершать обряды, сопровождали различные танцы, ритуалы.
Невольники, привезенные на Кубу, быстро научились играть на маракасах и стали использовать их в короткие минуты отдыха. Эти инструменты и в настоящее время очень распространены, особенно в странах Африки и Латинской Америки: их применяют для сопровождения различных народных танцев.
Маракас ручной работы из кокоса
Использование
Применяются шумовые «погремушки» прежде всего в ансамблях, исполняющих латиноамериканскую музыку. Группы и коллективы, исполняющие сальсу, самбо, ча-ча-ча и другие подобные танцы, невозможно представить без ударников, играющих на маракасах. Без преувеличения можно сказать, что этот инструмент является неотъемлемым участником всей латиноамериканской культуры.
Джазовые коллективы с его помощью создают соответствующий колорит, например, в таких музыкальных жанрах, как босанова. Обычно в ансамблях используется парное количество маракасов: каждая «погремушка» настраивается по-своему, что позволяет разнообразить звучание.
Эти ударные инструменты проникли даже в классическую музыку. Первым их использовал основоположник большой итальянской оперы Гаспаре Спонтини в своем сочинении «Фернан Кортес, или Завоевание Мексики», написанном в 1809 году. Композитору потребовалось придать характерную изюминку мексиканскому танцу. Уже в XX веке маракасы ввели в партитуры такие композиторы, как Сергей Прокофьев в балете «Ромео и Джульетта», Леонард Бернстайн в Третьей симфонии, Малкольм Арнольд в маленьких сюитах для симфонического оркестра, Эдгар Варез в пьесе «Ионизация», главную роль в которой выполняет ансамбль ударных инструментов.
Региональные названия
Сейчас существует много разновидностей маракасов: от больших шаров (предком которых был глиняный горшок-трипод, используемый древними ацтеками) до маленьких погремушек, похожих на детскую игрушку. Родственные инструменты в каждом регионе называются по-своему:
В Колумбии маракасы имеют три варианта названия: альфандоке, карангано и хераса, на острове Гаити – два: ассон и ча-ча, в Бразилии их называют либо бапо, либо каркаша.
Звучание «погремушек» отличается в зависимости от региона. Например, на Кубе маракас делают из металла (там он называется маруга), соответственно, звук будет более гулкий и резкий. Основное применение эти инструменты находят прежде всего в эстрадных ансамблях и коллективах, специализирующихся на народной латиноамериканской музыке.
Презентация «Мастер-класс «Музыкальные игрушки. Маракас»
Маракасы – ударно-шумовой инструмент, символ латиноамериканской музыки. Это один из древнейших музыкальных ударно-шумовых инструментов, издающий характерный шуршащий звук при потряхивании. Родиной маракас считается Куба.
Маракасы, по внешнему виду схожи с детской погремушкой, за всю свою многовековую историю сильно не изменились.Они также состоят из трех частей: корпуса, наполнителя и ручки. Корпус – ярко окрашенный, в основном имеет традиционную овальную или круглую форму
В качестве наполнителя используются разные материалы: горох, бобы, дробь, бисер, мелкие камушки и другие материалы, чтобы каждый маракас издавал свой собственный звук
С помощью игры с маракасами у детей развивается музыкальный слух, чувство такта и ритма, моторика рук, воображение и эмоциональность; улучшается координация движений, а благодаря ярким рисункам – цветовосприятие. Для самых маленьких детей рекомендуется выбирать маракасы с рельефным верхним слоем, помогающим дополнительно развивать тактильные ощущения.
Шумяще–шелестящий звук маракасов применяется как фоновое украшение в различных музыкальных композициях: для ритмического сопровождения народных танцев, песен и игр, применяется в оркестрах. Простота игры на маракасах, размеры, вес, позволяет использовать их в работе с детьми от 3 до 7 лет.
В настоящее время популярность маракасов очень высока. Они являются очень востребованными инструментами, это говорит о том, что простой по конструкции, но обладающий таким интересным звучанием инструмент будет радовать детей,поднимать им настроение и дарить море позитива.
Прикреплённые файлы:
Детские музыкальные шумовые инструменты своими руками. Мастер-класс по изготовлению веерной трещотки Мастер-класс по изготовлению веерной трещотки. Этот мастер-класс будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям и родителям воспитанников.
Консультация для родителей «Музыкальные игрушки своими руками» Консультация для родителей «Музыкальные игрушки своими руками»Воспитатель: Кадошникова Анна Сергеевна В раннем возрасте немаловажно слуховое.
Мастер-класс: атрибут для новогоднего танца «Музыкальные сосульки» Представляю вашему вниманию свою идею изготовления «сосулек» для танца девочек на новогоднем празднике. Нам понадобятся колокольчики, полоска.
Мастер-класс «Музыкальные инструменты» Сегодня хочу предложить Вашему вниманию мастер класс по изготовлению музыкальных инструментов, которые я сделала для своего музыкального.
Мастер-класс по изготовлению альбома «Музыкальные инструменты» в младшей группе Волшебный мир музыки… Музыка прочно вошла в жизнь человека. Музыка сопровождает нас повсюду. Как важно, чтобы ребенок слушал прекрасную.
Мастер-класс по изготовлению шумовых инструментов из бросового материала «Маракас» » Мастерим маракас сами своими руками»Нам, музыкальным руководителям, как всегда, приходится включать свою фантазию, чтобы изготовить то,.
Мастер-класс «Шумовые музыкальные инструменты» Уважаемые коллеги, сегодня я предлагаю Вам изготовить музыкальный инструмент-шумелку, который может издавать различные звуки, взависимости.
Презентация «Музыкальные профессии» Презентация «Музыкальные профессии»Слайд 1: Много профессий есть разных на свете. Но среди них есть отдельной строкой, Что дарит радость.
Маракасы: история, видео, интересные факты
Мараки (маракас)
Марака (маракас) — древнейший ударно-шумовой музыкальный инструмент коренных жителей Антильских островов — индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук.
В настоящее время мараки популярны на всей территории Латинской Америки и являются одним из символов латиноамериканской музыки. Как правило, музыкант, играющий на мараках, использует пару погремушек — по одной в каждой руке.
Традиционные мараки
Первоначально для изготовления марак использовались высушенные плоды горлянкового дерева, известного на Кубе и в Пуэрто-Рико под названием «игуэро» (исп. higuero, лат. Crescentia cujete). Горлянковое или калебасовое дерево — это небольшое вечнозелёное растение из семейства Бигнониевых (лат. Bignoniaceae), широко распространённое в Вест-Индии (на Антильских островах), Мексике и Панаме.
Крупные плоды игуэро, покрытые очень твёрдой зелёной оболочкой и достигающие 35 см в диаметре, индейцы употребляли для изготовления как музыкальных инструментов, так и посуды — калебас различной формы, что достигалось искусной шнуровкой ещё молодых плодов.
Для изготовления марак использовались плоды небольшого размера правильной округлой формы.
После удаления мякоти через два просверленные в корпусе отверстия и сушки плода внутрь насыпали мелкую гальку или семена растений, количество которых в любой паре марак различно, что обеспечивает каждому инструменту неповторимо индивидуальное звучание. На последней стадии к полученной шарообразной погремушке приделывали ручку, после чего инструмент был готов.
Современные мараки
Мараки получили широчайшее распространение не только по всей Латинской Америке, но и в странах Старого Света. Современные латиноамериканские ансамбли могут использовать разные инструменты, но представить себе такой оркестр без исполнителя (как правило — певца), играющего на паре марак, просто невозможно.
Помимо плодов игуэро и тыквы, мараки изготавливались также из сплетённых ивовых прутьев, кокосовых орехов и даже из кожи. Современные мараки изготавливаются как традиционным способом — из плодов игуэро или тыквы-горлянки, так и из более современных материалов, в первую очередь — из пластмассы.
Родственные инструменты Африки
Известно, что инструменты, сходные с индейскими мараками, существовали и у африканского народа йоруба.
Они изготавливались из тыкв-горлянок; общее название подобных музыкальных инструментов на языке йоруба — агбе (исп. agbe).
Неудивительно поэтому, что мараки столь легко были усвоены африканскими невольниками, привезёнными на Кубу, значительная часть которых принадлежала именно к народности йоруба.
Марака или маракас
В русском языке название инструмента часто употребляется в не вполне правильной форме «маракасы», что связано с механическим перенесением в русскую речь его испанского названия во множественном числе (исп.
maracas), дополненного сверх того окончанием множественного числа, свойственного русскому языку. Правильной формой названия является «марака» (женский род, единственное число; множественное число — «мараки»).
Региональные названия
Считается, что слово «марака» заимствовано из языка индейцев тупи-гуарани, обитавших на территории современной Бразилии.
В разных областях Латинской Америки, помимо основного варианта названия, используются и другие обозначения мараки:
альфандоке (исп. alfandoque), карангано (исп. carangano) и хераса (исп. geraza) — в Колумбии;
ассон (фр. asson) или ча-ча (фр.
tcha-tcha) — на Гаити;
бапо (порт. bapo) или каркаша (порт. carcaxa) — в Бразилии;
дадоо (исп. dadoo) — в Венесуэле;
маруга (исп.
maruga) — на Кубе (название относится в основном к металлическим маракам);
насиси (исп. nasisi) — в Панаме;
соньяха (исп. sonaja) — в Мексике;
уада (исп. huada) — в Чили;
чинчин (исп.
chinchin) — в Гватемале;
шак-шак (англ. shac-shac) — на острове Тринидад (Тринидад и Тобаго).
Видео: Марака на видео + звучание
Видео с этим инструментом очень скоро появится в энциклопедии!
Продажа: где купить/заказать?
В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!
Бразильский карнавал: виртуальное путешествие на родину самбы
На прошлой неделе, пока тысячи танцоров тренировали бег в променаде, основные шаги, бейзик и тайминг в самбе, на другом конце планеты, в Рио-де-Жанейро, проходил традиционный бразильский карнавал. Мы решили узнать, что общего между конкурсным танцем самба и тем, что танцуют в Латинской Америке, а также узнать интересные подробности карнавала.
История латиноамериканской масленицы
Какие ассоциации появляются у Вас при слове «карнавал»? Наверное, большинство подумали о необычном празднике, зажигательных танцах, феерических нарядах и всеобщей самбомании на улицах Рио. Возможно, так оно и есть, но танцы пришли на карнавалы лишь 400 лет назад, в 17-м веке.
Сначала карнавал был всего лишь уличным развлечением, на котором все кидались друг в друга сажей, мукой и грязью, а также обливались водой! Считается, что бразильский карнавал — это праздник прощания с зимой, который связан своим происхождением с португальским аналогом масленицы.
Карнавал проходит накануне Великого Поста, за 40 дней до католической Пасхи и, по сути, является праздником прощания со всем тем, что запрещается в пост (неслучайно даже само слово «карнавал» переводится как «мясо прощай»).
Обычно праздник начинается в Бразилии в середине января – начале марта, то есть в самый разгар латиноамериканского лета. Четыре дня и четыре ночи – именно столько официально длится карнавал, на который каждый год в Рио-де-Жанейро приезжают тысячи туристов.
По факту же бразильцы, просто обожающие этот праздник, начинают гулянья уже за неделю до ожидаемого события, а заканчивают задолго после официального закрытия, даже несмотря на Пост. «После официального карнавала начинается настоящий», — считают они.
В начале карнавала, на церемонии открытия, мэр города торжественно передает символические ключи от города «королю карнавала», который на четыре дня становится «полноправным» хозяином города и вовлекает все улицы в зажигательный пляс. В каждом уголке Рио отдыхают, развлекаются, танцуют и ждут кульминации карнавала – парада школ самбы.
Он проходит ночью на Самбодроме – специальной улице длинной 700 метров, на которой устанавливаются зрительские трибуны, вмещающие порядка 62-х тысяч зрителей!Только лучшие школы самбы, в каждой из которых числится до четырех тысяч человек, бывают удостоены права участия в параде. За одну карнавальную ночь на Самбодром выходят несколько коллективов.
Каждое выступление – тщательно подготовленный спектакль, не оставляющий равнодушным ни танцоров, ни зрителей. Участники располагаются на украшенных карросах – специальных платформах, которые движутся по Самбодрому. На них танцуют люди и поют, и играют специальные музыкальные группы.
Впереди колонны в сопровождении танцора движется «Принцесса школы», которая несет флаг своего коллектива, затем – самбирующие женщины в дорогих костюмах, затем — собственно платформа. И все это под ритмичную музыку и с прекрасным настроением! На карнавале останавливаться нельзя, так что все должны быть в прекрасной физической форме.
Кроме парада школ, по всему городу проходят конкурсы красоты и костюмов, повсюду танцуют уличные танцы. Причем в качестве музыкального инструмента может выступать практически любая домашняя утварь, будь то старый таз или бочка…
О чем танцуют самбу на родине
Самба в Бразилии – танец, прежде всего, социальный, во время карнавала улицы Рио оживают, и никто не в силах остановить эффектные движения коренного городского населения. Но, несмотря на то, что карнавал – это в первую очередь праздник, парад школ самбы также является конкурсом.
Выступления оценивает специальная судейская комиссия, руководствуясь определенными критериями: техника самбирования, сложность и красота декораций, тема выступления, артистизм команды, слаженность барабанщиков и даже работа «толкателей» платформ, благодаря которым они движутся по Самбодрому.
Какие эмоции стараются передать танцоры в самбе на конкурсе по спортивным танцам? Какую историю они передают своей хореографией? В любом случае, вы будете удивлены, узнав, о чем же иногда танцуют самбу в Бразилии.
По сообщению Первого канала, в этом году школа «Гранде Рио» своим танцем рассказала об оффшорных предприятиях, добывающих нефть в ее родной стране.
Выступление этой школы, как считают многие, носило заказной характер, ведь в нем был отражен даже тот момент, что доходы от производства идут на финансирование различных муниципальных социальных учреждений.Коллектив «Салгейро» посвятил свой танец всем проявлениям славы (кино, эстрада, политика и т.д.
), а танцоры школы «Мангейра» в качестве темы выступления выбрали пластическую хирургию, столь популярную в Бразилии в наши дни. Танцоры в костюмах носов и силиконовых губ – такую самбу Вы точно еще не видели! А победу одержала школа самбы «Вила Изабель» за постановку «Бразилия – житница мира». Своим танцем 3700 участников на семи платформах рассказали о труде земледельцев и благодарной бразильской земле.
С карнавала – на паркет
Танец самба появился в результате слияния африканских, португальских и испанских ритмов. Африканские корни танец получил благодаря рабам из Конго и Анголы, а европейские – из-за завоевателей Южной Америки. Музыкальное сопровождение самбы отличается четким и зажигательным ритмом, главные музыкальные инструменты – барабаны и маракасы.
Движения бразильской самбы подразумевают небольшие шаги и активные движения бедрами, которые, на первый взгляд, кажутся довольно простыми для ребят, занимающихся спортивными бальными танцами. Но не стоит забывать, что на турнирах по танцевальному спорту самбу исполняют 1,5 минуты, а на карнавале – часами.
За долгие годы существования бразильская самба распространилась по всему миру, и сегодня она входит в латиноамериканскую программу спортивных бальных танцев. Конечно, наша «бальная» или «спортивная» самба во многом отличается от истинно латиноамериканской, хотя некоторые движения, например, батакада, имеют ярко выраженные бразильские корни.
Движения самбы в спортивных танцах куда более регламентированы, а помимо покачивания бедрами особое внимание уделяется стопам, пластике, положению рук и корпуса. Конкурсная самба исполняется лишь в паре, в то время как на карнавале большинство начинают танцевать в одиночку.
Музыка бразильской самбы зачастую гораздо быстрее, чем в «бальном» варианте.
— На подготовку костюмов и декорации для карнавала в Бразилии каждый раз уходит примерно 80 тысяч метров ткани, 40 тонн прессованной бумаги и 6 тясяч литров краски
— Во время карнавала на улицах Рио-де-Жанейро танцуют более двух миллионов человек
— Кроме Рио, своими карнавальными шествиями также известны Сан-Паулу, Сан-Салвадор и Ресифи
— За безопасностью зрителей в Рио-де-Жанейро в дни карнавала следят 14,5 тысяч полицейских
— На карнавале в Бразилии нельзя появляться полностью голым
— Многие из королев карнавала родом из бедных районов — фавел (трущобы в городах Бразилии). Для них — это единственный шанс стать если не богатыми, то хотя бы знаменитыми
— В 2014 году карнавал начнется 2 марта
Увлекательные факты из истории и разоблачение некоторых мифов человечества
Истории свойственно повторяться, поэтому незнание или непонимание определенных исторических событий может повернуть отдельный народ или целое человечество на неверный путь развития. Именно поэтому важно исследовать, развивать и поддерживать историческую науку.
Факты из прошлого человечества лучше всего запоминаются в краткой форме или в виде фактов, поэтому мы решили представить короткие научные факты в текстовой версии (для удобства обновления материала в будущем) и в виде интерактивной видео презентации:
10 фактов и мифов из истории: интересные находки и исторические разоблачения [post_ad]
#1. Физиологические изменения человека
Последние 100 лет человеческой истории показали, что люди стали на 50% тяжелее (может быть связано с #проблемой лишнего веса) и ростом на 10 см. выше, чем они были на протяжении большей части человеческой истории.
#2. Сколько болезней удалось искоренить?
#Билл Гейтс: за 5000 лет человеческой истории только одна болезнь была полностью ликвидирована и #не угрожает человеческому здоровью: оспа.
#3. Открытие Колумба
Когда Колумб «открыл» Америку, этот континент был довольно густо заселен: здесь проживало 90 миллионов человек или же 1/3 населения #Земного шара.
#4. Первый европеец на территории Америки
Некоторые научные группы придерживаются мнения, что Лейф Эриксон это первый европеец, который высадился в Северной Америке (почти за 500 лет до того, как это сделал Колумб).
#Проблема рабства не обошла и Европу: более миллиона европейцев были захвачены и проданы в рабство в Северную Африку в период с 1530 по 1780 гг.
#6. Странные верования
Ацтеки приносили в жертву
1% своего населения каждый год или же около 250 тыс. человек.
#7. Американское законодательство
#Межрасовые браки были запрещены в США на протяжении большей части истории государства: с 1776 по 1967 гг.
#8. Миф о строителях пирамид
#Египетские пирамиды были построены наемными рабочими и даже профессионалами своего дела, а не рабами. Это миф распространил греческий историк Геродот.
В 1891 году в штате Огайо, США, была зафиксирована #первая автомобильная авария.
В период с 1814 по 1830 гг. #флаг Королевства Франция был чисто белого цвета.
#11. Сколько жили древние римляне?
Ожидаемая продолжительность жизни #в Древнем Риме составляла от 20 до 30 лет.
#12. Запрет на празднование Рождества
До 1836 года в Соединённых Штатах Америки Рождество было незаконным, поскольку на государственном уровне его считали древним языческим праздником.
#13. Самое мирное время на планете
Современное поколение по данным историков живет в самое мирное время в истории человечества.
#14. Комплекс Наполеона?
То, что Наполеон не был коротышкой – обычная выдумка. На самом деле, он был даже выше среднестатистического француза.
#15. Ужасающее природное явление
В 536 году н.э. произошла песчаная буря (невиданное облако пыли) мирового масштаба, которая затуманила #Солнце почти на год и привела к #массовому голоду, бедности и распространению болезней.
#16. Количество жителей планеты за всю историю
За всю историю человечества на нашей планете проживало около 100 миллиардов человек.
#17. Самый громкий звук в истории
Звук извержения вулкана Кракатау в 1883 году считают самым громким звуком в истории человечества: его было слышно за 4800 км от места извержения.
#18. Первая кампания против курения
#А. Гитлер стал организатором первой публичной #антитабачной кампании в современной истории.
Люди были охотниками/собирателями на протяжении 99% своей истории.
Остров Окуносима после Второй мировой войны превратился в одно из самых #популярных туристических мест в Японии — остров кроликов.
Сами же кролики появились на нем случайно: считают, что на его территории ученики одной из местных школ при посещении музея, основанного возле руин странных лабораторий, выпустили 8 животных, которые расплодились до колоссальных размеров.
Битва под Сталинградом
В день битвы под Сталинградом местную железнодорожную станцию отбивали у немцев 14 раз – столько раз она переходила с рук в руки всего лишь за 6 часов.
#22. Размеры Римской империи
Площадь огромной Римской империи на пике ее развития составляла 6,5 млн. кв. км, но мало кто задумывался над тем, что это только 19 по размеру империя в истории человечества.
Ученые-историки подсчитали, что за последние 3,5 тыс. лет в цивилизованном мире только 230 лет из них были мирными.
#24. Любовь британцев к чаю
В британском танке Challenger 2 есть система #нагревания воды «Boiling vessel», которая, по данным разработчиков, может быть использована солдатами для заваривания чая, приготовления горячих напитков или теплой пищи.
#25. Дизайн флага Америки
Современный флаг США, который состоит из 13 горизонтальных полос и 50 звезд на синем фоне, был создан 17-летним Робертом Хефтом. Дизайн флага парень делал для своего школьного проекта и за свою работу получил оценку 4 с минусом. Когда дизайн флага был выбран на национальном уровне, учитель изменил свою оценку с 4- на 5.
#26. Изобретение бейсбола
Бейсбол – одна из главных американских игр, которую можно назвать национальной, на самом деле была изобретена #в Британии. Очень похожая на американский бейсбол игра Rounders в Англии появилась на 35 лет раньше (
1755 год), чем бейсбол в США.
#27. Утерянная история
На планете Земля человечество существует уже более 200 тыс. лет, но письменность позволила записывать историю только за последние 6 тыс. лет, а это значит, что 97% истории человечества утеряно.
#28. Императорское доверие
Римская легенда гласит, что император Гай Калигула сначала подарил своему коню права гражданина Рима, а затем вовсе назначил животное сенатором.
#29. Европа без кошек
Когда Папа Римский Григорий IX буллой «Vox in Rama» объявил черную кошку воплощением злых духов, #по всей Европе прошла волна истреблений #кошек. Ситуация отсутствия кошек привела к размножению крыс, которые, по мнению историков, стали главными распространителями бубонной чумы и других заболеваний, которые забрали жизни более 100 миллионов человек.
#30. Роды в колониальные времена
В колониальной Америке #беременным женщинам не давали обезболивающее во время родов, потому что эту боль считали Божьим наказанием за то, что Ева сорвала запретный плод.
#31. Мамонты и пирамиды
Пирамиды в Гизе были построены еще, когда на Земле существовали шерстистые мамонты. Научные данные указывают на то, что последние шерстистые мамонты вымерли около 1700 г. до н.э.. В Египте пирамиды Гизы были построены около 4000 лет назад (хотя есть научные мнения, указывающие на то, что пирамиды – намного старше).
#32. Американские военно-воздушные силы
В начале Первой мировой войны, Военно-воздушные силы США (в будущем компонент американской армии) состояли только из 18 пилотов и 5-12 самолетов.
#33. Животные и война
#34. Индийские математические заслуги
#Арабские цифры (те, к которым мы настолько привыкли) не были изобретены арабами – они, на самом деле, являются изобретением и достоянием #индийских математиков.
#35. Башня в Пизе никогда не была ровной
В 1173 году сразу после начала строительства башни в Пизе просел фундамент, и основа башни стала неравномерной. Строительство было остановлено и только чудом было восстановлено лишь 100 лет спустя. Таким образом, стоит сказать, что падающая башня никогда не была прямой.
Игрушечная история — Интересные факты
Что появилось раньше: игра или труд, как развлекались боги Древнего Египта и кто, кроме людей, играет в куклы. Что еще вы не знали об игрушках? Мы расскажем
Для чего нужны игрушки? Кажется, ответ очевиден — для развлечения детворы. Но все не так просто. Ученые полагают, что игра — это, скорее, многофакторное явление. Одни считают, что ее породил труд, другие — что труд сам формой игры для первобытного человека.
Третьи роднят игру с искусством, которое, как известно, тоже зародилось в палеолите (свидетельство тому — наскальная живопись, статуэтки и украшения). А еще первые игрушки были предметом культа и лишь потом превратились в детскую забаву.
Но какая игрушка заслуживает звание самой древней?
Рубило
250 000 — 160 000 лет назад |
Камень |
Игрушка, учебное пособие |
Каменное рубило, или попросту нечто вроде первобытного топора, можно назвать первой игрушкой в мире. Миниатюрные орудия весом 17 г и длиной 4,4 см были найдены в местечке Квинтелуйхен в Голландии.
Их авторы наши далекие предки — гейдельбергские люди. Впрочем, это лишь те игрушки, что были найдены.
А ведь большая часть материальной культуры изготавливалась вовсе не из камня, а из дерева, кожи или шерсти (таким же образом дело обстоит у современных племен), поэтому не сохраняется.
Интересно то, что миниатюрные рубила могли быть не только забавой, но и учебным пособием. Потому что некоторые из найденных предметов явно выполнены искусным мастером, другие имеют среднее качество, поэтому, вероятно, их изготавливал подмастерье, ну а третьи совсем плохи: их мастерил новичок.
Кукла
35 000 — 40 000 лет назад |
Кость, мягкие породы камня, глина, охра, дерево, кожа, воск, солома, текстиль, папье-маше |
Игрушка, предмет культа |
На роль самой первой игрушки человечества претендует и кукла. Ведь с неким прообразом кукол играют даже девочки-шимпанзе (что характерно, детеныши-самцы так не делают). Приматы нянчат их и носят с собой.
Правда, настоящими куклами эти предметы назвать нельзя — это всего лишь палки.
Но поскольку шимпанзе — наш ближайший сородич, ученые предполагают, что нечто подобное могли делать и наши далекие предки — австралопитеки.
Самыми же древними куклами являются статуэтки, которые, скорее всего, были изготовлены с религиозной целью. Это так называемые палеолитические венеры.
Их делали из кости животных (как правило, мамонта или слона) или мягких пород камня (известняка, кальцита, стеатита, мергеля). У многих из них есть общие черты: крайняя тучность и выраженные половые признаки — грудь и вульва.
А вот голова часто была совсем крошечной или ее не было вовсе — вероятно, древние люди не считали голову женщины хоть сколько-нибудь заслуживающей внимания. Так или иначе, ученые полагают, что венеры имели отношение к культу плодородия.
Все они покрыты простой резьбой, а некоторые еще и охрой. Самой древней из найденных является «Венера из Холе-Фельс», найденная в Германии. Возраст «старушки»: 35 000 — 40 000 лет.
Лепили наши предки и фигурки животных. Поэтому куклы могли быть не только прекрасными дамами, но и, к примеру, бизонами или мамонтами.
В Древнем Египте куклы уже предназначались не только для сакральных нужд, но и для «игральных». Последние представляли собой деревянные или керамические расширяющиеся книзу сосуды с волосами из нитей и бусинок и укороченными руками.
В Древней Греции любили кукол из ткани, воска или глины. А в Риме иногда даже делали из янтаря, серебра или золота. И римские, и греческие куклы продавались в обнаженной натуре — без одежды.
Предполагалось, видимо, что хозяин сошьет нужное сам.
А вот у древних славян куклы были прежде всего оберегами. Их часто шили девочкам в период полового созревания. А кукол-куваток клали в люльки младенцев, чтобы уберечь от злых духов. То же самое делали и когда человек заболевал — в постель к нему помещали красивую куклу, чтобы болезнь перешла на нее. Через некоторое время куклу сжигали. А еще такую игрушку могли положить в гроб покойнику.
В XIX веке самые красивые куклы хранились в шкафу как ценное произведение искусства. Все, что могли дети, — любоваться ими. А вот куклы из соломы, ткани или глины были вполне доступны, хоть и не отличались натуралистичностью.
Добиться последнего, а заодно и снизить цену на кукол в том же XIX веке позволила простая технология — папье-маше. Именно в это время появляются первые говорящие, плачущие и даже ходящие куклы.
Подробнее — в нашем материале «Куклы прошлого».
Самой продаваемой куклой в истории стала знаменитая Барби. Несмотря на всенародную любовь, некоторые девочки обращаются с ней крайне жестоко: обезглавливают и жарят в микроволновке.
Этот синдром даже назвали «стадией ненависти к Барби», которому было посвящено отдельное исследование, проведенное учеными из английского Университета Бата.
Предполагается, что Барби вызывает ненависть из-за того, что навязывает девочкам недостижимые стандарты красоты.
13 800 лет назад |
Глина, кожа, лен, солома, мох, перья, веревка, мочевой пузырь животных |
Игрушка, предмет культа |
Мяч — одна из самых древних игрушек. Свидетельства о нем обнаружили в пещере Фонтанэ во Франции: 13 800 лет назад два ребенка бросали здесь глиняный мяч, отчего на полу пещеры остались небольшие вмятины.
Тогда эти двое еще не знали, что этому «колобку» предстоит стать любимой игрушкой всех времен и народов. Самые старинные мячи находят в древнеегипетских гробницах (3500 год до н. э.). Они сшиты из кожи и льна и набиты соломой. Историки считают, что их использовали во время обрядов плодородия — набивали семенами и гоняли по полям.
А еще в период 2500 лет до н. э. в долине Нила играли в нечто похожее на футбол. Впрочем, не столько играли, сколько опять же совершали ритуал. Участники делились на две команды, каждая из которых играла на стороне своих богов. Тут тоже было свое подобие ворот, в которые загоняли мяч (правда, не ногами, а палками).
Кто загонит наибольшее число раз — те боги и победили.
Любили мяч и в Древней Греции. Эллины считали шар самым совершенным предметом, ведь он был похож на солнце! Греки шили мячи из кожи, набивая внутри мхом или перьями.
Не позабыли о мяче и в хмурое Средневековье. В Музее Смита, что в шотландском округе Стерлинге, хранится мяч возрастом 450 лет, вероятно, некогда принадлежавший самой Марии Стюарт. Игрушка сделана из свиного мочевого пузыря и обшита толстой кожей.
А вот первый резиновый мяч «прискакал» к нам из Центральной Америки. Индейцы делали его из своего любимого каучука. И не прогадали — мячи делают из резины до сих пор. Говорят, что первый такой мяч в Европу привез Христофор Колумб.
Погремушка
4300 лет назад |
Глина, золото, бронза, кость, кожа, сушеные цветы и фрукты |
Игрушка, музыкальный инструмент, предмет культа |
Одна из древнейших погремушек найдена в Египте и датируется примерно 2300 годом до н. э. Впрочем, настоящей погремушкой этот замысловатый предмет назвать нельзя. Потому что это музыкальный инструмент — систр (от древнегреческого глагола «трясти»).
И тогда он вовсе не служил успокоительным для маленьких детей, а использовался в ритуалах, посвященных культу богини Исиды. Навершия систра обычно украшали изображением кошки с человеческим лицом, на рукоятке красовалось лицо богини неба Хатхор и богини-кошки Бастет.
Систры были очень красивы и изготавливались из золота, кости и бронзы.
Вероятно, образ систра и породил идею погремушки. Впрочем, такие же образы могли рождать и другие музыкальные инструменты у других народов: маракасы, кастаньеты или бубны.
Погремушки делали не только из металла, но и из глины (например, в виде маленьких птиц, зверей или шариков с камушком или бусинками внутри), а то и просто засушивали головки мака или фрукты (не исключено поэтому, что последние использовались нашими предками задолго до появления систра). Позже эта забавная вещица перекочевала в Шумерское царство, Древнюю Грецию, Рим, а затем распространилась и по всему миру.