Марьина роща что это за место
История Марьиной рощи
Одно из самых зловещих мест Москвы с древних времен — Марьина роща. Историки утверждают, что ее название происходит от лежащей здесь некогда деревни Марьино. Большинство из них склоняется к тому, что все народные домыслы связаны с сентиментальной повестью Жуковского.
В народе до сих пор бытует мнение, что назван этот район по имени своей негласной «королевы» — разбойницы Марьи, жившей в местном лесу.
Слава у Марьиной рощи в середине XIX века была та еще: здесь жили цыгане, обитало большинство московских воров и бандитов, стояли «убогие дома» для отбросов общества. Массовые гулянья на Русалочьей неделе, центром которых издревле была Марьина роща, трансформировались в буйные пьянки.
Не способствовала положительному восприятию близость Сущевского и Лазарева кладбищ, куда, кстати, обозами свозили трупы в периоды моров, а в обычное время — неопознанные тела убитых.
Исследователи до сих пор спорят, что было первичным — повесть Жуковского или народные легенды. Но одна из легенд гласит, что в крепостное время жили где-то в этом районе девушка Марья и лакей Илья. Любовь у них была несчастной, и Илья со временем стал атаманом разбойничьей шайки. В результате Марья и Илья поселились в землянке в лесу.
Причем Марья была известной знахаркой и ворожеей. Ходило к ней много московского народу, в том числе и богатого, который непременно попадался в руки Ильи. По другой легенде, в здешних краях бесчинствовала банда Маньки Ростокинской. Но, как бы то ни было, народное сознание связывало название «Марьина роща» исключительно с бандитами, убийцами и покойниками. Попадать сюда в темное время суток не рекомендовалось.
Марьина роща — район Москвы, о котором сложено множество легенд и мистических сказаний. До XVIII века местность эту почти сплошь покрывал лес (он тянулся от нынешнего Садового кольца далеко-далеко на север), после вырубки части которого п образовалась Марьина роща, тянувшаяся от Сущева до Останкина. В 1743 году местная деревенька Марьино досталась графу Шереметеву, который и изменил до неузнаваемости облик района.
Вскоре Марьина роща стала одним из излюбленных мест отдыха москвичей. Гулять на природе москвичи начали с почина императрицы Екатерины, которую подбил на это сам Вольтер. Публика почище чинно прохаживалась в центральных парках, а простой народ валил за Сущевский вал. Особенно многолюдно здесь было на Семик — третью неделю от Пасхи, когда на Руси справляли праздник русалок.
Этот церковный праздник Святых отцов непонятно почему ассоциировался у народа с речной нечистью, но именно в эти дни девушки ходили собирать травы, носили по улицам выряженную невестой березку и пускали в воду венки, гадая о женихах. Все это и происходило в Марьиной роще, и ее лесных духов гуляющие тоже не обижали. Пели песню «Нынче Марья у нас именинница», пьянствовали, а уходя, обязательно оставляли на траве пасхальное яичко или кусочек пирога.
Но, с другой стороны, в Марьиной роще побаивались появляться в одиночестве: из страха перед местной нечистой силой предпочитали гулять шумными компаниями. Оно и понятно: ведь согласно народным поверьям, русалками становились самоубийцы, поэтому на Семик ходили туда, где хоронили умерших без покаяния — т. е. к Марьиной роще.
Именно здесь стоял амбар, куда свозили неопознанных мертвецов, которых в большом городе всегда хватало. После эпидемии чумы императрица Екатерина запретила хоронить умерших в пределах города, и там же, на Миусах, возникло первое в Москве чумное кладбище. А в Марьине долго ходили жуткие истории о покойниках, которые прохода не дают одинокому путнику.
В 1880-х годах Шереметевы избавились от остатков своих владений, в этом месте поселился рабочий люд. Последние деревья в роще были срублены, мистический смысл названия почти забылся.
Однако в 1920-1930-е гг., когда в этом районе скопилось немало бандитского сброда, имя «Марьина роща» вновь приняло «нехороший» оттенок. У всех на устах были имена Кольки Хрящика, Бориса Бондаря и других блатных, наводивших ужас на всю Москву, но сгинувших в северных лагерях.
В 1960—1980-е гг. район превратился в обычный спальный район столицы со стандартными «хрущевскими» домами, но молва о «страшной Марьиной роще» все еще изредка всплывает в памяти москвичей.
Местные жители в части Камер-Коллежского вала на Базарной площади
Местные жители у торговых рядов и магазинов на автомобильной станции
Вид фасада здания купца И.М. Егорова
Мужчина и дети у входа в дом Яковлева на одной из улиц
Общий вид домов на 6-м проезде
Вид части фасада дома Городова с внутренним двором
Вид дома Евдокимова
Вид фасада дома Широкова
Общий вид дома Иванова с прилегающими садом и двором
Местные жители у входа в дом Пиркова А.П. на 2-м проезде за линией железной дороги
Вид на мост через Николаевскую железную дорогу
Вид на соединительный железнодорожный мост
Вид на переезд через Николаевскую железную дорогу
Местные жители на мосту через Николаевскую железную дорогу, направление от Виндавы
История района
Откуда и когда возникло название «Марьина роща». Мнений существует множество. Так, историк Забелин пишет, что местность, прилегающая к слободе Марьинской, так называемая Марьина роща, в начале XV века принадлежала сыну боярина Федора Кошки (предку Романовых и Шереметьевых) Федору Голтяю, который был женат на дочери последнего московского Тысяцкого, боярыне Марье. Эта боярыня Maрья отличалась красотой и память о ней долго жила среди московских жителей, Существует еще одна легенда о Марье — атаманше стана разбойников. Через ее — лес не было проезда ни знатному князю, ни богатому купцу, лишь пешего бедняка пропускали свободно. Простой народ любил Марью и прозвал лес Марьиной рощей. Но многие из них склоняются к тому, что все народные домыслы связаны с сентиментальной повестью Жуковского. Это произведение осталось в творчестве Жуковского единственным опытом романтической прозаической повести. Писатель, как и каждый москвич того времени, посещал гулянья в Марьиной роще, проезжал по Троицкой дороге, любовался акведуком Мытищинского водопровода и рекой Яузой. Всё это было реальностью. И на основе этой реальности Жуковский создает легенду о прекрасной Марии, которая дала своё имя этой местности Москвы.
В рассказе В. Жуковского «Марьина роща» (1809), написанном в стиле старинного предания, автор рассказывает о любви красной девицы Марьи к певцу Усладу. События происходили на берегах Москва-реки, где неподалеку стоял терем грозного воеводы Рогдая. И вот Услад пообещал Марье сыграть свадьбу через шесть полных лун, когда той исполнится шестнадцать, а он сам завершит дело, связанное с обязательством перед его наставником и благодетелем Старым Пересветом. Во время их недолгой разлуки увидал Марью случайно богатырь Рогдай. Долго обхаживал он девушку, прельщая ее богатством и высшим светом в стольном граде Киеве. Не устояла Марья, вверила судьбу свою Рогдаю, т. к. думала, что пропал ее суженый. Когда же вернулся Услад и узнал о судьбе своей любимой, ушел в неведомые дали. Но через год, влекомый страшной тоскою, вернулся он обратно в родные края, чтобы умереть от тоски на том самом месте, где впервые познакомился с Марией. Ольга, лучшая подруга его любимой, встретив славного Услада, рассказала ему о том, что произошло после его ухода. Марья не смогла перебороть свою любовь к парню и всячески под разными предлогами оттягивала переезд Рогдая в Киев, а когда однажды в беспамятстве назвала его Усладом и призналась в своей любви, гнев богатыря был неистов. Он схватил девушку и отнес ее в свой терем. После этого никто и никогда более не видел ни Рогдая ни Марии, а терем тот постигло Божие проклятие. К нему селяне даже подойти боялись, а внутри него пусто и тихо, как в могиле. И вот ночью Услад решился сам войти в таинственный терем Рогдая, в полночь явился к нему призрак его любимой Марии и повел его через дремучий лес к берегам Яузы, притоку Москва-реки, где в низенькой хижине смиренный отшельник Аркадий рассказал Усладу о последних минутах его любви. Старец сам видел, как жестокий Рогдай невдалеке от этого места зарубил Марию. Она испустила дух на руках старца с именем Услада на губах. Услад поселился в обители Аркадия, на могиле Марии, где вскоре была воздвигнута часовня, а спустя много лет пришла последняя минута и для самого Услада. Прошли годы, исчезла и хижина отшельника, и скромная часовня, и камень на могиле Марии — все исчезло, но место это с тех пор зовется в народе Марьиной рощей.
На самом деле топоним Марьина Роща, ставший названием этого московского района, возник на карте в первой половине XVIII в., указывая на то, что эта роща находилась вблизи деревни Марьино. Она издавна входила в состав владений села Останкино и располагалась там, где сейчас проходит Калибровская улица, до 1953 г. именовавшаяся Марьина деревня. В конце XVI в. — это пустошь на речке Копытовке, правом притоке Яузы. Позднее, после бедствий Смутного времени начала XVII в., при боярине Иване Борисовиче Черкасском здесь возникает слободка Марьино, в которой в 20-е годы XVII в. уже числилось 12 крестьянских дворов.
Вскоре поселение разрастается и по описанию 1646 г. за его племянником Яковом Куденетовичем Черкасским значится «деревня Марьина слобода, а в ней бобыли беспашенные кормятся на Москве всякими промыслы и работою, 80 дворов, людей в них 202 человека». Столь быстрый рост населения в слободке Марьино объяснялся весьма просто. Во владениях ЯК. Черкасского поселились ремесленники различного рода: квасники, холщевники, овчинники, котельники и другие (одних только кузнецов в слободке числилось 8 человек). Все они торговали своими изделиями в столице, но при этом, пользуясь покровительством всесильного князя, не платили налогов в отличие от других горожан из московских «черных сотен».
Городские ремесленники с неприязнью смотрели на своих конкурентов, и не случайно, что одним из требований московского восстания 1648 г. стало требование вывода ремесленников из подобных «белых» (т. е. не плативших городские налоги) слобод, с тем чтобы повинности распределялись между всеми налогоплательщиками. Это решение было оформлено на состоявшемся в 1649 г. специальном Земском соборе, собравшемся в Москве. Как ни противился этому требованию Яков Куденетович, но в итоге в 1651 г. всех ремесленников, живших в Марьине, переселили в столицу.
Переписная книга 1678 г. при новом владельце этих мест князе Михаиле Яковлевиче Черкасском в слободе Марьино, Бояркино, застает 2 двора «дворовых служних», 20 дворов бобыльских (71 человек), «да в тех же дворах 8 семей захребетников, людей в них 20 человек» и двор скотный. Наряду с крестьянами отмечены и ремесленники: резчики, иконописцы, шорники.
Эпоха петровских преобразований с ее многочисленными войнами потребовала значительных рекрутских наборов, и, как следствие этого, численность населения во многих подмосковных селах и деревнях довольно заметно уменьшилась. Не избегло этой участи и Марьино. По документам 1709 г. на 35 дворов Марьина пришлось только 53 души мужского пола, 6 дворов пустых и 2 двора нищих.
Мужская линия князей Черкасских владельцев Марьина и Останкина, заточилась на князе Алексее Михайловиче канцлере Анны Иоанновны и Елизаветы Петровна. Его единственная дочь Варвара Алексеевна вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, и с 1743 г. на протяжении полутора столетий эти земли числились за родом Шереметевых.
В их огромной останкинской вотчине Марьино имело подчиненное значение: здесь жили различные ремесленники, обслуживавшие хозяйство Останкинского дворца: резчики, позолотчики, иконники, котельщики, слесари, столяры, оловянишники, точильщики шпаг, сапожники, чеканщики, среди женщин — ткачихи и вязальщицы. Судя по материалам XVIII в., число дворов в деревне колебалось от 27 до 12, а население деревни от 148 до 62 душ. Половина крестьян находилась на барщине, а другая половина (в основном мастера) — на денежном оброке. Когда в конце XVIII в., уже при Николае Петровиче Шереметеве, строился знаменитый Останкинский дворец, его высокохудожественные паркеты, резные двери и мебель делали марьинские крестьяне — Иван Мозжухин, Пряхин и Мочалин. Известны и другие фамилии здешних крестьян этого времени. Самой распространенной среди них была фамилия Годовиковых, которую носила почти половина жителей деревни.
Значительную прослойку населения Марьина составляли дворовые люди Шереметевых. В 1800 г. в деревне числилось 102 жителя (из них 87 крестьян и 15 дворовых), в 1848 г. — 210 человек (160 крестьян и 50 дворовых), в 1861 г. — 169 человек (131 крестьянин и 38 дворовых). К концу XIX в. население деревни составляло 358 человек.
Сохранившиеся материалы московской вотчинной конторы Шереметевых дают представление о быте крестьян Марьина. Помимо выполнения барщины и уплаты оброка им приходилось делать и другие работы. Так, в 1768 г. марьинцев заставили обустраивать три версты Троицкой дороги — необходимо было обкопать ее рвом шириной полтора аршина и насыпать аршинный слой грунта. Задание это было настолько непосильным, что крестьяне обратились с просьбой освободить их от этой работы «в виду их бедности». То, что это были не пустые слова, показывает рост недоимок по Марьину. Если в 1835 г. они составили 335 рублей, то к 1857г. — 733 рубля, а вместе с накопившимися штрафами — 1718 рублей.
В начале XIX в. деревня на некоторое время становится довольно модным дачным местом. Помимо издавна распространенного здесь перчаточного промысла (им были заняты в основном женщины), крестьяне начали сдавать свои избы московским дачникам. Среди них были и довольно известные люди. Так, здесь бывал композитор А. Е. Варламов, автор популярных в то время романсов и песен. Считается, что именно в Марьине он написал свою песню «Красный сарафан».
Своей популярностью среди дачников, Марьино было обязано близостью к первопрестольной и знаменитой Марьиной роще, располагавшейся к югу от деревни. Здесь издавна располагался густой лес, где еще в XVII в. бывала царская охота. Наиболее ранние сведения о нем относятся к первой половине XVII в., когда тут упоминается Князь Яковлевская роща, названная так по имени Якова Куденетовича Черкасского. Позднее, уже в XVIII в. она стала именоваться Марьиной рощей.
На западе роща граничила с землями Бутырской слободы, на юге — с выгонными землями Переяславской ямской слободы и села Сущева. В конце XVII — начале XVIII в. начинается весьма своеобразное освоение городом этих мест.
Близ западной окраины рощи на земле Бутырской слободы в XVII в. возникает так называемое «немецкое кладбище», где хоронили служивших в полку иностранцев-офицеров. В частности, здесь были похоронены командир Бутырского полка известный генерал Патрик Гордон, шотландец по происхождению, выходец из Прибалтики, пастор Глюк, служанкой которого одно время была Марта Скавронская, будущая императрица Екатерина I.
В последующем, число могил здесь увеличивается. В Средневековье горожан обычно хоронили близ приходских церквей. Позднее ситуация меняется. Европейские правительства, исходя из санитарных соображений, стали в XVII и особенно в XVIII в. запрещать захоронения людей в городской черте, вынося кладбища за пределы города. Не стала исключением в этом плане и Россия. Во второй четверти XVIII в. сюда, в район выгонной земли, переносят божедомку — место погребения неопознанных трупов, найденных на улицах Москвы, а в 1750 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны в южной части Марьиной рощи возникает первое московское общегородское кладбище, получившее название Лазаревского (по церкви Святого Духа, имевшей приделы св. Лазаря и евангелиста Луки). На Лазаревское кладбище перевели «убогий дом» существовавший там, где стояла церковь св. Иоанна Воина на Божедомке, близ Екатерининского парка (сейчас на этом месте стоит гостиница).
Примерно с этого времени Марьина роща становится местом гуляний москвичей, не имевших возможности выезжать на лето в свои подмосковные усадьбы. Самым известным было гулянье в Семик — на седьмой неделе после Пасхи. Эта традиция возникла не случайно. В четверг этой недели было принято хоронить все неопознанные трупы, поминая всех пропавших без вести, и москвичи приходили к божедомкам, надеясь, что именно тут были похоронены их близкие или друзья. Несмотря на то, что на новом кладбище захоронения производились не раз в году, а регулярно, традиция посещения кладбищ именно в этот день оказалась очень устойчивой. Родственники умерших и многие посторонние люди, приходившие на кладбища, затем на целый день отправлялись в соседнюю рощу, где поминки сопровождались возлияниями, песнями и хороводами, плясками и игрой на музыкальных инструментах. Так, поминальные праздники в Семик постепенно превратились в гулянья, собиравшие массы мещан, ремесленников и другой публики. Позднее, здесь появились трактиры, балаганы, где давали свои представления музыканты, певцы, плясуны, входившие в моду цыганские хоры.
К началу XIX в. марьинорощинское гулянье стало настолько популярным у москвичей, что в 1809 г. молодой еще тогда поэт-романтик В. А. Жуковский, в подражание НМ. Карамзину, пишет сентиментальную повесть «Марьина роща», над которой проливали слезы тогдашние красавицы.
Наибольший размах гулянья в Марьиной роще получили после изгнания французов из Москвы. Они достигли такой известности, что стали темой театрального спектакля-дивертисмента «Семик, или Гулянье в Марьиной роще», впервые поставленного 25 января 1815 г. на сцене театра С. С. Апраксина на Знаменке. Успех был настолько велик, что современник вспоминал: «Публика не могла насмотреться, и потому сделано было распоряжение давать этот дивертисмент не в счет абонемента (т. е. вне объявленного репертуара; в первый же месяц после премьеры он был повторен 15 раз). Лучшие певцы и певицы в нем участвовали; большое число красавиц, на выбор, рисовались в русской пляске в богатых сарафанах; тут же знаменитый песельник Лебедев восхищал своим хором; первые певцы — артисты и русские солдаты славили подвиги оружия».
Путеводитель 1827 г. сообщал: «На разных местах сей рощи расставлены палатки, там ресторация, здесь комедия, тут горы, в другом месте красиво устроенный домик. Несколько верст в окружности со всеми прелестями неподкрашенной природы составляют место прогулки. Любители рассеянности, подите в толпы около шатров, там найдете пищу оной; любители скромных картин семейственного удовольствия, подите несколько далее, и глазам вашим представятся группы сидящих около самоваров или около вкусных пирогов. Подите теперь еще далее в рощу, и другие уже картины рисуются в глазах ваших: тут буйная юность пирует кругами за полными чашами, вино пенится в бокалах». Именно в этом году, 19 мая 1827 г. здесь побывал АС. Пушкин. Упоминает эту традицию и М. Ю. Лермонтов в своем романе «Княгиня Лиговская». По рассказам известной мемуаристки XIX в. ЕП. Яньковой, «гулянье в Семик бывало очень большое в Марьиной роще. в особенности же, если гулянье 1 мая в Сокольниках от дурной погоды не бывало или не удалось, то в Семик в Марьиной роще народа бывало премножество и катались в каретах».
Но уже ближе к середине XIX в. характер гуляний в Марьиной роще заметно изменяется. Ко второй половине 1830-х годов относится очерк М. Н. Загоскина «Марьина роща», описывающий обычное воскресное гулянье: «Как это странно, в Москве самые любимые гулянья простого народа — Ваганьково и Марьина роща; Ваганьково — кладбище за Пресненской заставой, Марьина роща — также старое кладбище в двух шагах от Лазаревского кладбища: одним словом, это место самых буйных забав, пьянства и цыганских песен окружено со всех сторон кладбищами. В этой Марьиной роще все кипит жизнью и все напоминает о смерти. Тут, среди древних могил, гремит разгульный хор цыганок; там, на гробовой плите, стоят самовар, бутылки с ромом и пируют русские купцы. ».
В 50-60-е годы XIX в. гулянья в Марьиной роще еще продолжались, но сама она. прежде привлекавшая публику тенистыми деревьями и кустарниками, превратилась, по выражению современника, «в какую-то пародию леса». По его свидетельству, с постройкой Николаевской железной дороги, прошедшей к 1851 г. через рощу, «много вырублено дерев, а посадок других, молодых, не было, земля в ней вся вытоптана, редко показывается недоросток бледной травки: к тому- же там старые деревья год от году все более и более падают трупами: поэтому и остался какой-то остов рощи. ».
Эти перемены отразились и на самом Марьине. Известный бытописатель того времени С. М. Любецкий писал в 1870-е годы «В старину Марьина деревня переполнена была дачниками, по причине близости ее к городу и по соседству с густой обширной рощей, где можно было набрать грибов и ягод. В настоящее время она стоит обнаженная на солнцепеке; кое-где, около нее высятся тощие березы, рябинник и запыленные акации, а сзади пролегает Николаевская железная дорога, оглашаемая пронзительными свистками и пыхтеньем огнедышащих паровозов».
В 1880-е годы Шереметевы вырубают остатки Марьиной рощи. Земля была разбита на участки и стала сдаваться в аренду под застройку. Тогдашняя планировка в основном сохранилась до сих пор: пять прямых улиц были проведены с юга на север, семнадцать проездов пересекали их под прямым углом. Все улицы, кроме одной, Александровской (ныне Октябрьская), и проезды носили номерные названия: 1-я улица Марьиной рощи, 2-я улица Марьиной рощи, 1-й проезд Марьиной рощи, 2-й проезд Марьиной рощи и т. д. Проведение соединительной ветки между Николаевской и Александровской железными дорогами в 80-е годы XIX в. ограничило Марьину рощу с севера, и ее территория включается в зону городского строительства. До 1917 г. большая часть этого района по-прежнему продолжала принадлежать Шереметевым, которые передали землю в долгосрочную аренду Шереметевскому поземельному обществу. Последнее разделило земли под участки и раздавало их под застройку.
Вскоре здесь появляются первые промышленные предприятия: кондитерская фабрика Марии Струккен (позднее Соловьева) со 150 рабочими, столярно-мебельная фабрика B. C. Савельева, бахромная фабрика А. Л. Николаевой и льнопрядильная фабрика М. С. Дымшица. Типолитографическая фабрика товарищества В. В. Чичерина (286 рабочих), созданная в 1898 г., изготавливала конторские книги и прочие писчебумажные изделия. В 1891 г. возникли бумажнокрутильная и шерсторазмоточная фабрика Торгового дома Зотова и Помельцова (150 рабочих), фабрика резиновых изделий К. Вейербуша и К0, в 1900 г. — кожевенная фабрика В. Б. Антипенкова. Всего в Марьиной роще находилось 29 промышленных предприятий. Крупнейшим из них были чугунолитейный завод Густава Листа и предприятие Анонимного общества русско-бельгийских патронных заводов.
Все это привело к тому, что на рубеже XIX-XX вв. население Марьиной рощи росло чрезвычайно быстрыми темпами. Если в 1897 г. в ней проживало 7,9 тыс. человек, то к 1912 г. насчитывалось уже 39 тыс. С этого времени Марьина роща становится одной из фабричных окраин Москвы. Среди остальных пригородов она отличалась своей худой славой. Подавляющее большинство рабочих здешних предприятий не имело своего угла, и сдача жилья стала очень распространенным промыслом, причем не только среди домовладельцев: снявшие квартиру, сдавали уже от себя комнаты, а хозяева комнат пускали коечников. Зачастую тут находили убежище воры, грабители, скупщики краденого и прочие подобные элементы. Недаром здесь в это время бытовала поговорка: «В Марьиной роще — люди проще».
Район Марьиной рощи мог служить эталоном неблагоустроенности московских рабочих окраин. «Канализации нет. Очистка нечистот производится примитивным способом — тянутся обозы «золотарей», вывозящие нечистоты, распространяя невозможный смрад», — писал в 1912 г. посетивший Марьину рощу корреспондент газеты «Московский листок».
Что касается самой деревни Марьино, она продолжала существовать вплоть до советского времени. После отмены крепостного права у местных крестьян оказалось в распоряжении всего 175,5 гектаров земли (из них сенокосы занимали 130,8 гектаров, под пашней было 24 гектара, а под усадьбами — 20,7 гектаров. Временнообязанные отношения сохранялись до 1882 г. Близость к столице заставила перейти с хаебопашества на более доходную торговлю молоком. «Когда вышли на волю, — передает слова одного из местных крестьян участник земского обследования 1881 г., — то всю пашню запустили под покосы и завели много скота». Продажа молока давала довольно хороший достаток, однако постепенно владения крестьян все более и более сокращались за счет продажи земли под застройку промышленными предприятиями. В итоге после Октябрьской революции у крестьян осталось всего 18,5 гектаров земли. Выход они находили за счет отходничества. Многие из них устраивались золотарями и вывозили нечистоты из московских домов, другие уходили на работу в Москву половыми и чернорабочими, третьи устраивались на близлежащие фабрики. Из сельскохозяйственных занятий большое развитие получил цветочный промысел. В 1929 г. из 63 домов деревни цветоводством занимались 47 хозяйств, а всего под цветочными плантациями было занято 4.1 гектара. Тогда в селении насчитывалось 874 человека. В 1926 г. Марьино было электрифицировано.
Но определяющим в развитии здешних мест стала индустриализация. В начале 1931 г. около южной окраины деревни развернулось строительство завода «Калибр» — первого крупного специализированного предприятия по производству точных измерительных приборов, который был сдан в эксплуатацию в 1932 г. В этот период деревня уже официально вошла в состав Москвы. После 1917 г. она значилась сначала в Ростокинском, а затем в Сокольническом районах столицы. Тем не менее, еще пару десятилетий здесь продолжал действовать колхоз, позднее вошедший в укрупненный колхоз им. Сталина, функционировавший еще в 1950-егоды.
Исторические названия улиц Марьиной рощи
МАРЬИНА РОЩА, район
Название района идет от упоминающейся в документах XVII в. дер. Марьино, находившейся в лесистой местности на р. Копытовке и принадлежавшей югу князей Черкасских. Название деревни связывают с именем дочери князя М. Я. Черкасского. В 1742 г. близ дер. Марьино прошел Камер-Коллежский вал, а лес, сохранившийся между деревней и валом, получил название Марьинa роща. В 1880-х гг. роща была вырублена, а ее территория застроена деревянными одно- и двухэтажными домами; эта местность получила название Марьина роща. С конца 1960-х гг. она встраивается современными домами и ныне составляет часть образованного в 1995г. района Марьина роща.
МАРЬИНОЙ РОЩИ, 2-я, 3-я улицы
Местность Марьина роща при застройке была разделена четырьмя номерными продольными улицами и 17-ю также номерными поперечными проездами. Система нумерации проездов складывалась постепенно. В XIX в. получили названия 1-7-й проезды, находившиеся «до железной дороги», и 1-7-й проезды «за железной дорогой», а проезд, расположенный вдоль ж. д. назывался Дорожный или Брестский (линия выводила к Брестскому, ныне Бело¬русскому, вокзалу). Было очевидно не¬удобство примененной системы, постоянно приводившее к недоразумениям. Поэтому в 1929г. была принята единая система нумерации с 1-го по 15-й проезд. В 1930 г. к ним были добавлены 1б-й и 17-й проезды. При последующих планировках были утрачены 1-я улица, 7-й, 16-й проезды. До 1929 г. они назывались 1-6-й проезды Марьиной рощи до линии железной дороги.
МАРЬИНОЙ РОЩИ, 8-й проезд
До 1929 г. назывался Дорожный пр. по расположению вдоль линии ж. д. Употреблялось также название Брестский пр. по направлению этой соединительной линии к Брестской железной дороги.
МАРЬИНОЙ РОЩИ, 9-15-й проезды
До 1929 г. назывались соответственно 1-7-й проезды Марьиной рощи за линией железной дороги.
МАРЬИНОЙ РОЩИ, 17-й проезд
В прошлом 6-й Лихоборский пр. Переименован в 1930 г.
АННЕНСКАЯ улица
Название известно с конца XIX в. В 1954 г. к улице была присоединена соседняя Иоакимовская ул. По-видимому, улицы получили названия по бывшей церкви (или часовне) Иоакима и Анны (родители Богородицы).
ВЫШЕСЛАВЦЕВ 1-й переулок
Назван в 1922 г. по находившимся здесь в XVIII в. Вышеславцевым прудам. Их название связано, видимо, с владениями неких Вышеславцевых (известен Вышеславцев Михаил Матвеевич в XVb., Вышеславцевы Федор и Семен в XVIIb.). Прежнее название — 1-й Неглинный пер. — по р. Неглинной, в верховьях которой расположен переулок.
ВЫШЕСЛАВЦЕВ 2-й переулок
Назван в 1922 г. Прежнее название — 2-й Неглинный пер.
ДВИНЦЕВ улица
Названа в 1967 г., в память о солдатах 5-й армии Северо-Западного фронта (Первая мировая война), выступивших против Временного правительства России, и летом 1917 г. заключенных в тюрьму г. Двинск (ныне Даугавпилс в Латвии. Ранее — 1-я Новотихвинская ул. (см. Новотихвинская ул.).
ДОСТОЕВСКОГО улица
В Мариинской больнице для бед¬ных в должности штабс-лекаря работал отец писателя с мировым именем Федора Михайловича Достоевского. Квартира, в которой жил Федор Михайлович с 1821 года по 1837 год сегодня сохраняется как музей. Ранее улица, где они расположены, называлась Божедомка, сегодня — это улица Достоевского.
ИНСТИТУТСКИЙ переулок
Название получил в конце Х1Хв. по ближнему Александровскому институту для детей мещан и чиновников (ныне в зданиях института размещена больница). Назывался также Александровским, а первоначально — Сорокинским (по фамилии одного из домовладельцев).
ЛАЗАРЕВСКИЙ переулок
Название возникло в ХIХ в. по ближнему Лазаревскому кладбищу, открытому как городское, в 1750 г. при церкви Воскресения праведного Лазаря
(ныне — церковь Сошествия Святого Духа). В советское время кладбище было превращено в детский парк. До 1986 г. — 1-й Лазаревский пер. (2-й Лазаревский пер. был в 1976 г. присоединен к ул. Советской Армии).
МИНАЕВСКИЙ переулок
В 1914 г. у землевладельца Миняева городские власти приобрели землю между Тихвинской и Новосущёвской улицами, где было нарезано шесть Минаевских пер. (в названиях фамилия землевладельца была искажена). Из этих переулков сохранился лишь 2-й Минаевский, получивший свое название в 1986 г.
НОВОТИХВИНСКАЯ улица
До 1986 г. — 2-я Новотихвинская ул. (1-я Новотихвинская ул. в 1967 г. переименована в ул. Двинцев). Названа в начале XX в. как новая улица по соседству с Тихвинской ул.).
ОБРАЗЦОВА улица
Названа в память о Владимире Николаевиче Образцове (1874-1949) — специалисте в области железнодорожного транспорта, жившем на этой улице. Здесь располагается и Московский институт железнодорожного транспорта (до революции — Институт инженеров путей сообщения Императора Николая II), профессором которого был В. И. Образцов. До 1919 г. — Бахметевская ул., по фамилии домовладельца середины XVIII в. Некоторое время улица называлась также Институтской.
ОГОРОДНЫЙ проезд,
Изначально назывался как Безымянная ул. Получил современное название с изменением типа городского объекта 1927 г. по находившимся здесь огородам
ОКТЯБРЬСКАЯ улица
Распространенное идеологическое название советского времени (в честь Октябрьской революции) получила в 1936 г. исконное название — Александровская. ул. по находившемуся здесь с Александровскому институту благородных девиц среднего сословия (назван в честь Александра I), где в 1812 г. была построена церковь Александра Невского.
РИЖСКАЯ площадь
Возникла в середине XVIII в. Называлась Троицкая и Переяславская (по ведущей от площади дороге на Троице-Сергиеву лавру и далее — на г. Переяславль-Залесский). Позднее закрепилось название пл. Крестовской Заставы, обусловленное расположением площади у Крестовской заставы Камер-Колтежского вала. Это название застава (ранее Троицкая) получила по стоявшей возле нее часовне, где с 1652 г. находился крест (поставлен в память встречи мощей святого Филиппа) — место поклонения богомольцев на пути в Троице-Сергиеву лавру, позже крест был водружен и на самой заставе. Современное название площадь получила в 1947 г. по расположенному на ней Рижскому вокзалу.
СОВЕТСКОЙ АРМИИ улица
В 1965 году в ознаменование 20-летия Победы это название было присвоено улице, на которой находится Центральный музей Вооруженных Сил СССР.
СУЩЕВСКИЙ ВАЛ улица
Возникла в 1922 г. На участке Камер-Коллежского вала, примыкавшем к бывшему селу «Сущёво», которое находилось к северу от Тверских и Петровских ворот Земляного города, в верховье речки Неглинки, в летнее время местность и сама речка пересыхала, отсюда и название «Сущёво» от слова «сухо». Что и определило название улицы. Ранее называлась ул. Камер-Коллежский Сущёвский Вал.
СКЛАДОЧНАЯ улица
Первоначально — Филаретовская ул., по фамилии домовладельца ХIХ в. В 1922 г. переименована по располагавшимся на этой улице складам.
СКЛАДОЧНЫЙ ТУПИК
Назван в 1991 г. по Складочной ул., к которой примыкает.
СТРЕЛЕЦКАЯ И ПОЛКОВАЯ УЛИЦЫ
Названы в конце 19 века по их близости к Бутырской слободе, где в 17 веке жили стрельцы, а позднее солдаты Бутырского полка. Бутырский 66 пехотный полк был сформирован в 1796 году. Получил георгиевское знамя за сражение при Краоне (23 февр. 1814) и за Севастополь 1854 и 1855 гг., а также знаки отличия за войну с французами в Италии (1799) и с турками (1828-29).
ТИХВИНСКАЯ УЛИЦА
Название присвоено по построенной в 1696 г. церкви, главный престол которой был освящен в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1935 г. храм был закрыт и передан для производственных целей Станкоинструментальному институту. В 1992 г. он возвращен Церкви и в нем возобновлены регулярные богослужения.
ТРИФОНОВСКАЯ УЛИЦА
Первоначально Трифоновский пер., позже Трифоновская ул., получившие названия по церкви мученика Трифона, построенной в подмосковном селе Напрудное в конце XV в. С XIX в. улица в черте Москвы. В 1954 г. к ней присоединен Бахметьевский пер., называвшийся по соседней Бахметьевской ул. (ныне ул. Образцова).
1-Я И 2-Я ЯМСКАЯ УЛИЦЫ
В ХIХ в. улицы Переяславской ямской слободы получили номерные названия.