Маркеры для граффити что это
Смоленск 2.0
Какие бывают маркеры для теггинга?
Добавил tanechka 472 дня назад в категорию Общество
Большинство уличных художников подписывают свои работы, оставляя тег, поэтому сейчас на рынке представлено много разнообразных маркеров для этих целей. Их можно разделить на несколько типов по способу подачи краски на перо – наконечник маркера.
Виды маркеров
Наиболее распространены помповые модели, в которых чернила подкачиваются к перу при надавливании корпусом на поверхность. С их помощью можно оставлять надписи с красивыми подтеками. Пишут они по любым поверхностям, в том числе по стеклянным.
Также существуют перманентные маркеры. Внутри их корпуса нет жидкой заправки, поэтому они менее устойчивые, чем помповые, и с ними можно работать не по всем поверхностям (например, они не рисуют по стеклу). Но цена на них обычно ниже.
Еще отдельный вид – сквизеры. Их стержень все время остается в мокром состоянии без дополнительной подкачки чернил на перо. Подходят для работы по любым поверхностям, помогают создавать подтеки.
Популярные бренды
Обычно райтеры – граффити-художники – при выборе маркеров для теггинга отдают предпочтение фирмам, производящими товары специально для граффити.
MOLOTOW
Бренд, известный своей аэрозольной краской для стрит-арта, с 2012 года выпускает и маркеры с перьями различной толщины (в том числе с перьями в виде кистей), а также чернила для них на спиртовой, акриловой, водной, меловой основах. Отдельно стоит отметить серию Liquid Chrome, в которой чернила обладают зеркальным хромированным эффектом, а также восковые Scrawl Stick, которые могут писать даже под водой.
Как правило, райтерам требуется много различных маркеров – разных цветов, с разными типами подачи чернил, с перьями разной ширины. Существует способ снизить затраты – не покупать дорогие готовые наборы, а приобрести нужные запчасти и из них собирать требуемый для сегодняшней работы маркер. В этом помогает линейка Molotow Transformer, с помощью которой можно собирать маркер, как конструктор, устанавливая на корпус разные головки, перья и клапаны. А если чернила закончатся, их можно дозаправить.
ON THE RUN
Помповые теггеры OTR похожи на MOLOTOW высоким качеством, способностью работать в разных климатических условиях и по практически любым поверхностям. Кроме этого, они привносят в рисунок интересные графические эффекты – например, оттенок одних и тех же чернил будет отличаться в зависимости от того, на какой поверхности ими пишут.
Гид по инструментарию граффити-художников
Мы много раз обращались к теме уличного искусства, но ещё ни разу не касались технических аспектов граффити. В этом материале мы расскажем о традиционных инструментах каждого уличного художника вроде аэрозольной краски и маркеров, а также о менее очевидных технологиях: LED-граффити, граффити из мха и многом другом.
Аэрозольная краска
Главный граффити-инструмент, созданный ещё в 1949 году, по сути, сформировал граффити-культуру в том виде, в котором она существует по сей день. Сейчас аэрозольная краска и граффити — это два неразрывных понятия, причём утвердившихся даже в сознании людей, сильно далёких от мира стрит-арта.
Краска для граффити состоит из красительного пигмента и растворителя. Чем больше красительного пигмента, тем краска гуще и лучше ложится на тёмные тона. Со временем красительный пигмент оседает. Для того чтобы эффективно смешивать краску, внутри баллона находится несколько металлических шариков. Они имеют одно нехорошее свойство — громко бренчат, особенно когда баллон полупустой. Граффитчики прикрепляют магнит на дно баллона, чтобы избавиться от ненужных звуков.
Несмотря на то, что популярность граффити постоянно росла начиная с 1970-х, выпуск специализированной краски был начат только в 1994 году испанской компанией Montana Colors. С тех пор количество производителей сильно увеличилось, вследствие чего появились разные виды краски: каждый разрабатывал свой уникальный рецепт, цветовую палитру и форму баллона. Также появилось несметное количество аксессуаров для баллонов: от большого ассортимента кэпов (насадок) до пистолетов-ухватов, позволяющих закрашивать поверхности одновременно двумя баллонами, используя при этом лишь одну руку. Граффитчики, в свою очередь, научились спускать давление в баллонах для снижения расхода краски и получения более тонких линий, переливать краску из одного баллона в другой и множеству других трюков. С ростом популярности граффити сами баллоны превратились в объект искусства.
Одно книжное издательство попросило французского художника самоучку Бенуа Оллива написать пару страниц о том, как научить подростков рисовать граффити. Спустя много часов раздумий Оллив пришёл к выводу, что учить нечему, кроме как предоставить инструмент для практики. Вместо чтения уроков и длинных дебатов, какие методы хороши, а какие нет, он создал свою книгу, в которой доступно объяснил свою точку зрения. All You Need to Know About Graffiti Is in This Book представляет собой книгу-шкатулку, где из вырезанных страниц образуется ниша, в которой лежит баллончик с краской.
Маркер
Маркер — второй по важности инструмент граффитчика. Имеет такое же важное значение в истории формирования граффити, как аэрозольная краска. По сути, с маркеров и началась история граффити. Со времён зарождения культуры райтеры использовали всевозможные маркеры: от детских перманентных до строительных восковых. Отдельным упоминанием хочется отметить самодельные маркеры, сыгравшие не последнюю роль в истории граффити. Изготавливаемые из кассет, бутылок из-под шампуней и дезодорантов, самодельные маркеры были популярны на протяжении всей истории граффити и даже сейчас, когда полки магазинов трещат от всевозможных брендов, видов и цветов. Самодельным был не только сам маркер, но и его наполнитель: в качестве краски использовали штемпельную краску и крем для обуви.
Сегодня маркеры принято делить на три типа: обычные или перманентные — с пропитанным тампоном внутри; помповые — со специальной полостью подачи краски; сквизеры — маркеры без специальной системы подачи краски к наконечнику, вследствие чего наконечник всё время влажный. Такой маркер может писать по любой поверхности, но нужна определённая сноровка, так как постоянное поступление краски приводит к большому количеству подтёков.
В 2010 году австралийская студия Everfresh, использующая в своих проектах различные граффити- и стрит-арт-техники, создала самый большой в мире маркер: полтора метра в высоту. Этот полнофункциональный маркер был представлен на выставке в Мельбурне. В серийное производство он не попал, но работоспособность доказана на многочисленных фотографиях.
Валик
Валик используют в основном для грунтовки поверхности перед началом работ или для быстрой заливки фона. Но иногда валик становится вполне самостоятельным инструментом для быстрого создания особенно больших работ. С помощью удлинительной палки можно покрывать труднодоступные места: например, находящиеся высоко над землёй или под крышей. Как в анекдоте про батарейки, главным недостатком валика является необходимость таскать с собой огромное ведро краски, поэтому такие работы явно не для одного человека.
Огнетушитель
Огнетушитель как инструмент уже давно вошёл в арсенал граффити-райтеров по всему миру и благодаря многочисленным инструкциям в интернете становится всё более популярен среди подрастающего поколения бомберов.
Использование огнетушителя для тегинга или бомбинга является результатом естественного хода развития граффити-культуры и корнями уходят во времена, когда не было лёгкого доступа к аэрозольной краске, широкого ассортимента кэпов и маркеров. Граффити прямо было связано с DIY-движением, где каждый райтер придумывал свой способ нанесения тегов, делал свой маркер.
Сейчас, когда граффити стало слишком доступным и коммерциализированным, когда каждая бойлерная украшена проплаченными кусками, а для старта коммерческого арт-проекта в первую очередь приглашают уличных художников, огнетушитель является олицетворением истинного граффити. Эстетика полученных рисунков вызывает вопросы даже в граффити-среде, а у простых граждан негодование зашкаливает даже сильнее, чем от привычных тегов. Для райтера же огнетушитель — это способ оставить свой тег высотой в семь метров в труднодоступном месте меньше чем за минуту, а главное — такой тег трудно и дорого удалить.
В прошлом году скандально известный художник Кидалт сделал десять золотых скульптур огнетушителей в натуральную величину в виде скелета грудной клетки. Все десять экспонатов он спрятал в различных городах по всему миру от Токио до Нью-Йорка и оставлял подсказки о местонахождении в социальных сетях. Некоторые из счастливчиков решили подзаработать на находках, выставив на продажу на eBay за несколько тысяч долларов.
В начале этого года Кидалт снова сделал десять скульптур чёрного цвета. «Нищебродский выпуск» художник продал на своём сайте в заранее объявленное время по цене 3 600 евро за штуку. Все экземпляры ушли менее чем за десять минут.
Пульверизатор
Огнетушители становятся всё популярнее в граффити-среде, но они обладают одним большим недостатком: их сложно перезаряжать, поэтому большая часть баллонов уходит на помойку после первого же использования. Из-за этого многие прибегают к пульверизаторам. Только не тем, которыми ваша мама опрыскивает цветы дома, а тем, которыми ваш дедушка опрыскивает огород на даче: помповыми, легко заряжаемыми пульверизаторами. Уровень давления можно регулировать самому с помощью ручной помпы, чтобы струя была ровнее, а баллон с краской убрался в рюкзак. Отлично подходит для написания огромных тегов.
Скретчер
Под понятие «скретчер» попадает всё, чем можно царапать поверхности. Самое широкое распространение получил абразивный брусок для заточки ножей, реже используется грубая наждачка. Также в ход идут ключи, пробки от бутылок, ножи и прочее.
Массовое распространение направление скретчити получило в конце 1980-х, когда в нью-йоркской подземке усилилась борьба с граффити: активность на поездах тогда частично удалось снизить, но взамен власти получили тонны исцарапанных окон. У граффитчиков старой школы в то время исцарапанные окна плотно ассоциировались со старушкой, которая в конце 1960-х исцарапала тысячу телефонных будок по всему Нью-Йорку с призывом молиться.
Сейчас к скретчити неоднозначное отношение даже в субкультурной среде. В основном этим занимаются малолетние вандалы, большинство из которых далеки от граффити-среды или же ничего из себя не представляют. Но встречаются и положительные примеры.
Помимо прочего, в 1980-е годы на волне борьбы с граффити в Америке был принят закон, запрещающий продавать краску несовершеннолетним, а также требование хранить краску в магазинах в решётчатых ящиках, чтобы её невозможно было украсть.
Одна из разработок Graffiti Research Lab, получившая признание в разных уголках планеты. LED-граффити — это возможность создать светящийся в темноте тег на любой металлической поверхности. LED-граффити состоит из магнита, батарейки и нескольких светодиодов. Такой тег может просуществовать несколько дней (пока батарейка не сядет). Магнит можно заменить на клей или скотч, но магнит легче размещать в труднодоступных местах.
Graffiti Research Lab — арт-группа, целью которой является оснащение граффитчиков, художников и протестующих инструментами городской коммуникации. Помимо LED-граффити, GRL разработали лазерные теги, которые можно создавать с помощью лазерной указки. Сейчас GRL базируются в студии FAT (Free Art and Technology). Один из последних проектов группы — это серия воркшопов по созданию маленьких дешёвых глушилок для мобильных телефонов.
Главный инструмент экограффити, или зелёного граффити, — мох. Идейно к граффити отношения не имеет и гораздо ближе к активистскому искусству или стрит-арту. Из мха делают специальный раствор, который потом кисточками наносят на поверхность, желательно в тёмном и влажном месте. По истечении времени на ней проступает рисунок. Концепция заключается в создании живого искусства: рисунок после нанесения живёт своей жизнью и создаёт мини-экосистему вокруг себя.
Мох — не единственный «вандальный» инструмент экоактивистов. Большую популярность завоевали зелёные гранаты, или сидинг-бомбы (по-русски семенные бомбы). Семенные бомбы стали самым быстрым и эффективным способом в борьбе за озеленение в городском ландшафте среди активистов. Бомбы представляют собой простую смесь глины, семян и удобрений, скатанную в шарики. Такими бомбами легко закидать пустой участок земли в городе и через некоторое время получить газон или куст — в зависимости от того, какие семена туда положить.
Обратное граффити
Также известен как «чистый тегинг», «грязный тегинг». Это метод создания граффити путём удаления грязи с какой-либо поверхности. По сути, надписи на грязных машинах «Помой меня» относятся к этому направлению, хоть и бессознательно. Но термин, выделивший отдельное направление в граффити-культуре, появился благодаря серьёзным работам, выполненным с помощью мощных мини-моек. Одним из родоначальников движения считается художник Moose. Он на протяжении десяти лет «отмывал» стены вдоль шоссе своими рисунками.
Так как в процессе создания не используются никакие вредные вещества, обратное граффити относится к экофрендли-искусству. Природа обратного граффити не деструктивна, соответственно, этот тип искусства относится к легальному, хотя в правительстве многих странах идут споры на этот счёт, так как многие коммерческие компании используют этот метод для рекламы своих продуктов, минуя все ограничения.
Большим спросом обратное граффити пользуется у коммерческих организаций с целью недорого и легально размещать рекламу своих услуг и товаров. В Англии работает большое количество компаний, предоставляющих услуги «художественных отмывателей поверхностей», а среди клиентов замечены Puma, Starbucks, Vans и другие.
Травление стекла
Это технология близка по духу к скретчингу и не имеет широкого распространения в граффити-среде ввиду опасности для самого райтера. Принцип основан на создании раствора из сильно токсичных компонентов, который помещается в самодельный маркер или сквизер. Рецептов в интернете много, но пары ингредиентов крайне вредны для здоровья, не говоря о попадании кислоты на открытые участки кожи. Теги, выполненные в этой технике, как и скретчити, невозможно стереть.
Что нужно знать начинающему райтеру
Если есть желание и немного способностей, то нарисовать граффити не составит особого труда. Для начала рисуем скетч (эскиз), затем, с помощью краски, переносим его на стену. Очень часто между эскизом и конечным результатом (граффити на стене) есть существенные различия. А некоторым эскизы вообще не нужны, они просто берут в руки баллон с краской и импровизируют. Так уж сложилось, что для надписей в граффити используют латиницу, хотя есть и такие, кто выполняет красивые надписи на русском.
Искусство граффити многогранно и в нем, как и в любом другом искусстве, есть несколько направлений. Уметь рисовать по всем направлениям довольно сложно, а и вовсе не обязательно, хотя некоторые профессионалы считают, что настоящий мастер должен уметь все. Итак, что же это за направления?
• Тегинг – нанесение своей собственной подписи (тега) на стены, вагоны другие, понравившиеся тебе поверхности. Она может быть как одним словом, так и целой фразой. Тегинг – это предок современного граффити, зародившийся в 70х годах в Нью-Йорке.
• Скрэтчинг – нанесение своего тега на стекла. Это направление похоже на предыдущее, но надпись в последнем случае делается не краской, а камнем (в основном для заточки ножей) или, например, грубой наждачной бумагой на стекле. Стереть или удалить такой рисунок (скрэтч) невозможно и это, пожалуй, единственный его плюс.
• Бомбинг – быстрое нанесение рисунков на любые поверхности. Здесь главное – скорость, все нужно делать максимально быстро. Вообще-то, бомбинг нелегален, и те, кто «бомбардируют», рискуют угодить в милицейский «бобик», и поэтому они рисуют в основном по ночам, когда их никто не видит, и, конечно, делают это очень быстро.
• Реализм (фотореал) – как понятно из названия это направление подразумевает максимально реалистичный рисунок на стене, это может быть как портрет, так и изображение автомобиля, самолета. Рисунок получается максимально приближенным к живому.
• Концепт-рисунок – наиболее сложное направление в граффити, чем-то похожее на традиционную живопись. Это сложные работы, совмещающие в себе и надписи и рисунки. Чаще всего, выполнение таких рисунков легально, так как требует большое количество временных и денежных затрат.
Рисуй стильно
Помимо направлений, существуют еще и стили граффити. Вот самые основные:
• Old School – простые стили ближе к классике.
• Flat – плоский рисунок. Рисуя в таком стиле, работа получается плоская, а не объемная, буквы перекрывают друг друга. Обычно рисуют в двух цветах и не детализируют картинку.
• Bubble style – история названия этого стиля очень длинная. Название пошло от первых рисунков, буквы на которых выглядели как огромные пузыри. Сейчас так называется все простое граффити, никаких сложных элементов, цветовая гамма ограничивается, как правило, двумя – тремя цветами. Буквы друг друга не перекрывают, иногда изображаются в «объемном» стиле. В основном этот стиль граффити используется для бомбинга. Что называется, просто и быстро.
• Blockbusters и Throw-up – тут размер имеет определяющее значение. Надписи, сделанные в этом стиле, огромны. Для их рисования используют валик и широкие кэпы.
• Newschool – более современные и усложненные стили.
• Wild style – стиль высокой сложности. Переплетения букв создают сложные и оригинальные узоры, присутствует некая иллюзия трехмерности, есть детали, которые затрудняют понимание рисунка, огромное разнообразие цветов. Все это приводит к тому, что рисунок понять могут далеко не все, труднее всего не знакомым с граффити людям.
Многие граффитчики помимо надписей в своих работах используют объекты. Объект может красоваться на рисунке, заменяя одну букву, или присутствовать на картине в добавок к надписи. Еще райтеры рисуют кэрэкс (сharacs) – созданный ими персонаж, их «визитная карточка».
Буква закона
Выбор места для рисунка
Очень важно найти хорошую поверхность для рисования. Во-первых, ты рисуешь не только для себя, но еще и для того, чтобы твое творение увидели, заметили. Следовательно, тебе нужна поверхность в людном месте. Во-вторых, не забывай о безопасности. Вот здесь возникает вопрос: как найти баланс между этой самой безопасностью и популярностью твоих рисунков? Попробуй найти такое место, где рисунок увидят, а тебя (во время создания этого рисунка) – нет. Это нелегко, но возможно.
Месторасположение – не единственный критерий, по которому выбирают поверхность для граффити. Очень важен и тип материала, на котором ты собираешься рисовать. Неровная поверхность вроде забора с орнаментом, металл или неокрашенное дерево не подойдет для рисования. Не рисуй на ржавчине или побелке, так как тогда твои рисунки неля будет назвать долгожителями, они исчезнут вместе с верхним слоем. А вот что действительно подойдет, так это пористый бетон (не перепутай с бетонными плитами). А если хочешь создать максимально пригодную для рисования поверхность, загрунтуй ее. А если все-таки решил рисовать не металле, то стоит потрудиться его обезжирить, чтобы краска легла лучше. Старайся не рисовать в дождь и холод. Поверхность должна оставаться сухой. А в холод краска плохо ложится и медленно сохнет. И рукам тоже холодно.
Чем рисовать
Сначала поговорим о красках. Они продаются в баллонах разного объема (от 50 мл до 1 литра). Вот самые распространенные:
Раньше на прилавках часто встречались следующие аэрозольные баллоны:
Новички обычно для контуров берут «Артон», а для заливки Easy. Получается прилично и недорого. Раньше на контур брали «Монтану» и на заливку «Абро», но времена меняются. Настоятельно советую не покупать в автомагазинах краски Fiesta, King или Pride, она попросту не подходит для настенных рисунков. Она слишком жидкая и медленно сохнет, поэтому будет течь, и нижний цвет перекрыть не сможет.
Для обводки в бомбинге также можно импользовать уникальный продукт, который продается у нас – Мастику от Sprayer. Большой объем, низкая цена. Также, не забывайте, что 1000 мл баллоны в монохромных цветах есть у бренда EASY.
Существует еще возможность смешивания красок. Занимаются этим, в основном, профессионалы. Очень хороший способ экономии и получения нужного цвета. Например, смешивают дорогую и дешевую краску или, когда в разных баллонах осталось мало краски, то ее переливают из одного баллона в другой. Технология переливания не отличается простотой, поэтому новичкам не стоит экспериментировать. В общих чертах переливают краску так: баллон, откуда переливают краску, нагревают, а баллон, куда переливают краску – охлаждают, затем соединяют стержнем от шариковой ручки и нажимают.
Как ты уже понял, одной краской не обойтись. Да и помимо краски есть еще много интересных штучек.
Кэпы – насадки на баллон для распыления краски.Они бывают тонике и широкие. Первые предназначены для рисования контуров, а вторые – для создания хорошей, равномерной заливки, это особенно помогает при работе с большими поверхностями. В принципе, этих кэпов для создания граффити вполне достаточно, но если хочешь больше разнообразия и оригинальности, то можешь приобрести набор каллиграфических кэпов. Они предназначены для прописных шрифтов, у них вращается распылитель, с помощью них можно выводить линии различной толщины под разным углом. Кэпы бывают двух видов: male и female. Female-кэпы имеют отверстие в основании и надеваются на штырек на верхушке баллона. Male-кэп, наоборот, оснащен таким штырьком. Все становится предельно ясно, если знаешь перевод слов male и female). Для баллонов Mоntana, Molotow, Arton, MTN94, One Take, Trane, Easy, Sprayer, Belton и Abro подходит male-кэп, для Abro Sabotage – female. Имей ввиду, что кэпы имеют свойство забиваться краской, поэтому на всякий случай имей при себе запасной вариант. Некоторые мастерят кэпы самостоятельно. Например, чтобы сделать кэп ultra-skinny (тонкий), достаточной впаять иглу от шприца в дырку-распылитель. Но средняя цена одного кэпа – около 20 р., поэтому легче пойти в магазин и не париться с паяльником.
Респиратор – надежное средство при хим.атаке) А если серьезно, то он незаменим при работе с краской, она крайне вредна для легких. Его рекомендуется надевать как при работе в замкнутых пространствах, так и на открытом воздухе. Без него и астму можно заработать. Что касается выбора респиратора, то в основном выбор падает на фирму 3M. Ассортимент бренда предлагает как многоразовые полумаски с серьезными угольными фильтрами, так и одноразовые варианты по дешевой цене.
Трафарет – готовый шаблон для твоего рисунка. Вырезать его можно дома из куска линолеума или картона. Сначала нужно придумать эскиз, затем перенести его на картон или линолеум. С помощью трафарета можно наносить на стену оригинальные рисунки или рисовать тэги за предельно короткое время.
Перчатки – чтобы остаться чистым. Как бы ты ни старался рисовать аккуратно и по всем правилам, все равно испачкаешься. Краска при распылении все равно будет ложиться тебе на руки или капать с верха баллона, особенно если ты давно не менял кэп. Если все-таки не боишься испачкаться и у тебя нет аллергии на краску, то летом перчатки можешь не надевать.
Чтобы не совершать ошибок
Итак, ты купил краску, нашел подходящую поверхность для рисования и жаждишь начать работу. Ничего не забыл? Тебе стоит предусмотреть еще кое-что:
• Не закрашивай надписи на стене однотонным цветом, если того не требует скетч. Краска для граффити непрозрачна, поэтому закрасит все, что угодно. Даже белый может закрасить черный.
• Не забывай про фон! Многие начинающие райтеры совершают такую ошибку, начинают с контура, а потом закрашивают его краской. В результате получается,мягко говоря, не слишком красиво. Чтобы у тебя не получилось то же самое, рисуй сначала эскиз цветом фона основной надписи, потом фон, потом контур.
• Кэпы нужно чистить после каждого использования. Для этого переверни баллон и в течение пяти секунд подержи кэп нажатым. Краска перестанет выходить, и тогда можешь смело отложить баллон в сторону. Но если ты этого не сделал, кэп можешь выкидывать, он уже ни на что не годен.
• Перед началом работы опробуй краску, иначе ты можешь испортить рисунок. Брызни краской на землю или на другой участок стены, который тебе не понадобится, чтобы проверить, все ли в порядке с кэпом, правильно ли он установлен и т.д. А если баллон новый, то меры предосторожности необходимы вдвойне, так как в первые секунды рисования он может «поплеваться» краской.
• У райтеров тоже есть свой «кодекс чести» и его нужно соблюдать. Ни в коем случае не трогай чужие работы, какими бы они ни были. Не подписывайся под чужими рисунками и не порти чистые стены.
• Начинать лучше всего с грунтовки рабочей поверхности, чтобы краска лучше ложилась и ничего лишнего на стене не осталось (например, старые рисунки). Для грунтовки можно использовать эмаль или водоэмульсионную краску. Эмаль – более выигрышный вариант, так как она более стойкая, чем водоэмульсионка, и цвета на ней получаются ярче. Ее можно использовать как фон, добавив немного другой краски, создав тем самым нужный цвет.