Маркетинговая среда что это
Маркетинговая среда
Содержание
Маркетинговая среда
Роль маркетинговой среды в деятельности компании
Изучение маркетинговой среды представляет наибольший интерес при проведении маркетинговых исследований. Маркетинговая среда постоянно преподносит то новые возможности, то новые угрозы. Для каждой организации крайне важно постоянно следить за происходящими изменениями вокруг, т.е. за факторами и силами, которые оказывают на нее влияние, и своевременно адаптироваться к ним. К сожалению, эти факторы и силы не все и не всегда подвластны прямому управлению со стороны предприятия.
Виды маркетинговых сред
Для обеспечения бесперебойного функционирования предприятия и облегчения управленческих маркетинговых решений, выделяют два вида сред, влияние которых необходимо учитывать в работе:
Микросреда
Ближайшее окружение фирмы называется «микросредой», на которую само предприятие может влиять. В нее включают взаимодействие предприятия с поставщиками, конкурентами, клиентами, посредниками и контактными аудиториями.
Оптимизация микросреды – работа со всеми ее составными элементами для улучшения деятельности предприятия, повышения производительности, расширения сбыта и клиентской базы. Так, в рамках работы с микросредой можно рассматривать вывод на рынок нового вида фурнитуры или крепежа, разработку новых линеек монтажных средств. Также элементом микросреды является оптимизация логистики с помощью посредников для обеспечения эффективного вывода фурнитуры на рынок.
Макросреда
В эту сферу входят факторы, на которые предприятие не может оказать влияния, но должно учитывать их в своей деятельности. Обычно в них включают демографические, экономические, политические, природно-географические, культурно-исторические и научно-технические факторы.
Для маркетологов демографическая среда представляет интерес, поскольку рынки состоят из людей. Предполагает следующее составляющие:
Общий анализ стоимости затраченных ресурсов на ввод новой продукции, и покупательная способность целевой аудитории приобрести новый товар.
Учет уровня коррупции, устойчивость политической системы, вероятность смены власти и доверие к ее органам.
Необходимость использовать новейшие разработки в сфере производства для опережения конкурентов.
Учет национальных особенностей для создания продукции, вид которой не будет противоречить основным культурным установкам на территории конкретного государства. Так, в Японии никогда не будут популярны двери из массива дерева, тогда как на территории России такие двери будут пользоваться спросом среди обеспеченных клиентов.
Их необходимо учитывать для создания конкурентной продукции. В стране со стабильно холодным климатом не будут пользоваться спросом тонкие двери, зато в цене постоянно будут массивные двери и надежные запоры к ним, а также термоизолирующие стеклопакеты.
Воздействие на предприятие сил макросреды носит односторонний характер и предприятие должно приспособиться к ним, в отличие от факторов микросреды, которые, воздействуя на предприятие, одновременно испытывают встречное влияние с его стороны.
Внутренняя среда
Основные элементы внутренней среды организации:
Что такое маркетинговая среда: все просто
Узнайте, как маркетинговая среда может влиять на ваш бизнес и научитесь подстраиваться под обстоятельства
Маркетинговая среда — это совокупность окружающих компанию явлений и сил, которые влияют на ее способность вести прибыльную деятельность.
Содержание
Компании занимаются бизнесом не в вакууме, а под влиянием множества внешних и внутренних факторов. Одна из ключевых задач бизнеса — уметь быстро приспосабливаться к меняющимся условиям маркетинговой среды, предугадывать изменения на целевом рынке и следить за трендами.
Давайте узнаем, на какие виды делится маркетинговая среда.
Виды маркетинговой среды
Существует два основных вида: внешняя и внутренняя.
Внешняя маркетинговая среда
Это совокупность факторов, которые влияют на компанию извне. Внешняя маркетинговая среда делится на подвиды: макро- и микросреда.
В целом внешняя маркетинговая среда очень подвижна и масштабна, поэтому компании зачастую не в силах активно повлиять на нее.
Внутренняя маркетинговая среда
Это все, что касается самой компании, ее устройство и факторы, влияющие на развитие бизнеса изнутри. Компании могут влиять на внутреннюю маркетинговую среду, более того, они должны ее формировать таким образом, чтобы быть как можно сильнее и стабильнее перед влияниями внешней среды.
Давайте рассмотрим, какие факторы маркетинговой среды существуют.
Факторы маркетинговой среды
Если представить себе схему маркетинговой среды, то компания находится в центре со своей внутренней средой. Ее окружают непосредственно близкие факторы микросреды, а на всю совокупность этих факторов влияют всеобъемлющие факторы макросреды. Давайте перечислим все факторы маркетинговой среды.
Факторы внутренней среды
Факторы микросреды
Факторы макросреды
Многие из этих факторов могут влиять на ваш бизнес, поэтому важно понимать, как именно это происходит и гибко подстраивать свою маркетинговую стратегию под обстоятельства.
Поздравляем, теперь вы знаете, что такое маркетинговая среда и какие факторы могут влиять на успешность вашего бизнеса.
Маркетинговая среда
Маркетинговая среда – все, что оказывает влияние на деятельность компании, находясь вне компании.
Изменения маркетинговой среды и их влияние на деятельность фирм, запросы покупателей, рыночные отношения стали одним из ключевых вопросов в работе предпринимателей. Объектом исследования являются тенденции маркетинговой среды, развитие и изменение ее факторов. Таким образом, маркетинговую среду маркетинга можно разделить на 2 части: внешняя среда маркетинга и внутренняя среда маркетинга.
Внешнюю среду организации, как правило, разделяют на макросреду и микросреду. Макросреда касается всей ситуации в бизнес – среде города (страны, региона), ее характерные особенности влияют на деятельность всех хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности и специфики продукции, предлагаемой на рынке (и для частной парикмахерской, и для крупного производителя продуктов питания, и для пятизвездочного отеля) и микросреды. Внешняя маркетинговая среда отличается значительной подвижностью и, как правило, неподвластна активному воздействию со стороны отдельной фирмы.
Микросреда характеризует параметры и ситуацию деятельности на отдельно взятом рынке, представляющем для организации особый интерес (например, характеристика рынка хлопчатобумажных тканей или рынка гостиничных услуг). К микросреде относятся силы, действующие в сфере, непосредственно примыкающей к ней, которые могут влиять на ее способность обслуживать клиентов:
Основные элементы внутренней маркетинговой среды организации:
Маркетинговая среда предприятия и ее факторы
Понятие маркетинговой среды, ее состав
Маркетинговая среда предприятия является сочетанием определенных факторов как внутреннего, так и внешнего его окружения (характеристик, средств, сил), в комплексе определяющих:
Термин «маркетинговая среда» обычно применяют к любым формам организации бизнеса (неважно — большого, среднего или малого). Маркетинговая среда есть и у некоммерческих компаний, и у фирм-производителей, и у предприятий торговли.
Ее составляют две группы факторов: внешние и внутренние. Внешние факторы формируют внешнюю, а внутренние, соответственно, — внутреннюю маркетинговую среду.
Внешняя среда, как следует из ее названия, находится снаружи объекта, за его пределами. А внутренняя складывается внутри самого объекта. В совокупности оба компонента составляют общую среду маркетинга организации.
Какие бывают факторы маркетинговой среды
Факторами маркетинговой среды являются ее различные составляющие, находящиеся как внутри, так и снаружи данной компании. Эти составляющие и присущие им характеристики формируют условия, в которых фирма вынуждена вести свою маркетинговую деятельность. Они же косвенно либо напрямую влияют на конечный результат этой деятельности. Причем действие этих факторов в зависимости от их совокупности может быть в различных обстоятельствах неоднозначным.
Классификация факторов весьма разнообразна и зависит от их свойств и характеристик.
Обычно выделяют четыре разных вида классификаций:
Внутренние факторы формируются, как правило, во внутренней маркетинговой среде — то есть внутри самой организации. Их развитие обеспечено потенциальными возможностями предприятия. Они воздействуют на успешность его маркетинговой деятельности, работая либо на нее (способствуют достижению высоких результатов), либо против нее (мешают быстрому достижению результатов).
Формирование внешних факторов происходит, наоборот, во внешней маркетинговой среде, то есть вне организации, за ее пределами.
Их влияние не является столь явным. Они создают общие для всех хозяйствующих субъектов условия для реализации маркетинговой деятельности, являясь стимуляцией либо препятствием в ее развитии.
По степени контролируемости факторы делятся на те, которые поддаются контролю (контролируемые), и не поддающиеся ему (неконтролируемые).
Контролируемые факторы принадлежат внутренней среде. Ими, как правило, можно управлять — адаптировать их под маркетинговые цели и задачи организации.
Неконтролируемыми факторами организация и ее маркетинговые службы не в состоянии управлять по своему усмотрению. Чаще всего такие факторы принадлежат внешней маркетинговой среде.
Факторы могут способствовать реализации успешной политики в области маркетинга, формировать наиболее подходящие условия для ее дальнейшего развития. В этом случае их называют положительными. А могут, наоборот, препятствовать проведению маркетинговой политики, всячески ограничивать возможности ее реализации и даже угрожать стабильной деятельности предпринимателя. Такие факторы называют негативными.
Характер влияния факторов может быть как прямым (непосредственным), так и опосредованным (косвенным). Факторы из первой группы воздействуют на качество и содержание деятельности маркетинговых служб напрямую. Их влияние оказывается более сильным, в том числе и на перспективы дальнейшего развития маркетинговой деятельности.
Факторы же косвенного влияния задействованы в формировании тех условий, в которых предстоит осуществлять деятельность предприятия в области маркетинга.
Большинство факторов можно охарактеризовать сразу по нескольким из приведенных четырех принципов классификации. Например, он может быть внешним, неконтролируемым, и оказывать при этом косвенное негативное влияние на маркетинговую деятельность компании.
Маркетинговая среда фирмы — ее внутренние и внешние факторы
В первую очередь к факторам внутренней среды маркетинга относят те характеризующие предприятие его внутренние свойства, которые производят наиболее сильное влияние на маркетинговую деятельность фирмы. На первом месте среди таких факторов — структура предприятия (руководящий состав, прочие подразделения и отделы), политика руководства в области маркетинга, цели и задачи остальных структурных подразделений, касающиеся маркетинговой деятельности.
Также среди факторов внутренней среды маркетинга выделяют ориентированность предприятия на нужды и запросы потребителей, финансовые возможности компании, работу маркетинговых служб организации.
Внешняя же среда маркетинга, в отличие от внутренней, находится за пределами самого предприятия, которое никак не влияет на ее формирование. Поэтому факторами внешней среды невозможно управлять и как-то контролировать их.
К подобным факторам принадлежат:
Часть этих факторов находится в ближнем окружении, называемой микросредой маркетинга. Другая часть принадлежит дальнему окружению, которое является маркетинговой макросредой.
К факторам микросреды относятся те характеристики непосредственного окружения, которые напрямую влияют на политику маркетинга на предприятии. В их числе: общественное окружение, отдельные органы госвласти, конкуренты, поставщики, покупатели.
Будучи заинтересованными лицами, они выражают определенные ожидания от маркетинговой деятельности организации или даже предъявляют конкретные требования к ней (например, на уровне закона о рекламе). Деятельность этих субъектов тем или иным образом воздействует на маркетинговую политику компании.
К факторам макросреды принято относить:
Им отводится роль по формированию общих для всех предприятий условий, в которых те смогут осуществлять свою маркетинговую деятельность.
В целом, факторам внешней среды отводится роль создания предпосылок либо препятствий для осуществления политики маркетинга на предприятии, в то время как факторам внутренней среды приходится непосредственно определять слабые либо сильные стороны его маркетинговой деятельности.
Понятие маркетинговой среды и ее составные части
Любой человек, который занимается предпринимательской деятельностью, сталкивается с таким понятием, как маркетинговая среда. Именно поэтому каждый гражданин, занимающийся предпринимательством, должен детальнее ознакомиться со значением данного словосочетания.
Маркетинговая среда — совокупность внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность предприятий
Понятие и сущность маркетинговой среды
Предприятие начнет приносить прибыль только в том случае, если его владелец будет понимать, что из себя представляет среда маркетинга. Это комплекс субъектов или событий, от которых зависит то, насколько успешным будет сотрудничество с потребителями. Поэтому внешняя и внутренняя среда маркетинга это все то, что может повлиять на деятельность и эффективность работы предприятия.
Чтобы детальнее разобраться со средой маркетинга, необходимо ознакомиться с факторами, которые формируют ее. Их можно поделить на несколько основных разновидностей:
Дополнительная информация! Все вышеперечисленные факторы влияют на то, каким будет характер среды маркетинга и каким образом она будет воздействовать на работу предприятия или компании.
Роль в деятельности предприятия
Многих людей, которые только недавно начали заниматься предпринимательством, интересует, как среда маркетинга может воздействовать на компанию. Некоторые считают, что она вовсе ни на что не влияет. На самом деле это мнение ошибочное.
Дело в том, что маркетинговая среда оказывает серьезное воздействие на деятельность предприятий. Она может преподносить, как новые возможности, так и угрозы.
Наибольшее влияние она оказывает на прибыль предприятия. Именно от маркетинговой среды и от факторов, которые ее формируют, во многом зависят доходы компании. Например, отрицательные бесконтрольные факторы чаще всего приводят к уменьшению прибыли и к серьезным убыткам.
Элементные уровни
Как было сказано выше, среда маркетинга состоит из совокупности факторов. Они формируются за пределами предприятия и внутри него. Исходя из этого, выделяют два основных структурных элемента:
Под внутренним чаще всего понимают возможный потенциал компании, который формируется на совокупности наиболее слабых и сильных сторон организации. К главным элементам внутреннего структурного можно отнести следующее:
Главным отличием внешней среды маркетинга от внутренней является то, что ее формирование осуществляется при помощи совокупности факторов, которые возникают за пределами предприятия. Состоит она из двух элементов:
Дополнительная информация! Элементы микросреды маркетинга оказывают серьезное влияние на прибыль компании.
Уровни иерархии
Среду маркетинга можно разграничить не только по элементам, но и по уровням. Выделяют четыре основных уровня, которые отличаются друг от друга масштабами охвата.
Микроуровень
К данному уровню можно отнести маркетинговую среду отдельной компании. В этом случае акцент делается только на внутреннюю часть, без учета внешних факторов. Чаще всего макроуровень отражает ресурсный потенциал маркетинга, а также показывает его слабые и сильные стороны.
Мезоуровень
К мезоуровню относятся все субъекты, которые входят в состав ближайшего окружения компании. Также к нему можно отнести и предприятия, составляющие конкуренцию. Стоит отметить, что именно субъекты, входящие в мезоуровень, оказывают положительное или отрицательное воздействие на фирму.
Макроуровень
К макроуровню чаще всего относят внешнюю маркетинговую среду. Это может быть экономическая ситуация в стране, политическая обстановка, правовая среда, уровень технического или научного развития.
Среда маркетинга, которая относится к макроуровню, не контролируется бизнесом и при этом оказывает на него серьезное влияние.
Мегауровень
Это наиболее глобальный уровень, который включает в себя практически все описанные ранее компоненты. Стоит отметить, что именно мегауровень является самым важным, так как он напрямую связан с международной рыночной системой и влияет абсолютно на все сферы общественной и предпринимательской деятельности.
Разновидности сред маркетинга: внешние и внутренние факторы
Разобравшись с тем, что относится к элементам микросреды и макросреды маркетинга, необходимо детальнее ознакомиться с особенностями и характеристиками основных видов маркетинговых сред.
Внешняя
Чтобы разобраться с особенностями и принципами внешней среды, придется детальнее рассмотреть ее микро и макросреды.
Макромаркетинг состоит из внешнего окружения фирмы, которое оказывает вливание на все предприятия рынка. Чаще всего такая среда абсолютно автономна и поэтому само предприятие никак не имеет возможности на нее воздействовать. На макромаркетинг могут оказывать влияние следующие факторы:
В среду микромаркетинга входят активные предприятия из ближайшего окружения, которые существуют на одном с компанией рынке. Они обладают частичной автономностью, так как контролировать их деятельность невозможно. При этом можно регулировать и при необходимости изменять взаимоотношения с ними.
Микромаркетинг состоит из нескольких компонентов, с которыми необходимо заранее ознакомиться:
Дополнительная информация! Все вышеописанные субъекты оказывают влияние на работу бизнеса. Поэтому надо правильно строить взаимоотношения с ними, чтобы повысить эффективность осуществляемой деятельности.
Внутренняя
Внутренняя маркетинговая среда позволяет понять возможности компании. С ее помощью удается определить потенциал бизнеса и то, насколько он конкурентоспособен. Состоит такая внутренняя среда из нескольких компонентов:
На внутреннюю среду маркетинга влияют следующие факторы:
Дополнительная информация! Немаловажным фактором, который оказывает влияние на внутреннюю среду маркетинга, является политика продвижения. Необходимо наладить связь с клиентами и продумать рекламу таким образом, чтобы можно было максимизировать сбыт продукции и получаемую от этого прибыль.
Особенности и принципы исследования среды маркетинга
Чтобы исследовать все стороны маркетинговых сред, придется проанализировать внешнее и внутреннее окружение организации. Для этого можно использовать несколько специальных методик:
Дополнительная информация! Изучение маркетинговой среды — это непростой вид деятельности, которая выполняется с учетом нескольких принципов. К ним можно отнести комплексность, системность и научность используемых аналитических способов.
Процесс проведения анализа состоит из нескольких последовательных шагов:
Важно! Прежде чем заняться исследовательской деятельностью, необходимо определить ее основные задачи и цели.
Надо четко понимать, для чего именно проводится анализ и как в дальнейшем будут использоваться полученные результаты. Чаще всего подобные исследования проводят для повышения эффективности бизнеса и уменьшения негативного воздействия маркетинговой среды.
Люди, которые в будущем планируют заниматься бизнесом или предпринимательской деятельностью, должны обязательно детальнее ознакомиться с маркетинговой средой. Необходимо разобраться, какие элементы макросреды маркетинга существуют и какое влияние они оказывают на бизнес. Также надо ознакомиться с основными принципами и способами исследования маркетинговых сред, чтобы в будущем можно было спрогнозировать их развитие.