Маркизова лужа это что

Почему Маркизова лужа?

Остался за кормой Кронштадт. Пройдём Маркизову лужу, а там и Питер. Через час будем дома. А, всё-таки, почему – лужа? И дважды почему – Маркизова лужа? Почему восточная часть Финского залива, а именно Невская губа, носит такое странное название?

История эта началась очень давно и далеко отсюда. Итак: Северная Америка. 4 июля 1787 года подписывается Декларация независимости 13 штатов, что означает образование Соединённых Штатов Америки. Англия стремительно начинает терять свои колонии. Разумеется, король Франции Людовик XVI не мог упустить возможности отомстить своим извечным врагам англичанам за поражение в Семилетней войне (1756-1763гг.) и попытаться вернуть Канаду и утраченные колонии в Вест-Индии и Ост-Индии, поэтому вступает в войну на стороне США.

Вот на этой войне и начал делать свою карьеру молодой офицер французского флота маркиз Жан Батист де Сансак де Траверсе. Но, как водится, для успешной карьеры одних военных побед бывает недостаточно. И примерно в это же время молодой маркиз вступает в одну из масонских лож.

Через 10 лет уже на берегах Невы Жан Батист де Траверсе встретит своих собратьев, таких как начальник гребной флотилии Балтийского моря, адмирал Нассау-Зиген из ложи «Сен-Жан де Монморанси», герцог де Ришелье, будущий губернатор Одессы из ложи «Объединённые драгуны» и многих других.

Начав свою американскую войну против Англии, Людовик XVI не только не достиг поставленных целей, но и окончательно довёл и так отстающую в экономическом развитии Францию до последней черты. И блестящие офицеры французского флота, предчувствуя скорый конец, начинают спешно искать, где можно продолжить карьеру. Ну, не в Англию же подаваться, против которой только что воевали. Остаётся Россия, стремившаяся ограничить притязания Англии на морское господство, позиция которой способствовала победе США, недавних союзников французов.

Выпросив у Людовика XVI отпуск, в 1790 году маркиз со своей семьёй перебирается в Швейцарию. А, используя старые связи, выхлопотать себе приглашение на русскую службу уже не составило особого труда. Как оказалось, адмиралу принцу Нассау-Зигену, упомянутому выше, потребовался соотечественник, который смог бы его сменить на посту командира балтийской гребной эскадры. Нассау-Зиген и рекомендовал императрице французского капитана 1 ранга де Траверсе. Тем более что Екатерина II брала на службу в Россию только молодых, выражаясь современным языком, иностранных военных специалистов.

Известие о том, что французский офицер приглашён на службу в императорский флот не прошло незамеченным среди высших кругов Санкт-Петербурга. У светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина была своя агентура в Париже, поэтому он холодно отнёсся к приглашению на русскую службу капитана французского флота, который, несомненно, имея заслуги, за 20 лет плавания так и не дослужился до командира линейного корабля, хотя во Франции в то время их было 82 единицы. Но даже всесильный Потёмкин не смог этому воспрепятствовать. Связи у маркиза были серьёзные.

Итак: 7 мая 1791 года де Траверсе был «принят из капитанов французской морской службы в гребной флот капитаном генерал-майорского ранга. Июня 10. Переименован в контр-адмиралы гребного флота. Командуя гребною эскадрою крейсировал между Кронштадтом и Роченсальдом…». Суровые воды Балтики не предвещали ничего хорошего. Нужно было доказывать и показывать на что ты способен. Но удача сопутствовала де Траверсе, принявшего русское имя и отчество – Иван Иванович де Траверсе.

Теперь можно было позаботиться и о близких. 14 августа 1791 года контр-адмирал де Траверсе получил разрешение императрицы Екатерины II на выезд из России в Швейцарию к семье, и в конце августа выехал в Европу. Там он пробыл до 1794 года. И всё это время его не покидала мысль возвратиться во Францию.

В 9 часов 10 минут утра 21 января 1793 года под улюлюканье толпы голова короля Людовика XVI из-под лезвия гильотины полетела в корзину для капусты. А через пару месяцев за ним последовала его верная спутница – Мария-Антуанетта. На улицах Парижа гремела Марсельеза. Во Франции бушевала революция.

Эти и последующие события помогли маркизу принять твёрдое решение навсегда связать не только свою службу, но и всю оставшуюся жизнь с Россией.

Не секрет, что военная карьера в те времена делалась не только на полях сражений и в дальних морских походах, а и при дворе. А уж отплясывать на балах Иван Иванович де Траверсе был большой любитель. Француз всё-таки.

6 ноября 1796 года на русский престол вступает Павел I. Командуя эскадрой канонерских лодок, де Траверсе развивает бурную деятельность, проводя в Финском заливе между Кронштадтом и Красной Горкой одно учение за другим. Усердие Ивана Ивановича не осталось не замеченным Павлом. 30 сентября 1797 года де Траверсе был произведён в чин вице-адмирала.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в Михайловском замке заговорщики убивают Павла I. Всероссийским императором становится Александр I, а через два дня 14 марта маркиз де Траверсе был произведён в чин адмирала. 21 мая 1802 года император Александр I назначает его главным командиром Черноморских портов и военным губернатором Севастополя и Николаева.

Время управления де Траверсе флотом и портами на юге России ничем не ознаменовалось в смысле улучшения. А попросту Черноморский флот пришёл в упадок. Но, не смотря ни на что, по распоряжению Александра I Иван Иванович де Траверсе в сентябре 1809 года занимает пост управляющего морским министерством, а в ноябре 1811 года становится Морским министром.

Все свои приказы по Морскому ведомству новый министр издавал на французском языке, поскольку русским владел очень слабо. А писать и читать по-русски и вовсе не умел. Следует заметить, что всё аристократическое общество того времени общалось на-французском, поэтому Иван Иванович не видел особых в этом проблем. Но флот – это далеко не аристократическое общество.

Объективности ради, необходимо отметить скудность финансирования флота в то время. Ресурсы империи поглощались непрерывными войнами России с 1805 по 1815 года. Поскольку главным действующим лицом в этих войнах были сухопутные силы, то естественно основное внимание и финансирование уделялось им. Недостаток финансов, отпускаемых Морскому ведомству, к тому же при девальвированности русского рубля и возраставшей года от года дороговизне на припасы и материалы, сильно сказывались на материальном состоянии флота. Доходило до парадокса. Распоряжением от 4 апреля 1812 года офицерам флота вменялось в обязанность на собственные деньги приобретать навигационные инструменты.

В результате корабли совсем перестали выходить в открытое море, ограничиваясь манёврами в Невской губе. Именно тогда офицеры Балтийского флота с грустью придумали ироничное название – Маркизова лужа. Кстати, как-то Александр I предложил де Траверсе даровать ему титул князя, но тот отказался, объяснив это тем, что титул маркиза в России редкость и ещё, наговорив ему что-то про тоску по Родине. Как в воду смотрел. Имя этого человека помнят единицы. А вот, что такое Маркизова лужа и где находится, в Санкт-Петербурге расскажет любой ребёнок. Не имя, так хоть титул остался в народной памяти.

А вот, после всего, что я рассказал, немного совсем непонятной статистики. За время руководства де Траверсе Морским ведомством, несмотря на скудность финансирования, совершались многочисленные кругосветные плавания. Русскими моряками была открыта Антарктида. Было организовано много полярных экспедиций.

Долго я размышлял над этим. Но у историков, объясняющих всё целесообразностью, историческими предпосылками, а то и вовсе жаждой наживы, ответы на подобные вопросы найти невозможно. А уж тем более у «специалистов», пытающихся осмыслить историю России из-за «бугра». Ответы я нашёл в произведениях Валентина Саввича Пикуля, которого сейчас только ленивый не критикует за историческую недостоверность.

Ведь, главная заслуга Петра I даже не в том, что он создал могучий флот, который поставил Россию в ряд мировых держав. Царь Пётр создал, вырастил, взлелеял русских моряков. Самых преданных, самых образованных людей державы. И это на века.

Русские моряки в те времена были бедны, как церковные крысы. Платили им самый мизер, да и того годами от казны не доплачешься. На флот шли больше дворяне мелкотравчатые – дети и внуки моряков или те, кто знал, почём фунт лиха. Эта была почти каста, сознательно отгородившаяся от дворцовых интриг, презиравшая золочёные шатры сухопутных полководцев. Годами качались они на палубах, редко сходя на берег; ели солонину из бочек; сажали в гаванях лук и редьку; а жён своих, чтобы не тратиться на два стола, часто держали под палубой, возле самых пороховых бочек.… И был корпус морской предан службе своей до исступления!

Авторы, труды которых использованы при написании этой статьи:
Н. Задорнов, В. Пикуль, С. Сирый, БСЭ и, конечно же, всемогущий Интернет.

Источник

Василий Галенко. Была ли «Маркизова лужа»?

Ув. коллеги. Совершенно случайно наткнулся на эту статью. Довольно занимательная такая… и к некоторым альтернативам располагает…

Была ли «Маркизова лужа»?

В 1913 году была издана 15-томная «История русской армии и флота», посвященная столетию Отечественной войны 1812 года. Событиям на флоте посвящены тома 7, 8 и 9-й которые написал лейтенант Н. Д. Каллистов. Именно с его подачи в 9-ом томе этого издания и промелькнула фраза, обличающая морского министра России маркиза де Траверсе, который «покорно шел по течению, приведшему флот в тупик «Маркизовой лужи», из простора морей, на которых так гордо развевался русский флаг, к мутным, мелким и тесным водам Финского залива».

В нашем коротком историческом взгляде мы коснемся небольшого эпизода в морской истории России, чтобы развить заявленный в заголовке парадокс: была или не была эта «лужа», ставшая столь скандально известной…

В последующем сам незадачливый историк себя же и опровергает, приводя подробности выдающихся кругосветных плаваний и действий русского флота в многочисленных войнах за пределами «маркизовой лужи».

Откровенная неприязнь авторов «Истории армии и флота» к императору Александру I по сути дела исказила историю, в которой блистали имена моряков, прославивших Россию не только в сражениях с французами, турками, англичанами и шведами, но и в начавшихся из «маркизовой лужи» первых кругосветных плаваний.

На управление флотом с 1802 г. был посажен еще один друг детства императора, Павел Васильевич Чичагов – сын героя ломоносовского проекта покорения Северного полюса. Александр I хотел править в условиях мира и именно с нескольких мирных договоров он начал свое царствование. Но мир продлился всего четыре года. Именно в эту паузу свершилось небывалое для российской морской славы: состоялось первое кругосветное плавание. Во многом благодаря Чичагову. Но Чичагову атмосфера Двора не понравилась и он подал в отставку. В тот год после тяжких поражений в Русско-прусско-французской войне Александр I встретился в Тильзите и Эрфурте с Наполеоном и в том же 1808 году назначил морским министром обходительного Главного командира Черноморского флота маркиза Ивана Ивановича де Траверсе.

О чем говорили два императора, мало кому ведомо, но придворные острословы припоминали эпизод, имевший место в Италии еще в 1789 году. Тогда к бывшему там генерал-поручику Заборовскому, посланному организовать корсарские флотилии для борьбы с Турцией, явились с прошениями поручик французской артиллерии 20-летний Наполеон Бонапарт и капитан 1 ранга 35-летний маркиз Жан Батист де Траверсе. То ли звание Наполеона, то ли его возраст, бедность и невзрачный облик смутила русского генерала, но принять Наполеона на русскую службу майором было отказано, предложив тот же чин. Корсиканец забрал свое прошение и удалился. Маркиз, напротив, был принят на русскую службу самой императрицей в 1791 году.

Уроженец французской Мартиники он был отличным офицером и прославился в сражениях с британцами, захватывал их корабли, помогал США обретать независимость и в 32 года стал капитаном 1 ранга.

В России он становится капитаном генерал-майорского ранга. Через месяц он переименован в контр-адмиралы и назначен командиром Гребного флота на Балтике, которым ранее управлял вице-адмирал Карл Генрих Нассау-Зиген.

В 1801 году уже в звании полного адмирала сдал дела Федору Ушакову и стал Главным командиром Черноморского флота и губернатором Севастополя и Николаева.

С 1808 года маркиз стал Управляющим Морского министерства (с 1811 г. морским министром). В 1821 году маркиз становится кавалером ордена Андрея Первозванного – главного ордена империи. Да, кстати этот орден и в России 21 века – тоже самое высшее отличие. А кто ходит теперь в кавалерах этого ордена в одной связке со вторым кавалером ордена Св. Андрея Первозванного незабвенным гетманом Иваном Степановичем Мазепой!?

В общем маркиз командовал Российским флотом до отставки в 1826 году. Де Траверсе умер в 1831 году в возрасте 77 лет. Могила маркиза и его второй жены сохранилась в селе Романщина под Лугой, на месте его родового имения. Сыновья маркиза – два Александра: один вице-адмирал, другой – капитан 2 ранга верно служили России как и третий сын Федор – секретарь в Морском ведомстве.

Потомки маркиза ныне замечены в Петербурге, Киеве, Владимире, Орше, а также во Франции, Литве и США…

Морское управление умело формировалось угодливым министром-маркизом, невзирая на незнание русского языка. Впрочем, верхушка общества в России французский знала подчас получше родного… Командир Практической эскадры (читай комфлот Балтики) – англичанин Роман Васильевич Кроун оставался в должности при…четырех императорах и помер на посту в 87 лет.

Его земляк, шотландец Алексей Самуилович Грейг – верный служака как и его отец– был Главным командиром Черноморского флота. Высокую и почетную должность Главного командира Кронштадтского порта занимал лифляндский немец вице-адмирал фон Моллер 1-й. Его младший брат Моллер 2-й, контр-адмирал – командир Легкой эскадры императорских яхт.

Командиром Свеаборгского порта (это пригород Хельсинки) управлял голландец контр-адмирал Логин Петрович Гейден.

Россияне управляли портами: Ревельским – престарелый сын героя Чесмы адмирал Алексей Спиридов и Архангельским – контр-адмирал Клокачев.

Безусловно, вся история Российского флота – это тесная взаимосвязь с европейскими флотами: английским, голландским, французским. Множество принятых в русскую службу иностранцев прославили наш флот и верно ему служили. Лефорт, Сиверс, Гордон, Крюйс, Дерибас, Кроун, Круз, Грейг, Поль Джонс, Нассау-Зиген, Сакен и множество других. Все они упомянуты в энциклопедиях и словарях, кроме…адмирала Ивана Ивановича, маркиза де Траверсе. Даже в БСЭ о нем очень скупо упоминается лишь в связи с тем, что его именем названы острова в Антарктиде.

Чем досадил историкам морской министр при благочестивом Александре как будто непонятно, хотя… Эпоха Александра I и Российский флот – популярная тема для исследований. В ней сочетались реформаторство и мракобесие, первые кругосветные плавания и продажа целого флота, просвещенный гуманизм и торговля людьми.

Общение с Европой подвигло флот на множество поблажек. Решилась многолетняя проблема: всем чинам морского ведомства разрешили носить усы и бакенбарды, а офицерам позволили употребление очков, дабы различать на погонах еще одно новшество – звездочки. В обуви матросов совершилась полная революция. До сего времени обувь для нижних чинов шили на прямую колодку и одного размера, дабы каждый сапог мог годиться всякому на ту или иную ногу. На пуговицах бушлатов и шинелей появились якоря…

Надо заметить, что эта набившая оскомину крылатая фраза «Маркизова лужа» – запоздалое достижение лейтенанта от истории, придумана в 1913 году. Он напрочь забыл о трех десятках кораблей, открывших уникальную серию кругосветок. От первого плавания «Надежды» и «Невы» до триумфального открытия Антарктиды экспедицией на шлюпах «Восток» и «Мирный». Теперь от былой мощи российского флота на Балтике мало что осталось. А с учетом сооружения пресловутой дамбы, балтийская лужа обещает вскорости зарасти водорослями и стать источником зловония. И чьим именем теперь прикажете называть эту лужу? Во всяком случае, Иван Иванович Траверзе тут ни при чем. Напротив даже, памятник французскому маркизу на дамбе не будет лишним как напоминание о нашей собственной неразборчивости в критериях славы и достоинства…

Источник

Маркизова лужа

Маркизова лужа это что. Смотреть фото Маркизова лужа это что. Смотреть картинку Маркизова лужа это что. Картинка про Маркизова лужа это что. Фото Маркизова лужа это что

История

Маркизова лужа это что. Смотреть фото Маркизова лужа это что. Смотреть картинку Маркизова лужа это что. Картинка про Маркизова лужа это что. Фото Маркизова лужа это что

Маркизова лужа это что. Смотреть фото Маркизова лужа это что. Смотреть картинку Маркизова лужа это что. Картинка про Маркизова лужа это что. Фото Маркизова лужа это что

Маркизова лужа в современном языке

— Не извольте сомневаться, Карл Васильевич,— Меншиков махнул ладонью,— прошлые исследования ошибочны… Чего не бывает! Ведь там океан, а не Маркизова лужа.

Это был оскорбительный намек. Нессельроде когда-то учился в Морском корпусе, но плавал только между Петербургом и Кронштадтом по той части залива, что в память ленивого маркиза де Траверсе, возглавлявшего когда-то флот, прозвана Маркизовой лужей. Словом, князь, видно, хотел сказать, что сфера канцлера — Маркизова лужа. Все так поняли это, видимо, и в прямом и в переносном смысле. Опять все закачались в креслах, одни со смеху, другие от того, что хотели показать, как это не смешно, как возмутительно…

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Маркизова лужа» в других словарях:

Маркизова лужа — (иноск.) Финскій заливъ. Ср. Наши корабли (въ концѣ царствованія Императора Александра I) совершали плаваніе только по «Маркизовой лужѣ», какъ называли тогдашніе моряки Финскій заливъ, по имени морского министра Маркиза де Траверсе. П. И.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Маркизова лужа — ироничное бытовое название восточной части Финского залива (от острова Котлин до дельты Невы). Возникло в первой четверти XIX в. в среде офицеров Балтийского флота. Происходит от титула маркиза И. И. Траверсе (морской министр в 1811 28),… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

«Маркизова лужа» — «Маркизова лужа», ироничное бытовое название восточной части Финского залива (от острова Котлин до дельты Невы). Возникло в первой четверти XIX в. в среде офицеров Балтийского флота. Происходит от титула маркиза И. И. Траверсе (морской министр в… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Маркизова лужа — Прост. Устар. Шутл. ирон. Финский залив. /em> Название дано по имени маркиза де Траверсе во времена царствования Александра I. БМС. 351 … Большой словарь русских поговорок

МАРКИЗОВА ЛУЖА — Так называют Невскую губу Финского залива. < От маркиза Жана Франсуа де Траверсе, командующего русским военно морским флотом в первой четверти XIX в. При нем дальность плавания русской военной эскадры ограничивалась только Невской губой… … Словарь Петербуржца

МАРКИЗОВА ЛУЖА — ироничное название части Финского залива близ устья Невы, связанное с одним из командующих русского Балтийского флота в XIX в., французским эмигрантом маркизом де Траверсе; под его командованием эскадра никогда не выходила в море дальше… … Морской энциклопедический справочник

ЛУЖА — Маркизова лужа. Прост. Устар. Шутл. ирон. Финский залив. /em> Название дано по имени маркиза де Траверсе во времена царствования Александра I. БМС. 351. Наполоскаться в луже. Жарг. угол. Шутл. Выспаться. Балдаев 1, 271. // Жарг. мол. Шутл.… … Большой словарь русских поговорок

Лужа (значения) — Лужа: Лужа небольшое скопление жидкости в углублениях на поверхности земли или в неровностях какого либо покрытия; Лужа жидкость, пролитая на поверхность либо разлившаяся по поверхности (стол, пол и т. д.); Лужа … … Википедия

Лужа — У этого термина существуют и другие значения, см. Лужа (значения). Схема образования дождевой лужи Лужа относительно небольшое скопление жидкости, в большинстве случаев воды в углублениях на … Википедия

Источник

Маркизова лужа

Смотреть что такое «Маркизова лужа» в других словарях:

Маркизова лужа — (иноск.) Финскій заливъ. Ср. Наши корабли (въ концѣ царствованія Императора Александра I) совершали плаваніе только по «Маркизовой лужѣ», какъ называли тогдашніе моряки Финскій заливъ, по имени морского министра Маркиза де Траверсе. П. И.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

«Маркизова лужа» — «Маркизова лужа», ироничное бытовое название восточной части Финского залива (от острова Котлин до дельты Невы). Возникло в первой четверти XIX в. в среде офицеров Балтийского флота. Происходит от титула маркиза И. И. Траверсе (морской министр в… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Маркизова лужа — Эту страницу предлагается объединить с Невская губа. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/23 мая 2012. Обсуждение длится одну неделю … Википедия

Маркизова лужа — Прост. Устар. Шутл. ирон. Финский залив. /em> Название дано по имени маркиза де Траверсе во времена царствования Александра I. БМС. 351 … Большой словарь русских поговорок

МАРКИЗОВА ЛУЖА — Так называют Невскую губу Финского залива. < От маркиза Жана Франсуа де Траверсе, командующего русским военно морским флотом в первой четверти XIX в. При нем дальность плавания русской военной эскадры ограничивалась только Невской губой… … Словарь Петербуржца

МАРКИЗОВА ЛУЖА — ироничное название части Финского залива близ устья Невы, связанное с одним из командующих русского Балтийского флота в XIX в., французским эмигрантом маркизом де Траверсе; под его командованием эскадра никогда не выходила в море дальше… … Морской энциклопедический справочник

ЛУЖА — Маркизова лужа. Прост. Устар. Шутл. ирон. Финский залив. /em> Название дано по имени маркиза де Траверсе во времена царствования Александра I. БМС. 351. Наполоскаться в луже. Жарг. угол. Шутл. Выспаться. Балдаев 1, 271. // Жарг. мол. Шутл.… … Большой словарь русских поговорок

Лужа (значения) — Лужа: Лужа небольшое скопление жидкости в углублениях на поверхности земли или в неровностях какого либо покрытия; Лужа жидкость, пролитая на поверхность либо разлившаяся по поверхности (стол, пол и т. д.); Лужа … … Википедия

Лужа — У этого термина существуют и другие значения, см. Лужа (значения). Схема образования дождевой лужи Лужа относительно небольшое скопление жидкости, в большинстве случаев воды в углублениях на … Википедия

Источник

История «Маркизовой лужи»

Слегка накренившись, «Орион» приятно бежал в бакштаг. Четыре балла, да еще без волны, это верных десять узлов! Очень скоро Ленинград начал бледнеть, таять на горизонте, только купол Исаакия — наш верный «маяк» — еще блестел на солнце.

— Сейчас выйдем из Невской губы, — авторитетно высказался кто-то. — Из пределов «Маркизовой лужи», — добавил мой заместитель, капитан дальнего плавания Шереметьев.

Это всех заинтересовало. Причем тут маркиз и почему лужа? На картах нигде об этом не сказано. Пришлось обратиться к истории.

Русский парусный военный флот после ряда блистательных побед в войнах 18-го столетия и войны с наполеоновской Францией стал быстро приходить в упадок. Корабли устаревали, многие из них были проданы за границу. Морской министр Александра I — француз маркиз де Траверсе, как и сам царь, моря не любил. Флот для него был лишь статьей расходов, а денег в казне было мало. Русские корабли стали редко выходить в океан и даже в Балтику, а больше отстаивались в базах или курсировали между Петербургом и Кронштадтом. Вот тогда-то прославленные в боях адмиралы Грейг, Литке, Беллинсгаузен и их сподвижники и прозвали не без ехидства Невскую губу и восточную часть Финского залива «Маркизовой лужей».

«Маркизова лужа» — последний водный рубеж перед Ленинградом. Проход с моря на юге ограждает остров Котлин с крепостью Кронштадт, а на севере тянется линия укрепленных островов — некогда грозных фортов, а ныне любимых стоянок ленинградских яхтсменов. История этих фортификационных сооружений тоже небезынтересна.

Долгое время проход к нашей северной столице между Кронштадтом и Лисьим Носом оставался совершенно открытым. Дальность стрельбы береговых пушек была для его прикрытия совершенно недостаточной. Это очень беспокоило Петра I, но гидрографы убедили царя, что проход якобы непроходим для вражеского флота из-за множества банок, камней и отмелей. Это мнение долго бытовало в кругах высшего командования.

Можно себе представить всеобщий переполох, когда в 40-х годах 18-го столетия большой шведский военный корабль спокойно прошел северным проходом и благополучно прибыл в Петербург, отказавшись от услуг наших лоцманов. Видимо, шведы имели точные карты с промерами всех глубин.

Все это вызвало гнев Николая I. Царь приказал создать из высших чинов флота и армии специальный комитет по разработке плана обороны Кронштадта с моря. В специальном указе комитету говорилось: «Значение Кронштадта так велико, что нельзя жалеть расходов для усиления его обороны».

Артиллерия с обоих берегов не могла перекрыть 6—7-мильную зону прохода. Решено было построить поперек пролива семь фортов для установки на них ПО орудий разного калибра и создать несколько рядов подводных ряжевых заграждений. Работы надо было провести срочно, ибо весной 1856 г. ожидалось новое наступление на Кронштадт англо-французского флота. Строительство фортов поручили опытному инженеру генерал-майору Дзичкаицу.

Как только лед стал, на нем были размечены контуры будущих фортов. Вручную пробивали лунки, через них в грунт вбивали сваи и устанавливали ряжи в виде замкнутых фигур. Ряжи засыпались крупным камнем и землей, а над водой укреплялись несколькими накатами бревен и цементом. Потребовалось подвести колоссальное количество разных грузов — 15840 куб. сажен камня и земли, 189000 штук одиннадцатиметровых бревен, 464000 кг железных скоб и т. п. По льду с Лисьего Носа проложили санный путь длиной 15 км, но когда над заливом проносилась вьюга, от него оставались только воткнутые в снег шесты.

На работу мобилизованы несколько тысяч крестьян, 2000 саперов и 195 лучших плотников из дружин народного ополчения. Тысячи подвод беспрерывно тянулись с Лисьего Носа на ледяную дорогу, напоминавшую оживленную улицу. Зима в тот год выдалась лютая, но работы велись беспрерывно в будние и праздничные дни.

Немало народу погибло в «ледяной степи», особенно во время снежных буранов. Люди торопились, понимая, что если не управиться в срок, то весенние бури и ледоход разом уничтожат все сделанное.

К половине марта забивка свай была закончена. Проложенная по льду узкоколейная конно-железная дорога несколько ускорила работы. Внесло свою «лепту» в строительство и купечество. Торгаши по всей трассе установили деревянные срубы, открыли в них кабачки с водкой и закуской. Рассказывали, что однажды Николай I, выехав на трассу с адъютантом, попал в пургу и сбился с дороги. Возница поспешил на первый попавшийся огонек и привез Николая к кабачку, в котором уже гремела гармонь и во всю «шумел камыш». Николай, однако, остался доволен заведением, выпил водки и поехал дальше.

Несмотря на трудности и жертвы, все основные работы были закончены в срок, и когда тронулся лед, проход для кораблей северным фарватером был закрыт.

В те же годы были построены два форта в южном проходе — между Ораниенбаумом и Кронштадтом. Последние ряжевые заграждения между фортами установили в 1862 г. Общая стоимость всех работ составила миллион с лишним рублей.

В самом начале 20-го столетия были созданы передовые форты «Обручев» и «Тотлебен» с сильной по тому времени артиллерией. Их сооружение осуществлялось уже с применением мощной строительной техники.

Мы прошли все форты и легли курсом на запад. Поросшая густым лесом возвышенность на северном берегу свидетельствовала о том, что яхта миновала меридиан Зеленогорска. Зеленогорскую гавань начали строить в 1909 г. для Териокского яхт-клуба. К сожалению, до 1-й мировой войны достроить не успели. Стоянка здесь и сейчас небезопасна. При штормах от юго-западной четверти волны идут через мол, в гавани образуется сильная толчея, рвутся швартовы, плохо держат якоря, и не одна яхта была выброшена на пляж. Это надо иметь в виду нашим капитанам.

В гражданскую войну в этой гавани базировались английские катера, которые совершили в 1919 г. набег на Кронштадт.

Зеленогорск остался за кормой. Шереметьев приказал матросу взять пеленг Толбухина маяка.

А почему маяк так называется? В 1705 г. шведы стремились захватить Кронштадт и дважды пытались высаживать большие десанты на косу в северной части острова, но оба раза с большими потерями были отбиты нашими частями под командованием коменданта крепости полковника О. С. Толбухина.

Интересная деталь. В 18-м веке все маяки, расположенные на землях частных лиц, являлись их собственностью, а за эксплуатацию маяка государство платило хозяину деньги. Порядка, конечно, при такой системе быть не могло. Так, адмирал Спиридов, отправляясь в 1769 г. с эскадрой из Кронштадта в Средиземное море, за сутки вперед выслал по своему маршруту два быстроходных галиота, чтобы передать приказ хозяевам зажечь маяки. Эта ненадежная система была отменена в 1807 г., и все маяки перешли в ведение службы гидрографии военного флота.

На обратном пути ветерок под Кронштадтом зашел к осту и стал стихать. Мы дали большой галс к южному берегу в район Красной Горки. Заслуги батарей Красной Горки в гражданскую и Великую Отечественную войну известны всем, но мне вспомнилось другое. Еще в юности я слышал от старого адмирала Мигурича, жившего в Кронштадте, одну таинственную историю.

В 1854 г. к Кронштадту подошла английская эскадра и стала на якорь на Красногорском рейде. Командовал ею адмирал Нэпир, имевший приказ взять Кронштадтскую крепость. Нэпир считался боевым, смелым адмиралом, однако под Кронштадтом он действовал очень пассивно. Его корабли производили разведку, в бой с нашими батареями не вступали. Адмирал же оставался все время на рейде. И вот тут-то и началось непонятное. Жители и моряки Кронштадта наблюдали, как ежедневно из гавани выходил иод веслами или под парусами 24-весельный баркас под русским Военным флагом и, не боясь быть захваченным неприятелем, смело шел к флагманскому кораблю англичан. Ошвартовавшись у его борта, баркас выгружал свежую провизию, воду, хлеб и вина, после чего возвращался в гавань. Это продолжалось все время, пока англичане стояли на рейде. В Кронштадте говорили, что Нэпир был подкуплен и согласился не разрушать ни крепости, ни города. Так или иначе, но английский флот покинул наши воды, не сделав по Кронштадту ни одного выстрела.

Историки объясняют пассивное поведение адмирала Нэпира неприступностью Кронштадтской крепости и наличием у нас мин заграждения, на которых подорвались два английских корабля. История же со снабжением Нэпира продовольствием обходится молчанием, хотя о ней есть упоминания в литературе. Во всяком случае, вернувшись на родину, адмирал Нэпир имел большие неприятности по службе.

Клгда пришло время возвращаться домой, в море совсем заштилело. Убрали паруса, завели мотор. В яхт-клуб прошли Морским каналом. Этот канал с оградительными дамбами — самое молодое сооружение в Финском заливе. До его создания большие корабли из-за мелководности фарватеров Невы вынуждены были перегружать грузы на баржи в Кронштадте и грузиться в обратный рейс также с их помощью, подолгу простаивали порожняком. Строительством Морского канала занялся известный в те времена русский промышленник и финансист Путилов. Работы начались в 1872 г. и закончились весной 1885 г., так что каналу нет еще и сотни лет. Стоило все сооружение 15 миллионов рублей. Получить прибыли за проход кораблей каналом Путилов не успел, он к тому времени разорился и умер. Канал перешел в ведение государства.

Закончилось наше недолгое плавание. Казалось бы, много ли можно увидеть за сутки с борта яхты? Но знакомство с историей хорошо известных мест оказывается иногда не менее интересным, чем плавание в дальние страны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *