Марксизм в чем суть

Марксизм

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

Марксизм – это социальная концепция, основы которой были разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом, а также идеологическое и политическое течение его последователей.

Концепция марксизма

Принципы марксистской теории были сформулированы в работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест коммунистической партии» (1848), письме К. Маркса И. Вейдемейеру (1852), книге К. Маркса «Капитал» и других его работах, таких как «Гражданская война во Франции» (1871) и «Критика Готской программы» (1875), а также в работах Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» (1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) и других.

Основоположники марксизма стремились выстроить целостную, лишенную противоречий картину мира на основе переработанных диалектики Г. Гегеля и материализма Л. Фейербаха. Стремление очиститься от идеализма Гегеля привело к экономическому детерминизму. Экономика, прежде всего производство, считались в марксизме первичным фактором общества, «базисом», а социальная психология, политика, право, идеология – вторичными, «надстройкой». Внимание к противоречиям общества и стремление к их преодолению, «снятию», привели Маркса и Энгельса к радикальной политической программе, стремлению к революционному свержению капиталистического общества и замене его коммунизмом – целостным обществом без классовых противоречий, которое управляется из центра по единому плану. Нанести поражение классу буржуазии может только ее противоположность – обездоленный класс пролетариата, который установит диктатуру пролетариата. Маркс и Энгельс считали, что после преодоления сопротивления буржуазии диктатура сама собой отомрет. Общество станет бесклассовым, возникнет сначала первая фаза коммунизма – социализм (иногда этот термин употреблялся как синоним коммунизма), а по мере изживания последних «родовых пятен» капиталистического общества – вторая, зрелая фаза коммунизма. Для борьбы за коммунизм и диктатуру пролетариата необходимо создание рабочей политической организации, партии, выражающей интересы пролетариата, – коммунистической или социал-демократической.

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

Материалистическая диалектика определяла взгляд на историю, известный как исторический материализм. В соответствии с ним движущей силой истории является борьба классов. Существование классов связано с определенными фазами развития производства. Развитие производительных сил вступает в конфликт с господствующими производственными отношениями. В результате нарастают противоречия между различными классами, прежде всего – господствующими эксплуататорами и эксплуатируемыми трудящимися. Классовая борьба между ними приводит к революционной смене этапов развития общества (общественно-экономических формаций). Анализу капиталистического общества посвящена крупнейшая работа К. Маркса «Капитал», в которой он утверждал, что капиталисты недоплачивают рабочему классу за труд, отчуждая в свою пользу прибавочную стоимость.

Маркс и его последователи считали, что их представления о развитии общества являются единственно научными («научный коммунизм»), и обвиняли своих противников в утопизме.

Критикуя капитализм, основоположники марксизма менее подробно разработали концепцию социалистического общества, что открывало различные возможности для толкований. Концентрируя внимание на социально-классовой борьбе, марксисты недооценивали важность психологических, культурно-национальных факторов. Сила марксизма была в его всеохватной системной картине мира, сопоставимой только с религией по способности отвечать на все вопросы. Марксизм был несовместим с религией и относился к любой ее форме резко отрицательно.

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

Критики марксизма

Уже первые критики марксизма (П.-Ж. Прудон, А. Герцен, К. Фогт, М. Бакунин и другие) указывали на противоречия в этом учении. Экономическая эволюция неизбежно ведет к коммунизму, но марксисты требуют скорейшей подготовки революционного переворота. Пролетарии не имеют культурных навыков для управления обществом в целом, поэтому руководство государством диктатуры пролетариата будут осуществлять бывшие работники и интеллигенты-коммунисты. Марксисты считают, что бывшие работники будут действовать в интересах всех работников, но другие положения марксизма гласят, что классовая позиция человека определяется не его происхождением, а его нынешним социальным положением. Став чиновником, рабочий будет действовать как чиновник, а не как рабочий. Новая бюрократия сохранит эксплуатацию и угнетение. Марксисты надеются на то, что пролетарская революция произойдет в мировом масштабе, в то время как в большинстве стран мира большинство трудящихся составляют крестьяне.

В конце XIX века марксизм возобладал в социал-демократическом движении, но противоречия марксистской теории и решение практических политических задач привели к разделению его на ряд течений. Умеренные марксисты, прежде всего «ревизионисты» во главе с Э. Бернштейном, считали, что преодоление капитализма и замена его первой фазой коммунизма – социализмом – станет результатом эволюции капитализма и пролетарская революция не является необходимой. Марксисты-центристы (К. Каутский, Г. Плеханов) считали, что необходимо вести политическую борьбу за демократию, облегчение положения рабочего класса, создание экономических и культурных предпосылок социализма, но не проводить пролетарскую революцию, пока они не вызрели. Рабочий класс еще недостаточно культурен, чтобы суметь взять на себя управление страной и производством. Хозяйство еще недостаточно сконцентрировано капитализмом, чтобы им можно было управлять из единого центра. Радикальные марксисты (В. Ленин и другие) считали, что предпосылки пролетарской революции могут возникнуть раньше, чем предпосылки социализма, но все равно необходимо бороться за нее.

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

Организации марксистов

Первой организацией русских марксистов в эмиграции стала группа «Освобождение труда». Была создана Российская социал-демократическая рабочая партия, которая в 1903 году разделилась на два основных течения: умеренное (социал-демократическое) – меньшевизм; радикальное (коммунистическое) – большевизм.

Марксисты внесли большой вклад в исследование экономики империализма. При этом радикальные марксисты преувеличивали готовность мировой экономики развиваться по единому плану, «по-социалистически». Захватив власть, сплоченная организация революционеров сможет, по мнению Ленина, подготовить предпосылки создания социалистического общества, развивая способности рабочего класса к управлению обществом и экономикой.

Победа марксизма

В ХХ веке марксисты-ленинцы победили в ряде стран, где капитализм не был развит. Надежды на мировую революцию не оправдались. В результате марксизм-ленинизм разделился на ряд направлений. Попытка приспособить марксизм к условиям этих стран привела к усилению авторитарных черт марксизма, созданию обществ, в которых установилось господство бюрократии. Правящие коммунистические партии официально заявили, что они построили социализм, хотя нигде общество не стало бесклассовым. Никакого отмирания государства не происходило, бюрократическое планирование экономики оказалось неэффективным, «социалистическая» экономика отставала от капиталистической, хотя коммунисты и способствовали ускорению индустриализации своих стран. В странах развитого капитализма, вопреки прогнозам Маркса, коммунисты не смогли победить.

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

Ряд марксистских мыслителей и активистов уже в середине ХХ века констатировали кризис марксизма, связанный с тем, что его прогнозы во многих принципиальных вопросах не осуществляются на практике. Теоретики этого направления искали выход из кризиса, пытаясь найти новые, непролетарские революционные силы, скорректировать модель социализма, соединить марксизм с достижениями фрейдизма, анархизма и другого.

Значение марксизма

Падение коммунистических режимов в результате перестройки и Восточноевропейских революций ослабило позиции марксизма. Тем не менее марксизм оказал значительное воздействие на развитие социальной мысли во всем мире, способствовал научной критике капитализма, системному социально-классовому анализу общества, разработке социальных реформ, облегчающих положение рабочих. В социал-демократическом движении возобладали сторонники постепенных реформ, преобразующих капитализм в «демократический социализм». Несмотря на то что капитализм серьезно изменился, он пока так и не сменился следующей «общественно-экономической формацией» – социализмом. Однако развитие капитализма сопровождается множеством кризисных явлений, и марксизм сохраняет влияние в науке и левом общественном движении.

Источник

Что такое марксистская философия? Краткое содержание. Основные идеи

Содержание:

Знаменитый философ девятнадцатого века Карл Маркс родился в 1818 году. Его деятельность распространялась не только на философию. Он был известным политическим журналистом, общественным деятелем, писателем и экономистом. Мыслитель прославился на весь мир своими трудами, одним из которых является «Капитал». У автора очень интересная биография, он много путешествовал, заводил знакомства с различными политиками, учеными.

Марксистская философия – это нечто принципиально новое для людей того времени, она зародила идею социализма, послужила основой для теории марксизма. Маркс был хорошим историком, поэтом, лингвистом. Его единомышленником и другом являлся Фридрих Энгельс.

Марксистская философия – кратко о диалектике

Философия марксизма кратко – это объединение политических и экономических взглядов, которые основывались на принципиально новой методике под названием «материалистическая диалектика». История диалектического метода Гегеля показывает, что Маркс разработал полную ее противоположность. Для него диалектика стала инструментом, позволившим анализировать капиталистическое общество.

Философским открытием марксизма является централизация развития как обобщающего свойства для всего мира с капиталистическим строем. Материалистический метод подчеркивает взаимную связь между всеми элементами окружающего мира:

Маркс продолжал выступать за материализм, опираясь на ряд общественных, экономических формулировок. Он анализирует причину и следствие, закономерность и развитие, изменения формулировок и обстоятельства, повлекшие эти изменения. Автор известных трудов изучает принципы рабства, коммунизма, капитализма и феодализма.

Карл Маркс – основные идеи кратко

Концепция философа основывается на выделении материального производства в качестве основного двигателя в историческом развитии мира. Общество формирует свое мировоззрение на базе бытовых условий, в которых оно проживает. Спиральное прогрессирование человечества должно привести его к азам. Должна исчезнуть частная собственность, товарные взаимоотношения, деньги, но это произойдет по новой, прогрессивной схеме. Как указывает Карл Маркс, основные идеи его философии следующие:

Философия К. Маркса носит название «марксизм». Она отторгает понятие борьбы и конкуренции как примитивность, которая не может двигаться в ногу с развитием. Люди не должны трудиться по причине нужды, это добровольное решение каждого индивида.

Философия марксизма – кратко и понятно

Марксизм состоит из трех взаимосвязанных частей. Его философия включает многие сферы жизни общества. Это сфера научного коммунизма, политическая и экономическая направленность. Рассуждения Маркса сыграли важную роль в становлении всего общества. С них началась социальная деятельность в лице революции, ведущей к строительству коммунизма.

Она продлилась с девятнадцатого до двадцатого века, привела к важнейшим переменам в жизни России. Проблема социализма активно поднимается в работах автора. Он призывает людей к социалистической революции через свои учения. Материальный вопрос ложится в основу изменений. Люди должны ни в чем не нуждаться, трудиться по желанию, жить на благо страны и общества. Природа таких рассуждений кроется в развитии промышленности, производства. Власть находится в руках у людей, которые достигают максимальных результатов в становлении экономики.

Карл Маркс философия – кратко об историческом материализме

Марксизм также включает теорию исторического материализма. Это философский взгляд на общепринятые законы социума, стимулирующие его развитие. Ключевым отличием рассуждений Маркса от прежних философских концепций является материалистический взгляд на историю общества. Он выясняет значение человека в практике познания, тесно связывает диалектику и материализм.

Основным объектом исследования исторического материализма становится общество. На него распространяется материалистическая диалектика, ее законы. В учениях философов бытовало мнение, что материя является первичной, потом рассматривается сознание. Социальные суждения Маркса говорят о том, что первичным является бытие общества, а общественное сознание формируется вторично.

Понятие общественного бытия – это отношения и процессы, характеризующие материальную сферу жизни. Они неподвластны желанию, сознанию и воле отдельной личности, социума. В качестве отражения бытия формируется сознание.

В историческом материализме бытие является совокупностью производственных отношений и сил, на которых строится все общество, политика и идеология.

Источник

Марксизм

Марксизм – это направление в экономической теории, возникшее во второй половине XIX века как продолжение классической политэкономии, в связи с чем уделявшее преимущественное внимание развитию постулатов трудовой теории стоимости. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, К. Каутский, Р. Люксембург, Г. Плеханов, В. Ленин. Данное течение было особенно распространено в Германии, Австрии, Польше, СССР.

Ключевые положения марксизма были сформулированы его основоположником, немецким экономистом и философом Карлом Марксом в фундаментальном труде «Капитал» (1867 г.).

Основные постулаты марксизма:

– товар – это продукт человеческого труда, который участвует в обмене. С возникновением разделения труда товар становится всеобщей формой производственных отношений, развиваясь и перерастая в капитал;

– любой товар носит двойственный характер, т. к. обладает одновременно потребительной стоимостью (иначе говоря, ценностью, полезностью для потребителя) и меновой стоимостью (способностью к пропорциональному обмену на другие товары). В свою очередь, двойственный характер товара объясняется двойственным характером затраченного на его производство труда (конкретного – в определенной форме на производство именно этого товара и абстрактного – труда вообще как затраты человеческой силы);

– в процессе труда рабочего создается прибавочная стоимость, представляющая собой разницу между созданной новой стоимостью (превышение трудовой стоимости товара над стоимостью ранее овеществленного труда – сырья, материалов, оборудования) и стоимостью рабочей силы (обычно выражена в форме заработной платы), которая была использована для создания этой новой стоимости;

– капитал представляет собой производственное отношение между наемными рабочими и капиталистами в процессе создания и присвоения прибавочной стоимости последними;

– капитал имеет два структурных элемента: постоянный капитал, используемый для приобретения средств производства, и переменный, направляемый на приобретение рабочей силы;

– в процессе кругооборота капитала он последовательно проходит через денежную, товарную и производительную формы;

– основной экономический закон капитализма представляет собой закон максимизации прибавочной стоимости;

– деньги также являются товаром и выполняют пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа и мировые деньги.

Данной школой впервые в истории была разработана и составлена таблица общественного производства, а также установлено, что в основе экономических кризисов лежат кризисы перепроизводства.

Источник

Три источника и три составных части марксизма.

Учение Маркса вызывает к себе во всем цивилизованном мире величайшую вражду и ненависть всей буржуазной (и казённой, и либеральной) науки, которая видит в марксизме нечто вроде «вредной секты». Иного отношения нельзя и ждать, ибо «беспристрастной» социальной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе. Так или иначе, но вся казенная и либеральная наука защищает наёмное рабство, а марксизм объявил беспощадную войну этому рабству. Ожидать беспристрастной науки в обществе наёмного рабства – такая же глупенькая наивность, как ожидать беспристрастия фабрикантов в вопросе о том, не следует ли увеличить плату рабочим, уменьшив прибыль капитала.

Но этого мало. История философии и история социальной науки показывают с полной ясностью, что в марксизме нет ничего похожего на «сектантство» в смысле какого-то замкнутого, закостенелого учения, возникшего в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации. Напротив, вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила. Его учение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма.

Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Оно полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитой буржуазного гнёта. Оно есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма.

На этих трёх источниках и вместе с тем составных частях марксизма мы вкратце и остановимся.

Философия марксизма есть материализм. В течение всей новейшей истории Европы, и особенно в конце XVIII века, во Франции, где разыгралась решительная битва против всяческого средневекового хлама, против крепостничества в учреждениях и в идеях, материализм оказался единственной последовательной философией, верной всем учениям естественных наук, враждебной суевериям, ханжеству и т. п. Враги демократии старалась поэтому всеми силами «опровергнуть», подорвать, оклеветать материализм и защищали разные формы философского идеализма, который всегда сводится, так или иначе, к защите или поддержке религии.

Маркс и Энгельс самым решительным образом отстаивали философский материализм и неоднократно разъясняли глубокую ошибочность всяких уклонений от этой основы. Наиболее ясно и подробно изложены их взгляды в сочинениях Энгельса: «Людвиг Фейербах» и «Опровержение Дюринга», которые – подобно «Коммунистическому манифесту» – являются настольной книгой всякого сознательного рабочего.

Но Маркс не остановился на материализме XVIII века, а двинул философию вперед. Он обогатил её приобретениями немецкой классической философии, особенно системы Гегеля, которая в свою очередь привела к материализму Фейербаха. Главное из этих приобретений – диалектика, т. е. учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. Новейшие открытия естествознания – радий, электроны, превращение элементов – замечательно подтвердили диалектический материализм Маркса, вопреки учениям буржуазных философов с их «новыми» возвращениями к старому и гнилому идеализму.

Углубляя и развивая философский материализм, Маркс довёл его до конца, распространил его познание природы на познание человеческого общества. Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий, – из крепостничества, например, вырастает капитализм.

Точно так же, как познание человека отражает независимо от него существующую природу, т. е. развивающуюся материю, так общественное познание человека (т. е. разные взгляды и учения философские, религиозные, политические и т. п.) отражает экономический строй общества. Политические учреждения являются надстройкой над экономическим основанием. Мы видим, например, как разные политические формы современных европейских государств служат укреплению господства буржуазии над пролетариатом.

Философия Маркса есть законченный философский материализм, который дал человечеству великие орудия познания, а рабочему классу – в особенности.

Признав, что экономический строй является основой, на которой возвышается политическая надстройка, Маркс всего более внимания уделил изучению этого экономического строя. Главный труд Маркса – «Капитал» посвящён изучению экономического строя современного, т. е. капиталистического, общества.

Классическая политическая экономия до Маркса сложилась в Англии – самой развитой капиталистической стране. Адам Смит и Давид Рикардо, исследуя экономический строй, положили начало трудовой теории стоимости. Маркс продолжал их дело. Он строго обосновал и последовательно развил эту теорию. Он показал, что стоимость всякого товара определяется количеством общественно необходимого рабочего времени, идущего на производство товара.

Там, где буржуазные экономисты видели отношение вещей (обмен товара на товар), там Маркс вскрыл отношение между людьми. Обмен товаров выражает связь между отдельными производителями при посредстве рынка. Деньги означают, что эта связь становится всё теснее, неразрывно соединяя всю хозяйственную жизнь отдельных производителей в одно целое. Капитал означает дальнейшее развитие этой связи: товаром становится рабочая сила человека. Наёмный рабочий продает свою рабочую силу владельцу земли, фабрик, орудий труда. Одну часть рабочего дня рабочий употребляет на то, чтобы покрыть расходы на содержание своё и своей семьи (заработная плата), а другую часть дня рабочий трудится даром, создавая прибавочную стоимость для капиталиста, источник прибыли, источник богатства класса капиталистов.

Учение о прибавочной стоимости есть краеугольный камень экономической теории Маркса.

Капитал, созданный трудом рабочего, давит рабочего, разоряя мелких хозяев и создавая армию безработных. В промышленности победа крупного производства видна сразу, но и в земледелии мы видим то же явление: превосходство крупного капиталистического земледелия увеличивается, растёт применение машин, крестьянское хозяйство попадает в петлю денежного капитала, падает и разоряется под гнётом отсталой техники. В земледелии – иные формы падения мелкого производства, но самое падение его есть бесспорный факт.

Побивая мелкое производство, капитал ведёт к увеличению производительности труда и к созданию монопольного положения союзов крупнейших капиталистов. Самое производство становится всё более общественным, – сотни тысяч и миллионы рабочих связываются в планомерный хозяйственный организм, – а продукт общего труда присваивается горстью капиталистов. Растёт анархия производства, кризисы, бешеная погоня за рынком, необеспеченность существования для массы населения.

Увеличивая зависимость рабочих от капитала, капиталистический строй создаёт великую мощь объединённого труда.

От первых зачатков товарного хозяйства, от простого обмена, Маркс проследил развитие капитализма до его высших форм, до крупного производства.

И опыт всех капиталистических стран, как старых, так и новых, показывает наглядно с каждым годом всё большему и большему числу рабочих правильность этого учения Маркса.

Капитализм победил во всём мире, но эта победа есть лишь преддверие победы труда над капиталом.

Когда было свергнуто крепостничество и на свет божий явилось «свободное» капиталистическое общество, – сразу обнаружилось, что эта свобода означает новую систему угнетения и эксплуатации трудящихся. Различные социалистические учения немедленно стали возникать, как отражение этого гнёта и протест против него. Но первоначальный социализм был утопическим социализмом. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации.

Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наёмного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества.

Между тем бурные революции, которыми сопровождалось падение феодализма, крепостничества, везде в Европе и особенно во Франции, всё нагляднее вскрывали, как основу всего развития и его движущую силу, борьбу классов.

Гениальность Маркса состоит в том, что он сумел раньше всех сделать отсюда и провести последовательно тот вывод, которому учит всемирная история. Этот вывод есть учение о классовой борьбе.

Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов. Сторонники реформы и улучшений всегда будут одурачиваемы защитниками старого, пока не поймут, что всякое старое учреждение, как бы дико и гнило оно ни казалось, держится силами тех или иных господствующих классов. А чтобы сломить сопротивление этих классов, есть только одно средство: найти в самом окружающем нас обществе, просветить и организовать для борьбы такие силы, которые могут – и по своему общественному положению должны – составить силу, способную смести старое и создать новое.

Только философский материализм Маркса указал пролетариату выход из духовного рабства, в котором прозябали доныне все угнетенные классы. Только экономическая теория Маркса разъяснила действительное положение пролетариата в общем строе капитализма.

Во всём мире, от Америки до Японии и от Швеции до Южной Африки, множатся самостоятельные организации пролетариата. Он просвещается и воспитывается, ведя свою классовую борьбу, избавляется от предрассудков буржуазного общества, сплачивается всё теснее и учится измерять меру своих успехов, закаляет свои силы и растёт неудержимо.

«Просвещение» № 3, март 1913 г.

Печатается по тексту

Нами печатается по: В.И. Ленин

Полное собрание сочинений,

5 изд., том 23, стр. 40-48.

Интересно, как это объясняют Маркс с Энгельсом?

Три источника марксизма: глупость, жданость, ЧСВ.

И опять без тэга «политика».

. диалектический материализм Маркса, вопреки учениям буржуазных философов с их «новыми» возвращениями к старому и гнилому идеализму.

Вот с этого момента подробнее, пожалуйста.

Поскольку совершенно все современные адепты марксизма – насквозь привержены именно тому самому (цитата) «старому и гнилому идеализму». )))

Если очень-очень-очень грубо.

Материализм: «Дай любому человеку вдоволь еды, дай кров (Блага) – и он будет работать очень хорошо, чтобы не потерять. Главное давать».

Идеализм: «Дай любому человеку Идею (Цель) – и он будет работать очень хорошо, несмотря на все лишения, чтобы когда-нибудь достичь. Главное верить».

И на этой идеологической жиже поскользнулись и рухнули совершенно все режимы с квази-«марксистской» идеологией. Поскольку следовать сугубо материализму, без идеализма, невозможно – получается куча нахлебников. А следовать сугубо идеализму, без материализма, тем более невозможно – получается диктатура.

Поэтому всегда и во все времена выигрывают лишь те, кто придерживается разумного баланса между этими двумя крайностями.

Пссст, парень, что там про добавочную стоимость продукта? На основе чего она вычисляется?

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

ВСЕОБЩАЯ ЗАБАСТОВКА В ЮЖНОЙ КОРЕЕ. ФОТОГРАФИИ

21 октября Корейская конфедерация профсоюзов инициировала полумиллионую однодневную забастовку. В ней приняли участие наемные работники из разных сфер экономики. После стачки по стране прокатилась волна демонстраций в городах и деревнях.

Известно, что профсоюз готовит большую общенациональную мобилизацию населения в январе 2022 года. Корейская конфедерация профсоюзов ставит следующие цели столь грандиозной профсоюзной кампании:

1) отмена временной занятости;

2) включение в охрану труда всех работников;

3) национализация основных отраслей хозяйства;

4) увеличение соц. поддержки государства в образовании и жилье.

Противоречия между рабочим классом и работодателям в Южной Корее особенно остры. Так, например, Корея занимает третье место по количеству рабочих часов в год и количеству смертей на рабочем месте. В то же время 10% населения заработали чуть ли не половину от общенационального дохода. Очевидно, южнокорейский пролетариат начинает свою “Игру в кальмара”

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

О частном выборе

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

О марксизме в Англии

Доступно и просто. Ещё один взгляд от англосакса : )) На наше прошлое и наше будущее 🙂

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

О религии.

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

«Прибыльность» и «рентабельность» при Сталине. часть I

Марксизм в чем суть. Смотреть фото Марксизм в чем суть. Смотреть картинку Марксизм в чем суть. Картинка про Марксизм в чем суть. Фото Марксизм в чем суть

Казалось бы, что сталинский период советской истории изучен вдоль и поперек и не должно было остаться каких-либо разночтений относительно устройства сталинской социалистической экономики. Потому что сохранилось много документов, много свидетельств, сам Сталин написал несколько работ и докладов будучи Председателем Совета Министров СССР и Генеральным секретарем ЦК ВКП(б). Но как во времена Сталина понимающих революционные достижений социалистической экономики и устройство социалистического общества было немного, так и в наши дни не прибавилось. В основном, обывателей занимает количество расстрелянных и репрессированных «лично Сталиным», экономикой СССР интересуются мало, буржуазная власть этому всемерно содействует.

В ВУЗах социализму не учат, вот и понимания нет. Жаловался на непонимание социализма и сам Иосиф Виссарионович в ходе экономической дискуссии, когда обсуждался проект первого советского учебника «Политэкономии»:

Нужно, чтобы наши кадры хорошо знали марксистскую экономическую теорию. Первое, старшее поколение большевиков было теоретически подковано. Мы зубрили «Капитал», конспектировали, спорили, друг друга проверяли. В этом была наша сила. Это нам очень помогло.

Второе поколение менее подготовлено. Люди были заняты практической работой, строительством. Марксизм изучали по брошюрам.

Третье поколение воспитывается на фельетонах и газетных статьях. У них нет глубоких знаний. Им надо дать пищу, которая была бы удобоварима. Большинство из них воспиталось не на изучении работ Маркса и Ленина, а на цитатах.

— Беседа И.В. Сталина по вопросам политической экономии. Запись 24 апреля 1950 г.

То, насколько был прав товарищ Сталин или насколько был низок уровень знаний марксистско-ленинской теории у тогдашних коммунистов, показал контрреволюционный переворот, проведенный «хрущевцами» в 1953 году, который никто или почти никто из многомиллионной партии и советской страны не заметил. А сегодня обыватель видит труды по марксизму-ленинизму только на книжных развалах, если вообще туда заходит. Чего греха таить, сегодняшние коммунисты не только не читали многотомный «Капитал» Маркса, но и в работе Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» блуждают на 50 страницах. Понятное дело, что разобраться непросто, Сталин сконцентрировал в своей работе весь опыт коммунистического строительства и даже наметил конкретные пути перехода к коммунизму. Поэтому в сталинскую работу необходимо вчитываться, разбираться.

Первое, за что хватаются горе-коммунисты или буржуазные идеологи, это фраза Сталина про марксистский понятийный аппарат:

«Более того, я думаю, что необходимо откинуть и некоторые другие понятия, взятые из «Капитала» Маркса, где Маркс занимался анализом капитализма, и искусственно приклеиваемые к нашим социалистическим отношениям. Я имею в виду, между прочим, такие понятия, как «необходимый» и «прибавочный» труд, «необходимый» и «прибавочный» продукт, «необходимое» и «прибавочное» рабочее время».

— И.В.Сталин, «Экономические проблемы социализма в СССР», 1952 год.

— И.В.Сталин, «Экономические проблемы социализма в СССР», 1952 год.

Здесь видно, что Сталин не рвет с марксистско-ленинской теорией, а как раз ею пользуется, например, историческим материализмом, когда говорит, что всему свое время. Так, время прибавочного труда и прибавочной стоимости прошло вместе с властью капиталистов и частной собственностью на средства производства, понятия и категории капитализма остались не у дел. Т.е. если сегодня на дворе капитализм, то прибавочный труд и прибавочная стоимость снова актуальны. И если бы Сталин утверждал в наше время, что марксистские категории (формы прибавочной стоимости) нужно отбросить, то он был бы не прав. Но Сталин, как марксист-ленинец, такого утверждать не стал бы.

Очень интересно проследить, как Сталин развивает свою мысль о «прибавочном труде», о «прибавочном продукте» при социализме с течением времени.

«Наоборот, надо приучить рабочего к тому, что прибавочный продукт необходим нам, ответственности будет больше, рабочий должен понять, что производит он не только для себя и своей семьи, но также и для того, чтобы создать в стране резервы, чтобы укрепить оборону и т. д.».

«Доход остается, он приобретает другой характер. Прибавочный продукт есть, но он идет не эксплуататору, а на рост благосостояния народа, на усилениеобороны и т. д. Прибавочный продукт преобразуется».

— Беседа И.В. Сталина по вопросам политической экономии. Запись 29-го января 1941 г.

«Понятие «необходимый и прибавочный труд», «необходимый и прибавочный продукт» не годятся для нашей экономики. Разве то, что идет на просвещение, на оборону не есть необходимый продукт? Разве рабочий в этом не заинтересован? В социалистической экономике надо было бы различать, примерно, так: труд для себя и труд для общества. Тому, что раньше называлось в отношении социалистического хозяйства необходимым трудом, соответствует труд для себя, а тому, что раньше называлось прибавочным трудом, труд для общества».

— Беседа И.В. Сталина по вопросам политической экономии. 15 февраля 1952 г.

Т.е. если в 1941 году Сталин был готов оставить понятие»прибавочный продукт» при социализме в учебнике политэкономии, то в 1952 году он решительно настаивал заменить устаревшие термины новыми, чтобы у людей не было больше путаницы. Но и в 1940 году, и в 1952 Сталин прекрасно понимал экономическое содержание данных терминов, их изменчивый характер при разных исторических обстоятельствах, это он и разъяснял экономистам.

Необходимый продукт, необходимый труд – при капитализме и труд для себя, продукт для себя – при социализме;

Прибавочный продукт, прибавочный труд – при капитализме и труд для общества, продукт для общества – при социализме.

В учебнике политэкономии от 1954 года попытки внедрить новые определения были сделаны, но в силу объективных причин, порожденных началом контрреволюции в СССР, как в научной среде, так и в быту понятия не закрепились.

«Если взять рентабельность не с точки зрения отдельных предприятий или отраслей производства и не в разрезе одного года, а с точки зрения всего народного хозяйства и в разрезе, скажем, 10–15 лет, что было бы единственно правильным подходом к вопросу, то временная и непрочная рентабельность отдельных предприятий или отраслей производства не может идти ни в какое сравнение с той высшей формой прочной и постоянной рентабельности, которую дают нам действия закона планомерного развития народного хозяйства и планирование народного хозяйства, избавляя нас от периодических экономических кризисов, разрушающих народное хозяйство и наносящих обществу колоссальный материальный ущерб, и обеспечивая нам непрерывный роет народного хозяйства с его высокими темпами».

— И.В.Сталин, «Экономические проблемы социализма в СССР», 1952 год.

Отметим, что после контрреволюционного переворота Хрущев, Косыгин, Брежнев и Ко хотели сделать каждое предприятие в СССР рентабельным, даже поставили показатели прибыльности и рентабельности во главу угла, но скатились в капитализм. Дело тут, конечно, не просто в выборе показателей, а в несоблюдении экономических законов социализма, которые Сталин сформулировал в своей последней работе.

Итак, основной экономический закон социализма:

«. обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники».

— И.В.Сталин, «Экономические проблемы социализма в СССР», 1952 год.

Еще один экономический закон социализма, сформулированный Сталиным:

«Закон планомерного развития народного хозяйства возник как противовес закону конкуренции и анархии производства при капитализме. Он возник на базе обобществления средств производства, после того, как закон конкуренции и анархии производства потерял силу. Он вступил в действие потому, что социалистическое народное хозяйство можно вести лишь на основе экономического закона планомерного развития народного хозяйства. Это значит, что закон планомерного развития народного хозяйства дает возможность нашим планирующим органам правильно планировать общественное производство».

— И.В.Сталин, «Экономические проблемы социализма в СССР», 1952 год.

Безусловно, тема о соблюдении экономических законов социализма очень важна и в ближайшее время будет рассмотрена подробнее. В данной статье хочу лишь отметить, что разбалансировка «хрущевцами» единого народнохозяйственного комплекса (создание Совнархозов, расформирование МТС, несвоевременное укрупнение колхозов, сокращение приусадебных участков колхозников, несвоевременное освоение целинных земель, изменение в системе оплаты труда, налогообложение и пр.) привела к обострению противоречий с законом планомерного развития народного хозяйства и, как следствие, нарушению основного экономического закона социализма. Все это произошло вопреки всем потугам Хрущева и его последователей обеспечить максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества, если такие мысли вообще имели место быть. То, что Хрущев и Со шли от обратного (против Сталина), вызывает сомнение только у глупцов, либо сознательных врагов социализма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *