Мармарай в стамбуле что это
Электричка Мармарай в Стамбуле
Линия Мармарай была открыта в 2013 году, изначально функционировала только на участке Kazlıçeşme-Ayrılık Çeşmesi, имела только 5 станций. В марте 2019 года ее расширили до современного вида. Поезда следуют от станции Халкалы (Halkalı) в европейской части города до станции Гебзе (Gebze) в азиатской части Стамбула через тоннель «Мармарай» под проливом Босфор.
Ниже смотрите список станций Мармарай и пересадки на другие виды транспорта.
На данный момент с помощью Мармарай удобнее всего добираться в Султанахмет из аэропорта имени Сабихи Гекчен, если рассматривать общественный транспорт. Читайте про это подробнее по ссылке.
Основные характеристики
На линии Мармарай ходят современные электрички, салоны поездов оборудованы всем необходимым.
Некоторые станции выглядят точно также, как подземные станции метро. Например, как Сиркеджи на фото ниже.
Но большая часть остановок находится на поверхности, выглядят они примерно как на фото ниже станция Kazlıçeşme.
Видео
Смотрите видео про Мармарай.
Карта Мармарай и общественного транспорта Стамбула
Ниже смотрите карты транспорта Стамбула. Линия Мармарай на схеме ниже нарисована темно-серым цветом, обозначена как Halkali-Gebze Marmaray (TCDD) Suburban Line.
Ниже на схеме линия Мармарай обозначена желтым цветом.
Оплата проезда
Оплата проезда с помощью Istanbulkart проходит в 2 этапа. Сначала при проходе через турникет у вас блокируется сумма по максимальному тарифу. Т.е. на балансе карты надо иметь необходимую для этого сумму.
На выходе снова необходимо приложить Istanbulkart к специальному устройству и будет произведен перерасчет.
Если вы этого не сделаете, то возврат произведен не будет.
Часто задаваемые вопросы
1. Можно ли ездить на электричке Мармарай нескольким людям по одной Истанбулкарт?
Да, но в этом случае возврат средств после поездки будет произведен только на 1 человека.
2. Слышал, что добраться до Султанахмета из аэропорта имени Сабихи Гёкчен удобнее всего на Мармарай, это правда?
Да, это самый бюджетный способ, если рассматривать только общественный транспорт. Читайте подробнее в этой статье.
Стамбул. День 4. Тоннель под Босфором «Мармарай» и паром между Азией и Европой
Мармарай (Marmaray) — один из самых глубоких в мире подводных тоннелей. Его название происходит от объединения двух турецких слов: «Marmara» (Мраморное море, которое расположено к югу от тоннеля) и «ray» (рельс). Нижний участок тоннеля расположен на глубине 60 метров от поверхности Босфорского пролива. По общей глубине залегания Мармарай является вторым в мире после японского тоннеля Сэйкан. Узнав, что рядом со мной находится такое крутое инженерное сооружение — я не смог пройти мимо 🙂 Решил снова махнуть из Европы в Азию и обратно…
Строго говоря, Мармарай — это не просто тоннель. Это инфраструктурный проект по развитию железнодорожной сети Стамбула включающий строительство 13,6 км тоннеля (из них 1,4 км проложено непосредственно под водой) и реконструкцию 63 км пригородных путей. Пропускная способность 1,5 млн пассажиров в день. Тоннель спроектирован таким образом, что способен выдержать землетрясение в 9 баллов по шкале Рихтера.
Стоимость проезда не отличается от стамбульского метро, трамвая или фуникулёра. Фактически это и есть метро. Электронный билет на одну поездку стоит 4 лиры (
$1,1). Можно сэкономить, если приобрести специальную карту — Istanbulkart. При оплате такой картой поездка обойдётся в 2,3 лиры (
Подводное сообщение под Босфором хотел организовать ещё османский султан Абдул Меджид в 1860 году. Однако технологии, которые позволили бы реализовать этот замысел, появились значительно позже. Строительство тоннеля началось в 2004 году турецко-японскрой компанией. Её представители планировали закончить работы за четыре года. Как это часто бывает, всё пошло не по плану. Помешали археологические находки, на которые натолкнулась бригада строителей. В дальнейшем археологи обнаружили флотилию византийских средневековых кораблей и порт Эникапи, руинам которого 8,5 тыс. лет. Всего было найдено 40 тыс. предметов древности. В результате этих непредвиденных обстоятельств движение поездов через тоннель началось лишь 29 октября 2013 года.
Вышел на станции Ускюдар (Üsküdar) — это один из ключевых транспортных хабов в азиатской части Стамбула.
До Босфора рукой подать.
Мечеть Шемси Ахмед-паши построенная по проекту архитектора Мимара Синана. По легенде в знак уважения к творчеству великого архитектора ни одна птица не сядет на купол или минарет, и не испачкает мечеть. Придумал же кто-то такое…
В Азии бутерброд с жареной рыбой (балык экмек) стоит на 3 лиры дешевле, чем в кафешках возле Галатского моста в европейской части Стамбула.
Автомобильный мост через Босфор (Мост Мучеников) соединяющий Европу с Азией.
Метробус — ещё один вид общественного транспорта в Стамбуле. Что-то типа наших маршруток. В них тоже принимают к оплате Istanbulkart.
О правилах дорожного движения пешеходы тут, наверное, даже не слышали. Все ходят как хотят и куда хотят, причём проезжая часть здесь довольно широкая.
Возвращаться в Европу решил на каком-нибудь пароме — никогда не катался на паромах.
Прошёл в зал ожидания. Что характерно, Istanbulkart работает и здесь. За поездку от причала Ускюдар (Üsküdar) до Эминёню (Eminönü) турникет списал с карты 2,3 лиры (
Реклама морского тура по Босфору от перевозчика «Шехир Хатлары» (Şehir Hatları) за 12 лир ($3,3). Якобы даже есть аудиогид.
Ждать пришлось недолго. Все на паром!
Отсюда открывается значительно более интересный вид.
Европейская часть Стамбула.
Народ вовсю фотографируется.
Ого! Какой-то военный корабль.
Чайки увязались за паромом.
Контур Галатской башни я уже вряд ли с чем-то спутаю 🙂
Вошли в залив Золотой Рог.
На удивление паром движется быстро. Не ожидал.
Осталось совсем чуть-чуть… Снижаем скорость.
Встали на причал рядом с Галатским мостом.
Время в пути примерно 15 минут.
Поезд через тоннель доставит вас на другой берег значительно быстрее. Однако если сравнивать Мармарай и паром — последний уверенно выигрывает в плане живописного вида. Плюс паром можно рассматривать как небольшую морскую прогулку за недорого 🙂
В целом общественный транспорт Стамбула оставил приятные впечатления. Istanbulkart — вообще шикарная штука. Исключительно полезное приобретение. Если собираетесь много перемещаться по Стамбулу на общественном транспорте — смело покупайте, не пожалеете.
Мармарай — метро под Босфором
Подземное метро Мармарай в Стамбуле: цена проезда 2021, схема, часы работы
Мармарай — евразийский тоннель в Стамбуле
Мармарай — уникальный стратегический инфраструктурный проект XXI в. в Стамбуле. Он представляет ветку метро, проходящую под проливом Босфор. Евразийский тоннель — единственный в мире подводный тоннель, соединяющий Европу с Азией.
Мармарай в Стамбуле является соединением наземной электрички, подземного метро и подводного тоннеля под Босфором. Длина тоннеля непосредственно под проливом — 1,4 км. Это труба, устойчивая к землетрясениям, закопанная на глубине 4,5 м под морским дном и на 60 м под уровнем моря.
Метро под Босфором решает проблему быстрого сообщения между важными артериями города. К примеру, дорога из Сиркеджи (центр Стамбула, европейская часть) до азиатского Уськюдара на Мармарае занимает всего 4 мин. В то время как на пароме требуется полчаса.
Туристам Marmaray дает возможность ездить в отдаленные приморские районы Флория, Бостанджи, Мальтепе, Гебзе, Аташехир и др. Соответственно, снимать недорогое жилье в этих районах в Стамбуле после запуска евразийского тоннеля стало намного удобней.
Станция Мармарая Еникапы (Yenikapı) — одна из самых красивых
Само название marmaray произошло от тур. названия Мраморного моря (Marmara) и слова ray (аналог английского rail — рельс).
Мармарай: схема
Полная длина всей линии Мармарай — почти 80 км. Всего у Мармарая 43 остановки.
Ниже представлена схема тоннеля Мармарай, а именно его подземной и подводной части:
Мармарай — подводный путь из Европы в Азию. Тоннель пересекает пролив Босфор
Крайние станции подземного тоннеля — Kazlıçeşme (Европа) и Ayrılık Çeşmesi (азиатский берег Босфора). За этими остановками продолжается маршрут поездов метро, но уже по наземной части. Поэтому по-правильному Мармараем называется именно эта короткая часть от Казлычешме до Айрылык Чешмесы — длиной в 13,6 км.
Дальше идут yuksek tren hatti, то есть наземные ж/д пути.
Полная схема Marmaray и его наземного продолжения:
Схема движения Мармарая: фото (для увеличения жмите на картинку)
Как видно по схеме, маршрут поезда Мармарай проходит в районе стамбульского аэропорта Сабиха Гекчен. Выходить нужно на остановке Tersane, дальше совсем немного проехать на автобусе или такси.
Очень удобно с помощью Мармарая добираться на Принцевы острова (Adalar) в Мраморном море.
Мармарай: все станции
Всего у Мармарая 43 остановки: 14 европейских и 29 — в азиатской части Стамбула. Из числа тех, что расположены в Азии — пять находятся в пригороде Коджаели. Все станции Мармарая имеют специальное обустройство для инвалидов.
Все остановки (станции) Мармарая:
Halkalı — Mustafa Kemal — Küçükçekmece — Florya — Florya akvaryum — Yeşilköy — Yeşilyurt — Ataköy — Bakırköy — Yenimahalle — Zeytinburnu — Kazlıçeşme — Yenikapı — Sirkeci (Европа) — Üsküdar (Азия) — Ayrılık Çeşmesi — Söğütlüçeşme — Feneryolu — Göztepe — Erenköy — Suadiye — Bostancı — Küçükyalı — İdealtepe — Süreyya Plajı — Maltepe — Cevizli — Atalar — Başak — Kartal — Yunus — Pendik — Kaynarca — Tersane — Güzelyalı — Aydıntepe — İçmeler — Tuzla — Çayırova — Fatih — Osmangazi — Darıca — Gebze.
Маршрут поезда метро Мармарай начинается в европейском районе Халкалы, недалеко от аэропорта им. Мустафы Ататюрка и океанариума Флория.
Так выглядит поезд метро Мармарай в Стамбуле (фото с официального сайта Marmaray)
Заканчивается маршрут Мармарая в отдаленном азиатском районе Гебзе в провинции Коджаэли. Кстати, в Коджаэли есть хорошие платные пляжи, где туристов практически нет и отдыхают только местные.
Мармарай на карте Стамбула
Ниже указан Стамбул Мармарай на карте Google. Для просмотра всех станций по маршруту и увеличения жмите на карту:
С помощью евразийского тоннеля Мармарай удобно не только пересекать Босфор, но и добираться до ряда азиатских достопримечательностей. Таких как лунапарк Бостанджи в Кадыкёе, мечеть Михримах в Уськюдаре, Византийская цистерна, красивый величественный вокзал Хайдарпаша, парк и пляж Мальтепе.
Стоимость проезда в Мармарае 2021
Оплата проезда в Мармарай происходит по проездной карте Истанбулкарт. При этом цена зависит от числа проделанных остановок.
Цена проезда в Мармарай по Istanbulkart 2021:
Время работы Мармарая
Поезда евразийского тоннеля ходят каждые три — четыре минуты. Часы работы Мармарай:
Кстати, грузовые поезда (товарняки) могут проезжать по путям Мармарая с полуночи до пяти часов утра.
Полный график работы Мармарай в оба конца:
Часы работы Мармарай
Мармарай: как добраться и что посмотреть
Как добраться из Султанахмета до Мармарай: ближайшая к площади станция — Сиркеджи. До нее можно дойти пешком. Или проехать две остановки на трамвае Т1 — до станции Sirkeci Istasyonu.
Из Таксима до Мармарая — спуститься в сторону причала Кабаташ пешком или на фуникулере и сесть на трамвай Т1. Ехать до Сиркеджи 4 остановки. Второй вариант — сесть на станции метро Таксим и доехать по зеленой ветие прямо до станции Мармарая — Еникапы.
Мармарай останавливается в Уськюдаре недалеко от мечети Михримах. Храм построен в честь дочери султана Сулеймана по проекту знаменитого архитектора Синана. До этой достопримечательности туристы в своей массе обычно не доезжают.
Также на Мармарае, как уже говорилось выше, удобно добираться в аэропорт Сабихи Гекчен, в красивый парк Гёзтепе и в парк развлечений Bostanci, который работает до часа ночи. Выходить нужно на одноименной станции Бостанжи. В пешей доступности от станции Мармарая Гёзтепе — стамбульский музей игрушек. А футбольный стадион Фенербахче находится возле остановки Мармарая Söğütlüçeşme.
Тоннель Мармарай в Стамбуле имеет две кольцевые станции — Ускюдар (Азия) и Еникапы (Европа). На них можно сделать пересадки на важные транспортные линии: три ветки метро, метробус, паромные причалы Еникапы и Уськюдар, автобусную станцию Уськюдар.
От причала Еникапы отправляются паромы в близлежащие пригороды Стамбула и в другие провинции (Бурсу, Ялову и пр.).
Не менее важной станцией является Мармарай Сиркеджи. Она в самом центре города. До главных достопримечательностей — Топкапы, парка Гюльхене, Египетского и Гранд-базаров — отсюда пять минут пешком.
Тут же находится железнодорожный музей Стамбула и вокзал Сиркеджи.
Спуск на станцию Мармарай Сиркеджи
А еще возле Sirkeci — Галатский мост, набережная, причал Эминёню и остановка трамвая Т1. От Эминёню, в свою очередь, можно совершить круиз на пароме с остановками вдоль по всему Золотому Рогу.
Мармарай в Стамбуле имеет еще одну стратегическую для туриста станцию — Флория (Florya istasyonu). Особенно она интересна, начиная с мая по октябрь, на протяжении всего купального сезона. Дело в том, что в микрорайоне Флорья обустроился Стамбульский океанариум и Солнечный пляж Флорья. Также возле самого пляжа — большая парковая зона и лес Ататюрк. А в непосредственной близости еще один популярный городской пляж — Ешилкёй Чироз Бич.
Флорья на карте Стамбула:
Но и это еще не все. Возле аквариума есть Лунапарк и большой торговый центр Aqua Florya, который, кстати, интересен путешественнику круглогодично.
Таким образом, Мармарай соединяет и равномерно разгружает высокоинтенсивные транспортные потоки Стамбула. И главное — помогает добраться к отдаленным от центра местам отдыха и достопримечательностям в Стамбуле.
История Мармарая
Султанская идея
Подводное сообщение под Босфорким проливом — идея, которая пришла в голову стамбульцам еще во времена султаната. Соединить два континента подводным тоннелем мечтал султан Абдул Меджид в далеком в 1860 г, за год до своей кончины. Тогда обсуждался проект из металла. Но для него не было подходящих технологий, к тому же империя испытывала финансовые трудности — ведь в 1858 г. султанскую казну объявили банкротом.
Кстати, при этом падишахе в Стамбуле заработал телеграф и железная дорога. Султан проводил реформы по европейскому образцу. Но политические и последовавшие за ними финансовые неудачи подорвали дух Абдул-Меджида, он запил и умер от туберкулеза в 1961 году.
Султан Абдул-Меджид, портрет кисти Луиджи Рубио, 1948 г.
Время шло, и спустя лишь столетие — в 1985 году — было завершено первое технико-экономическое обоснование строительства евразийского тоннеля. Второе обоснование и пересмотр его маршрута в Стамбуле представили в 1997 г. дальше Турция подписывала кредитные соглашения, проводила геотехнические и другие исследования и подготовку.
Археологические находки
В 2002 году началось первое глубоководное бурение на проливе Босфор. Подводный тоннель между Европой и Азией планировали закончить за четыре года. Но не тут-то было. Уже в 2004 году только начатая стройка застопорилась — археологи нашли в этом районе важные исторические останки времен Византии. Евразийский проект вызвал большое волнение во всем мире, ведь были обнаружены сокровища древних веков.
Некоторые найденные исторические постройки на участке станции Йеникапы культурологи разрешили ликвидировать с последующим восстановлением после строительства станции. А другую часть артефактов сохранили в районах Кызылтопрак, Бостанджи, Фенеролу, Мальтепе, Гезтепе, Картал, Эренкей, Юнус и Суадие из-за их ценных исторических характеристик.
В интерьере станции Yenikapi в связи с найденными сокровищами использовано очень красивое оформление, это одна из самых ярких станций:
Станция Мармарай Еникапы
В древнем порту Феодосия (что в районе Еникапы) — крупнейшей гавани города 4 в.н.э. — была обнаружена флотилия из 36 византийских кораблей. Среди находок — фрагменты городских стен, туннелей и гробница короля. Отдельным древностям аж 8500 лет. Всего обнаружили 11 тысяч важных артефактов.
Декоративная лодка, вписанная в интерьер станции Еникапы, символизирует богатые древние находки этого района
Окончание стройки
В августе 2013 года завершили 95% работ по строительству испытательных полигонов Мармарая. Первая очередь прогонов была введена в эксплуатацию осенью 2013 года, а именно 29 октября. Поезда импортировали из Южной Кореи.
После завершения второй очереди образовалась линия длиной 76,6 км, обслуживающая 43 станции.
Линия тоннеля Мармарай через Босфор
Железные пути на разных континентах соединили ж/д трубой под Босфором. Таким образом, Мармарей стал самым глубоким в мире трубчатым туннелем, который используется железнодорожными системами. Глубина залегания путей — 60,46 метра под уровнем моря и на глубине 55 м под водой.
Метро Мармарай — внутри поезд выглядит как обычная современная подземка
Автор: Даша Светличная