Осложненное предложение – простое предложение, в котором присутствуют «осложняющие элементы», выражающие добавочное сообщение. Осложняющие элементы подразделяются на два подтипа.
Во-первых, к ним относятся однородные члены предложения и обособленные члены предложения.
Во-вторых, слова и словосочетания, не являющиеся членами предложения и не входящие в его структуру: вводные и вставные конструкции, обращения и междометия.
Общие правила
Знаки препинания в осложненном предложении:
1. Запятая (две запятые) в осложненном предложении:
Условия выбора знака препинания
Примеры осложненных предложений
При однородных членах предложения
Пришла, рассыпалась, клоками повисла на суках дубов, легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов… (А. Пушкин)
…Козак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе (А. Пушкин). Еловый лес самый угрюмый, зато и самый величественно тихий (Н. Никонов).
Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо (И. Тургенев)
При обособленных (в том числе уточняющих, пояснительных и присоединительных) членах предложения
Горы, покрытые снегом, белели среди ночи (К. Паустовский).
Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю (А. Чехов).
Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потоплённые луга (А. Пушкин).
Ключница его, красивая женщина лет тридцати, из русских, ходит в шёлковых платьях и носит золотые кольца и серёжки (И. Тургенев)
Он, художник, никогда раньше не видел такого разнообразия красок (К. Паустовский).
Мы сидели под берёзой четыре часа, отдыхая и наслаждаясь отдыхом (В. Солоухин).
Снег, словно мёд ноздреватый, лёг под прямой частокол (С. Есенин).
Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России (М. Салтыков-Щедрин).
Потом сразу, одним ударом, из леса выдохнуло дым (К. Паустовский).
Этот сорт яблок был скороспелый, или, как говорят садоводы, ранный, то есть самый подходящий для детей (В. Солоухин).
Природа многим одарила человека, и в том числе магией слова (В. Кугультинов)
При словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения
Должно быть, два-три часа сна в лесах стоят многих часов сна в духоте городских домов… (К. Паустовский)
Как хорошо ты, о море ночное… (Ф. Тютчев) Да, такова была моя участь с самого детства! (М. Лермонтов)
Ох, как же я вернусь в дом, прямо не знаю (К. Паустовский)
2. Тире (два тире) в осложненном предложении:
Условия выбора знаков
Примеры осложненных предложений
Между подлежащим и сказуемым
На пустом лице и царапина — украшение (М. Горький).
Жизнь — это гармония. И жить — значит не нарушать гармонии (К. Федин).
Обычное луговое разнотравье да низкий кустарник посреди долины — вот и весь пейзаж (В. Солоухин)
При однородных членах предложения (перед обобщающим словом после перечисления)
Сад, степь, двор — всё было в холодной тени (В. Катаев).
На крокетной площадке, на лужайке, в беседке — всюду та же неприязненная тишина (В. Катаев)
При обособленных членах предложения
За шумом они не сразу расслышали стук в окошко — настойчивый, солидный (К. Федин).
В углу гостиной стояло пузатое бюро на пренеле- пых четырёх ногах — совершенный медведь (Н. Гоголь).
Какая-то ненатуральная зелень — творение скучных беспрерывних дождей — покрывала жидкою сетью поля и нивы (Н. Гоголь)
При вставных конструкциях
Кругом — не обнять глазом — снежная пелена (М. Шолохов)
3. Двоеточие (двоеточие и тире) в осложненном предложении:
Выбор знаков препинания
Примеры осложненных предложений
Двоеточие
при однородных членах предложения (после обобщающего слова перед перечислением)
Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного неба (К. Паустовский).
Двоеточие и тире
При однородных членах предложения (после обобщающего слова; после ряда однородных членов перед продолжением предложения)
Везде и всюду: в поле, в лесу, в лугах — всё зазеленело и расцвело (М. Пришвин).
И всё это: огромная и пышная вершина клёна, светло-зелёная гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черёмух, солнце, синева неба — всё поражало своей густотой, свежестью и новизной (И. Бунин)
4. Восклицательный знак в осложненном предложении:
Условия выбора
Примеры осложненных предложений
При обращении
Угрюм-река! Здравствуй! (В. Шишков) Хороша ты, о белая гладь! (С. Есенин)
При междометиях, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах
Эй! Жалко, что я не знаком с Н… (М. Лермонтов) «Да! Вот ещё: княжна, кажется, любит рассуждать о чувствах, страстях и прочее…»
«Нет, нет! Не оставляйте меня с ним!»
5. Скобки в осложненном предложении:
Выбор знаков
Примеры осложненных предложений
При вставных конструкциях
Татьяна (русская душою, сама не зная почему) с её холодною красою любила русскую зиму… (А. Пушкин)
Цезарь (так звали льва в зверинце) спит и тихо взвизгивает (А. Куприн)
Обратите внимание! Структура простого предложения может осложняться различными конструкциями.
Знаки препинания при уточняющих членах предложения
Структура простого предложения может осложняться различными конструкциями.
Знаки препинания при уточняющих членах предложения. Основные правила:
1. Обособляются и выделяются запятыми
Правило
Примеры предложений с уточняющими членами предложения
а) уточняющие определения, обстоятельства времени, места и другие члены предложения (первое имеет общее значение, второе — более конкретное)
Вошла молодая, лет семнадцати, девушка.
Вверху, над вершинами дубов, где ровно синела глубина неба, собирались облака.
Это было глубокой осенью, в холодный и сумрачный день.
б) пояснительные члены предложения со словами то есть, (а) именно, или (— то есть), иначе и т. п.
Она была воспитана по-старинному, то есть окружена мамушками, нянюшками, подружками…
В то время, именно год назад, я ещё сотрудничал по журналам.
По всей ширине Лены торчали в разных направлениях огромные льдины, или, по местному, торосъя.
в) присоединительные члены предложения со словами и (= и притом), и то, да и, даже, особенно, в особенности, (и) в частности, в том числе, главным образом, например, причём и т. п.
Дорога была только одна, и притом широкая и обставленная вехами, так что сбиться было невозможно.
Уже на Кавказе я узнал, и то не от капитана, что он был четыре раза тяжело ранен.
Рассказы были крайне любопытны, даже с драматизмом, и производили сильное впечатление.
В людях есть много благородства, много любви, самоотвержения, особенно в женщинах.
Некоторые казаки, и Лукашка в том числе, встали и вытянулись.
2. Не обособляются
Уточняющие члены предложения со словами вернее, точнее, скорее. Эти слова имеют значение вводных и сами выделяются запятыми
Я исправлю, вернее, уточню материал статьи.
Кибитка ехала по узкой дороге, или, точнее, по следу, проложенному крестьянскими санями.
Голос или, скорее, шёпот был едва слышен.
3. Уточняющие члены предложения могут выделяться ТИРЕ.
Ямкин сам был наставником и вовсе не в старом возрасте — сорока лет — на Дальнем Востоке. Мы выполнили обязанность гостей — рассказали городские новости — и заночевали у казака.
Предложения с вводными и вставными конструкциями
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения, с вводными и вставными конструкциями (обращениями).
Вводные конструкции
Вводные конструкции чаще всего выделяются запятыми:
Вводные конструкции, стоящие непосредственно после союза, отделяются от него запятой:
Союз а может входить в структуру вводной конструкции, и тогда запятая после него не ставится:
Если вводная конструкция (слово или словосочетание) стоит после ряда однородных членов предложения и предшествует обобщающему слову, то перед ней ставится тире, а после неё — запятая:
При сочетании двух вводных слов между ними ставится запятая:
Если вводное слово (сочетание) стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота оно не отделяется:
Однако в середине обособленного оборота вводная конструкция выделяется запятыми по общему правилу:
Вставные конструкции
Вставные конструкции выделяются тире или скобками:
Если внутри вставной конструкции должны быть знаки препинания, они сохраняются, включая вопросительный и восклицательный знаки в конце вставной конструкции:
Междометия
Междометия выделяются запятыми или после них ставится восклицательный знак (при восклицательной интонации).
Не отделяются запятой междометия:
Итак, простое осложненное предложение – это такая синтаксическая единица, в конструкцию которой, кроме обычных членов предложения, входят также другие конструкции без грамматической основы. Имеются в виду вводные слова, обращения и вставки.
Часто простые осложненные предложения путают со сложными, ведь они напоминают их по структуре, отличаясь вместе с тем по семантике.
Разница между сложным предложением и простым осложненным заключается в том, что у сложного две и больше грамматических основ, а у простого – только одна.
Таким образом, если найти подлежащее и сказуемое (или только один из этих главных членов, если речь идет об односоставном предложении), то легко определить, какое именно это предложение.
Цель урока: через обобщение знаний о простом предложении, осложненном обособленным определением, учащиеся научатся употреблять их в своей речи.
-учащиеся вспомнят условия обособления определений; выполнят синтаксический разбор, расставят знаки препинания, будут работать над вариантами тестовых заданий по теме;
-закрепят навыки самостоятельной работы над темой; будут рассуждать,
-поймут значимость самоанализа при выполнении групповых и индивидуальных заданий; примут активное участие в обсуждении общих заданий;
Тип урока: урок-обобщение
1. Побуждение к восприятию темы:
— Обменяйтесь мнениями в группе.
Условия обособления определений :
Раненый, он несколько часов полз по снегу.
Она держала в руках санитарную сумку, набитую медикаментами.
Мартовскаяночь, облачная и туманная, окутала землю.
3. Обособляются несогласованные определения, выраженные существительным в косвенных падежах:
Меня удивляет, что вы,с вашим опытом командира, допустили такую
Панфилов, с карандашом в руке, наклонился над картой местности.
Новенький китель, чистый, с отглаженными стрелками, сидел на нем неплохо.
2. Реализация значения
Условия обособления определений:
Раненый, /какой?/он несколько часов полз по снегу.
Она держала в руках санитарную сумку /какую?/, набитую медикаментам.
Мартовскаяночь, ( какая?)облачная и туманная, окутала землю.
4. Обособляются несогласованные определения, выраженные существительным в косвенных падежах:
Меня удивляет, что вы,( какой?) с вашим добрым сердцем, не можете помочь
Панфилов,/какой?/ с карандашом в руке, наклонился над картой местности.
в) если при определяемом слове уже есть согласованное определение.
Новенький китель, ( какой?) чистый, с отглаженными стрелками, сидел на нем неплохо.
2. Работа по тексту
Человек с чистой совестью
Момыш-улы – автор произведений «Наша семья», «История одной ночи», «Фронтовые встречи», «Музей-апа», «За нами Москва».
Автор романа «Человек с чистой совестью» Петр Вершигора говорил: «Нам известны военные подвиги Момыш-улы. Став писателем он совершил второй подвиг, равноценный первому. »
Бауыржан Момышулы был непосредственным участником боев, описываемых им, командовал полком, дивизией.
Ценность его произведений в их документальности, жизненной правде.
б / Дневник двойной записи
Предложение осложнено обособленным определением.
стоит после определяем слова
Став писателем, он совершил второй
подвиг, равноценный первому.
Бауыржан Момышулы был непосред-
ственным участником боев, описываемых им,
командовал полком, дивизией.
в/ Круговой обзор. Синтаксическиий разбор предложений (вставить знаки препинания)
1) Имя гвардии полковника Бауыржана Момыш-улы известно также по его собственным произведениям опубликованным в разное время.
2) Нам хорошо известны военные подвиги Бауыржана Момыш-улы легендарного панфиловца и избранного писателя.
3) Известный писатель Казахстана он писал на казахском и на русском языках.
4.Тематическая тестовая работа в группах:
1. Простое предложение, осложненное определением, которое относится к личному местоимению:
А.На полках, наряду с книгами на русском языке, стояли книги на англййском языке
В. Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади почти без памяти.
С. Прочитав книгу думаешь о ней.
2. Чем осложнено предложение:
Тут я вспомнил своего покойного отца, такого же малорослого, сутулого, седого.
А. Простое предложение, осложненное определением, которое относится к личному местоимению.
В. Простое предложение, осложненное однородными согласованными определениями после определяемого слова.
С. Простое предложение, осложненное определением, которое относится к имени
3. Простое предложение, осложненное определением, которое относится к имени собственному:
А. Генерал Панфилов,обычно бодрый и подтянутый, впервые показался мне стариком.
В. Он, с винтовкой за плечом,нес караульную службу.
С. Настроение экипажа, сверх обыкновения, было приподнятое.
4.Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимым словом:
А. Даже старший сын мой, отец Момыш, перед бабушкой был ребенком.
В. Я был смущен приветливой речью генерала, его радостью и отеческой лаской.
С. Мы больше знаем Момыш-улы, избранного писателя и патриота.
5. Предложение с обособленным и необособленным определением:
А. Со связкой гранат политрук Клочков бросается на надвигающийся танк.
ТЕСТ : Обособленные определения.
1. Установите соответствие между предложением и его синтаксической характеристикой:
А. Слава и честь героям, им, отдавшим жизнь за свою Родину.
1. Простое предложение, осложненное определением, которое относится к личному местоимению
В. Мир, солнечный, пахучий, окружил нас.
2. Простое предложение, осложненное определением, которое стоит после определяемого слова.
В.Он напомнил мне портрет Чапаева, без мохнатой папахи.
2. Обособленное несогласованное определение, выраженное существительным в косвенном падеже, которое относится к имени собственному.
С. Весь личный состав нашей дивизии,состоящий из многих национальностей,
звал его каждый по-своему: русские-отцом, украинцы-батькой, казахи и киргизы
3. Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимым словом:
Контрольный тест: Обособленные определения.
1.Правило, которым объясняется обособление определения в предложении:
Книга, читаемая учеником, лежит перед ним.
А. Прилагательное, относящееся к личному местоимению.
В. Причастный оборот, стоящий после определяемого слова.
2. Предложение с обособленным определением:
А. От Волги тянуло приятной освежающей прохладой.
В. Около дома находился заросший густой сиренью сад.
С. Мягкий ветер дувший со всех сторон иногда усиливался.
3. Определение, выраженное причастным оборотом, не обособляется.
А. Сорванная с деревьев листва закружилась в вихре.
В. Резкие звуки рожка играющего сбор заставили меня вздрогнуть.
С. Вечер подернутый лиловым налетом принес тишину.
4. Какой член предложения обособлен в предложении?
Я положил голову на ягдташ, заменивший мне подушку, и закрыл голову.
А. Обстоятельство В. Определение
5. Какой член предложения обособлен:
Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвращалась с прогулки.
6. Предложение с обособленным определением, выраженным однородными прилагательными:
А. Просеки лесных дорог заглядевшихся в озера.
В. В каждой стране, где я бывал, мне встречались добрые, умные, трудолюбивые люди.
С. Солнце, великолепное яркое, поднималось над морем.
7. В предложении обособленное определение выражено:
На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели.
А. Причастным оборотом
В. Прилагательным с зависимыми словами
С. Однородными прилагательными
8. Количество знаков препинания в предложении:
Это степные тюльпаны густо рассыпанные по полю тихо покачиваются на тонких стеблях.
Очарованный прелестью ночи и сверкавшим мириадами звезд небосклоном, и красавицей луной, и тихо рокочущим океаном матрос, привыкший с детства к общению с природой весь отдался ее созерцанию.
А. Сложносочиненное предложение
В Сложноподчиненное предложение
С. Простое предложение осложненное однородными членами предложения и обособленным определением.
10. Обособленное определение, которое относится к личному местоимению
А. Очарованный прелестью ночи, он не находил слов.
В. В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой
С. При сложении двух натуральных чисел получается новое натуральное число, называемое суммой этих чисел.
— самопроверка и анализ ошибок
— оценка знаний учащихся
Нурсапина Ардак Сайлауовна
Восточно-Казахстанская область Тарбагатайский район село Екпин