Маржа и чистая прибыль в чем разница

Маржа и чистая прибыль в чем разница

Маржа и чистая прибыль в чем разница. Смотреть фото Маржа и чистая прибыль в чем разница. Смотреть картинку Маржа и чистая прибыль в чем разница. Картинка про Маржа и чистая прибыль в чем разница. Фото Маржа и чистая прибыль в чем разница5 МИН

Чтобы оценить эффективность и рентабельность бизнеса, нужно разобраться, насколько он маржинальный. Объясняем, как считать маржинальность, чем она отличается от прибыли и наценки.

Маржа и чистая прибыль в чем разница. Смотреть фото Маржа и чистая прибыль в чем разница. Смотреть картинку Маржа и чистая прибыль в чем разница. Картинка про Маржа и чистая прибыль в чем разница. Фото Маржа и чистая прибыль в чем разница

Что такое маржа и маржинальность

Маржа — это разница между себестоимостью товара и ценой, по которой продают товар. В себестоимость входят все издержки на производство, закупку, упаковку и логистику товара, в том числе траты на сырьё, газ, свет и зарплату сотрудников.

Маржинальность можно считать по разным формулам. Если хотите узнать маржу в деньгах (в абсолютной величине), используйте эту:

МАРЖ = Ц − СТ

Ц — цена
СТ — себестоимость
МАРЖ — маржинальность бизнеса

Если нужна маржинальность в процентах — эту:

МАРЖ = (Ц − СТ) / ОП × 100 %

Зачем считать маржинальность

Маржинальность, наценка и прибыль. В чём разница?

Наценка не то же самое, что и маржа. Путаница возникает потому, что для наценки и маржи нужна одна и та же формула, если считать в деньгах. Поэтому считайте в процентах.

Маржинальность = (Цена — Себестоимость) / Цена × 100 %

Наценка = (Цена — Себестоимость) / Себестоимость × 100 %

При вычислении маржинальности нужно делить на цену, по которой товар продаётся, а при расчёте наценки — на себестоимость. Наценка неограниченна и может быть любой в зависимости от расходов продавца и востребованности на рынке. Маржинальность же имеет верхнюю планку и не может быть выше 100 %.

Прибыль — это доход бизнеса за вычетом обязательных расходов, но до налогов. Чистая прибыль — это доход после налоговых выплат.

Чистая прибыль = Выручка − Себестоимость товаров − Управленческие и коммерческие расходы − Прочие расходы − Налоги

Виды маржинальности для разных товаров

К низкомаржинальным относятся товары первой необходимости: бытовая химия, детское питание, бакалея. В этой сфере много конкурентов и небольшая наценка — 10–20 %.

Все расчёты проведены на примере ИП, работающих по УСН 6 %.

Пример

К среднемаржинальным товарам относятся бытовая техника, стройматериалы, электроника. Конкуренция на этих рынках высока, но товары используются долго и могут стоить дорого. Здесь наценка побольше — в среднем 50 %. Продаются такие товары в меньшем объёме, чем низкомаржинальные, но тоже пользуются спросом.

Пример

Высокомаржинальные товары — это продукты, спрос на которые стабильно высокий. Они окупаются благодаря высокой наценке, достигающей 300–500 % и более.

Пример

Компания продаёт воздушные шарики с гелием.

Источник

Чем отличается маржа от прибыли – особенности

Маржа и прибыль – в чем разница между этими понятиями? Этот вопрос часто возникает у тех, кто сталкивался с необходимостью ведения управленческого учета. Эта статья будет полезной для экономистов, финансистов и предпринимателей, которые заинтересованы в получении ключевых показателей эффективности работы компании. К таким показателям относят маржу и прибыль.

Определение понятий «маржа» и «прибыль»

Маржа и чистая прибыль в чем разница. Смотреть фото Маржа и чистая прибыль в чем разница. Смотреть картинку Маржа и чистая прибыль в чем разница. Картинка про Маржа и чистая прибыль в чем разница. Фото Маржа и чистая прибыль в чем разница

Маржа – это величина, показывающая, сколько процентов составляет валовая прибыль в объеме выручки. В бизнесе маржа бывает двух видов:

Маржа может исчисляться и в денежном выражении, но процентный показатель более информативен и используется чаще.

Прибыль – это финансовый результат экономической деятельности предприятия, определяемый путем вычитания всех расходов из суммы всех доходов. Прибыль бывает:

Для расчета валовой прибыли существует две методики. Между специалистами в области финансов нередки разногласия в части того, как правильно рассчитывать валовую прибыль. Обусловлены эти разногласия тем, что возникает путаница в классификации затрат при их разделении на прямые и косвенные.

Мы будем говорить о «классическом» варианте, когда затраты, скажем, торговой компании считаются прямыми, если они напрямую относятся к увеличению стоимости товаров. Для расчетов мы будем в основном использовать валовую прибыль, т.к. именно этот показатель определяет рентабельность (оптимальное соотношение между доходами и расходами).

Чем отличается маржа от прибыли – формулы расчета и признаки

Чтобы четко понимать, чем отличается маржа от прибыли, сформулируем основные отличия:

Если отбросить такие явления, как реализация активов, в результате которой компания получила высокую чистую прибыль, и рассматривать исключительно прибыль валовую, то очевидно, что именно маржа определяет ее величину.

Теперь обратимся к формулам.

Формула маржи

​ \( ВП \) ​ – валовая прибыль;

​ \( V \) ​ – выручка от реализации (без учета НДС).

В производстве себестоимость включает:

В торговле себестоимость – это покупная стоимость товаров, увеличенная на сумму расходов на их транспортировку, упаковку и хранение. Все остальные расходы в торговой деятельности по правилам бухгалтерского и финансового учета следует относить к косвенным. В расчете валовой маржи и валовой прибыли эти суммы не участвуют.

Формула чистой прибыли

​ \( КР \) ​ – коммерческие расходы;

​ \( УР \) ​ – управленческие расходы;

​ \( ОД \) ​ – операционные доходы (например, полученные проценты по депозитам);

​ \( ОР \) ​ – операционные расходы (проценты и услуги банков и др. расходы, не связанные непосредственно с основной деятельностью);

​ \( ПД \) ​ – прочие доходы (списание задолженности с истекшим сроком давности, премии от поставщиков, доходы от реализации активов и др.);

​ \( ПР \) ​ – прочие расходы (списание долгов, премии покупателям, расходы, связанные с реализацией активов и др.);

​ \( НПР \) ​ – налог на прибыль и финансовые санкции.

Как я уже упоминала, с классификацией расходов нередко возникает путаница и разногласия во мнениях. Поэтому для простоты расчетов мы будем относить на себестоимость только затраты на доставку продукции и товаров, а также зарплату работников, занятых на производстве. Все остальные расходы мы отнесем к категории «прочие», т.к. на величину чистой прибыли это не повлияет.

Понятие маржинальной прибыли

Маржа и чистая прибыль в чем разница. Смотреть фото Маржа и чистая прибыль в чем разница. Смотреть картинку Маржа и чистая прибыль в чем разница. Картинка про Маржа и чистая прибыль в чем разница. Фото Маржа и чистая прибыль в чем разница

Следует различать понятия «маржа» и «маржинальная прибыль». Как считать маржу, мы разобрали, и знаем, что в ее расчете участвуют прямые затраты.

Затраты классифицируются также на постоянные и переменные. К постоянным расходам относят те суммы, которые предприятие платит ежемесячно в одинаковом размере. Размер таких затрат не зависит от выручки, численности работников, количества единиц произведенной продукции. К примеру, арендная плата – это постоянный расход. Ее размер индексируется несколько раз в год, и при планировании расходов следует заложить постоянную величину с учетом коэффициента индексации.

Переменные расходы – это затраты, величина которых напрямую зависит от выручки. К примеру, если за последний месяц мы произвели в два раза больше единиц продукции, следовательно, возрастут и расходы на ее транспортировку. Также увеличится заработная плата рабочих-сдельщиков.

В расчете маржинальной прибыли участвуют переменные затраты. Формула расчета выглядит так:

​ \( V \) ​ – объем реализации,

​ \( З_ <перем.>\) ​ – переменные расходы.

Таким образом, маржинальная прибыль рассчитывается не в целях получения каких-то процентных соотношений, а исключительно для прогнозирования размера суммы чистой прибыли.

Маржа и выручка: дополнительная информация

А что если все еще иногда возникает путаница с понятиями, и вы задаете себе вопрос: «маржа» и «выручка» – в чем разница? Вот небольшая шпаргалка:

Какая необходимость расчета этих коэффициентов

Маржа и чистая прибыль в чем разница. Смотреть фото Маржа и чистая прибыль в чем разница. Смотреть картинку Маржа и чистая прибыль в чем разница. Картинка про Маржа и чистая прибыль в чем разница. Фото Маржа и чистая прибыль в чем разница

Конечно, главная цель любого бизнеса – увеличить доходы. Сделать это можно двумя способами:

На что лучше ориентироваться – маржу или прибыль

Эти величины зависят друг от друга, поэтому ориентироваться нужно на оба показателя. С помощью маржи вы можете спрогнозировать прибыль – это мы уже знаем. А если отталкиваться от прибыли, то можно увеличить размер маржи. «Как?» – спросите вы. Все тот же способ – оптимизация затрат. Оптимизация в данном случае не обязательно означает их сокращение, как думают многие. Возможно также перераспределение прямых и косвенных, постоянных и переменных затрат.

Вот пример. По итогам года производственное предприятие получило убыток. Это произошло по двум причинам:

Вспомним ориентировочную величину валовой маржи, необходимую для получения прибыли. Для производства этот показатель составляет 25-30%. Мы будем ориентироваться на самое нижнее значение – 25%. Для этого возьмем данные за прошедший год, оказавшийся убыточным, и посмотрим, как нужно скорректировать объем продаж и себестоимость:

Для увеличения маржи до 25% нам необходимо увеличить доходы на 10%, и сократить затраты примерно на 5%. И новые значения будут такие:

Какими способами мы будем изменять эти показатели – это уже другой вопрос. К примеру, увеличить цены, искать новых покупателей, а также отказаться от части занимаемых помещений. Эти задачи следует поставить перед руководителями соответствующих подразделений.

Пример расчета маржи и прибыли. Наглядное различие

По данным управленческого учета и бухгалтерского баланса рассчитаем и сравним показатели:

Маржа и чистая прибыль в чем разница. Смотреть фото Маржа и чистая прибыль в чем разница. Смотреть картинку Маржа и чистая прибыль в чем разница. Картинка про Маржа и чистая прибыль в чем разница. Фото Маржа и чистая прибыль в чем разница

Из строки 2210 выбираем переменные расходы:

Наименование статьи затратI полугодие 2019 г., тыс. руб.I полугодие 2020 г., тыс. руб.
Страхование имущества556712
Погрузочно-разгрузочные работы366451
Профилактические медицинские осмотры2128
Ремонт и обслуживание автомобилей11631073
Ремонт и обслуживание оборудования371279
Услуги связи411501
Услуги по доставке10201148
Хранение товара689761
Прочие расходы1190911392
ИТОГО:1650616345

​ \( ВМ(2019) \) ​=64347/257389*100%=25%

​ \( МП(2019) \) ​=257389-16506=240883 тыс. руб.

​ \( МП(2020) \) ​=315514-16345=299169 тыс. руб.

И оформим результаты в таблице, где одинаковыми цветами выделены показатели, наиболее значительно зависящие друг от друга:

ПоказательI полугодие 2019 г., тыс.руб.I полугодие 2020 г., тыс.руб.Коэффициент прироста (К)
ВМ25%32%1,28
ВП643471015831,58
ПП20782523552,52
МП2408832991691,24
ЧП15743434562,76
PM6%14%2,33

Как видите, все показатели содержат самую различную информацию. Например, валовая маржа увеличилась в 1,28 раза, а валовая прибыль – в 1,58. Чистая и маржинальная прибыль выросли за счет увеличения выручки, а также оптимизации расходов. Из отчета о финансовых результатах наглядно видно, что затраты возросли совсем незначительно, а доля переменных расходов и вовсе сократилась. Это значит, что компания предприняла такие шаги, как:

Наглядная разница между маржой и прибылью в том, что прибыль изменяется вслед за маржой, но при этом коэффициент изменения прибыли всегда превышает аналогичный показатель для маржи.

Заключение

Мы разобрали основные отличия маржи от прибыли, которые заключаются в разных темпах роста и единицах измерения. Тем не менее, все приведенные в статье показатели зависят друг от друга и необходимы для полного финансового анализа деятельности компании.

Так, например, разница между валовой прибылью и маржой в том, что первый показатель исчисляется в денежных единицах, а второй – в процентах. Прибыль – это просто разница, которая отражается в бухгалтерском и управленческом учете. Маржа – это отношение валовой прибыли к выручке, используется только во внутреннем управленческом учете предприятия.

Как видите, самостоятельно посчитать маржу по данным финансовой отчетности совсем несложно. Этот анализ необходим руководителям подразделений, учредителям, инвесторам и контрагентам для оценки эффективности работы фирмы и предполагаемого размера дивидендов.

Источник

Что такое маржа и как ее рассчитать

Маржа, маржинальность и наценка — в чем различие и как использовать эти показатели в реальном бизнесе

Маржа и чистая прибыль в чем разница. Смотреть фото Маржа и чистая прибыль в чем разница. Смотреть картинку Маржа и чистая прибыль в чем разница. Картинка про Маржа и чистая прибыль в чем разница. Фото Маржа и чистая прибыль в чем разница

Лариса Баневич

Маржинальность помогает увидеть, насколько эффективно работает система продаж в компании. В статье разбираем разницу между маржинальностью, маржой и наценкой и показываем, как применять эти показатели не в учебнике по экономике, а в реальном бизнесе.

Говорим только о марже в бизнесе

Термин маржа применяется не только в бизнесе, но еще на фондовой бирже и в банковском деле. И везде это разное.

В торговле на бирже маржа — это заем при покупке актива, в банковском деле — один из показателей надежности банка. В этой статье мы будем говорить только о марже в бизнесе.

Что такое маржа и маржинальность

В обиходе маржу часто путают с маржинальностью и наценкой.

Маржа. Экономисты называют ее маржинальным доходом. Она показывает, сколько компания получила денег после продажи товара или услуги. Для простоты в статье маржой мы будем называть именно маржинальный доход. Он считается в рублях.

Маржа = Выручка − Переменные расходы

Выручка — сумма, на которую компания отгрузила клиенту товар или оказала услугу.

Если магазин за день продал только смартфон за 10 000 ₽, то дневная выручка и будет 10 000 ₽.

Переменные расходы — все расходы, которые напрямую связаны с выручкой. Они зависят от объема этой выручки: чем больше расходов, тем больше выручка.

Чаще всего к переменным расходам относят: закупочную цену, процент продавцу с выручки, стоимость упаковки, стоимость доставки. Но могут быть и другие варианты. Все зависит от структуры и особенностей бизнеса.

Цветочный магазин с доставкой. Продавцы в магазине работают на окладе. В переменные расходы нужно включить:

— себестоимость цветов;
— упаковку букета;
— стоимость доставки букета клиенту.

Аренду помещения магазина и зарплату продавца включать не нужно — они не зависят от объема продаж. Формула маржи в этом случае выглядит так:

Маржа = Стоимость букета − (Себестоимость букета + Упаковка букета + Доставка)

Теперь пример из другой сферы.

Бизнес оказывает консультационные услуги онлайн. Консультант получает оклад в месяц. Единственные переменные расходы здесь — комиссия платежной системы. Других нет. Тогда формула выглядит так:

Маржа = Стоимость консультации − Размер комиссии платежной системы в рублях

Самое сложное при расчете маржи — определить, какие именно расходы относятся к переменным и влияют на продажу, а значит, на объем выручки. Часто предприниматели для определения структуры расходов пользуются помощью финансовых консультантов.

Маржу считают в рублях. Давайте на примере.

В январе выручка компании — 100 000 ₽.
Переменные расходы — 53 000 ₽.
Маржа в январе: 100 000 − 53 000 = 47 000 ₽.

В феврале выручка выросла до 140 000 ₽.
Переменные расходы увеличились до 84 000 ₽.
Маржа в феврале: 140 000 − 84 000 = 56 000 ₽

Маржа за февраль больше маржи за январь на 9000 ₽.

Складывается впечатление, что компания в феврале отработала лучше, чем в январе: маржа больше. Но здесь кроется ловушка, потому что эти абсолютные цифры не показывают эффективности работы компании. Чтобы правильно сравнить два месяца, надо считать не маржу, а маржинальность.

Маржинальность. Это отношение маржи к выручке. Она показывает, насколько эффективно компания продает товар или услугу: какая доля маржи в 1 рубле выручки.

Маржинальность = Маржа / Выручка × 100%

Маржинальность считается в процентах, и ее тоже часто ошибочно называют маржой. Так делать не надо.

Теперь вернемся к компании, где высчитывали маржу в январе и феврале.

Чтобы сравнить январь и февраль по эффективности, посчитаем маржинальность для каждого месяца. Напомним, что маржа за январь получилась 47 000 ₽, а за февраль — 56 000 ₽.

Маржинальность за январь: 47 000 / 100 000 × 100% = 47%.
Маржинальность за февраль: 56 000 / 140 000 × 100% = 40%.

Мы видим: маржа больше на 9000 ₽ в феврале, но вот маржинальность выше в январе.

Если бы уровень эффективности в феврале остался на уровне января, то компания заработала бы больше: маржа бы составила не 56 000 ₽, а 65 800 ₽.

По абсолютным цифрам можно подумать, что компания работает хорошо. Это будет ошибкой. А вот маржинальность сразу показывает эффективность бизнеса в разные месяцы.

Иногда маржинальность может быть отрицательной.

ИП вяжет свитера и варежки. Поступил заказ на 10 000 ₽. ИП закупила пряжи на 9000 ₽. Во время вязания ошиблась в схеме, чего пришлось докупать пряжу еще на 3000 ₽.

Маржа: 10 000 − 9000 − 3000 = −2000 ₽.
Маржинальность: −2000 / 10 000 × 100% = −20%.

Получается, на данном заказе ИП потеряла 20% от выручки.

Еще иногда маржу и маржинальность путают с наценкой. Посмотрим, в чем тут различие.

Отличие маржинальности от наценки

Маржинальность показывает, сколько дохода компании приносит каждый рубль выручки. А наценка — это коэффициент надбавки. Он показывает, сколько маржинального дохода принес каждый рубль, вложенный в закупку товара.

Наценка % = Маржа / Переменные расходы × 100%

Маржинальность не может быть больше 100%, наценка может быть какой угодно.

Закупили товар на 100 ₽, продали на 1000 ₽.

Кажется, что маржа, маржинальность и наценка — это понятия из учебника по экономике. На самом деле их полезно применять в бизнесе.

Для чего нужен расчет маржинальности

Маржа, маржинальность и наценка важны при ведении бизнеса. Но маржинальность — самый наглядный показатель из трех. Ее лучше наблюдать в динамике и следить за ней не реже раза в месяц.

Показатель маржинальности, в отличие от маржи и наценки, помогает делать выводы об эффективности продажи услуг или товаров.

Маржинальность растет → бизнес хорошо развивается, система продаж налажена и работает эффективно.

Маржинальность в рамках запланированной → процессы работают в штатном порядке.

Маржинальность снижается от месяца к месяцу → тревожный сигнал для руководителя. Значит, нужно разбираться в процессах, выяснять, где бизнес теряет деньги.

Например, в структуру переменных расходов входят:

При негативной динамике маржинальности понятно, что нужно срочно разбираться, где сбой:

Знать маржинальность важно и до старта бизнеса, когда вы только определяетесь, что будете продавать. Чтобы узнать среднюю маржинальность, можно почитать форумы и пообщаться с другими компаниями. Так как средняя маржинальность, скажем, в Москве может сильно отличаться от маржинальности в Махачкале.

Конечно, ориентироваться только на маржинальность на старте недостаточно — надо составить полную финмодель бизнеса.

Маржинальность используют при подсчете точки безубыточности. Она помогает определить, сколько выручки нужно компании, чтобы покрыть все постоянные расходы и выйти в ноль. Важно учитывать уровень точки безубыточности, когда планируете продажи. Лучше, чтобы бизнес проходил точку безубыточности в 10—13-х числах месяца, плохо — если к 25-му числу и позже.

Компания определяет план продаж на февраль.

Средняя маржинальность для компании — 25%.
Постоянные расходы (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т. д.) — 280 000 ₽.

Определяем, какая сумма выручки в месяц позволит компании покрыть расходы и выйти в прибыль:

ТБУ = Постоянные расходы / Маржинальность × 100%

ТБУ для этой компании: 280 000 / 25% × 100% = 1 120 000 ₽.

То есть в месяц нужно продать товара не меньше чем на 1 120 000 ₽, только чтобы окупить постоянные расходы.

Как рассчитать и контролировать маржинальность

Теоретически маржинальность посчитать легко, достаточно двух математических операций и листка бумаги. На практике бизнес использует расчеты в Excel и Google Таблицах, шаблоны в «1С», «ПланФакт», «ФинТабло», «Финолог» и других сервисах. Чтобы учесть много разных переменных, проще занести все данные в программу, которая автоматически выведет результат.

Маржинальность — часть ежеквартальных и годовых отчетов о прибылях и убытках. Они помогают следить за состоянием дел в бизнесе. Правда, нужно уметь правильно считывать данные, а не просто их собирать. О самом отчете мы расскажем в отдельной статье.

Маржинальность нужно смотреть в динамике: например, отслеживать ежемесячно. Изменение в динамике за год помогает увидеть динамику развития бизнеса. Если маржинальность становится ниже среднего уровня маржинальности и никто это не замечает, бизнес может уйти в минус.

Маржинальность и ее изменение сообщают собственнику и руководителю о развитии бизнеса: эффективно ли построены процессы либо, наоборот, в бизнесе нужно менять и принимать управленческие решения. Но не в общем, а именно в тех процессах, которые непосредственно влияют на продажу.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Сейчас читают

Как подготовить и провести презентацию

Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.

Как заработать на елках на Новый год

Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок

Какие нужны документы на помещение для открытия кафе

Собрали список документов и подробную инструкцию, как получить каждый из них

Рассылка для бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

Маржа и чистая прибыль в чем разница. Смотреть фото Маржа и чистая прибыль в чем разница. Смотреть картинку Маржа и чистая прибыль в чем разница. Картинка про Маржа и чистая прибыль в чем разница. Фото Маржа и чистая прибыль в чем разница

Маржа и чистая прибыль в чем разница. Смотреть фото Маржа и чистая прибыль в чем разница. Смотреть картинку Маржа и чистая прибыль в чем разница. Картинка про Маржа и чистая прибыль в чем разница. Фото Маржа и чистая прибыль в чем разница

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *