Маржинальная экономика что такое

Что такое маржа и как ее рассчитать

Маржа, маржинальность и наценка — в чем различие и как использовать эти показатели в реальном бизнесе

Маржинальная экономика что такое. Смотреть фото Маржинальная экономика что такое. Смотреть картинку Маржинальная экономика что такое. Картинка про Маржинальная экономика что такое. Фото Маржинальная экономика что такое

Лариса Баневич

Маржинальность помогает увидеть, насколько эффективно работает система продаж в компании. В статье разбираем разницу между маржинальностью, маржой и наценкой и показываем, как применять эти показатели не в учебнике по экономике, а в реальном бизнесе.

Говорим только о марже в бизнесе

Термин маржа применяется не только в бизнесе, но еще на фондовой бирже и в банковском деле. И везде это разное.

В торговле на бирже маржа — это заем при покупке актива, в банковском деле — один из показателей надежности банка. В этой статье мы будем говорить только о марже в бизнесе.

Что такое маржа и маржинальность

В обиходе маржу часто путают с маржинальностью и наценкой.

Маржа. Экономисты называют ее маржинальным доходом. Она показывает, сколько компания получила денег после продажи товара или услуги. Для простоты в статье маржой мы будем называть именно маржинальный доход. Он считается в рублях.

Маржа = Выручка − Переменные расходы

Выручка — сумма, на которую компания отгрузила клиенту товар или оказала услугу.

Если магазин за день продал только смартфон за 10 000 ₽, то дневная выручка и будет 10 000 ₽.

Переменные расходы — все расходы, которые напрямую связаны с выручкой. Они зависят от объема этой выручки: чем больше расходов, тем больше выручка.

Чаще всего к переменным расходам относят: закупочную цену, процент продавцу с выручки, стоимость упаковки, стоимость доставки. Но могут быть и другие варианты. Все зависит от структуры и особенностей бизнеса.

Цветочный магазин с доставкой. Продавцы в магазине работают на окладе. В переменные расходы нужно включить:

— себестоимость цветов;
— упаковку букета;
— стоимость доставки букета клиенту.

Аренду помещения магазина и зарплату продавца включать не нужно — они не зависят от объема продаж. Формула маржи в этом случае выглядит так:

Маржа = Стоимость букета − (Себестоимость букета + Упаковка букета + Доставка)

Теперь пример из другой сферы.

Бизнес оказывает консультационные услуги онлайн. Консультант получает оклад в месяц. Единственные переменные расходы здесь — комиссия платежной системы. Других нет. Тогда формула выглядит так:

Маржа = Стоимость консультации − Размер комиссии платежной системы в рублях

Самое сложное при расчете маржи — определить, какие именно расходы относятся к переменным и влияют на продажу, а значит, на объем выручки. Часто предприниматели для определения структуры расходов пользуются помощью финансовых консультантов.

Маржу считают в рублях. Давайте на примере.

В январе выручка компании — 100 000 ₽.
Переменные расходы — 53 000 ₽.
Маржа в январе: 100 000 − 53 000 = 47 000 ₽.

В феврале выручка выросла до 140 000 ₽.
Переменные расходы увеличились до 84 000 ₽.
Маржа в феврале: 140 000 − 84 000 = 56 000 ₽

Маржа за февраль больше маржи за январь на 9000 ₽.

Складывается впечатление, что компания в феврале отработала лучше, чем в январе: маржа больше. Но здесь кроется ловушка, потому что эти абсолютные цифры не показывают эффективности работы компании. Чтобы правильно сравнить два месяца, надо считать не маржу, а маржинальность.

Маржинальность. Это отношение маржи к выручке. Она показывает, насколько эффективно компания продает товар или услугу: какая доля маржи в 1 рубле выручки.

Маржинальность = Маржа / Выручка × 100%

Маржинальность считается в процентах, и ее тоже часто ошибочно называют маржой. Так делать не надо.

Теперь вернемся к компании, где высчитывали маржу в январе и феврале.

Чтобы сравнить январь и февраль по эффективности, посчитаем маржинальность для каждого месяца. Напомним, что маржа за январь получилась 47 000 ₽, а за февраль — 56 000 ₽.

Маржинальность за январь: 47 000 / 100 000 × 100% = 47%.
Маржинальность за февраль: 56 000 / 140 000 × 100% = 40%.

Мы видим: маржа больше на 9000 ₽ в феврале, но вот маржинальность выше в январе.

Если бы уровень эффективности в феврале остался на уровне января, то компания заработала бы больше: маржа бы составила не 56 000 ₽, а 65 800 ₽.

По абсолютным цифрам можно подумать, что компания работает хорошо. Это будет ошибкой. А вот маржинальность сразу показывает эффективность бизнеса в разные месяцы.

Иногда маржинальность может быть отрицательной.

ИП вяжет свитера и варежки. Поступил заказ на 10 000 ₽. ИП закупила пряжи на 9000 ₽. Во время вязания ошиблась в схеме, чего пришлось докупать пряжу еще на 3000 ₽.

Маржа: 10 000 − 9000 − 3000 = −2000 ₽.
Маржинальность: −2000 / 10 000 × 100% = −20%.

Получается, на данном заказе ИП потеряла 20% от выручки.

Еще иногда маржу и маржинальность путают с наценкой. Посмотрим, в чем тут различие.

Отличие маржинальности от наценки

Маржинальность показывает, сколько дохода компании приносит каждый рубль выручки. А наценка — это коэффициент надбавки. Он показывает, сколько маржинального дохода принес каждый рубль, вложенный в закупку товара.

Наценка % = Маржа / Переменные расходы × 100%

Маржинальность не может быть больше 100%, наценка может быть какой угодно.

Закупили товар на 100 ₽, продали на 1000 ₽.

Кажется, что маржа, маржинальность и наценка — это понятия из учебника по экономике. На самом деле их полезно применять в бизнесе.

Для чего нужен расчет маржинальности

Маржа, маржинальность и наценка важны при ведении бизнеса. Но маржинальность — самый наглядный показатель из трех. Ее лучше наблюдать в динамике и следить за ней не реже раза в месяц.

Показатель маржинальности, в отличие от маржи и наценки, помогает делать выводы об эффективности продажи услуг или товаров.

Маржинальность растет → бизнес хорошо развивается, система продаж налажена и работает эффективно.

Маржинальность в рамках запланированной → процессы работают в штатном порядке.

Маржинальность снижается от месяца к месяцу → тревожный сигнал для руководителя. Значит, нужно разбираться в процессах, выяснять, где бизнес теряет деньги.

Например, в структуру переменных расходов входят:

При негативной динамике маржинальности понятно, что нужно срочно разбираться, где сбой:

Знать маржинальность важно и до старта бизнеса, когда вы только определяетесь, что будете продавать. Чтобы узнать среднюю маржинальность, можно почитать форумы и пообщаться с другими компаниями. Так как средняя маржинальность, скажем, в Москве может сильно отличаться от маржинальности в Махачкале.

Конечно, ориентироваться только на маржинальность на старте недостаточно — надо составить полную финмодель бизнеса.

Маржинальность используют при подсчете точки безубыточности. Она помогает определить, сколько выручки нужно компании, чтобы покрыть все постоянные расходы и выйти в ноль. Важно учитывать уровень точки безубыточности, когда планируете продажи. Лучше, чтобы бизнес проходил точку безубыточности в 10—13-х числах месяца, плохо — если к 25-му числу и позже.

Компания определяет план продаж на февраль.

Средняя маржинальность для компании — 25%.
Постоянные расходы (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т. д.) — 280 000 ₽.

Определяем, какая сумма выручки в месяц позволит компании покрыть расходы и выйти в прибыль:

ТБУ = Постоянные расходы / Маржинальность × 100%

ТБУ для этой компании: 280 000 / 25% × 100% = 1 120 000 ₽.

То есть в месяц нужно продать товара не меньше чем на 1 120 000 ₽, только чтобы окупить постоянные расходы.

Как рассчитать и контролировать маржинальность

Теоретически маржинальность посчитать легко, достаточно двух математических операций и листка бумаги. На практике бизнес использует расчеты в Excel и Google Таблицах, шаблоны в «1С», «ПланФакт», «ФинТабло», «Финолог» и других сервисах. Чтобы учесть много разных переменных, проще занести все данные в программу, которая автоматически выведет результат.

Маржинальность — часть ежеквартальных и годовых отчетов о прибылях и убытках. Они помогают следить за состоянием дел в бизнесе. Правда, нужно уметь правильно считывать данные, а не просто их собирать. О самом отчете мы расскажем в отдельной статье.

Маржинальность нужно смотреть в динамике: например, отслеживать ежемесячно. Изменение в динамике за год помогает увидеть динамику развития бизнеса. Если маржинальность становится ниже среднего уровня маржинальности и никто это не замечает, бизнес может уйти в минус.

Маржинальность и ее изменение сообщают собственнику и руководителю о развитии бизнеса: эффективно ли построены процессы либо, наоборот, в бизнесе нужно менять и принимать управленческие решения. Но не в общем, а именно в тех процессах, которые непосредственно влияют на продажу.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Сейчас читают

Как подготовить и провести презентацию

Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.

Как заработать на елках на Новый год

Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок

Какие нужны документы на помещение для открытия кафе

Собрали список документов и подробную инструкцию, как получить каждый из них

Рассылка для бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

Маржинальная экономика что такое. Смотреть фото Маржинальная экономика что такое. Смотреть картинку Маржинальная экономика что такое. Картинка про Маржинальная экономика что такое. Фото Маржинальная экономика что такое

Маржинальная экономика что такое. Смотреть фото Маржинальная экономика что такое. Смотреть картинку Маржинальная экономика что такое. Картинка про Маржинальная экономика что такое. Фото Маржинальная экономика что такое

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Источник

Что такое маржинальность простыми словами: в чём измеряется

Итак, маржинальность или же маржа, говоря простыми словами – это показатель разницы между себестоимости товара и его рыночной цены. Себестоимость – это основные затраты на производство данной продукции: оплата труда, различных коммуникаций (электричество, расходные материалы), плата за аренду помещения для самого производства и прочие обязательные платежи, в том числе налоговые отчисления.

Маржинальная экономика что такое. Смотреть фото Маржинальная экономика что такое. Смотреть картинку Маржинальная экономика что такое. Картинка про Маржинальная экономика что такое. Фото Маржинальная экономика что такое

Нельзя сказать, что разница между этими двумя показателями будет постоянно одинаковая. Маржинальность зависит не только от роста или снижения инфляции или утверждения новых законодательств о продаже и сбыте товаров и услуг, но и от самой фирмы. Каждая компания, сугубо индивидуально делает, так сказать, наценку на свой товар. По результатам наценки, и, соответственно конечной цены на товар и рождается конкуренция, что влечёт за собой различные маркетинговые и рекламные ходы со стороны каждой компании.

Маржинальность и рентабельность: чем отличаются

Часто люди не понимают, чем отличаются маржинальность и рентабельностью. Но путать эти понятия никак нельзя, так как различие есть, и причём весомое. Дело в том, что при расчёте рентабельности требуется такой показатель, как издержки производства.

Издержками называют затраты на производство продукции. А маржинальность – это сама наценка на товар. А показатель рентабельности – процентная доля прибыли от продажи данного товара.

Маржинальная экономика что такое. Смотреть фото Маржинальная экономика что такое. Смотреть картинку Маржинальная экономика что такое. Картинка про Маржинальная экономика что такое. Фото Маржинальная экономика что такое

Что такое маржинальность валовой прибыли

Маржинальность валовой прибыли, или, как привыкли говорить экономисты, валовая маржа – это показатель разницы между прибылью от продажи продукции и переменными затратами компании – это те затраты, зависящие от объёма производства. Конечно, счетчик Яндекс Метрики не вычислит этот показатель для Вашего предприятия. Но, по крайней мере, с помощью этого сервиса можно сделать очень эффективный анализ работы производства в целом.

Самый простой способ вычисления валовой прибыли – рассчитывать её с одного рубля выручки. Таким образом, если коэффициент валовой маржи будет, к примеру, 10%, значит, с одного рубля выручки компания получит 10 копеек прибыли. И далее это всё умножается на реальную сумму от выручки.

Маржинальная экономика что такое. Смотреть фото Маржинальная экономика что такое. Смотреть картинку Маржинальная экономика что такое. Картинка про Маржинальная экономика что такое. Фото Маржинальная экономика что такое

Но не стоит так сильно полагаться на данный показатель. Конечно, расчёт валовой маржинальности очень важен для предприятия и даёт оценку многих, немаловажным показателям работы, но оценить общее финансовое положение с помощью него, с точностью нельзя.

В чем измеряется маржинальность

Как и многие показатели в экономике маржинальность, по итогам результатов расчёта будет иметь процентный вид. Поэтому, для расчёта маржинальности от заказа продвижения сайта в Яндексе, цена услуги будет сравниваться с себестоимостью, путём вычитания и всё это будет умножено на 100, чтобы перевести проценты.

Таким образом, если такая услуга стоит, к примеру 30 т.р. а себестоимость будет 7 т.р., исходя из отчислений специалистам, которые будут оказывать данную услугу, затрат на электроэнергию, так как логично, что делать они это будут на ПК и плату за аренду помещения, в котором находится агентство или сам специалист.

Маржинальная экономика что такое. Смотреть фото Маржинальная экономика что такое. Смотреть картинку Маржинальная экономика что такое. Картинка про Маржинальная экономика что такое. Фото Маржинальная экономика что такое

Маржинальность и прибыль: в чем разница

Чтобы понять, в чём разница между маржинальностью и прибылью, сначала нужно знать, что такое прибыль. Опытный таргетолог или специалист, имеющий дело с экономикой и финансовой стороной предприятия прекрасно знает, что прибыль – это не выручка, как многие привыкли думать.

Прибыль – это разница между общими доходами предприятия, в которую входит выручка от продажи готовой продукции, так же доходы от процентов по вкладам, акциям и т.д. или плата за размещение рекламы на сайте компании. Понятно, что это разница должна быть в положительной стороне, относительно компании.

А маржинальность, как мы уж говорили, это как раз и разница между этой самой прибылью и затратами на производство. Но здесь будет считаться уже прибыль конкретно от какого-либо процесса – это либо выручка с продаж или оказания услуги, либо какой-либо другой процедуры, которой занимается данное производство.

Маржинальная экономика что такое. Смотреть фото Маржинальная экономика что такое. Смотреть картинку Маржинальная экономика что такое. Картинка про Маржинальная экономика что такое. Фото Маржинальная экономика что такое

Думаю, теперь Вы, в общих чертах, ознакомились с таким, хоть и не новым, но очень важным и распространённым среди экономистов и финансистов понятием маржинальность, поняли, как её рассчитывать и самое важное – для чего нужно это делать.

Источник

Анализ маржинальности: какие направления и товары приносят больше денег

Автор: Екатерина Жуленева, финансовый директор компании Нескучные Финансы

Давайте представим, что кондитер Вася Ягодкин каждый месяц продает сто тортов с малиной и сто со смородиной. Малиновые приносят ему 50 000 рублей, а смородиновые — всего 30 000 рублей. Кажется, что выгоднее забить на смородину и продавать только малиновые тортики. Идея норм, но сначала стоит кое-что посчитать.

Прежде чем избавляться от смородиновых тортиков, считаем, сколько денег у Ягодкина уходит на производство, и видим: на малиновые уходит 40 000 рублей, а на смородиновые — 10 000 рублей. Теперь нам нужно посмотреть, сколько денег остается после вычета расходов на производство, у Васи такой расклад:

малиновые торты — 10 000 рублей;

смородиновые — 20 000 рублей.

И посчитаем то же самое в процентах:

Хоть малиновые тортики приносят больше выручки, печь их дороже, и в итоге денег с них остается гораздо меньше, чем после продажи смородиновых. Получается, забить на смородиновые торты и продавать только малиновые — такая себе идея.

То, что мы посчитали в рублях, по-финансовому называется маржинальной прибылью — это разница между выручкой и переменными расходами, а в процентах — маржинальностью. Маржинальность показывает, какой товар выгоднее производить и продавать (в нашем примере — смородиновые тортики), какое направление бизнеса пора закрыть и куда вложить деньги, чтобы их стало больше.

В этой статье научим считать маржинальную прибыль, на ее основе рассчитывать маржинальность и анализировать всё это.

Что такое маржинальная прибыль и как ее посчитать

Маржинальная прибыль показывает, сколько денег остается у компании после расходов на производство, например:

если кондитер печет тортики, его маржинальная прибыль покажет, сколько денег останется после покупки ингредиентов для торта, оплаты своей работы и расходов на коммунальные платежи именно для этого тортика, например, электроэнергии для работы духовки;

если компания строит бани, ее маржинальная прибыль покажет, сколько денег остается после оплаты труда строителей, закупки дерева, печей для бань и прочего;

если парикмахер окрашивает волосы, его маржинальная прибыль покажет, сколько денег остается после покупки краски, перчаток, воротничка для окрашивания, оплаты работы и воды.

Считают маржинальную прибыль по простой формуле:

выручка − переменные расходы

Переменные расходы — это те, что напрямую зависят от выручки: если меняется количество заказов, пропорционально меняются и переменные расходы. Например, если в кондитерской заказывают малиновый торт, покупается мука, сахар, малина и прочее, оплачивается электроэнергия для печи и работа кондитера на сдельной оплате, а если торт не заказывают, то не покупается и не оплачивается — это и есть переменные расходы.

Давайте еще раз посчитаем на другом примере. Допустим, парикмахер делает сложное окрашивание и для это покупает два вида краски, перчатки, воротник и маску для волос, а еще тратится на воду и свет — всё на 2000 рублей. Клиентка за окрашивание платит 7500 рублей, тогда:

маржинальная прибыль парикмахера = 7500 − 2000

Сама по себе маржинальная прибыль мало что нам говорит: ну остается у парикмахера после расходов на краску 5500 рублей, ну хорошо, прекрасно, замечательно. Да. Но настоящая сила этого показателя — в сравнении, то есть анализе.

В чем разница между маржинальной прибылью, маржинальностью и маржой

Прежде чем переходить к анализу, нужно разобраться с терминами.

В теме маржинальности есть два показателя: маржинальная прибыль и маржинальность, но еще есть маржа, рентабельность по марже и коэффициент маржинальной прибыли и коэффициент маржи — всё это специально придумали, чтобы запутать предпринимателей. Сейчас распутаемся.

Показатель

Как считается

Пример расчета

Маржинальная прибыль — это выручка за минусом переменных расходов. Показывает, сколько денег остается у компании после покупки всех нужных штук для выполнения заказа.

Выручка – переменные расходы

Переменные расходы — 40 000 ₽

60 000 – 40 000 = 20 000 ₽

Маржинальность — маржинальная прибыль в процентах. Показывает отношение маржинальной прибыли к выручке за определенный период. Чтобы рассчитать маржинальность, нужно знать маржинальную прибыль.

Маржинальная прибыль / выручку * 100%

Маржинальная прибыль — 20 000 ₽

20 000 / 60 000 * 100% = 33,3%

Маржа — сокращенное название маржинальной прибыли. То есть, абсолютно то же самое.

Маржинальность — это тоже самое, что маржинальная прибыль, но в процентах. И если маржинальная прибыль показывает, сколько рублей выручки остается у предпринимателя после оплаты расходов на производство товара, то маржинальность показывает, какой процент выручки остается.

Рентабельность по маржинальной прибыли, рентабельность по марже, коэффициент маржинальной прибыли, коэффициент маржи – альтернативные названия маржинальности. Просто другие словечки, которые обозначают всё ту же маржинальность

Фишка тут вот, в чем: маржинальная прибыль может быть одинаковой у разных по выгодности направлений.

Вид торта

Выручка

Маржинальная прибыль

Маржинальность

Например, и малиновые, и смородинные торты приносят по 20 000 рублей маржинальной прибыли. Но, чтобы получить 20 000 рублей с малиновых тортов, кондитеру нужно продать их на 50 000 рублей, а смородиновых — всего на 30 000 рублей. Вот эту разницу и показывает маржинальность.

Распутались. В итоге у нас осталось два показателя: маржинальная прибыль и маржинальность. Их и будем анализировать.

Способ 1. Анализ маржинальной прибыли: проверяем, не убыточный ли бизнес

Чтобы рассчитать маржинальную прибыль, берут всю выручку компании и отнимают все переменные расходы:

Маржинальная экономика что такое. Смотреть фото Маржинальная экономика что такое. Смотреть картинку Маржинальная экономика что такое. Картинка про Маржинальная экономика что такое. Фото Маржинальная экономика что такое

С маржинальной прибылью такая история: тут нет единой нормы для всех компаний. Нужно смотреть динамику и оценивать: растет ли маржинальная прибыль от месяца к месяцу, остается на одном уровне или падает?

Маржинальная экономика что такое. Смотреть фото Маржинальная экономика что такое. Смотреть картинку Маржинальная экономика что такое. Картинка про Маржинальная экономика что такое. Фото Маржинальная экономика что такое

В апреле и мае маржинальная прибыль упала, значит, нужно искать проблему в высоких переменных расходах или низкой цене.

Хорошо, если маржинальная прибыль растет от месяца к месяцу, а если падает, нужно искать проблему:

в слишком высоких переменных расходах. Возможно, в январе всё было ок, а в марте поставщики подняли цены, и теперь компании не выгодно с ними работать;

в низкой цене. Из-за низкой цены на товар у компании тоже может падать маржинальная прибыль. Например, в январе продавали по обычной цене, а в марте устроили акцию и дали большую скидку: расходы не изменились, но снизилась цена и маржинальная прибыль упала;

одновременно в высоких расходах и низкой цене. А, может быть и так, что расходы выросли, компания стала получать меньше денег и решила устроить распродажу, чтобы увеличить объем продаж. В итоге, скидка и высокие расходы сожрали почти всю маржинальную прибыль.

Как определитесь с проблемой, сможете подобрать решение: сменить поставщика, повысить цены или сделать и то, и другое.

А, чтобы по маржинальной прибыли понять, не убыточна ли компания, её сравнивают с постоянными расходами — это те, что не зависят от количества продаж и объема производства, например, зарплаты, аренда офиса, реклама.

Маржинальная экономика что такое. Смотреть фото Маржинальная экономика что такое. Смотреть картинку Маржинальная экономика что такое. Картинка про Маржинальная экономика что такое. Фото Маржинальная экономика что такое

Чтобы понять, не убыточна ли компания, от маржинальной прибыли отнимают постоянные расходы и анализируют результат.

Тут возможны три варианта:

Вариант

Что значит

Что делать

Маржинальная прибыль равна постоянным расходам ⚖️

Компания работает в ноль

Резать постоянные расходы или повышать маржинальную прибыль

Маржинальная прибыль ниже постоянных расходов ⬇️

Компания работает в убыток (вангуем, у нее есть кредиты)

Резать постоянные расходы или повышать маржинальную прибыль

Маржинальная прибыль больше постоянных расходов ⬆️

Всё хорошо, вы восхитительны, а компания получает прибыль

Кроме этого, маржинальную прибыль используют в расчетах маржинальности.

Способ 2. Анализ маржинальности: ищем самое выгодное направление

Чтобы узнать, какое направление выгоднее, считают маржинальность каждого по отдельности, а затем сравнивают показатели друг с другом.

Допустим, у кондитера Ягодкина есть три точки, в которых он продает десерты: Альфа, Бета и Гамма. Выручка в точках отличается:

Альфа приносит 580 000 рублей в месяц;

Бетта — 760 000 рублей;

Гамма — 780 000 рублей.

Гамма выглядит лучше всех, но мы уже знаем, что нельзя смотреть только на выручку, поэтому посчитаем маржинальность по каждой точке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *