Маржинальная торговля что это такое простыми
Что такое маржинальная торговля на бирже, и как она работает
Любой, кто интересуется сферой биржевых инвестиций встречал упоминания понятия маржинальная торговля. Но что это такое, и для чего нужен этот инструмент? Разбираем в нашем новом материале.
Примечание: любая инвестиционная деятельность на бирже связана с определенным риском, и при торговле можно потерять средства – это нужно учитывать. Мы не призываем использовать возможность маржинальной торговли, а рассказываем об этом инструменте. Кроме того, для осуществления инвестиций вам понадобится брокерский счет, открыть его можно онлайн. Вы можете изучить торговый софт и потренироваться в совершении операций с помощью тестового доступа с виртуальными деньгами.
Когда используется маржинальное кредитование
Начать инвестировать на бирже сегодня очень легко – брокерский счет открывается онлайн, для покупки многих акций, производных инструментов или валюты не нужно значительных сумм денег. Но и получить значительную прибыль при минимальных вложениях трудно.
Если вы купите за тысячу рублей одну акцию, которая затем вырастет в цене на 50%, вы получите 500 рублей дохода. В процентном соотношении все это выглядит неплохо, но в реальности денег будет совсем немного.
Для обхода этой ситуации с небольшим объемом начальных активов используется так называемое маржинальное кредитование. Его суть в том, что инвестор получает от брокера, по сути, кредит на совершение инвестиций. При этом клиент должен оставить залог для обеспечения кредита – это могут быть акции, валюта и другие активы.
В итоге трейдеры могут совершать операции с акциями, валютой, производных инструментов (фьючерсы и т.п.), физически не обладая ими или не внося на счет полную сумму нужных для покупки денег.
Как это работает
Основное понятие при маржинальной торговле – это кредитное плечо, то есть соотношение собственных средств к заемным.
Как это работает проще показать на примере:.
Представьте, что вы купили 10 бумаг компании Лукойл на свои деньги. Гипотетические расчеты по сделке могут выглядеть так:
С этой прибыли нужно заплатить брокеру за предоставление кредитного плеча. Кредитом вы пользовались пять дней по ставке 13% годовых – эту часть нужно будет вычесть из итоговой суммы.
Итог: вы заработали больше пяти тысяч рублей. Вместо 1,1 тыс. руб.
Брокерские компании самостоятельно определяют правила маржинального кредитования клиентов. В ITI Capital по умолчанию возможность торговли с плечом доступна всем клиентам, у которых на счету есть деньги или ценные бумаги из списка ликвидных ценных бумаг.
Топ-10 списка ликвидных ценных бумаг на конец сентября 2019 г.
За использование заемных средств при совершении операций «внутри дня» плата не взимается, она берется при переносе позиций между двумя торговыми сессиями в разные дни.
На величину и ставку по маржинальным займам влияет целый набор риск-параметров – они меняются и рассчитываются на основе текущей рыночной ситуации, волатильности и т.п. Один из важных факторов из этого набора – уровень риска клиента. Клиенты делятся по этому показателю на несколько групп:
Логика довольно проста – чем больше ресурсов можно взять в долг у брокера, тем больше будет заработок в случае удачного развития событий на рынке.
Если что-то пошло не так: маржин-колл
Понятно, что инвестиции с привлечением заемных средств – это само по себе довольно рискованное занятие. Поэтому необходимо понимать, и что происходит в случае неудачного развития событий на рынке.
В том случае если цена акций или другого инструмента, купленного с привлечением маржинального займа, идет не в том направлении, что ожидал инвестор, или при падении стоимости других инструментов из его портфеля, баланс счета может снижаться слишком сильно. Тогда брокер отправляет клиенту так называемый маржин-колл.
Маржин-колл — это предупреждение со стороны брокера о том, что средств клиента больше не хватает на то, чтобы открывать новые позиции и обеспечивать текущие. При получении такого оповещения, инвестор должен дополнительно внести средства на счет, чтобы восстановить возможность обеспечения своих сделок.
Если клиент уверен, что в скором времени рыночная ситуация изменится, то какое-то время он может игнорировать маржин-колл. Однако в том случае, если этого не произойдет, и активы продолжат терять в стоимости, брокер автоматически закроет позиции – то есть продаст акции, валюту и т.п. по текущей рыночной цене. Это позволит брокеру полностью вернуть выданный инвестору займ.
Оптимизация маржинальной торговли
При использовании маржинального кредитования трейдеры сталкиваются с различными ограничениями. Одно из основных – разделение ресурсов по разным рынкам. К примеру, на Московской бирже есть фондовый, срочный, валютный рынки. И для использования маржинальных займов раньше инвестору нужно было иметь ресурсы для обеспечения сделок на каждом из этих рынков – это физически не очень удобно, плюс увеличивает затраты на обеспечение позиций.
В нашей торговой системе под названием MATRIx клиентам доступен сервис единой денежной позиции (ЕДП). Благодаря ему ограничения разных рынков можно обойти. В рамках сервиса ЕДП инвесторы получают общий счет, который объединяет:
Это открывает инвесторам возможности использования общего риск-менеджмента (функция доступна в торговом терминале SMARTx), построения сложных арбитражных стратегий, наконец, суммы гарантийного обеспечения операций оказываются ниже, чем при жестком разделении брокерских счетов по разным рынкам, доступное плечо также повышается.
Как правильно вести маржинальную торговлю: 4 простых совета
Маржинальное кредитование при торговле на бирже помогает увеличивать доходность инвестиций. При этом неважно, падает рынок или растет – инвестор получает возможность для совершения более масштабных операций и сделок, чем смог бы осуществить только с привлечением собственных средств. Соответственно, и заработать можно больше.
При использовании этого инструмента есть и риски, которые нужно учитывать. Для избежания ситуации маржин-колла и принудительного закрытия позиций достаточно соблюдать несколько простых правил:
Что такое маржинальная торговля: плюсы, минусы, риски
Что такое маржа и какой она бывает?
Когда инвестор хочет потратить на сделку больше денег, чем у него есть, он может взять деньги в долг у брокера. Тогда залогом будут собственные средства на брокерском счете — они заблокированы как некий страховой депозит. Эта сумма называется маржой. Маржа пересчитывается каждый раз, когда трейдер открывает позицию.
Рассчитывают два вида маржи: начальная и минимальная.
Начальная маржа — начальное обеспечение для совершения новой сделки. Она рассчитывается путем умножения стоимости актива на ставку риска.
Ставка риска — это вероятность изменения цены актива на бирже. Как правило, чем выше волатильность инструмента, тем выше ставка риска. Обычно брокеры публикуют ставки риска по активам на официальных сайтах. Обратите внимание, что ставки риска по сделкам в шорт всегда выше, чем в лонг.
Минимальная маржа — минимальное обеспечение для поддержания позиции, которую вы уже открыли. Обычно минимальная маржа одного ликвидного актива равна половине начальной маржи.
Чтобы рассчитать начальную и минимальную маржу в целом по портфелю, нужно сложить начальную и минимальную маржу по каждому ликвидному активу. Если стоимость ликвидного портфеля опустится ниже начальной маржи, вы сможете выкупить часть активов в непокрытой позиции, но не сможете заключать новые сделки.
Важно! При расчете начальной и минимальной маржи всего портфеля рубли на брокерском счете НЕ учитываются
Ликвидный портфель — это совокупная стоимость валюты и ликвидных ценных бумаг на вашем брокерском счете. Акции иностранных компаний, валюта и еврооблигации учитываются в рублях по текущему биржевому курсу.
Но если стоимость ликвидного портфеля опустится ниже минимальной маржи, то тогда брокер будет вправе принудительно закрыть часть ваших позиций, чтобы стоимость ликвидного портфеля не упала до нуля и не ушла в минус. Брокер вправе сам выбирать позиции, которые считает нужным закрыть.
Перед тем как закрыть ваши сделки, брокер отправит уведомление о необходимости пополнить счет на нужную сумму. Такое сообщение называют маржин-коллом.
Что такое торговля в лонг?
Длинная позиция (long position) — сделка в расчете на рост котировок. Cмысл длинной позиции в том, чтобы купить акции, пока они стоят дешево, и продать их, когда они подорожают. Трейдеры могут участвовать в сделках в лонг не только на свои средства, но и на заемные — то есть предоставленные брокером.
3. Как устроена маржинальная торговля в лонг?
Далее брокер рассчитает начальную и минимальную маржу.
После этого брокер пересчитает стоимость нашего ликвидного портфеля, его начальную и минимальную маржу. Это происходит каждый раз, когда меняется состав ликвидного портфеля или цена активов, которые в него входят.
Как уже писали выше, если стоимость ликвидного портфеля выше начальной маржи, то мы сможем заключать новые сделки. Если ниже начальной, но выше минимальной маржи, то мы сможем выкупить часть активов, но не заключать новые сделки. Если же стоимость ликвидного портфеля опустится ниже минимальной маржи, то брокер будет вправе принудительно закрыть часть наших активов.
А как устроена торговля в шорт?
Все расчеты относительно минимальной и начальной маржи, а также ликвидного портфеля аналогичны торговле в лонг, но в ставке риска берется значение « шорт ».
За каждый день использования активов брокера мы платим определенную сумму, с условиями маржинальной торговли необходимо ознакомится у брокера. Впрочем, это касается и торговли в лонг, поэтому маржинальную торговлю лучше использовать для краткосрочных сделок.
Торговля в шорт гораздо более рискованна, нежели в лонг. В случае игры на понижение математическое ожидание играет против нас: акции максимально могут упасть до 0, то есть минус 100%. А расти могут неограниченно, и 100%, и 200%, и даже 500%. При торговле в шорт инвестор ставит себя в заведомо опасную позицию, поэтому здесь еще более важно заранее оценивать свои риски, определить максимально возможные убытки по сделке и выставить стоп-лосс.
4. Плюсы и минусы маржинальной торговли
Плюсы:
Минусы:
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке. Распоряжение брокеру о покупке или продаже бумаги при достижении определенных показателей. Способ торговли на бирже, когда инвестор заимствует у брокера акции, которыми сам не владеет, чтобы продать их по текущей рыночной цене с тем, чтобы купить эти же акции по более низкой цене и извлечь выгоду. В этом случае инвестор ограничен сроками расчетов, а открытие короткой позиции сопряжено с высоким риском. При маржинальной торговле на рынке инвестор фактически берет кредит под залог на осуществление сделки. В качестве залога выступает небольшая часть собственных средств инвестора — так называемая маржа. Подробнее
Что такое маржа и как ее рассчитать
Маржа, маржинальность и наценка — в чем различие и как использовать эти показатели в реальном бизнесе
Лариса Баневич
Маржинальность помогает увидеть, насколько эффективно работает система продаж в компании. В статье разбираем разницу между маржинальностью, маржой и наценкой и показываем, как применять эти показатели не в учебнике по экономике, а в реальном бизнесе.
Говорим только о марже в бизнесе
Термин маржа применяется не только в бизнесе, но еще на фондовой бирже и в банковском деле. И везде это разное.
В торговле на бирже маржа — это заем при покупке актива, в банковском деле — один из показателей надежности банка. В этой статье мы будем говорить только о марже в бизнесе.
Что такое маржа и маржинальность
В обиходе маржу часто путают с маржинальностью и наценкой.
Маржа. Экономисты называют ее маржинальным доходом. Она показывает, сколько компания получила денег после продажи товара или услуги. Для простоты в статье маржой мы будем называть именно маржинальный доход. Он считается в рублях.
Маржа = Выручка − Переменные расходы
Выручка — сумма, на которую компания отгрузила клиенту товар или оказала услугу.
Если магазин за день продал только смартфон за 10 000 ₽, то дневная выручка и будет 10 000 ₽.
Переменные расходы — все расходы, которые напрямую связаны с выручкой. Они зависят от объема этой выручки: чем больше расходов, тем больше выручка.
Чаще всего к переменным расходам относят: закупочную цену, процент продавцу с выручки, стоимость упаковки, стоимость доставки. Но могут быть и другие варианты. Все зависит от структуры и особенностей бизнеса.
Цветочный магазин с доставкой. Продавцы в магазине работают на окладе. В переменные расходы нужно включить:
— себестоимость цветов;
— упаковку букета;
— стоимость доставки букета клиенту.
Аренду помещения магазина и зарплату продавца включать не нужно — они не зависят от объема продаж. Формула маржи в этом случае выглядит так:
Маржа = Стоимость букета − (Себестоимость букета + Упаковка букета + Доставка)
Теперь пример из другой сферы.
Бизнес оказывает консультационные услуги онлайн. Консультант получает оклад в месяц. Единственные переменные расходы здесь — комиссия платежной системы. Других нет. Тогда формула выглядит так:
Маржа = Стоимость консультации − Размер комиссии платежной системы в рублях
Самое сложное при расчете маржи — определить, какие именно расходы относятся к переменным и влияют на продажу, а значит, на объем выручки. Часто предприниматели для определения структуры расходов пользуются помощью финансовых консультантов.
Маржу считают в рублях. Давайте на примере.
В январе выручка компании — 100 000 ₽.
Переменные расходы — 53 000 ₽.
Маржа в январе: 100 000 − 53 000 = 47 000 ₽.
В феврале выручка выросла до 140 000 ₽.
Переменные расходы увеличились до 84 000 ₽.
Маржа в феврале: 140 000 − 84 000 = 56 000 ₽
Маржа за февраль больше маржи за январь на 9000 ₽.
Складывается впечатление, что компания в феврале отработала лучше, чем в январе: маржа больше. Но здесь кроется ловушка, потому что эти абсолютные цифры не показывают эффективности работы компании. Чтобы правильно сравнить два месяца, надо считать не маржу, а маржинальность.
Маржинальность. Это отношение маржи к выручке. Она показывает, насколько эффективно компания продает товар или услугу: какая доля маржи в 1 рубле выручки.
Маржинальность = Маржа / Выручка × 100%
Маржинальность считается в процентах, и ее тоже часто ошибочно называют маржой. Так делать не надо.
Теперь вернемся к компании, где высчитывали маржу в январе и феврале.
Чтобы сравнить январь и февраль по эффективности, посчитаем маржинальность для каждого месяца. Напомним, что маржа за январь получилась 47 000 ₽, а за февраль — 56 000 ₽.
Маржинальность за январь: 47 000 / 100 000 × 100% = 47%.
Маржинальность за февраль: 56 000 / 140 000 × 100% = 40%.
Мы видим: маржа больше на 9000 ₽ в феврале, но вот маржинальность выше в январе.
Если бы уровень эффективности в феврале остался на уровне января, то компания заработала бы больше: маржа бы составила не 56 000 ₽, а 65 800 ₽.
По абсолютным цифрам можно подумать, что компания работает хорошо. Это будет ошибкой. А вот маржинальность сразу показывает эффективность бизнеса в разные месяцы.
Иногда маржинальность может быть отрицательной.
ИП вяжет свитера и варежки. Поступил заказ на 10 000 ₽. ИП закупила пряжи на 9000 ₽. Во время вязания ошиблась в схеме, чего пришлось докупать пряжу еще на 3000 ₽.
Маржа: 10 000 − 9000 − 3000 = −2000 ₽.
Маржинальность: −2000 / 10 000 × 100% = −20%.
Получается, на данном заказе ИП потеряла 20% от выручки.
Еще иногда маржу и маржинальность путают с наценкой. Посмотрим, в чем тут различие.
Отличие маржинальности от наценки
Маржинальность показывает, сколько дохода компании приносит каждый рубль выручки. А наценка — это коэффициент надбавки. Он показывает, сколько маржинального дохода принес каждый рубль, вложенный в закупку товара.
Наценка % = Маржа / Переменные расходы × 100%
Маржинальность не может быть больше 100%, наценка может быть какой угодно.
Закупили товар на 100 ₽, продали на 1000 ₽.
Кажется, что маржа, маржинальность и наценка — это понятия из учебника по экономике. На самом деле их полезно применять в бизнесе.
Для чего нужен расчет маржинальности
Маржа, маржинальность и наценка важны при ведении бизнеса. Но маржинальность — самый наглядный показатель из трех. Ее лучше наблюдать в динамике и следить за ней не реже раза в месяц.
Показатель маржинальности, в отличие от маржи и наценки, помогает делать выводы об эффективности продажи услуг или товаров.
Маржинальность растет → бизнес хорошо развивается, система продаж налажена и работает эффективно.
Маржинальность в рамках запланированной → процессы работают в штатном порядке.
Маржинальность снижается от месяца к месяцу → тревожный сигнал для руководителя. Значит, нужно разбираться в процессах, выяснять, где бизнес теряет деньги.
Например, в структуру переменных расходов входят:
При негативной динамике маржинальности понятно, что нужно срочно разбираться, где сбой:
Знать маржинальность важно и до старта бизнеса, когда вы только определяетесь, что будете продавать. Чтобы узнать среднюю маржинальность, можно почитать форумы и пообщаться с другими компаниями. Так как средняя маржинальность, скажем, в Москве может сильно отличаться от маржинальности в Махачкале.
Конечно, ориентироваться только на маржинальность на старте недостаточно — надо составить полную финмодель бизнеса.
Маржинальность используют при подсчете точки безубыточности. Она помогает определить, сколько выручки нужно компании, чтобы покрыть все постоянные расходы и выйти в ноль. Важно учитывать уровень точки безубыточности, когда планируете продажи. Лучше, чтобы бизнес проходил точку безубыточности в 10—13-х числах месяца, плохо — если к 25-му числу и позже.
Компания определяет план продаж на февраль.
Средняя маржинальность для компании — 25%.
Постоянные расходы (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т. д.) — 280 000 ₽.
Определяем, какая сумма выручки в месяц позволит компании покрыть расходы и выйти в прибыль:
ТБУ = Постоянные расходы / Маржинальность × 100%
ТБУ для этой компании: 280 000 / 25% × 100% = 1 120 000 ₽.
То есть в месяц нужно продать товара не меньше чем на 1 120 000 ₽, только чтобы окупить постоянные расходы.
Как рассчитать и контролировать маржинальность
Теоретически маржинальность посчитать легко, достаточно двух математических операций и листка бумаги. На практике бизнес использует расчеты в Excel и Google Таблицах, шаблоны в «1С», «ПланФакт», «ФинТабло», «Финолог» и других сервисах. Чтобы учесть много разных переменных, проще занести все данные в программу, которая автоматически выведет результат.
Маржинальность — часть ежеквартальных и годовых отчетов о прибылях и убытках. Они помогают следить за состоянием дел в бизнесе. Правда, нужно уметь правильно считывать данные, а не просто их собирать. О самом отчете мы расскажем в отдельной статье.
Маржинальность нужно смотреть в динамике: например, отслеживать ежемесячно. Изменение в динамике за год помогает увидеть динамику развития бизнеса. Если маржинальность становится ниже среднего уровня маржинальности и никто это не замечает, бизнес может уйти в минус.
Маржинальность и ее изменение сообщают собственнику и руководителю о развитии бизнеса: эффективно ли построены процессы либо, наоборот, в бизнесе нужно менять и принимать управленческие решения. Но не в общем, а именно в тех процессах, которые непосредственно влияют на продажу.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Как подготовить и провести презентацию
Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.
Как заработать на елках на Новый год
Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок
Какие нужны документы на помещение для открытия кафе
Собрали список документов и подробную инструкцию, как получить каждый из них
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Что такое маржинальная торговля на бирже, её плюсы, минусы и риски
На бирже можно торговать не только на свои средства, но и на заемные. Что для этого нужно и как организована маржинальная торговля на фондовом рынке, расскажем далее.
Как работает маржинальная торговля?
Итак, основной смысл работы маржинальной торговли: покупка какого-либо товара на сумму, большую, чем располагаешь, или вообще без расходования своих денег. Можно продать чужой актив и получить прибыль.
Понятие маржи и ее виды
А на фондовой бирже под маржой понимают залог или блокируемую для сделки сумму средств на счету трейдера.
Цена товара * количество реализованного товара-затраты на товар * количество товара.
Как работает кредитное плечо?
Размер кредитного плеча устанавливает брокер.
Что такое маржин колл?
Плюсы маржинального кредитования
Российский фондовый рынок широко использует маржинальное кредитование. В этом есть значительные плюсы для инвесторов:
Риски при маржинальной торговле
Наряду со значительными преимуществами, маржинальная торговля имеет крупный недостаток в виде риска для потенциальных инвесторов. Вероятность возникновения рискованной ситуации увеличивается пропорционально сумме кредитного плеча, взятого для совершения сделки. Учитывайте рыночные риски потери денег из-за ценовых колебаний, а также риски по кредитным ставкам, установленным брокером.
Отличительной чертой маржинальной торговли есть риск не просто потерять свои накопления, но и оказаться должным брокеру.
Инвестировать на различных биржах достаточно просто опытным игрокам, но у начинающих трейдеров, не имеющих крупных сумм, часто возникают трудности. При грамотном управлении капиталом и позициями маржинальная торговля предоставляет широкие возможности к преумножению личного капитала.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.