Маржинальность и рентабельность чем отличаются простыми словами
Что такое маржа и как ее рассчитать
Маржа, маржинальность и наценка — в чем различие и как использовать эти показатели в реальном бизнесе
Лариса Баневич
Маржинальность помогает увидеть, насколько эффективно работает система продаж в компании. В статье разбираем разницу между маржинальностью, маржой и наценкой и показываем, как применять эти показатели не в учебнике по экономике, а в реальном бизнесе.
Говорим только о марже в бизнесе
Термин маржа применяется не только в бизнесе, но еще на фондовой бирже и в банковском деле. И везде это разное.
В торговле на бирже маржа — это заем при покупке актива, в банковском деле — один из показателей надежности банка. В этой статье мы будем говорить только о марже в бизнесе.
Что такое маржа и маржинальность
В обиходе маржу часто путают с маржинальностью и наценкой.
Маржа. Экономисты называют ее маржинальным доходом. Она показывает, сколько компания получила денег после продажи товара или услуги. Для простоты в статье маржой мы будем называть именно маржинальный доход. Он считается в рублях.
Маржа = Выручка − Переменные расходы
Выручка — сумма, на которую компания отгрузила клиенту товар или оказала услугу.
Если магазин за день продал только смартфон за 10 000 ₽, то дневная выручка и будет 10 000 ₽.
Переменные расходы — все расходы, которые напрямую связаны с выручкой. Они зависят от объема этой выручки: чем больше расходов, тем больше выручка.
Чаще всего к переменным расходам относят: закупочную цену, процент продавцу с выручки, стоимость упаковки, стоимость доставки. Но могут быть и другие варианты. Все зависит от структуры и особенностей бизнеса.
Цветочный магазин с доставкой. Продавцы в магазине работают на окладе. В переменные расходы нужно включить:
— себестоимость цветов;
— упаковку букета;
— стоимость доставки букета клиенту.
Аренду помещения магазина и зарплату продавца включать не нужно — они не зависят от объема продаж. Формула маржи в этом случае выглядит так:
Маржа = Стоимость букета − (Себестоимость букета + Упаковка букета + Доставка)
Теперь пример из другой сферы.
Бизнес оказывает консультационные услуги онлайн. Консультант получает оклад в месяц. Единственные переменные расходы здесь — комиссия платежной системы. Других нет. Тогда формула выглядит так:
Маржа = Стоимость консультации − Размер комиссии платежной системы в рублях
Самое сложное при расчете маржи — определить, какие именно расходы относятся к переменным и влияют на продажу, а значит, на объем выручки. Часто предприниматели для определения структуры расходов пользуются помощью финансовых консультантов.
Маржу считают в рублях. Давайте на примере.
В январе выручка компании — 100 000 ₽.
Переменные расходы — 53 000 ₽.
Маржа в январе: 100 000 − 53 000 = 47 000 ₽.
В феврале выручка выросла до 140 000 ₽.
Переменные расходы увеличились до 84 000 ₽.
Маржа в феврале: 140 000 − 84 000 = 56 000 ₽
Маржа за февраль больше маржи за январь на 9000 ₽.
Складывается впечатление, что компания в феврале отработала лучше, чем в январе: маржа больше. Но здесь кроется ловушка, потому что эти абсолютные цифры не показывают эффективности работы компании. Чтобы правильно сравнить два месяца, надо считать не маржу, а маржинальность.
Маржинальность. Это отношение маржи к выручке. Она показывает, насколько эффективно компания продает товар или услугу: какая доля маржи в 1 рубле выручки.
Маржинальность = Маржа / Выручка × 100%
Маржинальность считается в процентах, и ее тоже часто ошибочно называют маржой. Так делать не надо.
Теперь вернемся к компании, где высчитывали маржу в январе и феврале.
Чтобы сравнить январь и февраль по эффективности, посчитаем маржинальность для каждого месяца. Напомним, что маржа за январь получилась 47 000 ₽, а за февраль — 56 000 ₽.
Маржинальность за январь: 47 000 / 100 000 × 100% = 47%.
Маржинальность за февраль: 56 000 / 140 000 × 100% = 40%.
Мы видим: маржа больше на 9000 ₽ в феврале, но вот маржинальность выше в январе.
Если бы уровень эффективности в феврале остался на уровне января, то компания заработала бы больше: маржа бы составила не 56 000 ₽, а 65 800 ₽.
По абсолютным цифрам можно подумать, что компания работает хорошо. Это будет ошибкой. А вот маржинальность сразу показывает эффективность бизнеса в разные месяцы.
Иногда маржинальность может быть отрицательной.
ИП вяжет свитера и варежки. Поступил заказ на 10 000 ₽. ИП закупила пряжи на 9000 ₽. Во время вязания ошиблась в схеме, чего пришлось докупать пряжу еще на 3000 ₽.
Маржа: 10 000 − 9000 − 3000 = −2000 ₽.
Маржинальность: −2000 / 10 000 × 100% = −20%.
Получается, на данном заказе ИП потеряла 20% от выручки.
Еще иногда маржу и маржинальность путают с наценкой. Посмотрим, в чем тут различие.
Отличие маржинальности от наценки
Маржинальность показывает, сколько дохода компании приносит каждый рубль выручки. А наценка — это коэффициент надбавки. Он показывает, сколько маржинального дохода принес каждый рубль, вложенный в закупку товара.
Наценка % = Маржа / Переменные расходы × 100%
Маржинальность не может быть больше 100%, наценка может быть какой угодно.
Закупили товар на 100 ₽, продали на 1000 ₽.
Кажется, что маржа, маржинальность и наценка — это понятия из учебника по экономике. На самом деле их полезно применять в бизнесе.
Для чего нужен расчет маржинальности
Маржа, маржинальность и наценка важны при ведении бизнеса. Но маржинальность — самый наглядный показатель из трех. Ее лучше наблюдать в динамике и следить за ней не реже раза в месяц.
Показатель маржинальности, в отличие от маржи и наценки, помогает делать выводы об эффективности продажи услуг или товаров.
Маржинальность растет → бизнес хорошо развивается, система продаж налажена и работает эффективно.
Маржинальность в рамках запланированной → процессы работают в штатном порядке.
Маржинальность снижается от месяца к месяцу → тревожный сигнал для руководителя. Значит, нужно разбираться в процессах, выяснять, где бизнес теряет деньги.
Например, в структуру переменных расходов входят:
При негативной динамике маржинальности понятно, что нужно срочно разбираться, где сбой:
Знать маржинальность важно и до старта бизнеса, когда вы только определяетесь, что будете продавать. Чтобы узнать среднюю маржинальность, можно почитать форумы и пообщаться с другими компаниями. Так как средняя маржинальность, скажем, в Москве может сильно отличаться от маржинальности в Махачкале.
Конечно, ориентироваться только на маржинальность на старте недостаточно — надо составить полную финмодель бизнеса.
Маржинальность используют при подсчете точки безубыточности. Она помогает определить, сколько выручки нужно компании, чтобы покрыть все постоянные расходы и выйти в ноль. Важно учитывать уровень точки безубыточности, когда планируете продажи. Лучше, чтобы бизнес проходил точку безубыточности в 10—13-х числах месяца, плохо — если к 25-му числу и позже.
Компания определяет план продаж на февраль.
Средняя маржинальность для компании — 25%.
Постоянные расходы (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т. д.) — 280 000 ₽.
Определяем, какая сумма выручки в месяц позволит компании покрыть расходы и выйти в прибыль:
ТБУ = Постоянные расходы / Маржинальность × 100%
ТБУ для этой компании: 280 000 / 25% × 100% = 1 120 000 ₽.
То есть в месяц нужно продать товара не меньше чем на 1 120 000 ₽, только чтобы окупить постоянные расходы.
Как рассчитать и контролировать маржинальность
Теоретически маржинальность посчитать легко, достаточно двух математических операций и листка бумаги. На практике бизнес использует расчеты в Excel и Google Таблицах, шаблоны в «1С», «ПланФакт», «ФинТабло», «Финолог» и других сервисах. Чтобы учесть много разных переменных, проще занести все данные в программу, которая автоматически выведет результат.
Маржинальность — часть ежеквартальных и годовых отчетов о прибылях и убытках. Они помогают следить за состоянием дел в бизнесе. Правда, нужно уметь правильно считывать данные, а не просто их собирать. О самом отчете мы расскажем в отдельной статье.
Маржинальность нужно смотреть в динамике: например, отслеживать ежемесячно. Изменение в динамике за год помогает увидеть динамику развития бизнеса. Если маржинальность становится ниже среднего уровня маржинальности и никто это не замечает, бизнес может уйти в минус.
Маржинальность и ее изменение сообщают собственнику и руководителю о развитии бизнеса: эффективно ли построены процессы либо, наоборот, в бизнесе нужно менять и принимать управленческие решения. Но не в общем, а именно в тех процессах, которые непосредственно влияют на продажу.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Как подготовить и провести презентацию
Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.
Как заработать на елках на Новый год
Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок
Какие нужны документы на помещение для открытия кафе
Собрали список документов и подробную инструкцию, как получить каждый из них
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Маржинальность и рентабельность чем отличаются простыми словами
5 МИН
Чтобы оценить эффективность и рентабельность бизнеса, нужно разобраться, насколько он маржинальный. Объясняем, как считать маржинальность, чем она отличается от прибыли и наценки.
Что такое маржа и маржинальность
Маржа — это разница между себестоимостью товара и ценой, по которой продают товар. В себестоимость входят все издержки на производство, закупку, упаковку и логистику товара, в том числе траты на сырьё, газ, свет и зарплату сотрудников.
Маржинальность можно считать по разным формулам. Если хотите узнать маржу в деньгах (в абсолютной величине), используйте эту:
МАРЖ = Ц − СТ
Ц — цена
СТ — себестоимость
МАРЖ — маржинальность бизнеса
Если нужна маржинальность в процентах — эту:
МАРЖ = (Ц − СТ) / ОП × 100 %
Зачем считать маржинальность
Маржинальность, наценка и прибыль. В чём разница?
Наценка не то же самое, что и маржа. Путаница возникает потому, что для наценки и маржи нужна одна и та же формула, если считать в деньгах. Поэтому считайте в процентах.
Маржинальность = (Цена — Себестоимость) / Цена × 100 %
Наценка = (Цена — Себестоимость) / Себестоимость × 100 %
При вычислении маржинальности нужно делить на цену, по которой товар продаётся, а при расчёте наценки — на себестоимость. Наценка неограниченна и может быть любой в зависимости от расходов продавца и востребованности на рынке. Маржинальность же имеет верхнюю планку и не может быть выше 100 %.
Прибыль — это доход бизнеса за вычетом обязательных расходов, но до налогов. Чистая прибыль — это доход после налоговых выплат.
Чистая прибыль = Выручка − Себестоимость товаров − Управленческие и коммерческие расходы − Прочие расходы − Налоги
Виды маржинальности для разных товаров
К низкомаржинальным относятся товары первой необходимости: бытовая химия, детское питание, бакалея. В этой сфере много конкурентов и небольшая наценка — 10–20 %.
Все расчёты проведены на примере ИП, работающих по УСН 6 %.
Пример
К среднемаржинальным товарам относятся бытовая техника, стройматериалы, электроника. Конкуренция на этих рынках высока, но товары используются долго и могут стоить дорого. Здесь наценка побольше — в среднем 50 %. Продаются такие товары в меньшем объёме, чем низкомаржинальные, но тоже пользуются спросом.
Пример
Высокомаржинальные товары — это продукты, спрос на которые стабильно высокий. Они окупаются благодаря высокой наценке, достигающей 300–500 % и более.
Пример
Компания продаёт воздушные шарики с гелием.
Маржинальная рентабельность – что это, отличие маржи от рентабельности
Выгодные условия работы и наибольшая прибыль при минимальных рисках – главные критерии, ради которых осуществляет свою деятельность каждая коммерческая организация. Маржинальная рентабельность отражает доходность компании, а также эффективность использования денежных, материальных и трудовых ресурсов. Грамотные руководители часто используют в финансовой, ценовой и маркетинговой политике компании показатели маржи и рентабельности. В чем разница между ними, разберемся ниже.
Что такое маржинальная рентабельность
Маржинальная рентабельность – это соотношение валовой маржинальной прибыли к сумме переменных издержек за определенный период. Экономический смыл показателя – характеристика эффективности отдельного канала сбыта компании, а также оптимальности структуры затрат на производство без учета их постоянной части.
Также существует понятие удельной маржинальной рентабельности – величина маржинальной прибыли от реализации одной единицы продукции. Рассчитывается как отношение маржинальной рентабельности к продолжительности финансового цикла (время с момента поступления сырья на производство до получения денежных средств за реализацию готового продукта, отражается в днях).
Рассмотрим отдельно, чем отличается маржа от рентабельности, а также экономическую сущность и расчетные методы данных показателей.
Какая разница между маржой и рентабельностью
Маржа и рентабельность: в чем разница? Простыми словами – это два разных экономических понятия, которые используются для оценки деятельности предприятия, но каждый в своем ключе.
Маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации продукта (товара или услуги) и величиной переменных производственных затрат. Ее часто путают с терминами «доход» и «прибыль». Рассчитывается в количественном выражении (денежные или условные единицы).
Валовая маржинальная доходность – это сумма торговых наценок отпущенного продукта.
Этот финансовый показатель позволяет оценить объем прибыли, полученной за реализацию определенного вида продукта через отдельный канал сбыта. Направление деятельности предприятия, где переменные затраты производства продукта ниже полученной выручки за его реализацию, можно назвать рентабельным.
Рентабельность – это отношение полученной прибыли к активам компании, которые влияют на ее размер (выручка от продаж, имущество на балансе, денежные потоки). Это относительная величина, выражается в процентном соотношении.
Формулы расчета
Расчетные формулы наглядно демонстрируют разницу между маржой и рентабельностью:
\( Зпер \) – переменные затраты;
\[ R = (M – Зпер – Зпост) / (Зпер + Зпост), где: \]
\( М \) – маржа, \( Зпер \) – переменные затраты, \( Зпост \) – постоянные затраты
Маржинальная рентабельность (формула общего вида)
\( Мв \) – валовый маржинальный доход, \( Зпер \) – переменные затраты
Удельная рентабельность маржинальной прибыли
\( Тф \) – период продолжительности финансового цикла
Расчет маржинальной рентабельности в Excel
Для составления таблицы необходимо внести требуемые расчетные данные (по строкам) за отчетные периоды (по столбцам) и ввести необходимые формулы из предыдущего раздела.
1 | А | В | С |
---|---|---|---|
2 | Показатель / Год | 2017 | 2018 |
3 | Себестоимость, руб. | 1000 | 1400 |
4 | Переменные затраты, руб. | 750 | 950 |
5 | Выручка, руб. | 1500 | 2100 |
6 | Маржинальный доход, руб. | В5 – В3 =500 | С5 – С3 =700 |
7 | Маржинальная рентабельность, % | В6 / (В4 * 100) = 66 % | С6 / (С4 * 100)= 73 % |
Примечание: Для корректного отображения значений показателей в ячейках необходимо выбрать их формат как числовой, а в последней строке – процентный.
В таблицах Excel удобно отслеживать годовую динамику показателя. Оценив его значения по отчетным периодам, можно сделать выводы о правильности финансово–экономической политики компании:
Нормы маржинальной рентабельности
Общепринятых норм данного показателя не существует. Для каждой отрасли производства это индивидуальная величина.
Например, для государственных предприятий она представляет собой предельный уровень маржи. Эти меры введены в рамках антимонопольной политики государства, чтобы компании не устанавливали чрезмерную стоимость продуктов. Превышение нормы может повлечь за собой штраф, установленный законодательством.
В инвестиционной политике коммерческих компаний норма маржинальной рентабельности используется для принятия управленческих решений инвестиционного характера.
Как увеличить маржинальную рентабельность
Повышение данного показателя достигается с помощью приведения в действие отдельных экономических мер для увеличения финансового результата и снижения уровня затрат.
Существует два распространенных способа:
Для этого необходимо поднять оборот сбыта либо увеличить торговую наценку. Последнее не всегда является эффективным решением, поскольку товар становится дороже и теряется часть спроса, вследствие чего уменьшаются объемы продаж и обороты реализации.
Эта мера является главной целью каждого коммерческого предприятия. Данный показатель плохо поддается коррекции, поэтому требуется грамотный подход к процессам оптимизации величины производственных затрат.
Примеры расчета
Отличие маржи от рентабельности легко понять на следующем практическом примере.
Наш знакомый предприниматель–самоучка Вениамин Федорович открыл цех по пошиву домашних тапочек. В месяц он изготавливает и реализует 20 пар по цене 45 рублей за каждую. Посчитаем финансовые показатели его производства.
Известна себестоимость (которая в нашем случае равна переменным затратам на материалы) – 35 руб./пара х 20 пар = 700 руб.
Выручка = цена х количество = 45 руб. х 20 пар = 900 руб.
Тогда маржа (в нашем случае величина равна прибыли) = выручка – себестоимость (за одну единицу товара) = 45 – 35 = 10 руб.
А маржинальный (валовый) доход = выручка – себестоимость (за партию) = 900 – 700 = 200 руб.
Маржинальность (общая рентабельность) = маржинальный доход / выручка = 200 / 900 х 100% = 22%
Маржинальная рентабельность = маржинальный доход / себестоимость = 200 / 700 х 100% = 28%
Если Вениамин Федорович в разумных пределах поднимет цену на изделия, а также найдет на рынке другого продавца ткани и ниток для тапочек и договорится с ним о снижении стоимости материалов, то в перспективе увеличатся и маржа, и рентабельность домашнего производства.
А если соседка согласится помогать бесплатно по старой дружбе, то объем производства и выручка у нашего бизнесмена вырастут до 1,5 раз, а переменные издержки останутся на прежнем уровне. Таким образом, финансовые показатели цеха по пошиву тапочек значительно вырастут.
Заключение
Рентабельность маржинальной прибыли характеризует промежуточный результат деятельности компании, направленной на предельный рост прибыльности. Это действенный инструмент для анализа финансового состояния предприятия, контроля и оценки производственных процессов для получения максимального дохода и минимизации издержек. Дополнительно учитываемые показатели маржи, рентабельности делают финансовую картину более полной и рассматриваются ведущими экономистами как ключевые.
Рентабельность VS маржинальность. Простыми словами
«Инвестируйте в себя. Ваша карьера — это мотор вашего богатства» (с) Пол Клитеро.
В этой статье хочу разобраться с такими понятиями, как маржинальность и рентабельность. Заметил, что не у всех есть четкое представление о том, что это, хотя это разные вещи.
В чем принципиальное отличие?
Маржинальность — это разница между двумя показателями — выручкой и стоимостью.
Либо в процентном соотношении, либо в абсолютном.
Рентабельность — это показатель, отражающий эффективность бизнеса.
Только в процентом выражении.
Разница между ними в том, что маржа показывает наценку (по сути, это разница между выручкой и затратами на производство), а рентабельность показывает эффективность использования ресурсов.
Давайте разберем на примере компании Intel (NASDAQ: INTC )
Выручка компании (Net revenue) в 2020 году составила 77 867 миллионов долларов.
А себестоимость товаров (Cost of Sales) составила 34 255 миллионов долларов.
Ну а выручка минус себестоимость — это валовая прибыль (Gross Margin).
Получается, что валовая прибыль у компании Intel — 43 612 миллиона. Это маржа.
А в процентном соотношении валовая маржа будет 56% (рассчитывается относительно выручки).
Но сама компания, например, не использует такое понятие, как валовая маржа, но все индивидуально. Кто-то использует его, кто-то — нет.
Intel же чаще использует понятие «операционная маржа» или «operation margin«.
Какие виды прибыли вообще бывают?
Можно выделить 3 основных:
— валовая;
— операционная;
— чистая.
И есть ещё прибыль до налогов.
Тут мы уже разобрались, что это выручка минус себестоимость продукта.
Ну а валовая маржинальность — это отношение валовой прибыли к выручке.
Важно: не путайте это с наценкой. Наценка рассчитывается относительно себестоимости. А маржинальность рассчитывается относительно выручки.
Операционная прибыль учитывает бОльшее количество параметров.
Если валовая прибыль — это выручка минус себестоимость, то операционная прибыль учитывает также и затраты на реализацию продукта, и административные расходы.
Давайте, опять же, на примере Intel.
— Research and development (исследования и разработки);
— Marketing, general and administrative (маркетинг, общие и админимстративные расходы);
— Restructuring and other charges (реструктуризация операций).
Все эти пункты относятся к операционным расходам (operation expenses).
Research and development — это, по сути, деятельность, направленная на внедрение новых технологий и продуктов.
Marketing, general and administrative — это затраты, которые включают в себя продвижение, доставку товаров и т.п.
Restructuring and other charges — это разовые изменения в бизнес-процессах. Это может быть что угодно. От изменения цепочки поставок до кадровых изменений.
И эта прибыль уже отражает более точное понимание того, сколько компания может зарабатывать. Потому что тут учтены и затраты на поставку, и на продвижение, и многое другое, чего не учитывает валовая прибыль.
Операционная прибыль (Operating income) у Intel за 2020 год — 23 678 миллионов долларов.
Получается, что операционная маржа у компании — 30,4%.
О чем сама компания и говорит в отчете несколько раз.
Ну тут, думаю, все понятно. Это уже то, что осталось после вычета всех расходов. Однако тут есть одно «но».
Нужно разобраться с прибылью до налогооблажения.
У Intel она — 25 078 миллионов долларов.
Это больше, чем операционная прибыль, потому что сюда ещё входит неоперационная деятельность. Например, прибыль/убыток от операций с ценными бумагами.
Ну и потом, после налога остается чистая прибыль — то, что компания реально заработала.
У Intel — 20 899 миллионов долларов.
А маржинальность по чистой прибыли, соответственно, 26,8%.
И, по сути, этот же показатель отражает эффективность бизнеса. То, какой процент чистой прибыли от всей выручки компании. Есть такой показатель Return on Sales (ROS).
Так что правильно говорить не «маржинальность по чистой прибыли», а «рентабельность продаж».
Я надеюсь, разница между маржой и рентабельностью в целом понятна.
Теперь поговорим о рентабельности
Но есть и другие показатели рентабельности. И сейчас я расскажу, в чем их проблема.
По сути, это отношение чистой прибыли к активам.
Например, у того же Intel.
Активов у компании (Tоtal Assets) — 153 091 милионов долларов.
Рентабельность активов — 13,6%.
Таким параметром стоит пользоваться при сравении нескольких компаний из одной отрасли.
Это отношение чистой прибыли к капиталу.
Капитал у компании (Tоtal Stockholders’ Equity) — 81 038
И рентабельность капитала у компании — 25,8%.
А знаете, что самое интересное?
Вот все компании постоянно используют это понятие. Мол, у нас рентабельность капитала 20-30%. Такие крутые все.
А потом смотришь отношение рыночной капитализации к капиталу (мультипликатор P/B) и видишь, что рыночная цена компании в 3 раза больше стоимости капитала.
Например, P/B у Intel — 3,18.
И вы, как инвестор, из-за этого получаете рентабельность намного меньше относительно своих вложенных средств.
Капитализация — 257 миллиардов.
Капитал — 81 миллиард
Грубо говоря, вы покупаете этот капитал втрое дороже. Да, рентабельность капитала хорошая. Но относительно ваших вложенных средств рентабельность уже будет намного ниже.
Как я смотрю на рентабельность?
Есть такой параметр, который почему-то никто не использует. Абсолютно нигде я его не видел. И мне это не понятно.
Это рентабельность прибыли на акцию. Я об этом писал в одной из прошлых статей, но сейчас вновь подробно расскажу об этом.
Вновь посмотрите на отчет компании Intel (который есть в самом начале). Компания имеет определенное количество акций и чистую прибыль. Соответственно, есть такой параметр, как прибыль на одну акцию (Earnings per share).
У Intel базовая (basic) прибыль на акцию — 4,98$
Есть ещё разводненная, но сейчас не об этом. Я пользуюсь базовой.
Так вот. А есть ещё цена акции. На данный момент 1 акция Intel стоит 67$. Мы с вами тратим эти деньги на покупку акции, и получается, что рентабельность наших средств составляет 7,4%. 100/67*4,98 = 7,4%.
И этот показатель отражает реальную эффективность относительно наших вложенных средств. Не относительно капитала, активов или выручки. А относительно того, за сколько я эту долю покупаю.