Машина рефрижератор что значит
Как возить скоропорт: обзор рефрижераторных установок для фургонов
В летний зной и зимнюю стужу эти агрегаты на кузовных надстройках автомобилей и полуприцепов одинаково востребованы: скоропортящиеся грузы всегда нуждаются в заданной температуре.
Номенклатуру так называемого скоропорта можно долго перечислять, как и озвучивать изготовителей такого оборудования. Наши заказчики просят ставить только надежный агрегат. Такие есть: по итогам прошлого года в рейтинговый список монтируемых установок для специализированных ТС вошли всего несколько компаний, которые справедливости ради перечислим в алфавитном порядке: Сarrier (США), Dongin Thermo и H-Thermo (Корея), TerraFrigo (Россия), Thermo King (США), Zanotti (Италия), Элинж (Россия).
Рефрижераторная установка «Элинж С2» подходит для монтажа на автомобили самых разных марок.
Все машины с холодильно-отопительными установками (ХОУ) прямого привода, автономным агрегатом или оборудованием вертикального исполнения в своих ПТС имеют отметку «Рефрижератор». Чаще всего на авторефрижераторы монтируют агрегаты прямого привода. В основном это легкий коммерческий транспорт (LCV).
Гипермаркеты активно осваивают онлайн-торговлю, а с ней развивается маломерный флот рефрижераторов и сеть сервисных центров обслуживания такой техники в местах ее базирования.
Сейчас рынок наверстывает прошлогодний недобор изготовления и сбыта «рефов», когда продажи за апрель-май в натуральном выражении сократились на 29 % относительно 2019 года. Как сообщил «Автопарку» Павел Сыван, менеджер по работе с ключевыми клиентами «СИВ Трансхолод», рынок восстанавливается, «за четыре месяца организации и физические лица приобрели автомобилей с холодильными установками на 19 % больше, чем за аналогичный период прошлого года».
ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С МАЛОГО
Спрос на технику с ХОУ перевернул устоявшиеся правила: мегаполисы затребовали под нынешние реалии маломерный флот рефрижераторов — легкие коммерческие автомобили, активно выдворяя из городской черты чадные фуры. В перспективе двух-трех пятилеток наши мегаполисы планируют перейти на полный электропривод.
Холодильно-обогревательная установка Thermo King V800 MAX 50 в составе фургона на шасси MAN TGM18. Ритейлер «Магнит» заказал 530 таких автомобилей.
К слову, осенью 2020 года в России появился первенец электротягового сегмента машин городской дистрибьюции: по заказу сети «Магнит» инжиниринговая компания Drive Electro разработала электрогрузовик Moskva, о чем наше издание уже рассказывало (см. «Автопарк» № 8/2020). На передней стенке изотермического кузова разработчики установили новейшую электроприводную ХОУ Carrier Xarios 8. Это оборудование имеет повышенную эффективность, в три раза большую охлаждающую способность, а также очень низкий уровень заправки хладагента по сравнению с текущим вариантом Xarios 600.
Однако на российском рынке городской дистрибьюции такая техника еще в диковинку, торговые предприятия, специализированные автохозяйства довольствуются авторефрижераторной классикой с прямым приводом. В основном это фургоны на базе Lada, УАЗ, «Газель», а также LCV ряда зарубежных брендов, в т. ч. изготовленные на российских заводах. Моторный отсек таких машин позволяет разместить там компрессор и напрямую через ременную передачу подключиться к шкиву ДВС. Такое конструкционное решение занимает самую большую нишу монтажа ХОУ в сервисных центрах и на специализированных предприятиях — 60 % в прошлом году.
Если ульяновская рефрижераторная полуторка «Профи» еще только на этапе становления, то тиражи семейства Lada такого коммерческого исполнения растут. Сразу несколько специализированных предприятий взялись за переоборудование малолитражных «коммерсантов» в рефрижераторы. К уже примелькавшейся на улицах грузовой легковушке ВИС добавилась Lada Largus Prima, которую начал изготавливать завод «Промтех» из Нижнего Новгорода.
«Промтех» использует на своих малолитражках холодильно-отопительные агрегаты производства России, Италии и Израиля, но к капризу клиента готов прислушаться.
Prima по объему грузового фургона из алюминиевых профилей, сэндвич-панелей из экструдированного пенополистирола толщиной 50 мм и композитного материала толщиной 1,5 мм получилась 6‑кубовой. Для городской развозки такой внутренний объем в самый раз: в среднем за одну ходку по маршруту доставки малолитражка везет от 300 до 500 кг полезного груза, но по паспорту может брать и 750 кг.
Такой «каблучок» рефрижераторного исполнения получился у «Промтеха»: в работе шустрый, в обслуживании простой, в стоимости владения привлекательный даже для начинающего предпринимателя.
«Промтех» использует на своих фургонах агрегаты производства России, Италии и Израиля, которые рассчитаны на разные финансовые возможности потребителя. В тестовых версиях были ХОУ с оборудованием многих производителей (H-Thermo, Thermo King и др.), но пока остановились на упомянутой тройке стран-производителей. Российские установки Arctic от компании «Автохолод» подпадают под бюджетный вариант, итальянские Zanotti – более дорогие.
Израильские агрегаты Alex Original – «золотая середина» с привлекательным соотношением цены и качества. Они дороже российских, но выгоднее в стоимости итальянских и соответствуют запросам: производительное оборудование за счет хорошего компрессора, мощного испарителя и надежных фитингов быстро охлаждает фургон вплоть до –20 °С. Подкупает еще один фактор, о котором мало кто знает: Израиль все комплектующие с гарантированным высоким качеством поставляет к нам по средней цене, что потом формирует то самое приемлемое российскому потребителю соотношение стоимости и качества самого авторефрижератора. К тому же израильские агрегаты при обслуживании и ремонте в сервисных центрах и специализированных ремонтных мастерских дешевле других импортных аналогов.
Практически одновременно с выходом этого номера журнала из печати завод «ПСМА Рус» совместно с компанией «Кросси» запустил в тираж новую версию своего изотермического фургона Peugeot Partner с хорошо известным полностью электрическим холодильным агрегатом Carrier Neos 100. В зависимости от версии длины кузова (4380 и 4628 мм), материалов его теплоизоляции (обшивка с пенополиуретаном внутри или сэндвич-панели) и коэффициента теплопроводности, в первом случае создается температурный режим от –10 до +12 °С, а во втором — от –18 до +12 °С. Холодильник дополнительно оснащен стояночной секцией stand-by на 220 В.
Потолочный испаритель Carrier Neos 100 для 2,7‑кубового кузова в самый раз по мощности, и даже запас имеется, а вот конденсатор пришлось ставить на крышу.
АВТОНОМНОСТЬ ЕЩЕ БУДЕТ РУЛИТЬ
Все идет к тому, что в нынешнем году статистика монтируемых на машины ХОУ с автономным приводом пойдет вверх: ведущая российская компания розничной торговли X5 Retail Group заказала на 2021 год сразу 440 грузовиков с автономными холодильными агрегатами Carrier S. За последние два года это крупнейшая поставка агрегатов такого класса российскому рынку.
Рефрижераторы на базе среднетоннажных шасси DAF и Isuzu с автономными агрегатами S 750R уже отправляются заказчику. При этом, как рассказали «Автопарку» в компании «СИВ Трансхолод» — дистрибьюторе транспортного холодильного оборудования Carrier, при выполнении заказа учтены условия эксплуатации техники в разных климатических зонах.
Thermo-King B-100 представляет собой новый модельный ряд полностью электрических установок для легких грузовиков и автофургонов.
Если автономный рефрижератор S 750 с собственным дизельным двигателем и стояночным электромотором хорошо знаком и водителям, и механикам в регионах, то арктическое исполнение Nordic менее распространено. Редакция «Автопарка» решила более подробно узнать про северные версии ХОУ. Оказалось, что для эксплуатации в городах Салехард, Сургут и Тюмень готовятся 25 сцепок со сквозной загрузкой. Десять из них идут в специальной «арктической» версии S 850 Nordic, их выпуск запланирован на август.
«Арктическая» версия специально создана для России с ее низкими температурами. Главное отличие в том, что агрегаты в режиме обогрева в три раза мощнее по производительности. Согласитесь, арктические 10 600 Вт против 3360 Вт в обычной версии S 850 намного выигрышнее. Агрегат комплектуется обогревающими электрическими тэнами, работающими от стояночного модуля, и дополнительным теплообменником в корпусе испарителя, где антифриз из двигателя ХОУ отдает тепло в пространство фургона.
Правда, водителям и механикам, работающим в Якутске или Мурманске, наличие на машине еще одного двигателя радости в зимнее время не добавляет. Кто работал в тех регионах, тот поймет. Потому над версией Nordic разработчикам пришлось изрядно поработать, адаптируя ХОУ к критичным температурам Севера. За счет применения специальной системы управления свечами накаливания запуск на морозе стал легче и на добрую треть быстрее.
Появился электрический подогрев топливного фильтра, топливных магистралей, а сам двигатель холодильно-отопительного агрегата к зиме заправят специальными антифризом и маслом, не замерзающими даже при –50 °C. Также установку укомплектовали стояночным модулем для работы от электросети во время стоянок или подготовки фургона к работе.
Опыт эксплуатации Nordic в России уже есть: в компании «Монетка» 25 машин оснащены арктической версией ХОУ. Если бы имелись нарекания, то вряд ли поступили бы новые заказы на такое исполнение. Будем надеяться, что «холодильники для Арктики» из нынешней партии тоже поведут себя достойно. Правда, в условиях северных морозов что-то предвидеть очень сложно: испытания и накопленный опыт работы техники — это хорошо, но реальные условия эксплуатации в зоне критичных температур иногда непредсказуемы.
Николай Архипов,
генеральный директор ООО «Промтех»
Легковые фургоны-рефрижераторы удобны своими габаритами, низкой стоимостью владения, быстрой окупаемостью и самой распространенной доступностью для вождения: достаточно иметь в водительском удостоверении категорию В — сел и поехал. Не нужно искать водителей с категорией С, которых сейчас дефицит. Для освоения ухода и эксплуатации холодильного агрегата достаточно одного часа: механик за это время расскажет, покажет и примет зачет. Проверено на практике. В нашем парке есть автомобиль Prima с семикубовым кузовом из самых первых, изготовленных на базе Largus. Рефрижератор эксплуатируется с февраля 2021‑го, ездит по всей России, нареканий на ходовую, мотор и само холодильное оборудование нет. Самая дальняя поездка была из Нижнего Новгорода в Казахстан с грузом под полтонны. Водитель доволен, механик тоже: рефрижератор комфортен, легок в управлении и не досаждает поломками. Есть еще один плюс — экономичен, средний расход девять литров на сотку.
Павел Сыван,
менеджер по работе с ключевыми клиентами компании «СИВ Трансхолод»
Сразу интересуйтесь стоимостью владения агрегата. Не лишним будет затребовать карту сервисных центров. Если они в стороне или далеко от маршрутов следования ваших рефрижераторов, то лучше все-таки поискать другого дилера и производителя с более разветвленной сетью ремонта и обслуживания такого оборудования, в т. ч. с наличием передвижных мобильных бригад. Если такой центр предлагает сервисный контракт, с таким поставщиком работайте. Не забывайте нужные атрибуты: каким бы надежным и продуктивным ни был агрегат, а недорогая шторка на дверной проем фургона поможет сберечь температуру в момент погрузки или частых выгрузок по маршруту следования. И еще не забывайте про регистраторы температурных данных, датчики открывания дверей, телематические системы для мониторинга груза и показателей работы холодильного агрегата: мелочей в перевозке бывает.
Принцип работы автомобильных рефрижераторов
Дата публикации — 27.05.2020
Ключевое требование к перевозке скоропортящихся продуктов питания, медицинских препаратов и некоторых других видов грузов – поддержание оптимальных температурных условий. Для решения этой транспортной задачи используются автомобильные рефрижераторы. Они различаются грузоподъемностью, мощностью холодильных установок, температурным режимом и другими параметрами.
В этой статье мы расскажем о том, какие бывают рефрижераторы и по какому принципу функционируют. Также мы рассмотрим парокомпрессионный цикл, на котором основана работа большинства холодильных установок.
Устройство рефрижератора
Все виды рефрижераторов состоят из трех основных элементов: шасси, изотермического фургона и холодильной установки.
Шасси
Для транспортировки охлажденных и замороженных товаров на дальние расстояния чаще всего используют седельные тягачи. Некоторые типы рефрижераторов устанавливаются на универсальные грузовые шасси.
Изотермический фургон
Представляет собой герметичную теплоизолированную будку. Бескаркасные изотермические фургоны изготавливают из готовых сэндвич-панелей. Все стыки между ними герметизируются, а внутренние поверхности отделываются пластиком, влагостойкой фанерой, листовым металлом.
Каркасные модели состоят из несущих балок, наружной и внутренней обшивки, между которыми закладывается утеплитель – пенополиуретан или пенополистирол. В каркасных моделях часто используется дополнительный слой отражающей (фольгированной) изоляции. Двери фургона имеют такую же теплоизоляцию, как и стенки кузова, и снабжены эластичными уплотнениями.
Внутреннее пространство некоторых изотермических фургонов разделено перегородками на камеры с разными температурными режимами. В таких кузовах можно одновременно перевозить товары в охлажденном виде и в состоянии глубокой заморозки.
Холодильная установка
Состоит из компрессора, конденсатора, расширительного клапана, испарителя и соединительных трубок. В качестве рабочего тела используется фреон. Холодильная установка представляет собой герметичный замкнутый контур, особенности работы которого мы рассмотрим ниже. Она может быть выполнена в виде моноблока или сплит-системы.
Один из ключевых моментов в устройстве авторефрижератора – конструкция привода холодильной установки. Для вращения вала компрессора могут использоваться:
Как работает рефрижератор
Автомобильный рефрижератор по принципу работы практически не отличается от бытового холодильника. Холодильная установка отбирает низкопотенциальное тепло из изотермической камеры, преобразует в высокопотенциальное, а затем рассеивает в атмосферу.
Принцип работы рефрижератора построен на парокомпрессионном цикле:
Чтобы фреон закипел в испарителе, необходимо снизить давление на этом участке системы. Для этого используются терморегулирующий и соленоидный вентили, а также регулятор давления.
Автоматическое регулирование и контроль температуры в рефрижераторе выполняются микропроцессором. Заданные параметры поддерживаются с точностью до 0,1 ° C.
Большинство рефрижераторов умеет работать реверсивно: вырабатывать и холод, и тепло, как бытовые климатические системы. Холодильная установка работает «на тепло», когда в фургоне перевозятся грузы, требующие положительной температуры, а за бортом – мороз.
Как выбрать рефрижератор
При выборе рефрижератора нужно отталкиваться от планируемых объемов грузов, расстояний, на которые они будут перевозиться, и необходимых температурных режимов.
По грузоподъемности и объему кузова такие автомобили разделяют на следующие категории:
Мощность (холодопроизводительность) холодильных установок выбирают исходя из объемов груза, температурных условий его перевозки и климатических особенностей региона.
Фургон-рефрижератор: особенности, история появления, виды
Рефрижератор — это не весь фургон, а холодильно-отопительная установка (ХОУ), которая монтируется на автомобиль. Мы оказываем услуги по установке рефрижераторов на фургоны. Оптимальный климат внутри такой установки может поддерживаться на протяжении всей поездки, какой-бы длительной она не была. Преимущества автомобиля с рефрижератором сложно переоценить. Благодаря прогрессу стало возможным перевозить любые продукты, в том числе и скоропортящиеся, на значительные расстояния.
Основные составные части ХОУ:
Существует множество разновидностей подобного транспорта, который подбирается компаниями в зависимости от поставленных задач и объемов перевозимой продукции.
История появления рефрижераторов
В СССР 3 первых термоизолированных автофургона выпустили в 1932 году. В США автохолодильник на колесах появился в 1938 году. Позже была создана компания Thermo King. Американские автомобили поставлялись и в СССР.
Thermo King существует и по сей день. Широкое распространение фургоны-рефрижераторы получили в 1950-х годах.
Виды автомобилей-рефрижераторов
Все типы авторефрижераторов имеют свои особенности.
Фургоны различаются между собой:
Автомобиль-рефрижератор может быть в длину 6, 12 и 13 метров. Есть компактные фургоны, которые перевозят до 3 тонн, а есть фуры, способные транспортировать грузы массой 25 тонн.
Вместимость холодильной установки измеряется европаллетами или кубическими метрами.
Рефрижераторные автомобили пользуются стабильным спросом.
Особенности перевозки
Авторефрижератор может передвигаться на огромные расстояния. Он может перевозить как овощи и фрукты, так и целые мясные туши.
Продукция, которую перевозят в автомобилях с холодильными установками:
Рефрижераторный фургон должен обслуживаться своевременно. Внимание к спецавтомобилю снижает риск поломки дорогостоящего оборудования. При перевозке продуктов на значительные расстояния внезапная поломка может привести к серьезным финансовым потерям.
Устройство рефрижератора
Стенки автохолодильников делают из сэндвич-панелей. Все стыки изолируются, створки каждой двери прокладываются уплотнителем.
На внутреннюю среду кузова рефрижератора окружающая среда не способна оказать влияния. Для теплоизоляции используется пенополиуретан. Этот материал экологически безопасен и устойчив к возникновению плесени.
Ремонт рефрижератора
Как и любой другой автомобиль, фургон-рефрижератор может выйти из строя. Незначительные поломки можно устранить, при наличии навыков, самостоятельно. Если на фреоновых трубах появились трещины, то нужно либо заменить их, либо запаять. Но бывают и более серьезные проблемы. Если произошел сбой в электрике, то следует обратиться к компетентному специалисту.
Основные виды поломок, требующие незамедлительного ремонта:
Также ремонт необходим при перегреве установки, снижении показателей, резкой и значительной потере мощности.
Если в кузове повысилась температура, следует как можно скорее провести диагностику автомобиля. Давление измеряют только при заправленной ХОУ.
Своевременная диагностика автомобиля позволит избежать в будущем многих проблем.
Что такое автомобиль рефрижератор?
С середины далеких 18 столетия люди и большинство компаний начали задумываться над тем, как эффективно и без потерь перевозить скоропортящуюся продукцию. Единственно верным решением оставалась перевозка грузов поездами. Долго это не могло продолжаться по понятным причинам, и в 1938 г. в свет вышла самая первая модель грузовика-рефрижератора. Это стало возможным после портативного изобретения Фредерика Маккинли Джонса. Речь идет об приборе воздушного охлаждения, который пригоден к применению в автомобилях грузового назначения.
В 1940 году Фредерик обзавелся патентом, отыскал делового партнера, а спустя 9 лет была создана компания, набравшая многомиллионный оборот. Изобретение Джонса возымело большой успех во времена Второй мировой войны. В те времена зачастую нужно было как можно скорее доставлять скоропортящиеся товары в военные госпитали и на передовую.
Особенности авторефрижераторов. Что они из себя представляют?
Рефрижераторы представляют собой грузовые транспортные средства, прицепы либо полуприцепы, обладающие уникальной конструкцией с целью транспортировки различных скоропортящихся товаров. К ним относятся овощи и фрукты, мясная продукция, морепродукты, а также многое другое. По внешнему виду такой транспорт мало чем отличается от обычных грузовиков. В то же время есть ряд отличительных особенностей.
Во-первых, в основе автомобилей-рефрижераторов заложено три основных элемента:
Во-вторых, напольное покрытие, стены и потолочное пространство обшиты металлом (алюминий, нержавеющая сталь) или стекловолокном.
В-третьих, в качестве изолятора выступает алюминиевая фольга с прослойками воздушных масс и пенополиуретан. Это способствует улучшению изоляции, не допускает поглощение запахов стенами и полом при транспортировке продуктов питания.
Область применения автомобилей с рефрижераторами
Такое знакомое каждому понятие, как «скоропортящиеся товары», имеет довольно широкое определение. Сюда входят овощи, фрукты, мясная продукция, замороженные и молочные товары. По экономическим соображениям, а также ряду нормативных требований, сфера применения рефрижераторов немного расширилась в нынешнее время:
Современные холодильные агрегаты, предназначенные для грузового транспорта, способны поддерживать оптимальную температуру и влажность на протяжении всей поездки, чтобы товар благополучно прибыл в предварительно назначенный пункт.
Внутри кузова поддерживается не только низкая температура, при необходимости воздух нагревается. В зимний период автомобили с рефрижераторами используются для транспортировки термочувствительной продукции, которая нуждается в защите от замерзания.
Типы авторефрижераторов
Используемое для транспортировки скоропортящихся товаров специальное оборудование должно соответствовать определенным требованиям, согласно европейским правилам. В созданном соглашении уделяется внимание важным критериям:
Договаривающиеся стороны обязательно должны признать сертификаты, которые выданы соответствующими органами. Согласно таким нормам рефрижераторы, размеры которых могут быть различными, принято разделять на несколько классов в зависимости от поддерживаемых показателей температуры:
Большинство автомобильных терморефрижераторов, используемых для транспортировки скоропортящихся продуктов (включая прицепы, полуприцепы) имеют соответствующие предварительно заверенные сертификаты:
Это обозначение соответствует трем начальным классам – «A», «B», «C». Это относится к транспортным средствам, имеющим усиленную изоляцию кузова, грузовикам-рефрижераторам. Срок действия сертификата составляет 6 лет, а по завершении этого периода сертификация продлевается еще на 3 года. Предварительно необходимо пройти эксплуатационный тестирование на станции ATP.
Особенности конструкции рефрижераторов
Автомобильные рефрижераторы созданы не столько с целью охлаждения перевозимой продукции, сколько для поддержания необходимых показателей температуры. Именно поэтому конструкция системы включает в себя три главные элементы:
Суть охлаждения заключается в том, что не холодный воздух добавляется, а отводится тепло из рабочей камеры.
Доставка скоропортящейся продукции регламентируется не только европейскими соглашениями. Предусмотрены специальные санитарные норативы, требующие содержать закрытый кузов в чистоте.
Чтобы удовлетворять санитарным требованиям, для отделки внутреннего пространства рефрижераторов используются монолитные сэндвич-панели толщиной от 40 до 80 мм. У такого покрытия низкий коэффициент теплопроводности, а также присутствует стойкость к гниению, возникновению плесени.
Стоит учесть, что каркасные термические кузова – не самая эффективная и экономная реализация рефрижератора. Это обусловлено сложностью поддерживания низкой температуры в такой «термобудке». К тому же из-за конденсата, которого не избежать, металлические детали неизбежно ржавеют.
Многие авторефрижераторы – это, по сути, фургоны, пригодные для установки на любое грузовое транспортное средство (например Газель). Монтаж холодильного оборудования обеспечит доставку скоропортящихся продуктов без вреда для качества. Это делает машину универсальной и позволяет расширить ассортимент перевозимых товаров.
На сайте компании «ТермоАвто» Вы можете купить и установить оборудование высокого качества. Работают такие рефрижераторы от двигателя или автономно. Наши специалисты помогут определиться с выбором.