Машина яндекс драйв заблокировала выезд что делать
Какие действия стоит предпринять, если автомобиль каршеринга перекрыл выезд
Многим знакома ситуация, когда другой автомобиль преграждает выезд, а водителя нет на месте. Автомобиль оказывается в ловушке, и приходится ждать и разыскивать нерадивого водителя. Сложнее ситуация обстоит, когда каршеринг перекрыл вам выезд, ведь авто находится в аренде, и кому предъявлять свои претензии, не понятно.
Неудобства, которые может причинить автомобиль каршенинга
Относительно недавно в России появились каршеринговые компании, предоставляющие услуги краткосрочной аренды автомобиля. Клиенты получили возможность пользоваться при необходимости автомобилем для передвижения по городу в удобное для себя время.
Каршеринг можно встретить во многих крупных российских городах. Несмотря на преимущества и удобство сервиса, иногда могут возникнуть сложности.
В правилах перевозчиков указывается, что после использования автомобиль оставляется на специальных парковках. Однако в некоторых случаях водители, арендующие транспортное средство, нарушают правила и бросают авто в неподходящем месте.
Многие автовладельцы оказывались хотя бы раз в ситуации, когда выезд со двора загражден другим транспортным средством. Возможно, автомобиль оставили там на короткое время, и через несколько минут хозяин найдется и отгонит свое транспортное средство.
Но не всегда получается быстро освободить проезд для собственного авто, особенно если время ограничено — спешка на работу, учебу и др. Рассмотрим, что делать, если преградой для выезда стала машина каршеринга.
Важно! Не прибегайте к способам, которые могут нанести вред автомобилю. Прокалывание шин или повреждение кузова чужого авто могут обернуться большими проблемами. Действуйте в рамках закона, чтобы не сожалеть о своих поступках.
Если припаркованный автомобиль каршеринга мешает выезду
В случае когда «Делимобиль» препятствует выезду, нужно связаться с представителем компании и сообщить о проблеме.
Первым делом изучите автомобиль, возможно, водитель оставил на лобовом стекле визитку со своим номером. Если нашли заветную бумажку, просто сделайте звонок и попросите водителя отогнать авто.
Куда звонить
Уточнить номер телефона можно в интернете, забив название компании в поисковике. После принятия заявки сотрудник каршеринговой компании должен оперативно выезжать на место стоянки и убирать автомобиль.
На практике убрать каршеринг со двора непросто. После длительного ожидания при соединении с колл-центром компании сотрудник каршеринговой фирмы может предложить найти предыдущего водителя и потребовать у него припарковать машину по правилам.
Все это может отнять уйму времени, поэтому если представители каршеринговой службы не спешат решить вашу проблему, можно воспользоваться другими способом.
Что еще можно предпринять
Если «Делимобиль» перекрыл выезд, а связаться с компанией не удается, либо на вашу просьбу никак не отреагировали, можно прибегнуть к помощи государственных структур.
Сфотографируйте автомобиль и отправьте файл в местную службу ГИБДД. В крупных городах для этого можно использовать специальные приложения, призванные выявлять нарушителей.
Чтобы государственные органы быстрее отреагировали на жалобу, можно позвонить в полицию или ГИБДД, назвать номер и марку машины, припаркованной не по правилам.
После обработки запроса каршеринговой компании выставляется штраф, а машину может забрать эвакуатор. Далее компания сама отыскивается виновника и взыскивает с него средства для оплаты штрафа.
Итак, развитие каршеринга позволило многим людям пользоваться арендованным автомобилем при необходимости. Иногда водители беспечно обращаются с машиной, паркуя ее в неположенном месте. Решение проблемы законным способом позволит освободить выезд для своего авто и проучить нарушителя.
Каршеринг заблокировал мою машину. Что делать?
Этой зимой в период аномальных снегопадов автомобилисты часто жаловались на машины каршеринга, которые пользователи бросали посреди дороги. Но снег растаял, а машины каршеринга продолжают блокировать выезды из дворовых территорий или просто перекрывать другие автомобили на парковках.
Застрявшим автомобилистам комментаторы в социальных сетях советуют разное: вызвать ГИБДД, найти горе-парковщика и разобраться с ним «по-взрослому», а также подцепить автомобиль на трос и сдвинуть самостоятельно. Но важно помнить, что машина каршеринга принадлежит юридическому лицу и в случае порчи имущества виноватым в ситуации будет уже тот, кто нанес автомобилю материальный ущерб. Редакция Autonews.ru пообщалась с компаниями краткосрочной аренды машин и собрала несколько путей решения для водителей, чью машину заблокировал автомобиль каршеринга.
Если водителя каршеринга рядом с автомобилем нет и связаться с ним невозможно, то следует позвонить в каршеринговую компанию и сообщить о проблеме. Именно так корреспонденту Autonews.ru посоветовали сделать в пресс-службе каршеринговой компании BelkaCar.
«Номер телефона обычно указан на самом автомобиле, а также его легко найти в Интернете. Как только сервис фиксирует заявку, задача сразу передается в работу технической службе компании. Если машина мешает проезду, то согласно нашему регламенту, заявке присваивается высокий приоритет, и технический специалист выезжает на место незамедлительно», — пояснил представитель BelkaCar.
Более того, водителю, который бросает машину в месте, где она препятствует проезду других автомобилей, согласно договору аренды будет выставлен штраф, размер которого варьируется в зависимости от ситуации и компании.
В реальности в таких ситуациях техники каршеринга редко прибывают на место оперативно, особенно если речь идет о раннем утре или позднем вечере. Часто бывает так, что еще до приезда техника машину бронирует и забирает какой-то другой пользователь. Поэтому первое, что стоит усвоить — быстро машину вряд ли удастся освободить. На решение проблемы может уйти несколько часов, но есть и другие способы.
При наличии аккаунта в каршеринговой компании можно самостоятельно забронировать и отогнать мешающий автомобиль, цена вопроса не превысит 30 рублей. Если аккаунта в каршеринге нет, можно попытаться зарегистрироваться — обычно на эту процедуру уходит не более часа. Еще один способ — попросить друга или члена семьи, имеющих аккаунты каршеринга, помочь отогнать автомобиль.
Но предварительно стоит все-таки позвонить в компанию каршеринга и зафиксировать само нарушение предыдущего водителя. Если ему не выставят штраф, то хотя бы вышлют предупреждение.
Такой способ может не сработать, если блокирующая машина все еще находится в аренде. В этом случае решить вопрос можно еще быстрее. Служба каршеринга проверит автомобиль по госномеру и свяжется с пользователем. Под угрозой штрафа он быстро вернется к автомобилю и отгонит его.
Блокировка вашей машины автомобилем каршеринга подпадает под часть 4 статьи 12.19 КоАП РФ «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств». Штраф за это нарушение составляет 2000 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге — 3000 рублей. Поэтому независимо от того, сообщили ли в службу каршеринга о нарушении или нет, у вас есть право обратиться в ГИБДД, сотрудники которого зафиксируют нарушение и будут вынуждены эвакуировать автомобиль.
Полиция может приехать как в течение пяти минут, если наряд оказался рядом, так и через несколько часов. Если до приезда стражей порядка кто-то захочет забронировать автомобиль, ему следует сообщить, что это машина-нарушитель и за ней, скорее всего, уже выехал эвакуатор. Все расходы и штрафы при этом будет оплачивать именно пользователь каршеринга, который бросил машину в неположенном месте.
«Если в дело вмешивается ГИБДД, то ситуация развивается так же, как если бы водитель нарушил правила на собственном автомобиле. Пользователю каршеринга, нарушившему правила дорожного движения, придется оплатить все соответствующие ситуации штрафы от ГИБДД», — объяснили Autonews.ru в пресс-службе BelkaCar.
А вот представители каршеринговой компании YouDrive уверили Autonews.ru в том, что как правило такие ситуации с их машинами решаются оперативно и без вмешательства сотрудников ГИБДД.
«В такой ситуации лучше сразу обратиться в службу поддержки оператора. Мы все ситуации рассматриваем индивидуально, но всегда помогаем водителю максимально оперативно. Либо связываемся с клиентом и просим переставить автомобиль, если машина находится в аренде, либо связываемся с ближайшей технической бригадой, или же ищем другие пути решения, но всегда помогаем выбраться из плена. Если клиент припарковал автомобиль так, что он мешает проезду других машин или пешеходам, то за это предусмотрен штраф в размере от 2000 до 3000 рублей», — сообщили в компании.
Стоять смирно: клиентов каршеринга накажут рублем за плохую парковку
Автовладельцы часто жалуются: пользователи каршеринга норовят оставить наемную машину где попало. Именно поэтому оператор каршеринга «Делимобиль» ввел штраф в 3 тыс. рублей для пользователей за парковку в неположенных местах. Наказывать собираются тех, кто перекрывает проезд, бросает машины на тротуаре или детской площадке. Как другие операторы борются с этой проблемой и как не получить штраф случайно, выясняли «Известия».
О нарушении может сообщить любой желающий
— Правила те же, как и для личных автомобилей. Такие штрафы приходят к нам от ГИБДД, далее мы просто перевыставляем их нарушителю. Но есть случаи, когда автомобиль стоит в слепой зоне и при этом является препятствием для других людей — речь именно о таких нарушениях, — отметили в пресс-службе компании «Делимобиль».
Если машина каршерингового сервиса стоит вторым рядом, перекрывает проезд, припаркована на тротуаре, газоне, детской площадке или в другом неположенном месте, то сообщить об этом в компанию может любой, заметивший нарушение правил. Сделать это можно несколькими способами — с помощью мобильного приложения каршеринговой службы, по электронной почте или же просто позвонив по телефону напрямую оператору. Пожаловаться можно во всех городах, где присутствует сервис «Делимобиль».
«Штраф — это крайняя мера»
Чтобы получить штраф, нужно очень постараться. Пользователя накажут только в том случае, если по каким-то причинам он откажется самостоятельно перепарковать машину. Кроме того, присланное фото с фиксацией нарушения перепроверят, сравнив с данными телематики автомобиля — это позволит избежать ошибки.
— Конечно, сначала мы проверим всю информацию по геолокации, фото- или видеофиксации, после мы будем звонить и просить клиента перепарковать автомобиль. Штраф — это крайняя мера, и нам бы хотелось, чтобы до него все-таки не доходило, — пояснили «Известиям» в пресс-службе «Делимобиля».
Представитель «Делимобиля» отметил, что помимо штрафа у компании есть не менее эффективные инструменты, для того чтобы пользователи каршеринга соблюдали правила. В частности, от правильности парковки зависит рейтинг водителя, а значит, и тариф.
— Меньше нарушений, выше параметры и больше достижений, ниже цена за минуту. Наша цель — воспитать культуру и ответственного вождения, и эксплуатации автомобиля. Иначе говоря, обращайся с автомобилем так же, как со своим любимым личным автотранспортным средством. Уважай каждого пользователя, — рассказал представитель «Делимобиля».
«Нет единого алгоритма»
Другие каршеринговые компании тоже не приветствуют неправильную парковку. Правда, штрафов за нарушение правил парковки пока никто, кроме «Делимобиля», не ввел; каждая ситуация рассматривается отдельно. Но у всех операторов каршеринга есть внутренний рейтинг водителя, влияющий на тариф.
— Нет единого алгоритма, потому что это не одна проблема, а группа ситуаций. В зависимости от ситуации приложение может не дать завершить аренду и предложить переставить машину, если парковка нарушает правила или парковаться в этом месте запрещено. Либо оператор может помочь решить проблему, если владелец авто сталкивается с неправильно припаркованным автомобилем, который мешает проезду. Если дело доходит до эвакуации, разумеется, предусмотрен штраф за нарушение правил использования сервиса, — прокомментировали «Известиям» в пресс-службе BelkaCar.
Что касается еще одного крупного игрока на рынке каршеринга — «Яндекс.Драйв», то здесь с ПДД тоже всё строго.
— Если пользователь систематически нарушает правила парковки, то он может быть заблокирован в сервисе, однако штрафов за это не предусмотрено. Штраф может быть в том случае, если машина припаркована не по правилам сервиса, например на закрытой территории, с которой ее нельзя забрать следующему арендатору, — рассказали в пресс-службе «Яндекс.Драйв».
«Известия» выяснили, что за припаркованный автомобиль «Драйва» на закрытой территории можно получить штраф в размере 5 тыс. рублей. Если оставленная пользователем машина мешает проезду, специалисты компании оценивают ситуацию и вызывают техника, чтобы тот переставил автомобиль.
«Пришлось слегка пожертвовать своим бампером»
Выйти утром и обнаружить, что вашу машину подперли автомобилем какой-нибудь каршеринговой компании, — не самое приятное начало дня.
— Как-то раз заперли около гаража, поставили почти в упор сзади. И машины этой не было в доступе для аренды, чтобы отогнать. Через 25 минут ожидания пришлось слегка пожертвовать своим бампером, — поделился негативным опытом житель столицы Михаил Сафронов. Похожий случай произошел с другим москвичом, Кириллом Шараповым. Рисковать бампером он не стал, в итоге техника пришлось ждать 2,5 часа.
Иногда автовладельцам удается разобраться с проблемой на месте, обратившись в компанию, которой принадлежит припаркованная с нарушениями машина.
— Однажды я приехал на парковку ТЦ на своей машине, а на выходе обнаружил, что меня запер каршеринг. Залез в приложение — свободной машины на этом месте нет. Позвонил на горячую линию, продиктовал номер машины, сказали, что машина в аренде, и они свяжутся с клиентом. Минуты через три вышел мужчина и действительно пододвинул машину, — рассказал автожурналист и активный пользователь каршеринга Игорь Сирин.
По словам главного редактора радио «Автодор» Антона Чуйкина, проблему неправильной парковки каршеринговых машин сложно назвать массовой. Между тем опрошенные «Известиями» пользователи рассказали, что видят машины, припаркованные на газонах, на инвалидных местах и просто под знаком, запрещающим стоянку либо остановку. Страдают от этого не только автомобилисты, но и пешеходы.
— Я не очень поддерживаю идею высоких штрафов за парковку на газонах — при всей любви к экологии. А вот когда машина перегораживает дорожку и тротуар, это действительно плохо, — отметил Чуйкин.
Заплатить придется даже за бесплатную парковку
На муниципальных парковках Москвы каршеринговые авто можно парковать бесплатно, однако и здесь есть нюансы, грозящие штрафом.
— Мы настоятельно рекомендуем обращать внимание на дорожные знаки: разрешают ли они парковаться на автомобиле или это зона для ведомственного или грузового транспорта. Такую машину элементарно могут эвакуировать дорожные службы и выписать штраф, — отметили в пресс-службе «Делимобиля». Это правило касается и автомобилей других операторов.
«Вы взяли на себя функции полиции и суда в одном лице?»: пользователь не согласен с блокировками в каршеринге
В интернете снова кто-то неправ. Разбираемся в истории блокировки пользователя в Яндекс.Драйве — с комментариями экспертов и представителя оператора.
Что произошло
13 июля Роман Клин на своей странице в Facebook опубликовал пост о том, что его незаслуженно заблокировали в Яндекс.Драйве. Роман утверждает, что в день, когда ему пришло уведомление о блокировке, нарушений скоростного режима не было, как и за день до этого.
Превышение скоростного режима имело место за неделю до инцидента, за что пользователь уплатил штраф.
В колл-центре оператора Роману сказали, что телематика зафиксировала неоднократное превышение скорости в жилой зоне (125 км/ч). Роман утверждает, что с такой скоростью в указанных населенных пунктах ехать невозможно, так как на дорогах лежачие полицейские.
Позже представители Яндекс.Драйва прислали разъяснение ситуации по почте. Оператор указал, что Роман превышал скорость на 30-50 км/ч. В комментариях к посту представитель Яндекс.Драйва пояснил, что телематика берет данные со спидометра, поэтому проблемы с интернетом (которые отмечались во время поездки) никак не влияют на точность данных.
Также в комментариях к посту несколько человек отметили, что не удивлены блокировке, так как Роман «опасный водитель, и его надо банить и перевозить на общественном транспорте».
Как вообще работают блокировки у Яндекс.Драйва?
Яндекс.Драйв развивает технологии автоматического мониторинга скорости и контроля за стилем вождения пользователей с самого запуска.
Нарушения ПДД или агрессивная манера вождения фиксируются в режиме реального времени благодаря тому, что все основные узлы и агрегаты машин подключены к телематической системе. На основе данных телематики и истории поездок алгоритм строит обезличенную индивидуальную модель для каждого пользователя, учитывая разные параметры вождения.
Мониторинг скорости производится тоже при помощи телематики: система фиксирует местоположение машины и ее ускорение. Фактическая скорость сверяется с разрешенной на конкретном участке на основе данных Яндекс.Навигатора. Если реальная скорость регулярно превышает разрешенную, пользователю приходит соответствующее сообщение. По словам оператора, это происходит независимо от того, приводит превышение к штрафу или нет.
Если алгоритм понимает, что риск попадания в ДТП слишком высок, то пользователю приходит сообщение «вези себя хорошо». Такое предупреждение может сопровождаться ограничением доступа к сервису на несколько дней.
Мы обратились к оператору с вопросами, чтобы разобраться в этой ситуации.
Может ли оператор получать данные, если машина не подключена к интернету?
Для получения данных об автомобиле в режиме реального времени интернет является совершенно необходимым. Но и в случае его отсутствия решение есть:
«Данные о текущей скорости автомобиля мы получаем с помощью встроенной телематики напрямую из CAN-шины автомобиля.
Чтобы получать информацию о скорости в реальном времени действительно нужен интернет. Но если по какой-то причине интернета нет (что очень маловероятно), показания о скорости записываются в blackbox телематики, и мы получаем их сразу, как восстановится связь»
А как рассчитывается скорость автомобиля?
В комментариях к своему посту Роман Клин писал, что «рассчитанная по GPS реальная скорость всегда несколько меньше показаний спидометра». Но оказалось, что Яндекс.Драйв считает скорость не по GPS:
Может ли техника ошибаться?
В работе телематики могут случаться погрешности: в редких случаях GPS-позиционирование может оказаться неточным. Но в таких случаях Яндекс.Драйв использует нормализацию на дорожный граф:
«Берется последовательность сырых GPS координат, которая накладывается на дорожный граф, таким образом фильтруются возможные выбросы из-за наличия рядом различных строений.
Качество работы такой нормализации можно увидеть в нашем приложении, все свободные автомобили отображаются аккуратно на дорогах».
Законно ли блокировать пользователей?
Мы попросили прокомментировать правомерность блокировки на основании нарушения скоростного режима автоюриста Александра Беленко:
«Ситуация типичная. Видимо, при частом превышении скорости, система распознала пользователя как потенциально опасного и наложила предупредительную блокировку аккаунта. Сделано это в целях безопасности пользователя, безопасности каршеринга и третьих лиц.
Яндекс. Драйв, как и другие каршеринги, оставляет за собой право блокировать пользователя. Кто-то указывает причины, кто-то объясняет это уже постфактум. Но, так или иначе, смысл в том, что это их право: блокировать и приостанавливать доступ к сервису или нет.
В целях недопущения таких ситуаций и происходит блокировка, сначала временная, а затем и вечная».
Операторы могут прибегать и к другим мерам. Они вправе устанавливать собственные ограничения:
«Сейчас идёт много обсуждений возможного снижения минимального порога скорости, с которого будет выписываться штраф до 10 км/ч. Обладая правом управлять условиями предоставления своих услуг, каршеринговые компании могли бы ввести эту меру без изменений КоАП РФ. С учетом роста популярности сервиса и автопарка каршеринга, это сделало бы наши дороги безопаснее»
Дмитрий Усанов, директор Управления корпоративного автострахования в Ренессанс страхование.
Зачем вообще это делается?
Яндекс.Драйв — далеко не единственный каршеринг, который следит за скоростью и манерой вождения. Временная блокировка «опасных» водителей есть у всех крупнейших операторов.
Почему нарушителей скоростного режима считают опасными? По словам Дмитрия Усанова, именно превышение скорости чаще всего приводит к серьезным авариям. В пример он приводит сравнительную статистику по ДТП в Москве в мае 2019 и 2020 годов. В этом году из-за режима самоизоляции в Москве произошло на 60% меньше ДТП, чем в мае прошлого года. При этом количество погибших в ДТП людей снизилось всего на 19%. По мнению Дмитрия, это прямое следствие свободных дорог и более высокой скорости потока. Поэтому блокировка пользователей, которые превышают скорость, — это реальная забота о безопасности участников дорожного движения.
Наряду с блокировкой операторы каршеринга используют и другие способы привлечения внимания к вопросам безопасности Так, например, Делимобиль поощряет аккуратных каршероводов сниженной ценой, а YouDrive — дополнительными баллами.
По статистике, предоставленной Яндексом, 95% пользователей, которые получили предупреждения, изменили манеру вождения и стали ездить аккуратнее. Остальные 5% в конечном итоге были заблокированы в сервисе навсегда как злостные нарушители.
А помимо обеспечения безопасности, блокировка нарушителей и поощрение аккуратного вождения влияет на имидж операторов. Вот что думает на этот счет основатель Трушеринга Юра Николаев:
«Так уж получается, что отдельные пользователи каршеринга считают, что чужие машины не жалко, а оранжевая оклейка добавляет им суперсилу и защищает их и окружающих от повреждений и летальных исходов во время ДТП. Часто это оправдывается тем, что “минуты идут, деньги капают”. В результате общее восприятие ВСЕХ автомобилей с оранжевой оклейкой другими участниками движения становится негативным.
В условиях постоянных информационных нападков из СМИ и соцсетей на проблемы с аварийностью автомобилей каршеринга и, скажем так, избыточно безответсвенный стиль вождения каршероводов сервисы каршеринга не могут оставваться в стороне. Кроме проблем с ремонтом поврежденных в результате ДТП автомобилей, судов и прочих сопуствующих неприятностей, операторы сталкиваются с необходимостью отмывать имидж каршеринга в публичном поле. Что, конечно, сделать теперь крайне трудно.
В результате сервису проще заблокировать пользовтеля, который водит агрессивно, систематически нарушает скоростной режим и не боится штрафов от ГИБДД, чем пытаться с ним договориться и оправдаться в соцсетях.
Лично я такую инициативу поддерживаю. Если штрафы не пугают (тут должен быть отдельный разговор про прогрессивную шакалу штрафов), на автомобиль, свою и чужие жизни наплевать, то надо лишать возможности брать автомобиль.
Полагаться на данные телематики в данном случае можно и нужно. Она, разумеется, тоже ошибается, но заметно реже, чем ошибается человек».
Что говорят пользователи?
Мы провели опрос о блокировках в Яндекс.Драйве, и 84% опрошенных ответили, что их никогда не блокировали.
12% респондентов указали, что блокировка следовала после нарушения ПДД.
И лишь 4% отметили, что не нарушали, но их блокировали.
При этом блокировка без нарушения ПДД могла последовать по причине нарушения правил сервиса.
Подведя итог
Телематика почти никогда не ошибается, но даже на случай ее ошибок у любого оператора есть возможность установить истину.
Вероятность того, что вам беспочвенно вменят нарушение ПДД, стремится к нулю.
А блокировка — это вполне легитимный инструмент борьбы с недобросовестными водителями.