Машинальная память что это

Характеристика механической памяти

Механической памятью называют умение усвоить и воспроизвести информацию, которую человек не знает и не понимает. У школьников и студентов такое запоминание называется зубрежкой. В данном случае запоминание происходит с помощью большого количества повторений и выстраивания ассоциаций, при этом суть прочитанного отходит на второй план, и человек не всегда запоминает то, о чем он читал. Если при воспроизведении цепочки текста небольшая часть теряется, то индивиду очень сложно переключиться и продолжать дальше.

Машинальная память что это. Смотреть фото Машинальная память что это. Смотреть картинку Машинальная память что это. Картинка про Машинальная память что это. Фото Машинальная память что это
Особенности механической памяти

Механическая память преобладает у детей младших классов. Однако с взрослением ребенок должен научиться осмысленно запоминать материал. Механическая память имеет следующие характеристики:

Логическая память

Полным антиподом механической памяти является логическая. В этом случае вся информация тщательно анализируется и раскладывается по полочкам, от важного до второстепенного. Данный вид запоминания не требует от человека таких усилий, как при механической памяти. Выученная логическим путем информация надолго остается в голове и может производиться по-разному, но смысл при этом остается прежний.

Тренировка и развитие

У детей от 2 до 5 лет отлично развита механическая память, поэтому для ее тренировки необходимо читать ребенку книги. Во время зазубривания чего-либо основная информация забывается уже после 2 часов. Чтобы в голове отложилось как можно больше, лучше всего учить материал перед сном. Таким образом во время ночного отдыха память из кратковременной переходит в долговременную. Ученые уверены, что добиться успеха в учебе можно благодаря развитой механической памяти.

Упражнения для детей

Взрослые же могут тренировать механическую память с помощью чтения, выбирая текст и пересказывая его. Со временем длина текста должна становиться больше. Механическая память помогает в изучении языка, начиная с рождения. К тому же, проблемы в работе механической памяти существенно снижают качество жизни индивида.

Механическая память играет большую роль в освоении новых навыков. Лишь благодаря механической памяти человек может осваивать новые навыки и развивать мышление. Курс Викиум «Мнемотехники» поможет развить память и научиться запоминать большие объемы информации.

Источник

Механическая память — примитивная зубрёжка или база для успешного обучения?

На протяжении многих лет в психологии не утихают споры о том значении, которое имеет механическая память в жизни человека. Одни считают её слишком примитивной формой, работающей в рамках первой сигнальной системы (которая имеется и у некоторых животных). Другие склонны считать её той базой, без которой было бы сложно осваивать определённые типы материала, не подвластного логике и осмыслению. Так или иначе, но без неё, действительно, бывает трудно в определённые моменты, и поэтому её развитию нужно уделять не меньшее внимание, чем всем остальным видам памяти.

Что это такое

Машинальная память что это. Смотреть фото Машинальная память что это. Смотреть картинку Машинальная память что это. Картинка про Машинальная память что это. Фото Машинальная память что это

Механическая память — это способность запоминать и воспроизводить информацию такой, как она есть, без осмысления и включения в работу логических связей, то есть автоматически заучивать её посредством многократных повторов. Сокращённое название — МП. Не является показателем интеллекта. Основана на нейронных связях, формирующихся в рамках первой сигнальной системы (I с. с.).

Последовательное запоминание блоков информации происходит по принципу, который в психологии носит название «ассоциаций по смежности». Это значит, что слова фиксируются в памяти точно в таком виде, в каком человек их увидел, услышал или произнёс. Нельзя сказать, что при этом их смысл вообще не усваивается и полностью теряет своё значение, но он становится второстепенным.

Основной приём запоминания — многократное повторение. Оно заключается в максимально точном воспроизведении информации в виде образов, формирующихся в I с. с. Закрепление нужных нейронных связей в ней является результатом суммарного количества репетиций. Некоторые называют это зубрёжкой.

Пример. Запоминание и воспроизведение такой информации, как:

В психологии это полная противоположность логической (смысловой) памяти.

Механическая VS логическая

В общей классификации механическая и логическая память различаются в основном по способам (приёмам) заучивания информации. Однако это не единственный критерий, по которому их можно сравнивать.

Машинальная память что это. Смотреть фото Машинальная память что это. Смотреть картинку Машинальная память что это. Картинка про Машинальная память что это. Фото Машинальная память что это

Особенно важны оба вида в период обучения для школьников и студентов, которым требуется заучивать огромный объём учебного материала. Поэтому на разных возрастных этапах проводится психологическое исследование логической и механической памяти, чтобы выяснить, какая из них преобладает, и оптимально использовать это в учебном процессе.

Если у ребёнка в начальной школе преобладает механическая память, это не является проблемой. Однако такой результат тестирования — сигнал для родителей и преподавателей, чтобы делали упор на развитие логической. Нужно научить его выстраивать смысловые связи и использовать их для запоминания нужной информации. В дальнейшем это облегчит ему процесс обучения.

А вот преобладание механической памяти в подростковом возрасте — это уже серьёзная проблема. Это ещё не патология, но уже далеко не норма. Дети, у которых отмечается такой перевес, подчас даже являются отличниками. Но именно они сидят за уроками большую часть своего времени, что приводит к синдрому хронической усталости. На этом фоне развивается вегетососудистая дистония: скачки давления, кровь из носа, головные боли, частые инфекции. А всё потому, что объёмы учебного материала в старших классах огромны, и для его механического заучивания без осмысления требуется большое количество времени. Поэтому так важно, чтобы у ребёнка были развиты оба вида памяти.

Характеристика

Машинальная память что это. Смотреть фото Машинальная память что это. Смотреть картинку Машинальная память что это. Картинка про Машинальная память что это. Фото Машинальная память что это

Механическая память характеризуется следующими особенностями:

Механическая память также характеризуется тем, что совершенно не пластична. Если изначально, используя её, человек запомнил искажённую информацию с ошибками, впоследствии он воспроизводит её так же, потому что не осознаёт неправильность. В качестве примера можно привести изучение иностранного языка. Если сразу заучить слова в неправильной транскрипции, в дальнейшем такое произношение прочно закрепится в коре больших полушарий, с рецепторами которых связана МП, и переучиться будет гораздо труднее, чем сразу выучить всё правильно.

Примитивная и непластичная форма МП подтверждается многочисленными экспериментами. Если хоть немного изменить условия воспроизведения информации, которая была заучена таким способом, человек с трудом выполняет данное ему задание. Например, если его попросят рассказать стихотворение, поменяв в нём места четверостиший, или заменить в формуле какое-то одно из значений, или выставить на тренажёре другие настройки. Результат будет один и тот же — ошибки и постоянные заминки.

Все вышеперечисленные особенности должны учитываться преподавателями во время обучения. Нельзя давать ребёнку слишком большие объёмы материала для автоматического заучивания. Чтобы гармонично развить оба вида памяти (и механическую, и логическую), необходимо:

Постепенно, в процессе обучения, начиная с начальной школы, необходимо развивать у ребёнка логическую память, чтобы она к 10-11 годам преобладала над механической. Но забрасывать последнюю тоже не стоит. Обе играют разные, но важные роли в становлении и формировании полноценной и успешной личности.

Диагностика

Методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»

В начальной школе и в подростковом возрасте психологом проводится тест, какая память преобладает у ребёнка — механическая или логическая. Это необходимо для выстраивания правильной методики обучения с учётом индивидуальных особенностей.

Цель: выяснение уровня развития и соотношения ЛП и МП у учеников начальной школы.

Возраст: 7-10 лет (для подростков подбираются другие словесные пары).

Оборудование: листы бумаги на каждого ученика, секундомер (часы), ряды и пары слов.

Машинальная память что это. Смотреть фото Машинальная память что это. Смотреть картинку Машинальная память что это. Картинка про Машинальная память что это. Фото Машинальная память что это

По результатам составляется таблица:

Машинальная память что это. Смотреть фото Машинальная память что это. Смотреть картинку Машинальная память что это. Картинка про Машинальная память что это. Фото Машинальная память что это

Диагностика заболеваний

Гипомнезия — нарушение механической памяти, когда логическая продолжает работать, а вот элементарные вещи не фиксируются. Даже взрослый человек может просидеть над текстом небольшого объёма часа 3 и совершенно ничего не запомнить. Она бывает временной, если причина — хроническая усталость или сильный стресс. Всё гораздо хуже, когда она носит хронический характер и свидетельствует о необратимых процессах в гипокампе. Такое состояние требует неотложного лечения и правильной дифференциальной диагностики, включающей в себя:

Задача дифференциальной диагностики — не спутать гипомнезию с прочими заболеваниями, так как её клиническая картина похожа на симптомы, сопровождающие неврозы и депрессию.

Особый случай

Серьёзные нарушения диагностируются у детей с ЗПР. С помощью словесных проб Лурии у них были выявлены следующие особенности:

Психологи утверждают, что у детей с ЗПР успешность механического запоминания напрямую зависит от организации процесса заучивания.

Развитие

Машинальная память что это. Смотреть фото Машинальная память что это. Смотреть картинку Машинальная память что это. Картинка про Машинальная память что это. Фото Машинальная память что это

Хорошая механическая память может быть врождённой (так как связана с I с. с.) и приобретённой. Первая обусловлена высокой гибкостью нервной системы. При такой способности выучить материал получается уже после 1-2 повторений. Часто это обнаруживается у полиглотов.

Однако не нужно расстраиваться, если вы не являетесь обладателем такого феномена. Во-первых, информацию всегда можно заучить через многократное её повторение. Это укрепляет изначально слабые нервные связи, так как прокладываются необходимые сигнальные пути между участками полушарий, отвечающими за фиксацию и воспроизведение данного материала.

Во-вторых, всегда можно развить механическую память, сделать так, чтобы её объём увеличился. Психологи предлагают использовать для этого следующие приёмы:

Несмотря на то, что механическая память по многим показателям проигрывает логической, она является базой успешного процесса обучения. Поэтому нужно следить за её полноценным развитием с раннего детского возраста.

Источник

Непроизвольная память и произвольная память

Машинальная память что это. Смотреть фото Машинальная память что это. Смотреть картинку Машинальная память что это. Картинка про Машинальная память что это. Фото Машинальная память что это

На основании разных аспектов в психологии принято разделение памяти на разные виды, в том числе – на произвольную и непроизвольную.

Произвольная и непроизвольная память – это виды, которые определяются по критерию участия воли в процессе запоминания. Так, непроизвольная память – процесс запоминания, происходящий как бы «сам собой», без постановки цели запомнить и без дополнительных усилий со стороны человека. Как правило, непроизвольное запоминание сопровождается какой-нибудь яркой эмоцией.

Произвольная память – это сознательный процесс, который предполагает для достижения результата осознанную постановку цели и приложение определённых усилий.

Непроизвольная память ребенка

В раннем детстве память является частью ощущений и восприятия. Взрослые обращаются к малышу с просьбой вспомнить название предмета, чьё-то имя, какое-то действие. Память становится частью общения и частью овладения языком.

В дошкольный период память стремительно развивается, опережая остальные способности. Активное развитие всех видов памяти, происходящее в это время, в будущем станет основой полноценного развития малыша.

В возрасте 2-3 лет ребёнок повторяет слова и рифмованные строки. До начала школьного периода у ребёнка ведущую роль играет непроизвольное запоминание, основанное на впечатлениях малыша – двигательных, слуховых, зрительных. В младшем и среднем дошкольном возрасте (3-4 года) и запоминание, и воспроизведение все еще осуществляются в основном непроизвольно, проявляясь как часть разных видов деятельности. Чем младше ребёнок, тем большую роль в запоминании играют впечатления, чувства. Для развития непроизвольной памяти важны наблюдения. Заостряя внимание ребенка на объекте или явлении, можно сформировать долговременную память.

Существуют некоторые основные закономерности непроизвольной памяти:

Примерно с четырехлетнего возраста у дошкольников начинается развитие произвольной памяти. Играя, выполняя поручения взрослых, дети начинают осознанно как запоминать, так и вспоминать, и ближе к школьному возрасту непроизвольное запоминание уступает место преднамеренному вспоминанию.

Ребёнок-дошкольник ещё не умеет самостоятельно ставить себе задачи, ему необходима помощь родителей, их подбадривающие фразы вроде «давай-ка повторим ещё разок», «давай ещё разочек прочитаем». Основное развитие произвольной памяти приходится на период обучения в школе. В это время у ребёнка формируется логическая память, которая помогает работать с большими объёмами текста.

Если ребёнок проявляет желание запомнить что-то и старается найти и использовать для запоминания логические связи – это благоприятный признак формирования произвольной памяти.

Заниматься с ребёнком лучше всего в виде игры (упражнения и советы для взрослых и детей можно найти в нашей статье Упражнения для улучшения памяти. Но не менее важный момент – ежедневное общение с ребёнком. Спрашивайте его о том, как прошёл его день, что было интересного, во что играли, чем бы он хотел заниматься завтра. Так Вы помогаете ему и вспоминать, и выражать свои мысли.

Произвольная память дошкольника

Произвольная память начинает формироваться, как мы уже сказали выше, в среднем дошкольном возрасте, а первые её проявления хорошо заметны во время сюжетно-ролевых игр. Во время таких занятий ребёнок хорошо мотивирован, ведь без запоминания условий ему не выполнить взятой на себя роли.

Произвольный вид памяти формируется постепенно, на основе умственного развития малыша.

Предпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются:

Сначала ребёнок учится этим предпосылкам у взрослых, а потом постепенно перенимает инициативу.

Немного подробнее остановимся на одной из важнейших предпосылок развития произвольной памяти дошкольника, каковой является игра.

В процессе игры развивается ум ребенка, приобретаются важные умения и навыки. Словесные игры, задействующие речь, одновременно развивают мышление и память; дидактические игры также улучшают память, учат следовать правилам и порядку действий.

В дидактических играх с детьми стоит обратить внимание на несколько важных моментов:

Процесс развития произвольного вида памяти у дошкольников включает такие важные моменты:

Развитие произвольной памяти

Произвольная память начинает формироваться в процессе взросления ребёнка, когда он постепенно обучается действиям, помогающим лучше запоминать информацию, удерживать её в памяти в течение длительного времени и воспроизводить как можно точнее. Завершается этот процесс примерно к 14 годам.

В процессе обучения ребёнка в школе развитие произвольной памяти приобретает все большее значение: растёт объём информации, которую необходимо запомнить, не всегда её можно подать ярко и наглядно, и не всегда она совпадает со сферой заинтересованности ребёнка. Но, с другой стороны, для разностороннего развития недостаточно усваивать только то, что интересно. Кроме того, развитие произвольной памяти и её активное использование важны для общего умственного развития, в том числе для приобретения навыков, без которых не обойтись старшеклассникам и взрослым людям – логически мыслить и делать выводы.

Как помочь ребенку развить произвольную память?

Развитию памяти и внимания, мышления и восприятия способствуют развивающие игры онлайн.

Мы искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Источник

Моторная память и её роль в развитии когнитивных компетенций

Машинальная память что это. Смотреть фото Машинальная память что это. Смотреть картинку Машинальная память что это. Картинка про Машинальная память что это. Фото Машинальная память что это

Работаю психологом с 2013 года. Выбранная профессия позволила понять себя и.

Машинальная память что это. Смотреть фото Машинальная память что это. Смотреть картинку Машинальная память что это. Картинка про Машинальная память что это. Фото Машинальная память что это

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Нервная система человека – это сложный и многофункциональный орган, который отвечает за жизнедеятельность и активность организма. Память считается уникальной способностью человеческого мозга понимать и сохранять информацию и при необходимости пользоваться ею. Большинство психологов, педагогов и других научных деятелей определяют память, как умственный процесс запоминания, удерживания, воспроизведения информации и её забывание.

Как бы странно это ни звучало, но процесс забывания – это тоже элемент памяти. Без памяти, человеку сложно было бы иметь представление не только об окружающем мире, но и о себе. Мозг человека, словно компьютер, который постепенно записывает поступающую информацию и сохраняет её на файлах. Когнитивная сфера так же позволяет сохранять память на разный временной период, например, есть краткосрочная и долгосрочная память и у каждого она развита в той или иной степени хорошо.

Виды памяти

Машинальная память что это. Смотреть фото Машинальная память что это. Смотреть картинку Машинальная память что это. Картинка про Машинальная память что это. Фото Машинальная память что это

Существуют разновидности памяти и для начала стоит отделить память произвольную от непроизвольной.

К непроизвольной памяти относится моторная память, её еще называют – кинетическая.

Главными её характеристиками являются следующие критерии:

Есть примеры, когда люди в преклонном возрасте теряют способность к запоминанию, практически все виды памяти страдают, но стоит им приступить к выполнению физических действий, которые они ранее выполняли машинально, то тут же их руки и мышцы выполняли работу автоматически без сбоя.

Машинальная память что это. Смотреть фото Машинальная память что это. Смотреть картинку Машинальная память что это. Картинка про Машинальная память что это. Фото Машинальная память что это

Развитие внимания. Двигательная память.

Моторная память отвечает за трудовые навыки человека, а также за другие виды двигательных работ, которые имеют определенный алгоритм действий.

Моторная память неразрывно связана с моторикой человека, иными словами, со способностью скоординировать собственные движения на выполнение активных действий ногами и руками. Способность выполнять последовательные движения конечностями для реализации поставленной задачи, и есть моторика организма.

Но такая активность, да еще и с четким пониманием последовательности всех движений, невозможна без включения в процесс когнитивной системы человека. Получается, что для запоминания определенных движений, действий нервная система задействует умственные способности и физические.

Развитие моторной памяти помогает спортсменам, танцорам и людям разных трудовых специальностей, где нужно выполнять повторяющиеся движения машинально.

Влияние моторной памяти на когнитивную систему

Для кого – то моторная память является лишь мышечной памятью, которая хорошо развита благодаря отличным физическим данным, но на самом деле это далеко не так. Моторную память не стоит отделять от когнитивной системы. И здесь иногда сложно определить степень влияния моторной памяти на умственную способность или наоборот влияние когнитивной сферы на моторику человека.

Учеными доказано, что развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики благоприятно влияет на его когнитивную сферу. В первую очередь была неоднократно доказана связь развития мелкой моторики на речевую способность ребенка. Кисти рук и стопы ног имеют нервные окончания, которые нуждаются в постоянной работе. Выполнение мелкой моторики включает в работу следующие системы:

Таки образом, получается, что моторная память не может функционировать без работы когнитивной, нервной и мышечной системы. Кинетическая память работает после того, как человек осознанно и с вовлечением будет выполнять определенную работу. После многократного выполнения активных двигательных действий происходит мышечное запоминание.

Как пример, можно рассмотреть деятельность профессиональных фигуристов. Для выполнения определенных комбинаций на льду, спортсменам приходится усердно и длительно тренироваться под руководством тренера, который знает, как именно нужно выполнить то или иное движение.

Каждый прыжок, движение, скольжение у спортсмена на льду должно быть выполнено правильно и грамотно, а для этого вовлекаются практически все психологические процессы в работу, это внимание, память, слух, так как все движения идут под музыку, зрительная и когнитивная система.

Спортсмену нужно запомнить и закрепить в моторной памяти именно правильное выполнение прыжка или движения, а значит, она все же избирательна.

Машинальная память что это. Смотреть фото Машинальная память что это. Смотреть картинку Машинальная память что это. Картинка про Машинальная память что это. Фото Машинальная память что этоФото автора Polina Tankilevitch: Pexels

Отбор нужной информации идет посредством осмысления и понимания последовательности движений в работе. Человек определяет, какую информацию стоит запомнить, и концентрирует на ней собственные силы и способности. Моторная память и когнитивная сфера находятся постоянно в плотной взаимосвязи.

В продолжение этой темы стоит сказать, что во многих Европейских странах активно разрабатываются тренинги и программы по геронтологии, которые направлены на поддержание и сохранение умственных и физических способностей людей в пожилом возрасте.

Для сохранения умственной способности в программу обязательно включены упражнения, где задействована мелкая моторика. Люди выполняют точные, мелкие движения, которые требуют концентрации внимания, включения когниций и моторной памяти. Пожилые люди, выполняя заданные действия регулярно, активизируют кинетическую память и другие познавательные процессы.

Развитие кинетической памяти

Для развития моторной памяти необходим комплексный подход. Если говорить о ребенке, то здесь важно включать физическую активность, но с оглядкой на возраст. Например, если это дошкольный возраст, то вполне можно начинать осваивать езду на самокате, велосипеде и другом доступном транспорте. Грудничковое плавание в большинстве школ раннего развития включено в обучающую программу.

Машинальная память что это. Смотреть фото Машинальная память что это. Смотреть картинку Машинальная память что это. Картинка про Машинальная память что это. Фото Машинальная память что этоФото автора Blue Bird: Pexels

Раннее развитие – это не о знаниях, это об умениях ребенка выполнять самостоятельно и последовательно заданные действия.

Считается, что первые 5 лет жизни ребенка сенситивные для развития моторной памяти и других познавательных процессов. Нужно как можно большим навыкам обучить ребенка, опыт, полученный в работе, позволит в дальнейшем лучше выполнять те или иные задания.

Для взрослых людей будет полезно заниматься регулярно спортом или оздоровительной гимнастикой. Мышцы, работая, обогащаются полезными веществами, таким образом, нет застоя в работе с обменом веществ. Физическая нагрузка дает импульсы работе мозга и поддерживает психику.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *