Маска тенгу для чего
Мистические существа Тэнгу
Ранее в некоторых статьях на нашем сайте уже упоминалось мифологическое существо по имени тэнгу. В сегодняшней статье остановимся на нём более подробно и постараемся изложить о тэнгу максимум информации.
Зарождение легенд о тэнгу
В Китае, а потом и в Японии, к тэнгу относят существ, которые обитают в горах и лесах. Согласно легендам они жили отшельниками, хотя бывали случаи, когда тэнгу сбивались в стаи. Излюбленными местами обитания тэнгу являются верхушки деревьев (старые сосны или криптомерии), у которых искривлены стволы.
Есть у тэнгу, конечно же, и сверхъестественные способности. Например, они могут превращаться в человека, а также по своему желанию принимать облик самых различных животных. Тэнгу могут общаться с людьми, не раскрывая рта (телепатически). Также без помощи крыльев они могут молниеносно переместиться из одного места в другое. А иногда тэнгу могут посетить человека во сне без приглашения.
Тэнгу считаются покровителями боевых искусств, так как сами являются умелыми войнами. В то же время они не прочь попроказничать, например устроить подвох какому-нибудь хвастливому или заносчивому монаху. Тэнгу отличаются своим стремлением к справедливости, потому могут наказать того, кто злоупотребляет властью или знаниями для того, чтобы получить влиятельное положение в обществе или достичь славы. В прошлом тэнгу любили наказывать тщеславных и самодовольных самураев. Кроме того, им ненавистны люди с пороками и хвастуны.
Эти существа часто морочат и пугают путников, отправившихся в горы, своим громовым хохотом. Также они не прочь подначить лесорубов, которые отважились забрести в глубь чащи.
Появление японских тэнгу
Впервые тэнгу, как японский леший, упоминается в «Повести о дупле» («Уцубо моногатари»), которая относится к концу десятого века.
Согласно японским легендам и мифам, тэнгу происходят от Сусано-о (первородное японское божество). Упоминания об этих мифических существа можно встретить не только применительно к религиозным притчам и легендам, но и в старинных мифах о японских боевых искусствах, в частности о нинпо и ниндзюцу.
По одной из легенд, тэнгу обладали «Тэнгу-гайдзюцу-рон» (божественной техникой боя). Примечательна данная техника тем, что именно её использовали ниндзя, которые носили одежду чёрного цвета и маску, которая, кстати, называется Тэнгу-ги. Предназначение маски было в маскировке, а также устрашении врага (она придавала облику ниндзя демонические черты). О связи тэнгу и ниндзя речь пойдёт ниже.
К самому старинному виду тэнгу относятся Карасу. Это их живописцы изображали в виде вороно-подобных существ, имеющих человеческое тело, а также сверхкрепкие зубы, которыми они могли легко перекусить железный меч, а на закуску наконечник копья.
Ямабуси и тэнгу
В 13 веке о тэнгу появляются новые легенды. В них тэнгу превращаются в ямабуси (горные монахи). Само слово «ямабуси» имеет значение «оседать в горах», что подразумевает под собой уединённое странствование монахов по горам и ущельям. Данные странствования уходят корнями в уникальную для Японии религию Сюгэндо. Эта религия развилась из обычая почитания и поклонения местным священным горам, которые с давних пор почитались, как места, откуда происходили или где пребывали боги-ками.
Со временем об этих горах люди стали складывать легенды, в которых нашлось место и для тэнгу. Наибольшее распространение медитации в горных районах получили в 794-1185 годах (середина периода Хэйан).
Отождествлять тэнгу с ямабуси стали из-за ассоциации тэнгу с горными массивами, а также магическими занятиями. Как и было сказано выше, люди верили в сверхъестественные силу этих существ и их способность превращаться в людей и животных. В свою очередь монахи ямабуси надеялись на то, что уединившись в горах и ведя аскетический образ жизни отшельника, они смогут получить хотя бы некоторые из магических навыков тэнгу. В связи с этим люди стали отождествлять ямабуси с тэнгу и начали изображать этих существ в облике ямабуси. Чаще всего тэнгу-ямабуси появлялись на людях в облике босоногого странствующего пожилого монаха, хотя легко могли принять облик женщины, мужчины или даже ребёнка.
Ямабуси являлись яростными защитниками Дхармы или по-другому учения Будды и потому наказывали любого, кто вводил в заблуждение окружающих, используя при этом религиозные доктрины. В отдельных случаях поведение тэнгу не поддавалось объяснению и было загадочным для людей, но такой была суть этих обитателей горных лесов.
Позже, в период Эдо, число горных монахов стало расти ещё больше, и поэтому связь «тэнгу-ямабуси» крепла день ото дня. Однако теперь ямабуси уже не занимались религией, а переквалифицировались на изгнание демонов, лечение болезней и возврат украденных вещей. Неоспоримым фактом является значительное влияние тэнгу на японские боевые искусства (кэн-дзюцу, ниндзюцу, дзю-дзюцу и др.), о чём свидетельствуют многочисленные рисунки, на которых изображены тэнгу.
Люди относились к тэнгу по-разному. С одной стороны эти существа являлись защитниками и покровителями горных святилищ. А с другой стороны, они были жестокими обманщиками и похитителями взрослых и детей, разжигателями пожаров и убийцами тех, кто покушался на деревья в лесах тэнгу.
Тэнгу являются обладателями довольно странного чувства юмора, а их хитрость не уступает их же надменности. Эти существа выходят победителями из схваток, благодаря своей магической силы, которой у них более чем достаточно. Также они не преминули использовать физическую или ментальную силу.
Согласно народным поверьям, в тэнгу после смерти мог превратиться гордец или человек, который не смог избавиться от злобы при жизни, а также священник, не сумевший познать истины или лжец, использовавший веру в своих корыстных целях. Причём вера в тэнгу была настолько сильна, что в 1860 году им даже отправили официальную просьбу об освобождении провинции, через которые ехал сёгун.
Тэнгу и боевые искусства
Как уже отмечалось выше, тэнгу были непревзойденными мастерами боевых искусств. Несмотря на свой сложный характер, порой тэнгу делились с обычными людьми своими познаниями о боевых искусствах. В последствие различные самураи, войны и основатели школ боевых искусств утверждали, что получили свои знания и советы от тэнгу. Порой это случалось во сне (как уже упоминалось выше, тэнгу могли посещать людей во сне), а иногда во время добровольных странствий в горах.
Во время именно такого восхождения в горы Муша-шуге один из величайших войнов Японии по имени Минамото-но-Йошитсуне освоил искусство обращения с мечом. Причём он овладел им настолько хорошо, что будучи ещё совсем молодым, смог победить монаха-война Бэнкея в Храме Курама-дера. Вполне возможно, что этими знаниями Мусаши обязан тэнгу. И наверное поэтому молодого Минамото Мусаши называли «маленьким тэнгу» (прозвище было дано за то, что Мусаши стал победителем в более чем 60 дуэлях).
Морихэй Уэсиба, являющийся основателем школы айкидо очень любил одну легенду: глава клана Минамото по имени Йошитомо был разбит армией клана Тайра и сам погиб в бою. Его сыну Усикаве-мару жизнь сохранили. Когда мальчику исполнилось 7 лет, его отослали в монастырь, находящийся недалеко от Киото, на горе Курама. Там его воспитывали буддийские монахи и чувствовать себя он мог в полной безопасности.
И вот однажды в вечернее время перед Усивака-мару из тьмы возник ямабуси довольно странного вида, который предложил парню обучиться секретам фехтования. Усивака не раздумывая ни секунды промолвил: «Давай начнем прямо сейчас!». И тут же бросился атаковать ямабуси, но так и не смог ни разу его даже задеть. После этого парень более учтиво попросил монаха обучать его.
С того дня еженочно Усивака-мару получал важнейшие уроки по фехтованию у мастера Сёдзё-бо и его стаи тэнгу. Благодаря такой усиленной подготовке, к 12-ти годам парень мог тягаться даже с самым сильным тэнгу. Это значило, что Усивака-мару был готов покинуть своего учителя и горы.
Далее, как повествует легенда, Усивака-мару побеждает громадного монаха Бэнкэя, при этом проявив себя, как один из сильнейших японских войнов. И с тех самых пор все великие мастера воинских искусств следовали примеру Усивака-мару и обучались фехтованию у тэнгу.
Тэнгу и ниндзя
Тэнгу-гэйджутсу-рон (“Божественная техника Тэнгу”) происходит от монахов-войнов ямабуси, которые странствовали в горах от монастыря к монастырю. Данная техника использовалась войнами тени (ниндзя), что придавало ей ещё большую таинственность. Маска, которую носили ниндзя, была чёрного цвета и называлась тэнгу-ги. Маска закрывала почти всё лицо, поэтому делала ниндзя менее заметными в темноте и при этом придавала войнам дьявольские черты. Теперь вы сами можете понять, насколько тесно искусство ниндзюцу было связано с тэнгу.
Шло время и среди людей стали появляться новые легенды о ниндзя. В них говорилось, что тэнгу являлись предками ниндзя и, что они передали потомкам свои демонические силы и умения. По другим легендам ниндзя имели связь с сюгендзя-адептами, которые практиковали учения о сверхъестественном. Адепты обучали ниндзя плавать в ледяной воде и ходить по огню, не обжигаясь, а также спать на снегу и даже управлять погодой.
Считалось также, что войны тени умеют призывать на помощь духов-ками и использовать их силу. Самураи же считали, что ниндзя способны летать на облаках, останавливают время, читают мысли противника и способны становиться невидимками.
Вообще о ниндзя известно не столько уж много, потому как письменных источников с содержанием сокровенных секретов войнов тени, практически нет. Именно поэтому войны-невидимки до сих пор остаются загадкой перед исследователями восточно культуры.
Ямабуси практиковали учение о полном слиянии человека с природой. Во времена своего зарождения школа ниндзюцу вообще не имела ничего общего с военными организациями, ни по идеологии, ни по методам подготовки. Но со временем ниндзюцу претерпело серьёзные изменения.
Наверное мы уже никогда не узнаем о том, что в легендах о ниндзя было правдой, а что ложью. Однако связь войнов ночи и тэнгу считается неоспоримой и подтверждается множество легенд.
У Карасу Тэнгу лицо ворона, он живёт среди верхушек сосен или кедров, и машет крыльями очень быстро, как колибри. Ямабуси Тэнгу крупнее и больше похож на человека. Живёт высоко в горах, отшельником. У него невероятно длинный красный нос, очень большие крылья и плащ из перьев. Также у него есть веер из перьев или листьев для управления ветром.
Оба Тэнгу обладают способностью превращаться в людей и животных, летать, мгновенно переноситься с места на место, телепатически общаться с людьми и приходить в их сны.
Тэнгу горы Такао
Миф о Тэнгу скорее всего пришёл из Китая между 6 и 7 веками, где он оброс синтоистскими и буддийскими элементами. Тэнгу горды, мстительны, легко впадают в гнев, особенно нетерпимы к высокомерным, богохульникам, к тем, кто злоупотребляет своей властью и своими знаниями для личной выгоды, а также к тем, кто вредит их лесу.
В легендах их описывают по-всякому: доброжелательными и злыми, трикстерами, поджигателями лесов и ворот храмов и даже пожирателями детей. Они любят принимать вид обычных путников и, войдя в доверие жертвы розыгрыша (в легендах часто это буддийские монахи), поднимают его в воздух или насылают морок, а иной раз и похищают, что в легендах известно под названием Тэнгу Какуси (божественный экстаз, или экстаз Тэнгу). Жертвы часто приходят в себя очень далеко от того места, где они были, и абсолютно ничего не помнят о произошедшем. Исчезновения детей также приписывают Тэнгу, особенно если отыскавшийся ребёнок пребывает в замешательстве.
Иногда Тэнгу вмешиваются в дела человечества, чтобы люди не становились слишком опасными или не собирали вокруг себя слишком много власти. Несмотря на нетерпимость Тэнгу к негативным чертам характера в людях, сами они часто бывают эгоистами. От этого произошло выражение tengu ni naru (стать Tengu), то есть, стать горделивым.
Тэнгу и буддийский монах, художник Каванабе Киосай
Длинный нос символизирует неприязнь Тэнгу к предрассудкам и высокомерию. Бессовестным монахам, людям, ослепленным жаждой власти, и тем, кто идет против дхармы, суждено стать Ямабуси Тэнгу с длинным красным носом.
Данная статья хоть и открыла для меня нового интересного персонажа из сонма земных демонов, или фейри, но оставила в замешательстве касательно некоторых деталей. Чтение вики несколько прояснило ситуацию.
В частности в последнем параграфе переведённой мной статьи, где про бессовестных монахов и т.п., выражается не мифологическая реалия, а мнение настоятелей монастырей. Как и в христианстве, в ортодоксальном буддизме, похоже, бытовала нетерпимость к земным демонам и навязывалось общение исключительно с Буддой. Тех же монахов, кто уходил жить отшельниками в горы, называли ямабуси (отшельник), приписывали им связи с Тэнгу и даже считали, что они сами стали Тэнгу-отшельниками. Персональная прокачка этих монахов, позволяющая им летать и мгновенно перемещаться с одного места на другое, гармонично слилась с мифом Тэнгу.
Кстати, тут только слепой не увидит параллелей с мифами о фейри. Некоторым фейри-шаманам удавалось перейти на ту сторону и стать проводниками и учителями для последователей.
Маска тенгу для чего
Андрей Космин запись закреплена
Изображение тэнгу на теле может служить указанием на характер человека и часто несут предупредительный характер. Или же они могут выступать в качестве оберегов и символизировать собой те черты, которые хотел бы приобрести носитель татуировки.
В традиционной японской религии синто существует множество божеств – ками, среди которых шесть удостоены названия «Оками» («Великие ками»). Пять из них Идзанаги, Идзанами, Митикаэси, Сасикуни и богиня солнца Аматэрасу – «амацуками» (небесные ками), а Сарутахико – хранитель дорог, дух перекрестков и устранитель препятствий – «куницуками» (земное божество).Он изображается в виде старика с красным лицом и очень длинным носом. Считается, что образ Сарутахико-но-Оками послужил прообразом демонических существ – тэнгу (по японски буквально «Небесная собака»).
Японцы верили в существование двух разновидностей тэнгу: карасу – тэнгу ( тэнгу – ворон) и ямабуси – тэнгу.
Исторические заметки. Мифология Тенгу, вероятно, была представлена Японии в 6 или 7 веке н.э. в связи с приходом буддизма из Кореи и Китая. Эти гоблины после этого появляются в древних документах Японии (например, примерно с 720 года нашей эры) и тесно связаны с горами Курама в Японии (около Кибун), обители легендарного седовласый Сюйбо (Сойобо) 僧 正 坊, короля Тенгу. В «Мифах и легендах Японии» (1913, Ф. Хадланд Дэвис) Тенгу, как говорят, исходят от первобытного японского бога Сусано-о. Знания Тенгу можно найти не только в буддийских кругах, но и среди синтоистских, будо и ниндпо-групп. Еще в 1860 году правительство Эдо размещало официальные уведомления в Тенгу, прося гоблинов временно покинуть определенную гору во время запланированного визита сёгуна (см. Японию и Китай, капитан Бринкли).
Японские демоны получают название от китайского горного бога Tiangou 天狗, но также связаны с крылатым буддистским божеством Гарудой (Jp. = Karura). Кроме того, тенгу рассматриваются как преобразования (Jp: keshin 化身) синтоистских божеств, yama no kami 山 の 神, горные стражи, часто связанные с высокими деревьями. Тенгу имеют два физических типа: karasu tengu 烏 天狗, идентифицированные головой птицы и клювом; и konoha tengu 木 の 葉 天狗, отличающийся человеческим телосложением, но с крыльями и длинным носом (также называемым ямабуши тенгу). Этот тип тенгу часто носит пера в одной руке. Из-за его длинного носа, тенгу связаны с синтоистским божеством Sarudahiko (Sarutahiko) 猿 田 彦, который берет на себя изображение обезьяны, а маски тенгу играют важную роль на некоторых религиозных фестивалях. Ранние японские популярные сказки, такие как в KONJAKU MONOGATARI 今昔 物語 (начало 12c), изображают тенгу как врагов буддизма, устанавливают огонь в храмах или обманывают священников. Священники, которые достигают особых полномочий через религиозную дисциплину, но используют эти силы для своих целей, как полагали, вступают в следующую жизнь в трансгригаторское царство тенгудо 天狗 道. Самые ранние представления tengu находятся в Kamakura-период emaki 絵 巻, таких как «Tengu zoushi emaki 天狗 草紙 絵 巻» из 1296 (Музей Незу), которые критикуют высокомерных священников, которые в конечном итоге становятся тенгу. Согласно легенде, в качестве мальчика известный воин Минамото не Йошицуне 源 義 経 (1159-89) тренировался в магическом фехтовании с царем тенгу Суджубу 僧 正 坊 возле Курамадера в горах к северу от Киото (см. Фото ниже). Тенгу часто показываются на фотографиях, касающихся жизни Йошицуне, в том числе и боевые экраны Hogen-Heiji 保 元 平 平 (Музей Метрополитен), а также изображения темы «Хаши Бенкей 橋 弁 慶» или «Бенкеи на мосту». Moyoyama-period daimyo大名 Кобаякава Такакадж 小早川 隆 景 (1532-90) предположительно провел диалоги с королем Тенгу Бузенбу на горе Хико 彦 (см. Фото ниже).
Характер тенгу постепенно менялся на протяжении веков. Например, тенгу долго считалось похищать детей, но в период Эдо их часто привлекали для помощи в поисках пропавших детей. Аналогичным образом, тенгу стал хранителем храма, а скульптурные изображения из них были размещены на храмовых зданиях или вокруг них. Тенгу также связаны с ямабуши 山 伏 или «горскими аскетами», чья форма они часто предполагали. Тенгу часто изображаются в отличительной шапочке и халате ямабуши. Иллюстрация Тенгу увеличилась в популярности и разнообразии в эпоху Эдо, обычно отражая более позитивную и даже беззаботную концепцию некогда свирепого демона.
Эволюция Тенгу
Тенгу развивался как по внешнему виду, так и по целям на протяжении веков. Первоначально он изображался как злобное воронкообразное существо с мужским телом, лицом с битым лицом, маленькой компактной головой, пернатыми крыльями и тяжелыми когтями. С тех пор Тенгу превратился в защитного птичьего гоблина с необыкновенно длинным носом, одетый в маленькую монашескую шляпу и часто занимая красное лицо. Покровители боевых искусств, Тенгу приписывают необычайные навыки в борьбе с мечом и кузнечном оружии. Они иногда служат наставниками в искусстве войны и стратегии для людей, которых они считают достойными. Тенгу живут в колониях под руководством единого Тенгу, которого обслуживает посланник Тенгу (обычно Карасу). Более озорные, чем злые, Тенгу вылупляются из яиц, таких как птицы.
Карасу Тенгу («Ворон» Тенгу) 烏 天狗
Древней формой Тенгу была «карасу» или «ворона» Тенгу. Он изображался как злобное воронкообразное существо с телом человека, он был способен похитить взрослых и детей, начать огонь и разрывать тех, кто умышленно повредил лес, потому что Тенгу живет на деревьях. Иногда Тэнгу также похищал людей, только чтобы освободить их позже, но «счастливый» выживший вернется домой в состоянии деменции (так называемый «Тенгу Какуши», что означает «скрытый тенгу»).
Yamabushi Tengu (горный монах) 山 仏 師 天狗.
На протяжении веков Тенгу становится более человечным по внешности и берет на себя защитную роль в делах людей. Тенгу может превратиться в мужчину, женщину или ребенка, но его предпочтительная личность должна казаться босоногим, блуждающим, пожилым горстним отшельником или монахом (ямабуши) с чрезвычайно длинным носом. И магические тануки (барсук), и ойнари (лиса) также могут измениться в человеческой форме, и в некоторых японских традициях эти два существа на самом деле считаются животными проявлениями Тенгу.
Тэнгу
Тэнгу
Основное имя
Альтернативные имена
Происхождение
Сторона
Содержание
Этимология названия
Тэнгу буквально переводится как «Небесная собака»
Мифология
Тэнгу — существо из японских поверий. В японских верованиях тэнгу тератологическое существо; представляется в облике мужчины огромного роста с красным лицом, длинным носом, иногда с крыльями. Тэнгу очень часто носит одежду горного отшельника (ямабуси), он наделён огромной силой.
История
Как и многие другие персонажи японского фольклора, Тэнгу происходят из Китая. В Китае эти существа изображались похожими на лисиц с белой головой. Им приписывались способности отвращать беды, а также отпугивать разбойников лаем. Так же называлось злое божество, живущее на Луне. Наконец, то же слово означало особые звёзды, падающие с треском и блеском. Вскоре образ лисособаки начал изменяться под действием способности тэнгу летать. В «Собрании стародавних историй» (Кондзяку моногатари) появившемся в 12 веке, тэнгу предстал в образе сокола, обитающего в кронах старых деревьев. Ему приписывалась способность своими чарами всячески смущать людей. В том же произведении можно найти множество указаний на то, что буддийские монахи пытались использовать силу тэнгу в своих целях. Один из них даже смог вылечить императора, однако был изгнан, когда вскрылась его связь с тэнгу. Считалось что хотя тэнгу и обладают значительным могуществом, блага, принесённые их колдовством, в будущем непременно обернутся неприятностями. Поэтому допустимо обращаться за помощью к будде, но следует воздержаться от контактов с тёмными силами наподобие тэнгу. Более того, монахи заручившиеся поддержкой тёмных сил, сами стали считаться тэнгу, принявшими человеческий облик. В первую очередь с тэнгу стали отождествлять ямабуси, чему способствовало мнение о том, что настоящий ямабуси обязательно умеет летать.[1]
Отождествление тэнгу с монахами повлияло на образ типичного тэнгу. Примерно с 12 века он принял форму ямабуси в характерной шапочке, крыльями за спиной, посохом или мечом в руке и характерным лицом. В случае дайтэнгу это было красное лицо с огромным носом. В случае же карасу тэнгу лицо выделялось круглыми глазами и птичьим клювом вместо носа. Вместе с эволюцией внешнего вида, с 12 века стала расти и положительная роль тэнгу. Появились многочисленные легенды о том, что они были учителями лучших воинов Японии. Благодаря такому учителю, воины с легкостью побеждали простых смертных. Постепенно тэнгу стали считаться и воплощением ками гор, порою выступая противниками буддийского учения. Со временем эта враждебность исчезла и тэнгу превратились в защитников любых святилищ и в первую очередь горных. Тем не менее, ими по-прежнему пугают маленьких детей.
Общее описание
Тэнгу любит чистоту, не терпит близости людей, морочит путников в горах, лесорубов, пугает их громовым хохотом, или изображая треск срубленных деревьев. По народным поверьям, после смерти злой или гордый человек может превратиться в тэнгу.
Тэнгу терпеть не могут высокомерия, предубеждения и тщеславия, особенно когда речь идет о буддистских священниках и самураях. Так к концу эпохи Камакура тэнгу становится главным в литературе средством для критики и уличения греховности духовенства, защитником Дхармы.
Тэнгу в сказках
Несмотря на то, что тэнгу обладает крыльями, в сказках он летает с помощью взмахов волшебного веера.
В легенде конца XI века утаскивает в горы хозяина озера — дракона, чтобы тот умер от жажды. Спасает дракона буддийский монах. Тэнгу любит селиться в старых деревьях с искривлёнными стволами. В одной из легенд конца XIX века люди, срубившие сосну, в которой жил Тэнгу, умерли.
Виды тэнгу
Карасу тэнгу
Котэнгу, «ворон» тэнгу, младший тэнгу
Древняя форма тэнгу, изображаемый как злое, похожее на ворону существо. Обладал телом человека, крючковатым лицом, маленькой головой, крыльями и когтями. Похищает взрослых и детей, разжигает пожары. Разрывает на части тех, кто преднамеренно наносит вред лесу. Иногда карасу тэнгу освобождает похищенных им людей, но, оставшись в живых, они возвращались домой слабоумными. Также могут манипулировать судьбой человека.
Также существует сказка «Веер тэнгу», в которой сюжет построен на том, что крестьянин совершил обмен на веер. Постучав по одной стороне веера со словами: «Нос, расти, нос, расти, нос расти!», можно было вырастить нос себе или любому человеку; постучав по другой и сказав при этом трижды: «Нос, сожмись!», нос возвращался к прежнему состоянию.
Ямабуси тэнгу
Даитэнгу, горный монах-отшельник тэнгу
Тэнгу, ставший за свою жизнь более похожим на человека внешне и взявший на себя роль защитника в делах людей. Тэнгу может превратиться в мужчину, женщину, или ребёнка, но его основная ипостась — босой странствующий пожилой отшельник, монах-ямабуси с чрезвычайно длинным носом.