Маскарад лермонтова о чем
Маскарад
Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить «союз с добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано — сделано.
Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план. Посватавшись не то чтобы по прямому расчёту, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с его темпераментом — как лава, «кипучем» — душевного комфорта не обещает. Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломанным челноком», брошенным снова в открытое, бурное море.
Жена его, спору нет, ангел, но она — дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов». Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему — Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй. Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенин делает ей сцену, да милые бранятся — только тешатся!
К тому же Евгений Александрович и сам нынче не без греха: нарушил зарок — «за карты больше не садиться». Сел! И крупно выиграл. Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды проигравшегося князя Звездича!
Со Звездичем же из игорного дома едет он в дом маскарадный — к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении. Мечта сбывается. Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в невольной страсти. Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет». Маска, не рискуя отдать своё кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный «трофей» Арбенину. Тот где-то видел похожий, но где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь.
Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась. Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, — безотчётно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на её браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они — парные, и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! «Где, Нина, твой второй браслет?» — «Потерян». Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно, не находят, в процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить зазорно. Поражённый странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины — роман с князем. Подозрение, правда, ещё не уверенность. Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку! Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь — до амурных ли шалостей было бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам.
На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же. Ничего не купив (браслеты — штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности. Решив, что таинственная дама в маске и Нина Арбенина — одно и то же лицо, а «сказочка» про якобы потерянный браслет — с намёком, Звездич в миг преображается из скучающего бонвивана в пламенного любовника. Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет!
Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь князя, которого, несмотря ни на что, любит, за что — не зная, «быть может, так, от скуки, от досады, от ревности», решается открыть Арбенину истину и тем самым предотвратить неизбежную, по её представлению, дуэль. Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья, не слушает её, точнее, слушая, не слышит. Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять у счастливчика и баловня судьбы не жизнь — зачем ему жизнь «площадного волокиты», а нечто большее: честь и уважение общества. Хитроумное предприятие удаётся вполне. Втянув бесхарактерного князька в карточное сраженье, придирается к пустякам, публично обвиняет в мошенничестве: «Вы шулер и подлец», даёт пощёчину.
Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной. Но Нина — это не безнравственный и безбожный князёк; Нина это Нина, и Арбенин, суеверный, как все игроки, медлит, ожидая, что скажет, что подскажет судьба ему, её старинному и верному рабу. Судьба же «ведёт себя» крайне коварно: распутывая интригу, тут же и запутывает ее! Госпожа Штраль, после неудачной попытки объясниться начистоту с мужем подруги и понимая, что при любом повороте событий светская её карьера безнадёжно погублена, решает удалиться в своё деревенское именье, а перед отъездом разъясняет Звездичу «разгадку сей шарады».
Князь, уже переведённый, по собственной его просьбе, на Кавказ, задерживается в Петербурге, чтобы вернуть злополучную безделушку её настоящей владелице, а главное, чтобы остеречь Нину, которая симпатична ему: берегитесь, мол, ваш муж — злодей! Не придумав иного способа поговорить с госпожой Арбениной наедине, он весьма неосторожно подходит к ней на очередном великосветском балу. Называть вещи своими именами князь не решается, а Нина решительно не понимает его намёков. Ее Евгений — злодей? Муж собирается ей отомстить? Какая чепуха? Не догадывается она и о том, к какому решению приходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин («Я казнь ей отыщу. Она умрёт, жить вместе с нею доле я не могу»).
Неизвестный торжествует: он отмщён вполне. А вот Звездич безутешен: дуэль при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и, значит, он, молодой, полный сил и надежд красавец, навек лишён и спокойствия, и чести.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание М.Ю. Лермонтов «Маскарад»
В пересказе «Маскарад» краткое изложение составлено по четырём актам. Здесь описывается обывательское общество 19 века. Изначально цензура сочла произведение неприемлемым из-за откровенных душевных страстей и неприкрытой критики реальных маскарадов в доме мецената Энгельгардта. По этой причине Лермонтов пришлось отредактировать рукопись.
Действующие лица
Прежде чем читать краткое содержание пьесы Лермонтова «Маскарад», следует познакомиться с персонажами:
Персонажи второго плана:
Зная главных лиц, можно перейти к тезисному пересказу лермонтовского «Маскарада» по действиям и по главам.
Пересказ тезисно
Сюжет краткого содержания лермонтовской пьесы «Маскарад» разворачивается вокруг семейной трагедии Арбениных. Глава семьи в молодости был удачлив в картёжных играх, чем сколотил себе состояние. Достигнув зрелых лет, он решил умножить достаток выгодной женитьбой. Брак по расчёту преподнёс сюрприз — Евгений страстно воспылал к юной жене. Настасья Павловна, которую муж ласково зовёт Ниной, добропорядочна, но, в силу возраста, обожает веселье и балы.
Однажды Нина вернулась с праздника с опозданием. По этому поводу супруги поссорились. Арбенин был расстроен поведением жены и собой, поскольку, несмотря на зарок, вернулся к картёжной игре, желая помочь другу — князю Звездичу – выйти из сложного положения.
У Нины пропала драгоценность. Евгению стало известно, что на балу незнакомка в маске отдала Звездичу точно такой же браслет, какой потеряла супруга. Арбенина охватывают ревность и подозрения, которые не в силах быть рассеяны.
Позже к нему пришло прозрение. Князь доказал Арбенину невиновность Нины. Евгений клянёт Бога в жестокости и лишается рассудка. Звездич покрыт позором — теперь он не может отстоять на дуэли свою честь.
Краткое содержание по действиям
Действие первое
Краткий пересказ завязки лермонтовского «Маскарада» — картёжный стол, игра в разгаре. Арбенин помогает другу, князю Звездичу, спасти честь. План удаётся, Евгений выигрывает ставку у Неизвестного, Звездич избегает крупных неприятностей, зато Неизвестный пророчит Арбенину немедленное несчастье.
Друзья отправляются развеяться на бал-маскарад. Арбенина гложет совесть — он нарушил собственное слово, вернувшись к игре, пусть и с благородными целями. Кроме того, прорицание Неизвестного не идёт из головы. На балу раскованная гостья в маске откровенно заигрывает со Звездичем и на прощание дарит ему ценный браслет. Князь хвастается перед другом амурной победой, показывает трофейное украшение.
Арбенин вернулся домой, дожидается жену, которая явилась с приличным опозданием — далеко за полночь. Евгений заводит ссору, негодуя, но больше для порядка. Супруги быстро примиряются, но тут Арбенин замечает отсутствие парного браслета на руке Нины. Спокойствия как не бывало — Евгения охватывают сомнения, он почти уверен в предательстве друга и испорченности жены. Растерянная девушка пытается успокоить ревнивца, повторяя, что просто потеряла украшение. Но Арбенин не может мыслить трезво, бросает жене упрёк в неверности и пугает угрозами расправы.
Действие второе
В драматической части Лермонтова «Маскарад» Настасья Павловна пытается найти в магазине браслет в пару к оставшемуся, но безуспешно. Затем она отправляется к своей подруге, баронессе Штраль, той самой незнакомке в маске. Баронесса находится под впечатлением от минувшего приключения.
В гости заглядывает князь Звездич. Заходит разговор о бале-маскараде. Баронесса жеманно разглагольствует о неприличных дамах, посещающих подобные увеселения без сопровождения. Князь хвастается собственной прозорливостью, ведь ему якобы удалось узнать под масками многих дам.
В какой-то момент Нина остаётся со Звездичем наедине и простодушно делится историей о пропаже своего украшения и неудачных попытках найти замену. Звездич делает вывод, что кокеткой под маской была именно жена Арбенина.
Забыв о дружеском долге, князь вознамерился одержать полную победу, соблазнив Нину, и напропалую бросается флиртовать.
Молодая женщина реагирует на такое внимание холодно и немедленно покидает дом баронессы.
Раздосадованный Звездич делится с баронессой Штраль историей интрижки и странной реакции Нины. Баронесса в смятении, она понимает, что князь ошибся, но не желает открыть ему правду. Ведь на людях Штраль носит личину добропорядочной особы.
Звездич принимает решение добиться от Нины взаимности и немедленно отправляет ей пылкое послание. Письмо попадает в руки Арбенина, и подозрение оскорблённого мужа перерастает в уверенность — Нина неверна.
Дом Арбениных посещают знакомые — Шприх с Казариным. Евгений слышит приватный разговор — Шприх рассказывает, как Настасья Павловна чудила, прикрывшись маской, а потом сбежала от Звездича. Арбенин решается на крайние меры.
Затем вездесущий Шприх навещает баронессу, чтобы пересказать сплетню о связи Звездича с Ниной.
Евгений направляется к Звездичу домой, желая покарать бывшего друга, но князь спит.
Арбенин не смог навредить спящему человеку и покинул дом.
На выходе с Евгением сталкивается баронесса. Дама объясняет, как все было на самом деле, но ревнивец не воспринимает факты, считая ее слова выдумкой.
Баронесса сознается князю, что именно она пряталась за маской и отдала на память случайно найденную безделушку. Дама просит князя вернуть украшение владелице и разрешить недоразумение.
Звездич видит приглашение от Арбенина провести вечер у господина N и спешит на встречу. Евгений, N и Казарин играют в карты. По поведению Арбенина Звездич понимает — признание баронессы не разрешило конфликт. Разгорается ссора, Евгений швыряет карты в лицо князю, но дуэльный вызов не принимает.
Действие третье
В развязке пьесы «Маскарад» гости вечеринки обсуждают горячую новость и осуждают «подлеца» Звездича. Приезжает Настасья Павловна. Звездич, улучив момент, отдаёт ей браслет и пытается предостеречь от беды. Нина в шоке. Она считает, что князь перестал здраво мыслить.
Чуть позже женщина исполняет печальную песнь под собственный аккомпанемент на фортепиано. Тем временем, её супруг твёрдо решил — изменница заслуживает смерти. Арбенин подаёт жене отравленное мороженое, выслушивая её монолог о том, что «непорочных душ не бывает».
Поодаль возникает Неизвестный, тихо бормочет слова жалости к Нине и рассуждает о предопределённости кармы. Настасья Павловна съедает мороженое, супруги собираются домой.
По приезде Нина чувствует недомогание, но полагает, будто просто застудила горло десертом. Её расстраивает отстранённость мужа и странный безучастный взгляд Евгения. Самочувствие молодой женщины ухудшается на глазах, она просит мужа вызвать лекаря. Озлобленный Евгений отвечает, что умирать можно и без помощи врача. Затем цинично признается в отравлении и следит за агонией жены. В страданиях Нина умирает.
Действие четвёртое
В заключительном действие драмы «Маскарад» описываются события после похорон Нины. Арбенин пал духом, мучаясь мыслями о былом. Визитёр Казарин не верит в переживания Евгения, принимая поведение приятеля за притворство.
Арбенина посещают Звездич с Неизвестным. Последний напоминает о прошлом знакомстве — Евгений, хоть и не сразу, но признал друга. Именно Арбенин когда-то приобщил его к азартным играм. Неизвестный признаётся, что все знает о преднамеренном убийстве, чем доводит вдовца до исступления. Масла в огонь подливает Звездич, пересказав историю, в которой фигурировала не Арбенина, а её подруга баронесса.
Осознав чудовищность реальности, Арбенин винит «жестокого» Бога и лишается рассудка. Звездич утратил возможность восстановить честь — ведь от сумасшедшего нельзя требовать сатисфакции.
Основная идея пьесы
Лермонтову удалось показать читателям неискренность и ханжество светского круга. Почти все действующие лица живут во лжи, скрывают собственные желания, совершают преступления. В обществе эти же люди надевают притворные маски порядочности и доброжелательности.
Маскарад лермонтова о чем
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
«Маскарад» Лермонтова – знаменитая пьеса тяжелой судьбы
Но в 1835 о Лермонтове еще не знают. Его стихи и поэмы вошли только в рукописные журналы Школы гвардейских прапорщиков, где он учился, и это были шуточные и эротические произведения. А ведь уже был создан первый вариант «Демона», многое другое. Лермонтов ничего не делал для публикации своих стихов, и первое его произведение, появившееся в печати, — «Хаджи Абрек», попало в «Библиотеку для чтения» без его ведома.
Но при этом Лермонтову хотелось увидеть свою пьесу на сцене.
О чем эта пьеса? Евгений Арбенин в молодости занимался неблаговидными делами: был картежником, возможно, шулером, но потом скопил денег и отошел от дел. Он женился на молодой девушке, Нине.
Надо сказать, что игра в карты на деньги была запрещена специальным императорским указом, как и дуэли. Однако люди играли и проигрывались в пух и прах. А выигрывали профессиональные игроки типа Арбенина.
Вряд ли профессиональный игрок мог обладать высокими моральными принципами: чтобы хладнокровно обчищать хрупких юношей и отцов семейства, многие из которых после проигрыша шли с семьей по миру или лезли в петлю, надо было обладать безжалостностью, беспринципностью.
Однако Арбенин считал, что жизнь с юной наивной женщиной его изменила. Но все рухнуло в один момент: из-за нелепой случайности он заподозрил свою жену в том, что она наставляет ему рога и смеется над ним.
Однажды некий ловелас рассказал ему, что в маскараде одна маска оказывала ему чрезвычайные знаки внимания, но до самого конца не дошло – маска упорхнула, оставив в залог своей любви браслет: мол, по нему меня найдешь.
А это был браслет Нины.
Арбенин спросил Нину, где ее браслет. Она призналась, что потеряла его на маскараде.
Почему Арбенин не поверил ей? Почему ему немедленно представилось, что его Нина, которая такая чистая, наивная, которая любит его всей душой, надев маску отправляется на балы, чтобы подцепить какого-нибудь лихого молодца и предаться с ним разврату?
Наверное, это произошло потому, что его собственная душа была чернее ночи, и он не верил, что его, совершившего столько подлостей, да еще и уже немолодого человека, может искренне любить молодая красивая женщина. Сам он, скорее всего, считал, что «знает мир и людей». Это знание не предполагало ничего хорошего: люди – подлецы, мир – гадюшник. А он купился, как лох!
В чем-то Арбенин похож на Демона – любимого героя поэта. Он тоже находится вне общественной морали и невольно губит единственное светлое существо, возбудившее в нем любовь.
Зло должно быть одиноко. Но что такое зло? Зло – это тот человек, который непохож на других людей.
Лермонтов дописал четвертый акт и ввёл фигуру Неизвестного. В его образе судьба карает героя.
Неизвестный приводит к Арбенину Звездича, которого Арбенин успел опозорить (обозвал шулером и дал пощечину), но отказался от дуэли (мол, с шулерами не стреляются).
Открывается, что Нина, действительно, потеряла браслет, а его нашла одна вертихвостка, баронесса Штраль, которая и подарила браслет князю Звездичу.
Неизвестный появляется в последней сцене и сообщает, что семь лет назад Арбенин обыграл его в карты, чем погубил навек. Теперь он отомщен.
Арбенин сошел с ума, а Звездич остался опозоренным – он надеялся на дуэль с Арбениным, но теперь это было невозможным.
Цензура опять не пустила пьесу на сцену: карты, отравление, да еще и дуэль!
Тогда Лермонтов подвергает драму столь капитальной переработке, что появляется новое произведение, «Арбенин». В этом варианте Нина, действительно, неверна мужу. Никакой баронессы и никакого Неизвестного нет. Арбенин инсценирует отравление, чтобы жена ему призналась в измене, после чего он уходит от нее.
В этом варианте 5 актов. Это был 1836 год.
Казалось бы – вместо трагедии практически водевиль, но и этот вариант зарубили. Мы с вами не понимаем: «Как, не разрешить Лермонтова?». Но для цензора он был никому неизвестным назойливым автором.
Дальше Лермонтову было уже не до «Маскарада». Пьеса увидела свет уже после его смерти.
Первый раз «Маскарад» поставили в 1852 году в бенефис актрисы М. Валберховой (Александринский театр). Запрет на полную постановку «Маскарада» в театре был снят цензурой в 1862 году. Это было обосновано тем, что «поскольку в 1852 г. показали в театре самые существенные сцены пьесы Лермонтова, не имеет смысла держать всю пьесу под запретом».
В 1864 года на сцене Александринского театра, в бенефис актрисы Линской, в первый раз полностью был поставлен спектакль по пьесе М. Ю. Лермонтова «Маскарад». После премьеры, 13 января 1864 г., «Маскарад» был повторен 15 января и показан ещё три раза в феврале (3, 23, 27) месяце того же года. Затем «Маскарад» надолго сошёл со сцены Александринского театра. Только в 1889 году он был возобновлён всего на один спектакль, в бенефис Сазонова и, очевидно, в связи с 75-летней годовщиной рождения Лермонтова.
Реакция публики была сдержанная.
Пьеса стала считаться негодной для сцены.
А вот в 20 веке «Маскарад» ставили не раз.
Ставят всегда вариант из 4-х актов. Надо сказать, что первый вариант и не сохранился. Постановки отличаются роскошью. В начале 20 века на первый план вышла роль Неизвестного. Он всюду следовал тенью за Арбениным, представляясь в одних спектаклях чуть ли не Дьяволом, а в других призраком. В одном спектакле он был пустым местом.
Самая же знаменитая постановка принадлежит Мейерхольду в Александринском театре. Сценографом был художник Головин. Арбенина играл Юрьев.
Мейерхольд готовил спектакль с 1908 года, но фактически он был сделан за несколько месяцев и первое представление состоялось как раз в день начла Февральской революции – 25 февраля 1917 года.
Это был роскошный спектакль. Кто-то из театральных остряков назвал спектакль «закатом империи». В бальном зале – множество масок, карлики, арлекины.
Впоследствии Мейерхольд сделал еще 2 редакции пьесы. Она шла в его театре до самого его ареста.
Началась война. Исполнитель роли Звездича был убит во время ночного дежурства на крыше театра. Спектакль перестали играть.
Такое впечатление, что постановки «Маскарада» до добра не доводят.
Нынешняя постановка «Маскарада» в театре им. Вахтангова была осуществлена в 2010 году режиссером Римасом Туминасом.
Действие происходит не на балу, а где-то посередине заснеженного парка, кладбища; все время идет снег.
Все время звучит вальс Хачатуряна.
Акцент с черной души Арбенина перенесен на вечную ночь и вечную зиму в России. Здесь есть только 2 цвета: черный и белый, только ангелы и демоны.
А вот это Нина уже в виде памятника стоит за оградкой своей могилы, а Человек Зимы строит памятнику рожи. Режиссер суров к актрисам: бедняге пришлось весь спектакль ходить на пуантах, а последний акт стоять без движения.
Удивительная, все-таки, пьеса. С одной стороны к ней причастны такие талантливые люди, как Головин, Мейерхольд, Хачатурян. С другой стороны, столько трагических страниц истории с ней связано.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
Маскарад Лермонтов читать, Маскарад Лермонтов читать бесплатно, Маскарад Лермонтов читать онлайн
Главные герои
Евгений Арбенин – самолюбивый, наделен мятежным духом, бывший игрок, вел разгульную жизнь, но после женитьбы остепенился, стал «человек солидный»; до безумия любит свою жену.
Нина (Настасья Павловна) Арбенина – любящая жена Евгения, нежная и добрая женщина, верна своему мужу; очень любит праздники, балы.
Князь Звездич – знакомый Арбенина, которому во время маскарада баронесса отдала найденный браслет Нины.
Смысл названия
Заголовок пьесы подчеркивает, что ее действия разворачиваются на фоне увеселительных мероприятий. Однако замысел автора глубже. В жизни многим приходится надевать маски и скрывать качества, которые могут невыгодно сказаться на репутации в обществе. Большинство героев пьесы заняты только этим. Они словно каждый день смотрятся в волшебное зеркало, способное сгладить негативные черты.
В зазеркалье каждый из них видит собственный идеальный облик и пытается убедить в своем совершенстве окружающих людей. Изредка скрывать правду не удается. Как ни странно, маски оказываются сорванными именно в тот момент, когда лица героев скрыты — во время маскарада.
Костюмированный бал — обитель вечной праздности, торжества и лицемерия. Здесь разворачивается основной конфликт пьесы, которая изображает блеск и мишуру общества в сочетании с его пороками.
Другие персонажи
Баронесса Штраль – светская дама, во время маскарада подарила Звездичу найденный браслет.
Шприх – «жид», все обо всех знающий, «со всеми он знаком, везде ему есть дело».
Казарин – знакомый Арбенина, игрок в карты.
Неизвестный – давний знакомый Арбенина, «рука Судьбы».
История создания
Работа Михаила Юрьевича над драматическими пьесами приходится на период с 1830 по 1836 годы. «Маскарад» стал четвертым подобным произведением после «Люди и страсти», «Испанцы», «Странный человек». Текст молодой и пылкий поэт писал в течение 1834−1835 года. Он уже успел вкусить прелести светской жизни и был знаком с развлечениями в доме Энгельгардта. Маскарады, которые устраивали в нем, стали основой для развития событий в пьесе.
Произведение с трагическим финалом не прошло цензуру. В нем увидели критику популярного в те времена праздного времяпровождения знати. Лермонтов несколько раз переделывал драму, вносил изменения в концовку, образы, количество актов. Был момент, когда произведение получило название «Арбенин». Однако ни одна редакция не была одобрена.
С произведением публика познакомилась в 1842 году после гибели автора. Пьесу ставили во многих театрах Петербурга, однако она нигде не вошла в постоянный репертуар. Только в 1917 году Мейерхольд воскресил ее, поставив в Александринском театре. Премьера состоялась 23 февраля.
Краткое содержание
Действие первое
Сцена 1
Мужчины играют в карты на деньги. Князь проигрывает. К мужчинам присоединяется Арбенин. Казарин упрекает Евгения, что тот «забыл товарищей своих». Арбенин рассказывает, что занят сейчас не делами, а любовью, перестал играть. Казарин знакомит Евгения со Шприхом, отмечает, что тот – «человек нужный», всегда может одолжить денег.
Среди присутствующих Арбенин узнает князя Звездича. Князь огорчен своим проигрышем. Чтобы помочь Звездичу, Арбенин садится за игральный стол вместо него и отыгрывается.
Во время игры Казарин рассказывает Штриху, что Арбенин раньше был мастером игры в карты, теперь же:
«Женился и богат, стал человек солидный; Глядит ягненочком, – а право, тот же зверь…».
После того как Арбенин помог князю отыграться, они едут на маскарад к Энгельгарду.
Сцена 2
На маскараде Арбенин делится с князем, что «все чужды мне, и я им всем чужой». Он рассуждает, что под масками может прятаться кто угодно.
К Звездичу подходит женщина в Маске и заговаривает с ним. Маска утверждает, что знает князя. Флиртуя, они уходят вдвоем.
Незнакомец в маске пророчит Арбенину «несчастье в эту ночь».
Женщина в маске в волнении прячется от Звездича: он едва не сорвал с нее маску и не узнал, кто она. Князь попросил у нее на память какой-то предмет, но женщина не хотела отдавать свой перстень. Неожиданно она замечает на земле утерянный кем-то браслет «с эмалью, золотой», который и отдает князю, после чего скрывается в толпе.
Звездич рассказывает Арбенину об интрижке на маскараде с незнакомкой и показывает оставленный ею браслет. Евгению вещь кажется очень знакомой.
Сцена 3
Арбенин возвращается домой. Слуга докладывает, что Нина обещала приехать в двенадцатом часу, однако уже «час второй».
Арбенин вспоминает «грехи минувших дней», как он «глупо юность погубил», как ему было «тяжко и скучно жить». Но все изменилось после женитьбы. Арбенин взял в жены прекрасную нежную женщину, которую неожиданно для себя полюбил:
«Как агнец божий на закланье, Мной к алтарю она приведена».
Домой возвращается жена Арбенина – Нина. Женщина не понимает, почему муж скучает по ней, когда они «розно», а когда встречаются, начинает «ворчать». Если бы Арбенин захотел, она бы бросила ради него свет и отправилась в деревню.
Евгений ответил, что его любовь иная, после женитьбы он словно «воскрес для жизни и добра». Однако иногда его «уносит в бурю прежних дней», в такие моменты он «молчалив, суров, угрюм» и боится чем-то испугать Нину.
Целуя жене руки, Арбенин замечает, что на одной нет браслета, и спрашивает, куда он делся. Женщина отвечает, что утерян: «беды великой в этом нет». У Арбенина рождаются подозрения, он приказывает обыскать карету. Слуга докладывает, что в карете браслета нет и, наверно, он был потерян на маскараде. Арбенин устраивает жене сцену ревности и желает мести. Нину пугают его слова.
Действие второе
Сцена 1
Баронесса рассуждает, что женщина – «создание без воли». Она взволнованно вспоминает о случившемся на маскараде.
Пришедшая к баронессе Нина встречает тут Звездича. Арбенина заговаривает о маскараде. Князь поделился, что узнал под масками многих дам. Баронесса отметила, что порядочные женщины не ездят на маскарады.
Оставшись с князем наедине, Нина простодушно рассказывает ему, что была в магазине: пыталась подобрать пару к своему браслету, так как второй был утерян на прошлой неделе. Звездич решает, что Нина та самая неизвестная в маске и начинает с ней флиртовать, желая во что бы то ни стало «своей достигнуть цели».
Князь рассказывает Баронессе, что встретил на маскараде Нину и тому доказательство – ее браслет. Чтобы увериться в этом, он съездил сегодня в магазин и узнал, что их таких только два. Чтобы спасти собственную честь, баронесса не открывает князю правды. От Шприха она узнает, что о Нине и Звездиче уже ходят слухи.
Сцена 2
Арбенину приносят записку от какой-то княгини, адресованную Нине.
К Евгению приходит Казарин: ему нужен «искусный товарищ» по игре. Зашедший в это же время к Арбениным Шприх рассказывает Казарину, что жена Евгения на маскараде «встретилась с одним князьком», но сбежала от него.
После прочтения присланной Нине записки Арбенин в ярости: она была от князя.
Сцена 3
На выходе Арбенин сталкивается с дамой в вуали – баронессой. Женщина пытается все ему объяснить, говорит, что Нина ни в чем не виновата, но Арбенин словно не слышит ее рассказа и уходит.
Князь находит оставленную Арбениным записку с приглашением на вечер к N.
Сцена 4
Казарин, Арбенин и N. Играют в карты. К мужчинам присоединяется Звездич. Из разговора с Арбениным князь видит, что тот даже после встречи с баронессой ничего не понял. Евгений, сердясь на Звездича, бросает ему карты в лицо. Князь хочет стреляться, но Арбенин отказывается участвовать в дуэли. Звездич спрашивает у Евгения: «Вы человек иль демон?», на что Арбенин отвечает: «Я? – игрок!».
Действие третье
Сцена 1
Хозяйке вечера сообщают, что баронесса Штраль уехала нынче вечером в деревню. Гости обсуждают между собой, что Звездич получил пощечину, считают его «подлецом».
На вечер приезжает Нина. Звездич предупреждает ее, что Арбенин «злодей, бездушный и безбожный» и ей «грозит беда». Князь отдает женщине браслет и прощается навсегда: он собирается на Кавказ. Нина, ничего не понимая, говорит, что Звездич сошел с ума.
Арбенин твердо решает, что Нина должна умереть. По просьбе хозяйки Нина, аккомпанируя себе на фортепиано, исполняет грустный романс.
Стоявший поодаль Неизвестный задумчиво произносит, что едва не сжалился, но решил, что «пусть свершается судьбы определенье».
Сцена 2
Дома служанка замечает, что Нина бледна. Нина жалуется на плохое самочувствие, делится, что Арбенин пугает ее своей молчаливостью и странным взглядом.
Действие четвертое
Сцена 1
Арбенина захватывают мучительные воспоминания. Пришедший Казарин не верит, что ему плохо, считая, что Евгений «играет комедию».
К Арбенину приходят Неизвестный и Звездич. Доктор предупреждает, что Евгений «болен не шутя». Евгений не узнает Неизвестного, хотят тот говорит, что ранее они были друзьями. Семь лет назад Арбенин завлек его за игральный стол и с тех пор Неизвестный покинул все: «Я увидал, что деньги – царь земли, И поклонился им», теперь же хочет ему отомстить.
Главная идея и анализ
«Маскарад» в четырех действиях — зрелое драматическое произведение в многогранном творчестве Лермонтова. Хорошо прослеживается мастерство, которого достиг автор. Богатый язык, фактурные диалоги, глубина символических образов заслуженно ставят пьесу в одно из лучших произведений русской драматургии.
Тема карточных игр является ключевой. Она развивает сюжет и дает возможность поразмышлять, что судьба порой тасует свои карты, вмешиваясь в жизненные планы. Многие люди полностью погружаются в события и следуют воле случая. Редкие личности противятся системе. Будучи настоящими игроками, они не хотят следовать общим правилам и вступают в спор с судьбой.
Центральный герой пьесы Арбенин наделен подобными качествами, из-за чего заметно выделяется среди окружающих персонажей. Некоторые отмечают его демоническую силу, которая помогает идти наперекор судьбе. Автор ставит вопрос — сможет ли его персонаж сохранить истинное обличье или же он такой, как все — без рассуждений невольно примет участие в маскараде.
Обличая пороки других людей, Арбенин не сразу замечает, что сам становится объектом общественных насмешек. Судьба послала ему прекрасную любящую жену, которая смогла бы помочь преодолеть его внутреннее состояние. Однако он не способен проанализировать свое положение и в полной мере оценить этот дар. Настигнутый прошлым, герой проявляет слабость характера. Кроме того, над ним довлеет ослепляющая ревность, что и обуславливает прыжок в бездну.
В финале истории герой теряет все самое дорогое и осознает свое положение. Не вынося этой ситуации, он сходит с ума. Это наказание не лишает его жизни, но делает невозможным обретение в дальнейшем покоя и счастья. Потеряв рассудок, он не имеет второго шанса исправить поступки. В смерти Нины виноват не только ее супруг. Тяжкое бремя с ним невольно разделили Казарин, Шприх, хитрая баронесса и другие знакомые. Все они шли к своей цели, не считаясь с репутацией и чувствами людей из окружения.
Пьеса Лермонтова — образец социальной трагедии. Это история не о любви, а драма сильных людей, у которых мало выбора — бездействие или противозаконные поступки.