Маскулинизм и маскулизм в чем разница
«Зачем жить с женщиной, если можно жить с комфортом?» За что борются российские маскулисты
За полторы сотни лет феминизм прошел долгий путь, породив десятки течений от радикального до интерсекционального. Движение мужчин на Западе возникло гораздо позже. Под категорию маскулистов попали самые разные течения — от сторонников патриархата до борцов с ним. Численность некоторых из них достигала нескольких сотен тысяч, но в СССР и постсоветском пространстве они остались незамеченными. Поэтому появление аналогичных движений в России вызвало удивление. Одни решили, что их цель — борьба с феминизмом, другие увидели в них злостных уклонистов от алиментов, третьи сочли их сектой, замыслившей возвращение к домострою. Так какие цели ставят перед собой десятки возникших недавно мужских объединений?
1. Маскулизм равенства
«Я не являюсь настоящим мужчиной. Я не собираюсь служить этому государству и справедливо считаю воинскую повинность как пустой тратой времени и унижением лично для себя, так и узаконенным рабством для всех людей моего пола…» — так начинается одна из манифестаций маскулистов, выложенная в сообществе Checkmate, scum. Под этой декларацией, созданной будто для провокации сторонников традиционных ценностей, готовы подписаться как минимум несколько тысяч человек. Многие из них тратят свое время, силы и деньги на достижение цели — равенства мужчин и женщин.
Согласно современной теории феминизма, гендерное неравенство ущемляет только женщин в пользу мужчин. Но, по мнению маскулистов, общество и государство дискриминируют и мужской пол. Примером угнетения мужчин для них является служба в армии по призыву: «Мы считаем, что призыв обязан отойти туда же, куда отошли работорговля, инквизиция и каннибализм, — на свалку истории, как варварский и человеконенавистнический культурный код».
Несправедливость по отношению к мужчинам проистекает из трех факторов, установленных еще в 1986 году Томпсоном и Плеком. Это: 1) ожидание от «сильного» пола постоянной битвы за свой статус, 2) ожидание большей твердости в умственном, эмоциональном и физическом плане и 3) табу на традиционную женскую деятельность.
В совокупности они порождают общество, где мужчина подвергается дискриминации, которую — в отличие от дискриминации женской — не замечают.
Из этого, по логике маскулистов, появляются женские привилегии. Следовательно, мужчина тоже угнетен. На уровне права дискриминацией можно считать разный возраст выхода на пенсию, различия в отбывании наказания — только мужчины могут быть осуждены на пожизненное заключение или попасть в колонию строгого или особого режима, мужчины имеют меньше прав в вопросах алиментов, наконец, отличаются и трудовые нормы.
Но если среднестатистический мужчина превосходит в чем-то среднестатистическую женщину, то это не повод возлагать на плечи конкретного мужчины все обязательства, что создало общество за многие годы. Касается это и неформальных правил.
В западной социологии гендерное ограничение мужского поведения получило название «мужская коробка» (man box).
Real man должен быть агрессивным, не показывать свою слабость, доминировать над женщиной и обеспечивать ее. Для маскулистов это означает отказ в праве быть самим собой: «Гетеросексистский мужчина должен быть сильным, потому его жизнь стала цирковым представлением с целью показать всем свою сильность. В погоне за образом силы мужчина стал бесчувственным роботом, машиной для сношений, добычи и убийства. Тем, чем его на самом деле хотело видеть гетерастское общество».
Стремление представителя «сильного» пола к освобождению от прилагательного «сильный» объявляется позорной слабостью, что приводит к конфликту как с обществом, так и с самим собой.
По этим причинам даже на Западе маскулизм распространен не так давно. Первые группы, боровшиеся за равноправие, появились в 1970-х годах. Как пишут Елена Здравомыслова и Анна Темкина в книге «12 лекций о гендерной социологии», на Западе маскулизм с самого начала включал несколько течений. Это было, собственно, движение за равные права, объявившее мужской пол жертвой сексизма; радикальные редукционисты, считавшие феминизм буржуазным и отжившим; группы, боровшиеся за права геев.
На постсоветском пространстве маскулисты появились всего несколько лет назад. Здесь надо сделать небольшое отступление: само понятие «маскулизм» достаточно неопределенное. В Оксфордском словаре его описывают как движение, занимающееся пропагандой традиционных мужских взглядов. Однако часть мыслителей, такие как Феррелл Кристенсен или политолог Джордж Дуерст-Лахти, различают маскулизм, стремящийся к эгалитаризму, и маскулинизм, защищающий традиционные ценности.
Значительная часть русских маскулистов — радикальные левые, хотя среди них можно встретить и сторонников анархо-капитализма.
Но все они согласны в одном: чтобы достичь цели, подлинного гендерного равенства, нужно уничтожить в первую очередь предрассудки в отношении мужчин. Это и есть главная цель.
Маскулисты подчеркивают, что готовы защищать всех мужчин, включая геев, асексуалов и трансгендерных людей. Всех мужчин, кроме «настоящего мужика», так как этот собирательный образ воплощает в себе всё то огромное количество современных гендерных стереотипов о мужчинах и мешает им видеть свое настоящее положение.
Пока их деятельность исключительно теоретическая: переводы, написание статей и обмен мнениями. Но они уверены, что когда-нибудь выражение «Не служил — не мужик» исчезнет из русского лексикона.
2. Мужчины, идущие своим путем
«Манифестом MGTOW является слово „нет“. Мы говорим „Нет“ глупым предрассудкам, культурным и социальным стереотипам, указывающим, каким должен быть мужчина» — так говорит о себе MGTOW (Men Going Their Own Way), самое индивидуалистическое и независимое из всех мужских движений.
Основным принципом MGTOW является сохранение и защита личного суверенитета мужчин. Явной цели у движения нет, но ею можно считать распространение этих принципов по всему миру.
MGTOW не ставят перед собой вселенских задач по переустройству общества и не мечтают о штурме крепостей феминизма. У движения отсутствуют обязательная доктрина, свод законов, устав, формальные лидеры. Рядовому участнику, мужчине, которому захотелось идти своим путем, достаточно придерживаться только одного правила: не жениться и не иметь романтических отношений с девушкой. Поэтому и столь необычна сделанная в виде дорожного знака эмблема движения.
Противник MGTOW — это не патриархальное общество, угнетающее и мужчин, и женщин, и не современный мир с феминизмом, хотя критика идет и в их адрес. Главный враг для них — это гиноцентризм.
В феминистском дискурсе это слово означает практику, ставящую женскую точку зрения в центр мировоззрения. Для MGTOW же гиноцентризм — это стремление общества защищать интересы женщины.
По мнению некоторых идеологов этого движения, такое взаимоотношение полов было всегда, а возникло оно якобы из-за стремления человеческого вида в первобытную эпоху оберегать женщин для сохранения рода. На протяжении веков гиноцентризм то проявлялся в Культе Прекрасной Дамы, то оборачивался кампанией Белого пера, когда в начале Первой мировой войны суфражистки подхватили инициативу британского адмирала Чарльза Фицджеральда вручать каждому мужчине, не желающему отправляться на войну, белое перо, что считалось клеймом труса.
Использование «сильного» пола продолжалось бы еще долго, но благодаря интернету мужчины смогли наладить контакт друг с другом и осознать, что отношения с женщиной не нужны. Так и возникло MGTOW. В сборнике переводов заграничных статей годом основания движения указан 2003-й, когда произошла встреча нескольких активистов с одного из форумов «Мужского Движения». Отдаленно напоминающие MGTOW объединения действовали и раньше. Так, в конце XIX века в Америке возникло движение холостяков, Anti-Bardell Bachelor Band, обеспокоенное инициативой ввода налога на неженатых мужчин.
Современных независимых мужчин больше волнует перспектива платить алименты, потерянное в результате неудачных отношений время или права на детей.
Избежать проблем можно лишь в случае сепарации от женщин. Первым шагом к этому становится принятие «красной таблетки».
Этот позаимствованный из «Матрицы» образ означает раскрытие якобы истинных намерений женщин в отношении мужчин.
Примером альтернативы жизни обычного мужчины для MGTOW служит образ Z-самца. Он основан на отрицании иерархии доминирования, взятой из биологии и перенесенной на социальные отношения. Z-самец — живущий ради себя мужчина, не страдающий ни зависимостью от женщин, ни комплексами по отношению к ним.
Еще образцом свободных от женщин мужчин является феномен «травоядных» мужчин в Японии. Так еще с 2006 года стали называть молодых людей, отказывающихся от секса и отношений с девушками ради аниме, компьютерных игр и остальных хобби. Даже социологи обратили внимание на это явление, приведя статистику: 26 % японцев в возрасте до 34 лет — девственники. Для MGTOW существование «травоядных» мужчин служит подтверждением того, что в разных частях света все больше представителей мужского пола руководствуются в своей жизни теми же принципами, что и они.
Поэтому у MGTOW очень оптимистичный взгляд на будущее. Семья, где мужчина нещадно эксплуатировался, исчезнет сама собой. Обществу и государству придется подстраиваться под «сильную» половину человечества.
3. «Мужское Движение»
«Мужское Движение борется за СИЛЬНОГО мужчину, главу семьи, продолжателя рода, хозяина своей земли, ответственного за свою семью, своих детей и свою страну» — заявляет о себе «Мужское Движение». Именно их считают главным антиподом феминизма, так как их цель — возвращение ценностей патриархата.
По мнению «Мужского Движения», именно феминизм виноват во многих современных бедах. Из-за эмансипации женщины появился демографический кризис, исчезла классическая семья, наконец, она поставила мужчину в унизительное положение.
Современный мужчина бесправен, так как он, в отличие от женщины, обязан служить в армии, не имеет прав на отцовство, не имеет системы по защите вопросов здоровья, связанного с мужским полом, в то время как у женщины оно имеется. В этом вопросе «Мужское Движение» частично схоже с левыми маскулистами, но они видят свой идеал не в будущем, а в прошлом.
Движение не так часто апеллирует к истории, во всяком случае к истории России. Так, к примеру, когда знаменитый в Рунете мужской активист Лео написал книгу с критикой Российской армии, то в качестве сравнения он выбрал воинов Древнего Рима. Наиболее популярный среди антифеминистов писатель Олег Новоселов и вовсе обратился к законам природы, обосновывая иерархию полов эволюционным развитием человека. Стоит заметить, что Новоселов биологом не является. Не существует и заявляемой им науки «Прикладная этология человека», а его книга «Женщина. Учебник для мужчин» подвергалась критике как со стороны феминисток, так и со стороны ученых.
На Западе, наоборот, антифеминистские движения к традиции обращаются чаще. В США существовало движение христианских консерваторов «Верные слову», делающее упор на возвращение к патриархату. В книге Игоря Кона «Мужчина в меняющемся мире» сообщается, что в середине 1990-х его численность достигала нескольких сотен тысяч человек.
Действуют за рубежом и более экзотические организации. «Мифопоэтическое движение», например, ставило своей целью возродить мужские базовые ценности через древние ритуалы, исчезнувшие в индустриальном обществе.
Манифест его идеологов «Железный Джон» разошелся тиражом в 500 тысяч экземпляров, что выглядит значительной цифрой по сравнению с тиражами книги Олега Новоселова.
Но что общее у русского мужского движения и американского, так это разнообразие направлений и принципов. С группы «Мужское Движение» мы можем попасть на паблик «Бабораб», где высмеиваются подкаблучники, а оттуда уже на более либеральный MGTOW. Можем же щелкнуть на ссылку и переместиться в группу, посвященную правам отцов. Помимо страниц вконтакте мужское движение сопровождают несколько блог-сайтов: mentales и masculist плюс отдельные авторские блоги. На Западе такое кольцо мужских ресурсов, где веселый сторонник пикапа может соседствовать с угрюмым традиционалистом, получила название «Маносфера».
Несмотря на такую разрозненность, «Мужское Движение» координируется для различных действий. На сайте «Права мужчин» собирают деньги для распространения идей Новоселова; приглашаются волонтеры: дизайнеры, юристы, аналитики прессы; идет сбор подписей под петициями. А вот движение «Мужское государство», имеющее больше сотни тысяч участников в своей закрытой группе и совмещающие идеи национализма и патриархата, заявляет о себе как о политической силе.
Перспективы мужского движения туманны: на фоне массовой коммерческой моды на феминизм оно смотрится весьма бледно и даже за рубежом, не говоря уже о России, пока не стало заметной силой. Сейчас подобные объединения мужчин выглядят разрозненными группировками, занимающимися преимущественно троллингом в интернете. Все они видят свои конечные цели по-разному. Но их объединяет взгляд на нынешнее время, и возможно, они смогут использовать перегибы в идущей на данный момент борьбе с харассментом для того, чтобы стать выразителями альтернативной точки зрения на вопрос, действительно ли оба пола сейчас равны.
Мужской феминизм. Маскулизм и феминизм: понятие и примеры
О феминизме мы постоянно слышим последний десяток лет. Это политическое и социальное движение для многих стало делом всей жизни. Женщины по всему миру пытаются отстаивать свои права в политической, экономической, социальной и личностной сферах. Но мало кто слышал о мужском феминизме, а он есть.
Что это?
История
Что такое феминизм, узнали еще в конце XIX века, в то время как о маскулизме заговорили лишь в 1960-х. Сейчас уже можно сказать, что это понятие состоит из четырех направлений, цели которых порой противоположны.
В свое время главным идеологом такого течения был Уоррен Фаррел. В конце XX века он выпустил книгу под названием «Миф о мужской власти». В 1968 году в СССР это движение стали активно обсуждать после выхода статьи Урланиса «Берегите мужчин!».
Разные течения
Вообще, появление мужского феминизма, несомненно, связано со второй волной феминисток. Многие представители этого течения тогда сосредоточились на проблемах в законодательстве, в котором необходимо было найти прорехи. Так появилась проблема двойных стандартов в браке. Отсюда появилось движение за права отцов.
Так появилась группировка отцов, во главе которой стоял Мэтт О’Конор. Но вел он себя довольно странно вместе со своими единомышленниками: они переодевались в костюмы, врывались в административные здания и проводили акции протеста.
Целью этой группы была поддержка и наставничество для мужчин. Участники работали над образовательной программой, в которую входили переработанные мифы, поэзия и труды. Лидером группы был Дэвид Блай. Он постоянно говорил об «энергии Зевса», которую должен ощутить каждый мальчик, чтобы постигнуть мужскую сущность. Члены этого сообщества были против тех мужчин, которые позволяли себе быть слабыми и эмоциональными.
Промаскулизм
Об этом течении стоит поговорить отдельно. Прогрессивные маскулисты по сей день борются за свои права. Они нацелены на то, чтобы защищать всех тех, кто столкнулся с несправедливостью. При этом им абсолютно неважно, какой цвет кожи, религия или политические взгляды у «бедолаги».
Тут же приводится печальная статистика, которая говорит о том, что 85 % самоубийств в мире совершает именно сильный пол. Конечно, не всегда понятны мотивы такого решения, возможно, причина совершенно в другом. Но все же такая статистика показывает, что иногда проблемы мужчин выбивают сильный пол из равновесия. Они становятся уязвимее, но на это никто не обращает внимания, ведь мы не раз слышали о том, что мужчины сильные и сами разберутся со своими проблемами.
За все время существования промаскулизма был выделен список претензий:
Разница понятий
Понимая, как называется феминизм у мужчин, многие начинают путать маскулизм с маскулинизмом. Некоторые исследователи считают, что это синонимичные понятия. Первое является сокращенным понятием от второго. На деле же это не совсем так.
Религиозные течения
Евангельский маскулизм появился после того как в ЮАР стали возникать феминистические движения, которые были вызваны отменой апартеида. Интересно, что в этом случае мужчины никак не высказывались касательно расизма, они не понимали положение религиозной женщины, которая осмелилась высказывать свои права.
Борьба мужчин в этом случае практически никак не касалась самих мужчин. Члены этой группы говорили о патриархате и о том, что равноправие противоречит идеям религии. Так возникла организация «Великие мужчины», члены которой утверждали, что превосходство сильного пола естественно, а слабый пол должен быть закрыт дома и находится под опекой супруга.
Разница мужского и женского движения
Маскулизм и феминизм, как считают многие специалисты, тесно связаны друг с другом. В XXI веке женщины уже перестали бороться за право получить образование, голосовать на выборах. Они могут снять корсет и носить мини-юбки. Сейчас их стремление в большей степени нацелено на получение желаемой должности и достойную оплату труда. Женщины по всему миру стремятся избавиться от объективизации, восприятия их как «второго» пола, а также объекта сексуального желания.
Благодаря маскулизму многие считают, что как раз и можно добиться взаимной выгоды. Например, Эмма Уотсон является ярой приверженкой феминизма и считает, что без мужчин борьба за равноправие полов будет всего лишь борьбой. Благо, со стороны сильной половины человечества есть такой отклик, поэтому таких мужчин стали называть профеминистами.
Многие современные мужчины понимают, что такое феминизм. Актеры и политики не раз высказывались касательно роли женщины в обществе. Знаменитые мужчины положительно высказываются о девушках, которые добились высоких должностей в политике и бизнесе.
Желание маскулистов
Борьба за равноправие мужчин имеет свои задачи. Например, все мы слышали, что мальчики отстают от девочек в образовательных достижениях. Некоторые маскулисты против того, что зачастую работа у них гораздо сложнее, опаснее и грязнее.
Маскулизм поднимает вопросы о самоубийствах. Как уже говорилось ранее, процент мужчин в этом случае гораздо больше. Кроме того, к разговорам о насилии по отношению к сильному полу обычно относятся в юмористическом ключе. Да и процент убитых мужчин в мирное время гораздо выше. Маскулисты обращают внимание на изнасилования в тюрьмах и помещения в подобные места мужчин.
Критика
Естественно, как и феминизм, маскулизм также подвержен критике. Во-первых, оба эти течения критикуют друг друга, поскольку иногда идеи могут противоречить одна другой. Во-вторых, некоторые участники этого движения прикрываются идеями маскулистов, чтобы продвигать идеи превосходства мужчин, несостоятельности женщин и т. п.
Критикуют маскулистов и за то, что некоторые из них агрессивно относятся даже к умеренным феминисткам. Иногда организации пытаются сорвать события, которые организованы женским движением. Порой это все переходит в экстремистские действия. Например, были случаи, когда члены маскулизма отправляли свои экскременты с угрозами в адрес семей и участников феминистического движения.
Зачастую маскулисты относятся к феминисткам так, поскольку считают, что те продвигают негативный образ мужчин в кампании по предотвращению насилия. Иногда агрессивные мужчины настолько против подобной помощи, что преследовали администраторов приютов, которые заботились о женщинах, пострадавших от насилия.
Второй сексизм, или Зачем нам нужен маскулизм
Есть мнение, что в последнее время все держатся за статус жертвы как за палочку-выручалочку и перескакивают с ее помощью через многие личные несчастья. Но скомпрометировать идею невозможно; радужные стекла, которые подносятся к гендерным проблемам, конечно, окрашивают их в разные цвета (а точнее, в два), но едва ли приближают нас к решению.
«Нож» уже писал о маскулизме. В этой статье речь пойдет об одной из его разновидностей — о маскулизме равенства, выступающем за устранение гендерного принуждения мужчин в рамках антисексизма и равноправие всех людей, независимо от пола.
Маскулисты утверждают, что сексизм может проявляться по отношению не только к женщинам, но и к мужчинам. И вот некоторые примеры дискриминации, существующие в России:
— принудительный призыв в армию лиц мужского пола;
— более высокий пенсионный возраст по сравнению с женщинами (65 лет против 60);
— отсутствие равных прав, связанных с опекой над детьми после развода;
— более строгие наказания за одинаковые преступления.
И феминизм, и маскулизм борются с отношением к мужчинам и женщинам как к функциям и выступают за то, чтобы начать, наконец, видеть в них людей.
«Нож» поговорил о маскулизме и его месте в российском обществе с кандидатом социологических наук, старшим научным сотрудником ФНИСЦ РАН, автором учебника «Гендерная социология» Ириной Наумовной Тартаковской.
— «Движение» — это все-таки сильно сказано. Да, есть термин, есть авторы, признающие его и рассматривающие маскулизм как аналог феминизма, но не более того. Существуют разные мужские движения, но среди них нет особо влиятельных, а сколько-нибудь заметные придерживаются более радикальной повестки.
В сети «ВКонтакте» на паблики, популяризирующие идеологию маскулизма, подписаны 9450 человек (в расчет взяты неуникальные пользователи).
— Правильно ли вообще проводить черту между привилегированной мужской группой и угнетенной женской? Существует ли подобная дихотомия в контексте патриархального общества?
— Такие аргументы давно известны и звучат с начала второй волны феминизма (движение за права мужчин как интеллектуальное течение существует с конца 70-х годов, хотя тогда оно и не называлось словом «маскулизм»). Это своего рода феминистский анализ, вывернутый наизнанку. Те, кто разделяют такую точку зрения, признают, что патриархат, гендерная асимметрия — это система ограничений, которые наложены не только на женщин, но и на мужчин. Исследователи маскулинности, занимающие либеральные позиции, говорят, что от патриархата страдают оба пола, но каждый по-своему. Потому что людей загоняют в жесткие рамки, и от этого никому не может быть хорошо.
Адепты движения за права мужчин идут дальше и заявляют: «Нет, женщинам на самом деле лучше. И то, что они называют „неравенством“, — это одна лишь видимость».
Мужчины владеют большей частью материальных ресурсов, их зарплаты выше — статистический факт, который признают все. Но по мнению маскулистов, это связано с тем, что они гораздо больше работают и делят ресурсы с семьей. И именно женщины заставляют мужчин так много трудиться — и сами же выставляют их виноватыми. А патриархат — система требований, гораздо более жесткая для мужчин, потому что они должны быть и кормильцами, и заботливыми отцами и мужьями, и хорошими любовниками, при этом прилично выглядеть — а их еще и обвиняют во всех грехах.
Из таких рассуждений следует, что маскулинность — тяжелейшая ноша. Этой проблеме посвящены книга «Риск быть мужчиной» и статья «Смертельная ноша маскулинности». Авторы работ такого рода всегда приводят демографическую статистику и указывают, что у женщин продолжительность жизни выше, а на мужчин ложится огромная экономическая нагрузка. Они говорят, что в конце XX — начале XXI века появился «новый сексизм», от которого страдает «сильный пол».
Отдельные аргументы маскулистов имеют под собой серьезные основания. Например, разница в продолжительности жизни мужчин и женщин в России действительно велика и составляет 11 лет. Также демографы отмечают мужскую сверхсмертность от неестественных причин.
По данным Федеральной службы государственной статистики, ожидаемая продолжительность жизни на 2017 год у мужчин составила 67,5 года, у женщин — 77,6.
Причины смерти (2017 год)
У социологов есть термин «гегемонная маскулинность», то есть эталонная для определенной группы. Идеальный образ успешного и «наиболее мужественного» мужчины, тот самый «настоящий мужик», на которого все остальные должны равняться. И борьба за право носить это гордое звание, действительно, очень тяжелая. Потому что маскулинность всегда подразумевает конкуренцию. А если есть конкуренция, то кто-то побеждает, а кто-то проигрывает. Это пирамида: на вершине людей не очень много, а остальные, соответственно, находятся где-то внизу, видят «успешные образцы», страдают, нередко употребляют спиртные напитки. То есть социальное давление на мужчин действительно оказывается, и оно довольно сильное.
Гегемонная маскулинность по Р. Брэннон — это:
— «без бабства» (no sissy stuff) — мужчина должен избегать всего женского;
— «большой босс» (the big wheel) — мужчина должен добиваться успеха и опережать других мужчин;
— «крепкий дуб» (the sturdy oak) — мужчина должен быть сильным и не проявлять слабость;
— «задай им жару» (give ‘em hell) — мужчина должен быть крутым и не бояться насилия.
Женщины во второй половине XX — XXI веке добились-таки права отклоняться от сложившейся гендерной роли, иногда даже значительно. Они могут не работать — а могут работать, делать карьеру — и быть домохозяйками, и подразумевается, что приличный «глава семьи» содержит свою жену с детками.
А у мужчин как такового выбора нет. Сейчас больше семей, где принимается как возможный вариант, что супруг не зарабатывает или зарабатывает мало. Но это очень уязвимая роль: большинство женщин такой сценарий не устраивает, и они ожидают от мужчины как минимум выполнения функции кормильца.
Но приводя свои доводы (повторюсь, достаточно убедительные), сторонники маскулизма забывают, что при всех этих «издержках» никуда не деваются так называемые патриархатные дивиденды. Мужчины распоряжаются большей частью общественного богатства, занимают лидирующие позиции в политике, особенно в силовых структурах. Они главные субъекты насилия и претендуют на то, чтобы контролировать сексуальность других людей, имеют возможность выбирать более молодых партнерш, а система оценок их поведения в отношении другого пола остается достаточно гибкой.
Последние часто меняются у нас на глазах в связи с разными скандалами вроде движения #MeToo, и мужчины страшно болезненно реагируют на такие изменения — мол, отнимают последнюю сексуальную свободу. Но тем не менее всё, на что жалуются маскулисты, — это издержки доминирующей позиции. А в подобной ситуации редко бывает так, что ты просто наслаждаешься своим положением. Там, наверху, где власть и ресурсы, всегда очень жесткая конкуренция. И да, за это приходится чем-то платить.
Источник
1. В состав органов власти субъектов Российской Федерации входят 139 мужчин и 30 женщин (из них в органах исполнительной власти работают 66 мужчин и 18 женщин).
В Государственной думе 376 депутатов-мужчин и 71 женщина.
Доля женщин в Госдуме и в составе думских фракций Доля женщин в Госдуме и в составе думских фракций
«В российских органах власти, помимо парламента, женщины представлены неравномерно и непропорционально, по принципу „гендерной пирамиды“. Да, среди российских чиновников на действительно важных должностях есть женщины. Это, например, Элла Памфилова, которая возглавляет ЦИК, или уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова. В Москве в ранге заместителя мэра работает Анастасия Ракова. Кроме того, в России есть одна женщина, чье гражданское звание соответствует званию генерала армии. Это Татьяна Шевцова — замминистра обороны, она отвечает за организацию финансового обеспечения Вооруженных сил. Ее звание — действительный государственный советник 1-го класса».
Среди действующих глав 85 субъектов РФ только одна женщина, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова.
В Кабинете министров 19 мужчин и 2 женщины.
2. Военнослужащие-женщины в различных странах мира
Доля женщин-военнослужащих в армии:
США — 15 %;
Франция — 10,1 %;
Канада — 9,4 %;
Россия — 9 %;
Великобритания — 8 %;
Китай — 4 %;
Бельгия — 3,8 %;
Дания — 3,2 %;
Нидерланды — 1,8 %;
Норвегия — 1,48 %;
Турция — 1,2 %;
Греция — 1,2 %;
Германия — 0,7 %.
Из 32 подразделений МВД России только в трех руководители — женщины: в Главном управлении по вопросам миграции, Департаменте по материально-техническому и медицинскому обеспечению и Департаменте по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий.
3. В 2017 году среди правонарушителей было 820 тыс. мужчин и 147 тыс. женщин. Тяжкие и особо тяжкие преступления совершили 172,1 тыс. мужчин и 25,7 тыс. женщин; преступления насильственного характера — 68,7 тыс. и 8,8 тыс. соответственно.
Жертвами изнасилования стали меньше 20 мужчин (0,5 %) и 2,9 тыс. женщин (99,5 %); насильственных действий сексуального характера — 1,1 тыс. мужчин и 4,3 тыс. женщин (статистика тех же правонарушений в отношении лиц, не достигших 16-летнего возраста: 0,2 тыс. юношей и 4,2 тыс. девушек). Потерпевшими по статье «Развратные действия» признаны 0,3 тыс. мужчин и 1,2 тыс. женщин; жертвами преступлений, совершенных в отношении малолетних, — 5,8 тыс. мальчиков и 7,2 тыс. девочек; в отношении члена семьи — 10,4 тыс. мужчин и 25,7 тыс. женщин.
— То есть главным сдерживающим фактором, который не позволяет маскулизму распространяться с такой же скоростью, как феминизм, остается нежелание большинства мужчин отступать от борьбы за власть и ресурсы?
— Я даже больше скажу: так происходит потому, что положение мужчин остается привилегированным. Когда у них отламывают кусок этого пирога, что-то, чем они обладали раньше, реакция всегда крайне болезненная. Плюс, помимо обычной конкуренции с представителями своего пола, теперь и в бизнесе, и на работе, и в других сферах приходится соперничать еще и с женщинами, раньше такого не было никогда.
Но мужчины пока удерживают позиции. Любое движение большинства не будет таким заметным, как движение меньшинства, просто потому, что первое и так занимает лидирующее положение.
— Но есть мужчины, которые не хотят участвовать в этой борьбе за власть…
— Да, но в таком случае они оказываются в положении большинства женщин, которые как-то же с этим справляются. Соответственно, у них будет меньше денег и более ограниченный выбор потенциальных партнерш, если мы говорим о гетеросексуальных отношениях, чем у тех, кто ярок, успешен и обладает ресурсами. Сказанное в такой же степени относится и к женщинам.
Источник
— Да, но такие мужчины подвергаются общественному осуждению.
— Ну что ж, это участь любого человека, ведущего нетипичный образ жизни. Те же суфражистки, боровшиеся за избирательные права, подвергались и осуждению, и осмеянию, и много чему еще. Но это было важно для них, и они продолжали свое дело. Точно так же и здесь: если ты хочешь оставаться собой, не намерен отказываться от своих ценностей, то общественному давлению надо уметь противостоять.
Встретить женщину, готовую принять тебя таким, конечно, сложнее (хотя я лично знаю несколько удачных примеров). Но можно найти себе подходящую среду, приятелей, подругу, которые тебя в этом поддержат.
Я проводила исследование, где объектом изучения стали женщины — менеджеры среднего звена в корпорациях. О репрезентативности выборки говорить не могу (цели работы были другими), но, по моим ощущениям, браки между девушкой-менеджером и молодым человеком — менеджером часто оказывались непрочными: конкуренция внутри пары, у обоих колоссальная занятость, споры по поводу того, кто возьмет ответственность за поддержание быта, за детей, высокие требования друг к другу.
А вот браки, в которых девушка — менеджер, а мужчина зарабатывает меньше, например занимается наукой и имеет более свободный график, были намного прочнее, причем это положение дел устраивает обе стороны. И таких пар становится всё больше. Мужчины чаще начинают брать декретные отпуска — именно потому, что для семьи выгоднее, чтобы работала женщина, а отец сидел с ребенком.
Источник
По данным Минтруда, отпуск по уходу за ребенком берут 2–2,5 % российских мужчин.
«Специалисты „АльфаСтрахование“ провели опрос сотрудников HR-служб 90 российских компаний с оборотом от 100 млн руб. в год и выяснили, что 14 % работников-мужчин ушли или готовы уйти в декретный отпуск после рождения ребенка. В прошлом году таких решительных отцов было в два раза меньше — около 8 %».
К примеру, в Северной Осетии в 2014–2015 годах декретные отпуска взяли 17 мужчин, в 2016-м — 29.
Патриархальность — это старые образцы поведения, сложившиеся в условиях общественных и экономических отношений, которые уже не действуют. И отказ от них был бы позитивным изменением — более того, на мой взгляд, он неизбежен.
В патриархальной системе ничего особенно ценного нет. Это, безусловно, может быть одним из стилей жизни, но нельзя мешать остальным жить по-другому. Такое положение вещей будет в большей степени соответствовать структуре современных социальных отношений.
— Что может произойти, если мужчины откажутся идти в ногу со временем и общество так и не примет идеи маскулизма?
— В общем-то, то, что мы видим сейчас: огромное количество разводов (Россия — один из мировых лидеров по этому показателю), а также сильное гендерное напряжение. Мужчины и женщины часто не находят в своем партнере необходимых качеств просто потому, что запросы различаются.
Источник В 2017 году Россия занимала 4-е место в мире по разводам, на 1050 тыс. зарегистрированных браков пришлось 611 тыс. расторгнутых.
Изменения в гендерных отношениях начиная с XX века инициировали женщины, а мужчины как-то на это реагировали: сперва — право голосовать, потом — сексуальная революция. Почему, кстати, она произошла, почему так изменились нравы? Появилась надежная оральная контрацепция, женщина впервые в истории смогла контролировать свою сексуальность — и нормы половых отношений смягчились, стали намного более демократичными.
— Может ли феминизм достичь своих целей без маскулизма?
— Я не разделяю радикальную точку зрения тех, кто считает, что мужчина всегда узурпатор, потому его интересы учитывать не нужно, а следует отстаивать только права женщин. Думаю, что такой подход непродуктивен.
Феминистские повестки, на мой взгляд, должны учитывать интересы обоих полов в равной мере, и установка «женщина всегда права, а мужчина — виноват» неверна. Любое движение имеет шанс на победу, если у него есть союзники. Наивно ожидать, что мужчины признают, что они во всём неправы. Поэтому реалистичные программы должны ориентироваться на достижение определенных компромиссов, которые, может и без большого энтузиазма, но будут приняты обеими сторонами. Это не борьба за выживание.