Маскулинность что это такое простыми
Что такое токсичная маскулинность и почему о ней стали говорить
Что такое маскулинность
Многим мальчикам с самого детства запрещают плакать и наряжаться, зато учат давать сдачи и отправляют в секцию бокса или футбола. Все для того, чтобы они вписались в стандарты маскулинности.
По словам социолога Ирины Тартаковской, маскулинность — это определенный набор практик и представлений, которые отвечают на вопрос о том, что значит быть правильным мужчиной в данное время и в данном социальном окружении. Проще говоря, это представление общества о «настоящем мужчине»: от внешности до привычек.
Набор стереотипов о «женских» и «мужских» качествах можно изучить при прохождении теста BSRI (тест на маскулинность/феминность). Например, согласие с утверждением «Я склонен к риску» повышает коэффициент маскулинности.
По версии американского исследователя Роберта Бреннана от 1976 года, традиционные принципы «настоящего мужчины» можно сформулировать так:
Принципы, сформулированные Бреннаном, были спорными даже 45 лет назад, но многие следуют им и сейчас. Посмотрим, почему этого не стоит делать.
Что такое токсичная маскулинность
Над положением мужчин в обществе социологи задумались в 1960–1970-е годы, когда началась вторая волна феминизма. Оказалось, что не только женщины ограничены своей социальной ролью: любому мужчине предписывается быть добытчиком и защитником, от него ожидается рациональность, решительность, смелость, соревновательность, ответственность. С критики мужской роли как узкой и ограничивающей началось формирование отдельной области гендерных исследований — исследований маскулинности.
Введение термина «токсичная маскулинность» приписывают Роберту Блаю, автору книги «Железный Джон: мужчины и мужественность» и лидеру мифопоэтического движения 1980-х годов, — так он назвал «изношенные представления общества, которые игнорируют глубину мужских чувств». Со временем термин оброс новыми смыслами: например, теперь характерной чертой токсичной маскулинности называют гомофобию.
В общем смысле токсичная маскулинность — это слепое следование стереотипам и устаревшим принципам о «настоящем мужике»; нездоровая форма мужественности, которая негативно сказывается на жизни мужчин, их окружения и общества в целом.
Последствия токсичной маскулинности
Для здоровья мужчины
Классический «настоящий мужчина» может казаться неуязвимым, но на самом деле его физическому и психическому здоровью наносится значительный ущерб. Вот какие последствия токсичной маскулинности называют ученые.
По данным исследований доктора психологических наук Джеймса Махалика, чем больше мужчины соответствуют традиционным нормам мужественности, тем больше они участвуют в «рискованных видах поведения», таких как употребление алкоголя и табака. Кроме того, они чаще считают такие привычки нормальными.
Токсичная маскулинность заставляет мужчин сверх меры напрягаться физически, тренироваться через боль и экономить на сне, а еще отбивает у них желание обращаться к врачам. Исследования показывают, что мужчины с радикальными представлениями о мужественности вдвое реже проходят профилактические осмотры, чем мужчины с более умеренными взглядами, и даже при необходимости не всегда обращаются к врачу из-за страха показаться слабым.
Традиционные представления о мужественности удерживают мужчин и от восстановления психического здоровья, тем более с учетом того, что сами они нередко его подрывают. Представители «сильного пола» могут годами сдерживать эмоции, жить в состоянии хронического стресса и «выгорания». Исследование ученых Университета Северной Каролины подтвердило, что приверженность токсичной маскулинности способствует развитию депрессии.
Мужчины во всем мире живут в среднем на пять лет меньше, чем женщины, а в России этот разрыв составляет десять лет. Во многом так происходит из-за того, как мужчины взаимодействуют с социумом: вступают в конфликты, выбирают более опасные профессии, игнорируют правила. По внешним причинам смертности (ДТП, несчастные случаи, конфликты, участие в войнах) мужчины опережают женщин в четыре раза.
Многие мужчины не демонстрируют черты токсичной маскулинности, поэтому «настоящие самцы» считают их аутсайдерами и даже преследуют — например, за «неправильную» одежду или прическу. Такое поведение свойственно не только школьникам, но и взрослым людям.
В среднем по миру мужчины совершают самоубийства в 1,8 раза чаще женщин, а в России — в 6,5 раза чаще. Это связывают в том числе и с жизнью по принципам токсичной маскулинности: если потерял работу или обанкротился, ты уже не мужчина, а просто неудачник.
Россия — один из мировых «лидеров» по количеству мужских самоубийств. На 100 тыс. населения в 2018 году пришлось 47 таких случаев.
Последствия для общества
Токсичная маскулинность — это не характеристика отдельного человека, а система координат, заданная обществом. Вот какие последствия она приносит.
Эмоциональная холодность мужчин не дает наладить доверительный контакт с детьми, родственниками и партнерами — это может привести к разрыву отношений. Специалисты ООН утверждают, что в современных реалиях мужчины должны быть более вовлеченными в жизнь семьи, чем типичные «защитники и добытчики».
Парадоксально, но те, кто считает себя более мужественными, менее склонны помогать слабым. Они предпочитают не вмешиваться, когда становятся свидетелями издевательств и даже нападений. Исследования психологов в университетах США показали, что принципы токсичной маскулинности не позволяют даже утешить жертву.
Принципы токсичной маскулинности противоречат принципам феминизма: если «настоящий» мужчина должен добывать мамонта и бить врагов дубиной, то «настоящая» женщина должна покорно сидеть у семейного очага. Такое столкновение приводит к бытовым конфликтам, финансовой зависимости женщин и даже к домашнему насилию.
Залина Маршенкулова, журналистка, автор телеграм-канала «Женская власть»:
Например, слышали такие выражения: «а как муж тебя отпустил без него погулять?!», «а как муж тебе разрешил?». Вот эта традиция держать женщин на поводке, как собаку, — почва, на которой цветет токсичная маскулинность. Общество говорит: «че ты ей разрешил, че ты не мужик что ли». Из этого и вырастают потом эти ужасные истории, как мужчина пришел на работу к бывшей жене и зарезал ее, потому что «не отпустил».
Токсичная маскулинность убивает и самих мужчин. Вот это «че боишься? Че не мужик?». Этому посвящены такие паблики как «Почему женщины живут дольше?», где наглядно показаны проявления токсичной маскулинности, которая заставляет мужчин творить дичь».
Настя Красильникова — журналистка, фем-активистка, автор телеграм-каналов «Вашу мать» и «Дочь разбойника», создательница документального фильма о культуре насилия над женщинами в России «Хватит!» (2020):
«Дисклеймер: я оцениваю влияние токсичной маскулинности на женщин как человек, который занимается темой прав женщин, но не как исследовательница. Общество, в котором мужчины живут под влиянием токсичной маскулинности — это современное общество, мы в нем живем. Быть женщиной в нашем обществе — утомительно и иногда опасно. При миропорядке, в котором считается нормальным, что женщины «обслуживают» мужчин в быту, потому что мыть посуду — это «не мужское дело», женщины перегружены.
Токсичная маскулинность требует от мужчин быть лихими и агрессивными, доминировать, властвовать и контролировать. Жертвами такого поведения чаще всего становятся окружающие этих мужчин женщины».
Новая мужественность и борьба с токсичностью
Большинство исследований и публикаций на тему токсичной маскулинности выпускают за рубежом, где и формулируют новые нормы здоровой маскулинности. Вот как их описывает Гэри Баркер, психолог, кандидат наук, президент организации Promundo, основанной с целью гендерного просвещения:
Посмотрим, как подобные идеи воплощаются в жизнь.
Борьба с токсичной маскулинностью за рубежом
Борьба с токсичной маскулинностью в России
В России борьба с токсичной маскулинностью только набирает обороты, но в медиа уже встречаются материалы и спецпроекты о трансформации гендерных норм и представителях «новой мужественности». Есть первопроходцы и офлайн — например, организаторы Moscow MaleFest. Первый в России образовательный фестиваль о мужчинах и маскулинности состоялся в декабре 2020 года, продолжение планируется в сентябре 2021-го. Один из участников фестиваля, журналист и соведущий подкаста «Мужчина, вы куда?» Григорий Туманов считает, что сила — это уже не стереотипы вроде мужика с дубиной, а свобода выбора и возможность поговорить.
«Мне кажется, борьба с токсичной маскулинностью нужна для всеобщего комфорта. Не для того, чтобы мы сейчас насильно вылепили какого-то нового мужчину, а для того, чтобы у мужчин был выбор», — Григорий Туманов, для подкаста «РБК Стиль»
Те, кто испытывает негативные последствия токсичной маскулинности, могут обратиться за помощью в специальные организации:
Что такое «маскулинность»: понятие, примеры, признаки
Приветствую Вас, друзья!
Слово «маскулинность» в последнее время часто можно встретить в прессе или литературе, и большинство людей интуитивно понимает его примерное значение. Однако точный смысл этого термина знают далеко не все. Поэтому сегодня мы восполним данный пробел и подробно рассмотрим, что представляет собой маскулинность, в каких особенностях она проявляется и с какими стереотипами связана.
Что такое маскулинность?
Маскулинность – это набор физических признаков и особенностей поведения, которые принято считать мужскими. Данное понятие объединяет как биологические свойства мужского тела и психики, так и социокультурные особенности поведения и внешности, связанные с восприятием мужчин в современном обществе. Понятие маскулинности охватывает и вторичные половые признаки (мужской тип фигуры, волосяной покров, грубые черты лица), и внешний вид (щетина, короткая стрижка), и особенности поведения (смелость, грубость, бесцеремонность).
Не следует путать маскулинность с мужественностью. Под мужественностью обычно подразумевается совокупность положительных черт характера, таких как храбрость, решительность, уверенность в себе и своих силах. И если, к примеру, женщину называют мужественной, то имеют в виду именно эти черты. Маскулинность же подразумевает и нелицеприятные особенности мужского поведения: неряшливость, грубость, запахи перегара и табака.
Существенную роль в понимании того, какие черты внешности и особенности поведения следует считать мужскими, а какие – женскими, играет общество. К примеру, в Древней Греции боги и герои мифов обычно изображались в виде стройных безбородых юношей без лишних волос на теле.
Противоположностью маскулинности считается фемининность (или феминность) – совокупность внешних признаков, особенностей характера и поведения, свойственных женщинам. Каждый человек сочетает в себе маскулинность и фемининность, и разница лишь в пропорциях. К примеру, для мужчины привычка следить за своей внешностью считается признаком фемининности. При этом такое поведение никак не умаляет его мужественность. Аналогично женщина может демонстрировать признаки маскулинности в поведении, будучи грубой и бесцеремонной, но сохранять при этом женственность во внешности.
Подходы к пониманию маскулинности
Существует достаточно много подходов к пониманию того, что такое маскулинность. При этом в качестве основных можно назвать два из них:
Оба подхода являются крайностями, и это именно тот случай, когда истина где-то посередине. При этом соотношение биологических и социально-конструктивных факторов всё ещё является предметом обсуждения, поскольку однозначного понимания их значимости нет.
Традиционные черты маскулинности
Перечень классических представлений о маскулинности довольно широк, но в качестве основных можно назвать такие черты как:
Также к мужским чертам характера относят импульсивность (мужчины чаще действуют сразу, не обдумывая риски), что далеко не всегда приводит к положительным результатам.
Среди негативных черт маскулинности в первую очередь следует выделить:
Мужчины меньше внимания уделяют своим манерам и внешности, не так аккуратны, как женщины. Они хорошо умеют концентрироваться на одной задаче, но многозадачность у них развита слабо, и попытки заниматься несколькими делами одновременно практически всегда заканчиваются неудачей.
Разумеется, перечисленные черты редко сочетаются в одном человеке. Это скорее собирательный мужской образ – именно такой, каким его рисуют существующие гендерные стереотипы. Но каждая из этих черт может встречаться как у мужчин, так и у женщин. И в зависимости от того, как много этих черт у конкретного человека и насколько сильно они выражены, можно говорить о его маскулинности.
Как формируется маскулинность?
Понимание маскулинности в конкретном обществе зависит от множества культурно-исторических факторов. Некоторые черты могут быть общими для всех культур, но большинство из них является следствием традиций и стереотипов. Вследствие этого в некоторых обществах маскулинность выражена более сильно, но существуют и такие общества, где в мужском поведении присутствует заметно выраженная фемининность.
На маскулинность могут влиять этнические факторы. Вряд ли кого-то удивит утверждение, что некоторым нациям свойственны маскулинные особенности внешности, например, густые черные волосы на теле и грубые черты лица. Это же отмечается и в их поведении, поскольку представители этих наций обычно ведут себя более решительно и самоуверенно.
Также на уровень маскулинности влияет классовая принадлежность человека, его воспитание и образование. Как правило, мужчинам из богатых семей с хорошим воспитанием свойственно наличие феминных черт, таких как чистоплотность, повышенное внимание к собственной внешности, вежливость и тактичность в общении.
Для лучшего понимания того, что такое маскулинность и как она формируется, важно учитывать и тот факт, что социальная среда и воспитание могут приводить к тому, что женщина будет демонстрировать более маскулинное поведение, чем мужчина. Это особенно часто встречается в современном мире, в котором границы между маскулинностью и фемининностью постепенно сглаживаются.
Стереотипы о маскулинности
В любом обществе понятия маскулинности и фемининности представляют собой совокупность стереотипов о том, как должны выглядеть и вести себя мужчины и женщины. При этом в большинстве современных обществ образ мужчины обычно связан с силой, трудом и высокой социальной активностью. Проще говоря, мужчина – «добытчик». Женщине же отдаётся роль «хранительницы очага», она заботится о быте и занимается воспитанием потомства.
Интересно, что эти стереотипные представления на самом деле довольно далеки от реальности. Женщины в современном мире работают наравне с мужчинами, а мужчины принимают участие и в воспитании детей, и в работе по дому. Несмотря на это, описанные стереотипы продолжают существовать.
В фильмах 80-х и 90-х годов прошлого века весьма популярным был типаж сильного и бесстрашного мачо, не выделяющегося выдающимися интеллектуальными способностями. В центре сюжета практически любого боевика того времени находился такой персонаж, сыгранный Сильвестром Сталлоне, Жан-Клодом Ван Даммом, Джеки Чаном или другим популярным актёром. И каждый такой герой практически идеально вписывался в существовавший тогда типаж мужчины.
Интересно, что стереотипы не чужды таким наукам как психология и социология. В 19 веке в рамках этих дисциплин полагалось, что маскулинность и фемининность – противоположные и взаимоисключающие понятия. Но примерно в середине 20-го века стало очевидно, что не может быть четкого разделения всех качеств на «мужские» и «женские». И каждый человек совмещает в себе некоторое количество как маскулинных, так и фемининных черт.
Токсичная маскулинность
Это понятие заслуживает особого внимания. Токсичная маскулинность – это психологическая концепция, описывающая некоторые формы мужского поведения с высоким уровнем токсичности. Это поведение может быть направлено против женщин, всего общества или других мужчин, которые поддерживают общепринятые нормы и правила.
В качестве примера токсичной маскулинности можно привести мужчину, который ведёт себя агрессивно, постоянно демонстрирует сексуальный интерес ко всем привлекательным женщинам, придерживается точки зрения, что «место женщины у плиты», изображает из себя альфа-самца и насмехается над более спокойными мужчинами, считая их подкаблучниками. Кроме того, токсичная маскулинность практически всегда сопровождается безответственным поведением как по отношению к обществу, так и по отношению к себе.
Как правило, мужчины, которым в молодости свойственно токсичное поведение, в зрелом возрасте имеют серьезные проблемы с психикой. Они страдают от стресса и депрессии, многие из них погрязают в алкогольной или наркотической зависимости. Несмотря на то, что они по-прежнему изображают из себя альфа-самцов, их физическая форма обычно очень далека от совершенства, поскольку они не следят за собой и практически никогда не занимаются спортом.
Заключение
Маскулинность – одно из ключевых понятий гендерных исследований, задача которых заключается в том, чтобы понять влияние социального гендера на общественные явления. Изучение моделей маскулинности и фемининности позволяет лучше понять принципы гендерной идеологии современного общества и найти способы, позволяющие сделать распределение социальных ролей более справедливым.
Расшифровка Что такое маскулинность и почему мужчинам не легче, чем женщинам?
Как оказалось, что «настоящих мужчин» больше нет, и почему это правильно
В прошлой лекции мы говорили о празднике 8 Марта. Давайте вернемся к нему еще раз. Праздник — это важный ритуал, который проявляет и подтверждает нормативные роли. В данном случае для нас важны гендерные. Однако в основном мы говорили о женщинах. А что же мужчины? Некоторые дарят цветы, поднимают тосты «за прекрасных дам», другие занимают профеминистскую позицию и присоединяются к дебатам о солидарности. Но сегодня все больше становится тех, кто не вполне понимает, какую позицию занимать и что не так в подарках и цветах. Значит, образцы стали изменяться.
Какую же цену приходится платить мужчинам за соответствие образу «настоящего мужчины»? Как изменяются образцы и почему усиливается консервативное движение, прославляющее традиционную маскулинность? Об этом и пойдет речь в данной лекции.
Начнем с того, как смотрят на проблему маскулинности в гендерных исследованиях. Внимание к положению мужчин в обществе было первоначально связано с феминистским движением второй волны. Ее датируют 1960–70-ми годами, и о ней мы говорили в первой лекции. Исследователи обнаружили, что не только женщины ограничены своей социальной ролью, привязывающей их к домашнему хозяйству, но и мужская роль тоже достаточно узкая и ограничивающая. Любому мужчине предписывается быть добытчиком или защитником. От него ожидается рациональность, решительность, смелость, соревновательность, ответственность и так далее. Предполагается, что «настоящие мужчины» не проявляют эмоции. Они не должны заботиться о новорожденных детях, заниматься домашним хозяйством. Исследователи не только обнаружили социальное в гендерных ролях, но и увидели разнообразие моделей мужского поведения, норм и образцов. С критики мужской роли как узкой и ограничивающей и началось формирование отдельной области гендерных исследований — исследований маскулинности. Их также называют критическими исследованиями мужчин. Критическими они являются потому, что не признают «естественность» гендерных иерархий: напротив, считают их изменчивыми и культурно обусловленными.
Социально-конструктивистская методология, то есть методология, рассматривающая гендер как социальный конструкт, позволила увидеть множественность маскулинностей. Маскулинности занимают разные места в гендерной иерархии в зависимости от культурного и политического контекста. На самом верху иерархии находятся те, кто соответствует образцам гегемонной, или доминирующей, маскулинности. Ее образцы также изменчивы, но в целом в современном обществе это белые обеспеченные гетеросексуальные мужчины среднего и высшего класса, которые обладают значительными материальными и символическими ресурсами. Ресурсы помогают поддерживать ту гендерную идеологию, которая обеспечивает привилегии и является привлекательной для многих. На смену культивированию физической силы в этом социальном слое приходят профессионализм, знания и престижная занятость.
А кто же не имеет необходимых ресурсов и статуса? Более низкие позиции в иерархии занимают мужчины не белой расы или не гетеросексуальные. То же самое — мужчины без гражданства или мигранты, а также мужчины с инвалидностью. Безработные или занятые на низкооплачиваемых должностях, в том числе в сферах женской занятости, не имеют основного материального ресурса, и поэтому они в системе престижа тоже иерархически субординированы. Таким образом, хотя существуют образцы, которые предписываются всем мужчинам, например быть добытчиком или защитником, в современном мире нет единых норм и моделей. Эти нормы и модели различаются в зависимости от возраста, класса, расы, сексуальности, состояния здоровья, гражданства. Изменялись эти модели и исторически, существенно различаясь в разных слоях. Нормы мужчины — русского дворянина XIX века имели мало сходства с нормами, организующими жизнь крестьянина.
Для исследования таких различий используется термин «интерсекциональность», или интерсекциональный подход. Он позволяет понять, что система привилегий и иерархий сложна и не все привилегии патриархата распространяются на всех мужчин. Гомосексуал не будет иметь привилегий гетеросексуального мужчины, безработные — привилегий высокооплачиваемых. Наоборот, в современном мире некоторые группы мужчин все более дискриминируются. Чтобы разобраться в этом феномене, нам нужно вернуться к образу «настоящего мужчины» и понять, какую цену приходится платить за соответствие данному образу.
Итак, образцы «настоящих мужчин», или гегемонной маскулинности, поддерживаются посредством культуры. Они тиражируются в СМИ, рекламе, искусстве, в текстах, в государственной политике, в праздниках. Это героические мужчины в масскультуре (в сагах, балладах, вестернах, триллерах), это защитники Отечества. Таким мужчинам присуща брутальность, агрессивность, от культивирования которой недалеко и до насилия.
Если обратиться к советскому времени, то невозможно не вспомнить «Москва слезам не верит» и героя Алексея Баталова Гошу. Гоша — успешный уважаемый гетеросексуальный рабочий интеллигент, олицетворение принципов гегемонной маскулинности. Он укрощает эмансипированную Катю, провозглашая свою символическую власть. Цитирую: «Все и всегда я буду решать сам — на том простом основании, что я мужчина». Гоша не только зарабатывает, как он думает, больше своей подруги — он готов применить силу в защите слабого, способен на принятие решений и сильные чувства. Однако таким образцам могут соответствовать лишь небольшое число мужчин. Для остальных они недосягаемы. К тому же сегодня к этим образцам добавлены еще и спортивные достижения, и сексуальная привлекательность, это и ухоженность, и следование моде, и престижное потребление. Но и те, кто им соответствует, и те, кто к ним лишь стремится, должны много и интенсивно работать. Их рабочие места связаны с высоким уровнем ответственности, стрессом, нагрузками, то есть факторами риска. И хотя здоровый образ жизни получает распространение в современных обществах, в том числе и в России, мужчины в гораздо большей степени, чем женщины, вовлечены в практики, которые разрушают их здоровье. Они больше курят, употребляют больше алкоголя.
Еще один фактор риска и потенциального стресса, сопряженный с предписаниями гегемонной маскулинности, — контроль выражения эмоций. Умение скрывать те эмоции, которые отождествляются со слабостью, — еще одно правило мужского поведения. Мужчины чаще умирают от тех причин, которые можно было бы предотвратить: в ситуациях криминала, аварий или вовремя не обратившись за медицинской помощью. Они реже посещают врачей, так как забота о здоровье не входит в практики «настоящего мужчины»: он в идеале не жалуется и не болеет. Кроме того, мужчины хуже ориентируются в системе здравоохранения, в то время как женщина встраивается в эту систему в ходе репродуктивного цикла и заботы о детях. В результате во всех индустриальных странах существуют парадокс: женщины оценивают свое здоровье ниже, чаще обращаются к врачам, а мужчины умирают раньше. Преждевременная смертность — это цена, которую приходится платить за соответствие образцам гегемонной маскулинности и за патриархатные привилегии. Согласно данным ВОЗ, в тех странах, где выше уровень гендерного равенства, продолжительность жизни мужчин выше: меньше гендерных разрывов в заботе о здоровье, более равномерно распределяются нагрузки в семье и оплачиваемые занятости. Иными словами, гендерное равенство выгодно не только женщинам, но и мужчинам. Однако гегемонная маскулинность — это не только практика, но и мощная идеология. Под влиянием этой идеологии многие мужчины чувствуют себя ущемленными и пытаются вернуть себе утраченные привилегии.
Итак, далеко не все мужчины могут соответствовать желаемым образцам. Очень многие испытывают напряжение от своей гендерной роли. В современных обществах они уже не являются единственными добытчиками: женщины массово вовлечены в сферы оплачиваемого труда и политики. Они стали активными на рынке труда, в политике, образовании, семье и в обществе в целом. Социальные позиции и женщин, и мужчин существенно меняются. Издержки мужской гегемонии приводят как к эмансипации, так и к ностальгии по патриархату и «настоящим мужчинам». В последнем случае эмансипационные изменения воспринимаются как опасные, звучат призывы вернуться к «естественным», традиционным гендерным ролям. При этом представление о якобы нерушимых гендерных границах фактически уже разрушено. Исследователи используют понятие «кризис маскулинности», который связывается с невозможностью исполнения традиционных мужских ролей. А мужчины в этом дискурсе описываются как пассивные жертвы обстоятельств или эмансипации женщин.
Образцы гегемонной маскулинности в настоящее время пересматриваются во всем мире, включая и Россию. Примером, в частности, является последний всплеск внимания к феномену сексуального домогательства в отношении женщин, начавшийся в Голливуде и получивший широкое распространение по всему миру. Совсем недавно нормы поведения мужчин в публичном пространстве допускали проявление сексуального интереса, в том числе навязчивого, часто — без учета желания женщины. А привлекающую внимание в публичных местах женщину обвиняли в манипулировании и провокативности. В настоящее время такие паттерны утрачивают свою привлекательность, а их допустимость оспаривается значительной частью общества. Этот болезненный процесс становится симптомом конфликта разных гендерных образцов и ослабления патриархатной власти. С одной стороны, происходит размывание гендерной гегемонии, с другой — усиливается консервативное сопротивление, нацеленное на охрану и продвижение гендерных привилегий.
Для примера рассмотрим консервативное движение в США, где эти процессы привлекли внимание социологов. Американская исследовательница Арли Хохшильд, исследуя экономически неблагополучные штаты, задается вопросом: почему именно в регионах с низким уровнем жизни и плохой экологической ситуацией избиратели голосуют за сокращение государственных социальных поддержек? Автор обнаруживает, что победу республиканцам там обеспечивают белые мужчины среднего класса с уязвленным чувством собственного достоинства и оскорбленной маскулинностью. Такие мужчины полагают социальную политику демократов несправедливой и разрушающей основания их мужской идентичности. Республиканская партия традиционно выступает за сокращение государственных расходов на социальную сферу, а также на программы по защите окружающей среды. В свою очередь, идеология Демократической партии предполагает увеличение социальных расходов, защиту экологии, а также поддержку прогрессивного налогообложения — то есть увеличение налогов для богатых.
Итак, в современном обществе консенсус по поводу того, что значит быть мужчиной, в значительной степени утрачен. Патриархатные дивиденды, или выгоды, могут становиться более проблематичными, менее стабильными и доступными. Однако они продолжают существовать и во многих случаях считаются нормой. Некоторые мужчины могут не относиться к женщинам как к «слабому полу», да и быть защитником Отечества — идеал далеко не для всех. Однако в российском обществе у них все еще не так много возможностей переопределить свою маскулинность, включив в нее эмоции, заботу, вовлеченное отцовство, равноправное партнерство и тому подобное.