Маслахат в исламе что это

Само слово «маслахат» переводится с узбекского как – советоваться. У узбеков не бывает мероприятия, без предварительного совещания между родственниками и друзьями. Этот обычай оставил глубокий печать в характере взаимоотношений узбеков. Например, считается дурным тоном, сразу высказать свое мнение о своей проблеме. Поэтому при встрече чаще всего, они говорят «заходи как нибудь, есть разговор». Когда вы зайдете к нему, должны отобедать сначала, потом он скажет свое мнение. Вот, такие из таких разговоров начинается маслахат.

Возьмем той. Где–то месяц или еще более ранний срок, назначаются день тоя. Иногда бывает так, что кто-то хочет пригласить, известного во всей республике или в соседней республики артиста. А он (артист) занят заказами еще полгода вперед. Тогда день торжеств определяется по усмотрению сторон. Если таких предложений нет, день торжества решают старейшины младенца по отцовской и по материнской линии. Потом заказывают пригласительные, для гостей.

Пригласить гостей по телефону или в конторе, на улице считается неуважением. Таких почтатальонов в народе называют «айтимчи». Айтимчи, перед вручением пригласительную карточку хозяину дома, должен брать от него «суюнчи» (подарок за добрую вест).

Тонкость этого мероприятия имеет место. Например, однажды у моего друга быль такой случай. По настоянию одного его знакоиого они вечером (хозяин торжества его пригласил по телефону) немного опаздавшись (ему не хотелось идти туда) поехали на той. А там все места были заняты. Их пригласили в дом, для избранных гостей. А там, немного выпивший хозяин, перед всеми восклицает, здороваясь в обнимку «спасибо вам, что соизволили прийте к нам на торжества, хотя я вас пригласил по телефону». Тогда, как он признался потом, ему не нашлось место чтоб провалится.

Потом где-то за неделю хозяин торжества вызывает к себе своих самых близких людей. Зарежут барана, читают молитвы за упокой души давно умерших родственников. Потом начинается маслахат. Где провести мероприятие? Сколько барашков зарежут? Примерно сколько народа будет на тойе? Кто берет на себя раздачу пригласительных.

Вот здесь родственники сами берут обязанности кто, что принесет для торжества? Сначала определяют финансовое положение хозяина. На что он способен? Недостоющую часть, близкие берут на себя. Кто принесет риса, а кто мясо, кто что-то другое. Кто-то берет на себя обязанности заказа автобуса, для родственников которые живут в соседнем районе. Если той проходит в летнее время тогда родственники накрывают чехол (брезентовый покрывал) над двором, дабы сделать тень над местом торжества.

Если намечается на тое соревнование борцов, кто сколько может дать для приза? И как надо созвать палванов (борцов) всей округи, или соседних областей или с соседных республик. Если намечается соревнование по козлодранию, еще определяется, у кого будут гостить (этих домов называют куник) наездники перед мероприятием. Для этого нужны, такие хозяева чтоб, они кормили не только наездников, но их лощадей тоже.

После разрешения всех этих мероприятий можете приступить к торжествам.

Источник

Маслахат в исламе что это

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

Маслахат в исламе что это. Смотреть фото Маслахат в исламе что это. Смотреть картинку Маслахат в исламе что это. Картинка про Маслахат в исламе что это. Фото Маслахат в исламе что это

Примирение – маслахат как чеченский обычай

Он также сообщает ценные сведения о своем прадеде Ильясе, сподвижнике величайшего шейха Северо-восточного Кавказа Кунта-хаджи Кишиева. В числе других муридов Ильяс отбывал срок вместе с Кунтиа-Хаджи Кишиевым в остроге Устюжно. Он умер в ссылке. Домой вернулся только один из муридов – Коврнака, который и рассказал сыну погибшего в Устюжно Ильяса Адсаламу о судьбе его отца. Тот передал ее своему сыну Шахаду.

«Я слышал от своего дяди Шахада, что Коврнака рассказывал следующее: Кунта-Хаджи и его брат Мовсар были в одной камере, а через стену в другой камере находились остальные муриды. Перегородка имела трещину, и они могли свободно общаться между собой.

Ильяс заболел и его перевезли в гарнизонный лазарет. Через месяц после этого поздней ночью из-за перегородки раздался голос Кунта-Хаджи. Он сообщил: «наш товарищ Ильяс скончался в лазарете, взбодритесь, совершите омовение, утром попросим разрешение и похороним его». На рассвете Хаджи постучал в дверь, подозвал надзирателя и сказал ему: «Нам сообщили о том, что в лазарете скончался наш сподвижник, мы просим разрешить нам похоронить его согласно нашим религиозным предписаниям». Надзиратель ответил: «Нам ничего не известно о смерти вашего товарища. Мы рассмотрим вашу просьбу, и сели он действительно скончался, будем ходатайствовать о разрешении вам похорон».

Установление мира между кровниками или поссорившимися членами общины, а также примирение мусульман-соседей разных национальностей – это распространенная практика на Северном Кавказе. Механизм ее сложен, а потому принимать участие в маслахате могут лишь очень опытные, образованные в исламских науках, а также знакомые с адатами и морально-этическим кодексом этих народов люди. Чаще всего, к их помощи прибегают в самых трудных случаях, и тогда совершение обряда примирения становится еще и важной политической функцией алимов.
Каковы механизмы этого важного обряда?

Приведем пример одного из таких примирений, состоявшихся по поводу кончины человека в результате ДТП. Вот что говорит по этому поводу алим.

«… Миротворец должен знать нравы обеих стран, истоки и причины конфликта. Он должен быть беспристрастным и непредвзято рассмотреть такое дело…

…В селе Баташ Хасав-Юртовского района Дагестана люди собрались для примирения враждующих семей. Посредником в этом деле выступал известный в нашей республике богослов Хож-Ахмад Кадыров.

«Бисмиллахи-р-рахмани-р-рахим! Пусть будет добрым ваш день. Дай нам Аллах встретиться в раю с нашим ушедшим братом мусульманином. И чтобы встать нам перед ним с открытым лицом, достойно. Мы сегодня пришли к вам виноватые и жалкие. И да убережет Аллах сердца наши от помыслов осуждаемых Им и удержит нам на пути, который одобряет Он. Все мы мусульманские братья и сестры. По разным причинам оборвутся и наши жизни. Ситуации, подобные сегодняшней, происходят в последнее время очень часто, потому что увеличилось количество автомобилей на дорогах. В прежне времена невозможно было услышать о том, что разбился самолет и погибли люди или произошла авария и погиб человек. Таких транспортных средств раньше не было.

Хамзат-хаджи, мы пришли согласно нашей предварительной договоренности, потому что вы уважили нас, и сегодня хотели бы, чтобы здесь произошло прошение, и исчезла вражда. Да будет доволен вами Аллах, что вы приняли и уладили этот конфликт, который не нужен обеим сторонам».

После этого с ответным словом выступил старейшина от пострадавшей стороны. Речь его была корректной и вежливой. Прочитав молитву, представители обеих сторон обнялись, простили виновного и разошлись. После возвращения оттуда, Хожд-Амад-хаджи сказал: «Да убережет Аллах мусульман от позора. Даже если мы не ищет этого, случаются и убийства, и кровная вражда. В каждом случае надо соответственно ситуации искать пути выхода из этого. То, что виновный в смерти мирного человека находиться в тяжелом положении- это понятно. Он готов отдать все свое состояние, призвать на помощь родственников, чтобы уладить это дело.

Согласно шариату виновный обязан платить выкуп за мужчину сто верблюдов, за женщину пятьдесят верблюдов. Эту цену оплачивает непосредственно виновник и его близкие. Да смилостивится Аллах над улемами, которые среди нашего народа поддерживали нормы шариата. Они не налагали невыполнимых обязательств и в соответствии с реальным материальным положением людей определяли сумму выкупа. Но здесь следует особо выделить наш чеченский менталитет и наши благородные обычаи и традиции, которые трудно отличить от религии, настолько сильны они вместе. Поэтому в таких случаях чаще всего решающими и облегчающими вражду и боль потери бывают такт, вежливость, смирение и покорность виновного.

В таких случаях виноватый должен позаботиться о погибшем. Сообщить своим близким, выполнить ритуальные действия. Обмыть тело покойного, завернуть в саван и отнести его родным погибшего. Впереди этой процессии должен находиться уважаемый и почитаемый улем.

Также в наших традициях все родственники виновного покидают село, избегают увеселительных мероприятий и встреч с родственниками покойного. Если последние окажутся людьми, понимающими благородный язык, случается, что они выслушивают тех, кто с повинной головой стоит перед ними, и улаживают конфликт.

Источник

Маслаха аль-мурсаля как довод в Шариате. Урок 1

Маслахат в исламе что это. Смотреть фото Маслахат в исламе что это. Смотреть картинку Маслахат в исламе что это. Картинка про Маслахат в исламе что это. Фото Маслахат в исламе что это

Слово «маслаха» (мн. ч. масалих) в арабском языке означает «получение пользы и отведение вреда». В Шариате понятие «маслаха» можно растолковать как благо, пользу или интерес. На законность использования маслаха в качестве довода при вынесении шариатских решений указывает тот факт, что Шариат, в целом, блюдёт право человека на получение пользы и блага, запрещает вредное и предписывает благое.

Маслаха аль-мурсаля – это один из видов маслаха, особенностью которого является тот факт, что на его законность или незаконность не указывает явный довод из Корана или Сунны.

В целом существует три вида маслаха:

1. Маслаха, на законность которой указывает конкретный довод из Шариата. Например, запрет на вино. Маслаха в данном случае состоит в том, что человек, отказываясь от вина, защищает свой разум от опьянения и одурманивания, тем самым получая пользу и благо. И на данный вид маслаха указывает конкретный довод из Шариата, согласно которому винопитие является харамом. Выносить шариатские решения, основываясь на данном виде маслаха, дозволено по единогласному мнению всех шейхов.

2. Маслаха, на незаконность которой указывает конкретный довод из Шариата. Действия, которые попадают под эту категорию, могут внешне казаться полезными, но на самом деле представляют опасность для человека в этой жизни и в жизни следующей. На данном виде маслаха (блага) запрещено основываться при выведении шариатских хукмов.

С точки зрения обыденного мышления, человек может решить, что в многожёнстве содержится вред, так как оно может привести к вражде между жёнами, и во избежание такого вреда лучше отменить многожёнство. Однако данный вид маслаха (блага) отвергается Шариатом, который указывает на то, что мужчине дозволено жениться на четырех женщинах при условии, что он справедлив (адль) по отношению ко всем жёнам (в данном случае подразумевается, что мужчина одинаково материально обеспечивает всех жён и соблюдает право каждой из них на интимную близость с мужем; речь не идёт о любви, так как мужчина не может любить нескольких женщин абсолютно в равной степени). Кроме того, многожёнство является причиной других благ, например, рождения большого количества детей, а это одна из основных целей брака. Также существует категория мужчин, которые не способны довольствоваться одной женщиной (женой). Запрет на многожёнство мог бы стать для них причиной совершения прелюбодеяния (зина). А в возможности жениться на нескольких женщинах состоит благо (маслаха) для таких мужчин. Кроме того, во время ведения военных действий многие мужчины, как правило, погибают, и большое количество женщин остаётся без мужей. В таком случае тот факт, что мужчина может жениться на нескольких женщинах, может стать великим благом для женщин, которые смогут снова выйти замуж и получить опеку и материальное обеспечение со стороны мужа.

Ещё одним примером незаконного вида маслаха является ростовщичество (риба). Человеку, который берёт деньги под проценты у ростовщика, может казаться, что он получает пользу от этой сделки, так как имеет возможность потратить взятые в долг деньги на свои нужды. И тем более очевидной кажется польза для того, кто даёт деньги в долг под процент. В данном действии есть маслаха, с точки зрения разума, но Шариат данный вид маслаха не признаёт. С точки зрения Шариата, риба является источником большого зла и вреда для конкретного человека и общества в целом. Ростовщичество порождает такое явление как эксплуатация человека человеком, в обществе появляются люди (ростовщики), которые живут за счёт других, получая прибыль без приложения каких-либо усилий или труда. При этом есть категория людей, которые вынуждены тяжело работать и терпеть лишения, чтобы отдать долг этим ростовщикам. Подобное положение дел в обществе рассматривается Шариатом как великая несправедливость.

3. Маслаха аль-мурсаля – маслаха, на законность или незаконность которой не указывает конкретный довод из Шариата. Относительно того, можно ли опираться на данный вид маслаха при вынесении шариатского решения по какому-либо вопросу, и того, является ли данный вид маслаха одним из источников Шариата (наряду с Кораном, Сунной, иджмой и кыясом), среди шейхов существует разногласие. Однако большинство (джумхур) шейхов придерживается мнения, что при ряде условий опираться на маслаха аль-мурсаля при вынесении шариатского хукма дозволено. На законность использования данного вида маслаха в качестве довода, указывает тот факт, что Шариат в целом блюдёт право человека на получение пользы и блага. Данный принцип Шариата является общепризнанным – относительно его истинности среди учёных нет никаких разногласий.

Одним из примеров данного вида маслаха в истории Ислама является деяние праведного халифа Умара, да будет доволен им Аллах, который узаконил в Исламском Халифате государственные учреждения (канцелярии), основал тюрьмы для преступников. В Шариате нет довода на то, что мусульмане должны строить тюрьмы для преступников или открывать государственные учреждения. Однако данные действия относятся к маслаха аль-мурсаля, то есть к вещам, в которых есть польза для Исламского государства. Следовательно, данные деяния соответствуют общим принципам Шариата – блюсти то, в чём есть польза для мусульман.

Также примером данного вида маслаха является собрание в единую книгу Корана праведным халифом Абу Бакром, да будет доволен им Аллах. Относительно законности или незаконности собрания Корана воедино нет довода из Корана или Сунны, однако в этом деле есть маслаха – польза для мусульман.

Маслаха аль-мурсаля подразделяют на три вида:

1. Ад-дурурият. Существует ряд вещей, без которых жизнь человека придёт в расстройство, то есть эти вещи обеспечивают благо для человека в этой жизни и в жизни следующей. Таких вещей пять: сохранение (защита) религии, сохранение жизни, сохранение разума, сохранение родства и сохранение имущества. Например, если человек оставит религию, это приведёт к великому наказанию для него в следующей жизни.

2. Аль-хаджият. В данной категории относятся вещи, без которых жизнь человека возможна, но будет сопряжена с трудностями. Примером маслаха этой категории является передача власти вали (опекуну) при выдаче замуж несовершеннолетней девочки. Подразумевается, что если девочка делала бы выбор самостоятельно, она могла бы в силу юного возраста выбрать себе неподходящего мужа, что будет причиной серьёзного вреда для неё в будущем. Поэтому в данном случае Шариат передаёт право выдать несовершеннолетнюю девочку замуж опекуну, который, благодаря жизненному опыту и зрелому разуму, способен выбрать подходящего ей человека, в чём заключается благо. Ещё одним примером данного вида маслаха служит тот факт, что Шариат освобождает женщину от обязанности совершать молитву во время хайда и нифаса (менструации и послеродового кровотечения), так как совершать поклонение в таком состоянии – тяжесть для женщины. Также к данному виду маслаха относится послабление для больного, мусафира, беременной и кормящей женщины во время поста – Шариат дозволяет этим категориям людей не соблюдать пост. Соблюдение поста для них является большой тяжестью, а оставление поста – облегчением и благом.

3. Ат-тахсинат. К данной категории относятся вещи, которые способствуют улучшению качества жизни человека, но отсутствие которых не делает жизнь невозможной или тяжёлой. Например, ношение красивой одежды дозволено по Шариату, и в нём может быть благо для человека. Однако отказ от ношения красивой одежды не приведёт к тому, что жизнь будет сопряжена с какими-либо трудностями. Данный вид маслаха относится к хорошим, не противоречащими Шариату, обычаям и благим поступкам. В качестве примера можно привести возложение обязанностей по исполнению брачного договора на опекуна – таким образом женщина освобождается от трудностей, в чём состоит благо для неё.

Эти три категории, изложенные в порядке от более важного к менее важному, представляют собой основу маслаха аль-мурсаля.

Источник

Маслиат как самобытный способ разрешения конфликтов

Маслиат — самобытный третейский (или посреднический) способ урегулирования и разрешения конфликтов, традиционно получивший распространение у некоторых народов Северного Кавказа и, в частности, Дагестана. Такой способ был наиболее приемлемым и эффективным с точки зрения социальной адекватности, демократичным по содержанию и вполне соответствующим общественному быту и менталитету дагестанцев.

Маслиат — слово арабское и в переводе означает «примирение, общее благо, выгода в интересах сторон». В процессе становления в качестве самостоятельного способа примирения маслиат впитал в себя адатные и шариатские начала, а также морально-нравственные устои общества.

Наиболее часто к маслаатному способу примирения в историческом прошлом прибегали при острых конфликтах — убийствах, похищениях женщин, межджамаатских противоречиях и т.д.

Процедуре маслиата при убийствах предшествовали некоторые процессуальные формальности, несоблюдение которых делало сам акт примирения невыполнимым. Как правило, убийца немедленно покидал родное селение (выход в канлы), в противном случае его выгоняли, что было предусмотрено адатом каждого общества. До XIX в. было принято, что с убийцей в канлы уходила вся его семья, а дом его разрушался. Но уже в 30-х годах XIX века разрушение дома канлы не являлось обязательным актом. Теперь дом убийцы передавался тому, кто сразу же после совершения преступления первым сбрасывал несколько камней с крыши-карниза. Это могли быть родственники как пострадавшей стороны, так и убийцы. Тем самым убийца с помощью своих родственников мог сохранить дом от разрушения.

Немалая заслуга в искоренении бессмысленного обычая разрушать дом кровника принадлежала имаму Шамилю, который высказался следующим образом: «Я думаю, что дом убийцы совсем не виноват в том, что сделал его хозяин».

У аварцев по поводу выхода в канлы использовалось словосочетание «бид виххизе», что буквально означало «разориться на крови». Действительно, у убийцы разрушался не только дом: его поля оставались необработанными, а если у него имелся сад, то деревья вырубались, т.е. его хозяйство полностью приводилось в негодность, пока не состоится примирение с пострадавшей стороной.

В некоторых регионах были специальные селения, куда изгонялись канлы. Как правило, это были неблагополучные по природно-географическим и климатическим условиям селения. В числе таких можно назвать сел. Кудутль (Къудукь), который был известен тем, что лучи солнца проникали туда только в течение трех месяцев в году. Таким же местом ссылки кровников для некоторых джамаатов Койсубулинского союза обществ было сел. Корода (Къорода), а в Гумбетовском обществе — сел. Читль, который находился в глубине ущелья, откуда виден всего лишь «кусок неба». Селения с подобными природно-климатическими условиями Шамиль также использовал как места для ссылки за разные преступления, совершенные в имамате.

Убийца (канлы) в том джамаате, куда он переселялся, формально пользовался всеми правами гостя, он был неприкосновенен. А если всё же преследователи совершали здесь над ним кровную месть, то позор ложился полностью на весь джамаат; законы гостеприимства у горцев почитались гораздо выше.

Действуя в духе исламской религии, Шамиль в имамате ограничил число лиц, имеющих право на кровомщение самыми близкими родственниками убитого, что внесло значительный прогресс в правосознание горцев. Вот как пишет об этом А. Руновский: «Строго воспретив кровомстителям обращать свою месть на родственников убийцы, он (Шамиль) объявил неисполнителей этого ослушниками против Корана, а, следовательно, подлежащими смертной казни».

Пока канлы находился в изгнании, джамаат по ходатайству родственников канлы начинал переговоры о примирении (маслиате).

Достижение маслиата во многом зависело от разряда убийства или других обстоятельств, при которых оно совершалось. Сложнее обстояло дело при кара-канлы, т.е. если имело место «черное» убийство, при отягчающих обстоятельствах. Если же это было простое убийство или тем более случайное, то пострадавшей стороне родственники канлы давали средства, необходимые на похоронные расходы, которые у кумыков назывались «аулум». Размер этих средств в разных обществах был различным, и, как правило, он состоял из материала на саван и одного быка. Если такой «аулум» был принят, то это был первый и значительный шаг к примирению.

В Андийском округе соблюдение этой процедуры описано так: «По истечении же трех дней грабёж прекращался, родственники убийцы для примирения своего с родственниками убитого через посредство лучших людей в деревне отправлялись с повинною к ним и отдавали им в знак их соединения одного быка или 10 рублей и чадры на саван или 2 рубля. С того времени один убийца оставался кровником».

Далее канлы был заинтересован при содействии своих родственников и почетных жителей своего общества искать пути к примирению с родственниками убитого, но для последних считалось предосудительным мириться ранее истечения года. В адатных нормах некоторых обществ был кодифицирован запрет родственникам пострадавшего тухума до истечения определённого срока заключать мировые сделки с убийцей. Таков, например, адат Аварского ханства, который предусматривал: «Если родственники убитого до истечения 10 дней согласятся на очное примирение, то с них взыскивается один бык».

В течение всего периода пребывания в изгнании канлы соблюдал обряд по покойному — не брился, не стриг волос и ногтей, не появлялся в общественных местах, не выполнял хозяйственных работ, вел затворнический образ жизни. Эти же процедурные атрибуты соблюдали и близкие родственники канлы, и если кто из них побреется или другим действием нарушит обряд по покойному, пострадавшая сторона немедленно реагировала на это, воспринимая такие действия как игнорирование себя и даже оскорбление. Достижение маслиата в этом случае ставилось под угрозу.

Этикет взаимоотношений между конфликтующими тухумами требовал также, чтобы канлы до окончательного примирения не встречался на дороге с родственниками убитого, иначе тут же могло состояться кровомщение. Соблюдение такого же обычая распространялось и на близких родственников канлы.

При удачном стечении обстоятельств и если близкие родственники не сумели отомстить кровнику, то по прошествии периода пребывания канлы в изгнании обычно проводили процедуру примирения. Необходимым условием при маслиате было соблюдение договора о выплате дията, размер которого различался в разных обществах и колебался в пределах от 100 до 300 руб. Сумму дията могли выплачивать в разной форме — скотом, деньгами, медными котлами, земельными угодьями и т.д. (Для представления размера дията заметим, что в XIX веке в горских обществах лошадь стоила 40 руб., осёл — 10 руб., мул — 50 руб., бык — 30 руб., корова — 15 руб., баран — 3 руб.)

При согласии пострадавшей стороны на примирение в заранее установленный день родственники убийцы вместе с кровником собирались в условленном месте и двигались к дому пострадавшего, где их ожидали. Эту процессию возглавляли старейшины аула и представители духовенства, в неё также входили почитаемые люди села, родственники канлы, а позади всех шел сам канлы.

Перед собравшимися, как правило, выступал представитель духовенства — мулла-дибир. Ссылаясь на исламские заповеди и прецеденты, имевшие положительные исходы в прошлом, он убеждал собравшихся в богоугодности маслиата. При этом глава миротворческой миссии обязательно подчёркивал божественное предопределение того, что случилось, призывал к смирению перед божьей волей.

У одного из горских народов — хваршин было принято, что родственницы убийцы ползли к месту примирения на коленях, замыкая шествие. При этом они били себя в грудь, монотонно произнося с плачем молитвы, а перед ними полз на коленях сам убийца с обнаженной головой. Этот обряд в каждом регионе мог иметь свои особенности. Так, в сел. Шабдух (Андийское наибство) кровник во время примирения являлся во двор убитого им в чёрной бурке, в которой он ложился на землю и оставался там, пока его не поднимал самый близкий родственник убитого.

У лакцев, по описанию А.Г. Булатовой, подобный обряд соблюдался в следующей форме: «…Все мужчины тухума двигались к назначенному месту на коленях во главе с самим убийцей. Последний нес на себе перекинутый через плечо саван в знак готовности умереть от руки тех, кого он молит о прощении».

Смысл этих и подобных обрядов при примирении состоял в том, чтобы как можно больше морально ущемить кровника и его тухум с целью компенсировать моральный ущерб пострадавшей стороне. По этому поводу известный исследователь адатного права А.М. Ладыженский отмечал: «…материальная компенсация всегда сопровождалась и моральной компенсацией — извинениями, унижениями. Обряд извинений был очень сложен и в разных местах далеко не одинаков».

Моральная компенсация в виде унижений и оскорблений в иных случаях и в отдельных обществах была гораздо важней, чем материальная. Так, в Салатавском союзе сельских обществ размер дията был минимальным, а в некоторых соседних чеченских обществах его вообще не брали, исходя из принципиальных соображений, что не продают близкого человека.

Однако процедура примирения на этом не завершалась. У многих народов Северного Кавказа, в том числе и дагестанских, соблюдался обычай, когда кровник при процедуре примирения губами прикасался к обнаженной груди матери им убитого. Такая процедура носила символический характер, и молоко матери при этом несло сакральный смысл.
На это обстоятельство обращал внимание также А. М. Ладыженский: «Если пострадавший род согласен мириться, то совершается обряд усыновления путём прикосновения губами к груди матери убитого, убийца становится её приёмным сыном».

Только после этого кровник считался не только прощённым, но и породнившимся с тухумом убитого, т.е. членом простившего его тухума, и он должен был разделять радость и горе с его членами. Ему вменялось в обязанность как можно чаще посещать могилу убитого и оказывать всевозможные услуги его родственникам.
На этом в основном завершалась официальная часть процедуры исполнения маслиата.

Сила маслиатного разрешения конфликта после его достижения была безусловной, оно по обычаю немедленно решалось и не принималось на апелляцию ни адатом, ни шариатом.
По этой причине одним из самых тяжких преступлений у всех народов Дагестана считалось мщение за кровь после исполнения процедуры маслиата. А если все же мстили после маслиата, то его рассматривали как самостоятельное убийство, после которого вражда возобновлялась с новой силой. За нарушение условий маслаата кодекс Умма-хана Аварского предусматривал самое строгое наказание: «Если после того как кровника выслали из аула, родственники убитого убьют брата кровника или другого его сородича, то с убийцы взыскивается 100 овец; кроме того, он обязан вернуть дият… и вся его семья осуждается на вечное изгнание без права возвращения в аул». У андалальцев с нарушителя маслиата предусматривалось два кровника и взыскать два дията.

Из всех форм завершения конфликта маслиат представляет собой наиболее совершенную, в процессе которой обе стороны относительно полно устанавливали между собой поведенческий, моральный и психологический паритет.

Ещё одна важная особенность маслиатного разрешения конфликта заключается в том, что его осуществляли третейские, т.е. независимые судьи, что должно было исключить предвзятость в их решениях.

К маслиату как посредническому суду при решении конфликтов прибегали не только при убийствах, но и при разрешении других значимых проблем и противоречий. Так, при межобщинных конфликтах у дагестанских народов было принято обращаться к соседним независимым джамаатам, снискавшим себе репутацию в качестве беспристрастных и справедливых третейских судей, а такие джамааты имелись почти в каждом регионе. Такой репутацией, например, в Хунзахском округе пользовался аул Цада, а выполнять роль третейского судьи в конфликтах неоднократно приходилось народному поэту Дагестана Гамзату Цадасе. Роль посредника в разрешении острых конфликтов часто доставалась шейхуАли-Гаджи Акушинскому.

Известно, что в Салатавии сел. Зубутль также славилось в качестве принципиального и беспристрастного третейского посредника, куда обращались не только джамааты аварских селений, но и Присулакской Кумыкии, а также частные лица. Жители владения Шамхала Тарковского за посреднической помощью обращались в сел. Эрпели и Губден; жители Мехтулинского ханства — в сел. Ухли; кайтагцы — в сел. Киша и Уркарах.

Бывали случаи, когда маслиатная форма разрешения конфликта при убийствах была неприемлемой. Таким среди горцев считалось убийство внутри тухума, когда конфликт считался его внутренним делом.

Маслиатная форма разрешения конфликта не распространялась также на членов общины, подвергшихся остракизму (изгнанию из джамаата).

Без соблюдения процедуры маслиата или соблюдения равного возмездия («кисас») ни один конфликт по убийству не мог считаться разрешённым.

Если объект конфликта представлял значительную ценность, маслиатная форма разрешения использовалась не только при убийствах, но и при других конфликтах, таких как поранения, кражи, похищения женщин. Однако процедура соблюдения маслаата при таких конфликтах не была столь долгой и сложной, как при убийствах, и регулировалась вмешательством одного-двух авторитетных представителей джамаата.

Повсеместно в горских обществах при мирном разрешении любого значимого конфликта было принято устраивать угощение пострадавшей стороне за счет виновного, и это во многих случаях было предписано адатными нормами. Так, адат Батлухского наибства обязывал: «По возвращении на родину убийца должен сейчас же примириться с тухумом убитого, сделав угощение». Такой же адат был принят в Цатанихском наибстве: «…по возвращении на родину он (убийца. — Х.М.) должен также угостить тухум убитого».

Таковы были общие правила соблюдения маслиата по острым социальным конфликтам, которые в разных обществах могли иметь и имели свою специфику, обусловленную местными ментальными особенностями, социально-экономическими и иными условиями того или иного региона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *