Масло двс что это такое
Моторное масло: из чего состоит и как его правильно выбирать
Без моторного масла двигатели внутреннего сгорания работают очень недолго.
В сети полно доказательств — например, эксперимент британского автожурналиста Мэта Уотсона, ведущего ютуб-канала carwow. Он поставил рядом Форд Фокус 2, Пежо 208 и Хонду Цивик 6, слил везде антифриз и масло, запустил двигатели и положил по камню на педали газа.
Двигатель Форда прожил 20 секунд, Пежо продержался 47 секунд, а вот на Хонде пришлось поездить: она всех удивила и работала долго. В любом случае без масла рано или поздно клинит даже такие двигатели, как у этого Цивика 2000 года.
Моторное масло образует на деталях двигателя прочную масляную пленку и предотвращает их износ. Но не все так просто: оно должно смазывать, снижать трение, охлаждать, очищать, защищать от коррозии. Все это — при высоких температурах и больших нагрузках и желательно с самого начала работы двигателя.
В этом материале мы расскажем, чем моторные масла различаются, как их подбирать и как часто нужно проходить техобслуживание с заменой масла и масляного фильтра.
Что вы узнаете
Чем различаются синтетика, полусинтетика и минералка
Готовое моторное масло, которое продают в магазинах, — сложная смесь базового масла и пакета специальных присадок, которые защищают двигатель от износа. Базовое масло определяет свойства готового продукта.
По международной классификации Американского института нефти все базовые масла делятся на пять основных категорий, или групп. Чем выше группа базового масла, тем выше качество готового продукта — моторного масла.
Минеральные масла — первая и вторая группы. Когда нефть перерабатывают, она разделяется на фракции. 2—5% из них — масляные. Масляные фракции депарафинизируют и чистят методом базовой селективной очистки. Так они становятся базовым маслом первой категории.
В результате гидроочистки такого масла получается масло второй категории. Это и есть минеральные масла, их делают прямо из сырой нефти.
Моторные масла с минеральной основой сильно густеют при низких температурах, быстро окисляются при контакте с кислородом, склонны к образованию отложений и по своим экологическим показателям не соответствуют современным требованиям. Поэтому их применяют лишь в очень старых автомобилях с простыми малонагруженными двигателями.
Синтетические масла — третья группа. Такие масла также производят из нефти, но процесс более сложный. Масляные фракции нефти проходят атмосферную и вакуумную перегонку, каталитическую гидродепарафинизацию, гидрокрекинг и гидроочистку.
К третьей группе относятся и базовые масла типа gas-to-liquid — GTL. Такое масло делают из метана методом газожидкостной конверсии. Преимущество этого метода синтеза — базовое масло получается чистое, почти без примесей. «Газовые» моторные масла распространены — например, линейка Shell Helix Ultra.
Когда смешивают базовые масла первой и второй групп с маслами третьей группы, получается полусинтетическое базовое масло. Базовые масла третьей группы гораздо чище минеральных, у них значительно выше индекс вязкости, в них почти нет ароматических углеводородов, серы и азота, они более устойчивы к окислению и служат вдвое дольше.
В подавляющем большинстве современных авто в качестве как первичных, так и сервисных заливок используют моторные масла, произведенные на основе базового масла третьей группы.
Полностью синтетические масла — четвертая группа: ПАО и эстеры. Базовые масла четвертой группы — это настоящая синтетика, полученная методом органического синтеза из этилена — газа, который образуется при переработке нефти. Они называются полиальфаолефинами, или ПАО.
У таких масел отличные температурные свойства и высокая стойкость к окислению, но стоят они гораздо дороже, чем масла третьей группы. Масла четвертой группы практически не смешиваются с присадками, так что при создании масел с применением ПАО их доля в канистре чаще всего не более трети, остальное — базовые масла других групп.
Пятая группа — это прочие базовые масла, которые не вошли в группы 1—4. Это чистая синтетика — эфиры, эстеры и полиалкиленгликоли (PAG). Масла пятой группы имеют характеристики, близкие к идеальным, и стоят очень дорого. Поэтому в составе готовых «эстеровых» масел обычно не более 3% базовых масел пятой группы.
Бывают и исключения. Существуют моторные масла, которые на 70% состоят из полностью синтетических базовых масел. Но, к сожалению, надпись «полностью синтетическое» на канистре не указывает на истинный состав масла: это просто маркетинговый термин. Понять, на какой основе делали масло, можно только после лабораторных исследований, на которых специалисты детально изучают физико-химические характеристики готового продукта.
Подбор автомасел — краткий ликбез по моторным маслам
Качественная смазка — залог длительной и бесперебойной службы двигателя внутреннего сгорания. К вопросу выбора автомасла нужен тщательный подход, ведь одна и та же «жижа» может идеально вписаться под стать одному мотору и оказаться губительной для другого, пусть и максимально схожего по конструкции. Основную подноготную моторных масел мы раскроем в рамках этой статьи.
Сперва немного теории. Ключевая задача автомасел — не допустить сухого трения движущихся деталей внутри мотора, что может привести к уменьшению его моторесурса. Также масляная смазка отыгрывает роль герметика в цилиндрах. В былые времена моторные масла делились на летние и зимние. Однако ныне свойства хорошего моторного масла должны быть таковыми, чтобы оно обеспечивало холодный запуск двигателя в лютую стужу и оставалось тягучим в жаркий летний зной.
Моторные масла делятся на несколько категорий:
Масляная основа щедро «приправлена» сверху пакетом присадок, которые выполняют задачи разного характера — от стабилизации вязкости при определенных температурах до очистки внутренних деталей двигателя. К примеру, от присадок зависит толщина масляной пленки. Если она окажется больше допущенных производителем мотора зазоров — будет постоянно перегреваться поршневая группа, ежели меньше — масло будет выгорать сверх нормы. Поэтому под конкретно взятый движок подходит отдельно взятая группа моторных масел, обозначенная в допусках автопроизводителя. Но об этом ниже, а сперва поговорим о вязкости масла.
Вязкость
С учетом свойств масла загустевать при низких температурах и разжижаться при нагреве, Американской ассоциацией автомобильных инженеров SAE была разработана классификация автомасел по уровню вязкости с разделением на летние и зимние смазки. А так как балом нынче правят так званые всесезонные масла, в обозначении современных автомасел фигурируют два числа, определяющие вязкость (например, SAE 5W-30 или SAE 15W-60).
К зимним классам вязкости относятся SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W, а к летним — SAE 20, 30, 40, 50 и 60. Чем выше число в летней категории, тем лучше масло сохраняет тягучесть при длительном воздействии высоких температур. И наоборот — чем ниже индекс W, тем лучше масло переносит морозы, не загустевая сверх предусмотренной нормы.
Общепринятая классификация вязкости моторных масел по SAE с привязкой к температуре наружного воздуха. |
Подбирая масло по уровню вязкости, примите к сведению главное правило: производитель уже учел все необходимые режимы езды на авто и рекомендовал именно те параметры вязкости, которые для данного двигателя являются наиболее подходящими.
Еще одним фактором для перехода на иное масло считается степень износа двигателя. Со временем у него изменяются требования к густоте смазочной жидкости, в результате рекомендуется применять масло с более высоким индексом высокотемпературной вязкости. Слишком жидкое масло для изношенных моторов — не лучший выбор, ведь за счет увеличенных зазоров смазочная пленка будет попросту стекать с деталей. Для компенсации этих зазоров движки с пробегом свыше 150 тыс. км необходимо «подпаивать» более вязкими продуктами.
Моторное масло: на что обращать внимание при покупке
Моторные масла вызывают у многих священный трепет: мол, одна только терминология чего стоит. Однако разобраться кое в чем все-таки можно. Попробуем это сделать.
Научиться правильно читать этикетки на моторном масле не сложно – главное понимать, что эти надписи означают и какой от них толк.
О чем говорит параметр HTHS?
Параметр HTHS описывает так называемую динамическую вязкость, измеряемую в мПа с при температуре 150 °С. Фактически HTHS – это величина, обратная текучести. Она характеризует сопротивление, оказываемое маслом при попытке сдвигать один его слой относительно другого. В первую очередь параметр HTHS (в переводе – «высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига») указывает на энергосберегающие свойства моторного масла, а также на несущую способность масляной пленки.
Чем ниже HTHS, тем меньше потери на трение и, следовательно, лучше энергосбережение. В то же время, чем больше HTHS, тем выше прочность масляной пленки. Однако запутаться при выборе нужного масла непросто: несмотря на то, что величину HTHS не указывают на банках, этот параметр уже заложен в самой спецификации моторного масла:
HTHS 3,5 | HTHS > 3,7 | |
xW-8 / 12 / 16 | xW-30 | 15W / 20W / 25W-40 |
xW-20 | 0W / 5W / 10W-40 | xW-50 |
xW-30 | xW-60 |
Не особо углубляясь в теорию, скажем так: мотор реагирует на динамическую вязкость, а не на кинематическую, указанную в привычных обозначениях типа 0W-40! А кинематическая берется потому, что она может быть точно определена капиллярным вискозиметром. Иными словами, кинематическая вязкость – это, условно говоря, параметр для профи-масленщиков, получаемый делением динамической вязкости на плотность. А для мотора важнее именно динамическая, поскольку она учитывает и изменение плотности от температуры.
Как следствие, HTHS определяет и применяемость масла для конкретного ДВС. Четкого критерия типа «больше – лучше» здесь нет. Так, снижение вязкости уменьшает потери на трение, но одновременно понижает предел прочности масляной пленки. Поэтому для любого двигателя существуют оптимальная HTHS. Вывод банальный: руководствуйтесь указаниями автопроизводителя.
Индекс вязкости
Индекс вязкости – это безразмерный параметр, который обычно указывают в документации на конкретное моторное масло. Его смысл довольно простой: чем этот индекс выше, тем меньше влияние температуры на вязкость, тем слабее меняется вязкость масла во всем температурном диапазоне. У современных синтетик этот параметр доходит до 200 и более, а у минералок обычно в полтора-два раза ниже.
Full SAPS, Mid SAPS и Low SAPS
Термин SaPS – сокращение от Sulphated Ash, Phosphorus, Sulphur – определяет, соответственно, содержание сульфатной золы, фосфора и серы в моторных маслах. Масла со средней или низкой зольностью (Mid SAPS и Low SAPS) необходимы для автомобилей, оборудованных системами понижения токсичности отработавших газов и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами: они продлевают их ресурс. Полнозольные масла (Full SAPS) этого обеспечить не могут, зато им присущи более высокая моющая способность и повышенная устойчивость к воздействию некондиционного топлива. Кроме того, соединения серы и фосфора являются мощными антиоксидантами и входят в состав противоизносных, антиокислительных и антифрикционных присадок. Эти присадки, в том числе, необходимы для предотвращения образования отложений на поршнях и придания маслам способности нейтрализовывать кислоты.
Как разобраться, у какого из продаваемых масел какая зольность? Все эти градации фактически заложены в европейской классификации АСЕА, которую практически всегда указывают на канистрах. В частности, маркировка ACEA Ax/Bx соответствует Full (High) SaPS, а ACEA Cx — Low SaPS (и Mid SАPS). В масляной индустрии допускается объединять Mid SАPS и Low SАPS в одну категорию — Low. Поэтому специально выискивать на канистрах упоминания SАPS не стоит.
Long Life
Термин Long Life используют по-разному. У BMW он входит в официальное название допуска типа BMW Longlife-01. В целом же это термин, позволяющий производителям разделять продукцию на рынке. Обычно в основе таких продуктов лежит технология, которая, по мнению производителя масла, позволяет увеличивать интервал его замены.
Если же говорить про моторные масла в целом, то это, в первую очередь, термин производителей, позволяющий дифференцировать продукты на рынке. Отечественный пример – синтетическое масло G-Energy Synthetic LongLife 10W-40. Однако, несмотря на то, что в основе подобных продуктов лежит технология, позволяющая увеличить интервал замены масла, автовладелец не может самостоятельно принять такое решение, т.к. требования установлены автопроизводителем.
Надпись LongLife в совокупности с соответствующим допуском автопроизводителей говорит о том, что данное масло можно применять в рекомендуемых отдельными автопроизводителями программах гибких межсервисных интервалов. Например, если к качеству топлива и условиям движения нет претензий, то бортовой компьютер такого автомобиля, оценив режим его эксплуатации (число холодных пусков, длительность работы на минимальных оборотах холостого хода, среднюю скорость и т.п.) может «разрешить» проездить на таком масле 30 и более тысяч километров. Но возможна и противоположная ситуация: если при оценке режима движения ему что-то не понравится, то рекомендация будет оперативно пересмотрена в сторону сокращения интервала замены.
Как подобрать моторное масло для авто
Чтобы машина служила долго и радовала вас безупречной работой, нужно своевременно менять технические жидкости и другие расходные материалы. Рассказываем, как подобрать масло в двигатель автомобиля.
Виды и характеристики моторных масел
Технология производства
Нужно также понимать, что в любые виды моторных масел для автомобилей добавляют присадки-модификаторы. Они снижают трение, улучшают физические характеристики в экстремальных условиях, замедляют коррозию и выполняют другие полезные свойства. Поэтому два масла с одинаковыми обозначениями могут вести себя по-разному.
Классификация моторных масел SAE
Разработана Обществом автомобильных инженеров США — Society of Automotive Engineers. Каждому продукту присваивается индекс, который показывает его вязкость. При тестировании образца оцениваются его динамические характеристики — способность оставаться жидким и прокачиваться по смазочной системе при определенной температуре.
Большинство масел для легковых автомобилей — всесезонные. По классификации SAE им присваивается двойной индекс, например, 15w40. Первая часть показывает динамические характеристики зимой, при низкой температуре, вторая — летом, при высокой. При выборе лучше ориентироваться именно на зимние параметры:
Выбирать масло по летним характеристикам намного проще. Нужно, чтобы вторая цифра была выше 30. Лучше — 40. Так вы убедитесь в том, что двигатель будет нормально смазываться при долгой работе в летнюю жару.
Масла для коммерческого транспорта, строительной, сельскохозяйственной и специальной техники могут быть летними и зимними. Так, состав SAE 10w можно использовать только зимой, а SAE 40 — только летом.
Классификация моторных масел API
Разработана Американским институтом нефти — American Petroleum Institute. Показывает качество смазочного материала — его способность замедлять износ автомобильного двигателя.
Классификация API делит масла на три группы. Буквой S обозначаются составы для бензиновых двигателей, C — для дизельных. Если индекс написан через дробь, состав можно заливать в любой мотор, независимо от типа топлива. Качество обозначается второй буквой, от A (худшее) до N (лучшее). Например, SN/CF отлично подходит для бензиновых двигателей, а вот в дизельных должно применяться с осторожностью.
Рекомендованный тип масла указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля. Можно покупать более качественный состав, а вот понижать планку не рекомендуется — износ двигателя ускорится, мощностные характеристики снизятся, а затраты на ремонт увеличатся.
Классификация моторных масел ACEA
Создана Европейской ассоциацией автопроизводителей — Association des Constracteuis Europeen des Automobiles. Показывает основные свойства и качества смазочного материала.
Обозначение масла по этой классификации состоит из цифры и буквы. Число — уровень качества смазки по шкале от 1 до 5. Буква показывает область применения состава:
Например, масло A4/B4 подойдет для современных бензиновых и дизельных машин с высокофорсированными двигателями.
Классификация моторных масел ILSAC
Создана Международным комитетом по стандартизации и одобрению смазочных материалов — International Lubricant Standardization and Approval Committee. Показывает соответствие современным требованиям экономичности и экологичности.
В настоящее время используются два стандарта:
Как правильно выбрать масло для двигателя вашего авто?
Лучший способ — найти конкретный вид смазочных материалов в инструкции по эксплуатации. Обычно производители автомобилей сотрудничают с крупными нефтяными компаниями, заказывая им разработку масел. Покупая такой состав, вы можете быть уверенными в том, что он соответствует характеристикам машины на 100%.
Если конкретных рекомендаций нет, моторное масло можно выбрать по классификации SAE, API и ACEA и ILSAC. Подходящие классы смазочных материалов указываются в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Специалисты, занимающиеся ремонтом двигателей, советуют менять масла по мере износа. Если изначально производитель рекомендовал смазку с вязкостью SAE 5w40, после 150 тысяч километров лучше заменить его на 10w40. Из-за выработки мотора слишком жидкие составы с хорошими моющими свойствами могут ускорять разрушение деталей, сокращая ресурс агрегата. В таком случае лучше посоветоваться со специалистами дилерского центра или авторизованного СТО, которые подберут подходящие смазочные материалы.
Популярные бренды
Рейтинг производителей моторных масел возглавляют компании Shell, Castrol, Mobil, Elf, Motul и Total. Российские бренды не отстают. Эксперты рекомендуют масла производства «Лукойл», ТНК и «Газпромнефть».
Расшифровка моторного масла, обозначения цифр и букв
Понимание принципов расшифровки моторного масла помогает корректно подобрать смазку под определенный тип силового агрегата авто. Покупка качественного продукта позволяет продлить срок службы двигателя, улучшить его характеристики и избежать незапланированных поломок.
Ниже рассмотрим, какие типы моторных масел бывают, поговорим об их классификации, разберемся с маркировками и обозначением цифр на упаковках.
Отдельно приведем особенности смазки для двигателя по сезонности применения и вязкости, выделим отличительные черты классификации по ГОСТ, АСЕА и ILSAC.
Типы моторных масел
В продаже имеется три вида смазок для двигателя — синтетические, полусинтетические и минеральные. Кратко рассмотрим особенности каждого из вариантов.
Синтетика
Синтетические масла (Fully Synthetic) — смазка для двигателя, полученная посредством синтеза химических составляющих. Отличается широким температурным диапазоном работы, отсутствием негативного воздействия на резиновые элементы и улучшенным качеством смазки.
Дополнительно в составе содержится множество присадок, предназначенных для улучшения моющих и защитных свойств.
Синтетика отличается большей стойкостью к низким и высоким температурам, она выделяется химической инертностью и минимальной испаряемостью.
В состав входят углеводороды и эфиры, что и определяет характеристики смазки.
Средний индекс вязкость находится на уровне от 120 до 150. В зависимости от типа протекающих химических реакций бывают фтор- и хлорсодержащими, углеводородными, эфирными и других видов.
Как правило, недостатки синтетики компенсируются с помощью присадок, которые производители добавляют в состав продукции.
Полусинтетика
Еще один вариант — полусинтетические масла (Semi Synthetic), совмещающие в себе свойства минералки и синтетики.
Такая смазка изготавливается на базе минеральных масел, но подразумевает применение синтетических присадок. Индекс вязкости от 120 до 140.
В результате получается более бюджетный вариант с улучшенными параметрами и меньшей ценой.
В зависимости от производителя объем присадок может составлять 20-50%.
В состав полусинтетических масел входит три ингредиента:
Главные функции несет базовое масло, а только 20% дают присадки. Последние, к слову, бывают защитными и модифицирующими.
Первые предназначены для улучшения характеристик состава в отношении мотора, а вторые — для изменения его свойств.
В современных продуктах может использоваться до 30 разных присадок: моющих, противопенных, вязкостных, антиокислительных, противозадирных и других.
Минералка
Минеральные масла (Mineral) — наиболее бюджетный вариант. Получаются посредством переработки нефти, но не имеет синтетических добавок и, соответственно, не могут похвастаться хорошими характеристиками.
Средний индекс вязкости 85 – 100.
Для улучшения структуры из жидкости удаляют кислоты, сернистые компоненты и смолы, но добиться идеального результата не получается.
Последнее время набирает популярности гидрокрекинговая технология, позволяющая создавать масла, не уступающие по характеристикам синтетике.
Для улучшения свойств добавляются присадки, но они не превышают 15% от всего объема. Такие составы предназначены для защиты от коррозии, износа и улучшения моющих качеств.
В состав минералки входят парафины (щелочные, циклические), углеводороды и уже упомянутые выше добавки. Вязкость смазывающей жидкости меняется с учетом температуры.
Если выбирать минеральный вариант, лучше отдавать предпочтение гидрокрекинговым маслам, имеющим более высокое качество.
Дополнительные критерии
Также учтите, что все моторные масла условно делятся на две категории по типу мотора: для дизелей или бензиновых агрегатов. В продаже можно найти и универсальные масла.
Также при выборе смотрите на возможность применения смазки на турбированных и атмосферных двигателях.
Что такое вязкость моторного масла
Основная задача моторного масла – обеспечить минимальное трение деталей цилиндропоршневой группы двигателя при максимальной герметичности их соприкосновения.
Важно понимать, что рабочий температурный диапазон в моторе сильно варьирует и от отличается от тех показаний, которые видит водитель на панели приборов ведь там отображается температура ОЖ, а это в пределах до 90 0 С (оптимальные показания).
Температура масла, в зависимости от нагрузки на двигатель, его марки, типа (бензиновый, дизельный) может быть в пределах от 140 – 150 градусов и более. При этом его свойства в начале температурного диапазона и в конце могут сильно отличаться.
Исходя из этого, становится понятным почему разные производители двигателей для своих «детищ» прописывают оптимальные характеристики масел, с которыми они будут работать с максимальным КПД, выдерживать большие нагрузки при минимальном износе.
Вязкость моторного масла при разных температурах работы двигателя можно выяснить по классификации SAE, про которую будет сказано ниже.
Т.е. каждый производитель двигателя, тесно сотрудничая с производителями моторных масел, исходя из свойств по SAE допускает к использованию на своем агрегате ту или иную марку смазки.
Классификация моторных масел
При выборе смазки для двигателя необходимо учитывать классификации моторных масел. Это необходимо, чтобы упростить процесс выбора с учетом задач и характеристик изделия, а также его соответствия действующим стандартам. Всего существует несколько вариантов международной классификации.
Кратко рассмотрим доступные варианты.
Классификация, подразумевающая соответствие требованиям общества автоинженеров США. Характеризует параметр вязкости смазки для силовых агрегатов.
С учетом этой характеристики все масла условно делятся на 11 категорий, из которых шесть предназначены для эксплуатации зимой — от 0W до 25W, а пять летом — от 20 до 60.
Важно учесть, что это общая спецификация, поэтому нужно ориентироваться не только на нее, но и на другие параметры, больше по этой теме можно узнать здесь https://autotopik.ru/obuchenie/512-klassifikaciya-motornyh-masel-sae.html.
Еще один стандарт американского института нефти. Устанавливает нижний порог стандартов для смазок на дизельные или бензиновые моторы.
В отличие от SAE является более усовершенствованной и позволяет точнее сделать выбор с позиции мощности и эксплуатационных характеристик.
Спецификация от европейских производителей машин. Впервые введена в 1991 году и заменила классификацию CCMC.
По отдельным тестам требования соответствую API, но лучше отдавать предпочтение именно ACEA, ведь здесь подразумеваются более строгие критерии проверки.
Стандарт условно делится на несколько классов — для бензиновых моторов, для дизелей до 2,5 л, для бензиновых / дизельных агрегатов с нейтрализатором, а также для дизелей с объемом от 2,5 л и выше.
ILSAC
Еще один стандарт от международного комитета по стандартизации и апробации смазок для моторов. Появился, благодаря инициативе японской и американской ассоциации, занимающейся продажей автомобилей.
Здесь ужесточены требования в отношении пенообразования, летучести, фильтрации, стойкости к сдвигу и т. д.
Международный стандарт, обеспечивающий удобную классификацию моторных масел. Устанавливает требования и особенности моторных масел для машин, тракторов и другой техники.
Создан международным техническим комитетом по стандартизации. Пользуется наибольшим спросом у жителей СНГ.
Рассмотренные выше классификации отличаются по типу и требованиям к смазке, поэтому можно ориентироваться на соответствие одному или сразу нескольким стандартам.
Что мы видим на этикетке
При покупке моторного масла важно внимательно изучать информацию, которая приведена на упаковке.
Здесь доступны следующие сведения:
В комплексе указанные выше характеристики позволяют принять решение о покупке смазки и, соответственно, избежать негативных последствий для двигателя.
Маркировка моторных масел по SAE
При покупке смазки обратите внимание на маркировку, нанесенную на канистру, а именно тип SAE. Это международный стандарт, по которому легко сделать вывод о вязкости продукта в разных температурных диапазонах.
Если говорить проще, можно увидеть минимально и максимально допустимую температуру.
С учетом SAE на масле можно найти обозначение типа XW-Y, где первый и последний знак представляют собой некие числа.
Первое показывает нижнюю температуру, при которой смазка будет выполнять возложенные на нее функции. Что касается буквы W, она свидетельствует о возможности применения смазки в зимний период.
Что обозначают буквы и цифры
Для удобства сведем в таблицу, что значат буквы и цифры.