Маслоэкстракционный завод это что такое
МЭЗ Маслоэкстракционные заводы
Маслоэкстракционные заводы (МЭЗ) от производителя
Маслоэкстракционные заводы (МЭЗ) под ключ
Мультикультурное маслоэкстракционное производство
мощностью 200 тонн/сутки по переработке масличных культур (рапс, рыжик, люпин, соя)
на высокопротеиновые шроты
с элеваторным комплексом.
Маслоэкстракционный завод производительностью – 200 т/ сут. по входящему сырью (рапс), в составе цехов и отделений, следующей производительностью:
Подготовительно-прессовый цех
– 200 т/ сут. (по входящему сырью – рапс);
Цех экстракции – 120 т/ сут. (по входящему сырью – жмыху рапса);
Масло-баковое хозяйство (из расчёта на 21 сутки, плотность – 0,92 т/м3):
Очистка зерна
предварительная очистка (рапс, соя) – 1 х 100 т/ ч;
первичная очистка (рапс, соя)
Отгрузка масличных культур
(рапс, соя) на автотранспорт (силос экспедиционный 86м3) – до 100 т/ч
Маслоэкстракционные заводы и производители масложировой продукции
Информация
Маслоэкстракционными называются предприятия, основной профиль которых — выпуск растительных масел, изготавливаемых из подсолнечника, льна или сои методом экстрагирования. Предприятия по их переработке относятся к пищевому сектору промышленности и строятся поблизости от мест выращивания масляных культур.
Такой подход объясняется не только удобством транспортировки исходного продукта, но и неэкономичностью перевозки сравнительно легкого груза на удаленные расстояния.
Из известных методов получения масел из исходного семени экстракция считается самым экономичным. С другой стороны этот способ обеспечивает такие преимущества, как:
Наличие шрота, являющегося ценной кормовой добавкой, обеспечивает безотходность производственного процесса.
При переработке исходного сырья (помимо подсолнечника это могут быть семена сои, льна, арахиса и подобных им культур) возможны различные подходы.
Первый из них, называемый прямой экстракцией, больше подходит для растений с небольшим процентным содержанием масла. Для переработки (предварительного обезжиривания) большинства видов высокомасличных культур исходный продукт сначала подвергается прессованию. И только по завершении подготовительной процедуры полуфабрикат поступает на окончательную обработку.
В основу экстракции как активного процесса заложена способность растительных масел взаимодействовать с целым рядом органических растворителей. На предприятиях отечественной промышленности для их извлечения из семян применяется специальный экстракционный бензин (нефракс).
Использование такого бензина позволяет регулировать скорость экстракции, которая зависит от состояния исходного материала, а также его температуры и влажности.
Искусственно ускорить этот процесс удается путем разрушения клеточной структуры семян (их прессованием) с последующим высвобождением жидкой фракции.
При выборе экстрагирующего растворителя предпочтение отдается сортам бензина с относительно низкой температурой кипения (порядка 63-75 °С), отличающимся заметно меньшим содержанием ароматических углеводородов. Такой подход позволяет повысить качество готового продукта, поскольку при этом снижается процентное содержание примесей.
В заключение отметим, что выпускаемая маслоэкстракционными заводами продукция (масла сои, подсолнечника, льна и арахиса) пользуется огромным спросом у потребителя и применяется не только в качестве пищевой добавки. Так, приготовленные на основе арахиса и льна масличные продукты обладают ценными лечебными свойствами, а также востребованы в косметологии.
Изготовление подсолнечного масла – выгодное безотходное производство
Растительное масло – незаменимый продукт на кухне каждой хозяйки. По сути, оно представляет собой растительный жир, извлечённый из плодов или семян растений, например, кукурузы, сои, подсолнечника. Маслом заправляют салаты, его добавляют в кондитерские изделия, на нём жарят – существует множество вариантов его использования.
Значительная доля рынка растительного масла в России приходится на подсолнечное масло. В нашей стране ежегодно потребляется около 2 миллионов тонн такого продукта. Его производством занимаются в основном мелкие и средние предприятия. Высокая популярность продукта, а также отсутствие территориальных ограничений для его реализации делают идею изготовления подсолнечного масла интересной для бизнеса. Попробуем разобраться, как организовать такое производство и насколько это может быть выгодно.
Технология производства подсолнечного масла
Как известно, подсолнечное масло бывает двух видов: рафинированное и нерафинированное. Принципиальное их отличие состоит в степени очистки. Нерафинированное подсолнечное масло имеет тёмный цвет, поскольку содержит больше примесей. Оно обладает приятным ярко выраженным запахом. Такое масло считается более полезным. Однако у него есть и недостатки: горьковатый привкус и небольшой срок хранения.
Рафинированное масло отличается тем, что практически не содержит посторонних примесей в своём составе. Поэтому оно почти прозрачное на вид, имеет нейтральный вкус и запах. Но главное преимущество рафинированного подсолнечного масла – долгий срок хранения: от 4 до 12 месяцев против 2 месяцев, в течение которых может быть пригодным нерафинированное масло. Технология производства подсолнечного масла этих двух видов различна.
Мелкие производители обычно применяют систему холодного отжима. Эта технология не даёт высоких объёмов: за 1 час из 100 кг семян подсолнечника можно получить 38 л масла высокого качества. Семена дробят, и выдавливают из них масло, используя винтовой пресс. Затем масло несколько раз пропускают через специальные матерчатые фильтры. Такой способ отлично подходит для производства подсолнечного масла в домашних условиях. Масло, полученное в результате холодного отжима, высоко ценится потребителями, так как в нём сохраняются все микроэлементы, входящие в состав исходного продукта.
Более крупные производители в процессе изготовления масла используют специальные жаровни, нагревающие семечки до высокой температуры, а также мощные быстродействующие прессы, в результате чего масло темнеет, теряя аромат и полезные свойства.
Технологический процесс на типичном маслоэкстракционном заводе состоит из следующих этапов:
Хорошее оборудование позволяет за 1 час из 50 т семечек получить 20 000 бутылок подсолнечного масла объёмом 1 л каждая. То есть из 2,5 кг семян подсолнечника можно произвести 1 л масла. Выгодной особенностью содержания маслоэкстракционного завода считается то, что, такое производство является практически безотходным. Шрот, оставшийся от переработки семечек, закупают фермерские и рыбоводческие хозяйства, а шелуху приобретают кирпичные заводы.
Как организовать бизнес по изготовлению подсолнечного масла
Итак, первое, что следует сделать, – это выбрать формат деятельности, который в большей степени подходит именно вам. Отталкиваться необходимо в первую очередь от бюджета и имеющегося опыта.
Варианты организации собственного производства
Маслоэкстракционный завод – это дорогостоящий проект с объёмом капитальных вложений на старте не менее 12 млн руб. и сроком окупаемости около трёх лет. Это не самый лучший вариант для начинающего предпринимателя. Он больше подойдёт тем, кто имеет за плечами «приличный» опыт в сфере хозяйствования и разбирается во всех тонкостях производственного процесса.
Открытие же небольшого цеха производительностью от 5 до 10 т масла в сутки не требует слишком высоких затрат на входе. Можно уложиться в сумму около 3 млн руб., а со временем, закрепившись на рынке, расширять производство, закупать дополнительное оборудование и увеличивать объёмы.
Домашнее производство подсолнечного масла – бюджетный проект, который не принесёт большой прибыли, но тем не менее позволит стабильно зарабатывать и обеспечивать нужды целой семьи. Бытовые аппараты для отжима масла отличаются низкой производительностью (около 5 л/час), их стоимость, соответственно, значительно ниже, чем цена на профессиональное оборудование. Так, небольшой шнековый маслопресс для холодного отжима можно приобрести всего за 150 000 руб.
Ещё один из вариантов, который можно рассматривать в качестве дополнительного вида деятельности – это выращивание подсолнечника как бизнес. Средняя урожайность этой культуры составляет 12-15 центнеров с 1 га. По приблизительным данным, если использовать площадь 100 гектаров, то расходы на каждый выращенный гектар составят около 3 500 руб., а возможный доход – от 6 000 руб. Выращивание подсолнечника с целью дальнейшей переработки позволяет получить полный цикл производства и увеличить его эффективность в несколько раз. Далее предлагаем вам рассмотреть этапы организации небольшого маслоэкстракционного цеха с примерными расчётами.
Юридическая база
Деятельность по производству растительного масла из семян подсолнечника в обязательном порядке необходимо оформить в Федеральной налоговой службе (ФНС). Вы можете самостоятельно выбрать наиболее удобную форму хозяйствования: получить статус индивидуального предпринимателя (ИП) или зарегистрировать юридическое лицо.
О том, как зарегистрировать ИП самостоятельно и какова схема регистрации юридического лица, мы уже рассказывали отдельно. Остаётся только добавить, что при оформлении документов следует указывать в заявлении коды видов деятельности: 10.41 – «Производство масел и жиров», как основной, а также 46.33.3 – «Торговля оптовая пищевыми маслами и жирами», 47.29.22 – «Торговля розничная растительными маслами в специализированных магазинах», как дополнительные.
Получения лицензии такая деятельность не требует. Но некоторые дополнительные документы вам всё же понадобятся, чтобы работать спокойно и конкурировать с другими производителями на рынке.
Прежде всего вам необходимо выбрать подходящее производственное помещение и подготовить его в соответствии с СанПиН 1197-74. «Санитарные правила для предприятий по производству растительных масел». Этот нормативный документ содержит всю информацию о том, какие требования предъявляются к устройству, освещённости, вентиляции, отоплению производственных, складских и бытовых помещений таких предприятий.
Подтвердить соответствие вашего цеха всем установленным требованиям, а также помочь с разработкой программы производственного контроля, которая также является обязательным документом, сможет местное представительство службы Роспотребнадзора. Кроме этой инстанции, вам нужно будет обратиться в территориальное отделение МЧС и получить заключение о соблюдении в помещениях норм пожарной безопасности.
Следующий важный документ – декларация о соответствии вашего продукта Техническому регламенту Таможенного Союза (ТР ТС) 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». Оформить такую декларацию можно в любом аккредитованном сертификационном центре. Она выдаётся на срок от 1 года до 5 лет. Средняя стоимость услуг декларирования составляет 7 000 руб. На этом список основных документов, необходимых для запуска деятельности по производству масла заканчивается. И мы переходим к вопросу материально-технического оснащения.
Помещение цеха и производственное оборудование
Для размещения даже небольшого производства потребуется довольно просторное помещение. Высота потолков в цехе должна быть не меньше 3,5 м. Помещение необходимо разделить на несколько зон:
Общая площадь цеха должна быть не менее 300 кв. м, при этом большая его часть будет приходиться на склад сырья.
Важно! Система электроснабжения в цеху должна быть трёхфазной с напряжением 380 В. Это необходимо для обеспечения бесперебойной работы производственного оборудования.
Оборудование для изготовления масла и персонал
Перечень необходимого оборудования для производства подсолнечного масла с примерными ценами:
Общие затраты на оборудование составят около 2 570 000 руб.
Для обслуживания такой производственной линии понадобится около 10-12 человек, включая технолога. Следует особое внимание уделить подбору кандидатов на должность технолога производства. Такой специалист должен хорошо разбираться в ГОСТах и других нормативных документах, понимать стратегию и перспективы развития предприятия, знать методы оценки эффективности производства.
В его обязанности будет входить контроль входящего сырья, участие в разработке системы качества продукции, технологическая поддержка работы всего производственного цикла. Требования к остальным работникам минимальны: они должны быть аккуратны и ответственны. Все сотрудники предприятия должны иметь личные медицинские книжки с актуальными отметками о профосмотрах.
Текущие расходы предприятия и предполагаемая прибыль
Ежемесячные расходы на содержание цеха складываются из арендной платы, оплаты труда, коммунальных и транспортных услуг, налогов, затрат на приобретение сырья и расходных материалов (тары).
Оптовая цена подсолнечника масличного составляет около 15 000 руб. за 1 тонну. Возможности оборудования в нашем случае позволяют переработать около 5 т сырья за смену, то есть, 150 т в месяц. Затраты на приобретение подсолнечника составят примерно 2 250 000 руб. Закупка расходных материалов обойдётся в 200 000 руб.
На оплату труда и страховые взносы за работников следует закладывать в бюджет около 250 000 руб. На транспортные расходы, коммунальные услуги и рекламу – ещё около 100 000 руб. Арендная плата составит около 100 000 руб. Итого в месяц сумма расходов будет на уровне 2 900 000 руб.
Теперь попробуем рассчитать возможный доход. Средняя оптовая цена рафинированного подсолнечного масла составляет 50 руб. за 1 л. Из 150 т семян подсолнечника можно получить 60 000 л масла. Выручка от реализации одного только масла составит 3 000 000 руб., а если вы будете продавать свою продукцию ещё и через собственные розничные точки, то доход увеличится.
Дополнительным источником дохода станет продажа отходов производства. Из указанного количества сырья при переработке получится около 40 т шрота и 30 т шелухи. Реализация побочных продуктов принесёт около 200 000 руб.
Общая выручка составит 3 200 000. Прибыль до налогообложения – 300 000 руб. Если использовать в качестве налогового режима ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог), то сумма к уплате в бюджет составит 18 000 руб. (6% от прибыли. Узнайте больше о том, сколько налогов платит ИП в 2020 году.). Таким образом, чистая прибыль будет на уровне 282 000 руб.
Вывод
Очевидно, что заниматься производством подсолнечного масла довольно-таки выгодно. Если предпринимателю удастся в короткий срок наладить хорошие каналы сбыта готовой продукции, выйти на сотрудничество с крупными торговыми сетями, то первоначальные вложения в открытие мини-завода окупятся уже через 1,5 года.
Главный редактор #ВЗО. Работает на сайте с момента основания. Через Юрия проходят все тексты перед размещением на сайте. Быстро вникает в темы, на которые пишут авторы, включая финансовую, и следит за качеством публикуемых материалов.
Михаил Сыровацкий: «Переработка миллиона тонн маслосемян в год обеспечит нас электроэнергией из лузги»
Как маслоэкстракционный завод справился с очередями из 200 машин? Ударит ли Украина по нашим предприятиям и фермерам? Зачем МЭЗу в кризис новые рабочие места? Чем опасна мафия «бабушек» и почему гендиректор сам выбирал спецодежду для водителей? Обо всем этом, а также о кирпичах из шрота, глицерине из рапса и будущих чемпионах из Дербышек рассказал генеральный директор ОАО «Казанский МЭЗ» Михаил Сыровацкий в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online».
|
«В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ «НЭФИСА» У МЕНЯ РОДИЛИСЬ ДВОЙНЯШКИ!»
— Михаил Федорович, хочу начать разговор не с вопроса, а с поздравления, поступившего вам от нашего читателя: «Поздравляю с пополнением! Растите здоровенькими и счастливыми». (Айрат) У вас кто-то родился?
— Вы не поверите, 5 июня, когда мы отмечали день рождения «Нэфис Косметикс» огромным концертом для всех горожан, у меня родились дети — мальчик и девочка. Я и говорю: «Как назовем? Нэфис и Косметикс?» (смеется).
— Поздравляем! А как все-таки назвали-то?
— Тимерлан и Марьям. Они очень похожи, я их иногда не различал. Но сейчас они стали постарше, и это уже два разных человека.
— А когда день рождения Казанского маслоэкстракционного завода?
— Официальное открытие состоялось 17 октября 2007 года, и днем рождения нашего завода считается именно эта дата. В этом году нам 8 лет. В 2012 году была построена первая очередь «Нэфис-Биопродукт», а в 2013-м — элеватор, самый крупный в Поволжье. Общая мощность единовременного хранения составляет более 200 тысяч тонн маслосемян, что позволяет делать запасы на два месяца работы. Прошу не путать: по зерну это все 400 тысяч тонн будут.
— Что из себя представляет МЭЗ сегодня: производственные мощности, объемы производства? (Кирсанов В. Ю.)
— На сегодняшний день группа компаний «Нэфис» перерабатывает миллион тонн маслосемян в год. У нас первый МЭЗ — 300-тысячник, а в августе этого года мы запустили в производство вторую очередь завода — современное производство, рассчитанное на переработку 700 тысяч тонн зерна.
«РЫНОК УЖЕ ПРЕДЕЛЬНО НАСЫЩЕН»
— Конкурентов на рынке много?
В чем универсальность нашего завода? Мы имеем интересный технологический кластер — это «Нэфис-Биопродукт», который включает масло-сырьевой дивизион (производство и реализация растительного масла, а также шрота и лузги), переработку масла в различные виды продукции: майонезы, соусы на майонезной основе и другое, производство кетчупов и бутилированного масла. До введения в строй второй очереди МЭЗа предприятия группы практически полностью перерабатывали все произведенное нами масло.
— Какая у вас доля рынка?
|
ОБОРОТ: СКАЧОК С 6 МЛРД. РУБЛЕЙ ДО 20 МЛРД. РУБЛЕЙ
— Каков оборот МЭЗа сегодня и какой был в прошлом году?
— В прошлом году он составлял около 6 миллиардов рублей, в следующем году мы планируем выйти на 20 миллиардов рублей по маслоэкстракционному направлению группы.
— Насколько ваше производство автоматизировано?
— Полностью, люди там заняты только визуальным осмотром и контролем. Но у нас есть еще много видов работ, где безлюдное производство в принципе невозможно. Так, у нас огромный штат водителей, большая лаборатория, сотрудники которой осуществляют контроль на каждом этапе технологического процесса, начиная с приемки и заканчивая выходом готовой продукции. Каждые полчаса с каждой линии выделяется проба и проводится анализ, чтобы добиваться исключительно высокого качества выпускаемой продукции. Всего сегодня на МЭЗе работают 850 человек.
— Бутылки под масло сами производите?
— Да, мы сами производим бутылку, ПЭТ-упаковку, крышки, банки и так далее. У нас широкий перечень производства. В бутылку разливаем масло под названием «Чудесная семечка», «Миладора», «Ласка». Плюс к этому мы делаем для «Перекрестка» (X5 Retail Group) и «Магнита» продукцию под их маркой.
Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее |
«МЫ ЖИЛИ НА ЗАВОДЕ, МЫ СПАЛИ НА ЗАВОДЕ»
— В августе 2015 года вы запустили в производство вторую очередь МЭЗа, а когда начали реализацию этого инвестпроекта? Чье оборудование, кто это все монтировал?
— Первый МЭЗ полностью обеспечивал маслом группу компаний, но в 2013 году наш основной учредитель предложил построить новый маслоэкстракционный завод, чтобы полностью загрузить мощности «Нэфис-Биопродукта». В конце 2013 года уже заложили фундамент, и за год и три месяца построили новый маслоэкстракционный завод. Мы жили, мы спали на заводе, пока вели переговоры и подбирали технологическое оборудование. Основной поставщик — итальянская компания Andreotti Impianti S.p.A., они же его монтировали. Прессы делали немцы — они в этом сегменте лучшие.
— Сколько вы вложили денег в инвестпроект?
— Порядка 18 миллиардов рублей. На сегодняшний день это будет в два раза дороже, если перевести цены оборудования по нынешнему курсу.
— Деньги заемные были?
— Основной партнер нашей компании — Сбербанк, спасибо ему за поддержку, которую он нам оказывает из года в год. Да, основные средства заемные, свои тоже были, но чуть-чуть. Когда курс начал скакать, порадовались, что у нас нет ни одного контракта в валюте, все кредиты у нас рублевые.
|
КАКУЮ ВЫГОДУ МОЖНО ИЗВЛЕЧЬ ИЗ. ЛУЗГИ?
— В августе инвестпроект был реализован. Что дальше?
— Закончилась инвестфаза: все инвестиции вложены, все объекты построены и введены в эксплуатацию. И у нас есть новый, достаточно интересный проект. Как вы знаете, при переработке семян подсолнечника получают в качестве отходов сотни тысяч тонн лузги. Но если европейцу сказать, что это отход, он скажет: «Вы что?! То, что производится, не может быть отходом». Это органическая составляющая.
Мы стали изучать, где можно использовать лузгу. Она используется как подложка для скота, а также в качестве дополнительных кормовых средств, так как богата протеином, жиром и витаминами. Кто-то использует в садоводстве в виде удобрения для разрыхления и улучшения почвы. Кто-то использует для производства строительных блоков. Пара наших кирпичных заводов уже заказали у нас лузгу, сделали тестовую продукцию. Говорят: все классно, будем брать у вас, потому что у лузги КПД выше, чем у древесных опилок. Мы начали гранулировать лузгу и на экспорт отправлять — там ее используют для отопления своих домов.
— На Западе из гранул делают брикеты?
— Хороший вопрос! Брикеты из лузги семечки они используют для ТЭЦ, а еще есть маленькие пеллеты. Их использует частный сектор — у всех стоят небольшие котлы. Они все делают правильно: мы отправляем им лузгу вагонами, а они у себя фасуют в красивую упаковку и в магазинах продают. Человек едет домой — взял с собой пакетик.
− От лузги большая отдача тепла?
— Лузга подсолнечника имеет отличную теплотворную способность, которая сопоставима с показателями каменного угля. Но самое главное — она является сырьем для выпуска современного экологически чистого и экономически эффективного вида топлива. Сейчас килограмм лузги стоит 2 рубля, тонна — 2 тысячи рублей. А сколько у них стоит электроэнергия? Можно посчитать. А сколько у нас сегодня стоит газ, электроэнергия? КПД такой же, как у газа, а газ стоит порядка 4 рублей.
— Если это так эффективно, почему мы не используем?
— Сколько вы сможете вырабатывать?
— 100 тонн пара мы можем вырабатывать в 2 котлах. Мы будем производить пар для производства и тепло для отопления корпусов. Этого хватит на два завода, на весь комплекс.
— Нет, раньше. Но мы не остановимся на достигнутом! Думаю, в следующем году из этого пара мы будем делать электроэнергию, мы будем строить турбинный зал.
— И все на лузге?!
— А оборудование западное?
— Не поверите! Белгород. Это замечательные котлы, и их преимущество в том, что они универсальные. Если что-то происходит с урожаем подсолнечника, производство остановилось, мы можем перейти на газ. Замкнутый цикл получается.
— Хотелось бы уточнить: каковы задачи инвестпроета?
|
«ШРОТ ВООБЩЕ УНИКАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ!»
— Лузгу вы сами планируете использовать для выработки пара, а шрот куда сбываете?
— Шрот вообще уникальный продукт! Эта протеиновая добавка с успехом используется в животноводстве и птицеводстве. Использование такого корма, как подсолнечный шрот, позволяет повысить прирост, качество мяса, молока и яиц, улучшить общее состояние животных и птиц и снизить риск падежа. Животное получает больше полезных элементов, чем раньше.
— Хотелось бы понять: если вы семечку отделяете от лузги, то на каком этапе жмых (шрот) получается?
— Семя подсолнечника состоит из кожуры (лузги) и ядра, в ядре содержится около 45 процентов масла, а остальное — протеин и богатый набор аминокислот, витамины, значительное количество калия и фосфора.
— Наши сельхозпроизводители шрот закупают?
— Но если производить высокопротеиновый шрот, в общем объеме шрота станет меньше?
— Да, на 15 процентов меньше, но он будет выше по процентному содержанию протеина, и у него рынок сбыта станет несколько шире и разнообразнее.
— Кроме Татарстана куда еще сбываете шрот?
— В те же регионы, где покупаем семечку, а также отправляем на экспорт.
— Больше вы отдаете за пределы Татарстана? Объемы потребления хочется понять, потому что в сельском хозяйстве, как правило, экономят на всем, в том числе на добавках в корма.
— Совершенно верно, но когда они все посчитали, то поняли, что надо добавлять высокопротеиновые шроты, чтобы КРС и птица быстрее росли. А потребление в республике растет.
|
— Где берете сырье, например, рапс? Выращивают ли его в республике? (Иван)
— Сегодня масличные культуры — рапс и подсолнечник — интересны нашему сельхозпроизводителю. Каждый грамотный агроном, планируя севооборот, непременно включит их в структуру посевных площадей. При правильном подходе обеспечен максимальный выход продукции высокого качества, повышение плодородия почвы и подавление сорняков, вредителей и болезней. А главное — есть рентабельность и гарантированный рынок сбыта в нашем лице.
На зерновом рынке ситуация всегда непонятная — иногда себестоимость зерна выше, чем цена реализации. А производители подсолнечника зарабатывают больше, чем МЭЗ. Я этому только рад, потому что это даст развитие сельхозпроизводителей.
По данным минсельхоза, в 2015 году в Татарстане посеяно 90 тысяч гектаров рапса и 55 тысяч гектаров подсолнечника. К сожалению, этих объемов не хватает нашим заводам, и мы делаем огромные закупки в других регионах. В целом в России дефицита сырья нет. Что в том году, что в этом году объем производства маслосемян подсолнечника в России — более 9,5 миллиона тонн. Кроме того, в стране производится 2,5 миллиона тонн сои и 1,5 миллиона тонн рапса.
— Наши погодные условия на выращивании этих культур пагубно не сказываются?
— Все замечательно! Помните, в Татарстане была засуха и часть зерновых погибла? А подсолнечник стоял прекрасно. С агрономической точки зрения преимуществом подсолнечника является его неприхотливость. Но при этом не нужно забывать, что он требует определенных знаний и ответственного подхода к делу. И семян, адаптированных к климатическим особенностям конкретного региона.
— А вы где хорошие семена берете?
— Сейчас на рынке предлагается огромный выбор гибридов и сортового подсолнечника, начиная от крупных мировых производителей, таких, как как «Сингента», и совсем неизвестных фирм. Но как показывает практика, самыми качественными являются гибриды подсолнечника.
— Эти семена не с ГМО?
— Нет, ни в коем случае! Подсолнечнику нужно 100 солнечных дней для созревания, но в нашем регионе их не хватает, значит, нужно использовать скороспелые сорта для того, чтобы уборку завершить до раннего снега, а не в декабре или весной.
Разработкой таких сортов занимаются целые институты. Если сельхозпроизводитель выбирает сортовые семена, то они должны быть не ниже одной репродукции, если гибриды — только первого поколения. Семена, выращенные из гибридов, нежелательно использовать для посева, поскольку урожайность будет невысокой.
— Рапс не пошел в республике так, как планировалось?
— К сожалению, пока да. Но думаю, тут нужно время. Тем более что 90 тысяч гектаро рапса сеют, но часть из него убирают на силос, на корм скота, то есть его не используют для промышленной переработки. А рапс необходим для развития химического направления нашей группы, потому что мы еще и химики: производим олеин, стеарин, глицерин. В их производстве самое благоприятное сырье — рапс.
Проблема в том, что прежняя культура возделывания была очень затратной. Сейчас применяются современные семена и средства защиты растений, более технологичное оборудование.
|
«АЙРАТ НАЗИПОВИЧ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ МЫ ОТРЕАГИРОВАЛИ НА ЕГО СТАТЬЮ. »
— Я думаю, Айрат Назипович хотел, чтобы мы отреагировали на его статью. Я отношусь к нему с большим уважением, но не был на его полях и не готов сказать, что у него происходит.
Мне представляется, что чем меньше компания, тем больше контроля. Ключевой вопрос: какие семена, какие средства защиты растений используются? Конечно, можно использовать семена, которые издавна сеяли на этих полях, но хорошего урожая они не дадут. Тут много факторов.
Понимаете, каждый сам себе хозяин, сам решает, где и кому ему продавать урожай. Но почему-то к нам везут подсолнечник из других регионов, например, из Самарской области, хотя у них есть два переработчика, из Ульяновской области, Республики Башкортостан, хотя там тоже есть свои местные переработчики.
— Какие у вас закупочные цены?
— Наш холдинг устанавливает такую закупочную цену, которая сформирована в Поволжье на тот или иной период заготовки. Закупочную цену на рынке определяют крупнейшие переработчики в регионах, в южном регионе — это холдинг «Юг Руси» и ГК «Астон», в Центральном федеральном округе — это «Эфко» и «Бунге», в Сибири — холдинг «Юг Сибири», в Поволжье — ГК «Букет» в Саратовской области, Безенчукский МЭЗ в Самарской области, представляющий холдинг «РусАгро», в Оренбургской области — ГК НМЖК (два завода по переработке подсолнечника), в Башкортостане — Чишминский МЭЗ. И существует определенная разница в закупочных ценах между ценой, декларируемой на юге, и ценой в центральном регионе и в Поволжье. По сравнению с Сибирью эта разница существенная.
Да, на юге подсолнечник стоит дороже, и это объясняется тем, что рынок подсолнечного масла там экспортоориентирован. Основными покупателями российского подсолнечного масла наливом являются Турция, Египет и другие страны Ближнего Востока, и львиная доля отгружаемого масла осуществляется с портов, расположенных на побережье Азово-Черноморского бассейна. Для того, чтобы Казанскому МЭЗу доставить масло до порта, скажем, до Новороссийска, необходимо заплатить свыше 3 тысяч рублей на тонну за логистику, доставка с Сибири составит более 6 тысяч рублей за тонну.
В минувшем сезоне 2014/2015 годов российскими компаниями экспортировано 1,5 миллиона тонн подсолнечного масла, что составляет 40 процентов всего объема, производимого масла в России. При этом тройка лидеров по экспорту подсолнечного масла для перевозки масла наливом использует собственные маслоналивные терминалы в портах, расположенных на побережье Азовского и Черного морей.
— Это цена, когда сами привезли своими машинами?
— Да, мы покупаем маслосемена с хозяйств, с зернотоков, с элеваторов. Кроме того, мы одни из немногих, кто покупает и вывозит семена с полей.
— Так почему все-таки Хайруллин не продает вам свои семечки?
— Я не знаю. Мы несколько раз пытались договориться в предыдущие годы, но что-то у нас не получалось. Понимаете, каждый везет туда, куда ему нравится. Есть такая история: один рыбак живет на правом берегу, другой — на левом, и каждый едет ловить рыбу на противоположную сторону. И как им объяснить, что вода одна и та же.
|
— Сколько могла бы выращивать республика с учетом ваших мощностей переработки?
— На сегодняшний день мы видим, что 350 — 500 тысяч гектаров республика может засеять. Я думаю, что в ближайшую пятилетку это произойдет.
— А это будет выгодно фермерам, производителям?
— Фермеры везут вам свой подсолнечник?
— Фермеры продают нам свой подсолнечник и с удовольствием. Им удобно с нами работать, так как за счет собственного автопарка наш завод несет логистические издержки, связанные с транспортировкой семян. Оперативный вывоз семян с полей сокращает риски потери качества убранных маслосемян. Плюс своевременная оплата.
— Сколько вы готовы проинвестировать, чтобы эта отрасль заработала в Татарстане? И что для этого нужно, кроме того, что спрос уже генерируется вами? Семена, технологии, госзаказ, оплата?
Мы с министром сельского хозяйства РТ обсуждаем этот вопрос, думаем о совместной программе. В этом году мы устраивали конференции, выезды, декларировали сельхозпроизводителям, по каким ценам готовы покупать. Сейте, сажайте, все в ваших руках!
|
ПЕРВОЕ МЕСТО В МИРЕ ПО ПОДСОЛНЕЧНИКУ ДЕРЖИТ УКРАИНА
— Вы сказали, что рынок уже насыщен. У вас возникают проблемы со сбытом? Наверное, для вас благословенные времена настали в рамках санкций на западную продукцию в России?
— Это интересная тема. Мы должны понять для себя одну вещь: Украина занимает первое место в мире по производству подсолнечника. В этом году они соберут 11 миллионов тонн.
− То есть война войной, а обед по расписанию?
— У них все четко. Это у них только в городе майдан, а вокруг — поля, все прекрасно развивается, они покупают технику, иностранные компании вкладывают деньги, потому что, надо признать, там житница, там другой урожай. Когда в сезоне 2010/2011 годов в России наблюдалась сильная засуха и, как следствие, высокие цены на сырье и готовую продукцию, Украина поставляла подсолнечное масло в Россию по ценам ниже внутрирыночных. В тот год очень много наших МЭЗов и сельхозпроизводителей пострадало. И сейчас есть вероятность того, что Украина может делать поставки несмотря на то, что у нас связи прерваны. Она прекрасно себя чувствует!
«ЧЕМ МЕНЬШЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ТЕМ ВЫШЕ ЦЕНА»
— Как кризис сказался на предприятии в целом и на дивизионе МЭЗов? Цены у вас подскочили?
— Цена за масло подросла за год?
— Цена с начала текущего года подросла, сейчас она идет вниз. Рост цены на масло сказывается из-за отсутствия у производителей масла: чем меньше предложений, тем выше цена. Сейчас, когда все маслодобывающие производства запустились на полную мощность, оптовая цена закупки начала снижаться, тренд идет вниз.
— В этом смысле кризис ударил по вам через сырье?
— Конечно, он по всем ударил. В первую очередь он ударил по содержанию кредитов, тарифы поднимаются на электричество, на газ, это все сказывается на стоимости продукта. Потребительский спрос падает, платежеспособность населения уже не такая эффективная, как раньше, потому что идут сокращения, невыплаты заработной платы. Конечно, это сказывается и на объеме производства.
— Помешает ли кризис вашим планам развития? На чем планируете сэкономить, а какие проекты будут реализованы в любом случае? (Андрей Федоров)
— Планы, которые мы ставим перед собой, нужно выполнять, иначе не будет никакого экономического эффекта.
«С ТОРГОВЫМИ СЕТЯМИ МЫ НАУЧИЛИСЬ ДОГОВАРИВАТЬСЯ»
— Многие местные производители жалуются, что трудно попасть со своим продуктом в крупные торговые сети, требуется большой входной бонус. Возникают ли у вас подобные проблемы, как вы их решаете? (Маршида)
— У всех есть трудности по работе с сетями, но так как мы уже на рынке порядка 15 лет, мы научились с ними договариваться. Конечно, каждый год все сложнее и сложнее становится, потому что конкуренция растет.
— Патриотичный человек думает: дай-ка я поддержу местного производителя, а «Мистер Рикко» не куплю, наверняка это импортный.
— А у нас есть «Ласка» и «Миладора», в целом линейка разнообразная и для любого ценового сегмента. Ситуация такова, что масло у всех одинаковое, но с разной степенью очистки или рафинации, что влияет, безусловно, на цену продукта. Благодаря рафинации масло просто хранится дольше, и на нем можно жарить. Кстати, мы начинаем бутилировать нерафинированное, неочищенное масло, которое прекрасно используется в салатах.
— Несколько лет назад вы объявили, что начато производство недорогого рапсового масла, идентичного по качествам оливковому. Когда оно появится в магазинах Казани? (Rim V)
— К сожалению, не все знают, что в рапсе содержится большое количество полезных веществ. Если зайти в магазин в Европе, то рапсовое масло будет стоить дороже, чем подсолнечное, потому что оно обладает максимально полезными качествами. Мы начали его производство, но у нас, к сожалению, нет культуры потребления этого масла.
|
ВОДИТЕЛИ ПОЛУЧАЮТ ДО 100 ТЫС. РУБЛЕЙ
— Коллектив МЭЗа расти будет?
— На сегодняшний день ситуация такова, что многим компаниям приходится сокращать рабочие места. К нашему предприятию это не относится. Напротив, мы собираемся создавать новые рабочие места, набирать людей, в частности, водителей на автомобили Volvo. На сегодняшний день у нас порядка 150 грузовых автомобилей, на каждый автомобиль требуется два водителя.
— Эти рабочие места создаются в Лаишевском районе?
— Многие из наших сотрудников — жители Лаишевского и Рыбно-Слободского районов. Предприятие предоставляет автотранспорт для доставки работников на работу и обратно. Средняя заработная плата на предприятии составляет 30 тысяч рублей в месяц. У водителей грузовых автомобилей Volvo зарплата составляет от 40 до 100 тысяч рублей в месяц.
− Динара задает такой вопрос: «От лица водителей АТП ОАО «Казанский МЭЗ» обращаюсь к вам с просьбой внести ясность в некоторых вопросах, а именно: почему устанавливаются временные ограничения, за которые водитель должен прибыть в пункт загрузки, не учитывая ни погодные, ни дорожные условия, ни состояние водителя и его потребности в сне и отдыхе? За остановки водителя привлекают к денежным вычетам. Это полностью противоречит Трудовому кодексу. Кроме того, такой водитель является потенциальной угрозой для остальных участников дорожного движения. Многие водители работают с момента основания завода, работают добросовестно и любят свою профессию. Но такие грубые ущемления их прав заставили уже многих задуматься о смене работы».
— Знаете, это очень обидно слышать. В соответствии с правилами дорожного движения нашим водителям дается время и на сон, и на справление собственных нужд.
— Наверное, нормы очень жесткие, которые заставляют их очень интенсивно работать?
— Двигаясь со средней скоростью 60 км/час, автомобиль должен прибыть до пункта назначения приблизительно за 10 часов за вычетом времени на справление собственных нужд. Это жестко?
Все маршруты разработаны и обследованы созданной на предприятии комиссией в составе руководителя АТП, специалистов службы внутреннего контроля, службы безопасности, департамента логистики. Данная комиссия исследует дорожные условия, замеряет расстояние и определяет рекомендованную скорость движения.
Каждый автомобиль оснащен навигационной системой. У диспетчерской службы предприятия стоит монитор, в который диспетчер наблюдает за движением автомобиля. Почему два водителя на машину? Чтобы за время нахождения в пути одного водителя второй отдыхал дома. По прибытии первого водителя с рейса второй меняет его, и автомобиль уходит в рейс.
На предприятии четко соблюдается Трудовой кодекс РФ. Все требования прописаны, каждый водитель с ними ознакомлен. Все знают: тот, кто добросовестно выполняет поставленную ему задачу, соответственно и получает максимальную заработную плату.
За каждый рейс они получают около 4 тысяч рублей, а рейсов за месяц можно сделать от 18 до 25. Плохая зарплата? Ездим мы в Самару, Оренбург, Ульяновск, Башкортостан.
— То есть оплата у вас сдельная?
— Оклад и плюс то, что он сам наработал. Я уже озвучивал, какая заработная плата у водителей на предприятии. Они ее получают своевременно и в полном отработанном объеме. В чем тогда мы водителей ущемляем?
— Сделал меньше рейсов — получил меньше. Они на это и жалуются, на штрафы.
— Они жалуются на то, что я их заставляю зарабатывать деньги? Заработную плату водитель получает за рейс и за расстояние, которое он проехал. А что они хотят? Сделать шаг, а потом спать, и чтоб зарплата их устраивала? Тогда в чем логика? А за опоздания еще ни разу никто реально не был оштрафован. Единственное, за что я наказываю, — это воровство.
— А семечек много воруют?
— У них все поставлено круче, чем думаете: на трассе есть определенные места, где ждут «бабушки». Но у нас все запечатано, пломбу сорвали — сколько не хватает, столько вычитаем. Ловили, фотографировали, убегали. Доказанный факт воровства наказывается жестко, вплоть до увольнения.
Многих наших водителей я очень уважаю. Это настоящие мужчины, которые достойно зарабатывают и за машиной смотрят как за своей собственной. Они дорожат своим рабочим местом. А есть водители, которые живут одним днем — сегодня он здесь работает, а завтра он может в другом месте работать. Он временщик, он пришел для того, чтобы жена не грызла. Хотя на предприятии очередь на вакансию водителя.
|
«МЫ ОЧЕНЬ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В МОЛОДЕЖИ»
— Какой средний возраст сотрудников на вашем предприятии? Молодежь чем привлекаете? (Алсу)
— Мы очень заинтересованы в молодежи. Сейчас возраст сотрудников — от 33 до 55 лет, средний возраст — около 40. У нас везде новое оборудование, на производстве идеальная чистота, можете приехать и посмотреть. Мы даже бордюры красим.
Если говорить о привлечении молодежи, то мы с главным инженером уже давно рисуем модель перспективного обучения с дальнейшим трудоустройством. Мы хотим решать вопрос с вузами: искать молодые таланты и заинтересовывать их, чтобы они имели возможность какое-то время проработать в лаборатории, на производстве, и мы за это будем доплачивать. То есть человек проходит практику, какую должен, и еще за это деньги получает.
Другое направление — техникум. Мы хотели бы сами набирать группы со школы, приводить их на завод, показывать, как это работает, что можно получить в итоге.
— Есть ли соцпакет и жилье? (Алмаз)
— Мы ежемесячно перечисляем деньги в ГЖФ, подаем список нуждающихся в жилье, когда набираем квадратные метры. В основном городские написали заявление, человек 10, трое уже реализовывают свою мечту. Социальный пакет на предприятии полный, трудоустройство официальное, заработная плата без задержек два раза в месяц.
«ВЫ ДОМА СЕМЕЧКИ ЖАРИЛИ КОГДА-НИБУДЬ?»
— Недавно купил квартиру в районе Усад. Как оказалось, она находится неподалеку от МЭЗа, и иногда доносится запах от производства. Он не всегда сильный, видимо, зависит от направления ветра. Но все же планируется ли на заводе проводить мероприятия по снижению данного воздействия? (Ильдар)
— Вы дома семечки жарили когда-нибудь? Этот запах жареных семечек стоит только в прессовом цехе и за его пределы не выходит, его даже нет на территории завода. Периодически бывают запахи со стороны города, птицефабрик. Мы сами вызываем экологов, чтобы не думали на нас.
— И много жалоб такого рода приходит на предприятие?
— Первый вопрос был от Ильсура Раисовича (Ильсур Метшин, мэр Казани — прим. ред.), он сказал: «Ребята, вы что, запах же идет». Его замы позвонили. Я говорю: «Давайте разбираться, пройдем в лабораторию, пройдем по всему заводу». Нет ничего! Я говорю: «Давайте договоримся так: появляется запах — приезжайте, сделайте замер. Появляется запах, и я его заметил — я вас зову».
Я даже помню случай, когда бывший министр экологии Артем Сидоров приехал на производство, не предупреждая. Он прошел по всему цеху и говорит: «Откуда тогда пахнет?» А я отвечаю, что помочь не могу, но буду искать.
— Весь мир, интернет, врачи трубят о вреде гидрогенизированных жиров. В связи с чем вопрос: когда перестанем кормить население этой отравой? (Дмитрий) У вас эти жиры есть?
— Нет, мы не производим такие жиры. Гидрогенизированные или по-другому трансжиры — это растительные жиры, переведенные в твердое состояние. Наша группа компаний не производит и не использует трансжиры в своем производстве.
— Пальмовое масло на производстве тоже не применяете?
— Нет, ни в коем случае! В свое время «Нэфис Косметикс» работал с «пальмой», потому что пальмоядровое масло шло в мыло. Сейчас уже даже в производстве мыла от него отказываются.
|
А ДЕПУТАТУ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДАДУТ ОТВЕТ!
— Ваше депутатство в Госсовете — зачем вам это надо?
— Обратите внимание: у нас на предприятии работают 65 процентов людей из районов. Кому, как не нам, решать их вопросы?
— Вы же на деньги предприятия помогать им не будете.
— Со стороны предприятия мы помогаем детским домам, реабилитационным центрам, домам престарелых на территории Лаишевского и Рыбно-Слободского районов, и всегда за свой счет. Являюсь попечителем Спасского дома престарелых в городе Болгары. Отдельно помогаем ветеранам войны, инвалидам, пенсионерам, мечетям, церквям и просто нуждающимся в помощи и поддержке.
— Обязательно для этого быть депутатом? Можно ведь и так благотворительностью заниматься.
— Совершенно верно. Но когда ты являешься депутатом, то тебе проще решать житейские проблемы избирателей. Возможность сделать депутатский запрос и обязательно получить ответ. А если бы я делал запрос как генеральный директор, кто мне ответил бы? И как бы я помог человеку, который нуждается? Очень много людей приходят на прием. У меня есть приемные дни один раз в месяц в Лаишево и Рыбной Слободе.
— С какими темами люди чаще всего обращаются?
— Тема у всех одна — житейская: медицина, дороги, ЖКХ, тарифы и так далее. Есть вопросы, которые затрагивают семью, детей и то, что окружает. Где-то надо ребенку оказать финансовую помощь в приобретении аппарата, решить вопрос с министерством здравоохранения об инвалидности и выделении необходимых препаратов.
— Как можно встретиться по вопросу технического сотрудничества? (Robert)
— В любое время в приемную! К нам очень много людей обращаются, ни один вопрос не был оставлен без моего внимания. Приходят и представители компаний, предлагают оборудование, разработанное ими. Мы и тут готовы к диалогу.
— У крупных предприятий, холдингов для благотворительности создается свой фонд и программа. У вас есть?
— Мы о своем фонде задумывались, и программа, конечно, есть. Обратите внимание, сколько социальных проектов мы ведем. Строим парк «Вахитовский», например. Да, нам не повезло — ураган прошел прямо через парк, но тем не менее мы работу завершили: сделали лавочки красивые, газоны, велосипедные дорожки, освещение, и люди нас благодарят, потому что им, наконец-то, есть место, где можно гулять с детьми.
— Какие еще социальные проекты вы реализуете?
— Народный каток NEFIS у «Казань Арены» — замечательный проект, который набрал массу положительных эмоций: люди там знакомятся, женятся. Вход абсолютно бесплатный. Даже сделали социальные цены на продукты питания, чтобы каждый человек мог прийти с ребенком на каток, купить чай, треугольник. Рустам Нургалиевич приезжал, пробовал, сказал, что вкусно. В любое время приезжайте — у нас контроль качества! Этих денег хватает, чтобы выплатить заработную плату работникам катка. Его работу мы дотируем, ведь это дорогое удовольствие.
Мы с друзьями как-то собрались на этом катке, хотя я в последний раз катался в детстве. Мы такого вдохновения давно не получали! Мне на следующий день звонили друзья и говорили: «Слушай, сижу на работе, и улыбка с лица не сходит!» Договорились, что раз в неделю будем собираться на катке.
— У группы компаний «Нэфис» с самого начала такая традиция была — помогать нуждающимся?
— Да, зародилась такая традиция. У нас есть социальные объекты, которым мы ежемесячно перечисляем деньги на их нужды. У нас каток, парк, Ночная хоккейная лига. Регулярно помогаем федерации гребли, провели мегаконцерт Nefis Rock&Dance, который также был бесплатным для посетителей. Кстати, пришли 50 тысяч человек!
|
ХК «ДИНАМО-КАЗАНЬ»: ВЫРАСТИТЬ КОМАНДУ ИЗ СВОИХ ИГРОКОВ
— Что помешало победной игре ХК «Динамо-Казань» в сезоне 2014/2015? Какие меры предприняты, чтобы новый сезон отыграть гораздо лучше? (Руслан)
— Мы взяли Кубок Надежды в этом году. Этот кубок разыгрывается в рамках российского чемпионата среди тех команд, которые по итогам игр не попали в плей-офф.
— Но раньше-то вы хорошие места занимали!
— А чего мы хотим добиться — призов или будущего?
— Если есть профессиональная команда, то она должна добиться первого места!
— А профессиональная команда из кого складывается? Она складывается из легионеров, из дорогих игроков.
— Лучше, если из наших местных воспитанников.
— Как раз по этому пути мы и пошли! Раньше были в основном легионеры. А нам нужно будущее. На сегодняшний день у нас 10 своих воспитанников, ребята стремятся, стараются, и их уже хотят покупать в другие команды.
— А где вы их воспитываете?
— На стадионе «Ракета» в поселке Дербышки. У нас есть своя спортшкола, плюс к этому у нас вторая команда, плюс к этому 350 детей занимаются хоккеем с мячом. В команде появляется все больше казанских воспитанников, и они получают зарплату, им выделяют форму, обучают, возят по стране. Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок чего-то достиг. Я думаю, что мы в ближайшие три-четыре года вырастим свою команду.
— «Нэфис» — единственный спонсор этой команды?
— ГК «Нэфис» является генеральным спонсором. Также команду финансируют ОАО «Мелита» и автосалон Iron Motors.
— А детская школа тоже полностью на вас или на республике?
— Бюджет республиканский, но мы помогаем с транспортом, формой, инвентарем.
|
«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ ПРИВЫК К ТРУДУ, ТО ИЗ НЕГО НИЧЕГО НЕ ВЫЙДЕТ»
— По прошествии 10 лет хотел бы выразить вам признательность за предоставление мне двух жизненных уроков, а именно: держать ответ за каждое сказанное слово и способность простить человека, а значит, оставить ему возможность измениться. Это очень помогло мне в жизни. Спасибо, Михаил Федорович. Мой вопрос: был ли в вашей жизни человек, чей поступок или слово оказали на формирование вашей личности сильнейшее влияние? Кто он? (Марат Хуснутдинов)
— Я с таким человеком с детства — это мой старший брат, который является флагманом моей жизни. Он однажды сказал такую вещь: уважение зарабатывается годами, а потерять его можно за мгновение, поэтому прежде чем что-то сделать, надо подумать 10 раз.
Еще я очень благодарен маме, которая меня с детства приучила к труду. Раньше я обижался на нее, а сейчас понимаю. Я трудился с 8 лет, начиная с мытья посуды и полов. Все играют на улице, а ты возишься с коврами. Каждого ребенка с детства надо приучать к труду. Если человек не привык к труду, то из него ничего не выйдет.
— А когда вы заработали первые деньги?
— В 13 лет. С ребятами пошли гулять и увидели, как люди закручивают фуру фанерой. Я подошел и поинтересовался, а там 5 копеек — один болт. Еще мы с товарищем зарабатывали в парке имени Горького: ремонтировали электрические машинки. Помните, на прокат давали кататься? Нам было по 15 лет, и мы все лето там зарабатывали.
— Какие три совета вы дадите предпринимателям вообще и в кризис особенно?
— Первое и основное пожелание — оставаться порядочным человеком. Второе — держать слово, чего бы это ни стоило. А третье — не все так плохо, как могло бы быть, так что.
«НЕ ПОДОЗРЕВАЛИ О МАСШТАБАХ ПОПУЛЯРНОСТИ ВАШЕЙ ГАЗЕТЫ»
− «БИЗНЕС Online» как часто читаете?
— Когда как. В выходные хочется почаще открывать вашу страничку, но в выходные не так много информации. Основная информация приходит в понедельник, но в понедельник открываешь, когда ты проснулся — с утра, а на работе — во время обеда.
Ваше издание из года в год становится популярнее. Я говорю это искренне, потому что мы всегда читали «БИЗНЕС Online», но не подозревали о масштабах популярности вашей газеты. А сейчас, когда с кем-то общаешься за пределами Казани, часто слышишь: а вот у вас есть «БИЗНЕС Online». Становится приятно. Я хочу пожелать вам удачи и успехов, чтобы количество интересных статей, комментариев и читателей увеличивалось!
— Михаил Федорович, спасибо за интересный разговор. Успехов вам!
Справка
Сыровацкий Михаил Федорович родился 6 мая 1977 года в Казани. Окончил Московский государственный университет коммерции по специальности «менеджмент» (1998), юридический факультет Казанского государственного университета (2004).