Масонский орден что это
Масоны и иллюминаты 10 тайных могущественных обществ
Лучше всего хранит тайну тот, кто ее не знает.
Не смотря на то, что в мире существовало и существует огромное количество закрытых обществ, рано или поздно всё равно о них становится известно. Нам свойственно сплетничать, а как говорится Людям легче держать на языке горячий уголь, чем хранить тайну. Так или иначе, только благодаря этому мы и смогли узнать о существовании закрытых обществ, каждое из которых обладает своей идеологией и своей целью в этом мире.
в разное время название различных объединений (орденов, братств сект и обществ) оккультно-философского толка и мистического характера, в разной степени дозволенных или секретных, зачастую бывших в оппозиции политическим и религиозным властям.
В данном случае речь идет о тайном немецком обществе баварских иллюминатов, основанным ещё в 18 веке в Ингольштадте философом и теологом Адамом Вейсгауптом, известным сторонником деизма, намеревавшимся использовать свою организацию для распространения и популяризации этого учения. Стоит отметить, что Иллюминаты были воспитаны на идеалах Просвещения и главной ставили своей целью совершенствование и облагораживание человечества путем так называемого «строительства нового Иерусалима».
Вейсгаупт утверждал, что естественный человек по природе своей не является плохим — дурным его делает окружение и, в частности, религия, государство, внешние влияния. Таким образом, если человек будет освобождён от давления социальных институтов и начнёт руководствоваться исключительно холодным рассудком и знанием, проблемы морали отпадут сами собой.Главной задачей иллюминатов была замена христианства деизмом и замена монархического правления республиканским, но о ней знала только часть доверенных просвещенных.
Но цель баварских иллюминатов так и не была достигнута, через десять лет своего существования в попытке борьбы за власть внутри общества, развернулись самые настоящие баталии и оно развалилось. Но стоит отметить, что следы его проявляются и в наше время и многие уверены в том, что оно существует и по сей день.
Не менее таинственное и могущественное общество. Происхождение масонов тесно связано с историей появления строительных артелей или так называемых лож в Европе. Георг Клосс в середине XIX века впервые вполне определённо указал на то, что масонский союз возник из братства вольных каменщиков или средневековых строительных артелей[2].
Цель масонства свести всех людей всех вероисповеданий вместе в Братстве, основанном на взаимном уважении, чтобы совместно трудиться на благо нуждающихся. Если религия масона требует от него жизни, наполненной заботой и помощью людям, менее удачливым в этой жизни, масонство предложит ему разнообразные способы претворения в жизнь его сострадательной страсти. В этом вопросе масонство стремится стать идеальным соратником любой нравственной религии.
Сами масоны считают, что стремятся к высочайшим моральным принципам, под которыми понимают искреннее желание дать блага всем людям.
Обязательствами (часто именуемыми «клятвами») являются те элементы ритуала, где кандидат обещает оставаться верным правилам братства, сохранять «секреты масонства» (которыми являются различные знаки, отличительные черты и слова каждого градуса, имеющие отношение к опознанию), и действовать согласно масонской традиции и закону. В регулярных юрисдикциях эти обязательства принимаются на «Книге священного закона», свидетелем чего выступает Бог, и часто с заверением, что исполнение остаётся на собственной свободной воле кандидата[
Часто проводят собрания, устраивают ритуалы. Имеют свои опознавательные жесты и знаки. И два символа, которые определяют принадлежность к этому обществу- циркуль и наугольник. Некоторые ложи и ритуалы объясняют эти инструменты как урок поведения: например, масоны должны «выверить свои действия наугольником добродетели» и учиться «ограничивать свои желания и сдерживать свои страсти внутри должных границ по отношению ко всему человечеству
Самыми знаменитыми личностями, которых причисляют к масонам, считаются Иоганн Гете, Моцарт, Гарибальди и Редьярд Киплинг.
3. Тамплиеры ( с французского храмовники) также известны под официальными названиями Орден бедных рыцарей Христа.
Это духовно-рыцарский орден, основанный на Святой земле в 1119 году[1] небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода.
В XII—XIII веках орден был очень богат, ему принадлежали обширные земельные владения как в созданных крестоносцами государствах на территории Израиля и Сирии, так и в Европе. Орден обладал также широкими церковными и юридическими привилегиями, дарованными ему папой римским, которому орден непосредственно подчинялся, а также и монархами, на землях которых он имел владения и недвижимость. Орден нередко выполнял функции военной защиты государств, созданных крестоносцами на Востоке, хотя первичной целью, декларированной при его учреждении, была защита паломников, идущих в Святую землю
В 1291 году, когда крестоносцы были изгнаны из Палестины мамлюкским султаном Египта Халил аль-Ашрафом, тамплиеры переключились на финансовые услуги[прим. 1] и торговлю, накопили значительные ценности и оказались в сложных имущественных отношениях с королями европейских государств и папой[1].
В 1307 — 1314 годах члены ордена подверглись арестам, пыткам и казням со стороны французского короля Филиппа IV, крупных феодалов и Римско-католической церкви, в результате чего орден был упразднён папой Климентом V
Тайное общество, основанное в США бывшими солдатами-южанами после поражения в Гражданской войне 1861 года. В основе идеологии лежали принципы превосходства белых. Символикой был горящий крест, а члены культа использовали знаменитые белые костюмы, состоявшие из мантии, маски и конические головные уборы, созданные специально для устрашения
Преступлениям членов ку-клукс-клана обычно предшествовало предупреждение, посланное в причудливой, но широко известной форме. В некоторых частях страны это была дубовая ветка с листьями, в других — семена дыни или зёрнышки апельсина. Получив такое предупреждение, жертва могла либо отречься от своих прежних взглядов, либо покинуть страну. Если человек игнорировал предупреждение, его ждала погибель.
Стоит отметить, что клан просуществовал довольно долго, аж почти 130 лет. За это время он несколько раз разваливался, во многом благодаря активным действиям со стороны государства, подавлялся. Но потом возрождался снова. В 1993 году «Невидимая империя» была распущена, но один из идеологов уже организовал своё подразделение Клана — «Белых конфедератов», хотя в них были считанные единицы членов движения.
В настоящее время[когда?] Ку-клукс-клан не образует единой организации, к нему относят себя небольшие группы активистов, сосредоточенные почти исключительно в южных штатах, но также приверженцы его действуют и в других странах.
Ассасины, или низари, являлись таинственной группой мусульман, действовавшей на Ближнем Востоке в XIII веке. В группу входили шииты, которые откололись от основной секты и объединились с целью создания собственного утопического государства. Так как членов Ордена было крайне мало, они предпочли использовать партизанскую тактику в борьбе против своих врагов, включая шпионаж, саботаж и политические убийства.
Ассасины внедряли своих высоко обученных агентов в города и базы противника с указанием нападать в строго указанное время. Тайные убийцы были известны тем, что стремились свести к минимуму жертвы среди мирного населения, жертвы же были часто напуганы невидимостью своих преследователей. Согласно истории вражеские лидеры, просыпаясь утром, находили на подушке кинжал ассасинов с запиской «Вы находитесь в нашей власти». Со временем легенда о тайном Ордене разрослась. Еще до того как организация была окончательно разрушена монголами, наемные убийцы прославились якобы, выполнением заказов для таких исторических личностей, как король Ричард Львиное Сердце.
Примерно в те же времена, как Орден распался, была уничтожена и вся библиотека, содержащая записи о Низари. Так много информации было утеряно, что сегодня Ассасины предстают лишь мифом. Спорной выглядит легенда об использовании членами Ордена группы наркотиков и одурманивающих средств. Само слово «Hashshashin» переводится примерно как «Пользователи гашиша», что свидетельствует о возможном использовании в бою стимулирующих веществ. Сам термин был дискредитирован, но впоследствии низари трансформировали его в современное слово «ассасин» (убийца).
Старейшее тайное общество студентов Йельского университета.
Считается, что членами общества становятся только представители высшей элиты, выходцы из самых богатых и влиятельных семей США. Они занимали и занимают важнейшие посты: в политике; в СМИ; в финансовой, научной и образовательной сферах. Так, среди патриархов тайной ложи, её основателей, значились Расселы[1], Тафты[1] и Гилманы[2]; впоследствии в состав общества входили Банди[3], Лорды[4], Рокфеллеры, Уитни[5], Фелпсы, Буши и другие.
Согласно сложившейся традиции, после того, как члены общества «Череп и кости» покидали изолированную среду кампуса Йельского университета и занимали важные посты в правительстве и иных общественных структурах, они продолжали поддерживать связь друг с другом на протяжении всей жизни.
В 1832/33 учебном году секретарь Йельского университета Уильям Рассел совместно с Альфонсо Тафтом и другими единомышленниками организовали новое тайное братство[6]. По одной из версий, он привез эту идею из Германии, где учился в течение некоторого времени; соответственно и новое общество создавалось по немецкому образцу.
Первая когорта адептов «Черепа и костей» появилась в 1833 году. Членами этого тайного общества могли быть только выходцы из американской аристократии[9] англосаксонского происхождения и протестантского вероисповедания. Эти люди являлись признанной элитой общества[10] и на собраниях именовали себя «центром Вселенной» — «рыцарями», а всех остальных, непосвящённых, — варварами. Изначально принятие в общество евреев, женщин и чернокожих было запрещено. Однако в XX веке правила приёма стали более демократичными, и цвет кожи перестал играть значимую роль. В 1991 году ушёл в прошлое гендерный барьер[11], и членом ордена впервые стала женщина[
О том, как проходят заседания общества и инициация новых членов, ничего не известно. Существует несколько слухов, например о том, что члены общества проходят на выпускном курсе университета через исповедальные ритуалы, или что претенденты на членство должны совершить некий проступок «во имя братства». В 2000—2001 годах американский журналист Рон Розенбаум и его помощники смогли записать с помощью скрытой инфракрасной камеры весь ритуал инициации[13]. Оказалось, что процедура ничем не отличается от других подобных инфантильных обрядов. В процессе инициации новички должны были поцеловать череп, в то время как члены общества выкрикивали различные непристойности.
7 Бильдербергская группа
неофициальная ежегодная конференция, состоящая примерно из 400 участников, большая часть которых являются влиятельными людьми в области политики, бизнеса и банковского дела, а также главами ведущих западных СМИ. Вход на конференцию возможен только по личным приглашениям.
Актив клуба объединяет 383 человека, из них 128, или одна треть, — американцы, а остальные — европейцы и азиаты (японцы, корейцы, сингапурцы).[1] Конференция предоставляет неофициальную, непринуждённую обстановку, в условиях которой те, кто оказывает влияние на национальную политику и международные дела, могут поближе познакомиться друг с другом и обсудить общие проблемы без взятия обязательств. После каждой конференции готовится неофициальный отчёт о встрече, распространяемый исключительно среди прошлых и нынешних участников. В отчёте докладчики обозначены только по своей стране. Международный оргкомитет каждый год обычно отбирает разных делегатов.
Согласно некоторым конспирологическим теориям, Бильдербергский клуб тайно управляет миром.
8. Южное общество декабристов
Руководители Южного общества стремились объединиться с Северным обществом декабристов, однако это объединение в итоге так и не состоялось[
1]. Весной 1824 года Пестель вёл переговоры в Санкт-Петербурге с руководством Северного общества, но ему не удалось склонить к объединению на основе Русской правды, хоть северные декабристы готовы были принять республиканский принцип, а Пестель — идею Учредительного собрания вместо диктатуры Временного верховного правления. Была достигнута договоренность об общности действий в случае начала восстания и о созыве в 1826 объединительного съезда. В 1823-25 велись переговоры Южного общества с польским Патриотическим обществом о возможности совместного выступления против царизма.
Выступление, намеченное на лето 1826 года, было ускорено смертью Александра I. Обстановка «междуцарствия» и угроза разоблачения заставили декабристов перенести восстание сначала на 1 января (по старому стилю) 1826 года, а затем — на 14 декабря 1825 года.
13 декабря 1825 года был арестован Пестель, а несколько позже — и Юшневский. После поражения восстания в Петербурге Южное общество организовало восстание Черниговского полка, которое, однако, также было быстро разгромлено. После этого Южное общество окончательно прекратило своё существование, его члены предстали перед судом.
9. Сыны свободы (Американская революция)
революционная американская организация, боровшаяся за самоопределение североамериканских колоний[1]. Основана в 1765 году Сэмюэлем Адамсом[2]. Одной из акций «Сынов свободы» стало Бостонское чаепитие.
В соответствии с давней традицией в американских городах существуют неформальные группы людей, объединяющиеся для того, чтобы совместно оказывать политическое влияние на местные органы самоуправления. В Бостоне второй половины XVIII известны по меньшей мере две такие группы: «Девять лояльных» и «Клуб бостонского комитета», «политическая организация купцов, ремесленников, нескольких адвокатов и врачей»[4]. К 1765 г. они объединились на почве оппозиции акту о гербовом сборе и другим решениям британского правительства, непопулярным в колониях.
Массовой базой революционных организаций были ремесленники, мастеровые, плотники, столяры, печатники, кораблестроители, чеканщики, конопатчики, канатчики, каменщики, матросы и др. Руководителями были по большей части торговцы и ремесленные мастера. Эти люди не имели избирательных прав, поэтому прибегали к радикальным методам для влияния на власть. Члены организации носили на груди медаль с изображением дерева свободы. У них был собственный флaг[9], полосы нa флaге символизировaли количество присоединившихся колоний к оргaнизaции.
«Сыны свободы» боролись против колониальных властей, осуществляли бойкот английских товаров, противодействовали размещению и переброске британских войск[6]. Боролись за предоставление избирательных прав рабочим и за тайное голосование. Активно содействовали проведению 1-го Континентального конгресса (1774), сыгравшего важную роль в объединении колоний для борьбы за независимость. Добивались от консервативных богатых купцов соглашения о совместных действиях, что позволяло проводить более последовательную революционную политику[6].
«Сыны свободы» организовывали акции протеста, подавали петиции властям, а также прибегали к открытым насильственным действиям против британских властей (поджоги, нападения на чиновников)[7].
Организовывали бойкот английских товаров. Нарушителей бойкота они вымазывали смолой и валяли в перьях. Саботаж против англичан зачастую лишал бойкотистов заработка, но это не останавливало их: например, когда в 1768 году в Бостоне были расквартированы британские войска, плотники и каменщики отказались строить для них казармы даже за повышенную плату, хотя не имели в то время иной работы. Бостонцев поддержали и нью-йоркские рабочие, которых власти пытались привлечь к этому строительству.
Фактически им также удалось сорвать введение гербового сбора в колониях. В марте 1776 года, после отмены закона о гербовом сборе, организация «Сыны свободы» самораспустилась. Однако члены организации и в дальнейшем боролись против произвола колониальных властей, используя легальные и нелегальные методы.
Самыми известными членами этого немецкого оккультного и политического тайного общества являлись Рудольф Гесс, Артур Розенберг и даже по слухам сам Адольф Гитлер. Если многие тайные организации лишь подозреваются в своих скрытых мотивах, то в случае с Обществом Туле все оказалось доказанным.
Сразу же после окончания Первой мировой войны в Германии была неофициально создана эта организация. Первоначальные масонские идеи быстро сменились оккультными, со временем организация стала продвигать идеологию превосходства арийской расы. Это воплотилось в расистский подход к евреям и другим меньшинствам. Со временем тайное общество могло похвастаться несколькими тысячами своих членов, выпускалась даже собственная пропагандистская газета. В 1919 году члены Общества Туле организовали политическую организацию «Немецкая рабочая партия». Позже её членом стал молодой Адольф Гитлер, а сама она трансформировалась в национал-социалистическую немецкую партию, породив нацизм.
Сами члены Общества Туле еще задолго до появления нацизма принимали участие в странной деятельности. Они увлеченно пытались найти истоки арийской расы, ища их в мифической земле Туле. Согласно легендам мифическая земля с развитой цивилизацией существовала где-то в районе Северного полюса, а Исландия — всё, что осталась от ушедшей под воду земли. Вокруг Общества Туле существует множество теорий заговоров. Хотя организация и была запрещена Гитлером, говорят, что именно она передала ему магические секреты власти и успешных публичных выступлений.
StarLife TV
great news
Масоны — Масонский Орден
Масоны утверждают, что существует древняя связь, восходящая к Адаму и Еве. Они утверждают, что фиговые листья были символом фартуков, которые носят во время церемоний посвящения. Также они утверждают, что масоны построили Храм Соломона и Вавилонскую башню.
Также известен как «Орден древних, свободных и признанных масонов, символическое ремесло, ремесленное масонство».
Истинное происхождение
История ложи восходит к Лондону, Англия, в 1717 году. Считается, что конституцию создал Джеймс Андерсон.
В 1717 году Андерсон вместе с Джорджем Пейном и Теофолипсом Дезагулером собрались вместе, чтобы сформировать первую Великую Ложу. Говорят, что ложа родилась в таверне! Хорошее место для создания благочестивой организации, не так ли?
Масоны прибывают в Америку!
В 1800-х годах человек по имени Уильям Морган выступил против масонов и начал раздавать антимасонские трактаты, рассказывающие о секретах и ритуалах. Он исчез в 1826 году, и больше о нем никто не слышал. Хммммм!
Масоны также являются частью Нового мирового порядка. Они служат инструментом вербовки, чтобы скрыть действия сатанинских лидеров.
Теперь давайте посмотрим на Альберта Пайка. Информация из трех мировых войн
Об Альберте Пайке Альберт Пайк родился 29 декабря 1809 года в Бостоне и был старшим из шести детей Бенджамина и Сары Эндрюс Пайк. Он учился в Гарварде, а затем служил бригадным генералом в армии Конфедерации. После гражданской войны Пайк был признан виновным в государственной измене и заключен в тюрьму, но 22 апреля 1866 года его помиловал коллега-масонский президент Эндрю Джонсон, который встретился с ним на следующий день в Белом доме. 20 июня 1867 года должностные лица шотландского обряда присвоили Джонсону 4–32 степени масонства, а позже он отправился в Бостон, чтобы посвятить масонский храм.
Пайк считался гением, способным читать и писать на 16 разных языках, хотя я нигде не могу найти записи о том, что это были за языки. Кроме того, его широко обвиняют в плагиате, так что будьте осторожны. На разных этапах его жизни мы были поэтом, философом, пограничником, солдатом, гуманитарным деятелем и филантропом. Масон 33-й степени, он был одним из отцов-основателей и главой Древнего принятого шотландского обряда масонства, будучи главнокомандующим североамериканского масонства с 1859 года и сохранял эту должность до своей смерти в 1891 году. В 1869 году он был высший лидер Рыцарей Ку-клукс-клана.
Пайк был преемником Лонга, и он изменил название Ордена на Новый и реформатский палладианский обряд (или реформатский палладий).
Орден содержал две степени:
Правой рукой Пайка был Филеас Вальдер из Швейцарии, бывший лютеранский священник, масонский лидер, оккультист и спиритуалист. Пайк также тесно сотрудничал с Джузеппе Мадзини из Италии (1805-1872), который был масоном 33-й степени, который стал главой иллюминатов в 1834 году и который основал мафию в 1860 году. Вместе с Мадзини, лорд Генри Пальмерстон из Англии (1784 — н. 1865 г., масон 33-й степени) и Отто фон Бисмарка из Германии (1815-1898 гг., Масон 33-й степени) Альберт Пайк намеревался использовать Палладианский обряд для создания сатанинской зонтичной группы, которая объединила бы все масонские группы вместе.
Львиная лапа
Важной формой, встречающейся у масонов, является «Львиная лапа», или захват, образованный при помощи пальцев в форме кошачьей лапы. Эта хватка и связанная с ней ссылка на Льва из колена Иуды имеет значение в нескольких отношениях, как легендарных, так и аллегорических. Его послание о переходе и вечной жизни — важная часть Третьей Степени.
Как символ, лев был излюбленным предметом до христианской эры, а также в средние века. В результате в масонстве возникает некоторая путаница относительно его символики. Лев во все времена считался символом силы и суверенитета. «Царь зверей», чей могучий рев внушал страх всем сердцам, был известен и уважался многими древними культурами. Львиная голова и грива были размещены на многих египетских иероглифах, идолах и знаменитом Сфинксе, признавая это животное правителем животного царства. Обладание «львиным сердцем» считалось и остается признанием силы и характера. Средневековые рыцари украшали свои щиты и гербы изображениями львов, львиных голов, грив и лап. Ричард, Сердце Льва, и его знаменитый щит из трех львов хорошо задокументированы.
В качестве символа евреи иногда использовали льва как эмблему колена Иуды, поскольку они ожидали, что Мессия произойдет из этого колена. Это упоминание перенесено в христианство, где Лев из колена Иудина относится к Иисусу Христу, Мессии. Для древнего ремесла этот символизм проявился в смерти и воскресении человека к жизни. Легенда гласит, что львенок родился мертвым и ожил благодаря рыку своего отца. Таким образом, ссылка на льва может быть применена к Мессии, который принес жизнь и свет бессмертия коленам Израиля через рев Слова Божьего.
Масон знакомится с символикой львиной лапы во время получения степени магистра масонов во время изображения легенды о Хираме, где говорится о духовном воскресении и бессмертии. Таким образом масоны хотят стать бессмертными!
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Масонство никогда не было чем-то статичным и неизменным. Возникнув в одном виде, в разные времена в разных странах оно постоянно видоизменялось. По этой причине, любые попытки дать масонству одно конкретное определение неминуемо обречены на провал.
Масонство возникло в Англии в начале 18-го века и задумывалось как тайное философское объединение, члены которого должны заниматься самосовершенствованием и работой на благо общества. Таковым оно пробыло недолго и очень скоро стало вырождаться в политическое течение. Этот процесс прослеживается и на примере Российской империи.
Кто такие масоны и как их понимать
Период до 18-го века в истории масонства рассматривается как доисторический. Он связан с братствами реальных каменщиков, известных в Англии с 14-го века. Отсюда все символы масонов — угольник, молоток, циркуль и так далее, а также три традиционные масонские степени: мастер, подмастерье и ученик. Ложами у каменщиков назывались рабочие помещения.
Гравюра с изображением масонских символов
В 1717 году в Лондоне четыре масонских ложи «нового образца» объединились и создали Объединённую великую ложу Англии. Так и образовалось масонство в классическом его понимании. Спустя пятнадцать лет англичане привезли масонство во Францию, которая со временем стала вторым центром вольного каменщичества в Европе.
Объединённая великая ложа Англии, Лондон
Изначально масонство задумывалось как морально-нравственное течение. Согласно основополагающему масонскому документу – Книге уставов Джеймса Андерсона, изданной в 1723 году в Англии – каждый масон обязан верить в бога и стремиться к нравственному самосовершенствованию, по кирпичику воздвигая свой духовный храм. Это аллюзия на праотцов-каменщиков, которые тоже воздвигали храмы, но реальные.
Философствованиями их деятельность не заканчивалась. В основе классического масонства также лежит культ труда на благо общества: масонские ложи должны заниматься просветительской деятельностью и благотворительностью.
Бога масоны признавали, но только как создателя вселенной. Жизнь человека, по их мнению, от бога не зависит – каждый человек сам творит свою судьбу. Из-за этого масоны часто конфликтовали с католической церковью.
Нельзя представить масонство без обрядности. Загадочные и порой ужасающие ритуалы проводились масонами регулярно, особенно по случаю принятия в свои ряды нового «брата» или перехода члена ложи из одной степени в другую. Со стороны это походило на театрализованные представления.
Классическое масонство мыслилось как движение аполитичное, споры на политические темы в ложах запрещались. Однако таковым оно осталось только на своей родине – в Англии, где к моменту возникновения масонства уже существовал «пакет» гражданских прав и свобод, а также конституционный строй.
В то же время в большинстве стран континентальной Европы действовали абсолютистские режимы, поэтому там масонские организации стали постепенно вырождаться в политические организации – Франция яркий тому пример. Та же тенденция характерна и для масонов Российской империи, перенимавших опыт зарубежных товарищей.
Появление и развитие масонства в России
В 1698 году будущий российский император Пётр Первый вернулся из Великого посольства в Европу. Согласно английскому преданию, по приезде воодушевлённый Пётр Алексеевич стал активно внедрять у себя на родине европейские обычаи, начав с учреждения в России масонства. Самого его, по легенде, приняли в ряды вольных каменщиков в Англии.
Пётр Первый в Голландии во время Великого посольства
Документальных подтверждений этой красивой версии нет. Первые реальные упоминания о существовании масонства в России относятся к 1731 году, когда Великая Лондонская ложа направила в Россию мастера Джона Филипса для учреждения здесь масонства.
Но организованные Филипсом «русские» ложи таковыми назвать сложно, так как входили в них одни иностранцы. Русские дворяне стали вступать в масонские ложи только в следующем десятилетии.
Императрица Елизавета Петровна, правившая с 1741 по 1762 годы, хоть и относилась к масонам негативно, но не преследовала их. О количестве лож в России в этот период, как и о конкретных примерах влияния масонов на политику, точных сведений нет.
Точно известно о соблюдении русскими масонами середины 18-го столетия обрядов, характерных для классического европейского масонства. Современник Елизаветы Петровны Адам Васильевич Олсуфьев описывал довольно сложный ритуал принятия в одну из лож, устроенную по французскому образцу. В нём фигурировали черепа, сабли, заряженные мушкеты, циркули – как и положено, устраивался целый спектакль.
Сменивший Елизавету на императорском престоле Пётр Третий, судя по всему, сам являлся масоном и покровительствовал своим «братьям»: петербургской ложе Постоянства он подарил целый дом. Тем не менее, многие масоны Петра недолюбливали и участвовали в организации государственного переворота против него (среди них, например, тогдашний фаворит Екатерины Второй граф Григорий Орлов).
Так, черты политизированности русского масонства можно проследить уже во второй половине 18-го века во времена правления Петра Третьего.
На время царствования Екатерины Великой, длившегося с 1762 по 1796 годы, приходится расцвет русского масонства. Ложи самых разных систем (английской, немецкой, французской) возникали с огромной скоростью, переманивая друг у друга адептов и конфликтуя между собой.
Масонство входило в моду, поэтому в ряды вольных каменщиков пробирались «случайные пассажиры», равнодушно относящиеся к масонским ценностям. Многие из них позже признавались, что вступали в ложу из интереса или ради полезных знакомств.
Заседания английских лож, организованных влиятельным в 1760-1770-е годы масоном Иваном Перфильевичем Елагиным, с виду напоминали скорее торжественные пиры или балы, где все напивались и «несогласным воплем непотребные ревели песни».
Великий мастер Провинциальной великой ложи в Санкт-Петербурге Иван Перфильевич Елагин
Вторым столпом русского масонства екатерининской эпохи являлся Николай Иванович Новиков, лидер московских масонов 1780-х годов. Прежде всего, Новиков известен как издатель сатирических журналов, высмеивающих пороки самодержавия и крепостного права.
Новиковское масонство являлось полной противоположностью елагинского. Его ложи занимались благотворительностью, организовывали учительские семинарии, содержали школы, открывали библиотеки. То есть, следовали заветам классического английского масонства начала 18-го века.
Екатерина Великая к такой самодеятельности относилась скептически. В 1780 году она опубликовала своё произведение «Тайна противо-нелепого общества», в котором высмеивались все масонские обряды и ритуалы. Спустя шесть лет из-под пера императрицы вышли три комедии – «Обманщик», «Обольщённый» и «Шаман Сибирский», в которых масоны выставлялись в невыгодном свете.
Лидер московских масонов Николай Иванович Новиков
Гонения на вольных каменщиков в России завершились 1 августа 1792 года, когда указом Екатерины Второй масонство в России было фактически запрещено. Новиков и его ближайшие соратники оказались в тюрьме.
Причин столь жёсткого отношения Екатерины к масонству было несколько:
— Московские масоны во главе с Новиковым активно контактировали с наследником престола Павлом Петровичем – сыном Екатерины и по совместительству её главным врагом. У императрицы были все основания подозревать, что масоны готовят государственный переворот;
— Екатерина испытывала личную неприязнь к оппозиционеру Новикову из-за его иронических выпадов против императорской власти;
— В самом разгаре была Великая Французская революция, активное участие в которой принимали масоны и члены других тайных обществ. Императрица боялась, что то же может постичь Россию.
Александр Первый, правивший в первой четверти 19-го века, поначалу относился к масонам благосклонно, поэтому те начали выбираться из подполья. В 1817-1822 годах масонами стали Пушкин, Чаадаев и Грибоедов.
Ряды вольных каменщиков при Александре Первом пополняли и многие будущие декабристы. Исследователи предполагают, что браться Муравьёвы-Апостолы, Рылеев и Пестель – лидеры декабристского движения – хотели использовать масонские ложи как плацдарм для подготовки антиправительственного восстания.
В 1822 году, после недолгой «оттепели», Александр Первый повторно запретил масонство в России в связи с растущими среди них оппозиционными настроениями. Сильно повлияли на его решение революционные события в Италии в 1820-х годах: император знал, что ячейки итальянских карбонариев (революционеров) строились по образцу масонских лож.
В конце 18-го – первой четверти 19-го века русское масонство хоть и сохраняло традиционные черты (ритуальность, занятие просветительской деятельностью, благотворительность и так далее), но сильно политизировалось, отойдя от заветов праотцов.
После запрета масонство в России впало в спячку. Отдельные ложи продолжали существовать, но глубоко в подполье, а последнее известное ритуальное посвящение относится к 1850 году. Казалось, дело Новикова и его предшественников забылось навсегда.
В это же время западное масонство жило и видоизменялось, постепенно всё больше втягиваясь в политическую борьбу. Особенно в этом преуспели ложи Франции: в период французской революции 1848 года масоны открыто демонстрировали поддержку радикалам.
В 1870-х годах лидеры Великого востока Франции – центральной масонской организации Франции – исключили из своей конституции упоминания о Великом Архитекторе Вселенной. Спустя семь лет в масонские ложи стали принимать атеистов. Всё это шло наперекор классической модели масонства, в основе которой лежало признание Бога как создателя вселенной.
Позже во французских ложах сняли запрет на обсуждение политических вопросов – ещё одна пощёчина традиционному масонству. В ответ на такую наглость Объединённая великая ложа Англии – праматерь мирового вольного каменщичества – объявила, что Великий восток Франции более не может считаться истинно масонской организацией.
Пока российские императоры решительно отказывались делить с кем-либо единоличную власть, европейские правительства работали с вольными каменщиками бок о бок. Председатель Совета министров Франции Луи Комб в начале 20-го века использовал масонские ложи как государственные органы для сбора необходимой информации.
В конце 19-го – начале 20-го века русские интеллигенты, гонимые на родине, всё чаще стали вступать в ложи Великого востока Франции. По своим политическим взглядам многие из них являлись либералами и выступали за установление в России конституционной монархии.
Лицами русского масонства за рубежом стали изобретатель Павел Николаевич Яблочков и профессор Максим Максимович Ковалевский. Яблочков в 1887 году открыл в Париже первую русскую эмигрантскую масонскую ложу «Космос». Ковалевский спустя 14 лет организовал на её основе Русскую высшую школу общественных наук, просуществовавшую до 1904 года.
Целью школы стало повышение политической грамотности её учеников, а также подготовка новых масонских кадров для скорого «десанта» в Россию – долго засиживаться заграницей Ковалевский не намеревался. Период с 1887 по 1906 годы стал для русских масонов подготовительным. В это время они набирались опыта политической работы у французских единомышленников, чтобы потом перенести его на русскую почву.
Один из лидеров русского масонства начала 20-го века Максим Максимович Ковалевский
В связи с нарастанием революции, 17 октября 1905 года Николай Второй издал Высочайший манифест, который, помимо прочего, провозгласил право на существование собраний и союзов в России. Это развязало масонам руки, и уже в январе следующего года Ковалевский получил у лидеров Великого востока Франции разрешение на создание масонских лож в России.
В 1906 году масонство в Российской империи пробудилось после долгого сна. Ориентиром для него стало западноевропейское вольное каменщичество, которое зиждилось на идее активного участия в политической жизни и почти полностью игнорировало традиционные масонские ценности.
«Масоны должны проникать во все отрасли государственной жизни и незаметно для самого правительства сдвинуть жизнь со стоячего болота. На масонство я смотрел как на единственное средство объединить людей разных лагерей, конечно, прогрессивных.»
Давид Осипович Бебутов, один из первых русских масонов 20-го века
Хотя формально к 1906 году масоны имели полное право на существование, каждая новая ложа глубоко конспирировалась. Уход в подполье стал требованием здравого смысла – власть, ещё не оправившаяся от революционного 1905 года, везде видела заговорщиков. Масонов это касалось особо: на примере Франции император прекрасно знал, на что они могут быть способны.
Активное привлечение новых членов в ложи началось лишь к декабрю 1906 года, после роспуска первой Государственной думы. Тогда же сформировалась основная идея, которая легла в основу русской масонской организации.
Государственная дума Российской империи I созыва – первый представительный орган власти в России, просуществовавший 72 дня, с 27 апреля по 9 июля 1906 года. В её состав входило более 450 депутатов, 11 из которых являлись масонами.
Масонский Орден в России должен был стать внепартийной платформой прогрессивных оппозиционных сил. На собраниях её члены обсуждали бы насущные политические проблемы и находили точки соприкосновения, забыв о своей партийной принадлежности.
Лидеры русско масонства хотели объединить разобщённый левый лагерь, который нуждался в единой организации. Члены масонских лож в России принадлежали к самым разным оппозиционным партиям, начиная от конституционных демократов и заканчивая социалистами.
В 1910 году ряды русских масонов, и без того немногочисленные (число вольных каменщиков в 1906-1910 годах в России не превышало 100 человек), поредели ещё больше. Это было связано с желанием лидеров русского масонства избавиться от протектората Франции и существовать отдельно.
К 1912 году самостоятельное русское масонское объединение окончательно сложилось и получило название Великий восток народов России. Его первым лидером стал российский политический деятель Николай Виссарионович Некрасов. Качественно новые ложи ничем не отличались от старых. Общего с масонством у них оставалось всё меньше.
Первый генеральный секретарь Верховного совета Великого востока народов России Николай Виссарионович Некрасов
Масонскую систему степеней фактически ликвидировали – в Великом востоке народов России осталось лишь две из них: ученик и мастер. Характерная для классических масонов система нравственного совершенствования и духовного развития отошла на второй план – речь о философии и религии на заседаниях лож заходила крайне редко, всё время занимали бесконечные беседы о высокой политике.
Претерпел изменения и процесс приёма в масонство. Ритуал оставался, но в крайне упрощённом виде: кандидат проходил небольшой письменный опрос, после чего (если члены ложи оставались удовлетворены результатом опроса) ему завязывали глаза и проводили в общую комнату. В ней присутствовали все «братья», которые и объявляли новичку радостную новость, поочерёдно его целуя.
Фартуки, циркуль с наугольником, другая традиционная масонская атрибутика – всё это ушло в прошлое, обрядовую сторону русские масоны свели на нет. То же прослеживалось и в западноевропейском масонстве, особенно французском, однако «новые» русские ушли в этом плане намного дальше своих зарубежных коллег.
Приём в Верховный совет – руководящий орган Великого востока народов России – обходился вообще без каких-либо ритуалов. Не подразумевала их и работа совета.
Ложами русские масоны называли обычные частные квартиры. В них проходили заседания, которые также не имели ничего общего с привычным масонством: 7-10 человек в лёгкой и непринуждённой обстановке общались на общественно-политические темы. Разве что называли друг друга «братьями» и обращались на «ты», а в остальном – обычный подпольный политический кружок.
Заседания лож проводились примерно раз в неделю. Они начинались с объявления политических новостей и сообщений о внутренней жизни тех партий, члены которых присутствовали на собрании. После следовал обмен мнениями по насущным вопросам. Масоны, по совместительству являвшиеся депутатами Государственной думы, обсуждали думскую повестку и пытались прийти к компромиссу.
Государственная дума четвёртого созыва действовала с 1912 по 1917 годы. В ней числилось по меньшей мере 23 масона. Все они состояли в думской масонской ложе «Розы».
Разговорами всё и заканчивалось, так как никаких решений ложи не выносили и своих членов ни к чему не обязывали. Коллективное обсуждение и взаимное убеждение – всё, чем ограничивалась работа масонских лож.
В русском масонстве начала 20-го века от масонства осталось только название. На смену просветительской деятельности в народе пришло полное бездействие, а разговоры о философии и религии сменились бесконечной демагогией на политические темы.
Постепенно политизирующееся ещё со времён правления Петра Третьего, в начале прошлого столетия русское масонство окончательно превратилось в подпольную политическую организацию, которая не имела с классическим вольным каменщичеством ничего общего.
Февральская революция – масонский заговор?
Разговоры о политике закономерно приводили к возгласам о необходимости поднять народ на революцию или совершить политический переворот. Особенно часто вопросы тактического характера поднимались накануне и с началом Первой мировой войны в Верховном совете Великого востока народов России, не говоря уже о провинциальных ложах.
Многие члены Совета, с нескрываемым презрением относившиеся к деспотической власти монарха, на деле боялись «бессмысленного и беспощадного русского бунта». Член Верховного совета с 1912 по 1917 годы, меньшевик Александр Гальперн утверждал, что «политического заговора, как сознательно поставленной цели, в программе нашей работы не было».
О конкретных революционных мероприятиях вопросы в Верховном совете даже не ставились, хотя осторожные разговоры на эту тему велись. Сторонниками переворота являлись влиятельные масоны Николай Некрасов и Сергей Мстиславский, но даже они не стремились закрепить свою точку зрения как основную.
Авангард русского масонства составляли левые либералы из кадетов и прогрессистов, которые в принципе не приветствовали революционные методы борьбы. Особо радикальные масоны-социалисты придерживались противоположного мнения, однако в ответ слышали лишь то, что «в цели Великого востока народов России насильственная смена власти не входит».
«На первом плане были вопросы высокой политики. Я помню, мы обсуждали вопросы о границах будущей Польши… проблему Константинополя, Дарданелл и прочее. И когда я попытался обратиться к нашему внутреннему положению, к настроению трудового народа, к тому, что ожидает нас после окончания войны, то меня просто замолчали. Нам неоднократно внушали, что революционная работа не наше дело, что мы — организация надпартийная.»
Лев Чермак, масон, член партии социалистов-революционеров
Социалист Николай Чхеидзе также вспоминал, что умы думских масонов в 1912-1915 годах занимало скорее согласование партийных интересов и достижение компромиссов, нежели обсуждение реальных планов по свержению императора. Однако осенью 1915 года положение стало меняться: неудачи русской армии в этот период привели к радикализации Верховного совета Великого востока народов России.
Если раньше масонская организация принимала оппозиционеров, но не ставила цели насильственной революционной смены режима, а скорее рассчитывала перестроить существующую государственную машину путем проникновения в её звенья, то теперь она прямо ориентировалась на ту или иную форму переворота.
Современники вспоминали, что в это время член Верховного совета Александр Фёдорович Керенский, ставший масоном ещё в 1912 году, предпринимал агитационные поездки в провинцию. Организовывались сборы денег на нужды переворота. Тем не менее, когда той же осенью 1915 года уже упомянутый Мстиславский предложил лидерам русского масонства организовать покушение на жизнь царя, те отнеслись к этой инициативе отрицательно.
Масон и последний председатель Временного правительства Александр Фёдорович Керенский
Затем последовал решительный протест украинских масонов, доля которых в общем масонском движении Российской империи была достаточно велика. Не включала заговорщических планов и резолюция Всероссийского съезда представителей масонских лож в 1916 году.
Идея государственного переворота хоть и захватила умы лидеров русского масонства, но только на время. К 1916 году центр заговора переместился к оппозиционной группе генерала Александра Крымова и лидера партии октябристов Александра Гучкова. Убедительных доказательств того, что они являлись масонами, нет.
В индивидуальном порядке (то есть не от лица масонской организации) Гучкова поддерживал ярый сторонник идей переворота Николай Некрасов. В апреле 1917 года они планировали организовать захват царского поезда, чтобы заставить Николая Второго отречься от престола в пользу сына. Однако Февральская революция помешала их планам осуществиться.
Революция застала нас врасплох. Растерянность среди нас была вначале просто фантастической.
Сразу после революции был образован Временный комитет Государственный думы, на основе которого чуть позже сформировалось Временное правительство. Среди его членов числилось всего три масона – Александр Керенский, Николай Некрасов и Александр Коновалов – которые пытались (и порой успешно) назначать на административные посты своих братьев.
Этот факт зачастую используется как доказательство того, что Февральская революция стала результатом масонского заговора, однако остальные восемь деятелей революции, также входившие в состав Временного комитета и Временного правительства, масонами не являлись.
Очевидно, что Февральская революция не являлась результатом организованного масонского заговора. Многие члены масонских лож выступали за идею государственного переворота и даже обсуждали её с не-масонами, но централизованного масонского заговора это не подразумевало.
Впрочем, даже если представить, что события февраля 1917 года и правда спланировал «тайный масонский центр», перед нами предстаёт обыкновенный пример свержения власти законспирированной подпольной группировкой революционеров, называющих себя масонами.
[ источники ]
Источники:
Основные источники статьи: