Массовая культура это все таки лучше чем массовое бескультурье эссе
zotych7
zotych7
Хотя и не без ужасов, конечно.
Еще несколько выписок, чтобы передать обаяние этого вроде бы не своего, не авторского текста:
Э. Юнгер на фронте спросил пленного (советского) офицера: «Как вы относитесь к советскому режиму?» Тот ответил: «Такие вопросы с посторонними не обсуждают».
Когда в МГУ приезжал Якобсон, Ахманова из тревожной осторожности представила его: «Американский профессор Джекобсон». Якобсон начал: «Собственно, меня зовут Роман Осипович Якобсон, но моя американская кухарка, точно, зовет меня мистер Джекобсон».
Когда военнопоселенский архитектор попросил выплатить ему жалованье договорное, а не урезанное, Аракчеев сказал ему: брось ты эту вольтеровщину и будь истинным христианином.
Это мировоззрение прояснилось для меня, когда встретилась такая запись о Константине Леонтьеве:
Я повторил сейчас в общем то, что задолго до меня и гораздо лучше было сказано в знаменитой статье Синявского-Терца «Что такое социалистический реализм». Уверен, что подобные аргументы приходилось не раз выслушивать Михаилу Гаспарову; из книги видно, что нечто в таком плане мог говорить ему Аверинцев, что не удивительно в отчетливом шпенглерианце. Однажды зашла речь об истоках устной словесной культуры в античной Греции. Гаспаров сказал: у греков были не нынешние книги, а свитки, которые нужно держать обеими руками, поэтому записывать было неудобно, приходилось многое запоминать наизусть. Аверинцев воскликнул: «Но ведь есть же такое явление, как дух времени!»
Гаспаров вообще любит роль адвоката дьявола, как сам в этом признается. Отсюда и подобный редуктивизм, вообще его подчеркнутый демократический антиэстетизм. Все это мотивируется строгой научностью, подчас даже шокирующей его коллег, как в том случае, например, когда Гаспаров провел стиховедческое исследование некоего 3-иктного дольника на примерах от Блока до Игоря Кобзева. Кто такой Игорь Кобзев, я не знаю; думаю, что и никто не знает, кроме Гаспарова.
Вот очень показательное его высказывание:
В одном из автобиографических фрагментов, включенных в книгу «Записи и выписки», автор (М.Л.Гаспаров) пишет:
Но тогда особенно интересны и, так сказать, обязывающи другие его слова, многократно повторенные и возведенные в ранг некоего кредо: о допустимости и даже необходимости этих самых субкультур, различных вариантов все того же масскульта. Мы такие слова уже слышали, но вот еще и еще:
На одну анкету, спрашивавшую, когда и где он бы выбрал жить и работать, Гаспаров ответил:
Эссе по обществознанию на тему массовая культура
В. О. Ключевский пишет: «Популярное искусство ценно не по пользе, которую оно приносит, а по вреду, от которого спасает, доставляя грубое развлечение». В этом высказывании затрагивается проблема роли и влияния массовой культуры, значение которой в современном мире очень велико ввиду развития телевидения, интернет-технологий, книгопечатания и других средств, позволяющих распространять информацию быстро и в больших объемах. Автор предложенной цитаты отмечает, что массовая культура несёт в себе важную функцию — релаксационную, хотя и несколько принижает её ценность как искусства. Я согласен с автором высказывания, хотя и не во всём.
Так, массовая культура — культура, созданная профессионалами, для широкой аудитории. Ориентированность на большой круг лиц говорит о том, что масскульт способствует стандартизации и унификации. Человеку становится всё сложнее и сложнее делать выбор, поскольку он становится меньше. Может меняться форма популярного искусства, однако его содержание, как правило, отличается однообразием. Например, из года в год в кинотеатрах наиболее кассовыми фильмами становятся киноленты про супер-героев. ТВ-аудитория же предпочитает talk-шоу и юмористические передачи. Любители книг всё чаще покупают фантастику и другую популярную литературу, не прочитав даже самые монументальные классические произведения. Именно таким образом и подавляется индивидуальность человека.
Кроме того, важно отметить, что унификация и стандартизация, подавление индивидуальности человека — это отличные условия для внушения чего-либо. Этим могут воспользоваться недобросовестные политики и маркетологи, которым с развитием масскульта всё легче навязать желание купить ненужный или некачественный товар. Многие СМИ стараются избегать манипуляцию и дезинформацию своих читателей и зрителей. Но существуют и те, кто не хочет нести ответственность за то, что предлагается аудитории. Так, самая большая в мире социальная сеть Facebook недавно понесла большие репутационные потери из-за того, что немаленькая часть информации, распространяемая пользователями, оказалась недостоверной. Высказывались даже предположения, что недобросовестные рекламодатели могли повлиять таким образом на результаты выборов в США. Вспомним и то, что тоталитарные режимы тоже опираются на популярное искусство, подстраивая его под свою идеологию. Выходит, что с помощью масскульта можно манипулировать людьми.
С другой стороны, массовая культура не всегда примитивна и однообразна. Необходимо учитывать, что нельзя чётко разграничить различные типы культур. Массовая культура может проявляться, как и элитарная (но не переходя в неё, в той или иной степени сохраняя свои отличительные характеристики). Например, можно вспомнить многие фильмы советского кинематографа, которые считаются до сих пор одними из лучших. Работы же известного уличного художника Бэнкси, обращающие внимание на такие глобальные проблемы, как загрязнение окружающей среды, продаются на аукционах за огромные суммы. Кроме того, текста музыки жанра рэп теперь становится сложнее отличить от стихотворений классиков: альбом «Горгород» популярного русского репера номинировался на литературную премию как антиутопия. Таким образом, массовая культура способна доступным языком донести до большой аудитории далеко не примитивный информационный продукт.
Помимо этого, важно заметить, что постиндустриальное общество недаром называют информационным: мы практически постоянно учимся, что-нибудь читаем, смотрим, изучаем, пишем, слушаем. Это просто необходимо в современном мире. Масскульт же, как правило, можно потреблять пассивно, он не требует от аудитории большой отдачи и помогает просто отдохнуть и расслабиться. Именно в релаксационной функции В. О. Ключевский видит пользу популярного искусства, и с ним трудно не согласиться.
Таким образом, массовая культура имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, она подавляет индивидуальность человека, с её помощью легко манипулировать людьми, порою она примитивна. С другой же стороны, популярное искусство позволяет расслабиться, с его помощью немаленькое количество работ доносят до аудитории остроумные мысли. Выходит, что для масскульта свойственен такой дуализм, который, скорее всего, можно преодолеть только ответственным отношением к производству и потреблению информации.
Массовая культура: понятие, примеры из жизни, признаки, виды
Что такое массовая культура?
Массовая культура — культура быта, развлечений и информации, ориентированная на максимально широкую аудиторию. Она направлена на формирование интереса у подавляющего большинства людей, независимо от социального статуса, профессии или достатка. Это культура обыденной и привычной каждому жизни, которая транслируется по телевидению, через интернет и художественные произведения. Ее содержание базируется на желаниях и потребностях, являющихся обязательными и привычными элементами повседневной жизни для подавляющего большинства людей.
Массовая культура подвержена влиянию главного рыночного условия – спрос формирует предложение. Люди получают то, что хотят увидеть, потрогать, почувствовать. Общественность и широко распространенные идеи оказывают взаимное влияние друг на друга. Основной культурный элемент – коммерция. Зрители готовы заплатить за отвлечение своих мыслей от существующих проблем, получения чего-нибудь незаурядного, создания разнообразия в жизни, развлечений.
Термин «массовая культура» впервые использовал немецкий философ и социолог Макс Хоркхаймер в 1941 году, а так же американский писатель Джон Данн Макдональд в 1944 году. У термина довольно противоречивая природа. Под массовой культурой можно понимать «культуру для всех» и «не совсем культуру». В определении данного понятия делается акцент на широком распространении, наличии общего доступа, легкости изучения и понимания.
Примеры массовой культуры
Массовая культура играет эмоциями людей, влияет на их чувства, эксплуатирует такие темы, как дружба и любовь, вызывает страх. Яркая картинка и современные способы транслирования в совокупности с системным воздействием делают подобный эффект еще сильней. Примеров массовой культуры — бесконечное количество. Рассмотрим популярные и знакомые каждому примеры из современной жизни:
Признаки массовой культуры
Выделим основные признаки массовой культуры, которые отличают её от других видов культуры (элитарной и народной):
Как возникает массовая культура?
Родиной массовой культуры считается Америка, а непосредственным её месторождением и источником распространения считается Голливуд. Он становится местом для формирования и отправки через определенное количество лет молодежных субкультур в Россию, стандартов красоты, определенных ценностей.
Массовая культура – результат становления индустриального общества. Периодом зарождения массовой культуры считается начало XX века. Ее появление можно объяснить следующими факторами:
Почему массовая культура так популярна?
Массовая культура пользуется большой популярностью. Это обусловлено использованием усредненного, универсального языка общения, который понятен человеку любого уровня образования и любой профессии. Кроме того, причина популярности массовой культуры связана с устройством самого человека, речь идёт о некоторой пассивности сознания многих участников общественности, отсутствие у них желания принимать активное духовное, умственное участие процессах социального характера. Вместо этого преобладает желания только лишь потреблять «готовый» продукт культуры. Еще одна причина – наличие желания забыть про обыденные проблемы, рутинную жизнь. Третья причина – поиск понимания, сопереживания своим проблемам со стороны других людей.
Причиной известности массовой культуры можно так же назвать массовизацию жизни в период ХIХ-ХХ веков. Для данного времени характерно повышение роли масс людей в разных жизненных областях. К ним можно отнести экономическую и политическую деятельность, управление. Испанский философ и публицист Ортега-и-Гассет сформулировал следующую трактовку категории «масс»: масса – толпа, представляющая собой в количественно, зрительном отношении большое количество, которое в рамках социологии и принято называть массой. Масса — средний человек. Общественность всегда была подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство – определенное количество значимых лиц. В качестве причины появления формирования массы на Ортега назвал как раз низкое качество культуры.
Плюсы и минусы массовой культуры
Массовая культура – противоречивое и самостоятельное явление. Все действующие сегодня в обществе точки зрения можно условно квалифицировать на 2 группы. Представители первой группы положительно высказываются по поводу роли массовой культуры в общественной жизни, считают, что она:
Ученые считают, что для массовой культуры характерно и отрицательное воздействие. В качестве ее основных минусов можно назвать:
Считается, что противопоставление позитивной и негативной оценок массовой культуры будет неправильным. Разумно предположить, что явление массовой культуры, ее воздействие на общественность не могут быть однозначными, т.к. влияние массовой культуры весьма субъективно. Многое зависит от самого человека — если он способен впитать только лучшее от взаимодействия с массовой культурой, выявив и отбросив негативные аспекты, то влияние будет положительным. Если же человек не стремится к анализу поступающей информации, не обладает критическим мышлением, то вполне возможно, что влияние массовой культуры приведет к деградации личности.
Заключение
Массовая культура – обязательный атрибут общественной жизни. Но ее продукция не является долговечной. С учетом присутствия в ней потребительской культуры она сразу реагирует на возникающий спрос на определенную продукцию. После исчезновения спроса пропадает и продукция, которая была нужна для его удовлетворения.
Массовая культура и общество. Признаки, отличия от элитарной и народной культуры
Определение массовой культуры
Культура в одном из значений — это деятельность людей по созданию, распределению и потреблению духовных ценностей. К культуре относятся литература, искусство, архитектура, устное народное творчество, кино и т.п. Обычно выделяют три формы культуры: массовую, элитарную и народную.
К произведениям массовой культуры относятся:
популярное кино и сериалы, клипы и видеоролики;
средства массовой информации;
Концерт поп-певца Джастина Бибера. Фото: Reuters
Первыми термин «массовая культура» стали использовать в 1940-е годы Марк Хоркхаймер и Дуайт Макдональд. Синоним — поп-культура.
Развитие массовой культуры
Так наряду с народной культурой и элитарной культурой «для богатых и образованных» появилась массовая культура — для всех, кто способен заплатить за доступ к ней небольшие деньги.
В постиндустриальном обществе автоматизация производства и развитие средств связи лишь ускорили эти процессы. Сегодня благодаря интернету и глобализации новые культурные веяния быстро достигают всех уголков Земли. Люди в разных странах смотрят одни и те же фильмы-блокбастеры, читают книги-бестселлеры, слушают одинаковые музыкальные хиты.
Признаки массовой культуры
Произведения массовой культуры создаются профессионалами — так же, как и произведения элитарной. В отличие от народной культуры, авторы известны по именам, не анонимны.
Массовая культура ориентируется не на узкий слой ценителей, а на максимально широкий круг потребителей. Массовая культура демократична.
Масскульт отличается простотой форм и стандартизированностью, его произведения должны быть понятны человеку без специальной подготовки.
Преимущества и недостатки массовой культуры
Уже много десятилетий в философии и социологии ведутся дискуссии о том, чего больше приносит поп-культура — пользы или вреда?
Вот что можно сказать в защиту массовой культуры:
Она отличается демократичностью, доступна каждому.
Напрямую обращается к человеку, учитывает его желания и интересы.
Помогает ориентироваться в современном мире, утверждая простые и понятные представления.
Позволяет человеку расслабиться, снять стресс.
Лучшие ее произведения становятся достижениями «высокой» культуры.
В то же время массовую культуру критикуют за то, что она:
Потакает невзыскательным вкусам, «снижает планку» вместо того, чтобы делать людей лучше.
Ориентирована на пассивное потребление, а не на размышление или творчество.
Подменяет собой реальную жизнь. Насаждает мифы.
Унифицирует мысли и образ жизни.
Создает искусственные потребности, формирует «общество потребления».
Девочки в Боливии фотографируются на фоне фигуры Капитана Америки из «Мстителей». Фото: Reuters
Связь массовой культуры с народной и элитарной
Нельзя сказать, что массовая, элитарная и народная культура враждебны. Наоборот, они часто питают друг друга. Вот как это происходит.
Массовая культура черпает идеи и из народной, и из элитарной
Например, популярный артист (массовая культура) может вдохновляться классической музыкой (элитарная культура). Так, рэпер Warren G в 1997 году выпустил сингл Prince Igor, где использовал фрагмент из оперы Александра Бородина «Князь Игорь» (фрагмент называется «Половецкие пляски», в нем звучат слова «улетай на крыльях ветра»).
А вот пример заимствования из народной культуры: группа «Иван Купала» пишет электронную музыку, в основу которой положены аутентичные народные песни, зафиксированные этнографами. Самая известная композиция группы — «Кострома», ее использовали даже на церемонии закрытия Олимпиады-2014 в Сочи.
Лучшие массовые произведения становятся частью элитарной культуры
Массовую культуру создают профессиональные режиссеры, музыканты, художники, так что ее произведения могут быть качественными по форме и достаточно глубокими по содержанию. В этом случае популярный шедевр может занять место в числе лучших произведений своей эпохи.
Так, кассовые фильмы, созданные лучшими режиссерами, сценаристами и актерами, с годами становятся классикой мирового кинематографа.
«Крестный отец» – пример коммерчески успешного фильма, ставшего признанной классикой. Paramount Pictures / Кинопоиск
Элитарная культура со временем может быть усвоена массами
Со временем элитарные произведения, ориентированные на узкий круг ценителей, могут стать понятнее массам. Так произошло, например, с творчеством художников-импрессионистов. Когда в 1874 году они провели первую выставку, большая часть посетителей посчитала картины некрасивыми, а художественные критики высмеяли новое направление в искусстве.
Клод Моне. «Впечатление. Восход солнца». 1872 год
Но уже спустя несколько десятилетий художники Клод Моне, Огюст Ренуар, Поль Сезанн и другие стали считаться живыми классиками.
Пьер Огюст Ренуар. «Лягушатник». 1869 год
Сегодня импрессионизм — одно из самых узнаваемых направлений в изобразительном искусстве, поэтому его активно использует массовая культура. Картины упомянутых художников знает любой школьник. Ежегодно продаются миллионы репродукций и сувениров с этими изображениями, а в смартфонах есть приложения, позволяющие превратить свое фото в стилизованную «картину в духе импрессионизма».
Суждения о массовой культуре. Задания из ЕГЭ с ответами
В ЕГЭ по обществознанию регулярно встречаются вопросы о трех формах культуры. Нужно хорошо знать признаки произведений масскульта и уметь выбрать их из списка. Разберем несколько заданий из экзаменов прошлых лет:
Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) премьера фильма ужасов
2) фестиваль рекламных роликов
3) переиздание детектива-бестселлера
4) выставка художников-авангардистов
5) областной смотр фольклорных коллективов
6) открытие международного конкурса пианистов
Правильный ответ: 123
Телеканал транслировал телесериал о буднях городской больницы. Что позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны выбранные элементы ответа.
1) СМИ представили телесериал как удачный коммерческий проект.
2) Авторы используют народную музыку и эпические сюжеты.
3) Одной из главных целей создателей телесериала было собственное самовыражение.
4) Телесериал рассчитан на усреднённый потребительский вкус.
5) Телесериал интересен кругу знатоков.
6) Понимание телесериала не требует специальной подготовки.
Правильный ответ: 146
За последние годы в крупном региональном центре сложилось несколько вокально-инструментальных молодежных групп. Какие особенности деятельности этих групп свидетельствуют об их принадлежности к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) развивают традиции народного вокального творчества
2) исполняют композиции собственного сочинения
3) деятельность имеет коммерческую направленность
4) репертуар составляет несложная танцевальная музыка
5) выполняют функцию накопления культурного опыта
6) произведения адресованы наиболее эстетически развитой части публики
Правильный ответ: 3
Сочинение на тему «Влияние массовой культуры на человека»
Сегодня очень много говорят и пишут о массовой культуре, о том, как пагубно влияет она на людей. Этой важной социальной проблеме, проблеме влияния массовой культуры на человека, посвящен текст П. Измайлова.
Как влияет массовая культура на уровень интеллектуального и эмоционального развития человека? Вот тот вопрос, который пытается решить автор.
Настораживает уже начало статьи Измайлова. «Отправь голову в отпуск», — читаем мы. «Что это значит?» Мы сразу заинтересованы. А потом узнаём, что эта реклама «нового формата периодики России»!» С горечью и иронией рассуждает автор о громадном потоке низкопробной литературы, льющемся на «сотни, тысячи, десятки тысяч российских головушек». Это даже не книги, их Измайлов точно называет «книгоштуки».
«Привыкание к подобному чтиву чревато …длительными последствиями, и головам грозит не отпуск, а пенсия. Причём по инвалидности», — с горькой иронией подводит итог своим размышлениям автор. И мы вместе с ним делаем печальный вывод: массовая культура (в том числе массовая литература) оказывает разрушающее влияние на уровень интеллектуального и эмоционального развития человека.
К счастью, в наше время можно без труда приобрести и серьёзную литературу, жаль только спросом она не пользуется. Зачем читать длинные утомительные книги по программе, когда можно найти хрестоматии с кратким пересказом любого нужного романа, а то и в Интернете его пересказ просмотреть! Так рассуждают, к сожалению, многие мои одноклассники.
О том, что громадное влияние имеет на человека культурное окружение размышлял Д. С. Лихачёв. В книге «Земля родная» он писал о том, что наряду с экологией биологической существует экология культуры, без которой невозможна для человека культурная, духовная жизнь — жизнь, воспитывающая в нем нравственность, уважение к окружающему, к прошлому, заботу о будущем.
Нужна помощь в написании сочинение?
Первый утверждает, что массовая культура не виновата в нашем бескультурье, она лишь отражает состояние общества.
Второй даёт определение массовой культуре как культуре для масс, результате воздействия средств массовой информации.
Сулимов говорит, что сама массовая культура не является угрожающим явлением, все зависит от тех целей и задач, которые ставят люди, формирующие эту культуру, и нашей позиции, позиции тех, кто в этой культуре живет. Мне кажется, что он прав: не нравится тебе эта книга, не читай, не хочешь смотреть этот фильм, не смотри. Всё зависит от твоего выбора, твоей личной культуры.
Я человек нового, двадцать первого века, века огромных скоростей, колоссального потока информации, времени, когда прогресс шагает семимильными шагами. Порой некогда остановиться и задуматься над тем, что ты читаешь, какие фильмы смотришь, в какой социальной сети интернета находишь друзей. И всё-таки я говорю себе и тысячам таких, как я: остановитесь на мгновение и подумайте над своим выбором книги, фильма, социальной сети, что дают они вам, обогащают ли нравственно?
Нужна помощь в написании сочинение?