Мастер и магистр в чем разница
Магистр vs мастер
MBA не единственный вариант. Магистратура тоже бывает «деловой»
Ч то мы обычно представляем, услышав слово «магистратура»? Вчерашние бакалавры и специалисты стремятся получить «полное» первое высшее образование, возможно, даже начать карьеру в преподавании и науке. Тогда что делают на экзаменах в магистратуру 27-летние менеджеры среднего звена и владельцы небольших компаний? Стремятся получить бизнес-образование. И нет, они не ошиблись дверью. Просто есть два типа магистерских программ.
Настоящие магистерские программы бизнес-образования разрабатываются для тех, кто имеет управленческий опыт. В них большее внимание уделяется активным методам обучения (обсуждение кейсов, деловые игры, дискуссии, мозговые штурмы, компьютерные симуляции, тренинговые методики и т.п.), которые позволяют обобщить и систематизировать управленческий опыт слушателей, трансформировать получаемые теоретические знания в навыки практического использования эффективных управленческих технологий».
Стоит отметить, что каких-либо четких разграничений, кто преподает «классику», а кто «бизнес», нет. Так что при выборе программы абитуриенту придется разбираться самому, ориентируясь в первую очередь на анонсы вузов и рассказы выпускников. Кто же решает, по какому из двух типов преподавать? По мнению вице-ректора, директора бизнес-университета МИРБИС Екатерины Лисицыной, основными «законодателями» в данном вопросе являются сами вузы.
Игра бликов
По мнению Екатерины Лисицыной, секрет в том, что магистратура в первую очередь развивает аналитические способности и умение работать на оперативном уровне, а MBA формирует управленческие навыки и учит принимать решения стратегического характера.
Что ж, в этом ракурсе становится понятнее, почему при внешней схожести контингент и мотивация слушателей у программ столь разнятся.
«И того, и другого. И можно без хлеба»
Впрочем, делать выбор в пользу того или иного типа обучения вовсе не обязательно. Для тех, кто свято чтит заветы Винни-Пуха, бизнес школы разработали специальный продукт, позволяющий объединить магистратуру и MBA. Однако не ждите, что вам дадут два диплома за одну и ту же программу.
Например, в МИРБИС программы объединили таким образом, чтобы они максимально дополняли друг друга.
Людмила Дуканич, руководитель отделения программ высшего образования Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС при Президенте РФ:
«Если отталкиваться от характеристик профессиональной деятельности магистров, закрепленных в федеральных госстандартах, и других требований, то магистратура по тем или иным управленческим специальностям является бизнес-образованием. Например, магистр по направлению «Менеджмент» готовится к таким видам профессиональной деятельности, как организационно-управленческая и аналитическая. Оба непосредственно ориентированы на разработку стратегий развития организации и ее подразделений, а также управление ими с использованием современных методов.
Александр Чеканский, декан факультета стратегического управления Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ:
«Наша магистерская программа по менеджменту имеет две специализации: «Общий и стратегический менеджмент» и «Управление в государственной сфере и бизнесе». Особенностью специализаций является широта охвата. Если уж получать серьезное управленческое образование, то лучше не ограничиваться какой-то отраслевой или функциональной областью управления. Лучше выбрать специализацию, позволяющую получить знания, необходимые для управления любой функциональной областью бизнеса в компаниях любого отраслевого профиля, управления любыми коллективами людей, структурными подразделениями компаний, компаниями в целом и их объединениями. Это значительно расширяет карьерные возможности выпускников. Именно такую специализацию предоставляет программа «Общий и стратегический менеджмент». А программа «Управление в государственной сфере и бизнесе» нацелена на подготовку многофункциональных менеджеров, способных эффективно работать на любых управленческих должностях и в государственном секторе, и в коммерческих компаниях».
Татьяна Дедова, декан факультета подготовки магистров и специалистов на базе высшего профессионального образования бизнес-университета МИРБИС: Кроме выбора направления и программы, мы предлагаем выпускникам определить для себя траекторию подготовки: бизнес-аналитика, преподавание бизнес-дисциплин или практика бизнеса.
Подготовка аналитиков направлена на обучение основным глобальным тенденциям развития социально-экономических процессов и умение учитывать их влияние на бизнеспрактику, развитие навыков сравнительного анализа, соединение разнодисциплинарных аналитических инструментов для решения конкретных задач, а также подготовки документов для принятия сложных управленческих решений. На данном направлении студентов готовят к работе в качестве бизнес-консультантов.
Подготовка преподавателей формирует навыки разработки учебных материалов, в том числе это написание «живых» кейсов, проведение занятий, организация и проведение «круглых столов», совещаний, бизнес-тренингов, мастер-классов. Эта траектория подходит и тем, кто занимается обучением сотрудников в компании или хочет построить систему управления знаниями и передачи опыта в реальном бизнесе.
«Практика бизнеса» формирует у студента специфические прикладные навыки, дает инструменты, необходимые в профессиональной деятельности».
Мастер или Магистр
МК провела встречу экспертов по программе MBA. Обсуждались вопросы: место МВА в системе образования, оценка качества МВА и его будущее – перспективы и задачи, в том числе противоречие: Мастер или магистр. Публикация интересна тем, что не является рекламой той или иной школы, а рассматривает действительно живые вопросы программы MBA. Может быть полезна тем, кто уже имеет степень MBA, тем, кто учиться в настоящее время и тем, кто только собирается учиться. Ссылка для перехода к публикации в конце поста.
Мастер или Магистр, это та тема, которая сейчас интересует многих, в том числе и меня. Поэтому остановлюсь на ней. Ниже излагаю мнения без указания автора. Все авторы уважаемы мною, но важно не кто говорит, а что. Выступающие, большей частью выражают не только свое мнение. Кроме того авторство Вы можете посмотреть в самой публикации.
– Программы MBA особый, третий уровень образовательных программ наряду с российской аспирантурой или докторантурой.
– МВА, это магистр бизнес-образования! Точно такой же магистр, как любой другой, но со слегка иными требованиями.
– Обучение на программах МВА предполагает упор не на теорию, а на практику.
– Магистра мы растим впрок. А обучение слушателя МВА ориентировано на реально имеющуюся управленческую практику.
– Программа MBA де-факто ориентирована на зрелых, с практическим опытом ведения бизнеса людей в возрасте за 30 лет.
– В России имеет место искусственное «слияние» программ МВА с магистерскими программами и подмена одного другим. МВА – самостоятельное явление, и его не надо сопоставлять и путать с магистратурой.
– На программы МВА идут амбициозные руководители, нацеленные на карьеру и успех в бизнесе, и в расчете на них создаются особые программы.
– Те, кто хотят сделать себе имя в науке, идут на магистерские программы. Кому нужно имя в бизнесе – на МВА.
– Магистратура, это подготовка исследователей. И основная форма занятий здесь – семинары, где читают статьи, обсуждают новости.
Как видите, мнения достаточно разношерстные, более того, различие между Мастер или Магистр не четко выражено. С моей точки зрения, как обладатель магистерской степени, так и степени МВА может быть прекрасным руководителем. В то же время как тот, так и другой может быть прекрасным советником, аналитиком, исследователем. Дело тут не в программе, а в самом человеке. Однако «водораздел» программ существует. Он заключается в том, что магистерская программа нацелена на подготовку советника, аналитика, исследователя, преподавателя наконец. В то же время программа MBA нацелена на подготовку руководителя. Как говорят в Одессе: Мастер или Магистр, это две большие разницы».
Поэтому, при выборе программы (Мастер Мастер или Магистр) следует обращать внимание в первую очередь на собственные предпочтения.
3 комментария. Оставить новый
Я полностью согласен с Алексеем Васильевичем.
Но про Одессу захотелось отметить.
А именно немного показать две большие разницы.
Почти из практики…
Это две большие разницы – творить на кафедре или в лаборатории и работать в фирме, скажем численностью от 500 человек.
За научным (порой обшарпанным) столом управление фирмой выглядит немножко по другому, потому что не приходится сталкиваться с людьми.
А люди – это что-то! ОГО-ГО-ГО.
Управление фирмой, или в более общем случае (по-ученому) организационной системой сильно отличается от управления технической системой. Потому что помимо кибернетической стороны управления присутствует социальная сторона управления, у которой свои феномены, еще до конца не описанные, а главное, не формализованные.
Поэтому, ведущим фактором, определяющим реализацию, а не разработку любой системы управления с расчетом на то, что она будет использоваться практиками, является вопрос “социального”.
Неучет “социального” обрекает на прозябание любых трудов, так магистерской так и “мастерской” направленности.
Но что такое это самое “социальное” в нашей работе.
Это очень легко продемонстрировать.
Цитата из доклада о построении системы управления руководителям далеко не последнего ранга:
“Для осознанной постановки и решения задачи управления (самоуправления) необходимы три набора информации: вектор целей управления, вектор состояния контрольных параметров и вектор ошибки управления”
Вот оно – вектор ошибки управления.
Представьте, как Председатель совета директоров будет докладывать Собранию акционеров:
“Анализ состояния контрольных параметров показал, что вектор ошибки управления по модулю сократился на 50%, что свидетельствует о… приближении к вектору целей управления”
Акционеры вообще скажут – он что белены объелся. Зачем нам такое управление, которое постоянно ошибается с управлением!
Вот в этом и содержится социальное.
Терминология для любой системы управления должна учитывать ПРЕЗЕНТАЦИЮ успехов и достижений. А научную многословную терминологию нужно полностью изничтожить!
Поэтому, для того чтобы построить ОБЩЕПРИЗНАННУЮ (то есть научную, то есть магистерскую) терминологию, сначала нужно убрать все “негодные” с точки зрения докладчика слова.
Для этого нужно представить доклад инвестору, доклад владельцу – как Вы будете докладывать. Вам дали всего 15 минут. При этом инвесторы уже тяпнули по 50 грамм коньяку, им скучно, а вам нужно получить у них инвестиционный заем…
Или, другая ситуация.
Владелец утром проснулся и вдруг решил, что его фирмой плохо управляет, приехал устраивать разнос. Ну чутье у него такое вот сработало – предпринимательское.
У Вас всего ОДНА МИНУТА! Ваш доклад
Вывод – тренироваться нужно и отрабатывать всю терминологию.
А подход тут как у поэта.
Также трудно найти верное слово, также трудно как средней руки поэту найти рифму к слову “профессионал”
Ах как же! ты же у меня профессионал!
Поди и обеспечь мне прибыль как девятый вал!
С НОВЫМ ГОДОМ ВСЕХ.
Елена, но Вы же можете сами сравнить программы. Для этого надо просто зайти на сайт. Программы различны и по содержанию, и по срокам. Значительно отличаются итоговые аттестационные работы.
Работы по программе МВА – это практико-ориентированные работы, направленные на комплексное решение управленческих проблем в организациях. Работа должна показать умение соискателя выявить актуальные для организации проблемы и предложить их комплексное решение.
Магистерская диссертация – это научно-исследовательская работа. Тут практическая направленность и комплексность предложенного решения приветствуется, но не является определяющими.
Так, что, Елена, зря. Слухи надо проверять.
АВМ
Алексей Васильевич, поясните пожалуйста, в MBS сейчас готовят Мастеров и Магистров. Это началось уже после меня, но говорят, что программы одинаковые. Получается, что это не правильно?
Елена
Как не запутаться в BFA, MBA и других ступенях высшего образования за границей
Если вы хоть раз задумывались об учебе за границей, то наверняка спотыкались о разнообразие курсов и программ европейских и американских вузов. На слуху аббревиатура MBA, которую (напрасно) считают пропуском в мир топ-менеджеров и золотых парашютов. На самом деле это всего лишь магистерская степень в сфере делового администрирования. Давайте разбираться, в чем разница между BSc, BSN, MA, MBA и другими программами.
Associate degrees
Это низшая ступень в образовательной иерархии американских и европейских вузов. Аналог британской базовой степени (foundation degree) и французского diplome d’studes universitaires generales, или DEUG. Программа длится два года и засчитывается в качестве первых двух курсов бакалавриата (bachelor’s degree). Но в некоторых областях ее хватает для полноценной работы. Например, если хотите быть медбратом или медсестрой.
Чаще всего встречаются такие сокращения:
В каких случаях стоит поступать на Associate degree:
Bachelor’s degrees
Это первая ступень высшего образования в странах с Болонской системой. Когда говорят о высшем образовании, чаще всего подразумевают именно бакалавриат. Магистратуру и докторантуру обычно называют уже послевузовским или постдипломным (postgraduate) образованием.
В отличие от России, где длительность обучения зафиксирована образовательными стандартами, за рубежом она зависит от количества учебных часов. Их считают в образовательных кредитах (ECTS): один кредит равен 25 — 30 учебным часам в зависимости от страны. Чтобы получить диплом бакалавра, вы должны набрать 180–240 ECTS за все время учебы. Бакалавриат займет у вас 3–4 года, если не считать медицинские и юридические специальности: на них учеба длится от пяти до шести лет.
Все бакалаврские программы тоже делятся на несколько видов. На сайтах зарубежных вузов вы можете увидеть обозначения BA, BSc, BFA и другие. Основных типов четыре:
1. Bachelor of Arts (ВA) — бакалавр искусств. Программы в сфере гуманитарных и общественных наук. Чаще всего они делают акцент на теорию. Например, история моды и дизайна, филология, политология.
2. Bachelor of Science (ВSc) — бакалавр наук. Обучающие курсы в естественнонаучных областях, информатике и математике. Еще ВSc можно встретить в социальных науках и психологии. Здесь упор делается на практические исследования. Например, будущим психологам придется разбираться в основах биологии, химии и даже информатики.
3. Bachelor of engineering (BEng) — бакалавр технических наук. Объединяет все технические специальности — электротехника, конструирование, строительство, программирование.
4. Bachelor of Fine Arts (BFA) — бакалавр изящных искусств. BFA выдается в области визуальных и исполнительских искусств. Это все, что относится к моде, дизайну, театру, кино и фотографии.
Master’s degrees
Магистерские программы — это форма поствузовского образования, а не «досиживание до полноценного диплома», как в России. За границей на них поступают те, кто планирует связать свою жизнь с научной или преподавательской деятельностью. Сроки обучения отличаются. В Великобритании — один год. В США — от полутора до четырех лет, в зависимости от университета и специальности. Вот какие программы (и одноименные степени) популярнее всего:
1. Master of Arts (MA) — магистр искусств. Эту академическую степень можно получить на факультетах лингвистики, антропологии, философии, литературы, дизайна, политологии, социологии, психологии, теологии и так далее.
2. Master of Science (MSc) — магистр наук. Присваивается в сферах естественных и точных наук — астрономии, физике, биологии, химии, медицине, естествознании. И в технических областях, таких как машиностроение и сельское хозяйство.
3. Master of Business Administration (MBA). Это всего лишь магистр в сфере бизнес-администрирования. На таких программах углубленно изучают менеджмент, бизнес-анализ, финансовый учет. Во время пар вы будете разбирать кейсы реальных предприятий, пытаться их совершенствовать, а через какое-то время — предлагать свои решения с нуля.
Предпринимателям вкладывать деньги в MBA почти бессмысленно. Там не объяснят, как найти новые ниши и выжить в кризис, особенно в условиях российского рынка. Лучше всего такие курсы подходят сотрудникам транснациональных корпораций, потому что дают понимание стандартов и методов их работы, позволяют стать своим.
Doctoral degrees
Докторантура — это высшая академическая степень. Совсем не то же самое, что степень доктора наук в России. Если вы поступаете в докторантуру за рубежом, ваша главная задача — написать и защитить диссертацию (в большинстве стран она называется doctoral thesis). Это самостоятельная исследовательская работа, которой соискатель занимается три года.
Здесь нет учебы в общепринятом смысле. Просто вуз разрешает пользоваться своими лабораториями, библиотекой и дает в помощь научного руководителя. Одновременно с учебой в докторантуре часто приходится преподавать или ассистировать в том же вузе. Это в первую очередь касается тех, кто претендует на стипендию — студент получает так называемый assistantship, то есть зарплату за преподавание или помощь на кафедре. Ее размер покрывает расходы на обучение.
Чаще всего встречается наименование Doctor of Philosophy (PhD). Но это не значит, что вам обязательно заниматься исследованиями трудов Аристотеля и Канта. Здесь слово «философия» используется как альтернатива «науке».
Докторантура обычно дороже магистратуры и бакалавриата. Разница может составлять от сотни евро (например, во Франции или Германии) до нескольких тысяч долларов (в Австралии и США). Точная стоимость зависит от страны обучения и типа университета, поэтому даже примерные цифры привести здесь сложно. Они варьируются от 400 евро до 40 тысяч долларов.
Плюс в том, что на этом уровне куда проще получить стипендию или грант на обучение. Государственные и частные фонды активно финансируют молодых ученых и преподавателей. При этом совершенно не обязательно бороться за один-единственный крупный грант. Вполне можно стать лауреатом нескольких мелких, которые в совокупности окупят все затраты на переезд, учебу и ежедневные расходы. О том, как получить грант на обучение за границей, можно почитать здесь.
Если вы всерьез задумались о получении степени в зарубежном вузе и хотите побороться за финансирование, вам точно понадобится хороший английский. Чтобы подтянуть его в короткие сроки, попробуйте занятия с преподавателем в нашей онлайн-школе. Учителя подбирают, исходя из ваших целей и увлечений, причем можно выбрать как native speaker, так и русскоязычного.
В чем разница между дипломом магистра, бакалавра и специалиста?
Доучившись до конца школы (а то и университета), многие так и не понимают, в чем отличие специалитета, бакалавриата и магистратуры. Между ними есть много различий, но есть и кое-что общее: все это показатели высшего образования, со свидетельством о котором можно занимать такие должности, какие без диплома о высшем не стоит и думать.
Если почитать материалы в нашем телеграм-канале, вы поймёте, что все эти ступени обучения различаются между собой одновременно несколькими факторами: насыщенностью программы, количеством теоретических и прикладных дисциплин и длительностью обучения.
И хоть в последнее время в вузах не встречаются дипломы специалистов, все же нужно разбираться, в чем разница бакалавриата, специалитета и магистратуры.
А теперь обо всем по порядку.
О системе образования в целом
В далеком 1999 году в ходе Болонского процесса установили всеобщую двухуровневую систему образования. В ней бакалавриат является первой базовой ступенью высшего образования, а следующей – магистратура.
Страны договорились соблюдать эту систему, чтобы сохранить по всей Европе более менее единый стиль образовательного пространства.
Любая страна, которая хотела попасть в эту систему, должна была подписать договор. Россия вошла в этот союз только в 2003 году, после чего сразу пошли изменения в системе образования.
Так, первыми вузами, которые приняли новую европейскую систему, стали МГИМО, РУДН, МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИУ ВШЭ. Позже подтянулись и остальные вузы.
Уровни высшего профессионального образования в России
Высшее профессиональное образование включает в себя следующие ступени:
Сроки прохождения базовых программ образования
Чем еще отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры? Учащиеся разных программ получают образование в течение разных сроков:
Бакалавриат
Диплом бакалавра – показатель успешного завершения второй ступени высшего проф. обучения.
Первая ступень высшего проф. обучения – это неполное высшее, которое учащийся проходил по основным программам университета в течение не менее 2-х лет. Конкретный срок и содержание такой учебы отражаются в приложении к диплому.
Получить неполное высшее студент может, если будет отчислен или самостоятельно решит покинуть вуз в силу ряда причин.
Студент должен быть готовым к тому, что большинство работодателей не рассматривают кандидатов с неполным высшим образованием.
Бакалавр, в свою очередь, должен:
Такая квалификация предоставляет кандидату право претендовать на должности, где главное требование — наличие высшего профессионального образования.
Специалитет
Что касается специалитета, то тут говорится об основной проф. образовательной программе, в которую входит изучение гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных предметов общенаучной направленности, общепрофессиональные дисциплины, теоретическая и практическая подготовка по специализации и специальности.
Данная форма образования отличается от общепринятой в Европе. Специалитет – классическая форма образования в России, которая осталась в немногих вузах страны, в том числе, на медицинских, военных и инженерных факультетах.
Специалитет длится не меньше 5 лет, по прошествии которых студента ждет итоговая аттестация, в том числе – и дипломная работа.
Если выпускнику удается преодолеть все эти препятствия, ему присваивают квалификацию специалиста «учитель», «инженер», «экономист» и пр.
Магистратура
Магистратура – программа, построенная на основе бакалавриата. Длится 2 года. Содержит практические и теоретические занятия по выбранному направлению.
Обучение на магистратуре предполагает научно-исследовательскую и педагогическую деятельности. Общий срок обучения вместе с бакалавриатом – 6 лет.
Выпускник магистратуры проходит итоговую аттестацию и предъявляет магистерскую работу, при успешной защите которой учащемуся присваивают степень магистра.
Учащихся часто интересует, кто выше – магистр или бакалавр. Ответ здесь очевиден: обладатель степени магистра котируется на рынке труда выше бакалавра, так как и срок его обучения, количество и качество учебных часов и дисциплин гораздо выше.
Разница между бакалавриатом и специалитетом
Следует понимать, что здесь речь идет о двух совершенно разных программах обучения.
Бакалавриат является высшим образованием по ускоренной программе. В нем студент получает общие базовые знания по определенному направлению в течение 4 лет.
Если студенту нужны углубленные знания, он после бакалавриата поступает в магистратуру, где учится еще 2 года. Повысить уровень знаний можно везде, где есть специальные магистерские программы (а есть они не у всех вузов).
Плюс – можно поступить не только на первоначальное направление, но и выбрать другое. А при успешном прохождении вступительного испытания на магистратуру можно рассчитывать на бюджетное место.
Специалитет же дает глубокие знания в определенной профессиональной сфере. Студент обучается 5-6 лет. В течение первых двух лет он проходит общую базовую программу по выбранной специальности, далее получает расширенные знания.
Основное отличие специалитета в том, что после него можно идти в аспирантуру. Бакалавр сможет пойти в аспирантуру только после прохождения магистерской программы.
Есть и еще одно важное отличие: диплом бакалавра котируется за границей, где с ним можно пойти даже в магистратуру.
Диплом специалиста – чисто отечественная особенность образования. С ней могут возникнуть проблемы, потому что не все работодатели принимают такой документ об окончании вуза.
Чем различаются дипломы бакалавра и специалиста
Кроме самого звания — «бакалавр» или «специалист» по какому-то направлению — в дипломе специалиста дополнительно указывается еще и точная специальность: юрист, психолог, инженер.
Если изучить приложение к диплому, где указаны учебные дисциплины и затраченное на них время, можно увидеть, что у этих двух программ обучения разная глубина охвата предметов.
Выпускникам специалитета предоставляется больше карьерных возможностей. Бакалавр сможет поравняться со специалитетом только после того, как окончит магистратуру.
Вот наглядный пример того, как отличаются уровни подготовки и компетенций выпускников двух разных программ обучения (бакалавриата и специалитета) на юридическом образовании:
Диплом бакалавра включает лишь общее направление.
Есть профессии, обучиться которым можно только на специалитете.
Различия между специалитетом и магистратурой
Если разница между бакалавром и магистром ясна, то здесь у некоторых возникают сложности. В специалитете идет освоение третьего уровня получения высшего профессионального образования. Тут можно выбрать 2 программы основных типов:
Так в чем же отличие бакалавриата от магистратуры, и что лучше – магистр или бакалавр? Бакалавриат – это базовая первая ступень высшего образования, а магистратура представляет второй уровень.
Специалитет стоит на особом месте, потому как программа обучения начинается как первый базовый уровень, но ее выпускник рассматривается работодателями как специалист-магистр. И если сравнивать, что лучше – специалитет или бакалавриат, то у первого несколько больше карьерных перспектив. Вот в чем основная разница между ними.
Базовые различия бакалавра, магистра, специалиста
В чем еще отличия магистра и бакалавра от специалитета, так это в том, что эти две степени относятся к первым научным степеням. Звание магистра открывает перед молодыми учеными дорогу в аспирантуру.
Учащийся получает степень бакалавра до специалиста или магистра. Спустя 4 года учебы студент должен понять, куда двигаться дальше и какие вершины осваивать. Если у него в планах пойти в науку или он планирует остаться в вузе и работать преподавателем, он должен подумать о получении диплома специалиста или магистра.
Обратите внимание, что не все вузы предлагают своим студентам возможность получения диплома магистра. Еще меньше специальностей, по которым можно его получить. Подробную информацию о наличии интересующего направления и диплома получайте на официальном сайте вуза.
На какой бы системе образования вы не остановились, всегда старайтесь получить не сам диплом, а знания. Ведь именно они помогут добиться в жизни тех целей, которые вы перед собой поставите. А если достижению заветного мешают бесполезные предметы, специалисты нашего сервиса помощи студентам готовы избавить вас от этих мук.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.