Мастерство означает что работник должен обладать
10 качеств эффективного руководителя
Большинство сотрудников поддерживают руководителя, если он хороший лидер. Именно от качеств лидера зависит, насколько успешно бизнес будет функционировать. Как минимум он должен быть нацелен на результат, уметь мотивировать команду и выстраивать с ней коммуникации.
В целом руководитель успешной компании сочетает в себе комплекс различных качеств — и личностных, и преимущественно менеджерских.
1. Расширяет возможности команды, но не занимается микроуправлением
Микроменеджмент — это чрезмерный и постоянный контроль над сотрудниками. Его считают распространенной ошибкой, которую совершают управленцы, часто даже не осознавая этого. Такая привычка начальников сильно раздражает сотрудников, убивает их интерес к работе и подавляет творческое начало.
Гораздо правильнее пытаться соблюдать баланс между советами и предоставлением свободы, демонстрировать доверие подчиненным и при этом отстаивать интересы команды.
2. Продуктивен и ориентирован на результат
Сотрудники предпочитают быть частью продуктивной и успешной команды, а это сложно сделать, если лидер не задает тон.
Эксперты часто говорят о том, что руководитель должен следовать поведенческим моделям. Давно прошли те времена, когда он мог позволить себе показательно опаздывать на встречи.
Руководитель в определенной степени становится для сотрудников образцом для подражания. Вряд ли люди будут выкладываться на работе, если не видят такой же включенности в процесс со стороны менеджеров.
Правильная модель поведения означает и соблюдение сроков, и умение держать слово, и учет мнения сотрудников, а также другие элементы работы, которые важны для конкретного отдела, подразделения компании.
3. Отличается хорошими коммуникационными способностями
Эффективное общение — одна из составляющих успешного менеджмента. Предполагается, что руководитель должен уметь не только делиться информацией, но и хорошо слушать.
Часто много времени уходит на размышления о том, как выстраивать коммуникации с командой: как предоставлять обратную связь, общаться, расставлять приоритеты и т.д. При этом многие не обращают внимания на то, что говорят сотрудники, какие идеи предлагают, какими проблемами и решениями хотят поделиться.
Умение слушать — это эмоциональный и личный вклад в тех, кто на вас работает. Когда вы слушаете людей, они чувствуют, что их ценят.
4. Отмечает потенциал других людей
В книге «Супербоссы» автор Сидни Финкельштейн указывает на то, что выдающиеся руководители выискивают в своих подчиненных скрытые таланты. Благодаря им люди быстрее развиваются в профессии и повышают производительность.
Как они это делают? Не стесняются говорить со своими сотрудниками об их потенциале. Большинство менеджеров считают, что знают все сильные стороны членов своей команды, но слишком часто они не говорят о них. Как правило, они общаются с сотрудниками тет-а-тет, чтобы получить отзывы о том, что можно улучшить в работе компании.
Как правило, люди оправдывают ожидания своего лидера. Поэтому, если вы скажете сотруднику, что верите в его способность достичь более амбициозных целей в продажах, он с большей вероятностью это сделает.
5. Не игнорирует команду
Лидеры часто становятся жертвами синдрома управления по электронной почте. Когда дел становится всё больше и больше, может показаться, что эффективнее закрыть дверь в свой кабинет. Но такую ошибку обычно совершают новички.
Команде необходимо видеть и слышать своего руководителя. Хорошим менеджерам как раз важно быть уверенными в том, что они постоянно находятся на связи с персоналом.
Поэтому, если вы заметили, что стали общаться с людьми исключительно по электронной почте, лучше назначайте индивидуальные встречи.
6. Уверенно принимает решения
Сотрудники ценят того, кто может принимать решения. Но ещё важно не только какое решение принимается, но и почему. Небольшие дополнительные усилия со стороны руководителя помогают команде понять контекст и приоритеты, улучшить свои собственные будущие решения и оставаться вовлеченными.
Как только ваша команда получит больше информации и поймет ваши приоритеты и причины, по которым вы принимаете решения, запустится цикл обратной связи. Если вы будете объяснять, с чем связано принятие того или иного решения, сотрудники будут учитывать эти критерии в своей работе.
Таким образом, вы будете давать команде возможность учиться и совершенствовать результаты.
Актуальное законодательство, справочные показатели, а также экспертная поддержка в решении спорных вопросов по бухгалтерским, кадровым и юридическим тематикам.
7. Обладает позитивным мышлением
Исследования в области социологии показывают, что наше настроение заразительно. Чем больше у вас авторитета, тем выше вероятность того, что ваше настроение влияет на других.
Из этого следует, что, какое бы настроение ни было у руководителя, окружающие его обязательно уловят. Так что, если вы настроены позитивно и излучаете энергию, ваша команда с большей вероятностью будет чувствовать себя так же.
Успешные лидеры должны уметь контролировать эмоции. Поэтому, когда вы чувствуете эмоциональное выгорание, стоит выделить время на отдых, чтобы поддержать позитивный настрой.
8. Поддерживает карьерный рост и обсуждает результаты
Чтобы предоставить сотрудникам свободу проявлять инициативу и мотивировать их на высокую производительность, менеджерам необходимо сформулировать четкие ожидания, обозначить ответственность за их выполнение и быстро реагировать, когда сотрудникам требуется поддержка.
Таким образом, руководители должны не только помогать своей команде развивать навыки и продвигаться по карьерной лестнице, но и четко осознавать ожидания и давать честные отзывы о производительности.
9. Демонстрирует ответственность
Сильный лидер несет ответственность за результаты команды, какими бы они не были — хорошими или плохими. Он считает себя и своих сотрудников ответственными за определенные действия, поэтому в команде создается атмосфера серьезного подхода к делу.
Ответственность и личный пример — одни из самых мощных инструментов, помогающих завоевать доверие команды.
10. Проявляет эмпатию
Эмпатия — это понимание и осознанное сопереживание.
Это образ мышления, который позволяет лидерам:
Эмпатия помогает создать в компании комфортную атмосферу с продуктивным персоналом.
Например, если сотрудник совершает ошибку или опаздывает, то лучше сначала понять причину. Почему ошибся? Почему опаздывает? Может быть, у него проблемы в семье? Может быть, у него сложности со здоровьем?
Настоящие лидеры чутко относятся к своим командам и глубоко вникают в их мотивацию.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
За что Вас особенно ценят на работе: 10 качеств идеального сотрудника
Переступая порог офиса, Вы перестаете быть обособленной единицей и становитесь частью команды, от слаженности и продуктивности работы которой зависит успех компании, а значит, и Ваш успех. Конечно, ни один работодатель не захочет видеть в штате ленивого, безынициативного человека – разумеется, если в Ваши задачи не входит тестирование матрасов, к примеру. Но это лишь размытые характеристики. Тем не менее, можно выделить топ качеств, которые ценятся боссами больше всего. Найдете их у себя?
1. Трудолюбие. Кажется, это основа основ, нестареющая классика. Вы можете быть невероятно талантливым, суперпродуктивным, мегакреативным, но разве можно считать Вас хорошим работником, если Вы не выполняете свои обязанности? Трудолюбивый, упорный сотрудник уважает свой труд и труд коллег, «болеет» за общее дело, ответственно выполняет поставленные задачи, не подводит и не подставляет.
2. Ответственность. Как по мне, безответственность – бич 21 века. Поэтому всех ответственных людей я заочно уважаю, люблю и принимаю. Ответственному человеку не все равно, как разрешится та или иная ситуация, при этом он сделает все для того, чтобы она разрешилась благополучно. На такого сотрудника можно положиться – и боссу не придется дергаться и ломать голову, выполнит ли он работу в срок. Выполнит. Точно!
3. Умение быть звеном командной «цепи». Командная работа невероятно важна. Вы идете к цели вместе, значит, и работать должны вместе. Позерству, пафосу, эгоизму, пренебрежению другими специалистами здесь места нет. Нет места конфликтности, косноязычности, замкнутости: ну какая командная работа, если человек то и делает, что конфликтует и вносит раздор? А чему место есть? Осознанию корпоративных целей, принятию ценностей и причастности к большому делу, открытости новым идеям, коммуникативности, доброжелательности, умению идти на компромиссы, быть неконфликтным, признавать свою неправоту.
4. Стремление к росту. Мир меняется со скоростью света – меняются требования к профессиям, перечни компетенций. Чтобы успевать, специалисты должны быть более гибкими, уметь развиваться, не бояться учиться. Причем в работе Вам помогут не только узкоспециализированные тренинги, но также занятия по мотивации, личностному росту, семинары по взаимоотношениям с людьми и др. Книги, бизнес-митинги, конференции, вебинары – сегодня развиваться просто! Нужно лишь захотеть.
5. Неконфликтность. На мой взгляд, здесь важна золотая середина. Сотрудник-амеба, который не конфликтует, но и мнение свое отстоять не может, так себе специалист. А вот способность не нагнетать, разрешить ситуацию дипломатично, высказав свои пожелания, но не обидев при этом собеседника, это высший пилотаж. Конфликты «сжирают» энергию – и человека, и коллектива, портят настроение, угнетают, оставляя лишь усталость. Логично, что они никому не нужны. Компетентный специалист сконцентрирован на задаче, а не на том, как и кому «перегрызть глотку» во имя своей идеи.
6. Амбициозность. Человек, который ставит планку выше, чем другие, «обречен» на успех. Не удивительно, что такие специалисты добиваются всего, о чем мечтали. Секрет прост: они берут и делают, в то время как остальные просто рассуждают и боятся. И часто делают гораздо больше, чем «положено». Поэтому амбициозность идет рука об руку с инициативностью.
7. Гибкость. Это ключевое качество в меняющемся мире. Как мыслит человек старой закалки? Пусть лучше все останется, как есть, «кабы чего не вышло». Как мыслит человек новой генерации? Изменения? Отлично! Без гибкости и мобильности сейчас никак: если специалист страшится изменений, то он останется на одном месте. Не уверена, что компания захочет прозябать вместе с ним.
8. «Устойчивость» к неудачам. Разочарования, поражения, неуспех – это часть нашей жизни. Другое дело, как специалист на это реагирует. Если критика или провал выбивают его из колеи на месяц, то о каком успехе может идти речь? А если сотрудник расстроился на чуток, проанализировал промах и готов исправить ошибку, то с ним обязательно нужно работать. Репутацию компании губят не промахи, а нежелание их исправлять.
9. Внимательность к деталям. Кажется, что какая-то мелочь вовсе не играет роли. Но это не так: ошибка (даже описка!) в тексте может испортить впечатление, а неверная цифра в отчете – стать кладезем проблем для компании. Даже просто некорректная фраза в деловой переписке нередко становится камнем преткновения в ведении переговоров. Поэтому внимательность – наше все. Это качество неразрывно связано с ответственностью и трудолюбием.
10. Коммуникабельность. Компания – это много людей. Чтобы быть в ней эффективным и даже «своим», не достаточно научиться общаться только с коллегами и бухгалтерией. Есть коллеги из других отделов, босс, босс босса, самый большой босс, клиенты, партнеры, потенциальные партнеры. Со всеми нужно общаться – эффективно, вежливо, доброжелательно. Люди общительные, как правило, сразу «распознают» собеседника и моментально выбирают тактику поведения. Они знают, что с одним можно пошутить, а с другим лучше этого не делать, поэтому они легко заводят знакомства и могут мастерски поддерживать беседу даже с самым «проблемным» клиентом.
Безусловно, идеальный сотрудник – это много граней, компетенций и качеств. Вряд ли его можно исчерпывающе определить лишь десятью описанными критериями. Но ведь всегда есть, к чему стремиться, не так ли?
Принцип делегирования полномочий
Делегирование – это передача определенных задач от сотрудника сотруднику. Это неотъемлемая часть деятельности любой компании. Метод делегирования используется в любом коллективе, даже если сам этот термин не используется. Однако эффективность передачи полномочий зависит от правильности проведения этого мероприятия.
Вопрос: Когда возникает право подписи документов ООО у управляющего — индивидуального предпринимателя, которому переданы полномочия единоличного исполнительного органа: после принятия решения общим собранием участников о передаче ему полномочий или после внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ?
Посмотреть ответ
Понятие делегирования
Делегирование – это мероприятие по передачи функций от управляющего лица другим работникам. Руководитель ставит перед сотрудником определенные задачи, наделяет его полномочиями для их решения. Самый распространенный пример делегирования – работа по должностной инструкции. Принцип передачи полномочий позволяет руководителю избавиться от самой рутинной работы и заняться только решением приоритетных задач. Если в малой компании управленец еще может справляться со всеми своими функциями самостоятельно, то на большом предприятии это – невыполнимая задача.
Цели делегирования
Такой инструмент, как делегирование, используется для следующих целей:
Как составить договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа АО управляющему (управляющей организации)?
Это основные цели. Каждая из них влечет за собой выполнение побочных целей. К примеру, руководитель с уменьшенной нагрузкой может решать больше творческих задач, которые позволяют не просто сохранять, но и повышать статус предприятия. Второстепенные задачи могут снизить эффективность деятельности руководителя. Делегирование увеличивает качественную занятость нижних звеньев. То есть сотрудники, не являющиеся руководителями, получают доступ к более сложным и творческим задачам. Это увеличивает заинтересованность в работе, повышает производительность.
Принципы эффективного делегирования
Делегирование осуществляется в соответствии с рядом принципов. Если передача полномочий выполняется правильно, это увеличивает эффективность работы компании на 30-40%. Рассмотрим базовые принципы делегирования:
Соблюдение перечисленных принципов позволяет избежать замедление работы на предприятии.
Разновидности полномочий
При использовании инструмента нужно понять особенности полномочий, которые передаются. Под полномочиями понимаются ресурсы для исполнения поставленной задачи. Рассмотрим основные формы полномочий:
Существует две формы управления: централизованная и децентрализованная. В первом случае большая часть решений принимается высшим руководством. Во втором случае решение важных задач может быть доверено сотрудникам, не относящимся к высшему звену. В последнем варианте сотрудники получают доступ к решению более творческих задач.
Базовые правила передачи полномочий
Делегирование осуществляется в соответствии с правилами, которые были сформированы опытным путем:
К СВЕДЕНИЮ! Большинство руководителей опасаются делегирования из-за страха того, что сотрудник не справится с задачей. Поэтому именно управленец должен «думать» за работника, предотвращать риск провала проекта. Наиболее простой инструмент – контроль выполнения задачи на каждом этапе ее исполнения.
Что не стоит доверять своим подчиненным?
При делегировании наблюдается две ошибки: страх передачи полномочий сотрудникам или неограниченное делегирование. Не все задачи можно и нужно передавать. Неправильное исполнение ключевых задач может привести к снижению эффективности предприятия. Ошибки в части работы могут быть действительно фатальными. Рассмотрим задачи, которые нежелательно делегировать:
Сотрудникам передаются задачи с поставленными сроками и инструкциями к выполнению. Работникам передается только то, что возможно проконтролировать. Это поможет снизить риски, сопряженные с делегированием. В обратном случае могут возникнуть проблемы.
К примеру, руководитель доверил подчиненному задачу со сжатыми сроками выполнения. Сотрудник плохо справился с заданием, а времени для проверки и для исправления работы не осталось. Работник, которому передаются полномочия, должен обладать соответствующими знаниями. Сотрудник должен понимать, как решать поставленную задачу.
Не рекомендуется передавать те задания, которые должен выполнять непосредственно сам руководитель. Существует работа, которая предполагает высочайший уровень знаний и опыта. К примеру, это следующие задачи:
Если руководитель будет брать на себя полную ответственность за делегированные задачи, никаких проблем не возникнет. Сотрудникам поручается задание с поставленными сроками. Предлагаются рекомендации по выполнению. Сотруднику устанавливается промежуточный срок выполнения. После руководитель проверяет результаты работы, исправляет ошибки работника.
Эксперты центра занятости рассказали, как стать незаменимым сотрудником и какие качества для этого необходимо развивать
19 февраля 2021 года
По данным специалистов центра «Моя работа», ключевые качества, которыми должен обладать сотрудник для продвижения по карьерной лестнице, — это профессионализм, инициативность, вовлеченность в процесс, грамотное планирование своего рабочего времени и стремление к личностному росту. Карьерные эксперты также обозначили, как развить в себе эти качества и на каких моментах стоит сделать акцент в рабочих процессах.
В первую очередь, чтобы построить карьеру, необходимо четко для себя понимать, чего именно вы хотите добиться, и при этом реалистично оценивать свои возможности. Как правило, во время собеседования соискатель на вопрос, кем он видит себя через пять лет, теряется и не может дать аргументированный ответ. Напрасно.
Для того чтобы добиться успеха, карьерный путь нужно планировать на несколько лет вперед. Тщательно анализируйте ваши успехи. Отмечайте, чему удалось научиться, а какие скилы вам еще предстоит развить для дальнейшего роста в вашей профессиональной области. Не стоит в пассивном ожидании надеяться, что руководитель вас заметит и сам предложит повышение или увеличит оклад.
Проявляйте инициативу и информируйте руководство о своих успехах сами. Начав переговоры с начальником, четко сформулируйте, в чем состоят ваши достижения и заслуги перед компанией, уделив внимание деталям. Если вы видите нишу, которую могли бы занять, скажите об этом напрямую. Несмотря на то, что практически каждый работник мечтает о карьерном росте, далеко не всем удается быстро продвинуться по карьерной лестнице. Нередко происходит так, что новички продвигаются намного быстрее, чем сотрудники с многолетним опытом. Это зависит от набора личностных качеств каждого человека.
Инициативность
Стоит отметить, что инициатива приемлема только в рамках ваших служебных обязанностей. Предложения по улучшению работы компании в целом останутся без внимания или могут вызвать негативную реакцию со стороны руководства.
Начните с малого. Всегда есть незакрытые вопросы, которые находятся в подвешенном состоянии либо им не уделяется должного внимания из-за нехватки рабочих рук. Советуем сделать упор именно на них: упорядочить, усовершенствовать, определить поэтапный график выполнения, помочь найти ресурсы внутри компании. Такой подход поможет вам заявить о себе.
Обязательно согласуйте с руководителем способ решения задачи и приступайте к ее выполнению. Проявив инициативу, успешно разобравшись пусть даже с незначительными задачами, вы докажете, что на вас можно положиться и вы готовы к более серьезным поручениям.
Профессионализм
Для того чтобы занять высокую должность, необходимо продемонстрировать владение соответствующими навыками. Специалист должен хорошо разбираться в своем деле. Профессионализм в работе — это совокупность высокого уровня ответственности сотрудника и его трудолюбия. Как правило, любознательный и трудолюбивый сотрудник, который стремится к изучению всего нового, быстро продвигается по карьерной лестнице.
Вовлеченность в рабочий процесс
Обращайте внимание на все нововведения и изменения в развитии вашего подразделения. Вероятно, ваша компания планирует внедрение уникальных методик, корпоративных инструкций или нового программного обеспечения. Ваша приоритетная задача — быть максимально погруженным в корпоративный процесс. Для вас это уникальная возможность проявить себя в качестве гибкого и незаменимого сотрудника.
Как правило, коллеги, которые уже не один год работают в вашем отделе, воспринимают все новое как бессмысленную нагрузку, не имеющую прямого отношения к их привычному функционалу. Проявляйте инициативу и берите на себя ответственность за участие в новых проектах, смело предлагайте идеи, которые помогут даже в незначительных деталях улучшить рабочий процесс компании. Таким образом у вас появится шанс выделиться и продвинуться на несколько шагов вперед.
Грамотное планирование
Один из главных принципов профессионального роста — оптимальное распределение времени и личных ресурсов. Сотрудники, владеющие искусством тайм-менеджмента, способны планировать свой рабочий день, распределяя выполнение задач в зависимости от степени их важности. Это полезное качество для любого руководителя — от отдела до всего предприятия. При этом важно отводить время на отдых. Хороший сотрудник знает, что непрерывная работа в конце концов перестанет приносить качественный результат.
Стремление к личностному росту
Для успешного продвижения по карьерной лестнице человеку необходимо обладать высоким профессионализмом, регулярно оттачивая навыки и повышая квалификацию путем посещения различных курсов и тренингов. Если у вас есть стремление к самосовершенствованию и развитию, вы будете полезны компании и станете востребованным специалистом.
Никогда не останавливайтесь на достигнутом. Обращайте внимание на события и изменения, которые происходят в вашей отрасли, читайте профессиональную литературу и новости в отраслевых источниках. Регулярно посещайте профессиональные мероприятия и конференции, налаживайте полезные связи.
Для справки
Если вам необходима консультация специалиста или помощь в трудоустройстве, советуем обратиться к крупнейшему государственному кадровому оператору по поиску работы — службе занятости населения города Москвы. Сайт Центра занятости населения «Моя работа» — czn.mos.ru. 56 отделов трудоустройства, 52 из которых расположены в столичных центрах госуслуг «Мои документы». Флагманские центры с расширенным набором услуг: Центры занятости «Моя работа» на ул. Щепкина, д. 38, стр. 1. и ул. Шаболовка, д. 48, специализированный центр занятости «Моя карьера» для граждан 50+, мам с детьми, людей с инвалидностью и молодежи на ул. Сергия Радонежского, д. 1, стр. 1.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Мастерство работника
Урок 21. Обществознание 7 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Мастерство работника»
Вам, наверное, приходилось слышать такие пословицы как: «Дело мастера боится», «Мастер золотые руки», «Всякая работа мастера хвалит» и многие другие. Так говорят о людях, которые вызывают уважение в обществе благодаря своим умениям и навыкам.
Например, таких, как тульский мастер Левша, который сумел подковать блоху, или Данила мастер, создавший необычайной красоты каменный цветок.
Мастер – это человек, превосходно знающий своё ремесло.
Но как же стать мастером?
Например, для того что бы стать настоящим мастером в средневековой Европе, необходимо было не только в течение нескольких лет трудиться под присмотром опытного наставника в качестве подмастерья, но и изготовить образцовое изделие, так называемый «шедевр». И только после сдачи такого квалификационного экзамена претендент мог по праву назвать себя мастером.
Но это уже история, а что нужно сделать сегодня?
Современные мастера по своим умениям и навыкам ни в чём не уступают своим средневековым коллегами. Они могут и, так же как Левша, блоху подковать и караван в угольное ушко вставить. Или создать целую страну в миниатюре. И много чего ещё.
Чтобы достичь такого мастерства, нужно иметь соответствующие знания, умения и навыки, или, как принято говорить, обладать соответствующей квалификацией.
Квалификация работника – это профессиональные знания, умения и навыки, полученные работником.
Любой труд требует отдельных профессиональных знаний. Например, если человек получил педагогическое образование, то он вряд ли сможет хорошо работать у станка на заводе, так как для этого нужно обладать совершенно иными знаниями.
В нашей стране такие знания можно приобрести в высших или средне специальных учебных заведениях, которые готовят будущих высококвалифицированных специалистов.
Чем сложнее труд, тем больше он требует специальных знаний, умений и навыков, которыми должен обладать работник, тем дольше надо учиться, чтобы их освоить.
Например, нельзя же стать, доктором наук, окончив только школу. Для этого, необходимо ещё окончить институт, аспирантуру, защитить диссертацию, соблюсти целый ряд иных формальностей и только после этого стать такого рода высококвалифицированным специалистом.
Мастером своего дела можно назвать представителей самых различных профессий: и учителя, и врача, и повара, и художника, и артиста театра, и поэта, и музыканта. Ведь научиться можно не всему. Например, чтобы стать певцом, поэтом, художником или актёром надо иметь особые способности, которые принято называть «талантом». Хотя и для актёров, поэтов, художников и музыкантов существуют специальные учебные заведения, где им помогают раскрыть свой талант.
В зависимости от того, в какой степени труд требует специальных знаний, умений, навыков, опыта, различают высококвалифицированный и малоквалифицированный труд.
Высококвалифицированный труд требует умения выполнять сложные операции, трудовые приёмы, что невозможно без специальных знаний, умений, и навыков. И специалист, который делает подобную работу серьёзно подготовлен. К такому труду принято относить труд учителей, врачей, инженеров.
Низкоквалифицированный труд – это простая работа, не требующая специальных умений и навыков, которую можно быстро освоить. К такому виду труда относят труд дворника, уборщика помещений, грузчика.
Благополучие общества во многом зависит от уровня квалификации работников. Но это не означает, что низкоквалифицированный труд не нужен обществу, так как не влияет на его благополучие.
Представьте только, во что бы превратились улицы наших городов, если бы коммунальные службы вовремя не вывозили бытовой мусор.
Например, в 2013 году в Испании во время забастовки мусорщиков только на улицах города Севилья собралось около шести тысяч тонн мусора, не очень приятная картина, не так ли?
А если учесть, что только жители московской области ежегодно выбрасывают до двадцати миллионов тон мусора, а это примерный вес средних размеров айсберга, то все могло бы выглядеть ещё печальнее. Но айсберг может и растаять самостоятельно, а мусор все же необходимо кому-то убирать.
Тем не менее, от квалификации работника зависит размер его денежного вознаграждения или заработной платы.
Величина зарплаты может устанавливаться в договоре, контракте, который заключается между работником и организацией.
Распространены две системы оплаты труда:
· повременная, при которой работнику платят за отработанное время
· сдельная, при которой зарплата зависит от количества произведённой продукции и объёма выполненных работ.
По данным Федеральной службы государственной статистики в 2014 году каждый работающий житель России в среднем получал около 32 600 рублей в месяц.
Средняя заработная плата – это среднеарифметическая заработная плата работников.
Например, у Коли было два яблока, а у Димы ни одного, но в среднем у каждого по одному яблоку. Так и в случае с заработной платой, если рабочий получает двадцать тысяч рублей в месяц, а директор завода сорок тысяч, то в среднем они будут зарабатывать по тридцать тысяч рублей.
Существует даже рейтинг самых высокооплачиваемых специалистов в мире, в него входят такие профессии как: селекционер и генный инженер, менеджер по рекламе, IT-специалист, юрист, аналитик рынка, стоматолог, пилот, управленец высшего звена, анестезиолог и хирург.
В нашей стране этот рейтинг выглядит по-другому. В него входят такие профессии, как шеф-повар, логист, стоматолог, главный бухгалтер, программист, аудитор, бизнес консультант, IT-специалист, работник нефтегазовой отрасли и менеджер высшего звена.
Но почему же хирург получает больше юриста или менеджера по рекламе?
Что же влияет на размер заработной платы работника?
1. Качество и количество труда. Это главный принцип оплаты. Чем качественнее и производительнее труд, тем выше зарплата.
2. Сложность труда и уровень квалификации работника. Сложный труд требует высокой квалификации работников, соответственно, оплата труда высококвалифицированных работников выше.
3. Условия труда. В идеале тяжёлые и вредные условия труда, например шахтёров, металлургов, работников химических предприятий, должны быть компенсированы высокой заработной платой.
4. Социальная значимость труда. В этом случае размер заработной платы определяется тем, насколько данный труд нужен обществу и наиболее значим для страны.
5. Степень риска. Учитывается то, что при исполнении своих служебных обязанностей работник может рисковать жизнью и здоровьем. Как правило, это люди таких профессии, как лётчик-испытатель, космонавт, военный, полицейский и других.
6. Уникальность труда. Зарплата отдельных работников чрезвычайно высока из-за их особого таланта и популярности. К таким работникам относятся, например, выдающиеся музыканты, певцы и актёры.
7. Состояние рынка труда. А именно соотношение спроса на работников и их количества в той или иной специальности. То есть если работников много, больше чем рабочих мест (предложение превышает спрос) – заработная плата может снижаться.
Так что, выбирая свою будущую профессию, постарайтесь задуматься и о своём будущем трудоустройстве. Нужны ли будут полученные вами знания умения и навыки работодателям.
Но на какой специальности остановить свой выбор, чтобы став обладателем диплома не оказаться невостребованным специалистом, но иметь возможность получить хорошую работу и финансовую независимость?
Например, в 2015 году самыми востребованными профессиями на рынке труда в России стали: IT-специалист, инженер-проектировщик, педагог, юрист, медик, маркетолог, специалист по персоналу, профессиональный рабочий, специалист индустрии красоты и эколог.
Для повышения оплаты труда работник также должен постоянно повышать свою квалификацию.
Например, в начале девяностых годов в Соединённых Штатах Америки сотрудник, который имел навыки работы на компьютере, получал в среднем на пятнадцать процентов больше своего коллеги, который не умел этого делать.
А среднегодовой доход работников, имеющих диплом о высшем образовании, в 1995 году был на семьдесят процентов выше, чем у тех, кто начал работать сразу же после окончания школы.
Сегодня многие предприятия выделяют значительные средства на повышение квалификации своих сотрудников и стараются взять на работу самых лучших выпускников различных учебных заведений. Ведь высокая квалификация работников предприятия способствует росту производительности труда и повышению его качества, а следовательно, и увеличению прибыли. А если предприятие получает прибыль, то и работник может рассчитывать на повышение заработной платы и своего материального благосостояния.
Важно понимать: чтобы преуспеть в любом деле, надо любить свою работу, вкладывать душу в свой труд, становиться профессионалом.
В конце нашего урока давайте попробуем ответить на несколько вопросов.
1. Кто такой мастер?
2. Что такое квалификация работника?
3. Что такое заработная плата?
4. Что такое средняя заработная плата?
5. Какой труд признается низкоквалифицированным, а какой высококвалифицированным?