Математические навыки что это
Что такое математические способности и как их развить?
Недавно потерпев очередное поражение в математике задался вопросом: что же все таки такое математические способности? О каких именно свойствах человеческого мышления идет речь? И как их развить? Потом решил обобщить этот вопрос и сформулировать его следующим образом: что такое способности к точным наукам? что в них общего и в чем их отличие? чем отличается мышление математика от мышления физика, химика, инженера, программиста итд. В интернете не было найдено практически никаких вразумительных материалов. Единственное, что понравилось — это эта статья про то существуют ли какие-нибудь специфические способности к химии и связаны ли они со способностями к физике и математике.
Хотелось бы спросить мнение читателей. А ниже я изложу свое субъективное виденье проблемы.
Для начала попытаюсь сформулировать в чем, по моему мнению, заключается камень преткновения при освоении математики.
Как мне кажется, проблема кроется именно в доказательствах. Строгие и формальные доказательства по своей сути очень специфичны и встречаются, в основном в математике и философии (поправьте, если я и ошибаюсь). Не случайно многие великие умы были и математиками и философами одновременно: Бертран Рассел, Лейбниц, Уайтхед, Декарт список далеко не полный. В школах доказательствам почти не учат, они там встречаются в основном в геометрии.Я встречал довольно много людей одаренных технически, являющихся специалистами в своих областях, но при этом впадающих в ступор при виде математической теории и, когда нужно провести простейшее доказательство.
Следующий момент тесно связан с предыдущим. У математиков критическое мышление доходит совершенно до каких-то немыслимых высот. и всегда присутствует желание доказать и проверить на первый взгляд очевидные факты. Вспоминаю свой опыт по изучению алгебры и теории групп наверное, это не достойно человека мыслящего, но мне всегда было скучно выводить какие-то общеизвестные факты из линейной алгебры и я не мог заставить себя проделать 20 доказательств о свойствах линейных пространств, и готов поверить на слово, условию теоремы, лишь бы от меня отстали.
В моем понимании для успешного овладения математикой человеку необходимо обладать следующими навыками:
1.Индуктивные способности.
2.Дедуктивные способности.
3. Умение оперировать с большим объемом информации в уме. Хорошим тестом может служить задача Эйнштейна
Можно вспомнить о советском математике Понтрягине, который ослеп в 14 лет.
4. Усидчивость, способность быстро соображать, плюс интерес способны скрасить те усилия, которые придется приложить, но не являются необходимыми условиями и уж тем более достаточными.
5. Любовь к абсолютно отвлеченной игре ума и абстрактным понятиям
Тут можно привести в пример и топологию и теорию чисел. Еще забавную ситуацию можно наблюдать у тех, кто занимается уравнениями в частных производных сугубо с математической точки зрения и практически полностью игнорируют физическую интерпретацию
6. Для геометров желательно иметь пространственное мышление.
Что касается меня, то я определил свои слабые места. Хочу начать с теории доказательств, математической логики и дискретной математики, а также увеличить количество информации, которой я могу оперировать. Особо стоит отметить книги Д.Пойи «Математика и правдоподобные рассуждения », «Как решать задачу»
А что по вашему является ключом к успешному освоению математики и других точных наук? И как развить эти способности?
О песочнице
Это «Песочница» — раздел, в который попадают дебютные посты пользователей, желающих стать полноправными участниками сообщества.
Если у вас есть приглашение, отправьте его автору понравившейся публикации — тогда её смогут прочитать и обсудить все остальные пользователи Хабра.
Чтобы исключить предвзятость при оценке, все публикации анонимны, псевдонимы показываются случайным образом.
О модерации
Не надо пропускать:
Математическое мышление
На сайте мы уже много раз говорили о самых разных видах мышления, но вот именно математическое мышление было незаслуженно обделено вниманием. Наконец-таки мы исправим это упущение. Однако у вас может возникнуть вопрос: «А зачем мне вообще это математическое мышление?». Поэтому сначала вкратце объясним, что это такое, и почему важно уметь думать, как математик.
Что такое математическое мышление и в чем его польза?
Определение математического мышления таково: математическое мышление – это абстрактное теоретическое мышление, объекты которого лишены вещественности, но при этом они могут быть интерпретированы любым произвольным образом с одним лишь условием – должны сохраняться заданные между объектами отношения.
Учитывая то, что математика – это наука не только об уравнениях и формулах, но и о структурах, порядке и отношениях, главное отличие математического мышления от обычного (повседневного) состоит в том, что оно прививает и развивает у человека навык критического восприятия окружающего мира, желание и умение «копнуть глубже» и найти истину, понять причины и суть самых разных понятий и явлений.
Если говорить о практической пользе математического мышления, то в первую очередь (ведь об этом говорит само его определение) на ум приходит, конечно, то, что оно помогает нам справляться с математическими задачами. Однако истинная его ценность намного больше.
Человек, у которого развито математическое мышление:
Если говорить конкретнее, то умение мыслить, как математик, способствует успехам в учебе, ведь человек привыкает разбивать сложные задачи на более мелкие, удерживать в голове большое количество информации и оперировать ей, справляться с трудностями, выявлять взаимосвязи. Причем все это может пригодиться как в математике, так и в любой другой науке.
Математически мыслящий человек обладает навыком критической оценки информации, ведь окружающая действительность воспринимается им с некоторой долей здорового скептицизма. Это помогает различать правду и вымысел, опираться на факты и доказательства, а не слепо верить тому, что говорят.
Кроме того, математическое мышление помогает в принятии жизненно важных решений. Любая проблема и трудность раскладывается на составляющие, во внимание берутся все вероятные исходы и последствия. А благодаря уверенности в решаемости любых проблем человек охотнее берет на себя ответственность, менее подвержен страхам и сомнениям, может в любой ситуации придумать план действий.
Еще один полезный аспект развитого математического мышления состоит в том, что оно помогает преодолеть злосчастную привычку откладывать дела на потом, нерешительность перед сложными задачами. А все это вместе взятое служит тем самым стержнем, на котором держатся все составляющие успешной, образованной, уверенной в себе и самостоятельной личности. И это самым прямым образом влияет на достигаемые человеком в жизни и работе результаты.
Посмотрите это видео, в котором математик Эдуардо Саенц де Кабезон на конференции TED в остроумной манере рассказывает о пользе математики в жизни.
Таким образом, математическое мышление является навыком, необходимым каждому, кто стремится к достижению высоких целей. Но перед тем как начинать развивать его, необходимо хотя бы в общих чертах понять его природу.
Особенности математического мышления
Ученые уже не один десяток лет пытаются понять, откуда вообще в человеке есть способность к проведению математических вычислений. Для объяснения этого феномена предложены две теории. Смысл первой сводится к тому, что склонность к математике – это побочный эффект появления речи и языка. А вторая говорит, что причиной всему возможность применения интуитивного понимания пространства и времени, причем корни этого понимания тянутся вглубь веков.
Пытаясь понять, какая же теория верна, психологи провели эксперимент, для которого взяли 15 обычных людей и 15 математиков с одним и тем же уровнем образования. Обеим группам предлагали несколько сложных математических и нематематических утверждений, и участники должны были оценить их истинность, ложность или бессмысленность. Во время эксперимента мозг каждого испытуемого сканировался томографом.
В результате выяснилось, что заявления, касавшиеся математических областей (геометрии, алгебры, топологии, анализа и т.д.), возбуждали участки префронтальной, нижневисочной и теменной коры головного мозга только у математиков, но не у второй группы испытуемых. И эти зоны отличались от тех, что активизировались у каждого испытуемого при обработке нематематических утверждений. Вышеназванные зоны «работали» у обычных людей только тогда, когда они решали простейшие арифметические задачи.
С научной точки зрения этот результат объясняется тем, что математическое мышление более высоких уровней задействует нейронную сеть, отвечающую за восприятие времени, пространства и чисел. И эта нейронная сеть отличается от той, что связана с языком. Это приводит нас к выводу, что на развитие математического мышления непосредственно влияет развитие пространственного мышления. Кстати, чтобы понять, как математика взаимодействует с психологией и другими науками, можете почитать книгу «Математическое мышление» выдающегося немецкого математика и физика-теоретика Германа Вейля.
Еще одна особенность математического мышления состоит в том, что в его структуре выделяются несколько пересекающихся подструктур, называемых типами математического мышления (эта идея была предложена кандидатом психологических наук Ильей Яковлевичем Каплуновичем). От того, какой из этих типов доминирует, зависит мыслительная деятельность человека в любой практической ситуации.
Типы математического мышления
Всего можно выделить пять типов математического мышления. Расскажем о них в тезисной форме:
Эти типы математического мышления развиты в каждом человеке в разных пропорциях. У большинства людей преобладает порядковое мышление, причиной чему служит, помимо прочего, стандартная система школьного образования, работающая именно по порядковой схеме.
Определить свой преобладающий тип математического мышления можно при помощи специализированных тестов, которые можно найти в Интернете. Но можно и просто понаблюдать за своими повседневными действиями. Попробуйте, например, описать свою комнату, перечислить все, что в ней есть, а затем оцените свой ответ:
И еще один интересный факт: люди, у которых преобладает один и тот же тип мышления, неосознанно тянутся друг к другу, т.к. им часто сложно понять систему мышления тех, кто от них отличается. Но давайте отойдем от типологии и теории, и уделим внимание основной теме нашей статьи и практической части.
Основываясь на результатах эксперимента, о котором мы рассказывали выше, можно сделать вывод о том, как развить математическое мышление: нужно развивать мышление пространственное. И сейчас мы расскажем о том, как это делается (а в конце статьи предложим несколько рекомендаций по развитию математического мышления вне зависимости от пространственного).
Пространственное мышление: определение и развитие
Пространственное мышление необходимо нам для решения множества задач, которые ставит жизнь. Речь здесь в первую очередь идет о пространственном воображении – способности детализировано представлять трехмерные объекты. С помощью нее мы можем манипулировать любой воображаемой или реальной пространственной структурой, оценивать ее пространственные отношения и свойства, видоизменять ее и создавать новые структуры.
Пространственное мышление является совершенно особым видом деятельности, имеющим огромное значение для решения задач, которые ставят нас перед необходимостью ориентироваться в теоретическом или практическом пространстве. В наиболее развитой форме пространственное мышление – это мышление при помощи образов, в которых фиксируются пространственные отношения и свойства.
Психология уже давно говорит о том, что зачатки пространственного мышления присутствуют с рождения у ничтожно малого количества людей, а потому оно нуждается в развитии. Заниматься этим полезно любому человеку и в любом возрасте. И важно это не только потому, что развивается математическое мышление, но и потому, что такая деятельность обеспечивает нормальное функционирование мозга, служит профилактикой множества заболеваний, вызываемых дефицитом работы нейронов.
Если затронуть конкретно развитие у детей, то пространственное мышление повышает успехи в освоении технических наук и даже изучении литературы, ведь оно позволяет создавать в сознании целые динамические картины, основанные на прочитанных текстах. Соответственно, ребенку становится легче анализировать художественные произведения; повышается интерес к чтению. Ну а о том, что пространственное мышление пригодится на любимых детьми уроках труда и рисования, пожалуй, и говорить не стоит.
Несмотря на то, что в той или иной степени пространственное мышление развивается в человеке с детских лет, уже к подростковому возрасту это развитие останавливается. Но при желании можно самостоятельно его развивать и совершенствовать. Для этого используются специальные упражнения (их можно применять для развития у детей и у взрослых).
Упражнение «Представление»
Задача – просто представлять какие-то объекты. Проще всего – линии и отрезки. Вот несколько примеров:
Упражнение «Угадывание на ощупь»
Возьмите помощника. Закройте глаза и попросите его дать вам в руки какой-нибудь предмет, к примеру, фрукт, ткань, детскую игрушку, пульт от телевизора и т.д. На изучение объекта дается от 15 до 90 секунд (в зависимости от возраста и степени развития пространственного мышления). Отдайте предмет напарнику и скажите, что было у вас в руках.
Упражнение «Копирование»
Задания в этом упражнении постепенно усложняются. Алгоритм такой:
Упражнение «Муха в клетке»
Для начала найдите себе двух помощников. Двое из вас будут выполнять задание, а третий будет следить за игрой и проверять результаты.
Суть упражнения: вместе со своим помощником представьте решетку 9х9 квадратов (у третьего участника должна быть ее графическая схема, но вам ей пользоваться нельзя). В ее правом верхнем углу сидит муха. Определите очередность ходов и по очереди перемещайте муху по квадратам. Обозначайте движения и число клеток.
Например, вы передвигаете муху на 4 клетки вниз. Наблюдающий обозначает ваш ход на своей схеме. Так же он действует с каждым другим ходом. В какой-то момент он говорит: «Стоп», а вы со своим напарником должны сказать, в каком конкретно квадрате находится муха.
Победителем будет тот, кто даст правильный ответ (его должен подтвердить наблюдающий). Кстати, если хотите усложнить игру, можете изменить количество клеток решетки (она не обязательно должна быть симметричной).
В дополнение к этим упражнениям можно использовать и другие методы.
Схемы и чертежи
Опираясь на какой-то наглядный материал (или без него), например, на предметы в своей комнате, составляйте их планы, схемы и чертежи. Если взять комнату, то в ее плане должны присутствовать все предметы и их схемы. С тем же успехом можно рисовать чертежи зданий, магазинов, автомобилей и т.д.
Оригами и 3D-паззлы
Поищите в Интернете самоучители по оригами и учитесь складывать из бумаги различные фигурки. Также для этого подходят 3D-паззлы, которые можно купить в любом книжном магазине.
В начале работы представляйте желаемые фигуры и старайтесь определять необходимый порядок действий. Задания лучше всего усложнять:
Графические тренажеры
Сегодня есть множество графических тренажеров, созданных специально для развития пространственного мышления. В качестве примера мы взяли несколько изображений из книги известного детского педагога Израиля Зиновьевича Постоловского «Тренировка образного мышления».
Вот такими могут быть задания:
Это всего лишь несколько способов, как развить пространственное мышление, и при желании в Интернете можно найти немалое количество других упражнений и игр.
Теперь же давайте немного отстранимся от пространственного мышления и вернемся к математическому. Ниже мы приводим несколько рекомендаций по его развитию у детей и у взрослых.
Рекомендации по развитию математического мышления
Для развития математического мышления полезно заниматься развитием логики и как можно больше работать с цифрами. В первую очередь при необходимости любых вычислений в повседневной жизни старайтесь производить их в уме – без использования калькулятора.
Учитывая склонность мозга к тому, чтобы чаще не думать, чем думать, стремитесь активизировать активность интеллекта. Выполняйте специальные задачи и упражнения на логику, играйте в математические игры, решайте головоломки, ребусы и кроссворды, играйте в шахматы, пользуйтесь онлайн-тренажерами и тестами.
Обязательно правильно питайтесь, чтобы в ваш организм поступали все нужные ему витамины, минералы и микроэлементы. Чередуйте умственную деятельность с физическими нагрузками, т.к. физические упражнения позволяют мозгу отдохнуть, а также способствуют выработке организмом полезных гормонов.
А говоря о детском развитии, заметим, что развивать математический склад ума необходимо уже с малых лет. Оптимальным возрастом для начала занятий считается период от 1 до 3 лет, т.к. позже намного удобнее работать с уже частично сформированной у ребенка математической базой и развивать ее, нежели постигать азы.
Чтобы привить ребенку интерес к математике, нужно делать так, чтобы он воспринимал ее не как скучную прикладную науку, а как интересное занятие. Для этого полезно как можно чаще задавать разные задачки, использовать игрушки, считалки, активные игры на математическую тему, демонстрировать наглядные примеры простейших математических вычислений и их полезность. Правильное питание и физические нагрузки относятся и к детям тоже, причем даже больше, чем к взрослым.
Помимо прочего, предлагаем вам почитать наши статьи «Как объяснить ребенку математику?» и «Уроки математики для малышей», а также книгу «Как обучить вашего малыша математике» Гленна и Джанет Доман. А для вашей личной пользы советуем почитать книги «Математическое мышление» (Герман Вейль) и «Думай как математик» (Барбара Оакли) и посмотреть видео от российского математика и физика Алексея Семихатова о связи математики и интуиции.
Желаем вам удачи в обучении, и пусть математическое мышление помогает вам не только решать примеры, но и добиваться успехов в жизни!
«Пока это все очень плохо понято»: как математические способности связаны с успешностью
Почему математические способности помогают добиться успеха в жизни, как когнитивные исследования меняют систему образования, бывает ли тревожность полезна и зачем изучать одаренных детей, рассказывает профессор Томского государственного университета и Голдсмитского колледжа (Лондон, Великобритания) Юлия Ковас.
— Одна из центральных тем ваших исследований – математические способности. Как они влияют на жизнь?
— Есть исследования, которые показывают, что люди, которым математика хорошо давалась в школе, в среднем более успешны в жизни по общепринятым критериям – получают ту работу, которую хотят, заработок, социальные показатели. Есть даже статистика, что у этих людей меньше проблем с антисоциальным поведением. Связь значимая, но не очень сильная, поэтому вполне можно очень плохо учиться по математике и преуспеть, никто такой возможности не исключает. Но в среднем есть такая взаимосвязь.
— С чем это может быть связано?
– Прежде всего это может означать, что у человека, который учится по математике хорошо, часто и по другим предметам хорошие отметки. Но даже с учетом уровня интеллекта все равно была найдена слабая, но значимая связь между математическими способностями и успешностью в жизни. Чем это может объясняться? Возможно, это востребованность в тех областях человеческой деятельности, где нужна математика.
Второе объяснение — сама математика, ее постижение положительно влияет на когнитивные процессы, например, на логику, на развитие абстракции, на определенный подход к решению проблем и задач, которые распространяются гораздо шире, чем сама математика. Это пока мало изученные области, но все больше и больше ученые понимают, что математика важна не только с точки зрения того, что вы научитесь считать, а она развивает наше мышление вообще.
Кроме того, есть много исследований, которые показывают, что общество, в котором математическое знание находится на высоком уровне, экономически более успешно. Даже небольшой сдвиг в положительную сторону в этом отношении выливается большими экономическими благами для общества. Математика важна, как на нее ни посмотри.
— Что сегодня уже известно о том, какие механизмы влияют на математические способности?
— На математические способности влияют и гены, и среда. Сейчас уже многое известно, например, о том какие нейронные сети включены в различные аспекты обработки математической обработки. Они разные, как и математические процессы. Какое-то математическое знание завязано на языковых функциях, а какое-то — на пространственных, и все это отражается в мозге. Когда мы говорим о развитии в математике, здесь задействовано очень много механизмов, процессов.
Если мы говорим о школьниках, то до 60% индивидуальных различий между людьми в способностях к математике объясняются различием в их геномах. В то же время это оставляет большую роль для средовых факторов. Кроме того, гены взаимодействуют со средой. Даже если у нас с вами есть какие-то одинаковые геномные участки, которые вносят вклад в математику, это тоже не значит, что у нас будут похожие способности, потому что, например, в какой-то среде мои гены могут получить возможность для своей экспрессии, а в какой-то среде у них нет не будет «пищи».
Очень часто принято упрощать, говоря, что если родители занимаются с тобой математикой, то у тебя будет лучше с математикой, а если не занимаются, то будет хуже. На самом деле, возможно, у родителей, которые занимаются с детьми математикой, просто больше способностей в этой области. Таким образом здесь уже присутствует генно-средовая корреляция, те же самые родители передали не только среду, но и гены. Понять это, учесть, индивидуализировать процесс будет очень важно. Есть определенное количество людей с математическими способностями, которые не выбирают ее, избегают, не любят по причине, не связанной конкретно с математическими операциями, а связаны с какими-то эмоциональными процессами.
— То есть когнитивные исследования в этом направлении могут вообще перевернуть все представления об образовании?
— Сейчас одна из самых больших проблем в образовании состоит в том, что существует много гипотез и мнений по поводу того, как разные факторы влияют на процессы обучения. Но на самом деле пока мы очень мало знаем о том, что и на что влияет и в какой момент развития. Например, изначальные успехи в математике могут усилить интерес к ней, а потом этот интерес может положительно повлиять на дальнейшее обучение. Пока это все очень плохо понято, и я считаю, что задача когнитивных наук, в том числе, состоит в том, чтобы разобраться в причинно-следственных связях. Я думаю, что образование — это, конечно, великое достижение цивилизации, но оно будет улучшаться именно за счет того, что мы как можно глубже и лучше поймем процессы причинно-следственных связей в развитии. Пока очень много мнений «мне кажется», «я считаю», «я уверен», которые не подтверждаются эмпирическими исследованиями.
— Если для когнитивных наук задача — понять причинно-следственные связи, в этом контексте лично для вас, как для ученого, какой вопрос главный?
— Для меня главный вопрос: почему люди отличаются друг от друга по своим когнитивным способностям? Он глобальный, люди веками уже пытаются ответить. Мы постоянно приближаемся к разгадке на микроскопический шаг. Это вызов, понять, почему в одной стране, в одном городе, в одной школе, в одном классе существует огромный разброс когнитивных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных процессов.
— Расскажите о самых интересных гипотезах в области когнитивных исследований.
— Сейчас в мировом научном сообществе есть ряд вопросов, по которым мы пришли в тупик. Я приведу один пример, который меня очень вдохновляет, — это линейные и нелинейные связи. Коллеги сделали много выводов о психологических процессах на основе одних корреляций. Например, то, что математическая тревожность негативно коррелирует с успешностью. Когда мы постепенно стали изучать более способных людей на более сложных уровнях математики, выяснилось, что зависимость нелинейная.
Скорее всего, существуют какие-то оптимальные уровни тревожности. Если она очень-очень высокая, то это плохо, но если она очень низкая, то это тоже плохо. Видимо, для какого-то драйва, успешности, освоения чего-то необходим элемент тревожности. Проверяя одновременно несколько переменных, мы также выяснили, что если у вас очень высокий уровень тревожности и при этом высокий уровень мотивации, то они каким-то образом могут вместе взаимодействовать и приводить к положительным результатам. Это пример нелинейной связи. Вот это меня очень вдохновляет. Мы сейчас понимаем, какие исследования нужны, какие переменные нужно включать, чтобы сделать действительно важные, полезные выводы, которые до нас были не сделаны.
— И какие именно исследования сейчас нужны?
— Сейчас совершенно ясно, что если у вас обычная выборка, то вы можете не увидеть этих паттернов и сделать неправильные выводы. Представьте, мы основываемся на неправильных выводах, что тревожность – это плохо, вводятся программы по снижению тревожности, они работают, но при этом вы достигаете прямо противоположного результата. Такие исследования покажут нам что, как и с кем индивидуализированно можно делать.
— То есть сейчас перед вами есть некая задача собрать пул одаренных людей?
— Существует много вопросов о взаимосвязи умственных способностей и эмоций, личностных характеристик и интеллекта. Собирать эту выборку по разным школам, университетам, городам сложно, поэтому здесь важная доля исследований будет проходить в лаборатории когнитивных и междисциплинарных исследований в образовательном центре «Сириус». Подразумевается, что мы будем как собирать много данных у большого количества школьников, показывающих незаурядные способности, так и организовывать подпроекты, которые будут глубже изучать какие-то конкретные группы школьников.
Мы сформулировали более 100 гипотез, которые будем проверять. Для проверки каждой гипотезы нужны конкретные методы, но общий вопрос состоит в том, почему люди так сильно различаются по своим мыслительным способностям, достижениям, это тот междисциплинарный вопрос, на который мы стараемся ответить. И поможет нам как раз уникальная выборка. Мы начинаем изучать процессы не отдельно друг от друга, а во взаимодействии, применяя такие методы математической обработки данных, которые позволяют увидеть те процессы, которые до сих пор скрывались от нас.
— Есть уже первые результаты?
— Мы приближаемся к этапу, когда можно будет первые результаты публиковать. В психологии и в когнитивных науках в частности, несколько лет назад произошел кризис, связанный с проблемой репликации результатов исследований. Результаты публиковались, люди их учитывают, ссылаются на них, применяют, а потом оказывается, что работа выполнена с погрешностью какого-то конкретного исследования и результаты не воспроизводятся. Сейчас мы строго подходим к проблеме репликации, поэтому перед тем, как мы что-то будем публиковать, мы пройдем несколько стадий репликации своих результатов в партнерстве с другими центрами. Будут статьи с исследованием пространственных способностей, креативности, творческих способностей, характеристик личности, эмоциональной регуляции, и самое главное, что нам больше всего интересно, взаимосвязи между всеми этими показателями.
— На саммите «Большие вызовы для общества, государства и науки», который прошел в октябре в Сочи, отдельный трек был посвящен когнитивным исследованиям. Я не ошибусь, если скажу, что в последнее время термин «когнитивные исследования» упоминается гораздо чаще, этим исследованиям уделяется больше внимания, появляется больше научных групп в этой сфере? Почему именно сейчас происходит этот всплеск?
— Да, это так. Очень часто сегодня используются модные термины, но не всегда до конца понятно, что за ними стоит. Когнитивные науки – это междисциплинарная область, в которой процессы, связанные с мышлением, могут изучаться и на генетическом уровне, и на уровне нейронных связей, и на уровне психологических процессов, таких как память, внимание, и так далее. То есть это очень многогранная область, и более того, сегодня совершенно ясно, что когнитивные процессы можно изучать только в контексте других процессов, например, эмоциональных, мотивационных, которые напрямую к когнитивным способностям не относятся, но связаны с ними. Поэтому очень трудно отделить когнитивное от не-когнитивного. Более оптимистичное утверждение: я считаю, что расцвет когнитивных наук именно сегодня связан с тем, что появились новые методы анализа данных, и инструменты нейровизуализации, и новые знания о генетике, которые как бы новую кровь вливают в поиск ответов на эти старые вопросы об умственных способностях человека.
— Как это может отразиться на нашей будущей жизни?
— Все время появляется новое знание, которое нужно интегрировать, ассимилировать, интерпретировать и дальше продвигаться. Помогают ли эти знания на практике? Да. Например, дислексия совершенно недавно стала диагностироваться, до этого на таких людей накладывали жуткие стигмы, называли их ленивыми. Сегодня мы понимаем, что при определенной поддержке мы позволяем людям использовать свой интеллектуальный потенциал и быть успешными в самых разных областях. Эти знания – это достижение огромного количества исследований в самых разных областях, смежных с когнитивными науками. Знания проникают в нашу жизнь постепенно. Это не так, что сегодня мы что-то узнаем, завтра дадим новый учебник и все будет прекрасно. Это та область знания, в которой прорыв случится ступенчатым действием. Все время знание немножко улучшается, накапливается. Сейчас уже ясно, что процессов, участвующих в когнитивных способностях, очень много. В данном случае мы можем нащупать какой-то процесс, который может внести совсем небольшое изменение, например, улучшить немножко рабочую память, но у всех. То есть даже небольшие изменения могут привести к категорически новому состоянию общества.