Математическое ожидание и дисперсия что это
Числовые характеристики распределения вероятностей. Математическое ожидание, дисперсия и стандартное отклонение
п.1. Закон распределения дискретной случайной величины
п.2. Математическое ожидание
Свойства математического ожидания
1) Размерность математического ожидания равна размерности случайной величины.
2) Математическое ожидание может быть любым действительным числом: положительным, равным 0, отрицательным.
3) Математическое ожидание постоянной величины равно этой постоянной:
4) Математическое ожидание суммы независимых случайных величин равно сумме математических ожиданий:
5) Математическое ожидание произведения двух независимых случайных величин равно произведению математических ожиданий:
6) Постоянный множитель можно вынести за знак математического ожидания:
Например:
Пусть в результате экспериментов получено следующее распределение случайной величины X – числа появления белых шаров (см. пример 1, §40 данного справочника):
Число белых шаров, xi | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
pi | \(\mathrm | \(\mathrm | \(\mathrm | \(\mathrm | \(\mathrm | \(\mathrm |
0,0074 | 0,0618 | 0,2060 | 0,3433 | 0,2861 | 0,0954 |
Найдём математическое ожидание для данного распределения:
п.3. Дисперсия
Свойства дисперсии
1) Размерность дисперсии равна квадрату размерности случайной величины.
2) Дисперсия может быть любым неотрицательным действительным числом.
3) Дисперсия постоянной величины равна нулю:
4) Дисперсия суммы независимых случайных величин равна сумме дисперсий:
5) Постоянный множитель можно вынести за знак дисперсии:
Например:
Продолжим исследование и найдём дисперсию для распределения случайной величины X – числа появления белых шаров. Составим расчётную таблицу:
Получаем: D(X) = 10,9375 – 3,125 2 ≈ 1,1719.
п.4. Среднее квадратичное отклонение
Свойства СКО
1) Размерность СКО равна размерности случайной величины.
2) СКО может быть любым неотрицательным действительным числом.
3) СКО постоянной величины равно нулю:
4) Постоянный множитель можно вынести за знак СКО:
п.5. Правило трёх сигм
Большое количество случайных величин, измеряемых в экспериментах (например, в школьных лабораторных работах), имеет так называемое нормальное распределение.
В частности, при больших n, биномиальное распределение можно с хорошей точностью описывать как нормальное с M(X) = np и \(\mathrm<\sigma(X)=\sqrt
График плотности нормального распределения p(x) похож на колокол, с максимумом, соответствующим M(X) = Xcp – среднему значению измеряемой величины.
Величина СКО σ(X) характеризует степень отклонения X от среднего значения M(X).
п.6. Примеры
Пример 1. Найдите математическое ожидание, дисперсию и СКО при бросании кубика.
Закон распределения величины X – очки на верхней грани при бросании кубика и расчётная таблица:
Пример 2*. Найти математическое ожидание, дисперсию и СКО суммы очков при бросании двух кубиков.
Пример 3*. Докажите, что в опытах по схеме Бернулли математическое ожидание M(X)=np, а дисперсия D(X)=npq.
Проведем один опыт. В нём может быть только два исхода: «успех» и «неудача».
Составим расчётную таблицу:
Мат.ожидание первого опыта \(\mathrm _ Пример 4. 100 канцелярских кнопок высыпали на стул. Вероятность, что кнопка упала острием вверх, равна 0,4. Найдите среднее количество, дисперсию и СКО для числа кнопок, упавших острием вверх. Найдите интервал оценки для количества этих кнопок по правилу «трёх сигм». По условию n = 100, p = 0,4. Пример 5*. В тесте 10 задач с 4 вариантами ответов. Ответы выбираются наугад. Постройте распределение величины X = «количество угаданных ответов», найдите числовые характеристики этого распределения. Вероятность угадать хотя бы один ответ: \begin Второй раздел по теории вероятностей посвящён случайным величинам, которые незримо сопровождали нас буквально в каждой статье по теме. И настал момент чётко сформулировать, что же это такое: Случайной называют величину, которая в результате испытания примет одно и только одно числовое значение, зависящее от случайных факторов и заранее непредсказуемое. Случайные величины, как правило, обозначают через *, а их значения – соответствующими маленькими буквами с подстрочными индексами, например, . * Иногда используют , а также греческие буквы Пример встретился нам на первом же уроке по теории вероятностей, где мы фактически рассмотрели следующую случайную величину: – количество очков, которое выпадет после броска игрального кубика. В результате данного испытания выпадет одна и только грань, какая именно – не предсказать (фокусы не рассматриваем); при этом случайная величина может принять одно из следующий значений: . – количество мальчиков среди 10 новорождённых. Совершенно понятно, что это количество заранее не известно, и в очередном десятке родившихся детей может оказаться: , либо мальчиков – один и только один из перечисленных вариантов. И, дабы соблюсти форму, немного физкультуры: – дальность прыжка в длину (в некоторых единицах). Её не в состоянии предугадать даже мастер спорта 🙂 Тем не менее, ваши гипотезы? Коль скоро речь идёт о множестве действительных чисел, то случайная величина может принять несчётно много значений из некоторого числового промежутка. И в этом состоит её принципиальное отличие от предыдущих примеров. Таким образом, случайные величины целесообразно разделить на 2 большие группы: 1) Дискретная (прерывная) случайная величина – принимает отдельно взятые, изолированные значения. Количество этих значений конечно либо бесконечно, но счётно. …нарисовались непонятные термины? Срочно повторяем основы алгебры! 2) Непрерывная случайная величина – принимает все числовые значения из некоторого конечного или бесконечного промежутка. Примечание: в учебной литературе популярны аббревиатуры ДСВ и НСВ Сначала разберём дискретную случайную величину, затем – непрерывную. – это соответствие между возможными значениями этой величины и их вероятностями. Чаще всего закон записывают таблицей: А теперь очень важный момент: поскольку случайная величина обязательно примет одно из значений , то соответствующие события образуют полную группу и сумма вероятностей их наступления равна единице: или, если записать свёрнуто: Так, например, закон распределения вероятностей выпавших на кубике очков имеет следующий вид: Возможно, у вас сложилось впечатление, что дискретная случайная величина может принимать только «хорошие» целые значения. Развеем иллюзию – они могут быть любыми: Некоторая игра имеет следующий закон распределения выигрыша: Найти …наверное, вы давно мечтали о таких задачах 🙂 Открою секрет – я тоже. В особенности после того, как завершил работу над теорией поля. Решение: так как случайная величина может принять только одно из трёх значений, то соответствующие события образуют полную группу, а значит, сумма их вероятностей равна единице: Разоблачаем «партизана»: Контроль: , в чём и требовалось убедиться. Ответ: Не редкость, когда закон распределения требуется составить самостоятельно. Для этого используют классическое определение вероятности, теоремы умножения / сложения вероятностей событий и другие фишки тервера: В коробке находятся 50 лотерейных билетов, среди которых 12 выигрышных, причём 2 из них выигрывают по 1000 рублей, а остальные – по 100 рублей. Составить закон распределения случайной величины – размера выигрыша, если из коробки наугад извлекается один билет. Решение: как вы заметили, значения случайной величины принято располагать в порядке их возрастания. Поэтому мы начинаем с самого маленького выигрыша, и именно рублей. Всего таковых билетов 50 – 12 = 38, и по классическому определению: С остальными случаями всё просто. Вероятность выигрыша рублей составляет: И для : Проверка: – и это особенно приятный момент таких заданий! Ответ: искомый закон распределения выигрыша: Следующее задание для самостоятельного решения: Вероятность того, что стрелок поразит мишень, равна . Составить закон распределения случайной величины – количества попаданий после 2 выстрелов. …я знал, что вы по нему соскучились 🙂 Вспоминаем теоремы умножения и сложения. Решение и ответ в конце урока. Закон распределения полностью описывает случайную величину, однако на практике бывает полезно (а иногда и полезнее) знать лишь некоторые её числовые характеристики. Говоря простым языком, это среднеожидаемое значение при многократном повторении испытаний. Пусть случайная величина принимает значения с вероятностями соответственно. Тогда математическое ожидание данной случайной величины равно сумме произведений всех её значений на соответствующие вероятности: или в свёрнутом виде: Вычислим, например, математическое ожидание случайной величины – количества выпавших на игральном кубике очков: очка В чём состоит вероятностный смысл полученного результата? Если подбросить кубик достаточно много раз, то среднее значение выпавших очков будет близкО к 3,5 – и чем больше провести испытаний, тем ближе. Собственно, об этом эффекте я уже подробно рассказывал на уроке о статистической вероятности. Теперь вспомним нашу гипотетическую игру: Возникает вопрос: а выгодно ли вообще играть в эту игру? …у кого какие впечатления? Так ведь «навскидку» и не скажешь! Но на этот вопрос можно легко ответить, вычислив математическое ожидание, по сути – средневзвешенный по вероятностям выигрыш: , таким образом, математическое ожидание данной игры проигрышно. Не верь впечатлениям – верь цифрам! Да, здесь можно выиграть 10 и даже 20-30 раз подряд, но на длинной дистанции нас ждёт неминуемое разорение. И я бы не советовал вам играть в такие игры 🙂 Ну, может, только ради развлечения. Из всего вышесказанного следует, что математическое ожидание – это уже НЕ СЛУЧАЙНАЯ величина. Творческое задание для самостоятельного исследования: Мистер Х играет в европейскую рулетку по следующей системе: постоянно ставит 100 рублей на «красное». Составить закон распределения случайной величины – его выигрыша. Вычислить математическое ожидание выигрыша и округлить его до копеек. Сколько в среднем проигрывает игрок с каждой поставленной сотни? Справка: европейская рулетка содержит 18 красных, 18 чёрных и 1 зелёный сектор («зеро»). В случае выпадения «красного» игроку выплачивается удвоенная ставка, в противном случае она уходит в доход казино Существует много других систем игры в рулетку, для которых можно составить свои таблицы вероятностей. Но это тот случай, когда нам не нужны никакие законы распределения и таблицы, ибо доподлинно установлено, что математическое ожидание игрока будет точно таким же. От системы к системе меняется лишь дисперсия, о которой мы узнаем во 2-й части урока. Но прежде будет полезно размять пальцы на клавишах калькулятора: Случайная величина задана своим законом распределения вероятностей: Найти , если известно, что . Выполнить проверку. Тогда переходим к изучению дисперсии дискретной случайной величины, и по возможности, ПРЯМО СЕЙЧАС!! – чтобы не потерять нить темы. Пример 3. Решение: по условию – вероятность попадания в мишень. Тогда: Составим – закон распределения попаданий при двух выстрелах: – ни одного попадания. По теореме умножения вероятностей независимых событий: – одно попадание. По теоремам сложения вероятностей несовместных и умножения независимых событий: – два попадания. По теореме умножения вероятностей независимых событий: Проверка: 0,09 + 0,42 + 0,49 = 1 Ответ: Примечание: можно было использовать обозначения – это не принципиально. Пример 4. Решение: игрок выигрывает 100 рублей в 18 случаях из 37, и поэтому закон распределения его выигрыша имеет следующий вид: Пример 5. Решение: по определению математического ожидания: Выполним проверку: Ответ: Автор: Емелин Александр (Переход на главную страницу) Zaochnik.com – профессиональная помощь студентам cкидкa 15% на первый зaкaз, прoмoкoд: 5530-hihi5 Tutoronline.ru – онлайн репетиторы по математике и другим предметам
Общее число успехов при n опытах складывается из числа успехов при каждом опыте, т.е. \(\mathrm
По свойству мат.ожидания суммы независимых событий: \begin
По свойству дисперсии суммы независимых событий: \begin
Для каждой кнопки может быть два исхода: упасть острием вверх или вниз.
Таким образом, это испытание Бернулли с биномиальным распределением случайной величины. \begin
Ответ: \(\mathrm
Найдите интервал оценки для количества угаданных ответов по правилу «трёх сигм».
Какова вероятность угадать хотя бы 1 ответ? Хотя бы 5 ответов? Угадать все 10 ответов?\(\mathrm \(\mathrm \(\mathrm<3^k>\) \(\mathrm \(\mathrm \(\mathrm \(\mathrm 0 1 1 0,0563135 0,0000000 0 0,0000000 1 10 3 0,1877117 0,1877117 1 0,1877117 2 45 9 0,2815676 0,5631351 4 1,1262703 3 120 27 0,2502823 0,7508469 9 2,2525406 4 210 81 0,1459980 0,5839920 16 2,3359680 5 252 243 0,0583992 0,2919960 25 1,4599800 6 210 729 0,0162220 0,0973320 36 0,5839920 7 120 2187 0,0030899 0,0216293 49 0,1514053 8 45 6561 0,0003862 0,0030899 64 0,0247192 9 10 19683 0,0000286 0,0002575 81 0,0023174 10 1 59049 0,0000010 0,0000095 100 0,0000954 Σ 1 2,5 8,125
Вероятность угадать хотя бы 5 ответов: \begin
Вероятность угадать все 10 ответов: p10≈ 0,000001. Шанс – один из миллиона.Случайные величины. Дискретная случайная величина.
Математическое ожидание Закон распределения дискретной случайной величины
Довольно часто встречается термин ряд распределения, но в некоторых ситуациях он звучит двусмысленно, и поэтому я буду придерживаться «закона».
– таким образом, вероятность выигрыша условных единиц составляет 0,4.
– вероятность того, что наудачу извлечённый билет окажется безвыигрышным.Математическое ожидание дискретной случайной величины
– вероятность промаха.
Вычислим математическое ожидание:
Таким образом, с каждой поставленной сотни игрок в среднем проигрывает 2,7 рубля.
поменяем части местами и проведём упрощения:
таким образом:
, что и требовалось проверить.