Математика 5 класс что такое луч отрезок прямая
Математика. 5 класс
Конспект урока
Прямая, луч, отрезок
Перечень рассматриваемых вопросов:
— понятия «прямая», «луч», «отрезок»;
— отличия прямой, луча, отрезка;
— прямая, луч, отрезок на чертежах, рисунках и моделях.
Отрезок – часть прямой, ограниченный двумя точками.
Концы отрезка – точки, ограничивающие отрезок.
Никольский С. М. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. – М.: Просвещение, 2017. – 272 с.
1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5 класс.// П. В. Чулков, Е. Ф.Шершнёв, О. Ф. Зарапина. – М.: Просвещение, 2009.–142 с.
2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 классы.// И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин.– М.: Просвещение, 2014. – 95 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Основными геометрическими фигурами принято считать плоскость, прямую и точку, все остальные фигуры образуются из них или их частей, поясним сказанное на примерах. Начнём с того, что различные геометрические фигуры располагаются на плоскости. Представление о плоскости даёт нам, например, поверхность стола или школьной доски. Стоит отметить, что эти поверхности имеют края. У плоскости нет краёв. Она безгранично простирается во всех направлениях.
Введём ещё одно понятие – прямая. Её обозначают малой латинской буквой (например, а) или двумя заглавными буквами (например, АВ, если на прямой отмечены соответствующие точки).
Стоит заметить, что прямая линия не имеет ни начала, ни конца, поэтому её изображение можно продолжить в обе стороны. Две различные прямые могут иметь только одну общую точку, в этом случае говорят, что прямые пересекаются.
Две различные прямые на плоскости могут и не пересекаться, сколько бы их не продолжали, такие прямые называют параллельными.
Параллельные прямые можно легко построить с помощью линейки и угольника, передвигая его вдоль линейки так, как показано на рисунке.
Через любые две точки можно провести только одну прямую.
Выполним построение. Для этого отметим две точки А и В и проведём через эти точки прямую b.
Провести через точки А и В другую прямую, отличную от прямой b, нельзя.
Используя прямую и точку в виде деталей геометрического конструктора, можно создавать новые геометрические объекты.
Например, начертим прямую с и отметим на ней точку А. Точка А разделила прямую на две части.
Каждую из этих частей называют лучом, исходящим из точки А.
Итак, луч – это прямая линия, которая имеет начало, но не имеет конца.
Луч следует обозначать двумя заглавными буквами латинского алфавита, при этом на первое место надо ставить обозначение начала луча. Например, АВ, как в нашем случае, где точка А – начало луча.
Переставлять буквы в названии луча нельзя.
Теперь рассмотрим ещё одно важное геометрическое понятие – отрезок.
Отрезком называют часть прямой между двумя точками. Отрезок обозначают АВ или ВА. При этом точки А и В называют концами отрезка АВ.
В отличие от луча, в названии отрезка переставлять буквы допустимо, поэтому его можно обозначить как АВ, так и ВА.
Заметим, что два отрезка называются равными, если они совмещаются при наложении.
Итак, сегодня мы познакомились с понятиями прямая, луч, отрезок, как одними из основополагающих понятий в геометрии.
Помимо геометрии, мы можем встретить слово «луч» и в других научных областях.
Разбор решения заданий тренировочного модуля
№ 1. Тип задания: добавление подписей к изображениям.
Разместите нужные подписи к изображениям.
Для выполнения задания обратитесь к теоретическому материалу урока.
№ 2. Тип задания: подстановка элементов в пропуски в тексте.
Вставьте в текст нужные слова.
Через__________ две____________ можно провести только одну _________.
Слова: любые; точки; прямую; ломаную.
Правильный ответ: через любые две точки можно провести только одну прямую.
Плоскость, прямая линия, луч
Плоскость в математике можно сравнить с другими плоскостями, которые окружают нас в повседневной жизни: школьная доска, лист бумаги, экран планшета или смартфона и т.д. На них мы можем легко обозначить точки и линии, которые мы изучали на предыдущем уроке. На школьной доске мы это делаем мелом или фломастером, на листе бумаги можем нарисовать их ручкой, карандашом, фломастером; когда мы прокручиваем окно сайта или приложения на смартфоне, мы проводим на экране пальцем линию, когда переходим по ссылкам – ставим на его плоскости точку.
Но эти примеры плоскостей из жизни имеют свои размеры и границы, они конечные, их можно измерять.
Плоскость – это воображаемая абсолютно ровная и неизменяемая поверхность, которая не имеет толщины, но обладает бесконечными длиной и шириной.
Плоскость нельзя измерять, потому что она бесконечная.
Плоскость нельзя согнуть, в каком бы положении она ни находилась.
Все объекты и фигуры, которые изучаются в курсе математики 5 класса, находятся на плоскости.
Прямая линия
Прямая линия – абсолютно ровная линия, которая длится бесконечно в обе стороны, и на всем ее протяжении не изгибается и не преломляется.
Обозначение прямой
Например, на рисунке 1 обозначены такие прямые:
Рис. 1 Обозначение прямой линии
Рис. 2 Обозначение прямой с несколькими точками
Некоторые свойства прямой
Две точки, лежащие на одной прямой, создают отрезок этой прямой.
Через две любые точки на плоскости можно провести единственную прямую.
Рис. 3 Отрезок на прямой
Две разные прямые могут пересекаться или не пересекаться.
Две прямые пересекаются в том случае, если у них есть общая точка.
Рис. 5 Пересечение прямых
Более подробно об этих и других свойствах прямой написано в уроке геометрии 7 класса.
Луч – это часть прямой, которая начинается в определенной точке и длится бесконечно в одну сторону.
Рис. 6 Деление прямой линии точкой
У луча есть начало, но нет конца. От прямой луч отличается тем, что луч бесконечно продолжается только в одну сторону.
Свое название этот математический объект получил по аналогии с лучом света, который имеет начало (источник света), но определенного конца у него нет.
Обозначение луча
Луч, как и прямую, обозначают двумя способами.
Рис. 7 Обозначение луча
На рисунке 2 приведены примеры обозначения луча:
Луч имеет второе название – полупрямая.
Рис. 8 Дополнительные друг другу и совпадающие лучи
На рисунке 8 видно, что:
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.6 / 5. Количество оценок: 22
Конспект урока по математике «Прямая, луч, отрезок» (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План-конспект урока математики № 45
Учитель: Кольцова Н.А.
Прямая, луч, отрезок
Урок усвоения новых знаний, умений и навыков
Место урока в разделе:
Первый урок в теме «Измерение величин»
Формы работы на уроке
Фронтальная, групповая, индивидуальная
(ориентированные на достижение предметных результатов обучения)
Ввести понятия «плоскость», «луч», «прямая», «отрезок»; установить свойства изучаемых объектов; научить строить и распознавать данные фигуры.
развивающие (ориентированные на достижение метапредметных результатов обучения)
Развивать внимание, память, образное мышление; формировать самостоятельность и коммуникативность; создавать условия для проявления познавательной активности.
воспитательные (ориентированные на достижение личностных результатов обучения)
Воспитывать умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Поиск и выделение необходимой информации;
анализ объектов с целью выделения признаков; выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действий.
Прогнозирование своей деятельности; планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.
Умение слушать и вступать в диалог; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Установление связи между целью деятельности и ее мотивом; проявление внимания и терпения; проявление доброжелательности в дискуссии, доверия к собеседнику.
I .Организационный момент
Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку.
II . Мотивация учебной деятельности
1. Сообщение темы (устный счет).
Решив все примеры и расположив ответы в порядке возрастания, вы сможете прочитать три слова, которые являются темой нашего урока (прямая, луч, отрезок).
2. Формулирование цели урока.
3. Актуализация опорных знаний, полученных в начальной школе.
( Вспомнить понятия точки, прямой, отрезка)
III . Восприятие и первичное осознание нового материала
1. Определение плоскости.
Поверхность стола, стена, классная доска, оконное стекло могут служить примером части плоскости. Всю плоскость невозможно изобразить потому, что она бесконечна, но ее можно представить себе (привести примеры части плоскости).
2. Определение и обозначение прямой.
— прямая не имеет ни начала, ни конца – она бесконечна;
— прямую обозначают одной строчной латинской буквой или двумя заглавными;
— через любые две точки можно провести только одну прямую;
— две прямые на плоскости могут пересекаться или быть параллельными.
3. Определение луча.
Точка А, лежащая на прямой, делит ее на две части. Каждую их этих частей называют лучом с началом в точке А, обозначают луч двумя заглавными буквами.
4. Определение отрезка.
— определение равных отрезков.
IV . Первичное применение новых знаний
Решение упражнений №342, 354, 355, 356, 359.
VI . Применение знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков
1. Фронтальный опрос (1 группа):
— Перечислите все отрезки, изображенные на рисунке.
2. Индивидуальная работа по карточкам (2 группа):
Тест ( Приложение 1 ).
Сообщение домашнего задания:
Прочитать п.2.1. стр. 77-79, выполнить №353,357 – 1 группа;
— Сегодня на уроке я научился…
— Мне было интересно…
— Больше всего мне понравилось…
— Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…
Как правильно записать обозначение луча?
Сколько лучей на рисунке?
Какие из обозначенных точек не лежат на луче АС?
Какая из фигур, изображенных на рисунке, является прямой?
Укажите пару пересекающихся фигур.
А) отрезок ОА и прямая СD
Б) луч КР и прямая ВМ
Г) луч КР и отрезок ОА
Что является общей частью лучей АС и ВС?
Пересекаются ли прямые CD и АВ?
Пересекаются ли лучи АВ и СD?
9. Обозначьте все точки пересечения прямых, продолжив их, если нужно. На сколько частей разделилась плоскость?
Дата____________________ ФИ _____________________________________ Класс__________
Технологическая карта урока
Приветствие; проверка готовности класса к уроку; организация внимания.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Прогнозирование своей деятельности
Умение слушать и вступать в диалог
Умение выделять нравственный аспект поведения
Мотивация учебной деятельности
Вместе с учениками определяет тему урока (Слайд 2-3).
Вспомнить понятия точки, прямой, отрезка, полученные ранее.
Задает учащимся наводящие вопросы
Выполняют задание, решая примеры.
Записывают тему урока в тетрадь.
Участвуют в определении цели урока.
Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.
Поиск и выделение необходимой информации.
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Выделение и осознание того, что уже пройдено.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог
Установление связи между целью деятельности и ее мотивом
Восприятие и первичное осознание нового материала
Знакомит учащихся с определением плоскости, прямой, луча, отрезка.
Задает вопросы, подводящие к определению понятий (Слайды 6-10)
Слушают, задают вопросы.
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Умение слушать и вступать в диалог
Проявление внимания и терпения
Первичное применение новых знаний
Решают упражнения из учебника №342, 354, 355, 356, 359.
Выполняют задания, отвечая на вопросы
проверяют правильность выполнения.
Поиск и выделение необходимой информации.
Подведение под понятие
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи
Умение слушать и вступать в диалог.
Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)
терпения и аккуратности при построении чертежей
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
Осознание ценности здоровья
Применение знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков
Комментирует, направляет работу учащихся.
Постановка проблемного вопроса.
1 группа работает с учителем, выполняя задания у доски (Слайд 11-12).
2 группа работает индивидуально с тестовыми заданиями на карточках с последующей самопроверкой (Слайд 13)
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия
Анализ объектов и синтез
Контроль изученного материала
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Проявление доброжелательности в дискуссии, доверия к собеседнику
Сообщает домашнее задание. Подводит итог урока
Дает возможность самим ученикам оценить себя, затем оценивает учащихся с комментированием.
Записывают домашнее задание в дневник
Подводят итог урока, оценивают себя своих товарищей.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог
Ориентация в межличностных отношениях
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-855967
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Отрезок, луч, прямая
Раздел математики, изучающий объемные фигуры и законы их измерения, называется геометрией.
Планиметрия изучает двумерные фигуры, расположенные на плоскости.
Простейшими фигурами планиметрии являются отрезок, луч и прямая.
Всё это прямые линии, главное отличие которых друг от друга заключается в следующем:
Провести «настоящую» прямую или луч невозможно, поэтому, ограничиваются построением отрезка, а чтобы различать отрезок, луч и прямую, ставят или не ставят точку в начале и конце отрезка:
Совпадающие прямые
Две прямые, расположенные в одной плоскости, могут либо пересекаться друг с другом (иметь одну общую точку), либо не пересекаться друг с другом (не иметь общих точек).
Возьмем произвольные четыре точки A, B, C, D, расположенные в одной плоскости и лежащие на одной прямой.
Очевидно, что вторая прямая наложится на первую. Говорят, что прямые AD и BC совместились или совпали.
Совпадающие прямые не являются ни пересекающимися, ни параллельными, поскольку имеют бесконечное множество общих точек. Все же, некоторые авторы совмещенные прямые рассматривают, как частный случай параллельных прямых, что, в общем-то, недалеко от истины.
Скрещивающиеся прямые
Две прямые, имеющие одну общую точку, называются скрещивающимися.
Перпендикулярными прямыми называются две скрещивающиеся прямые, при пересечении которых образуются четыре прямых угла.
Доказать это очень просто.
При пересечении двух прямых образуются 4 угла (см. рисунок выше): AOC, COD, DOB, BOA.
Если один из углов, например, АОС, равен 90°, то и смежный с ним угол COD также будет равен 90° (см. Что такое угол). Также будет прямым и другой смежный угол BOA.
Углы AOC и DOB также будут равны между собой, поскольку являются вертикальными углами.
Если же, какой-либо из углов (например, угол АОС) не является прямым, то прямыми не будут и смежные с ним углы COD и BOA. Поскольку, углы AOC и DOB являются вертикальными, то они равны между собой, а, т. к., угол АОС не равен 90°, то и угол DOB также не будет прямым.
Свойство перпендикулярных прямых: через любую точку плоскости можно провести тлько одну прямую, перпендикулярную данной прямой.
Параллельные прямые
Прямые будут параллельными, если они не имеют общих точек и при этом лежат в одной плоскости.
Аксиома параллельных прямых: через любую точку плоскости можно провести тлько одну прямую, параллельную данной прямой.
Если вам понравился сайт, будем благодарны за его популяризацию 🙂 Расскажите о нас друзьям на форуме, в блоге, сообществе. Это наша кнопочка:
Код кнопки:
Политика конфиденциальности Об авторе
Технологическая карта по математике в 5 классе на тему «Прямая.Луч.Отрезок»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока по математике, 5 класс
(автор Лукашевич Ю.В., учитель математики МКОУ «Куйбышевской СОШ»)
С. М. Никольский Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2014
Прямая. Луч. Отрезок
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Главная дидактическая цель :
— Формировать начальные геометрические понятия;
— способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;
— воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— проговаривать последовательность действий на уроке;
— работать по коллективно составленному плану;
— оценивать правильность выполнения действий на уроке;
— планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
— высказывать свое предложение.
Коммуникативные: умение формулировать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные : умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже изученного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Планируемые образовательные результаты
Предметные: Знать понятие прямой, параллельных прямых, луча, отрезка, равных отрезков, буквенные обозначения данных фигур, различать их.
— ответственное отношение к учению;
— умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;