Материализм утверждает что сознание
Материализм в философии: понятие и основные идеи
Вопрос о первичности сознания либо материи считается главнейшим в философии, поскольку именно он в значительной степени повлиял на ее развитие. Многие мыслители пытались понять, что стало началом нашего мира и жизни во всем ее многообразии, и действительно ли бытие определяет сознание, или все обстоит ровно наоборот? Сторонников первой из приведенных здесь точек зрения называют материалистами, их противники известны как идеалисты. Чуть ниже мы подробнее поговорим о материализме, его сути и истории развития.
Что такое материализм в философии?
Материализм — это направление в философии, согласно которому материя является первопричиной, началом бытия, а сознание и воля выступают только как его следствие, относясь к вторичным понятиям. Термин «материализм» происходит от латинского слова «materialis», в переводе означающего «вещественный».
Основным постулатом материализма является утверждение о существовании абсолютной субстанции бытия, называемой материя. Любая сущность в мире образована посредством материи, а причисляемые к идеальным явления, к примеру, сознание — возникли в процессе взаимодействия материальных сущностей. Данные утверждения распространяются на все окружающее нас и все существующее, включая людей и социум. Следовательно, человек и его сознание также выступают в качестве продукта развития материи, а потому люди могут не только познавать окружающую среду, но и создавать ее.
Для европейского материализма характерны три стадии развития:
Ключевые идеи материализма
Можно выделить несколько ключевых идей материализма:
Кратко о сути материализма
Объединяющей всех сторонников материализма идеей является идея об определении бытием сознания. Под утверждением о первичности бытия кроется его понимание в качестве объективной, существующей независимо от сознания реальности. Следовательно, материя признается самой объективной реальностью, существующей вне рамок сознания, но активно им отображаемой.
Выходя за пределы основного вопроса философской науки о первичности сознания либо бытия, материалисты понимают бытие более широко, как само существование. К бытию они относят и вещи материального мира, и ряд идеальных представлений. При этом сторонники материализма четко различают сферы материального и духовного. По их мнению, материя существует совсем не так, как существует сознание, поскольку именно материя представляет собой независимую и объективную форму бытия, а вот сознание идеально, и потому обладает лишь вторичным бытием, существующим исключительно в тесной связи с материальным.
Разновидности материализма
Выделяют три главных разновидности материализма:
Становление и развитие материализма
Описываемая концепция развивалась на протяжении всей истории философии, от древности сегодняшнего дня. В своем развитии указанное направление прошло ряд этапов, о них и будет рассказано ниже.
Материализм в эпоху античности
Первые сторонники материализма появились еще среди древнегреческих философов, примерно в 6 столетии до нашей эры. К таковым относят милетских «физиков» — Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Эти мыслители полагали, что существует определенное первовещество, разнообразные сочетания которого становятся основой для всех остальных веществ, но в итоге любая вещь вернется к состоянию первовещества. Некоторые древнегреческие философы считали первовеществом воздух, другие относили к таковым огонь, третьи полагали, что основой всего является сочетание огня и воздуха. Однако, тогда еще не был поставлен вопрос о первичности духовного либо материального. Впоследствии работы ранних древнегреческих философов были интерпретированы Аристотелем уже в рамках его учения. Так, Аристотель разработал теорию о материальном «архе», под которым понималось начало.
Помимо перечисленных выше мыслителей, материалистами древности были философ из Китая Ван Чун и ряд индийских мыслителей, представляющих школу чарваки. Также к представителям античного материализма относят Демокрита, Левкиппа и Эпикура, особо акцентировавшего внимание на процессе работы человека над собой и освобождении его сознания от страха перед божествами и от других страстей. С того же времени начинается спор между материалистами и идеалистами, особенно ярко проявившийся в противостоянии Демокрита с Платоном.
Эпоха Средневековья
В европейских средневековых государствах господствовала христианская религия и мировоззрение, по этой причине в философии явно преобладали идеалистические тенденции. Однако, в 11-12 веках европейские схоласты разделились на реалистов и номиналистов, а вскоре между ними начался спор, затрагивающий, в том числе, и природу материи, в частности, ее способность к мышлению.
Впоследствии английский философ Роджер Бэкон делал попытки замены схоластической силлогистики опытами по исследованию окружающего мира, но, ни его, ни сторонников номинализма, нельзя относить к материалистам в современном понимании данного термина, хоть во многом они и предопределили развитие материализма в последующих столетиях. При этом работы средневековых философов из стран Ближнего Востока содержат в себе выраженные элементы материалистической концепции.
Новое время
В 15-16 столетиях значительно возрос интерес к естествознанию, а опыт начали относить к единственному и наиболее верному источнику познания мира. Многие концепции мыслителей раннего периода Нового времени содержат в себе черты материализма, почерпнутые их авторами из античных материалистических теорий. Исследования ученых той эпохи (к примеру, Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона) смещаются в сторону изучения реальных, в первую очередь механических свойств предметов. В дальнейшем, уже к началу 18 века, некоторые исследователи (Р. Бошкович, Дж. Пристли, М. Ломоносов, Дж. Толанд) начинают рассматривать существующие в природе предметы как вещи, способные к внутренней активности, к механическому движению.
Историю материализма в его современном понимании принято отсчитывать с публикации работ Т. Гоббса, и последующем развитии его идей французскими просветителями, например, Дидро и Ламетри. Но материалистическая концепция в те годы по-прежнему оставалась механистичной и редукционистской, пытаясь упрощать сложные понятия и явления. Затем из немецкого идеализма выделилась диалектика, ее элементы можно отыскать и у упомянутых выше сторонников материализма тех времен (Декарта, Пристли, Дидро).
В течение 19 столетия материализм активно обогащался идеями диалектики, достигшей своего наивысшего расцвета благодаря трудам Гегеля. Вскоре начались закономерные процессы слияния материализма и диалектики воедино, первопроходцами данного процесса были А. Герцен, В. Белинский и ряд других русских материалистов. В аналогичном направлении двигался и немецкий мыслитель Л. Фейербах, но его отказ от абсолютного идеализма привел и к закономерному отказу философа от принципов диалектики. В итоге, никто из перечисленных ученых так и не довел дело соединения материализма и диалектики до конца.
Диалектический материализм
Впоследствии задача соединения диалектики с материализмом была решена К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основой их работ стали диалектика Гегеля и труды французских материалистов 18 века, а также воззрения Л. Фейербаха. Марксу удалось систематизировать уже имеющийся материал, а затем, переведя диалектику в поле материализма, придать последнему целостность самостоятельного и завершенного учения. Диалектический материализм оказал существенное влияние на развитие философии не только в 19, но и в 20 столетии, поскольку именно его возникновение повлекло за собой распространение материалистической концепции на всю историю развития человечества, дав начало историческому материализму.
Исторический материализм
Идеализм обуславливал движение истории исключительно деятельностью лидеров, но Марксу удалось развить диалектику Гегеля, результатом чего стал сделанный им вывод о том, что главной движущей силой истории стали противоречия, возникающие в сфере производства, приведшие к возникновению классовой борьбы. Данную причину развития истории Маркс отнес к объективным, а значит, не зависимым от воли конкретных личностей, как считалось ранее. В соответствии с выдвинутыми им предположениями, Маркс предложил собственную версию периодизации исторического процесса, состоящую из определенных общественно-экономических формаций, через которые проходит каждое отдельное общество и человеческий социум в целом.
Материализм современности
Западные философы 20 века развивали материализм преимущественно в его механистическом понимании, хотя многие из них сохраняли стойкий интерес к диалектике. К концу 20 и началу нашего столетия материалистическая концепция превратилась в так называемую онтологическую философию, к видным представителям которой относят Б. Смита, философа из США.
Соотношение идеализма с материализмом
Ряд ученых стремились примирить сторонников двух противоположных взглядов на бытие и материю — материалистов и идеалистов, тем самым давая начало новым философским направлениям и концепциям, например, пантеизму, сторонники которого не отделяют сознание от материи. Аналогичным образом возник и гилозоизм, основным постулатом которого является идея об одушевленности материи и наличии Мировой души, объединяющей все живые организмы. А к наиболее гармоничным учением, соединяющим в себе черты и материализма, и идеализма, относят дуализм, признающий равноправие бытия и сознания и их независимость друг от друга. К сторонникам дуализма относят Декарта, Ньютона, Вольтера и некоторых других крупных ученых.
Заключение
Как отчетливо видно из сказанного выше, во все времена, начиная с древнейших, философы пытались отыскать точки соприкосновения между материалистическим и идеалистическим пониманием окружающей нас действительности, а иногда и совместить эти концепции. Однако, и сегодня человечество еще не ответило на вопрос о первичности бытия либо сознания, параллельно не найдя ответов на вопрос о познаваемости мира в принципе.
Материализм утверждает что сознание
МАТЕРИАЛИЗМ
МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis – вещественный) – монистическое философское направление, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, не прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом духе (боге, абсолютной идее и т.д.). Человеческое сознание при этом понимается как закономерный продукт эволюции материального мира. Различают вульгарный и последовательный материализм. Первый трактует сознание как вид материи («мозг так же выделяет мысль, как печень – желчь»), второй – как ее свойство, возникающее на определенном этапе развития материального мира из свойства, присущего всей материи, – отражения. Положение о первичности материи и вторичности сознания является основой для ответа на вопрос, познаваем ли мир: будучи закономерным продуктом развития материи, сознание человека способно не только познавать мир, но и посредством практики творить его.
Термин «материалисты» ввел Лейбниц для обозначения своих противников. Несколько лет спустя он уже фигурировал в философском словаре И.Вальха: «Материализмом называют то, когда отрицают духовные субстанции и не хотят допускать ничего, кроме телесного. Материализмом следует называть и то, когда все события и действия природных тел выводят только из свойств материи, таких, как величина, фигура, тяжесть, разъединение и соединение и, т.о., не хотят признавать никакого другого духовного принципа, кроме души» (Walch I.G. Philosophisches Lexicon, 1726). Французские материалисты 18 в. – Ламетри, Дидро, Гольбах и Гельвеций – сознательно применяли термин «материализм» по отношению к себе. Однако даже в 19 в. Л.Фейербах и Э.Геккель отказывались называть себя материалистами.
В Европе материализм прошел в своем развитии три этапа. Первый этап был связан с наивным или стихийным материализмом древних греков и римлян (Эмпедокл, Анаксимандр, Демокрит, Эпикур). В 16–18 вв. Ф.Бэкон, Гоббс, Дидро, Гольбах, Гельвеций и др. сформировали метафизический и механистический материализм. В 1840-х гг. К.Маркс и Ф.Энгельс сформулировали основные принципы диалектического материализма.
Материализм утверждает, что в основе качественного разнообразия мира лежит абсолютно однородная первоматерия. Поиски последней составляли одну из главных задач материализма с самого его возникновения. Фалес считал, что все в мире состоит из воды, Анаксимен – воздуха, Гераклит – огня. В 16–18 вв. все явления мира пытались вывести из механически движущейся материи, в конце 19 в. Э.Геккель предложил на роль первоматерии эфир. Однако каждый раз эти гипотезы опровергались. Итогом стал отказ от субстратного определения материи и переход к феноменологическому – через ее отношение к сознанию. Наиболее развернуто это определение сформулировал В.И.Ленин. Материя трактуется им как реальность, существующая вне сознания, независимо от него и отражаемая в нем. Феноменологическое определение материи не исключает субстратного, а дополняет его.
Первые материалисты, обсуждавшие вопрос, что представляет собой материя как субстанция всех вещей, исходили из ее первичности по отношению к собственному сознанию как чего-то само собой разумеющегося. И лишь в 17 в., после формулировки Декартом принципа методологического сомнения и разработки Беркли аргументов в защиту субъективного идеализма, было признано, что обоснование этого исходного положения материализма – сложнейшая философская задача. Общепризнанного ее решения нет до сих пор. С точки зрения диалектического материализма, веру в реальность и познаваемость материального мира доказывает успех практической деятельности, основанной на этой вере.
Последовательный материализм особенно трудно провести при исследовании человеческого общества. Материалист во взглядах на природу вполне может оказаться идеалистом во взглядах на общество. Расхождения между историческим материализмом и историческим идеализмом возникают при ответе на вопрос, почему по одной и той же социальной проблеме существуют диаметрально противоположные точки зрения. Исторический материализм утверждает, что эти расхождения во взглядах объясняются не только объективными трудностями познания социальных явлений, но и теми материальными отношениями, в которых находятся носители этих взглядов и которые складываются независимо от их воли. В этом смысл тезиса «общественное бытие определяет общественное сознание». Из него следует практический вывод: чтобы изменить общественное сознание людей, нужно изменить их общественное бытие. Отсюда же делается вывод о классовости общественного сознания в классовом обществе и о классовой борьбе как средстве его изменения. В то же время и отказ от материалистического взгляда на историю, попытка воздействовать на взгляды и поступки людей, полностью игнорируя их обусловленность общественным бытием, ведет к социальному хаосу.
На протяжении всей истории философии разработка материализма была не самоцелью, а средством для решения главного вопроса всякого мировоззрения – о цели человеческой жизни. Для материализма такой целью является счастье, как отдельного человека, так и всего человечества, достигаемое в реальной, земной жизни, в процессе достижения рациональных и конструктивных целей.
Задача объяснить мир в целом из самого себя, поставленная материализмом, естественна и потому чрезвычайно трудна для реализации. Последовательный субъективный идеалист, солипсист, объявляет существующим только свое собственное сознание, тем самым снимая вопрос об его отношении к внешнему миру. Объективный идеалист, признавая объективный мир, сохраняет проблему, но решает ее посредством своего рода круга: сознание субъекта выводит из внешнего по отношению к нему мира, а этот последний – из «мировой идеи». Дуалист, утверждая взаимную независимость материального и идеального, обходит проблему за счет отказа от одного из основополагающих научных принципов – монизма. Но за эту «интеллектуальную честность» материализм платит дорогую цену. Именно глобальностью программы материализма, нежеланием упростить ее, объясняется немногочисленность полученных в ее рамках выдающихся научных результатов и, как следствие, немногочисленность великих материалистов в истории философии. Отсюда же и попытки принять желаемое за действительное, объявить программу материализма реализованной, так дискредитировавшие диалектический материализм. См. также статью Диалектический материализм и литературу к этой статье.
Уч обществознание 8 Материализм и идеализм. часть
8. МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ.
МАТЕРИАЛИЗМ есть философское направление, где утверждается, что материя появилась раньше сознания. Иными словами, без высокоорганизованной материи сознание невозможно. К сознанию относят наши мысли, переживания, но не Бога, поскольку материалисты считают, что Бога нет.
ИДЕАЛИЗМ есть философское направление, где утверждается, что сознание, а именно Бог, появилось раньше материи. Именно Бог материю и создал.
Суть противоречия заключается в том, что материалисты утверждают: им никогда не приходилось видеть Бога. Если бы это случилось, то тогда бы невозможно было Бога отрицать. То есть нужны доказательства существования Бога.
Для идеалистов доказательством существования и величия Бога является весь окружающий мир. Они тоже не могут увидеть Бога. Но для веры и почитания Бога верующим людям это не нужно. Они ничего не пытаются доказать. Они принимают всё как есть.
И МАТЕРИАЛИЗМ, и ИДЕАЛИЗМ в процессе исторического развития общества приобрели идеологическое содержание. На основе материализма и идеализма строятся все известные идеологии.
Понятно, что к идеалистам относят всех религиозных философов, да и просто верующих в Бога людей. Не зависимо от того, к какой религии они принадлежат. К материалистам относят всех людей отрицающих существование Бога, атеистов, а также тех, кто в силу тех или иных заблуждений в Бога верит, но считает материю первичной.
Идея о том, что материя первична, появилась в среде верующих, как альтернатива идеализму. А вдруг материя первична? Впоследствии материализм был взят на вооружение теми, кто откровенно в Бога не верит.
Для доказательства материалистических, или идеалистических убеждений философы определили два основных вопроса:
— 1. Что первично? Материя, или сознание?
— 2. Познаваем ли мир? Перефразируя этот вопрос можно спросить, возможно ли абсолютное изучение мира людьми? То есть его полное познание.
Ответить на первый вопрос невозможно. Это всё равно, что ответить на вопрос: что появилось раньше, курица, или яйцо?
Но если на второй вопрос ответить положительно, то есть, да, познать мир можно, и это в силах человека, то получается, что материя первична. Человек может всё постичь и никакого Бога нет. Как всё было бы просто.
Именно поэтому атеисты, люди, которые в Бога не верят, стали воспринимать науку как средство, способное полностью изучить весь мир и доказать, что Бога не существует. Науку превратили в орудие против религии и все предыдущие достижения науки, как и нынешние, сделанные людьми верующими, стали считать результатами борьбы человечества против религий. При этом
Люди верующие в Бога всегда воспринимают науку как средство позволяющее людям восхищаться окружающим миром, который создал Бог. Чем больше они узнают с помощью науки об окружающем нас мире, тем больше восхищаются величием Бога.
Нужно сказать, что восхищаются всем тем, что вокруг нас все умные люди, как верующие, так и неверующие. Жизнь на Земле неповторима и чудесна. Любое живое существо совершенно по своему строению. Ни одно из них не изучено наукой до конца. А как его изучить, если в каждой живой клетке код ДНК можно растянуть на расстояние 2метра. Если разместить коды ДНК всех клеток одного человека, то они вытянутся на расстояние от Земли до Солнца. Где размещается ДНК, если размеры этой клетки меньше одного миллиметра в несколько раз? Это ли не чудо?А сколько таких чудес на свете?
Итак:
Верующих в Бога людей называют ИДЕАЛИСТАМИ.
Почти все материалисты называют себя атеистами. У материалистов-атеистов принято считать АТЕИЗМ наукой. Ведь атеисты стараются все свои теории и утверждения обосновывать научно, чтобы отличаться от верующих в Бога людей своей просвещённостью и осведомлённостью. Но, в целом ряде наиболее важных своих научных предположений атеисты не смогли достичь необходимых им научных открытий, которые позволили бы им научно отрицать существование Бога. Таким открытием могло стать доказательство того, что человек произошёл от обезьяны путём длительной эволюции. Но эволюционная теория Чарлза Дарвина не была доказана. Более того, результаты исследований, доказывающих происхождение человека от обезьяны, были сфальсифицированы. Всё это говорит о том, что предположения атеистов оказались ненаучными. Из-за этого атеисты стали выглядеть не более просвещёнными, чем идеалисты. И всё бы ничего, но:
Идеалисты не претендуют и никогда не претендовали на научность своей веры в Бога. Вера в Бога не наука и не требует доказательств. Зато материалисты без доказательств не могут. Для того, чтобы оправдать своё существование, как научного философского направления, им необходимо доказать:
— что познать мир можно,
— что Бога нет,
До тех пор, пока эти, и многие подобные вопросы оказываются без ответов, АТЕИЗМ можно тоже считать верой, а не наукой. Верой в то, что Бога нет.
Иными словами:
Идеалисты веруют в то, что Бог есть, а материалисты веруют в то, что Бога нет. Никто ничего доказать не может. У верующих людей есть святые древние книги, которые написаны очень давно, и объясняют многие вещи.
Материалистам нужны доказательства своей веры в то, что Бога нет. Они хотят, чтобы их вера в безбожие стала наукой. Но доказать это у них не получается. Зато тексты Святого писания всё чаще и чаще получают научные подтверждения.
Поскольку всё человеческое общество разделилось на две основные части, идеалистов и материалистов, то было бы неправильным все изучаемые в этом учебнике вопросы освещать только с точки зрения одного из этих направлений в философии. Поэтому в дальнейшем все изучаемые нами вопросы будут анализироваться с двух позиций. И с позиции идеализма, и с позиции материализма.
Нельзя забывать и о том, что есть вещи, к которым и материалисты и идеалисты, в силу определённых обстоятельств, относятся одинаково. Или почти одинаково.
8. КАК ПОЯВИЛСЯ ВЕСЬ МИР.
То как произошло образование планеты Земля, жизни на ней, всего космоса, это один из тех вопросов, на которые наука до сих пор не дала сколько-нибудь вразумительного ответа. Ни один учёный не может объяснить этого с научной точки зрения. Поэтому вместо научного доказательства учёные всего мира предлагают людям в качестве доказательства несколько теорий. Предположений. Наиболее распространённым научным объяснением образования вселенной является теория большого взрыва. ( ТЕОРИЯ, НАУЧНО НЕДОКАЗАННОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ)
Любая религия объясняет происхождение всего сущего, то есть всего мира, тем, что всё сотворил Бог. Атеисты воспринимают это как сказку. Рассмотрим объяснения материалистов и идеалистов.
— Теория большого взрыва.
Согласно Библии Бог сотворил мир за семь дней. Шесть дней создавал, а на седьмой отдохнул от своих трудов. Согласно Библии случилось это чуть более шести тысяч лет назад. В Коране и Талмуде сотворение мира описывается так же. У представителей других религий всё аналогично. Всё сотворил Бог. У христиан есть только одно доказательство. Это первые пять глав Библии, которые написал пророк Моисей. Он описал последовательно, как день за днём Бог создавал Землю, животных, человека итд. БИБЛИЯ для христиан является священной книгой, которую они называют СВЯТЫМ ПИСАНИЕМ. Не смотря на то, что Библию никто не считает научной работой, к ней всё же зачастую обращаются учёные всего мира в поисках подтверждений своим научным гипотезам.
Так что больше похоже на сказку?
8а КАК ОБЪЯСНЯЕТСЯ ПОЯВЛЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.
— Различные теории материалистов.
Эволюционная теория говорит о том, что жизнь на Земле появилась в процессе длительного постепенного развития, от появления простейших организмов, к высокоразвитым живым существам. Простейшие организмы, по одному из предположений, появились на Земле в результате химической реакции, которая привела к появлению аминокислот. Учёные предположили, что из аминокислот могла получиться живая клетка. Правда, получить из аминокислоты живую клетку, учёные так и не смогли. Неудачу объяснили тем, что образование живой клетки процесс длительный, а у учёных нет такого количества времени. Появилась другая теория, «теория панспермии», согласно которой живой организм прибыл на Землю из космоса на одном из метеоритов, прилетевших на Землю. Как это могло произойти без вреда для необычного «пассажира», не объясняется. Вопрос образования этого организма, из тех же аминокислот, где-то в космосе так же непонятен, как и в предыдущей теории. Существует ещё много подобных спорных теорий. При желании можно ознакомиться с ними в интернете.
— Согласно Библии Бог сотворил все живые существа такими, какие они есть. Никакой эволюции не было. Известны процессы микроэволюций, когда животные, приспосабливаясь к изменившейся окружающей среде, приобретают какие-то внешние, или внутренние изменения. Но такие изменения не бывают значительными и приобретаются за сравнительно короткий временной срок. И тут всегда возникает вопрос о динозаврах. Мол, нет ничего о них в Библии, а костей динозавров великое множество. Однако упоминания есть, только не называются динозавры динозаврами. Не было такого слова в те времена. Использовалось слово «гады». Естественно, появились теории о том, что динозавры вымерли за несколько миллионов лет до появления человека. Причина их вымирания неизвестна. Предположений много. Учёные готовы принять к рассмотрению любое новое предположение исчезновения динозавров. Но в начале 90х годов прошлого века, как гром среди ясного неба, прогремело случайное археологическое открытие.
В Техассе, возле местечка Глен Роуз, маленькая речка Палекси, изменила своё русло во время очередного паводка. Так бывает в природе. Для обозрения людей открылось старое русло речки, которое оказалось магматического происхождения. Вроде ничего удивительного. Но, судя по всему, пока магма ещё не застыла и была тёплой, по ней прошлись динозавры и оставили там свои огромные следы. Костей динозавров находили много, но следов нет. Однако удивительнее этого было другое. Рядом со следами динозавров в магме отпечатались и следы людей. Правда следы эти были до 1 метра длинной, что соответствует 90-100 размеру обуви, и длина шага составляла не 90-100 сантиметров, а 2 метра! Это открытие заставило людей усомниться в очень многих вещах. Произошёл ли человек от обезьяны? Действительно ли миру миллиарды лет? Правда ли то, что люди и динозавры жили в разное время?
Единственно, что смогли сказать эволюционисты узнав о находке в Глен Роуз, так это то, что человеческие следы оставлены неизвестным доселе видом динозавров с человеческими ногами. Судя по всему, это была не шутка. Это был единственный, хоть и несуразный вывод, который они смогли сделать.
8б КАК ОБЪЯСНЯЕТСЯ ПОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
— Согласно эволюционной теории Чарльза Дарвина, сначала из одноклеточных организмов появились многоклеточные, потом стали появляться морские животные, которые стали эволюционировать в земноводных. Рыб, вылезающих из воды на землю. Из земноводных появились млекопитающие животные, ну а из млекопитающей обезьяны, произошёл и человек. Процесс эволюции человека из обезьяны, предположительно, происходил несколько сотен миллионов лет. Долгое время эта теория считалась научной и единственно верной. Учёные шутят: «Если лягушка превратилась в принцессу, то это сказка. Но если это происходило постепенно в течение миллионов лет, то это уже наука.»
— Согласно Библии Бог сотворил человека, дал ему разум сразу. Первый человек, Адам, прожил тысячу лет.
Нужно сказать, что весь 20 век популярность теории Чарльза Дарвина поддерживалась ценой огромных усилий. Эволюционная теория не вписывалась в достижения других учёных. Например, закон наследственности Грегора Иоганна Менделя. Этот закон был обоснован опытным научным путём ещё до признания теории Ч.Дарвина. Однако учёные антропологи ( в большинстве своём) не желали его признавать. Слава пришла к Менделю уже после смерти (он скончался 6 января 1884 г.), и учение о наследственности было заслуженно названо менделизмом, но в полной мере значимость достижений Менделя люди не оценили до сих пор.
— Согласно христианским убеждениям, как и убеждениям других религий, никакой человек на свете не есть случайное стечение обстоятельств. Каждый человек творение Божье и создан по образу и подобию Божьему. Именно поэтому христианская вера отвергала унижение человека человеком, войны, унижение женщины мужчиной и многое другое. Призыв к милосердию в отношении к слабым и бедным естественный постулат веры в Бога. Стремление к войне поддержанное теми или иными священнослужителями всегда есть спекуляция верой в Бога.
«Как будто можно убивать время, не раня вечности!» Генри Дэвид Торо.
Люди научились измерять время с незапамятных времён. Вначале это были простые наблюдения за движением Солнца и Луны. Потом люди научились считать и составили первые лунные календари. Суточное время измерялось самым простейшими солнечными часами. Но прогресс создавал всё более и более точные измерительные приборы времени. Так появились механические часы, а впоследствии и электронные, атомные и сверхточные часы самых разных модификаций. Мы уже не можем представить свою жизнь без использования часов.
С помощью часов мы планируем свою деятельность и время её осуществления на ближайшее время.. Часы координируют совместную деятельность всего человечества с учётом часовых поясов планеты.
Календари тоже совершенствовались. Первыми календарями были именно лунные. Фазы луны просто будто созданы для исчисления календарного месяца. Особенно в местах, где времена года не так сильно отличаются друг от друга. Впрочем, не настолько точен лунный календарь. У древних евреев, например, в високосном году был не лишний день, а лишний, 13й месяц.
Можно считать курьёзом тот факт, что календарь придуманный математиком и поэтом Омаром Хайямом в 13 веке на несколько секунд точнее общепринятого в мире григорианского календаря. Иран, родина Хайяма, жил по этому календарю до 1976 года, после чего перешёл на григорианский.
Но всё это из области расчётов настоящего времени. Того, которое происходит в данный момент. Мы ничего не можем сказать о времени, которое есть в будущем, и только можем описать события того времени, которое было в прошлом.
Писатели фантасты придумали такое понятие – как «машина времени». Конечно это не часы в общепринятом понимании. Это агрегат, который позволяет человеку оказаться в другом времени. Придумано это было для создания новых сюжетных находок, но учёные приняли это понятие на вооружение. Ясно, что «машины времени» не существует и не может существовать, но в контексте этой фантастической гипотезы, некоторые учёные занимаются изучением данной идеи.
Для чего могла бы понадобиться человечеству машина времени, сказать трудно. Скорее всего, такое изобретение было бы абсолютно бесполезным. Можно предположить, что, например, человечество сделает какой-то шаг, который будет грозить самоуничтожением. С помощью машины времени удастся вернуть время назад и не сделать этот шаг вновь. Но тогда появляется возможность делать это вновь и вновь по каждому удобному и неудобному случаю. Станет ослабляться фактор ответственности людей за содеянное, и тогда мы можем приобрести гораздо больше проблем, чем сейчас. Сейчас, когда ничего назад вернуть нельзя, каждый человек отдаёт себе отчёт в том, что он совершает.
Время подарило нам фактор НЕВОЗВРАТНОСТИ И НЕПОВТОРИМОСТИ. Мы имеем совершенное явление, законы которого постоянны и которое измеряет наши поступки своей невозвратностью и точностью. Каждый из нас может сказать о себе, сколько времени он потратил впустую, и сколько времени он израсходовал с пользой для себя и других людей.
Время учёные относят к одной из разновидностей материи, но время невозможно купить. Все остальные виды материи, к которым люди отнесли пространство, поле и движение, люди научились обращать в собственность. Время остаётся независимым от этих попыток его присвоить. Время уравнивает всех людей, независимо от их положения и состояния. Но время не характеризует поступки и дела людей. Любое действие человека может быть плохим, или хорошим, но на его осуществление понадобится определённое время. Хорошее дело может быть сделано за малое время, а бесполезная деятельность может продолжаться десятилетиями. А может быть время вовсе и не является разновидностью материи? Просто таинство? Мало ли что там говорят философы? Но мы, пока, примем по умолчанию утверждение о том, что время есть разновидность материи, для удобства в рассуждениях. Ну раз уж так принято в мире. Отказались же иранцы от календаря О.Хайяма.
Каждый человек знает, что человеческое исчисление времени построено на движении планеты Земля. На его суточном цикле. Если предположить, что Земля стала вращаться в полтора раза медленнее, то это не будет говорить о замедлении времени. Течение времени останется таким, как прежде, только человечество может изменить для удобства двенадцатичасовой циферблат на восемнадцати часовой. Стоить такие изменения будут невероятно много, но это ничто в сравнении с теми катаклизмами и катастрофами, которые могут случиться в процессе замедления вращения Земли. Однако сегодня Земля вращается с завидным постоянством.
В одном из мусульманских преданий говорится, что конец света наступит тогда, когда Солнце взойдёт не на востоке, а на западе. Наверное, это возможно, если ось планеты Земля перевернётся на 180 градусов, а вращение продолжится так же, как и раньше. По отношению к Солнцу, Земля станет вращаться в обратном направлении, а по отношению к себе будет продолжать прежнее вращение. Солнце станет восходить на западе, время останется временем, но это будет конец света. Человечеству не пережить такого катаклизма. А может быть время станет антивременем?
Материалисты активно спекулируют понятием – время. Они прячут за ним недостатки любых несостоятельных или ненаучных гипотез. Атеисты оперируют временем в миллиарды и десятки миллиардов лет до нашего времени и такими же миллиардами лет, которые, якобы, ожидают нас после наших дней. Все эти научные спекуляции ни на чём не основаны, поскольку ни чем не могут быть подтверждены. Наоборот, время от времени они опровергаются очередными научными гипотезами. Раз так, то любую недоказанную гипотезу можно спрятать за невероятным, очень далёким, прошлым.
У человечества нет ни одной реликвии, доказанный возраст которой был бы больше нескольких тысяч лет. Даже хронология костей динозавров весьма условна. Радиоуглеродный анализ, который используется в датировке костей построен на принципе подсчёта количества радиоактивного углерода изотопа 14 находящегося в костях. Любое загрязнение костей, в том числе и углеродной средой может принести большие погрешности в подсчётах. Но даже теоретически, период предположительного хронологического подсчёта не может превышать 60 000 лет в соответствии с периодом полураспада изотопа 14. О каких миллионах, тем более миллиардах лет может идти речь, если инструмент измерения времени расчитан не более чем на 60 тысяч лет и то очень условно? В этой связи утверждать о чём-то более древнем просто некорректно.
Идеалисты, или люди верующие в Бога, признали такое понятие о времени, как вечность. Бог вечен. Душа человека вечна. В Библии сказано о том, что для Бога один год за тысячу лет и тысяча лет, как один год. Иными словами, Создателю времени всё под силу. Что касается простых людей, то у верующих людей принято готовить себя к смерти, которая может наступить в любой момент. Время жизни человека может оборваться в любую минуту. Поэтому человек должен жить достойно, чтобы и предстать перед Богом после смерти достойно. Если не как праведник, то, хотя бы, как раскаявшийся грешник. Это и отношение ко времени, и отношение к жизни и смерти, и к собственному моральному облику. Время не просто мерило прожитых лет, а нечто гораздо большее в жизни и для жизни человека.
Вместе с тем, верующие люди ожидают конца света в целом в любой момент своей жизни. То есть для верующего человека время, это не просто связующая нить между рождением и смертью. Время, это таинство, которое имеет свой предел и каждый должен быть готов к тому, что этот предел наступит в любой момент для всего человечества. Это данность. Точно так же, верующие люди, на основании древних книг, говорят о том, что Господь создал мир не так давно. Христиане, на основании Святого писания, утверждают, что миру всего чуть более 6 тысяч лет от его сотворения Богом.
Есть показания некоторых альпинистов и путешественников о том, что в Гималаях есть место аномального течения времени. Там время течёт гораздо быстрее, чем где бы то ни было. Человек, попавший на территорию этой аномалии, стареет на глазах. Так ли это на самом деле, наука молчит. Соответственно, и никаких научных исследований на этот счёт не существует. Возможно ли такое? Кто знает? Идеалист скажет, что Богу всё возможно. Материалист будет искать научные объяснения и если не найдёт, выдвинет гипотезу, например, о завихрении времени в сжатом пространстве. Научное, или ненаучное предположение. Если будет найдено объяснение феномена, то люди смогут понять природу времени. Но этого не происходит.
Одно из научных предположений, общая теория относительности Альберта Эйнштейна, говорит о том, что внутри объекта, который летит со скоростью света, течение времени замедляется. Насколько сильно? Предполагается, что очень сильно. А именно, космонавты вернувшиеся из дальнего полёта, на скорости света и постаревшие на 5-10 лет, на земле могут встретить своих правнуков в преклонном возрасте. Что это? Научное предположение основанное на доказательствах, или попытка присвоить время? А может быть, это красивая фантастическая сказка? Пока ещё не был изобретён космический аппарат, который мог бы лететь со скоростью света. Ни разу ещё человек не отправлялся в открытый космос за пределы орбиты планеты Земля и её спутника Луны. Туда, где скорость света была бы необходима для дальних путешествий. Справедливости ради нужно сказать, что общая теория относительности говорит не только о вышесказанном. Это серьёзная научная теория, затрагивающая самые разнообразные вопросы устройства мира. По-настоящему квалифицированно о ней могут говорить только серьёзные учёные. О теории относительности постоянно совершенствуется учёными всего мира.
Как нам относиться ко времени?
Конечно, бережно и с уважением. Каждый человек должен ценить своё время, тем более, что никто не знает, сколько времени отпущено лично ему.
Как часто приходится сталкиваться с тем, что время, потраченное на что-то несерьёзное и ненужное, вспоминается с сожалением и досадой. Время, потраченное с пользой для дела, родных и близких, вспоминается с удовольствием.
Представить себе пространство нельзя без упоминания о бесконечности. Говоря о пространстве, мы подразумеваем всё непостижимое космическое пространство о границах которого мы даже предположительно ничего сказать не можем. Нет, учёные, конечно, стараются определиться, но у них это плохо получается. Мы знаем только то, что наша планета Земля составляет мизерно малую часть этого бесконечного пространства. Никакие телескопы не могут заглянуть в небесные пределы и многие выводы астрономов, занимающихся изучением космоса, основаны не только на визуальных наблюдениях, но и на вычислениях.
Но только ли космос подразумевается под пространством? Под ним подразумевается и всё, что нас окружает. Моря, океаны, суша. Природа пространства не изучена. Мы не знаем, где оно находится. Мы не знаем законов существования пространства.
Есть философское направление, которое утверждает, что всё, что нас окружает, существует лишь в нашем воображении. Это плод наших ощущений. На самом деле никакого пространства не существует. Для чего это? Наверное, для того, чтобы не объяснять себе сущность пространства. Чтобы не признавать его особым таинством. Но если это так, то почему все люди видят одни и те же образы в разные годы. Все видят Ниагарский водопад, и ни у кого не возникает сомнения относительно того, водопад это, или нет. Да всё просто. Пространство существует.
Древние астрономы изучили карту звёздного неба настолько досконально, что их работы мало в чём уступают современным работам астрономов.
Хан Самарканда Улугбек, дед Тамерлана, совмещал своё ханство с изучением неба и математики. Его имя с гордостью произносит каждый узбек. Улугбек создал собственную обсерваторию и с её помощью составил карту звёздного неба, которая по своей точности на 2-3% уступает современным картам, созданных с помощью телескопов. А телескопа у хана Улугбека не было. Его обсерватория представляла из себя длинный тоннель устремлённый в небо. Она позволяла взглянуть на один конкретный участок звёздного неба. И всё. Обсерватория стоит на месте, а небо перемещается по отношению к ней по мере вращения Земли, подставляя участок за участком для изучения. Кроме этого, выстроенный в небо длинный тоннель может позволить увидеть звёзды даже днём. Без линз. Такое явление наблюдали люди, которые выкапывали очень глубокие колодцы. Глядя вверх, они с удивлением видели звёзды на дневном небе.
Сегодня пространство изучается такими приборами, о которых хан Улугбек даже мечтать не мог, но расстояния до звёзд вычисляются всё так же примитивно, как и во времена Улугбека. Вернее было бы сказать во времена Эвклида. Ничего удивительного. Сказать, что космическое пространство огромно, это всё равно, что ничего не сказать. Мы можем достаточно точно вычислить расстояния до ближайших планет. Учёные совершенно достоверно утверждают, что Луна каждый год отдаляется от Земли на полтора метра. Если учесть, что между Землёй и Луной более 380 тысяч километров, то эта погрешность катастрофичной не кажется, но её вычислили. Вычислили с помощью радиоволн.
Зная время распространения радиоволн, люди отправляют радиосигнал на Луну и ждут, когда он вернётся. Делается это довольно часто. После принятия сигнала, отражённого от Луны, время движения сигнала умножается на скорость и мы получаем расстояние до Луны. Задачка для третьего класса. Но точность такого способа поражает. Говорят, что погрешность составляет не более нескольких сантиметров. Но этот способ годится только для самых близких планет. А вот измерение расстояния до какой-нибудь дальней звезды, или галактики уже требует более совершенных инструментов.
Мы не можем представить себе размеры вселенной. У людей нет средств для измерения её. Есть космические аппараты, есть радиоволны и свет, есть телескопы и математика, но мы не в состоянии заглянуть не то что за пределы вселенной, но даже и за пределы Солнечной системы. Планету Солнечной системы Плутон вычислили раньше, (в 1906году) чем обнаружили с помощью телескопа (в 1930 году). К этому открытию людей привели математические расчёты масс всех известных планет Солнечной системы и самого Солнца. Вычислив орбиты планет и другие параметры, люди пришли к выводу, что в системе должна быть ещё одна планета. Этот случай тем более удивителен, что и массу Земли, планеты на которой мы живём, мы не можем вычислить с большой долей вероятности. Во всяком случае, мы не можем это проверить опытным путём. Что же говорить о массе каждой планеты Солнечной системы, находящихся от Земли за миллионы и десятки миллионов километров? Что говорить о массе самого Солнца? Да, но сомнительные расчёты привели людей к открытию новой планеты в 1906 году. Через двадцать четыре года Плутон был обнаружен с помощью радиотелескопа. Спустя несколько десятков лет, Плутон был объявлен карликом и планетой его перестали признавать.
Учёные астрономы иногда делают необыкновенные заявления. Например, одно из таких заявлений по телевидению в 2014 году говорит о том, что в космосе существует не менее 500 тысяч планет пригодных для проживания человека. При этом ничего не говорится о том, на основании чего сделаны такие выводы. Обо всех таких планетах сразу говорится, как об очень удалённых планетах, достижение которых сегодня невозможно из-за отсутствия технических возможностей. Почему 500 тыс, а не 400, или 600 тысяч тоже не понятно. Доказать невозможно ни первое, ни второе, ни третье.
Люди учатся присваивать пространство, поскольку с ним неразрывно связана материя, из которой состоит всё вокруг. Справедливости ради нужно отметить, что у нас это плохо получается. Может быть, потому, что мы до сих пор не знаем ничего о природе пространства?
Материя, это всё, из чего состоят окружающий нас мир и мы.
В древности люди считали, что материя бывает живой и неживой. Живой материей можно называли всё то, из чего состоят живые организмы.
Материалисты предполагают, что вся живая материя состоит из неживых химических элементов. Идеалисты считают живую материю, человека, животных, растения, творением Бога. Как, впрочем и неживую.
Интересны представления о живом и неживом у северных народов России, хантов и манси. Они считают живым всё, что движется. Всё, что не движется, они считают мёртвым. Например:
Летящий с неба снег – живой. Лежащий на земле – мёртвый. Идущий олень – живой. Убитый – мёртвый. Катящийся камень с горы – живой. Остановившийся – мёртвый. Кто-то скажет, что это не смешно и будет прав. Для своего уровня развития мировоззрения, ханты и манси абсолютно логичны. В своих умозаключениях они используют те знания, которыми располагают. Они пользуются теми понятиями, которые удобны для их миропонимания. Сильно ли отличаются эти понятия от современных научных? Ну, если катящийся с горы неживой камень не может быть живым, то убитый олень точно превратится в неживую материю. Думаю, что так же рассуждали представители любой национальности на ранней ступени своего развития. Важно другое. И на ранней ступени развития человек воспринимал взаимосвязь между материей и её движением. Движение, это тот фактор, которому нельзя не придавать значение.
Нужно отдать должное материалистам в том, что они систематизировали знания человечества о материи, используя опыт прошлых поколений человечества. Здесь ими были использованы разработки и достижения учёных идеалистов. Например, диалектика идеалиста Гегеля и не только. В этой связи, работы о строении и существовании материи могут быть интересны как материалистам, так и идеалистам, поскольку их можно считать общими.
Нужно отметить, что именно материальные объекты подвергаются присвоению человеком. Не смотря на то, что присвоить всё не получается, океаны, горные массивы и многое другое, люди всё же не прекращают своих попыток. Во всяком случае, одни предприимчивые люди уже вовсю торгуют участками на видимой стороне Луны, другие их покупают. Ни те, ни другие попасть туда не могут. Всё что они могут приобрести, это свидетельство о покупке участка на луне, которое иначе, как мошенническим считаться не может. Это можно было бы считать анекдотом, если бы этот случай не иллюстрировал общепринятое отношение человека к материи.
Атрибуты и виды материи.
Движение, пространство и время.
Они не существуют вне материи.
Принято считать, что любой материальный объект существует во времени и в пространстве.
Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:
физическая;
химическая;
механическая;
биологическая;
социальная.
МАТЕРИЯ НЕ ИСЧЕЗАЕТ. ЕЁ НЕВОЗМОЖНО СОЗДАТЬ.
МАТЕРИЯ ВЕЧНА ВО ВРЕМЕНИ. Поскольку материя не исчезает, то она вечна.
— В сознании материалистов понятие вечность относят только к материи. Во всём остальном они предпочитают определять какие-либо сроки существования. При этом создаётся впечатление, что учёные просто соревнуются в том, как правильнее обосновать наиболее длительные сроки существования жизни.
В середине прошлого века астрономы заявили о существовании чёрных дыр в космосе. Они предположили, что такими дырами становятся некоторые звёзды, которые начинают поглощать материю затягивая её в себя. Интересная версия. Однако ничего конкретного о чёрных дырах никто сказать не может. Происходит там поглощение материи? Противоречит ли это утверждению о том, что материя вечна? Или там происходит изменение материи,её саморазвитие? Это предположение является частью общей теории относительности А. Эйнштейна.
К слову сказать, выдающемуся учёному, Альберту Эйнштейну принадлежат некоторые интересные высказывания:
1. “Я хочу узнать, как Бог создал мир. Мне не интересны те или иные явления в спектре того или иного элемента. Я хочу знать Его мысли, остальное – это детали”. (цит. по: Ronald Clark, Einstein: The Life and Times, London, Hodder and Stoughton Ltd., 1973, 33).
2. «Все мы живем волей Божьей и развиваем практически идентичные духовные способности. Иудей или язычник, раб или свободный – все мы принадлежим Богу”. (цит. по: H.G. Garbedian, Albert Einstein: Maker of Universes, New York, Funk and Wagnalls Co., 1939, 267).
3. “Всякий, кто серьезно занимается наукой, приходит к осознанию того, что в законах природы проявляется Дух, который намного выше человеческого, – Дух, пред лицом которого мы с нашими ограниченными силами должны ощущать собственную немощь. В этом смысле научные поиски приводят к религиозному чувству особого рода, которое действительно во многом отличается от религиозности более наивной”. (Высказывание, сделанное Эйнштейном в 1936 г. Цит. по: Dukas and Hoffmann, Albert Einstein: The Human Side, Princeton University Press, 1979, 33).
4. “Чем глубже человек проникает в тайны природы, тем сильнее он почитает Бога”. (Цит. по: Brian 1996, 119).
5. “Несмотря на всю гармонию космоса, которую я, с моим ограниченным разумом, всё же способен воспринимать, находятся те, кто утверждают, что Бога нет. Но больше всего меня раздражает, что в поддержку своих взглядов они цитируют меня”. (Цит. по: Clark 1973, 400; Jammer 2002, 97).
Величайший учёный мира, на труды которого опираются атеисты всего мира, осознанно верил в существование Создателя.
МАТЕРИЯ БЕСКОНЕЧНА В ПРОСТРАНСТВЕ. Поскольку материя вечна во времени, то располагаясь во всём окружающем пространстве, является такой же бесконечной, как и окружающее нас пространство. Пространство есть один из видов материи наряду со временем и движением.
В космосе на огромных пространствах ничего нет. Практически вакуум. Какие-то вещества встречаются достаточно редко, но и там они существуют. И этот вакуум так же является материей, не смотря на свою пустоту. Бесконечность материи простирается за границы вселенной и за границы самых мельчайших частиц материи. Получается, что бесконечность простирается и в сторону великого и в сторону малого.
МАТЕРИИ ВСЕГДА ПРИСУЩИ: движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие. Движение бывает и внешним, и внутренним.
— Если мы просто проследим за круговоротом воды в природе, то увидим, что вода постоянно меняет свои агрегатные состояния и перемещается в пространстве, в облака, потом по суше в виде рек и потоков, замерзает в снег и лёд и всё это происходит с неизменным постоянством. Здесь мы видим и внутреннее и внешнее движение материи.
— Если говорить о внутреннем движением в молекулах и атомах, то здесь движение вообще постоянное и никогда не останавливается. Оно может замедляться на молекулярном уровне от понижения температуры, но остановиться не может. Это научно подтверждённый факт. Внешнее движение материи не менее интересно.
— В воздухе постоянны перемещения больших воздушных масс из областей высокого, в области низкого давления. Все эти перемещения красочны и колоритны. Они, время от времени, превращаются в стихии.
— Планета Земля, как и все другие планеты, находится в постоянном движении. Помимо вращения вокруг Солнца, она вращается ещё и вокруг своей оси. Вращение вокруг Солнца приводит к смене времён года, а вращение вокруг своей оси к смене дня ночью и наоборот.
— Люди постоянно преобразуют своё общество. Вносят новые законы, борются с недостатками, пытаются достичь определённых результатов. Например, когда в России начался демографический спад, правительство приняло решение об учреждении материнского капитала за рождение двоих детей. В Объединённых Арабских Эмиратах, правительство производит выплаты на образование каждого ребёнка, который собирается пойти в школу. Там образование не бесплатное, но платит за него правительство. Таких примеров социального движения очень много, причём как положительных, так и отрицательных.
— Люди и животные находятся в постоянном движении даже когда спят. Их организмы продолжают функционировать и во сне. Внутри каждого организма продолжается обмен веществ и все остальные процессы. Примечательно, что морские животные не умеют долго не дышать. Чтобы вдохнуть воздух им нужно обязательно всплыть. Для того, чтобы во сне не утонуть, киты приспособились давать отдых одному из полушарий своего мозга поочерёдно. Дельфины умеют всплывать во сне для вдоха и после него медленно погружаются. Морские акулы не спят никогда, хотя это не млекопитающие, а рыбы, и им всплывать не нужно. Однако они без движения умирают. Движение это жизнь. Замирающие на зиму земноводные прекращают всякое движение потому что замерзают до состояния льда. Когда они оттаивают, то оживают. В состоянии замерзания они могут пролежать не один год. Тем не менее, в их телах движение происходит по законам внутреннего движения в твёрдой материи. Поистине, чудны дела Господни, скажет верующий человек. Удивительно, скажет атеист.
— Материя может превращаться из одной формы в другую. Например, путём горения, растворения, химической реакции, изменения атомной структуры одного вещества за счёт уменьшения количества электронов. Так происходит превращение атомов урана в атомы свинца.
САМОРАЗВИТИЕ МАТЕРИИ. Рост растений и живых существ. Их размножение. Уран превращается в свинец в течение времени, поскольку постоянно излучает, теряет, слабый электрон на последней орбите. Это явление учёные называют периодом полураспада урана. Зная время этого полураспада, учёные могут высчитывать возраст существования месторождения урана по количеству превратившегося в свинец урана. Таким же образом свинец мог бы превратиться в золото. У атома золота на один электрон меньше, чем у атома свинца, но свинец не располагает слабыми электронами и не теряет их в отличие от урана. Поэтому превращение свинца в золото, как и многих других химических элементов, не происходит.
Детерминизм — учение о взаимосвязи и взаимной определенности всех явлений и процессов. Понятие всеобщей причинности.
Согласно идеалистическому детерминизму, все происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой, либо богами или Богом (теологический детерминизм).
Согласно материалистическому детерминизму, всё происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено природой (космологический детерминизм), либо человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм), либо развитием общества (социальный детерминизм).
Иными словами все причинно следственные связи в развитии мира идеалисты относят к воле Божьей. Материалисты считают, что все эти причины опираются на природу и волю человека.
Здесь нужно проследить логику возможных последствий как идеалистического детерминизма, так и материалистического.
— Дело в том, что люди верующие в Бога должны не только полагаться на волю Бога, но и понимать, что ничего не может принадлежать человеку в мире, потому что всё принадлежит Богу. Человеку может быть что-то дано на хранение, или для правильного пользования.
— Если говорить о материалистической точке зрения, то Бога нет и человек своей волей волен решать чем и как пользоваться.
Например, возьмём участок земли.
— Человек верующий, получая его в пользование, должен правильно ухаживать за ним и поддерживать на нём порядок. Не делать из пахотной земли свалку для мусора. Можем ли мы сказать, что верующие люди всегда так поступали? Увы, нет.
— Человек неверующий, получая участок земли, будет использовать его в наиболее выгодном, в его понятии, назначении. Может сделать на нём пахотное поле, а может и место для свалки мусора.
По большому счёту всё сводится к обычной человеческой выгоде, а в лучшем случае, порядочности. Будь он верующий, или не верующий, но порядочность не позволяет ему навредить природе. Он оставит своим потомкам чистое поле.
Откуда берутся непорядочные люди?
— Верующие люди, которые не следуют Божьим заповедям, становятся непорядочными, а впоследствии могут и вовсе отречься от Бога. Человек следующий заповедям Божьим, не позволит себе вредить обществу и идти против Бога. В дореволюционные времена принято было говорить обманщикам и вредителям такие слова: «Креста на тебе нет». Или: «Бога ты не боишься». У христиан крест не носили те, кто от Бога отреклись ради собственной выгоды. Это считалось позором для христианина. Не бояться Бога, считалось несусветной наглостью из-за неимоверной глупости. Как можно не бояться гнева Всевышнего? Представители других религий тоже с уважением относятся к гневу Божьему.
— Неверующим людям тоже присуща логика порядочности. Очень многие из них считают, что вредить природе, даже ради прибыли, нельзя. Собственное бескорыстие и присущая им доброта не позволяют им наживаться на создании беды. Эта порядочность сближает таких людей с людьми истинно верующими.
Детерминизм всё сводит к предопределённости. К тому, что всё в жизни предопределено и изменить ничего нельзя. А раз так, то люди вообще не вольны ничего решать сами по себе. Нет у людей свободы выбора. Так ли это? Кому выгодно так считать?
Давайте представим себе, что такое свобода.
Свобода — идея, отражающая такое отношение субъекта к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной. Если не по философски, то: « что хочу, то и ворочу». Существует множество различных определений свободы.
В материалистическом плане, свободой называется возможность совершения любых поступков. Стремление к тому, что человек может себе ничего не запрещать и имеет возможность всё достигать. Но свобода поступков ограничивается общественными законами и, связанными с ними, понятиями
о добре и зле.
В христианском понимании считается, что Бог дал человеку свободу выбора между добром и злом. Совершая какие-то поступки, человек должен правильно их оценивать и творить, выбирать, добро. За время жизни, человек своими поступками показывает, каким он стал, и Бог всё это видит. Общественное законодательство так же строится на этих принципах.
У животных такой свободы нет. Они живут инстинктами. То есть обладают свободой в чистом виде. Абсолютной свободой.
Теологический детерминизм оставляет выбор между добром и злом. У материалистического детерминизма всё предопределено решением человека. Значит, свобода становится абсолютной. Такой детерминизм можно назвать абсолютным. Но если так, то о какой свободе выбора между добром и злом может вообще идти речь? Абсолютный детерминизм несовместим со свободой, как таковой.
Приверженцем абсолютного детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. Он утверждал, что если бы какое-нибудь разумное существо смогло узнать положение и скорость всех частиц в мире, оно могло бы совершенно точно предсказать все события Вселенной. Впоследствии такое гипотетическое существо было названо демоном Лапласа. Почему, собственно, демоном? Да потому что человеку всё это знать просто невозможно. Почему гипотетическое? Вымышленное? А это потому, что материалисты не верят ни в Бога, ни в демонов. Вот именно такое существо и получило бы свободу в чистом виде, но оно вымышленное.
Тем не менее, большой адронный колайдер создан именно для изучения сверхскоростей мельчайших частиц материи. А это для чего? Чтобы стать демоном Лапласа? Уже создан самый большой в мире компьютер. Он находится в США в Лос-Аламосе. Показатели, касающиеся скорости обработки данных составляют порядка 1,5 петафлопа. Стоит сказать, что один петафлоп приблизительно обладает мощностью 100 тыс. новейших ноутбуков, из которых можно организовать ленту длиной около 2,5 км. Очередная попытка систематизировать все имеющиеся знания. Это возможно, но возможно ли знать всё?
Принято считать, кто имеет информацию, тот имеет всё. Конечно речь не о гаданиях про будущее. Речь идёт о знании той информации, которая пока неизвестна остальным людям. Финансовой, экономической, производственной, транспортной…
У верующих в Бога людей не принято стремиться к познанию будущего с тем, чтобы воспользоваться этим. Считается, что знай, или не знай будущее, всё равно на всё воля Всемогущего Бога. Попытка узнать будущее считается грехом. Даже банальные гадания церковь осуждает. Считается, что если информация о будущем будет использоваться для всего общества, то узнавать её нет смысла. Человечество и так в состоянии прогнозировать возможные опасности и готовиться к ним. Если же этой информацией воспользуется какая-то небольшая часть общества, то это будет обычное мошенничество с целью использования информации малой частью общества за счёт остальных людей.
Детерминизм как представление о взаимосвязи всех явлений и процессов является важнейшей составной частью научной методологии, нацеливающей исследователей на выявление причинности и закономерностей в природе, обществе и мышлении.
На принципе детерминизма построена классическая физика. Особый вопрос представляют собой в этой связи термодинамика и молекулярная физика. Детерминизм не подразумевает обратимость времени, исходя из предположения, что частица не обязательно придёт в исходное состояние при обращении времени, имея в виду, что траектория не всегда будет однозначно определяться конечными условиями.
Детерминизм и индетерминизм
Детерминизм утверждает определяемость одних событий другими, индетерминизм является отрицанием детерминизма. Для чего нужен индетерминизм?
Есть события или явления, которые говорят не об определяемости друг друга, а о противоречии двух событий. Эти два события не определяют друг друга, а противоречат друг другу.
Например: появление густой облачности приводит к ливню с громом и молниями. Это естественная последовательность явлений следующих одно за другим.
Бывает «гром среди ясного неба». Никаких событий определяющих этот гром нет. Есть события, которые ему противоречат. А именно ясное небо. Но ведь есть другие события, которые определяют этот «гром».
Такая философская логика тоже необходима для поиска истины.