Материалы для изучения предлагаются в виде модулей что позволяет обучаемому генерировать траекторию
Дистанционное обучение
Разработчики дистанционного образования (ДО) конкретизируют индивидуализацию образовательного поведения следующим образом, считая, что в ДО наиболее ярко проявляются черты личностно-ориентированного способа обучения:
Гибкость — обучающийся волен самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
Модульность — материалы для изучения предлагаются в виде модулей, что позволяет обучаемому генерировать траекторию своего обучения в соответствии со своими запросами и потенциальными возможностями.
Доступность — независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать в образовательных потребностях население страны.
Рентабельность — экономическая эффективность проявляется за счет уменьшения затрат на содержание площадей образовательных учреждений, экономии ресурсов временных, материальных (печать, размножение материалов и пр.).
Мобильность — эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса ДО.
Охват — одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и пр.) большого количества обучающихся [5].
Технологичность — использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
Социальное равноправие — равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
Интернациональность — экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг [8].
Информационные технологии приносят возможность и необходимость изменения самой модели учебного процесса: переход от репродуктивного обучения — «перелива» знаний из одной головы в другую, от преподавателя к студентам — к креативной модели (когда в учебной аудитории с помощью нового технологического и технического обеспечения моделируется жизненная ситуация или процесс, студенты под руководством преподавателя должны применить свои знания, проявить творческие способности для анализа моделируемой ситуации и выработать решения на поставленные задачи). Специалисты считают, что развитие традиционных и новых технологий должно идти по принципу дополнительности и взаимокоррелирования, что, в свою очередь, позволяет говорить о принципиально новом измерении образовательной среды — глобальном, измерении, существующем в реальном времени и ассоциирующем в себе всю совокупность образовательных технологий.
“Интернет — гипертехнология, включающая в себя все остальные, и ее успех объясняется тем, что она может “дать всем все”… Тем не менее, всегда найдется область для применения технологий низшего уровня, таких как компьютерные конференции или электронная почта… Равным образом еще не пришло время отказаться от курсов дистанционного обучения, имеющих глобальный характер, но не использующих никакие компьютерные или коммуникационные технологии” [9, C. 67].
По мнению Барбьюлса, важнейшей особенностью этой новой технологии является то, что она позволяет создавать “сетевые общины”. Благодаря этому понятие общины приобретают глобальный размах и некоторые абсолютно новые черты. По мнению автора: “Одной из важнейших особенностей такого пространства является его глобальный характер, позволяющий осуществлять практически мгновенную связь и общение. Уже сейчас эта среда незаменима для коммерческих и финансовых операций, вовлекающих в контакт самые разнообразные общества и культуры. Тем самым Интернет является как главной причиной глобализации, так и ее наиболее наглядным проявлением. Более того, именно глобализация и определяет характер сетевых сообществ” [15, C. 10].
Благодаря Интернету различные стороны глобализации (научная, технологическая, экономическая, культурная и образовательная) оказали весьма значительное влияние как на традиционные очные учебные заведения, так и на развитие разнообразных образовательных новшеств, таких как дистанционное обучение и виртуальные университеты. Во всех этих организациях глобализация требует глубоких и радикальных перемен структуры, методики преподавания и исследований, а также подготовка управленческого и преподавательского персонала [11, C. 34].
Структура информационно-образовательной среды.
Анализ достоинств и недостатков, существующих информационных образовательных сред (ИОС),и современного состояния информационных технологий и средств телекоммуникаций, позволяет сформулировать следующие принципы, на которых должны строиться проектируемые в настоящее время информационно-образовательные среды:
Многокомпонентность — информационно-образовательная среда представляет собой многокомпонентную среду, включающую в себя учебно-методические материалы, наукоемкое программное обеспечение, тренинговые системы, системы контроля знаний, технические средства, базы данных и информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида, включая графику, видео и пр., взаимосвязанные между собой.
Интегральность — информационная компонента ИОС должна включать в себя всю необходимую совокупность базовых знаний в областях науки и техники с выходом на мировые ресурсы, определяемых профилями подготовки специалистов, учитывать междисциплинарные связи, информационно-справочную базу дополнительных учебных материалов, детализирующих и углубляющих знания.
Распределенность — информационная компонента ИОС оптимальным образом распределена по хранилищам информации (серверам) с учетом требований и ограничений современных технических средств и экономической эффективности.
Адаптивность — информационно-образовательная среда должна не отторгаться существующей системой образования, не нарушать ее структуры и принципов построения, также должна позволить гибко модифицировать информационное ядро ИОС, адекватно отражая потребности общества.
Рис. 1. Структура информационно-образовательной среды
Сформулированные принципы построения ИОС делают необходимым рассмотрение информационно-образовательной среды, с одной стороны, как части традиционной образовательной системы, а, с другой стороны, как самостоятельной системы, направленной на развитие активной творческой деятельности учащихся с применением новых информационных технологий [12].
Как считает С. Кувшинов, сегодня проблема образования в целом — это проблема не технологий, а человека, преподавателя, который приходит в аудиторию. Именно преподаватель является слабым звеном с точки зрения информационных технологий. Кроме того, большинство из работающих в вузах специалистов часто вообще не имеют педагогического образования. Поэтому главное внимание в системе образования должно быть в первую очередь направлено на педагогическую подготовку преподавателей предметников. Совместив педагогическое образование и образование в области новых информационных технологий, можно будет обеспечить прорыв в создании новой образовательной среды [5].
Как считают У. Хассон и Э. Уотермен, “любое обсуждение проблем качества дистанционного образования неминуемо затронет подбор, переподготовку и поддержку преподавательского состава, участвующего в технологичной программе обучения.
В традиционной академической среде преподаватели тщательно выбираются по очень жестким критериям, которые в основном носят академический характер, с учетом сопутствующих факторов, наличия исследовательских работ и публикаций и пр. Критерии подбора преподавателей для программ дистанционного обучения должны быть в первую очередь академическими”.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Всероссийский аграрный колледж заочного образования»
ОГЛАВЛЕНИЕ
АННОТАЦИЯ
В своей методической разработке я привожу примеры применения информационных технологий в процессе преподавания профессиональных модулей и при организации внеклассной работы студентов, связанной с их профессиональными и общими компетенциями.
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей ветеринарных дисциплин.
ВВЕДЕНИЕ
Обучение и развитие личности студента будет более глубоким и полным, если преподавателями будут освоены, эффективно внедрены и непрерывно использованы новые педагогические технологии.
В настоящее время обществу нужны специалисты, способные самостоятельно принимать решения, быть готовыми к самообразованию и саморазвитию.
Требования современного общества сосредоточены на человеке, который может легко овладеть новыми технологиями и получить знания в различных отраслях. Высокий профессионализм выражается адаптации к быстро изменяющимся информационным технологиям и умению находить эффективные решения.
Информация влияет на социально-экономические процессы. Информационные технологии (ИТ) рассматриваются как способы и методы овладения информацией, ее получения, сбора, переработки и хранения.
Качественная подготовка специалистов в области ветеринарии, их профессиональное развитие – проблема, актуальная для всего современного общества. От того, насколько грамотными, информационно компетентными и подготовленными будут работающие специалисты ветеринарных служб, во многом зависит обеспечение политической, экономической, экологической, социальной безопасности страны.
Информационные и коммуникационные технологии по признанию специалистов являются одним из приоритетных направлений науки и техники, которые в XXI веке станут решающими, критическими.
Под критическими понимают такие технологии, которые носят межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для развития многих технологических областей или направлений исследований и разработок, дают в совокупности главный вклад в решение ключевых проблем развития и прогресса.
В образовании роль критических несомненно принадлежит базовым информационным технологиям, т.е. таким, которые являются основой образовательных технологий, использующих средства информационно-вычислительной техники и в совокупности образующих технологическую инфраструктуру учебного заведения.
Критические образовательные технологии обеспечивают создание на основе инфраструктуры корпоративных телекоммуникационных сетей образовательных учреждений распределенных баз образовательных технологий, которые благодаря этой инфраструктуре могут использоваться в любом месте образовательного пространства, в том числе и в процессе реализации идеологии дистанционного образования.
В этой связи важнейшими направлениями информатизации образования являются:
– реализация виртуальной информационно-образовательной среды на уровне учебного заведения, предусматривающая выполнение комплекса работ по созданию и обеспечению технологии его функционирования;
– системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления;
– построение и развитие единого образовательного информационного пространства.
По существу речь идет о решении проблемы качественного изменения состояния всей информационной среды системы образования, о представлении новых возможностей как для опережающего, развивающего образования каждой личности, так и для роста совокупного общественного интеллекта.
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.
Слово «технология» имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Сегодня одной из характерных черт образовательной среды является возможность студентов и преподавателей обращаться к структурированным учебно-методическим материалам, обучающим мультимедийным комплексам всего колледжа в любое время и в любой точке пространства. Помимо доступности учебного материала, необходимо обеспечить обучаемому возможность связи с преподавателем, получение консультации в он-лайн или офф-лайн режимах, а также возможность получения индивидуальной «навигации» в освоении того или иного предмета. Студенты будут стремиться к гибкому режиму обучения, модульным программам с многочисленными поступлениями и отчислениями, которые позволят накапливать зачетные единицы, свободно переводиться из одного ссуза в другой с учетом предыдущего опыта, знаний и навыков. По-прежнему важной для студентов останется возможность личного развития и профессионального роста; программы получения степени и короткие курсы, возможно, будут пользоваться одинаковым спросом; резко возрастет потребность в программах профессионального обучения.
Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.
Разработчики индивидуальной траектории образования (ИТ) конкретизируют индивидуализацию образовательного поведения следующим образом, считая, что в ИТ наиболее ярко проявляются черты личностно-ориентированного способа обучения:
Гибкость — обучающийся волен самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
Модульность — материалы для изучения предлагаются в виде модулей, что позволяет обучаемому генерировать траекторию своего обучения в соответствии со своими запросами и потенциальными возможностями.
Доступность — независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать в образовательных потребностях население страны.
Рентабельность — экономическая эффективность проявляется за счет уменьшения затрат на содержание площадей образовательных учреждений, экономии ресурсов временных, материальных (печать, размножение материалов и пр.).
Мобильность — эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса ИТ.
Охват — одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и пр.) большого количества обучающихся.
Технологичность — использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
Социальное равноправие — равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
Интернациональность — экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.
Информационные технологии приносят возможность и необходимость изменения самой модели учебного процесса: переход от репродуктивного обучения — «перелива» знаний из одной головы в другую, от преподавателя к студентам — к креативной модели (когда в учебной аудитории с помощью нового технологического и технического обеспечения моделируется жизненная ситуация или процесс, студенты под руководством преподавателя должны применить свои знания, проявить творческие способности для анализа моделируемой ситуации и выработать решения на поставленные задачи). Специалисты считают, что развитие традиционных и новых технологий должно идти по принципу дополнения и взаимокоррелирования, что, в свою очередь, позволяет говорить о принципиально новом измерении образовательной среды — глобальном, измерении, существующем в реальном времени и ассоциирующем в себе всю совокупность образовательных технологий.
“Интернет — гипертехнология, включающая в себя все остальные, и ее успех объясняется тем, что она может “дать всем все”…
Тем не менее, всегда найдется область для применения технологий низшего уровня, таких как компьютерные конференции или электронная почта.
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.
В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.
С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине www опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.
В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.
С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.
Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются электронные носители и телевидение. Соответствующие средства ИКТ позволяют группе студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Электронные носители с лекциями могут быть использованы как в специальных кабинетах с мультимедийным оборудованием, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.
Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.
Понятие мультимедиа, вообще, и средств мультимедиа, в частности, с одной стороны тесно связано с компьютерной обработкой и представлением разнотипной информации и, с другой стороны, лежит в основе функционирования средств ИКТ, существенно влияющих на эффективность образовательного процесса.
Важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово «мультимедиа» имеет сразу несколько разных значений.
· технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
· информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
· компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
· компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
· особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).
Таким образом, в широком смысле термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).
Информационно-коммуникационные технологии применяются на продуктах самого разнообразного назначения. Студенты успешно оформляют доклады и рефераты, составляют кроссворды, готовят компьютерные презентации, подбирают тематический материал в электронном виде, формируя электронный банк данных дидактического материала, используя такие программные продукты, как MicrosoftWord, MicrosoftPowerPoint, MicrosoftExcel.
Современное образование нельзя представить себе без мультимедиа технологий, интерактивных технологий, технологий моделирования ситуа ций и применения коммуникационных технологий. Такое разнообразие при водит к качественному повышению эффективности обучения как на занятии, так и во внеурочное время. Интеграция различных инструментов позволяет строить на занятиях дидактические модели нового уровня, создавать новые пред ставления при освоении учебной информации. ИКТ развивают у обучающихся алгоритмы действия в определенных ситуациях. Традиционное изучение учебного материала приводит к тому, что студенты теряют интерес к пред мету.
Студент, владея современными компьютерными технологиями, учится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, органи зовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Дня решения дидактических задач целесообразно ис пользовать:
1. Мультимедиа технологии:
— презентация-лекция (демонстрация слайдов, содержащих иллюстра ции, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обоб щения, систематизации);
— презентация-модель (с помощью анимации создается модель какого- либо процесса, явления, наглядного решения задачи).
2. Компьютерные технологии:
Таким образом, творческий подход позволяет максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый со временными компьютерными технологиями. Использование ИКТ повышает интерес к заданию, что немаловажно.
В настоящее время в условиях перехода на ФГОС СПО третьего поколения тенденция увеличения доли самостоятельной работы студентов, разработка и внедрение в учебный процесс эффективных средств самоконтроля на базе информационно-коммуникационных технологий представляется весьма актуальной задачей. Самоконтроль студентов представляет собой внутреннюю обратную связь в процессе обучения, предполагает получение обучающимся информации о степени и качестве усвоения изученного материала дисциплины, правильности выполнения учебных операций, прочности сформированных умений, возникших ошибках и затруднениях.
В организации самоконтроля студентов применяются компьютерные средства обучения, в частности средства контроля. Так, для создания интерактивных тренировочно-контролирующих заданий можно использовать продукт Hot Potatoes (http://web.uvic.ca/hrd/hotpot).
Программное средство Hot Potatoes (в переводе «Горячая картошка») предоставляет преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные упражнения и тесты без знания языков программирования и привлечения IT-специалистов. С помощью Hot Potatoes можно создавать задания для самоконтроля десяти типов по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации интерактивной обратной связи.
Эффективное применение информационных технологий в соединении с другими я представляю в своей методической разработке на примере практического занятия.
Специальность: 111801 Ветеринария ПМ. 01. МДК 01.01.
Тема 2.6 Методики профилактики гинекологической патологии, бесплодия и болезней молочной железы
Тема урока: Заболевания наружных и внутренних половых органов самок.
Дидактические (обучающие) : расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование и применение ПК 1.1.; ДПК 1.4 необходимых в практической деятельности.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности, формирование ОК 1-9.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности, формирование ОК 3,4.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия; формирование ОК 1,2,5,10.
Тип урока: практическое занятие.
Метод обучения: самостоятельная работа студентов по отработке практических компетенций.
Используемые технологии: информационные технологии, цифровые технологии, здоровьесберегающие технологии.
Материально-техническое и информационное обеспечение обучения:
№1, №2, №3, ОИ 2, ДИ 6 И-Р 4, И-Р 6
Структурно-логическая карта занятия
Задача этапа: обеспечение мотивации, актуализация опорных знаний.
Добрый день, ребята! Я рад общению с вами, давайте поприветствуем друг друга, улыбнемся, настроимся на доброжелательный контакт.
Вступительное слово преподавателя по теме урока
Тема нашего сегодняшнего занятия посвящена видам заболеваний наружных и внутренних половых органов самок. Данные заболевания широко распространены среди продуктивных животных АПК России.
Как Вы думаете, какие способы профилактики данных заболеваний мы с вами можем предложить?
2. Проверка опорных знаний студентов
Задача этапа: Проведение самоконтроля и взаимоконтроля опорных знаний студентов для установления их правильности и коррекция пробелов
Работа с видеоматериалом (информационные технологии)
Просмотр учебного фильма: «Исследование половой системы крупного рогатого скота».
Ознакомление с методиками проведения
— гинекологического исследования животных
— гинекологической диспансеризации животных
Подведение результатов готовности обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний (3 минуты)
Самооценка результата проверки опорных знаний студентов, по результатам обсуждения видеофрагментов.
Задача этапа: на основе имеющихся опорных знаний студентов подготовить их к освоению практических компетенций.
Тема нашего занятия – заболевания наружных и внутренних половых органов самок сельскохозяйственных животных.
Цель: научиться собирать заданную информацию и, применяя опорные, знания уметь находить оптимальные решения поставленных задач. Отработка практических компетенций.
Ввод в производственную ситуацию на примере решения производственной задачи (2 минуты)
Производственная задача: «Провести гинекологическое исследование животных (КРС) с помощью ректального исследования и ультразвуковой диагностики».
4. Усвоение опорных знаний и способов действий.
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия обучающихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий
Решение производственной задачи
Проверка соблюдения правил техники безопасности при работе с животными. (Здоровьесберегающие технологии)
Задание 1. Провести ректальное исследование животного (КРС)
Задание 2. Провести УЗД половых органов. (Использование цифровых технологий).
Задание 3. Зафиксировать полученные результаты в бланке осмотра.
Самостоятельное выполнение производствен-ной задачи.
5. Первичная проверка решения производственной задачи. Установление правильности и осознанности приобретенных профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО; выявление пробелов и неверных действий и их коррекция.
Просмотр вариантов заполненных бланков по теме занятия.
Анализ полученных результатов.
6. Физкультминутка. (Здоровьесберегающая технология.)
Профилактика заболеваний, связанных с проведением ректального исследования сельскохозяйственных животных. (выполнение упражнений).
7. Контроль и самопроверка отработки профессиональных компетенций. Выявление качества и уровня овладения профессиональными компетенциями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми обучающимися планируемых результатов практической деятельности.
Анализ и оценка представленных результатов. (2 минуты)
8. Подведение итогов занятия. Дать анализ и оценку успешности достижения цели. Получение обучающимися информации о реальных результатах. (4 минуты).
9. Рефлексия. Мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость обучающихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. (2 минуты)
11. Заключительное слово преподавателя. (1 минута)
Задание: используя информационные технологии перевести в электронный вид бланки клинического осмотра, гинекологического исследования и заполнить историю болезни. Дать рекомендации по профилактике выявленных заболеваний.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет преподавателю качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей студентов в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. И.В.Роберт выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий :
1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий :
-повышение эффективности и качества процесса обучения;
-повышение активности познавательной деятельности;
-углубление межпредметных связей;
-увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
2) Развитие личности обучаемого, подготовка специалиста к комфортной жизни в условиях информационного общества:
-развитие различных видов мышления;
-развитие коммуникативных способностей;
-формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
-эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
-формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
-развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
-формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.
3) Работа на выполнение социального заказа общества:
Классификация средств ИКТ по области методического назначения:
Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ
· Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
· Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
· Индивидуализация работы самого учителя;
· Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
· Усиление мотивации к обучению;
· Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
· Обеспечение гибкости процесса обучения.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (интернет, аудио, видео).
Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:
I – как « проникающая » технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).
II – как основная , определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.
III – как монотехнология ( когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
Негативные последствия воздействия средств ИКТ на обучающегося
Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого.
Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит и к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование информационных технологий в процессе обучения существенным образом влияет на развитие личности студента, обеспечивает качественно иную подготовку ветеринарных специалистов новой формации, вооружает их навыками комфортной профессиональной деятельности в условиях информационного общества.
Переход к компетентностному подходу в построении личностно ориентированного контекста позволит получить как результат компетентного специалиста, способного к жизнедеятельности в информационном обществе.
Таким образом, одним из важнейших видов компетенций, достигаемых в результате общего образования, должна стать информационная компетенция, предлагающая умения самостоятельно искать, выбирать, организовать, представлять, передавать информацию, проектировать объекты и процессы.
Информационная компетентность является одной из наиболее значимых, поскольку информация формирует материальную среду жизнедеятельности человека, определяет его социокультурную жизнь, служит основным средством реализации профессиональных компетенций.
К набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями относит следующее
1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию студентов к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач.
3. ИКТ вовлекают студентов в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
4. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
6. Компьютер способствует формированию у студентов рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.