Маточная гайка токарного станка что это
Фартук токарного станка. Устройство фартука токарного станка
Устройство фартука токарно-винторезного универсального станка
Фартук токарно-винторезного станка жестко крепится к переднему торцу каретки суппорта.
Фартук преобразует вращательное движение ходового винта или ходового валика в поступательное перемещение суппорта (подачу) вдоль направляющих станины. Движение от ходового валика используется также для механического перемещения поперечных салазок.
Технические характеристики, фотографии и чертежи приведены на странице Токарно-винторезный станок 1К62.
Ходовой винт используется при нарезании резьбы. Вращательное движение ходового винта преобразовывается в поступательное движение суппорта (движение подачи) с помощью разъемной маточной гайки. Скорость вращения ходового винта, следовательно, скорость подачи, регулируется коробкой подач токарного станка.
Механизмы в фартуке могут преобразовывать вращательное движение ходового валика в поступательное движение (механическую подачу) поперечных салазок суппорта.
Для ускоренного движения суппорта используется отдельный электродвигатель, который вращает ходовой валик с повышенной скоростью.
Смазку всех приводных частей, подшипниковые опоры и направляющие суппорта и каретки обеспечивает плунжерный насос. Он смонтирован и нижней крышке фартука и приводится в действие от вала червячной шестерни.
Смазка ходового винта производится при помощи ручной масленки при включенной маточной гайке.
Схема кинематическая токарно-винторезного станка
Фартук токарно-винторезного станка имеет четыре кулачковые муфты, позволяющие осуществить прямой и обратный ход каретки и суппорта. Управление перемещениями каретки осуществляется мнемонической рукояткой 25. Направление включения рукоятки совпадает с направлением перемещения суппорта. Включение быстрых перемещений суппорта в указанных четырех направлениях осуществляется дополнительным зажатием кнопки 12, встроенной в рукоятку 25. Этим и нажатием включается электродвигатель быстрых ходов, который через клиноременную передачу сообщает движение ходовому валу.
Фартук имеет блокирующее устройство, препятствующее одновременному включению продольной и поперечной подач суппорта, а также предохранительную кулачковую муфту, которая срабатывает под действием усилий, возникающих при перегрузке фартука.
Для нарезания резьбы следует рукояткой 24 включить маточную гайку и вывести из зацепления реечную шестерню путем вытягивания на себя кнопки 6.
Описание режимов работы фартука станка
Рис 9. Схема фартука токарно-винторезного станка
Продольная подача каретки суппорта
Ручная продольная подача производится рукояткой 13 через колеса 12, 15, 17 и рейку 14.
Поперечная подача салазок суппорта
Для осуществления механической поперечной подачи рядом с червяком 9 на ходовом валу сидит коническое зубчатое колесо 7, шпонка которого также скользит в длинной шпоночной канавке 2 ходового вала 1. Вращаясь вместе с валом, колесо 7 приводит во вращение другое коническое колесо 4 и цилиндрические колеса 5, 3, 6 и 21. Посредством кнопки 18 можно колесо 21 сцепить с колесом 19. Вместе с колесом 19 приходит во вращение винт 20, осуществляя поперечную подачу резца. Для выключения поперечной подачи колесо 21 выводят из зацепления с колесом 19, пользуясь той же кнопкой 18.
Ручная поперечная подача производится рукояткой 16.
Нарезание резьбы на токарно-винторезном станке
Рис. 10. Устройство разъемной гайки (маточной гайки) токарно-винторезного станка
Для продольного перемещения суппорта при нарезании резьбы пользуются ходовым винтом 22, с которым связана разъемная гайка (маточная гайка) 23, установленная в фартуке.
Устройство разъемной гайки показано на рис. 10. При нарезании резьбы обе половины гайки 23 сближают при помощи рукоятки 25; сближаясь, они захватывают нарезку винта 22, при вращении которого фартук, а вместе с ним и суппорт с резцом получают продольное перемещение. Для сдвигания и раздвигания половин разъемной гайки на валике рукоятки 25 закреплен диск 24 с двумя спиральными прорезями 26, в которые входят пальцы 27 нижней и верхней половины гайки 23. При повороте диска 24 прорези заставляют пальцы, а следовательно, и половины гайки сближаться или раздвигаться.
Конструкция фартука токарно-винторезного станка
Включение подачи по ходовому винту осуществляется замыканием маточной гайки (фиг. I, 15). Она состоит из двух полугаек 1 и 2, которые могут перемещаться по направляющим, выполненным в фартуке. С помощью рукоятки 4 на лицевой стороне фартука полугайки можно сближать, замыкая их на ходовом винте, или освобождать его; перемещение их осуществляется диском 5 с фасонными пазами, в которые входят штифты 3, запрессованные в полугайки.
Движение от ходового валика передается через скользящую по нему вместе с фартуком шестерню z = 27 (см. фиг. 1, 6) на червячную передачу фартука. С вала червячного колеса вращение передается в зависимости от того, какая из зубчатых муфт М6, М7, М8 или М9 включена — либо на реечную шестерню г = 10 — для получения продольной подачи, либо на шестерню г = 20, сидящую на подающем винте XXI поперечных салазок, — для получения механической поперечной подачи. Включение всех этих муфт на станке мод. 1К62 производится одной рукояткой (фиг. I, 16), причем направление включения совпадает с направлением подачи резца. Продольное перемещение суппорта вручную производится, при помощи маховичка на валу XXII, когда рукоятка включения механической подачи установлена в среднее положение. В фартуке имеется устройство, исключающее включение подачи одновременно по ходовому винту и ходовому валику (блокировка), так как такое включение привело бы к поломке.
Фартук токарно-винторезного станка
Для предохранения цепи подач от перегрузок, а также для работы по упорам (см. стр. 46), на оси червяка установлена предохранительная зубчатая муфта Мп (см. фиг. 1,6), пружина которой отрегулирована на передачу определенного крутящего момента. Если момент превысит допустимый, муфта начнет прощелкивать.
Сокращение времени на выполнение вспомогательных движений является важным резервом повышения производительности станков; поэтому у большинства современных станков предусмотрены механизмы, обеспечивающие быстрые («ускоренные») холостые перемещения инструмента. В станке 1К62 для этой цели на правом торце станины установлен отдельный электродвигатель (фиг. I, 17) мощностью 1 кВт, соединенный клиноременной передачей с ходовым валиком. Односторонняя муфта обгона Мо в коробке подач позволяет сообщать вращение ходовому валику как от коробки подач, так и от вспомогательного двигателя.
Обгонная муфта (фиг. I, 18) имеет наружное кольцо 2, фасонный диск 1, ролики 3 и пружины 4, поджимающие ролики. Такая муфта может передавать крутящий момент при заклинивании роликов только в одном направлении.
В коробке подач станка наружное кольцо обгонной муфты Жестко связано с блоком шестерен z — 56 (см. фиг. 1,6), а внутренний диск — с ходовым валиком XVI. Когда вспомогательный электродвигатель не включен, сообщается движение ходовому валику от коробки подач; когда этот двигатель включен, диск муфты вращается в том же направлении, что и наружное кольцо, но с большей скоростью, и это приводит к пробуксовке обгонной муфты. После остановки двигателя цепь рабочих подач автоматически восстанавливается. Двигатель быстрых перемещений включается кнопкой К (см. фиг. I, 16) на рукоятке включения автоматических подач. Механизм быстрых перемещений обеспечивает скорость продольного перемещения суппорта 3,4 м/мин и поперечного 1,7 м/мин. В тяжелых токарно-винторезных станках, имеющих несколько суппортов, быстрые продольные и поперечные перемещения осуществляются от отдельных электродвигателей, установленных на каждом суппорте.
Маточная гайка токарного станка что это
Мне понравился это сайт. Я не технолог, но более двадцати лет назад в Алжире мне довелось преподавать Технологию машиностроения, хотя ехал я туда работать по курсу «Детали машин». Там, среди прочего, мне самому пришлось работать и обучать студентов работе на станочном оборудовании, в том числе и на токарных станках. И тогда я столкнулся с одним остроумным устройством на токарном станке, о котором раньше ничего не знал. Может быть, Вам оно известно, но на сайте, кажется, о нем нигде не упоминается. Речь идет о простом и остроумном устройстве, обеспечивающем нарезание метрической резьбы любого шага с выключением маточной гайки на станке с метрическим шагом ходового винта и любых дюймовых резьб на станке с дюймовым шагом этого винта. Ниже Вы прочтете фрагмент учебного пособия по этой теме, которое я составил для своих студентов, и Вам все будет ясно. Надеюсь, эта записка будет полезна в вашей работе.
Очевидно, что для нарезания резьбы резец при каждом проходе должен попадать в винтовую канавку, образованную на детали его предыдущими проходами (попадать в шаг). Попадание в шаг обеспечивается, если между двумя включениями маточной гайки ходовой винт и деталь совершают целое число оборотов. Отметим, что это условие всегда соблюдается в отношении ходового винта. Сама конструкция маточной гайки предопределяет тот факт, что после размыкания она может снова сомкнуться только после того как ходовой винт сделает целое число оборотов. Иначе витки гайки просто не попадут в витки винта и маточная гайка не сомкнется, то есть не включится. Если шаг нарезаемой резьбы целое число раз укладывается в шаге ходового винта, проблемы с попаданием в шаг нет. В самом деле, целое число оборотов винта всегда соответствует целому числу оборотов детали. Поэтому можно включать маточную гайку при любом положении суппорта. В других случаях нужно принимать специальные меры, для обеспечения условий попадания в шаг нарезаемой резьбы.
Самый простой способ состоит в том, чтобы не размыкать маточную гайку до окончания нарезания резьбы. То есть в конце каждого прохода нужно отвести резец от детали, остановить станок, дать ему задний ход, снова остановиться в исходном положении, дать резцу поперечную или боковую подачу, для нового прохода и повторить цикл. Таким образом, суппорт остается все время в жесткой кинематической связи со шпинделем станка и резец не может не попасть в шаг резьбы. Этот способ не рекомендуется использовать, так как он приводит к ускоренному износу маточной гайки и уменьшает производительность, так как не дает возможности быстрого возврата суппорта в исходное положение. Другой способ состоит в том, что до включения станка в работу метками отмечается положение шпинделя относительно станины и суппорта относительно ходового винта. В конце каждого прохода маточную гайку размыкают и возвращают в исходное положение вручную или с помощью механизма ускоренной подачи. Для повторного включения (смыкания) маточной гайки нужно снова совместить метки взаимного положения. Лучшие результаты дает использование специального устройства, называемого указателем включения, которое устанавливается в суппортах большинства современных станков (Рис. 1).
Рис. 1
Рассмотрим конструкцию и работу такого устройства на примере станка «Селтик» (Celtique). На верхнем конце валика, установленного на подшипниках в суппорте (Рис. 2), закреплен с помощью прижимного винта диск указателя 1 с делениями, которые соответствуют 2, 3, 5 и 7 частям его оборота. На нижнем конце этого валика на шпонке установлен блок шестерен 2-3, одна из которых имеет 14, а другая 15 зубьев. Зубчатые венцы этих шестерен корригированы, что дает возможность этим шестерням зацепляться с одной и той же промежуточной шестерней 4. В положении, показанном на рисунке, с шестерней 4 зацепляется шестерня 3. Чтобы ввести в зацепление шестерню 2, нужно извлечь из суппорта свободно вынимающийся вверх валик и перевернуть блок шестерен 2-3. Шестерни 4 и 5 имеют одинаковое число зубьев, но разные модули. Шестерня 5 зацепляется с ходовым винтом.
При работающем станке и неподвижном суппорте, то есть при разомкнутой маточной гайке и вращающемся ходовом винте, этот последний и шестерня 5 ведут себя как червячная передача, приводящая во вращение градуированный диск указателя через посредство шестерен 4 и 3. При остановленном станке, любое перемещение суппорта заставляет вращаться шестерню 5 и, следовательно, диск указателя. В этом случае ходовой винт играет роль зубчатой рейки.
При работающем станке и включенной (сомкнутой) маточной гайке диск указателя остается неподвижным, так как кинематическая пара ходовой винт – шестерня 5 работает одновременно как червячная и как реечная передачи, что дает два взаимокомпенсирующих вращения диска с одинаковой скоростью в разные стороны.
Благодаря одинаковому числу зубьев шестерен 4 и 5, они не оказывают никакого влияния на передаточное число между ходовым винтом и валиком диска. Эта пара шестерен ведет себя как одна паразитная шестерня, установленная между ходовым винтом и блоком шестерен 2 – 3. Это позволяет предполагать при кинематических расчетах, что блок шестерен 2 – 3 зацепляется напрямую с ходовым винтом. Следовательно, один оборот ходового винта соответствует повороту шестерни 3 на один зуб. То есть одному полному обороту диска соответствует либо 14 (когда в зацепление введена шестерня 3), либо 15 (когда в зацепление введена шестерня 2) полных оборотов ходового винта. Или, иными словами, один оборот диска соответствует перемещению суппорта либо на 84 мм (14 х 6), либо на 90 мм (15 х 6) (6 мм – шаг ходового винта).
Цель расчета, который нужно выполнить, исходя из шага нарезаемой резьбы, состоит в том, чтобы найти такую комбинацию числа делений диска и числа зубьев одной из шестерен блока 2 – 3, которая обеспечивает попадание в шаг. Другими словами, ходовой винт и обрабатываемая деталь должны совершить целое число оборотов, в течение поворота диска указателя между двумя выбранными делениями.
Пример: нужно нарезать резьбу с шагом 2,25 мм. Сначала выбираем число зубьев вводимой в зацепление шестерни блока 2 – 3. Шестерня с 14 зубьями соответствует 14 оборотам ходового винта и расстоянию пройденному суппортом 84 мм. В это же время деталь совершает 37,28 оборотов (84 / 2,25). Шестерня с 15 зубьями соответствует 15 оборотам ходового винта и расстоянию пройденному суппортом 90 мм. В это же время деталь совершает 40 оборотов (90 / 2,25). Поэтому выбираем шестерню с 15 зубьями, поскольку она обеспечивает целое число оборотов, как детали, так и ходового винта, в течение одного оборота указателя диска.
Здесь можно бы уже остановить расчет и работать, каждый раз включая маточную гайку в момент, когда неподвижная метка на суппорте совпадает с каким-либо одним и всегда одним и тем же делением диска. Но такая работа приводит к потерям времени, так как каждый раз приходится ждать, пока диск не повернется до единственно нужного деления. Поэтому попытаемся использовать некоторое число делений диска указателя. На диске есть деления, соответствующие двум, трем, пяти и семи частям диска и обозначенные соответствующими цифрами. Число 40 (число оборотов детали) делится на 2 и на 5, но 15 (число оборотов ходового винта) делится только на 5. Поэтому выбираем деления, соответствующие 5 частям диска и обозначенные цифрой 5. Маточную гайку можно включать в моменты, когда неподвижная метка на суппорте совпадает с одним из пяти делений диска, обозначенных цифрой 5.
Весь приведенный выше текст, это почти дословный и немного доработанный перевод с французского одного раздела из учебного пособия, составленного мною для студентов, проходивших практическое обучение именно на станке «Селтик». Поэтому в нем речь идет о конкретном указателе, встроенном в суппорт именно этого станка. Отсюда и некоторая затянутость описания работы, так как промежуточные шестерни 4 и 5 затеняют суть дела. Для подобного указателя есть более простое конструктивное решение (без промежуточных шестерен) с прямым зацеплением с ходовым винтом, как показано на Рис. 1., только устанавливаемое не внутри суппорта, а снаружи. Такое устройство нетрудно сделать самостоятельно и пристроить его на правой боковой стенке суппорта любого станка в зоне ходового винта. Нужно предусмотреть две сменные шестерни и регулировку положения валика, чтобы шестерни с разным числом зубьев могли зацепляться с ходовым винтом.
Хочу поделиться с Вами еще кое-чем.
1. Меня давно занимал вопрос: кто и как сделал первый ходовой винт, от которого произошли все последующие. Имею в виду не Архимеда, который мог изготавливать свои архимедовы винты по грубой технологии для столь же грубых целей, таких как подъем воды. А вот как был сделан первый ходовой винт с достаточно точным шагом? На вашем сайте я нашел ответ. Это про полосу бумаги равномерной ширины, наворачиваемую на цилиндр, по которой размечалась будущая винтовая нарезка. Хочу спросить: это предположение или достоверные сведения? Раньше мне казалось, что есть достаточно простой способ изготовления первого винта или первых винтов. При условии, что к тому времени люди уже умели волочить достаточно длинную проволоку, достаточно постоянного диаметра. Если такую проволоку плотно навить на цилиндр, то это практически готовый винт, который может приводить в движение поводок, вставленный в канавку, образованную проволочной навивкой.
2. Почему Вы не хотите употреблять распространенный термин «маточная гайка» и называете ее разъемной? Она, конечно, разъемная, но ведь это в буквальном смысле гайка – мать, от которой «рождаются» все резьбы, нарезаемые на станке. Интересно, что у французов ходовой винт называется по той же причине «винт – мать» (у них слово винт женского рода). И еще об одном токарном термине. То, что у нас называется «гитара» у французов называется «лира». Пока этого не знал, считал, что наш термин пошел от внешнего вида пары шестерен, напоминающих корпус гитары. Но лира-то никак на гитару не похожа. Теперь думаю, что оба термина пошли от того, что гитару токарного станка, как и музыкальные инструменты, нужно настраивать. Наконец, хочу сказать об одной ошибке, замеченной на вашем сайте, в тексте по нарезанию резьбы резцом. Написано: «Если нарезается резьба, шаг которой делится без остатка на шаг резьбы ходового винта (или шаг резьбы ходового винта делится без остатка на шаг нарезаемой резьбы), то разъемную гайку можно включать в любой момент и резец при этом всегда точно попадет в ранее нарезанную винтовую канавку». Здесь правильно только условие, заключенное в скобки, а первое условие неверно. Предположим, при шаге ходового винта 6 мм нужно нарезать резьбу с шагом 12 мм. Первое условие соблюдается. Но в этом случае маточную гайку можно включать не в любой момент, а только через каждые два оборота ходового винта (через 2, 4, 6, 8 и т.д.). Ведь пока деталь делает один оборот, ходовой винт делает два. Хорошо если при включении каждый раз попадаем на четный оборот винта. А если на нечетный? Будет смещение резца от винтовой канавки ровно на половину шага. Этот пример можно рассмотреть и по-другому. В середине прохода отвели резец и остановили станок. Разомкнули гайку. Повернули шпиндель с деталью на пол-оборота. При этом ходовой винт повернется на полный оборот. Можно снова смыкать гайку. Но резец-то вместе с суппортом остался на месте, а деталь повернута на пол-оборота, то есть резец находится посередине между двумя нитками резьбы.
С уважением, Даниил Добжинский 27.10.09 г.
Токарно-винторезный станок 16К20
Устройство фартука токарно-винторезного универсального станка
Фартук токарно-винторезного станка жестко крепится к переднему торцу каретки суппорта.
Фартук преобразует вращательное движение ходового винта или ходового валика в поступательное перемещение суппорта (подачу) вдоль направляющих станины. Движение от ходового валика используется также для механического перемещения поперечных салазок.
Технические характеристики, фотографии и чертежи приведены на странице Токарно-винторезный станок 1К62.
Ходовой винт используется при нарезании резьбы. Вращательное движение ходового винта преобразовывается в поступательное движение суппорта (движение подачи) с помощью разъемной маточной гайки. Скорость вращения ходового винта, следовательно, скорость подачи, регулируется коробкой подач токарного станка.
Ходовой валик используется при выполнении всех остальных токарных работ. Вращательное движение ходового валика преобразовывается в поступательное движение суппорта (движение подачи) с помощью червяка на скользящей шпонке, зубчатой рейки закрепленной на станине и сцепленного с рейкой зубчатого колеса. Это колесо может получать вращение либо механически — от ходового вала, либо вручную от вращения рукоятки (маховичка).
Механизмы в фартуке могут преобразовывать вращательное движение ходового валика в поступательное движение (механическую подачу) поперечных салазок суппорта.
Для ускоренного движения суппорта используется отдельный электродвигатель, который вращает ходовой валик с повышенной скоростью.
Смазку всех приводных частей, подшипниковые опоры и направляющие суппорта и каретки обеспечивает плунжерный насос. Он смонтирован и нижней крышке фартука и приводится в действие от вала червячной шестерни.
Смазка ходового винта производится при помощи ручной масленки при включенной маточной гайке.
Общая конструкция и принцип работы
Конструкция токарно-винторезного станка представляет собой крупный агрегат, состоящий из большого числа составных элементов, куда входит электрооборудование, суппорты, коробку подач, шпиндель и заднюю бабку.
Конструкция предусматривает наличие целого ряда защитных элементов, блокирующие и ограждающие, обеспечивая безопасность взаимодействия с устройством.
Работает по принципу универсального токарного станка, выполняющего ряд различных работ, и некоторые нестандартные операции с использованием дополнительного оборудования, например, нарезание резьбы, сверления и т. п.
Схема кинематическая токарно-винторезного станка
Фартук имеет блокирующее устройство, препятствующее одновременному включению продольной и поперечной подач суппорта, а также предохранительную кулачковую муфту, которая срабатывает под действием усилий, возникающих при перегрузке фартука.
Для нарезания резьбы следует рукояткой 24 включить маточную гайку и вывести из зацепления реечную шестерню путем вытягивания на себя кнопки 6.
Технические возможности и характеристики 16К20
Токарно-винторезные станки 16К20 (а также их аналоги) отличаются следующими характеристиками.
С кинематической схемой станка можно ознакомиться на фото ниже:
Кинематическая схема станка 16К20 (нажмите, чтобы увеличить)
В зависимости от длины, указываемой в паспорте оборудования, вес станка 16К20 может составлять:
Мощность двигателя гидравлической станции и главного привода станка 16К20 (по паспорту и фактическая) составляет 11 кВт. Соответственно, этот показатель и принимают за мощность данной модели.
Органы управления станка 16К20
Для запуска токарно-винторезного станка 16К20 оператору необходимо нажать кнопку, при помощи которой в контакторной катушке замыкается электрическая цепь. Кроме основной кнопки, в устройстве станка предусмотрен еще ряд элементов, посредством которых осуществляется управление следующими опциями оборудования:
В электрической схеме токарно-винторезного станка 16К20 также имеется специальное реле, которое служит для ограничения величины холостого хода двигателя. С самой схемой можно ознакомиться ниже:
Принципиальная электрическая схема токарного станка 16К20 (нажмите, чтобы увеличить)
Рукоятки, расположенные на корпусе станка, служат для решения таких задач, как:
На станках 16К20 может использоваться люнет, который призван предотвращать прогибание заготовки в ходе работы, а также помогает зафиксировать ее, тем самым повышая точность обработки. Выглядит люнет следующим образом:
Люнет для токарно-винторезного станка 16К20
Описание режимов работы фартука станка
Рис 9. Схема фартука токарно-винторезного станка
Продольная подача каретки суппорта
Продольная подача суппорта станка при выполнении всех токарных работ, кроме нарезания резьбы резцом, осуществляется при помощи закрепленной на станине зубчатой рейки 14 и катящегося по ней зубчатого колеса 17. Это колесо может получать вращение либо механически — от ходового вала 1, либо вручную от вращения рукоятки. Механическая продольная подача осуществляется следующим образом. В длинную шпоночную канавку 2 ходового вала 1 входит шпонка сидящего на нем червяка 9. Вращаясь, червяк приводит в движение червячное колесо 8. Для включения механической продольной подачи нужно рукояткой 11 соединить (с помощью муфты) червячное колесо с колесом 10. Последнее сообщит вращение колесу 15, а вместе с ним будет вращаться сидящее на том же валике реечное колесо 17. Это колесо катится по неподвижной рейке 14, приводя в движение фартук и каретку суппорта вдоль станины.
Ручная продольная подача производится рукояткой 13 через колеса 12, 15, 17 и рейку 14.
Поперечная подача салазок суппорта
Для осуществления механической поперечной подачи рядом с червяком 9 на ходовом валу сидит коническое зубчатое колесо 7, шпонка которого также скользит в длинной шпоночной канавке 2 ходового вала 1. Вращаясь вместе с валом, колесо 7 приводит во вращение другое коническое колесо 4 и цилиндрические колеса 5, 3, 6 и 21. Посредством кнопки 18 можно колесо 21 сцепить с колесом 19. Вместе с колесом 19 приходит во вращение винт 20, осуществляя поперечную подачу резца. Для выключения поперечной подачи колесо 21 выводят из зацепления с колесом 19, пользуясь той же кнопкой 18.
Ручная поперечная подача производится рукояткой 16.
Нарезание резьбы на токарно-винторезном станке
Рис. 10. Устройство разъемной гайки (маточной гайки) токарно-винторезного станка
Для продольного перемещения суппорта при нарезании резьбы пользуются ходовым винтом 22, с которым связана разъемная гайка (маточная гайка) 23, установленная в фартуке.
Устройство разъемной гайки показано на рис. 10. При нарезании резьбы обе половины гайки 23 сближают при помощи рукоятки 25; сближаясь, они захватывают нарезку винта 22, при вращении которого фартук, а вместе с ним и суппорт с резцом получают продольное перемещение. Для сдвигания и раздвигания половин разъемной гайки на валике рукоятки 25 закреплен диск 24 с двумя спиральными прорезями 26, в которые входят пальцы 27 нижней и верхней половины гайки 23. При повороте диска 24 прорези заставляют пальцы, а следовательно, и половины гайки сближаться или раздвигаться.
Фото и описание устройства станка
Ниже будут представлены схематичные изображения наиболее важных компонентов станка и краткое описание к ним.
Общий вид
Чертеж
На чертеже изображена рабочая зона станка, расположение и расстояние всех значимых частей оборудования.
Расположение органов управления
На схеме под цифрами обозначено расположение следующих органов управления:
Кинематическая схема
Кинематическую схему используют для того, чтобы понять связь и взаимодействие между основными элементами станка.
Шпиндельная бабка
Шпиндельная бабка может устанавливать числа в 4 ряда, по двум рядам с пределами 40, 50 и 160 об/мин, по двум рядам с пределами 200, 630 и 500.
Коробка подач
Обеспечивает перемещение резца и инструмента на направляющих станка с заданной скоростью. Эта часть используется для установки постоянной скорости подачи при резке или других работах.
С редуктором внутри, состоящим из переключаемой зубчатой передачи. На нее, с использованием входного вала, идет крутящий момент от шпиндельного узла. С ходовым винтом, валом на коробке подач.
Фартук
Фартук – деталь, отвечающая за точность подачи в суппорт. Имеет механизмы, ограждающие и обеспечивающие надежность с безопасностью во время работы.
Фартук располагается в корпусе, рядом с каретой суппорта. Обеспечивает вращательные движения ходового винта и передает их суппорту.
Суппорт
Представляет собой узел, крепящий инструмент в ручном или автоматическом режиме. Суппорт содержит резцедержатель и салазки.
Задняя бабка
Если при отведении рукоятки 19, не обеспечивается достаточный прижим задней бабки, необходимо изменить регулировку винтов 26 и 33, чтобы изменить прижимную планку.
Если нужно установить заднюю бабку поперечно шпинделю, нужно совместить винты 41 с плоской поверхностью А.
Конструкция фартука токарно-винторезного станка
Включение подачи по ходовому винту осуществляется замыканием маточной гайки (фиг. I, 15). Она состоит из двух полугаек 1 и 2, которые могут перемещаться по направляющим, выполненным в фартуке. С помощью рукоятки 4 на лицевой стороне фартука полугайки можно сближать, замыкая их на ходовом винте, или освобождать его; перемещение их осуществляется диском 5 с фасонными пазами, в которые входят штифты 3, запрессованные в полугайки.
Движение от ходового валика передается через скользящую по нему вместе с фартуком шестерню z = 27 (см. фиг. 1, 6) на червячную передачу фартука. С вала червячного колеса вращение передается в зависимости от того, какая из зубчатых муфт М6, М7, М8 или М9 включена — либо на реечную шестерню г = 10 — для получения продольной подачи, либо на шестерню г = 20, сидящую на подающем винте XXI поперечных салазок, — для получения механической поперечной подачи. Включение всех этих муфт на станке мод. 1К62 производится одной рукояткой (фиг. I, 16), причем направление включения совпадает с направлением подачи резца. Продольное перемещение суппорта вручную производится, при помощи маховичка на валу XXII, когда рукоятка включения механической подачи установлена в среднее положение. В фартуке имеется устройство, исключающее включение подачи одновременно по ходовому винту и ходовому валику (блокировка), так как такое включение привело бы к поломке.
Фартук токарно-винторезного станка
Для предохранения цепи подач от перегрузок, а также для работы по упорам (см. стр. 46), на оси червяка установлена предохранительная зубчатая муфта Мп (см. фиг. 1,6), пружина которой отрегулирована на передачу определенного крутящего момента. Если момент превысит допустимый, муфта начнет прощелкивать.
Сокращение времени на выполнение вспомогательных движений является важным резервом повышения производительности станков; поэтому у большинства современных станков предусмотрены механизмы, обеспечивающие быстрые («ускоренные») холостые перемещения инструмента. В станке 1К62 для этой цели на правом торце станины установлен отдельный электродвигатель (фиг. I, 17) мощностью 1 кВт, соединенный клиноременной передачей с ходовым валиком. Односторонняя муфта обгона Мо в коробке подач позволяет сообщать вращение ходовому валику как от коробки подач, так и от вспомогательного двигателя.
Обгонная муфта (фиг. I, 18) имеет наружное кольцо 2, фасонный диск 1, ролики 3 и пружины 4, поджимающие ролики. Такая муфта может передавать крутящий момент при заклинивании роликов только в одном направлении.
В коробке подач станка наружное кольцо обгонной муфты Жестко связано с блоком шестерен z — 56 (см. фиг. 1,6), а внутренний диск — с ходовым валиком XVI. Когда вспомогательный электродвигатель не включен, сообщается движение ходовому валику от коробки подач; когда этот двигатель включен, диск муфты вращается в том же направлении, что и наружное кольцо, но с большей скоростью, и это приводит к пробуксовке обгонной муфты. После остановки двигателя цепь рабочих подач автоматически восстанавливается. Двигатель быстрых перемещений включается кнопкой К (см. фиг. I, 16) на рукоятке включения автоматических подач. Механизм быстрых перемещений обеспечивает скорость продольного перемещения суппорта 3,4 м/мин и поперечного 1,7 м/мин. В тяжелых токарно-винторезных станках, имеющих несколько суппортов, быстрые продольные и поперечные перемещения осуществляются от отдельных электродвигателей, установленных на каждом суппорте.
Фото фартука токарно-винторезного станка
Фартук токарно-винторезного станка
Технические характеристики
Основные параметры станка
Шпиндель
Выступает в качестве пустотелого, многоступенчатого вала, изготовленного из стали, с термической обработкой для увеличения стойкости.
Шпиндель имеет стальную конструкцию и продольное отверстие внутри, оно пропускает заготовку. Сам шпиндель вращается за счет специализированных прецизионных подшипников. Они износостойки и точны в изготовлении, не требуют частого техобслуживания.
Суппорт и подачи
Это часть станка, используемая для удержания инструмента и позволяющая производить продольное и поперечное перемещение инструмента.
Этот блок станка очень жесткий, что снижает вероятность ошибок, вызванных упругой деформацией системы скольжения во время резки.
Резцовые салазки
Салазки нужны для настройки попадания резьбы, они ездят по продольному направлению. На них закрепляют резцовую головку.
Задняя бабка
Используется для зажима вращающегося режущего инструмента и в качестве дополнительной опоры, применяется с вращающимися и не вращающимися центрами при жесткой резке.
Электрооборудование
Благодаря электрооборудованию, обеспечивается максимальная защита работника, ограждая его от удара электрического тока. А сам агрегат от получения повреждений.
Из чего состоит электрооборудование:
Габариты и масса
Размер (Д х Д х В) — 3200 мм х 1300мм х 1900мм;
Вес (приблизительно) — 3000 кг.
Чертежи фартука токарно-винторезного станка 1к62