Матриархат что это означает простыми словами
Что такое «матриархат» в современном понимании?
Матриархат — это социальная система, основной чертой которой является главенствующее положение женщин в социальной структуре и органах власти, включая политическую и экономическую сферы, а также контроль над собственностью. Соответственно, именно женщина обладает ключевыми социальными привилегиями и моральным авторитетом в обществе такого типа, а сам термин переводится с греческого как «власть (господство) матери».
При этом в матриархальном обществе никто не станет принуждать мужчину брать на себя выполнение сугубо женских обязанностей (вроде домашней работы или ухода за детьми) — этими делами по-прежнему занимаются женщины. Однако, одновременно с этим женщина выполняет и обязанности главы рода, следовательно, именно она разрешает любые внутриродовые споры и другие важные вопросы, может одновременно иметь сразу нескольких мужей, а имущество наследуется исключительно по женской линии.
Термин «матриархат» был введен в научный обиход в 19 столетии, впервые он появился в работах И. Я. Бахофена и Ж.-Ф. Лафито, утверждавших, что эпоха матриархата действительно господствовала на одном из этапов в древней истории человечества. Но ни один из них не смог привести веских доводов в защиту своей теории, из-за чего существование матриархата так и не было научно доказано и обосновано, оставаясь открытым вопросом и по сей день.
Характерные особенности
К числу специфических черт матриархата, отмечаемых многими теоретиками, относят:
Разновидности матриархата
Существует два матриархальных течения, критерием разграничения которых являются сферы жизни общества. К ним относят:
История развития
Первым исследователем матриархата считается И. Я. Баховен, швейцарский ученый, живший в 19 столетии. Он является автором ряда научных работ, посвященных первобытным сообществам, и, в частности, феномену матриархата. Именно Баховен первым вывел тезис о главенствующей роли женщины в первобытной общине.
Первопричиной возникновения матриархата ученый считал неразборчивые сексуальные связи, крайне распространенные в первобытном обществе. По его гипотезе, в те времена женщина могла вступать в половые отношения со значительным числом мужчин, включая даже собственных родственников, что обуславливалось низким уровнем культуры, невысоким качеством жизни и значительной мужской смертностью. Естественно, установление отцовства в таких условиях становилось практически неразрешимой задачей, но все знали мать ребенка, что и привело к установлению порядка наследования имущества по материнской линии. Указанная деталь стала, вместе со счетом родства по линии матери, одной из ключевых черт матриархального общества, которое, по мнению Баховена, было характерно для любого народа на раннем этапе его развития. Женщины возглавляли семьи и роды, что отразилось и на религиозных практиках первобытных сообществ — в древности женская сущность прочно ассоциировалась с Матерью-Землей, женщиной-матерью, породившей все живое на планете.
У разных народов матриархат имел и имеет сейчас свои характерные черты и особенности. Так, живущий в Индии народ «Тода» и по сей день практикует полиандрию, несмотря на законодательный запрет многомужества индийским законодательством. Эта особенность обусловлена условиями проживания данной этнической группы — «Тода» живут в горной местности и занимаются преимущественно скотоводством. Горное скотоводство требует максимального количества мужских рук, от чего прямо зависит выживание семьи. По этой причине любая женщина стремится завести не одного, а двух-трех мужей (при этом, ее авторитет среди мужей будет высоким).
Еще одной характерной особенностью матриархального общества стало наследование имущества по линии матери, это явление было очень распространено в древности и прослеживается у самых разных народов нашей планеты. Ярким примером матриархального племени принято считать ирокезов, североамериканских индейцев, у которых имущество всегда наследовалось по материнской линии.
Со временем существовавшие на протяжении тысяч лет матриархальные порядки и правила становились все более устаревшими, а мужчинам уже не хотелось делить одну женщину, еще и занимавшую главенствующее положение среди них, между собой. Итогом такого развития событий стали многочисленные проблемы, появившиеся в матриархальном обществе. Во многом их возникновение обусловили новые реалии жизни людей возникшие, к примеру, в производственных и экономических отношениях. Постепенно человечество стало переходить к моногамным семьям, главенство в которых закреплялось за мужчиной, а наследование шло уже по линии отца, старавшегося не дробить свое имущество, передавая его лишь старшему сыну, тем самым оставляя младших практически ни с чем.
Завершая исторический обзор матриархата необходимо отметить и еще один важный аспект — немалое количество этнографов и историков считает теорию о существовании матриархата в первобытном обществе научно необоснованной и практически недоказанной, относя ее к гипотезам, а то и вовсе к околонаучным мифам.
Матриархат в наши дни
Сейчас суть идеи матриархата свелась преимущественно к получению женщинами возможностей играть главные роли в обществе и государстве, решая важнейшие вопросы в рамках уже не только своей семьи, но и в жизни всего социума. И действительно, большое число женщин в современном мире добилось значительных успехов в карьере, в том числе — на государственной службе, в науке и искусстве, в ряде видов спорта, включая единоборства, в правоохранительных органах и в руководстве крупными компаниями.
Возросла и женская роль внутри семьи, например, в распределении семейного бюджета, в который представительницы женского пола начали вносить все больший вклад, особенно на протяжении последних ста лет. На примере России наиболее ярким примером семейного матриархата считается почти стопроцентная передача детей в случае развода матерям, даже в случаях, когда отец является более успешным, нежели мать, в финансовом плане и может обеспечить ребенку в разы лучшие условия для проживания, образования и развития.
Что лучше: матриархат или патриархат?
В сущности, попытки найти превосходство патриархата над матриархатом, либо матриархата над патриархатом изначально неправильны и некорректны, и вот почему. Возьмем современную семью, в которой женщина вынуждена решать все семейные проблемы (от воспитания детей до проведения ремонта и финансового обеспечения семьи) практически в одиночку из-за пассивности и слабохарактерности мужа. Такое положение дел, вполне соответствующее матриархальным устоям, не устроит абсолютное большинство женщин, по своей природе желающих видеть рядом с собой сильного спутника, на которого всегда можно положиться.
Но и классический патриархат, при котором женщина считалась фактически собственностью сначала отца, а затем и мужа, уже никогда не устроит подавляющее большинство современных дам, в особенности — успешных в финансовом и карьерном плане. Следовательно, истина, как обычно, находится где-то посередине.
Заключение
В наши дни в научных кругах вы не найдете большого количества сторонников теории матриархата — данное обстоятельство обусловлено наличием крайне незначительной доказательной базы, не способной реально обосновать существование подобного общественного устройства в древности. Теория о существовании матриархата по-прежнему остается лишь неподтвержденной гипотезой, а подавляющая часть современных ученых придерживается концепции, утверждающей следующее: на протяжении практически всей своей истории человечество сохраняло относительное равенство между мужчинами и женщинами, исполнявшими собственные роли в обществе, экономике и семье. По этим причина термин «матриархат» почти не применяется в науке, но нередко употребляется в быту, к примеру, при подчеркивании доминирования женщин в семейных отношениях, в экономике или любой другой сфере жизнедеятельности.
Матриархат: что это такое, для какой эпохи характерен
Что такое матриархат простыми словами?
Матриархат (гинекократия) — так называют главенствующую роль матери в политике, в своём доме, семье и общественной жизни. Учитывая тот факт, что большинство здоровых женщин могут стать матерями (и становятся ими) они обладают определённой властью над всеми людьми. В том случае, когда им предоставлены определённые льготы и привилегии в управлении государством, то такое общество называют матриархальным.
Своему появлению термин обязан двум греческим словам. «μήτηρ» («μάτηρ»), которое можно дословно перевести на русский язык, как «мать» и «ἀρχή» — «власть», «господство» или «начало».
Как можно определить основные свойства и признаки? Здесь всё просто. Если мы видим, что командиром является женщина, а мужчины у неё в подчинении, то это самый настоящий матриархат. Так сложилось с доисторических времён. Не зря же существует такое выражение, как «хранительница домашнего очага».
Они всегда занимали высокое положение в обществе. Вспомним цариц в Древнем Египте и Вавилоне. Жрицы в храмах и монастырях, предсказательницы и пифии, знахарки и ведуньи. Мужчинам не нравилось такое положение дел. Они вечно пытались всё изменить и взять власть в свои руки.
Всё это существовало с очень древних времён. Можно вспомнить мифы и сказания о воинственных амазонках. Они активно участвовали в легендарной Троянской войне. После того, как они попали в плен к грекам, оставшихся в живых, вывезли на 3-х кораблях в Грецию.
По пути они смогли перебить охрану, но управлять кораблём не умели. Ветер и течение принесли их к берегам теперешнего Крыма. Именно там они сошлись со скифами и основали племя савроматов.
Каковы основные признаки и свойства?
Если мы выйдем на улицу, то сразу поймём, кто стоит во главе угла в той или иной семейной пары. И дело тут даже не в том, кто несёт полные пакеты и сумки. Это может быть просто врождённым чувством такта и желании помочь с тяжёлой ношей. Всё ясно по манере общения и принятию решения. За кем остаётся последнее слово, тот и самый главный.
Учёный из Швейцарии И. Я. Бахофен считает, что всё началось ещё в Древнем Египте. Исида – Верховная Мать (женское начало), доминировала над своим мужем и одновременно братом Осирисом. Он использовал тогда другие термины «материнский закон» и «гинократия».
Он поделил ту раннюю историю становления человечества на несколько этапов. Самым первым, по его мнению, был «гетеризм». Тогда самую большую роль отдавали богине Афродите. Институт брака полностью отсутствовал. Процветали беспорядочные половые связи. Вполне нормальным считали «промискуитет».
Вторым он считает такую форму отношений, когда стал важен брак. Но при этом преимущество положения женщин сохранялось. Бахофен назвал это «гинократией». Это был период эры Деметры. Богини, которая была главной ответственной за сельское хозяйство и брак. Женщину представляли аналогом земли, а мужчина был пахарем, который её оплодотворяет.
Тот переход между этими этапами он характеризовал «бунтом материнства» — «амазонством». Для того чтобы улучшить условия проживания и упорядочить свою личную жизнь, дать отказ желаниям похотливых кобелей, они решили взять власть в свои руки.
Наши дни
Не стоит путать такие понятия, как матриархат и феминизм. Феминистки борются за равноправие во всех отраслях. Ведь ни для кого не секрет, что существуют условия при которых выполняя одну и туже работу, женщины получают гораздо меньшую заработную плату. Существует дискриминация в разных сферах жизнедеятельности.
Буквально совсем ещё недавно им даже не давали право голоса на выборах. «Kinder, Küche, Kirche» (дети, кухня, церковь) именно этими тремя словами до недавнего времени ограничивали их круг интересов.
В современное время в социальной сфере этот термин нигде уже практически не используют. Он фигурирует лишь только в историческом контексте. В широком значении слова так называют доминирующее господство прекрасной половины человечества в хозяйственной, общественной, а также и семейной жизни. Некоторые считают его отражением в мировоззрении и духовной культуре.
МАТРИАРХАТ
(от лат. mater — мать и греч. arxn — начало, власть; в точном значении «власть матери») — термин, широко употребляющийся для обозначения материнско-родового общества, первой универсальной стадии в истории человеч. общества, наступающей непосредственно за эпохой первобытного человеческого стада. Археологич. М. охватывает огромный период истории, примерно от верхнего палеолита до развитого неолита. В своем развитии М. проходит ряд этапов: на первом, охватывающем верхний палеолит и ранний неолит, люди занимаются охотой, рыболовством, собирательством, в ряде мест переходящем в простейшее земледелие; общество носит характер дуально-родовой организации (см. Дуальная организация), объединяющей брачными отношениями два экзогамных (см. Экзогамия) матрилинейных (см. Матрилинейность) рода, сегментация к-рых приводит в дальнейшем к фратриальной (см. Фратрия) организации, разрастанию и консолидации племени. Брак носит форму группового брака (постепенно переходящего в парный брак) и характеризуется, по-видимому, раздельным (дислокальным) проживанием супругов. Материнско-родовая коммуна — осн. хоз. коллектив, в к-ром производств. отношения полностью совпадают с отношениями кровного родства по линии матери и носят характер первобытно-коммунистических, основанных на коллективном произ-ве и потреблении, на полном равенстве полов.
Второй этап М. характеризуется развитием мотыжного земледелия, разведением домашних животных, продуктивным рыболовством и морской охотой. Парный брак становится господствующим, дислокальное проживание супругов сменяется поселением мужа в родовой коммуне жены (см. Матрилокальность). Включение мужа как чужака в хоз-во родовой коммуны ведет к постепенному отделению отношений кровного родства по линии матери от производств. отношений. Родовая коммуна превращается постепенно в матрилинейную и матрилокальную семейную общину, долго сохраняющую, однако, принципы древнего коллективизма и равенства. Материнский род объединяет женское ядро семейных общин с их потомками по женской линии. Мужчины же начинают занимать промежуточное положение, их права и обязанности связывают их с двумя родами — жены и матери, это положение обеспечивает им в дальнейшем возможность накопления отдельной, внеродовой собственности, сначала личной, а затем частной. Рост производит. сил в земледелии, в животноводстве, рыболовстве и охоте, развитие межплеменного обмена ведут к парцелляризации произ-ва и появлению частного присвоения, подрывающих основы коллективизма и равенства. Появление и рост частных богатств, сосредоточение их в руках мужчин как отдельной внеродовой собственности повело к укреплению индивидуальной семьи и превращению ее в семью моногамную, что привело к смене М. патриархатом — этапом распада родового общества. Это было, по словам Энгельса, «. всемирно-историческим поражением женского пола» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 60). Однако античная история знает примеры, когда становление частной собственности имело своим следствием возникновение женовластия, гинекократии, как специфич. формы перехода от родового общества к классовому.
Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1963; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ., Л., 1934; Косвен М. О., Матриархат. История проблемы, М.-Л., 1948; его же, Очерки истории первобытной культуры, 2 изд., М., 1957; Семенов Ю. И., Возникновение человеческого общества, Красноярск, 1962; Толстов С. П., Древний Хорезм, М., 1948; Mc-Lennan J. F., Studies in ancient history, L.; 1886; Bachofen J. J., Das Mutterrecht, Stuttg., 1861, Schneider D. M. and Gough K., Matrilineal kinship, Berkeley, 1961.
Матриархат
Матриархат – это система, в которой доминирующая роль в социально-политическом укладе, экономической сфере, социальной жизни, государственном управлении, семье отведена женщине. Именно женщина в этой системе обладает властью в социуме, наделена правами и основополагающими социальными привилегиями. Данное понятие означает дословно власть матери. При этом матриархат или гинекократия не подразумевает, что мужчина берёт на себя выполнение исконно женских обязанностей (заботу об отпрысках, бытовые дела). Женщина занимается всеми хозяйственными хлопотами и одновременно выполняет обязанности, связанные с её главенствующим положением в брачном союзе, доме, социально-политической жизни социума.
Что это такое
Рассматриваемая модель уклада социума существовала с древности. Ряд исследователей первобытного устройства общества утверждают, что свидетельства о существовании матриархата можно найти в античной мифологии, повествующей об амазонках.
В истории рода человеческого описываемый социальный строй подразумевал главенство мужественных женщин, которые жили обособленно. Мужчин такие женщины использовали исключительно с целью получения потомства. При этом мальчиков они отдавали другим племенам, а девочек воспитывали сами.
Проще говоря, в те времена матриархат означал полное и безраздельное доминирование женского рода над мужчинами.
Матриархат характерен для эпохи развития организованного первобытнообщинного строя. Считается, что все народности в историческом прошлом прошли через гинекократию.
В первобытном матриархальном социуме люди обоготворяли женское начало. Считалось, что человека породила Мать-Земля, поэтому ей поклонялись и устраивали в её честь празднества. Вследствие этого подобное почитание переходило и на обычную женщину, поскольку именно женщина даёт жизнь, благодаря чему род продолжается. Женский авторитет в первобытном социуме был неоспоримым.
Сущность матриархата заключается в передаче прав наследования по линии матери – матрилинейность. В период перехода от собирательства к возделыванию земли практика матрилинейности существовала у большинства народов мира. Именно женщины по преимуществу занимались земледелием.
Также и на уровне бытовой гинекократии женский авторитет в семье непреложен, а супруг должен безоговорочно ей подчиняться.
Если при патриархальном укладе главенствующая позиция в социуме безраздельно принадлежит мужчинам, то при матриархальном устройстве, наоборот, женщина первична над мужчиной. Женские интересы превалируют над мужскими. Прекрасная половина здесь авторитет, а сильная половина должна подчиняться лидеру.
Что такое матриархат простыми словами в семье? Брачные узы, скрепляющие мужчину и женщину, в которых главенствующая роль отведена супруге, именуется матриархатом. К особенностям такого семейного уклада относят следующие моменты:
– главой «ячейки» выступает супруга;
– ответственность за семью лежит на жене;
– принятие значимых решений, относящихся к жизнедеятельности семьи, также прерогатива супруги;
– отпрыски от матери получают значительно меньше внимания.
Почему в современных брачных союзах женщины занимают главенствующую позицию? Современный матриархат, как правило, обусловлен материальным положением невесты, её возрастом, умственными способностями или социальным статусом. Другими словами, если барышня богаче будущего супруга, либо занимает в социальной иерархии ступеньку выше, либо старше, то в таких взаимоотношениях вполне возможен матриархат.
Также такой семейный уклад возможен в брачных союзах, где супруг – творческая личность (музыкант, актёр, художник). У него времени на семью просто не остаётся, поэтому главенствующую роль приходится примерять на себя супруге.
Итак, отвечая на вопрос, что значит матриархат, можно заключить, что это форма социального уклада, при которой доминирующая роль в хозяйственных и общественных отношениях, отводится женщине-матери.
Признаки матриархата
Прежде чем перейти к признакам гинекократии, необходимо немного остановиться на антиподе данного уклада – патриархате. В частности на ценностях этих двух формах социального устройства. Их ценности завязаны на функции воспроизводства. При этом патриархат силится подчинить себе опцию воспроизводства свойственную женскому роду, тогда как матриархат желает подчинить все функции воспроизводства.
Проще говоря, патриархат представляет собой чистую, ничем неприправленную, мужскую власть, которая для этой формы уклада является самоцелью. Изначально власть заключает в себе благие намерения. Однако в дальнейшем власть ради власти приводит своих приверженцев к тоталитаризму, узурпации, отсутствию рационального управления и разделения ресурсов.
Ключевая ценность матриархата заключается в продолжение рода, что включает рождение потомства и заботу о его выживании.
Женские социальные роли в матриархальном обществе от мужских при патриархате не отличаются. Мужчина является снабженцем и защитником, тогда как основополагающая женская функция – это воспроизведение потомства и воспитание. При этом власть, наследство, ценности передаются по линии матери. Нуклеарной семьи в общем понимании ни при патриархальном социуме, ни при матриархальном укладе не существует. При матриархальном социуме дочери Евы получают материальные блага не от супругов. Они имеют собственный доход, имущество и другие ресурсы.
Социумом управляют женщины – матриархи. Они вырабатывают стратегию, намечают цели, распоряжаются ресурсами, награждают и наказывают. Для девушек престижно иметь большое потомство. Вероисповедания связаны с женским естеством, началом. Все важные управленческие посты и религиозные должности принадлежат женщинам.
В матриархальных сообществах блага всех членов ставятся выше желаний одного индивида. Отпрыски женского рода являются ценностью, а особи мужского – считаются расходным материалом, который служит для обслуживания нужд матерей.
Считается, что первобытные общины изначально были матриархальными. А формой половых взаимоотношений был промискуитет. Родственные узы определялись по матери. Об отпрысках заботилось всё сообщество. При этом функции прекрасного пола не ограничивались деторождением. Женщины занимались земледелием, собирательством.
Матриархату свойственен гуманизм, рабство и деспотизм больше присущ патриархальным сообществам. Общество совершило переход от матриархата к патриархату вследствие механизации земледелия, неготовности людей мирно сосуществовать и развиваться.
Однако сегодня превалирует воззрение, отрицающее существование матриархальных общин в чистом виде. При этом всё же признаётся факт, что в эпоху воцарения земледелия матрицентрированные сообщества существовали.
В каких странах матриархат
Считается, что в современных обществах главенствующая роль отдана сильной половине. И даже, невзирая на влияние эмансипации и усилий феминистского движения, мужчины не сдают собственных лидирующих позиций. Практически во всех государствах большая часть государственных постов занята мужчинами. Но всё же и по сей день на планете можно найти уголки, где сохранился «режим» гинекократии в различных вариантах его проявления.
Сегодня матриархат, а также его составляющие матрилокальность (новосозданная ячейка общества переходит жить в семью супруги и на её территорию) и матрилинейность (наследование совершается по линии матери), наблюдается в отдельных районах Азии, Тибета, Африки и у народов Микронезии. Кроме того, на этих территориях наряду с гинекократией наблюдается полиандрия и промискуитет.
Так, например, народность мосо, проживающая вблизи границы Тибета (провинции Юньнань и Сычуань) часто описывается в литературных источниках в качестве сообществ, сохранивших матриархальное устройство. Института брака как такого у них не существует. Женщины этой народности имеют право выбирать себе партнёра, который не живёт с ними в качестве законного супруга. Само сообщество характеризуется матрилинейностью и матрилокальностью. Большую часть значимых решений принимают женщины. Также они занимаются изготовлением одежды и производством тканей для продажи. К мужским функциям относится ловля рыбы, скотоводство, забой скота.
Матрилинейные супружества также встречаются у:
– индейских народов, проживающих в резервации Хопи, и у группы племён (ирокезы), обитающих в Канаде (провинциях Квебек и Онтарио) и Северной Америке (в штатах Нью-Йорк и Оклахома);
– туарегов – народа, относящегося к группе берберов и проживающих в Мали, Нигере, Ливии, Алжире, Буркина-Фасо;
– сереров, обитающих в Республике Сенегал;
– минангкабау – народности, населяющей остров Суматра и иные территории Индонезии.
При этом сереры и народности восточной Шри-Ланки имеют, как матрилинейные сообщества, так и патрилинейные кланы.
Кроме того, отдельно следует выделить матрилинейность в иудаизме – принадлежность к семитскому народу определяется не по отцу, а по линии матери.
Матриархат в современном мире можно наблюдать при расторжении брака. Как правило, в превалирующем большинстве случаев, при разводе суд передает опеку над детьми именно матери. Даже если у бывшего супруга лучше жилищные и материальные условия, все равно суд оставит детей женщине. Таковы современные реалии.
Кроме того, зачастую именно женщины решают, сколько в браке будет детей. Супруг влияет на это весьма слабо. В руках супруги сосредоточены все рычаги управления. Ведь, если женщина решит оставить малыша или, наоборот, сделать аборт, то она это совершит независимо от мнения биологического отца.
Также в соответствии с общепринятыми нормами именно сильной половине необходимо уступать женщинам места в транспорте, открывать двери перед прекрасной половиной, пропускать вперед. Хотя современные феминистки неистово пытаются изменить традиционный уклад, постсоветский социум не склонен принимать подобные перемены.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»