Маунтинбайк что это обзор велосипеда
Маунтинбайк – пропуск в иное измерение
Необычный агрегат с толстыми шинами стал популярен у велосипедистов всех возрастов. Продажи горных велосипедов во всем мире стремительно росли – наступил настоящий «бум» маунтинбайка. Вгрызаясь в землю зубастой резиной, он «въехал в мир» и прочно занял свое место под солнцем.
В начале восьмидесятых годов легендарные Marinities (название пошло от округа Марин в Северной Калифорнии) открыли миру маунтинбайк.
Необычный агрегат с толстыми шинами стал популярен у велосипедистов всех возрастов. Продажи горных велосипедов во всем мире стремительно росли – наступил настоящий «бум» маунтинбайка. Вгрызаясь в землю зубастой резиной, он «въехал в мир» и прочно занял свое место под солнцем.
Предназначенный для передвижения в условиях самого тяжелого бездорожья, маунтинбайк имеет ряд характерных признаков, отличающих его от других видов велосипедов:
— специальная особо прочная рама «внедорожной» геометрии с увеличенным дорожным просветом и другими особенностями;
— колеса диаметром 26 дюймов, оптимальные для движения по пересеченной местности;
— конструктивные элементы (руль, седло и пр.), обеспечивающие низкую, сильно сдвинутую вперед посадку, которая позволяет контролировать велосипед на самых крутых спусках и подъемах, легко проходить сложные повороты;
— амортизационная вилка, способная «держать трассу» на высокой скорости и снимающая ударные нагрузки;
— все компоненты и узлы имеют повышенную прочность и надежность, рассчитаны на работу в условиях сильного загрязнения. Особенно это относится к тормозам и переключателям;
— большое количество передач (24 – 27) позволяет подобрать эффективную частоту педалирования.
Совокупность рассмотренных особенностей позволяет сделать выводы о назначении маунтинбайка: скоростное передвижение по пересеченной местности. Фактически он является весьма универсальным велосипедом, подходящим как для городской езды, так и для дальних путешествий и спорта.
Представляем обзор существующих на сегодняшний день различных типов горных велосипедов, рассчитанных на использование в самых разнообразных условиях.
«Двухподвес» для кросс-кантри
По-английски звучит как Full Suspension, что четко характеризует его особенности. Данный вид маунтинбайка имеет амортизационную подвеску как переднего, так и заднего колес. Созданный для соревнований по кросс-кантри, этот велосипед прекрасно подходит для туризма, городской езды и может иметь почти такое же широкое применение, как и хардтейл. «Двухподвес» имеет ряд неоспоримых преимуществ:
— повышение контроля на пересеченной местности, что позволяет поддерживать более высокую скорость, легче и быстрее проходить ухабистые спуски и повороты;
— значительное снижение тряски при езде – неоценимая вещь для туристских походов и кроссов;
— уменьшение нагрузок на раму и заднее колесо, актуальное для тяжелых велосипедистов (более 90 кг).
Маунтинбайк что это обзор велосипеда
Валерия: «У нас есть очень сильные спортсменки, например, Вика Замалеева, которая выступает в Европе. Но в целом по стране профессиональных женщин-райдеров, к сожалению, мало. Но так как маунтинбайк в России только недавно встал на уровень спорта, мы потеряли много лет – женский маунтинбайк показывал бы впечатляющие результаты, случись это раньше лет на десять».
Дисциплин в маунтинбайке множество. Но, как правило, какая вам ближе, становится понятно в процессе. Так что перепробовать вам придётся многие из них.
Кросс-кантри
Cross-country / XC
Абсолютная классика MTB: скоростная езда по пересечённой местности, гонки с техническими участками и затяжными подъёмами. На сегодняшний день это единственная MTB-дисциплина, получившая статус олимпийского вида спорта.
Кросс-кантри мы посвятили целый выпуск RISK Weekend в прошлом году.
Чистый фан, вне тропинок и дорог – свободное преодоление обрывистых склонов высотой до десятков метров, прыжки на высокой скорости, движение по узким извилистым тропкам, мостам, поиск новых вариантов и возможностей спуска.
Только экстрим, только хардкор! Самая безбашенная дисциплина, суть которой заключается в скоростном спуске по горному склону на время. В отличие от стандартных горных двухподвесов, велосипеды для даунхилла отличаются более мощной и тяжелой толстостенной рамой с огромным запасом прочности — не всякий байк способен пережить такой заезд!
Повзрослевшая версия BMX: пересев с маленьких трюковых велосипедов на горные, участники соревнуются между собой на спуске по трековым трассам, не пренебрегая даже рукоприкладством — естественно, в рамках спортивной этики.
Слалом
Dual-slalom / DS
Вспомним фишку лыжного параллельного спуска: здесь тоже трасса разделена пополам, участники несутся каждый по своей стороне, но сложностей им добавляют трамплины, кочки и повороты – и здесь не до трюков и понтов, ведь дорога каждая секунда, а просчёт в приземлении может стоить победы.
Не только скорость придаёт MTB зрелищности! В триале одно только умение точно ловить баланс и находить точки опоры там, где их, казалось, и быть не может, заставляет замирать в восхищении! Найти трассу можно где угодно, хоть в городе, хоть в лесу, но когда байкер отправляется в горы, происходит настоящее волшебство!
Сейчас это чуть ли не самая популярная дисциплина MTB, вобравшая в себя всё лучшее от фрирайда, добавив перца от даунхилла, но прихватив лёгкий велосипед из кросс-кантри. Эндуро – это сумасшедший сплав езды по диким местам, техничной отработки всех препятствий и дерзкого вызова.
«В маунтинбайке велосипед играет большую роль – он очень сильно может помочь райдеру. Но сначала лучше нарастить технику, а потом собирать велосипед. Без мастерства даже самый крутой и технологичный байк не проявит себя на все сто процентов, даже а 10 не проявит! Хотя есть мнение, что длинноходный двухподвес может где-то помочь, простить некоторые ошибки, но при этом спровоцировать другие: например, человек не обращал внимания на каменистую секцию, потому что подвеска хорошо за него отрабатывает, а потом пересел на хардтейл и не понимает, почему у него то заднее, то переднее колесо подбрасывает… Человек, который хорошо ездит и понимает что и зачем – он и на хардтейле будет ездить как на двухподвесе, помогая ему «прилипать» к трассе и проезжать с большей скоростью».
Маунтинбайк – это такой гибрид технического вида спорта с физическим. Сборка велосипеда, безусловно, важна, но не настолько критична. Например, если велосипед для слалома в среднем весит 11-11,5 кг, собрать велосипед в 9 кг можно, но это не даст особого преимущества, а вот тяжелый велосипед в 13 кг и выше будет серьёзно ограничивать возможность быстро кататься. Для даунхильного велика вес 16 кг вполне нормальный, для эндуро оптимальный вес — 13-15 кг. Легче можно, но чтобы было прочно, придётся выложить очень много денег.
Сейчас в больших велосипедах, преимущественно двухподвесах, часто используются карбоновые рамы, они позволяют сделать вес существенно меньше без ущерба прочности — но такие велосипеды стоят как недорогая иномарка.
Падения случаются либо когда ты слишком в себе уверен, либо слишком рассеян. Но они в любом случае случаются! Для подстраховки, чтобы сгладить последствия, лучше походить на занятия, где учат правильно падать – любые секции борьбы первое время учат именно самостраховке и тому, как правильно группироваться при падении. Это всё работает и для велосипеда. А ещё очень важно научиться в критический момент как можно дальше отбрасывать от себя велосипед, потому что руки или ноги могут запутаться, а это приводит к более жёстким травмам».
Валерия всегда с собой берёт набор инструментов: «Велосипед в любой момент может сломаться. Даже когда меньше всего этого ожидаешь! У меня стандартный чемоданчик, но включает в себя даже съёмник шатунов и хлыст для снятия каретки. А в аптечке у меня в основном антисептики всякие, пластыри, эластичный бинт, бинты и вата».
Чтобы следить за спортивными достижениями было сподручнее, а тренировки проходили эффективнее, существует множество гаджетов. Среди прочих мы выбрали два устройства, которые будут полезны во время тренировок на горном велосипеде – велокомпьютер с GPS Polar M460 и умные часы Polar M430.
Благодаря встроенному GPS и барометру в Polar M460 вы сможете считывать не только расстояние и скорость на маршруте, но и такие данные как уклон, среднюю скорость подъёма/спуска и высоту. Для использования устройства вам потребуется установить специальное приложение на ваш смартфон Polar Flow App, зато уже после первой тренировки вы получите сводные данные о маршруте и вашей нагрузке. О входящих звонках, сообщениях и уведомлениях вашего смартфона вы сможете узнавать, не отрываясь от руля – для этого достаточно включить функцию уведомлений в настройках. Для тех, кто любит бить собственные рекорды и быть в курсе достижений таких же увлеченных единомышленников полезной функцией окажется возможность синхронизировать аккаунт Polar Flow и Strava, выбранные сегменты маршрута будут отображаться на устройстве и после прохождения выдавать результат, который вы можете сравнить либо со своим прошлым заездом, либо с результатами покатушек других велосипедистов. И это ещё не все плюшки, которые вмещает в себя велокомпьютер: устройство всегда можно адаптировать под себя и выстроить персональный дневник тренировок.
Новый Aermoo M1 не боится приключений!
Корпус аппарата защищён по стандарту IP68 и не допускает попадания внутрь влаги при погружении на глубину до 1,2 м на 30 минут. Aermoo M1 станет надёжным спутником во всех путешествиях и сможет запечатлеть самые яркие моменты не только в воздухе, но и под водой! Разрешение основной камеры – 21 Мп, она поддерживает запись видео в 4K.
Очень кстати и специальная защита корпуса и экрана от ударов, что сохранит смартфон в целости в любой экстримальной ситуации. Кроме того, гаджет снабжён копкой SOS, удерживание клавиши в течении 5 секунд производит автоматический набор номера местной аварийно-спасательной службы.
За производительность отвечает восьмиядерный процессор Snapdragon 630 или 660 в паре с 6 ГБ ОЗУ производства Samsung или Sony. Телефон поставляют с ОС Android 7.0 Nougat, все данные хранятся на 64 ГБ ПЗУ. Ёмкость аккумулятора составляет 5 580 мАч, а по USB OTG Aermoo M1 может подзаряжать от собственного аккумулятора другие устройства. На задней панели разместились сканер отпечатков пальцев и NFC, расширяемой с помощью карт памяти до 256 ГБ включительно. Экран смартфона — 5,2», IPS.
Aermoo — российская компания, дизайн смартфонов разрабатывается в Германии, тогда как производственные процессы сосредоточены в Китае.
Редакция Risk.ru с нетерпением ждёт информации о дате поступления смартфона в продажу и его цене!
Хардтейл или двухподвес — решать тебе, ведь всё зависит от той дисциплины, в которой ты хочешь катать. Первый обычно легче и проворнее, отлично подойдёт для прыжков, а вот на брутальном двухподвесе все камни и кочки нипочём!
Чтобы научиться кататься на горном велосипеде, нужно развивать как физическую базу, так и техническую, тренируясь на разных спотах, например, на памп-треках – наборе поворотов и кочек, позволяющий совершенствоваться, с помощью прокачивания этих кочек. Антон объясняет, как: «Грубо говоря, как мы качаемся на качелях, так же мы раскачиваем велосипед на этих кочках – это позволит уверенней чувствовать себя на велосипеде, особенно в горах.
Помимо тренировок на улице в виде трейлов и специальных трасс важно работать над общей физической подготовкой: базу мы обычно нарабатываем в зале, кто-то занимается дополнительно какими-то смежными видами спорта, скалолазанием, вейкбордом. Лично я зимой часто хожу на батут, чтобы улучшать координацию – это очень помогает в управлении горным велосипедом, и в экстриме это помогает тоже. В детстве у меня не очень получались прыжки, кувырки, тем более сальто, мне это казалось достаточно сложным, но, открыв для себя батут, я буквально за одну зиму научился делать сальто вперёд и назад. Но самое главное, я понял, как мне это поможет лучше управлять велосипедом и собственным телом: я стал чувствовать себя уверенно даже в тех ситуациях, когда велосипед мало управляем, например, на сыпучем грунте или в дождливую погоду.
Как в любом виде спорта, в маунтинбайке важно даже не то, где и как вы
тренируетесь, а важно насколько регулярно: если часто кататься на любом велосипеде, начиная с кросс-кантрийного и заканчивая шоссейным, в том числе и экстремальным, то это в любом случае плюсик к вашему скиллу. Поэтому чем больше мы катаемся – тем лучше мы катаемся».
И всё же не все споты одинаково полезны. Как показывает практика, чтобы соревноваться на одном уровне с иностранными профи, тренироваться нужно если не в лучших, то в как минимум таких же условиях.
«Здесь специальных секретов нет, – говорит Антон. – Чтобы составлять конкуренцию на мировой арене, нужно посвятить очень много времени тренировкам, тренироваться на лучших и известных трассах. Конечно, можно обойтись компромиссами и тренироваться у нас, но, к сожалению, в настоящий момент в России практически отсутствуют серьёзные трассы мирового уровня, которые на голову выше наших, и добиться достойного результата практически невозможно. Так что нужно идти по пути, которому следовали все мировые звёзды в том же сноубординге или чём-то ещё – нужно тренироваться с самыми сильными в Европе, в Штатах, на тех трассах, на которых эти люди ездят.
Его величество маунтинбайк или немного о горных велосипедах
В этом цикле статей мы подробно расскажем о горном велосипеде и всех его проявлениях, включая экстремальные дисциплины.
Что такое маунтин байк, и откуда он произошел?
Маунтин байк (mountain bike), он же горный велосипед – это велосипед специальной конструкции, предназначенный для катания по пересеченной местности, вне дорог (хотя и не исключает обратного). Это широкое понятие также объединяет названия нескольких спортивных дисциплин.
Джо Бриз, Гари Фишер, Чарли Келли и Том Ритчи из округа Марин (Marin) в Северной Калифорнии – это именно те люди, которые стояли у истоков маунтин-байкинга. Именно они в 1970-х занимались переделкой дорожного велосипеда Schwinn Excelsior, установив на него «дутые» колеса и переключатели скоростей. Позже их гаражная мастерская выросла в успешный бизнес по производству самых разнообразных велосипедов, имевший множество последователей по всему миру.
На сегодняшний день можно выделить несколько основных видов и дисциплин маунтин-байкинга:
• CrossCountry (XC) – Кросс-кантри
• Downhill (DH) – Даунхилл, скоростной спуск
• Dual Slalom (DS) / Four Cross (4x) – Дуал, параллельный слалом / Фокросс
• Freeride (FR) – Фрирайд
• Dirt Jumping (DJ), Street – Дерт, Стрит
• Slopestyle (SS) – Cлоупстайл
Кросскантри – популярнейшее направление маунтин-байкинга, представляющее собой гонки по пересеченной местности со спусками и затяжными подъемами, а также скоростными и техническими участками. Является олимпийским видом спорта (классическое название олимпийский кросс XCO), по которому ежегодно проводится большое количество локальных и международных соренований.
Велосипеды для Кросс-кантри должны быть легкими и накатистыми, чтобы двигаться как можно быстрее и не уставать как можно дольше. Этому способствуют:
Многие люди выбирают велосипеды кросс-кантри начального уровня в качестве универсального прогулочного велосипеда, потому что такой велосипед отлично катит как по бездорожью так и по асфальту.
В дальнейших статьях мы расскажем о других направления маунтин-байкинга. Не пропустите!
Маунтинбайк — для тех, кто готов покорять горы
Если вы не можете представить себе ни дня без велосипеда, а от вида, открывающегося с горных возвышенностей, у вас захватывает дух, то почему бы не объединить два увлечения в одно.
Кому подвластны горы
Маунтинбайк (mountain bike) дословно переводится как горный велосипед. Это относительно новый, но набирающий популярность вид спорта. Подойдет он не каждому. Это занятие для тех, кто не робкого десятка. При спуске с горного склона развивается внушительная скорость, поэтому смелость, решительность и готовность к авантюрам — неотъемлемые качества для спортсмена.
История спортивной дисциплины
Маунтинбайк — официально зарегистрированный экстремальный вид спорта, который зародился благодаря любопытству. Изначально велосипеды предназначались для передвижения по ровной поверхности. Прообраз этого транспорта был создан в 1817 году в Германии. Тогда барон Карл фон Дрез собрал необычный двухколесный самокат. Чтобы передвигаться на нем, требовалось отталкиваться ногами от земли.
Позже новинка была усовершенствована. В 1884 году появился велосипед, близко напоминающий современные аналоги. В движение он приводился за счет вращения педалей.
Экстремалам было скучно просто кататься по ровной дороге, поэтому велосипеды использовались явно не по назначению. Чтобы сделать их пригодными к нетипичным условиям, меняли конструкцию. Так появились широкие колеса, амортизаторы и возможность переключения передач.
Считается, что один американский студент решил скатиться на велосипеде с горы. Это событие и стало отправной точкой в истории нового вида спорта — маунтинбайка. Количество поклонников экстремальной езды росло. В 1990 году был проведен первый чемпионат мира, а в 1996 году дисциплина вошла в состав олимпийских видов.
Плюсы и минусы
Любая спортивная дисциплина при грамотном подходе приносит пользу. Маунтинбайк не стал исключением. При регулярных тренировках:
укрепляется вся мускулатура тела — задействуются плечи, спина, руки, ноги;
развивается молниеносная скорость реакции;
уходит страх перед трудностями;
улучшается настроение за счет мощнейшего выброса адреналина в кровь.
Не обошлось и без недостатков:
Маунтинбайк, как и все экстремальные виды спорта, непрост в освоении. Чтобы выйти на свой первый горный маршрут, начинающему человеку придется много работать и поддерживать отличную физическую форму.
Освоение горных склонов — недешевое удовольствие. Хороший велосипед стоит дорого, а ведь еще нужна защитная экипировка — шлем, наколенники, а также комфортная одежда из технологичных материалов.
Экстремальный спорт всегда сопряжен с высокими рисками. Нельзя исключать падения, которые могут закончиться не только легкими ушибами, но и растяжениями связок и переломами.
Чтобы боязнь травм не омрачала удовольствие от спусков на горном велосипеде, оформите спортивную страховку. Документ не исключит внештатные ситуации, но избавит от лишних волнений, если неприятности все же случатся. Благодаря страховому полису вы частично или полностью компенсируете стоимость лечения.
Каждому свое — разновидности дисциплины
Современный маунтинбайк — это 12 направлений, у каждого из которых есть свои особенности. Выбирайте то, что ближе всего вам по духу.
Кросс-кантри. Это поездки на длинные дистанции по пересеченной местности. Маршруты почти всегда сложные, поэтому спортсмен должен быть крепким и выносливым. Для занятий обязателен полный комплект экипировки — влагоотводящий костюм, шлем, очки, перчатки и удобные ботинки.
Ол-маунтин. Это катание по склонам на универсальном велосипеде. Транспорт должен иметь легкую подвеску и прочную раму. Спортсмену не обойтись без полной экипировки с наколенниками.
Апхилл. Одна из сложнейших разновидностей, подразумевающая подъем по горному склону. Нужен облегченный байк, весом не более 10 кг. Защита не используется, чтобы не утяжелять спортсмена.
Даунхилл. Здесь, напротив, нужен тяжелый байк — от 20 кг. Спортсмену предстоит скоростной спуск с горы. Эта дисциплина требует максимальной концентрации внимания и полной экипировки, включая защитный панцирь, маску и сапоги из ударопрочного пластика.
Фрирайд. Подразумевается свободный спуск с горы вне трассы. От спортсмена требуется максимальная выносливость. Обязательна полная экипировка и рюкзак с гидросистемой.
Норт-шор. Это поездки по природному рельефу и полосам с искусственными препятствиями. Впервые такие маршруты появились у канадского побережья Тихого океана. Дисциплина сложна, поэтому требует долгой подготовки.
Дуал-слалом. Вид маунтинбайка для любителей борьбы и конкуренции. Это соревнование между двумя участниками, каждый из которых спускается со склона, преодолевая препятствия.
Байкер-кросс. Еще один вид соревнований. В них стартуют сразу четыре участника. На следующую трассу выходят двое, финишировавшие первыми. Стандартная длина маршрута — 250 метров.
Триал. Это не просто катание по пересеченной местности, а демонстрация трюков разных уровней сложности. Спортсмены преодолевают барьеры, спрыгивают с высоты, балансируют на заднем колесе.
Дерт-джампинг. Это езда не в горах, а на специально оборудованной трассе с земляными трамплинами. Считается лучшим вариантом для начинающих, так как не требует особой выносливости и более безопасен в плане травм.
Стрит. Это не полноценное направление, а любительское катание на горном байке в городских условиях. Спортсмены демонстрируют яркие трюки — запрыгивают на перила, кувыркаются в воздухе, заезжают на стены.
Слоупстайл. Безусловно, самый зрелищный вариант. Здесь сочетаются сразу несколько направлений — триал, дерт-джампинг, норт-шор. В этой дисциплине не важно время, которое показывает спортсмен. Ключевое значение имеют его стиль и техника.
Маунтинбайк — зрелищный, захватывающий спорт, но это занятие не для каждого. Если выносливость и стойкость — ваши основные черты характера, если вы любите пощекотать нервы и находитесь на пике физической формы, то экстремальные горные поездки идеальны для вас.
В маунтинбайке сложно избежать травм, поэтому следует подготовить качественную защитную экипировку и всегда соблюдать технику безопасности. В непредвиденных случаях пригодится страховой полис.