Мавлид чеченский что это
Что такое мавлид и какова цель его проведения?
Вот и наступил долгожданный месяц Рабби-уль-авваль. Месяц, в котором мы, мусульмане восхваляем нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Читаем священный Коран, говорим и рассказываем родным, близким и друзьям о жизни нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Воздаём хвалу Всевышнему, Творцу миров, за то, что мы являемся уммой нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
С самого начала этого месяца мусульмане всего мира проводят торжественные мероприятия, в которых возвеличивают Пророка (мир ему и благословение) под названием «мавлид». Какова цель проведения мавлидов? С этим вопросом я обратилась к теологу Мухаммаду Муслимову:
— Мухаммад, скажите, пожалуйста, что такое мавлид и какова цель его проведения?
— Основная цель проведения мавлида – расширение знаний о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение), которые способствуют усилению любви верующих к нашему Пророку (мир ему и благословение), а следование за ним приводит к любви Всевышнего Аллаха к нам. И ещё –выразить бесконечную благодарность Всевышнему за то, что мы являемся последователями нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и являемся его (мир ему и благословение) уммой. Привить и усилить любовь собравшихся к Пророку (мир ему и благословение) помогают рассказы о его жизни, о тех трудностях, которые пришлось испытать Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), чтобы распространить и донести до нас истинный Ислам, для того, чтобы мы ценили свою религию.
— Расскажите о способах проведения мавлидов, есть ли какие- либо специальные требования к проведению мавлида?
— При проведении мавлидов не обязательно, чтобы раздавались подарки, приглашалось много гостей, накрывали большие роскошные столы – это все не является условием, а всего лишь дополнением к мавлиду.
Также существуют этикет проведения мавлида. Проводя мавлид, следует обратить внимание, что его организаторы должны не только заниматься подготовкой и подачей угощения и подарков, но они тоже должны извлечь для себя пользу от проведённого мавлида – слушать этот мавлид, брать из него уроки, узнавать как можно больше о жизни нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Также особое внимание должно уделяться соблюдению этики, чтобы мужчины и женщины сидели в разных помещениях, чтобы внимательно слушали, чтобы женщины не появлялись там, где мужчины, поскольку на мавлид приходят и посторонние мужчины, чтоб полностью аврат женщины был закрыт. И еда должна быть приготовлена с омовением.
— Как вы уже сказали, мавлид нужно проводить исходя из своих возможностей. Но, несмотря на своё положение, люди тратят огромные деньги, накрывают столы по-царски, по окончании раздают подарки, и всему этому уделяется больше внимания, чем самому мавлиду.
— Мавлид не должен превращаться в соревнование, у кого лучше накрыт стол, у кого больше подарков, у кого красивее и вкуснее еда и т.д. Поэтому нужно сделать мавлид, исходя только из своих материальных возможностей и приглашая такое количество гостей, которые для тебя не будет обременительным.
Мавлид – добровольное дело, но, если у человека есть желание и возможность накрыть большой стол, пригласить много гостей, раздавать подарки – это его право, при условии, что это не должно быть обременительным для него. Если же, не имея денег, человек берет в долг, накрывает столы, покупает подарки, приглашает на мавлид, можно быть уверенным, что он делает это ради своего тщеславия, а не ради Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), лишь бы люди восхищались «Какой у него был хороший мавлид, сколько людей к нему приходило, какие подарки он дал!» Если в душе у верующего искренность, то он сделает мавлид, исходя из своих возможностей, так как основная цель мавлида, как мы уже сказали, рассказ о жизни Пророка (мир ему и благословение) и восхваление его.
— Спасибо за предоставленную информацию.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru
Беседовала: Гуля Джамалова
Мавлид в Чечне
Наша республика пережила, пожалуй, самую мощную идеологическую атаку на религиозные ценности в 90 е годы. Это была попытка разрушения традиционных религиозных представлений, основанных на суфийских постулатах в Исламе. Наши оппоненты активно с середины 90-х г.г. начали осваивать духовное пространство республики. Представляя всех без 5 минут в лучшем случае, заблудшими, (были и такие, что обзывали чеченцев кафирами!), жителей республики, они принялись кроить создаваемое веками полотно традиций и религии.
Удары наносились по самым уязвимым точкам. К примеру, помнится, что ими усиленно пропагандировалась мысль о том, что не нужно вставать в мечети, когда заходят старшие по возрасту, мол, сам Пророк, мир ему и благословение Аллаха, этого не любил. Мечети в масхадовские годы превращались в ночлежки и места сборищ сектантов. Конечно, никто не отрицает хадис от Анас ибн Малик сказавшего: «Не было для них человека роднее, чем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, но когда они видели его, то не вставали, потому что это не нравилось ему», (ат-Тирмизи, 2754). Есть также хадис, предостерегающий верующих от следующего мнения: «Кто любит, чтобы люди вставали перед ним, пусть займет свое место в Аду», (ат-Тирмизи, 2755). Если первый хадис говорит о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не любил этого, и не указывает на явный запрет вставания, то второй – служит уже предостережением тем, кто желает, чтобы перед ним вставали. Чеченская традиция вставать перед старшими– это традиция демонстрирующая внешнее проявление уважения и почета к тем, кто прожил намного больше лет, чем встающий. Веками сложившаяся система всецело соотносится по смыслу со следующим хадисом: от Аиши, да будет Аллах ею доволен: «Я никого не видела более похожим на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, внешностью, в образе жизни, достоинствах и речи, чем Фатима, да возвеличит её Аллах! Когда она приходила к нему, он вставал ей навстречу, брал её за руку, целовал её и усаживал на своё место. А когда он приходил к ней, она вставала ему навстречу, брала его за руку, целовала его и усаживала на своё место», (ат-Тирмизи 3872). Фатима, дочь прекраснейшего из творении Аллаха вставала перед своим отцом. Не подражание ли является следованием Светлой Сунне того, кто назван в Коране «милостью мирам»? Также сказано в Коране: «Поистине ты – обладатель великого нрава», (68:4), что в первую очередь говорит признаваемой даже врагами Ислама о скромности и стыдливости Печати Пророков!
Берясь с точки зрения формального подхода за толкование хадисов и аятов, новоявленные «улемы» с резвостью большевиков взялись за ревизию религии. То им не халял, то им явно ересь… Участь незавидную определили и мавлиду. Назвав его нововведением, опираясь на группу саудитских улемов, была фактически ими отвергнута целая плеяда великих улемов, общепризнанных исламским миром. Шейх Сайфуль-Асрий говорит: «С тех пор как было установлено празднование Дня Рождения Пророка, мир Ему и благословение Аллаха, большинство учёных принимает участие в Мавлиде и не видит в этом ничего плохого. Из тех, кто заявил об этом, были такие выдающиеся учёные Ислама, как : имам Абу Шама аль-Макдиси, имам Абуль Хаттаб ибн Дахийя, кадий имам аш-Шатыби, имам Садруддин Мавхуб ибн Умар аль-Джазари аш-Шафии, муфтий имам Абдульвахид Аш-Шариф, шейхуль-Ислам Сиражуддин Умар ибн Руслан ибн Наср аль-Булькини, имам хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни, имам ас-Ассахави, имам хафиз Джалалуддин ас-Суюти, имам аль-Касталани, имам ибн Хаджар аль-Хайтами, шейх Мухаммад бин Ахмад бин Манзур, шейх аль-Му’тамад Ибрахим аль-Магриби, шейх имам Абу Абдуллах Мухаммад бин Салама ат-Тузари аль-Магриби, шейх Мухаммад бин Умар Бахрак аль-Хадрами аш-Шафии и другие». Действительно, для каждого разумного человека ясно, что чаща весов перевешивает ту сторону, о которой упоминает в качестве довода вышеуказанный шейх. Абу Бакр аль-Байхакъи в своей книге «Манакъибу аш-Шафии» (1/469) пишет: «Сказал имам Шафии: «Новшества бывают 2 типов: новшество, что противоречит Корану, Сунне, Асару (высказывания, деяния и решения сподвижников), иджма (единогласное решение авторитетных улемов) есть новшества заблуждения. А новшества, не противоречащие сказанному, не являются порицаемыми». Более того, шейх ибн Теймия, (которого сторонники «салафизма» очень часто упоминают в качестве апологета салафизма), сказал в «Маджму аль-фатава», 20/163: «Из этого становится понятным заблуждение того, кто выдумывает путь или какое-то вероубеждение о котором думает, что иман будет совершенным только с ним, и наряду с этим знает о том, что Пророк не упомянул о нем. То, что противоречит шариатским текстам (насс) является нововведением по единогласию мусульман. А то, что неизвестно, его противоречие с шариатскими текстами, не называется нововведением. Сказал Аш Шафии, рахимахуЛлах:
1. нововведение которое противоречит Корану, Сунне, иджмаъ и асару от некоторых сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Это нововведение заблуждения.
2. нововведение которое не противоречит ничему из этого. Такой вид нововведения будет хорошим из-за слов Умара (о таравихе): «Какое это хорошее нововведение».
Встав против религии, обзывая приверженцев тарикатов всевозможными кличками, они сами того не подозревая подтолкнули инертное сообщество мусульман начала 2000-х г.г. к действиям против новоявленных «устазов». Не об этих ли «устазах» говорит Юсуп-Хаджи, когда упоминает о них как о тех, кто делает, говорит то, что никто ранее не слышал и не видел? Не они ли, кто с его же слов, будет уничтожен впоследствии? Его слова перекликаются со смыслами хадисов о незавидном конце хариджитов на Земле. Как одно из негативных последствий религиозных экспериментов можно считать заметное падение духовности в обществе. Иначе не пришлось бы чуть ли не ежедневно Главе ЧР Р. Кадырову и духовенству призывать общество к соблюдению норм религии, улучшению морально-нравственного климата. Не праздности ради проходят многочисленные встречи с молодежью, разъясняются терпеливо те или иные постулаты Ислама. Надо признать, в обществе прослеживается у определенной части то, что можно назвать атрофией духовности. И начало этому положили не политические события 90-х, а засилье и, соответственно, инертность тогдашних духовных лиц. Волне радикализма заметно противостоял лишь Ахмат-Хаджи с группой единомышленников. Сказать, что «один в поле не воин» в его случае нельзя было: в противном случае, его просто не замечали бы. Но нет! Он стал откровенной проблемой для сеятелей «нового Ислама», пытаясь пробудить мулл, имамов, объясняя им всю пагубность заезжих «спасителей душ». Потому и не любили его, что так называемые, салафиты, что муллы, живущие по принципу «моя хата с краю».
Завершу словами из мавлида: «О, Господь мой! Благослови и приветствуй всегда Своего любимца, лучшего из всех творений. ».
Булат Сардалигар
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА «Чеченская Республика Сегодня» обязательна.
Целью человеческой жизни на этом свете является познание нашего Создателя и поклонение Ему. Это невозможно постичь без познания, любви и последования благородному Пророку Мухаммаду (мир Ему и благословение), ибо он является образцом для подражания для всего человечества, и даже для ангелов и джиннов. А чтобы познать Пророка (мир Ему и благословение), необходимо иметь о нем истинные знания и изучать его жизнь и деятельность. Именно ради этого мусульмане, любящие и чтящие Пророка (мир Ему и благословение), стараются чаще проводить благочестивые мавлиды. Мавлидами называются собрания (маджлисы) мусульман, проводимые ими для совместного богослужения: для изучения жизни и деятельности Пророка Мухаммада (мир Ему и благословение), выражения радости по поводу его рождения, его восхваления, изучения его чудес и высочайших нравственных качеств, с целью подражания ему, а также для изучения Ислама в целом. Воистину, чтение, слушание, изложение чудесных событий, связанных с его жизнью и пророческой миссией, является одним из лучших видов богослужения.
Во времена Пророка (мир Ему и благословение) сподвижники были вместе с ним и хорошо знали его, все время думали об Аллахе и о Пророке (мир Ему и благословение), везде и всегда рассказывали о нем, поэтому не было необходимости устраивать специальные собрания, где рассказывают о Пророке (мир Ему и благословение)и его достоинствах. И в эпоху последующих после сподвижников трех поколений, когда в памяти мусульман еще были живы свидетельства сподвижников, людей, видевших и знавших Пророка (мир Ему и благословение), также не было острой нужды в маджлисах. В те времена вместо термина «мавлид» употреблялось слово «сира» (во мн. ч. – «сияр»), что означает «жизнеописание Пророка». Однако позже, чтобы люди не забывали о Пророке (мир Ему и благословение), благочестивые ученые-богословы рекомендовали временами устраивать специальные собрания мусульман. И для этой цели большие книги, посвященные жизнеописанию (сира) Пророка (мир Ему и благословение), ученые сократили и назвали мавлидами. С этого времени и повелась традиция проводить благочестивые мавлиды.
Любое собрание мусульман, призывающее людей к добру, сплачивающее их на правильном пути и наставляющее их на то, в чем есть польза для их религии и мирской жизни, является мавлидом. Потому что оно способствует осуществлению цели от самого рождения Пророка (мир Ему и благословение) – спасению человечества. Так пишет выдающийся современный ученый Саудовской Аравии, имам Мухаммад бин ‘Алавий.
День, в котором родился Пророк (мир Ему и благословение), является одним из самых дорогих дней года и приходится на 12-е число месяца раби‘уль-авваль. Конечно же, этот день и этот месяц стоит выделить проведением мавлида, хотя мусульмане должны постоянно вспоминать о своем Пророке (мир Ему и благословение) и изучать его жизнь и деятельность. Поэтому не следует ограничиваться проведением мавлида только раз в году, необходимо приобретать как можно больше знаний о нем.
Безусловно, сама форма проведения мавлида должна содержать только благое, т.е. люди должны собираться с целью поминать Всевышнего Аллаха, вспоминать и выражать радость по случаю рождения Пророка Мухаммада (мир Ему и благословение), радость милости Всевышнего, сделавшего нас из общины Мухаммада (мир Ему и благословение), благословлять его и совершать другие добрые деяния, которыми мусульманам необходимо заниматься при каждом удобном случае, особенно в месяце рождения Пророка (мир Ему и благословение).
Собрания для исполнения мавлидов – это величайший способ призыва к Аллаху. Более того, ученым и призывающим на путь Всевышнего необходимо постоянно напоминать людям о благом нраве Пророка (мир Ему и благословение), поклонении и других сферах его жизни.
Первым, кто отмечал день рождения Пророка (мир Ему и благословение), был сам Пророк (мир Ему и благословение), об этом говорится и в хадисе, переданном Муслимом. Когда у Пророка (мир Ему и благословение) спросили о посте в понедельник, он ответил: «Это день, когда я родился». Эти слова Посланника Аллаха (мир Ему и благословение) указывают на то, что проведение мавлида является благим деянием, соответствующим Шариату.
Имам аш-Шафи‘и сказал: «Пристанищем для того, кто позвал братьев по вере в свой дом на мавлид, приготовив еду, будет Рай «На‘им».Сарий ас-Сакати отмечал: «Кто вышел из дома с намерением посетить мавлид, тот является из числа тех, кто жаждет посетить Райские сады».
Все признанные и известные мусульманские алимы, знавшие тонкости и глубину нашей религии, в течение многих веков без всяких сомнений одобряли и проводили мавлиды. Для этого было много причин, среди которых и следующие:
– Проявлять любовь к Пророку Мухаммаду (мир Ему и благословение), а значит, и радоваться его рождению. Аллах велел нам радоваться милости, а Пророк (мир Ему и благословение) – это величайшая милость, поскольку Аллах сказал, что Он послал Пророка (мир Ему и благословение) только как милость для всех миров.
– Посланник Аллаха ценил и возвеличивал день своего рождения, благодарил Всевышнего Аллаха за то, что Он создал его и дал жизнь, восхвалял Его за это благо. Это возвеличивание Пророк (мир Ему и благословение)выражал в посте по понедельникам.
– Пророк Мухаммад (мир Ему и благословение)одобрял, когда поэты воспевали его в своих произведениях.
– Мавлид – это собрание мусульман для выражения радости по случаю рождения Пророка (мир Ему и благословение) и любви к нему. В хадисе сказано, что в Судный день человек окажется рядом с тем, кого любил.
– На мавлиде многократно исполняется благословение Пророку (мир Ему и благословение). Всевышний Аллах говорит, что Он сам и Его ангелы благословляют Пророка (мир Ему и благословение), и велит нам, чтобы и мы так же усердно благословляли и приветствовали его. В Судный день, призывавший благословения на Пророка (мир Ему и благословение) получит его заступничество (шафа‘ат).
– Чтение мавлида, стихотворных повествований о рождении Пророка (мир Ему и благословение), о его жизни и пророческой миссии, способствует получению знаний о Пророке (мир Ему и благословение), а тому, кто имеет такое знание, напоминает об этом еще раз, и это вызывает переживания, способствующие усилению любви к Пророку (мир Ему и благословение) и упрочению веры. Особенно большое значение имеет это для воспитания детей в духе любви к Пророку (мир Ему и благословение), так как в этой праздничной обстановке мавлида они получают и воспринимают информацию о величайшем творении Аллаха.
Поистине, одно лишь то, что во время проведения мавлида люди отдаляются от грехов, достаточно само по себе для признания его пользы.
Да благословит Аллах и приветствует Пророка милости и Посланника Его – Мухаммада (мир Ему и благословение), его семью и сподвижников, и одарит всех мусульман искренней любовью к Пророку (мир Ему и благословение) и следованием ему во всем! Аминь!
Новое в блогах
Мавлид в Чечне
Ruslan1975 # написал комментарий 16 мая 2016, 06:37 МОЙ СТИХИ
Священная писания Аль-Коран. Он послан был пророку Мухаммеду.
От истины единого Аллаха. Творца небес планет и звезд всего живого.
Открылся он пророку Мухаммеду. И в откровение Истины Единой.
Пророк Мухаммед приветствует тебя Аллах. Я милосердный Бог Аллах.
Единый я Творец небес и звезд. Всего живого я Аллах Пророк Мухаммед Мир тебе.
Ниспосылаю истину тебе в Писание. Что я Единый вечный свет.
Я ваш Творец Аллах.
Мой Стихи.Стихи.ру.Автор.
Руслан. Байрамов.
Ruslan1975 # написал комментарий 16 мая 2016, 06:38 МОЙ СТИХИ
Места святые для ислама. Медина Мекка и Кааба.
Туда направлены все взоры мусульман. Там взор Каабы смотрит на людей.
Взгляд истины и милосердного Аллаха. Он ниспослал писания пророку Мухаммеду.
От истины Единой един Творец Аллах. Паломники идущие к святыне.
Аллах един. Приветствуйте пророка Мухаммеда.
Ниспослано с небес писания людям. Как истина и милосердия Аллаха.
Един Творец всего Аллах он Вечный Бог. О люди знайте Милосердия в вас.
Паломники и люди слушайте Имамов. И вспоминайте много Аллаха.
Да будьте благодарны.
Мой Стихи.Стихи.ру.Автор.
Руслан. Байрамов.
Ruslan1975 # написал комментарий 16 мая 2016, 06:38 МОЙ СТИХИ
Старинный Минарет Мечети Аль-Хаким.
Труд кротких мусульман.
Поднимется Имам оповестит.
Аллах един.
Он Милостивый Милосердный.
Мой Стихи.Стихи.ру.Автор.
Руслан. Байрамов.
Ruslan1975 # написал комментарий 16 мая 2016, 06:39 МОЙ СТИХИ
Мечеть четыре Минарета.
Вход в храм открыт.
Для верующих в единство.
Вечной веры.
Единство есть единый вечный.
Наш Аллах.
Он милостивый милосердный.
Творец единства.
В мечеть вошедший.
Благодарит в молитве.
И кротко преклоняет он колени.
Пред Аллахом вечным.
Он вспоминает близких и родных.
И на коленях кротка.
Склоняет голову сваю.
Он говорит Аллах един.
Святой пророк Мухаммед.
Аллах един.
И кротко он встает.
Молитву продолжает.
Он говорит Аллах. Единый.
Мой Стихи.Стихи.ру.Автор.
Руслан. Байрамов.
Мавлид. За и против | АУДИО И ВИДЕО
Мавлид. За и против
Что такое мавлид? Имеет ли он историческую и каноническую обоснованность, в чём его польза для мусульман?
Мнений и доводов много, но вот там ли ищут истину те, кто приводит аргументы против?
Попробуем разобраться, найти зерно истины.
«Мавлид – это новшество, которого не было во времена сахабов» – весомый аргумент, который пытаются подтвердить хадисами Пророка ﷺ :
«Каждое нововведение – заблуждение» (Абу Давуд, Тирмизи).
«Любое дело, в котором нет на него нашего веления, – отвергнуто» (Муслим).
Но что можно считать новшеством или нововведением?
Доводы, приведённые в нужном для автора контексте, формируют у людей, не имеющих исламских знаний, односложное представление об определении того, что считать новшеством. И, как правило, оно мало отвечает реальности.
Приведём некоторые факты из жизни сподвижников и их понимание действий, не совершённых Пророком ﷺ (новшества).
Добавление к «Лаббайку»
Вот что говорят учёные о данном случае.
Внедрение двух ракаатов перед казнью
Второй случай приведён в достоверных сборниках хадисов из жизни пленённого сподвижника по имени Хаббаб. Когда многобожники вели его на казнь, он попросил дать ему возможность совершить молитву перед смертью. Выполнив намаз в два ракаата, он сказал: «Если бы вы не подумали, что я испугался, то продлил бы молитву, не ограничиваясь двумя ракаатами». После чего его казнили (аль-Бухари).
Ибн Хаджар аль-Аскалани (773–852 х.) в книге «Фатх уль-Бари» прокомментировал данный хадис: «Хаббаб был первым, кто проложил хорошую сунну совершения перед смертью двух ракаатов для всех пленных мусульман, приговорённых к казни».
Мы видим, что не было конкретного указания Пророка ﷺ на совершение данного намаза перед казнью. А Хаббаб (да будет доволен им Аллах) первым совершил двухракаатный намаз в такой ситуации, что было подтверждено исламским учёным-богословом и историком Ибн Хаджаром аль-Аскалани.
То есть, несмотря на то, что имеется немало хадисов о молитве вообще, нет указаний Пророка ﷺ на необходимость совершения молитвы перед казнью.
Добавление восхваления в намазе
Ибн Хаджар аль-Аскалани (773–852 х.) в комментарии отметил: «Этот хадис привели в качестве дозволения внедрения в намазе не переданного от Пророка ﷺ зикра, если не противоречит переданному» («Фатх уль-Бари»).
Второй азан во время пятничного намаза
Ещё один интересный факт. Третий халиф Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) на пятничной молитве добавил второй азан из-за нужды в этом, как сказано во многих достоверных источниках.
Да, во времена Пророка ﷺ был установлен один азан, и добавление второго можно было бы счесть нововведением, если бы.
Добавление к азану
Объединение стихов Корана в одну книгу
Многие сподвижники знали Коран наизусть, а записи и отдельные отрывки Корана были зафиксированы на камнях, шкурках и дощечках. После одного из больших сражений Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) пожаловался халифу Абу Бакру ибн Сиддику (да будет доволен им Аллах) на гибель в битве многих хафизов и посоветовал собрать тексты Корана в одну книгу.
Ответ Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) Умару (да будет доволен им Аллах) требует особого внимания, он сказал: «Как я сделаю то, что Пророк ﷺ не сделал?»
Именно такова история создания Корана в том виде, в котором он дошёл до нас.
Невольно возникает вопрос: разве каждое новое действие попадает под определение «новшество»?
Сделав что-то, не известное ранее, не попали ли они под хадис «Каждое нововведение – заблуждение»?
Возможно, мы не всегда правильно понимаем смысл слова «нововведение», что за ним стоит, для чего нужно то или иное действие.
Мнения учёных
Вот что говорят авторитетные учёные ахлю-сунны валь джамаа, комментируя хадис о новшествах.
Имам Навави аш-Шафии (631–649 х.) по поводу вышеприведённого хадиса сказал: «Этот хадис содержит общее понимание и указывает на нововведения, на которые в основе Шариата нет доводов и ранее они не совершались. Учёные разделили нововведения на обязательные, желательные, дозволенные, нежелательные, запретные» («Шарх сахих иль-Муслим»).
Хафиз ибн Раджаб Ханбали (736–795 х.) в толковании этого хадиса сказал: «Смысл этого хадиса – новшество, у которого нет основы в Шариате, а если основа есть, то даже нововведением в Шариате не называют, так его называют только в арабском языке» («Шарх сахих аль-Бухари»).
Хафиз ибн Хаджар аль-Аскалани (773–852 х.) сказал: «Цель слов “Каждое новшество – это заблуждение” – то, что появилось в религии без общего или частного довода после жизни Пророка ﷺ , и если нововведение содержит благое, то это желательное нововведение…» (толкование достоверных хадисов аль-Бухари «Фатх уль-Бари», том 4, стр. 298).
Например, есть общее указание Пророка ﷺ на зикр «поминайте Аллаха…», на дуа, садака, и каждый в любое ему угодное время и место может поминать Аллаха, так как Пророк ﷺ не ограничил определённым временем и местом.
Нам приходится приводить глубокие и сложные правила учёных Ислама для того, чтобы незнающий не делал ошибок в понятии «новшество», вычитав хадис, и не обвинял неуместно в заблуждении.
Аль-Байхаки (384–458 х.) передаёт от имама Шафии, что он сказал: «Нововведения бывают двух видов. Противоречащие Корану, Сунне и иджме (единогласие учёных) – это порицаемые нововведения. Хорошие нововведения, не противоречащие вышеприведённому, являются одобряемыми» («Манакибу Шафии»).
То есть и имам Шафии, и Байхаки поясняют принцип разделения понятия «нововведение».
Что такое хорошо, а что такое плохо
Пророк Мухаммад ﷺ указал на особые поклонения, определив конкретное время, место, ракааты и т. д. Утренняя молитва установлена Пророком ﷺ в конкретное время – с рассвета до восхода солнца – в два ракаата. Но предположим, по какой-то причине вы решили добавить ещё один ракаат, оправдывая поступок поклонением Всевышнему. А кто-то по тем же причинам решит изменить время молитвы, число земных поклонов, а то и вовсе совершить намаз на русском языке – вот эти действия противоречат Сунне Пророка ﷺ и являются запрещённым новшеством.
Но если вы, руководствуясь общим велением читать зикр, салават без обозначения времени и места, сами определите для себя и время, и место, например – «после каждого намаза буду читать один джуз», то это не является новшеством.
На этот счёт есть чёткое правило учёных-богословов: «То, без чего невозможно исполнение обязательного, тоже становится обязательным».
Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974 х.): «Сошлись во мнениях учёные о дозволенности хорошего новшества, и есть надежда на получение вознаграждения человеку, выполняющему это дело с благой целью. Это всё новое, соответствующее правилам Шариата и не противоречащее нормам. Это как постройка минаретов, медресе – из того полезного, чего не было в первые годы Ислама, это всё соответствует нашей религии» («Фатх уль-Мубин»).
Приведу имена некоторых известных учёных, которые подразделяют понятие «новшество»: ибн Хазм (456 х.), аль-Газали (505 х.), ибн Асир (637 х.), аль-Мунзири (656 х.), аль-Иззу ибну Салам (660 х.), Заркаши (794 х.).
Плюс ко всем учёным даже ибн Таймия разделял понятие «новшество».
Ибн Таймия в книге «Дару таарузиль акли ва накли» сказал: «Воистину, то, что противоречит религиозным основам, по единогласию мусульман, – это новшество, а то, в чём нет расхождений с основами религии, то это новшеством не называют». То есть он подтвердил довод имама Шафии о том, что новшество бывает двух видов…
Часто в качестве довода оппоненты приводят изречение одного из авторитетных имамов мазхабов – имама Малика (93–179 х.), сказавшего: «Кто привносит в Ислам нововведение, относясь к нему как к благу, тот заявляет, что Мухаммад ﷺ не оправдал доверия, не передал Послание так, как Аллах говорит: ‘‘Сегодня я завершил для вас вашу религию’’» («Аль-Итисам»).
Отчасти подтверждает слова имама Шафии и имам Малик, а также учёные маликитского мазхаба.
Имам аль-Карафи Малики (684 х.) сказал: «…истина, что новшество – пяти видов (обязательное, запретное, желательное, нежелательное, дозволенное)» (Аль-Фурук).
Имам ибну Абдиль Бар Малики (368–463 х.), хафиз, мухаддис, сказал: «Что касается слов Умара (да будет доволен им Аллах) “Как же прекрасно это новшество!”, то на языке арабов это означает внедрение того, чего не было ранее. Всё, что появилось в религии и противоречит установленной прежде сунне, является новшеством, в чём нет пользы, и необходимо порицать и сторониться этого пути. А что касается новшества, которое не противоречит основам Шариата и Сунны, то это хорошее новшество, как сказал Умар, потому что его основа берётся из Сунны».
Быть или не быть
А теперь допустим, что мавлид является новшеством. Учёные о нём высказывались следующим образом.
Шейх уль-Ислам Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 х.) передаёт: «Основа проведения мавлида является нововведением, не практиковавшимся во времена праведных предков (саляфу салих) в трёх столетиях, но вместе с этим он заключает в себе много достоинств. Следовательно, если при его проведении остерегаться всего запретного, то следует относиться к нему как к благому новшеству. В противном же случае мавлид порицается.
Я нашёл достоверную основу для проведения мавлида в двух сахихах (аль-Бухари и Муслима). Этот хадис рассказывает, что, когда Пророк ﷺ прибыл в Медину, он увидел, как иудеи постятся в 10-й день Ашуры, и спросил их, почему они это делают. Они ответили: «Это день, когда Аллах погубил (утопил) Фараона и спас Мусу (мир ему). Мы постимся, выражая благодарность нашему Создателю». Из этого извлекают пользу, выражая благодарность Аллаху за то, что с кем-то что-то произошло в определённый день, например получение благодати или отвод беды, и повторяется в этот день каждый год.
Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974): «Большинство мавлидов и поминаний Аллаха, которые проводятся нами, содержат в себе благо, такое как милостыня, благословление Пророка ﷺ и его восхваление…» («Аль-Фатава аль-Хадисия»).
Имам ибну Абидин Ханафи: «Знай, что из новшеств есть похвальные – такие как исполнение мавлида в месяц рождения Пророка ﷺ . Собираться для прослушивания историй Обладателя муджизатов (чудес) – одно из больших приближений к Господу, из-за того что в этом месте Его много прославляют».
Мнения современных учёных
Сегодня масштабы проведения мавлидов велики, и отчасти это подтверждает одобрительное мнение исламских учёных. В России большая часть мусульман придерживается ханафитского учения, на Кавказе – шафиитского. Но мавлиды проводятся практически в каждом уголке России.
Вот как комментирует вопрос допустимости проведения мавлидов Муфтий Республики Татарстан Камиль-хазрат Самигуллин: «Посланник Аллаха ﷺ – венец человеческого рода. Он лучший из людей и океан милости и доброты. Он тот, чья жизнь является примером для всех людей. Никакое сравнение не может охватить его и дать полного представления о нём. Как бескрайнее море невозможно уместить в стакане воды, так и невозможно описать словами его благородные качества, слова и поступки. Пророк Мухаммад ﷺ – человек, сопричастностью к которому мы гордимся!
Аллах в Достопочтимом Коране сказал (смысл): «Пусть они выражают радость в честь благости и милости Всевышнего Аллаха вам» (сура «Йунус», аят 58).
Иными словами, Всевышний повелел нам радоваться милости, а Пророк Мухаммад ﷺ – наибольшая милость, ибо Создатель также сказал (смысл): «Мы послали тебя (о Мухаммад ﷺ ) лишь как милость для всех миров» (сура «Аль-Анбийа», аят 107).
Но было бы глупо утверждать, что мавлид проводится только в России. Не раз российские паломники в Мекке имели честь присутствовать на мавлидах, проводимых учёными маликитского мазхаба, последователями имама Малики Алави, автора многих трудов в поддержку мавлида.
Кстати, не могу не привести забавный казус. Некоторые российские студенты, что прошли обучение в Сирии у доктора шариатских наук Мустафы Диб аль-Буга, на родине, будучи приверженцами одного из нетрадиционных течений, выступают противниками мавлида, обвиняя в заблуждении. Но при этом сам Мустафа Диб аль-Буга в качестве почётного гостя не раз принимал участие в республиканском мавлиде в ночь рождения Пророка ﷺ в месяце Раби уль-Авваль.
В беседе с нашим корреспондентом Мустафа Диб аль-Буга прокомментировал вопрос, является ли мавлид допустимым:
– То, что мавлид проводится в определённый день, можно считать нововведением?
– Но если Пророк ﷺ и его сподвижники не совершали мавлида, указывает ли это на его запрет?
Детали
Чтобы лучше понимать, в чём же благо мавлида, попробуем разобраться, как он проходит и есть ли в нём основа.
Мавлид состоит из шести частей.
Первая – чтение Корана.
Пророк ﷺ сказал: «Читайте Коран, воистину он явится заступником за вас в Судный день» (Муслим).
Вторая – чтение салавата, рассказа о жизни Пророка ﷺ .
Всевышний Аллах в Священном Коране говорит (смысл): «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка ﷺ . О вы, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте усердно» (сура «Аль-Азхаб», аят 56).
В хадисе сказано: «Наиболее близки ко мне по степени те из вас, которые больше благословляют меня» (Тирмизи).
Третья – зикр.
Всевышний в Коране говорит (смысл): «О уверовавшие, поминайте Аллаха частым поминанием» (сура «Аль-Ахзаб», аят 41).
Пророк ﷺ сказал: «Пусть твой язык не перестаёт быть влажным от поминания Аллаха» (Тирмизи, ибн Маджах).
(Смысл): «Разве не поминанием Аллаха обретают покой сердца уверовавших?» (сура «ар-Раъд», аят 28)
Пророк ﷺ сказал: «Кто бы ни упомянул Аллаха, его окружат ангелы и покроет милость Аллаха, и снизойдёт на него спокойствие, и упомянет его Аллах среди тех, кто возле Него» (Муслим, Тирмизи).
Некоторые считают, что собираться для коллективного исполнения зикра нельзя, мол, нет в Исламе для этого основы.
Но в хадисах есть ответ и на эти сомнения.
Бухари приводит от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Громкий зикр, когда люди завершали обязательную молитву, имел место во времена жизни Пророка ﷺ . По нему ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) узнавал о том, что намаз завершился и люди расходятся из мечети» (Бухари).
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Если будете проходить мимо райских садов, то заходите туда и наслаждайтесь в них!» Его спросили: «Что это за райские сады?» Пророк ﷺ ответил: «Группы (собравшихся) для поминания Аллаха» (ат-Тирмизи).
А это уже прямое подтверждение резонности коллективного совершения зикра.
Четвёртая – дуа (мольба).
Всевышний в Коране говорит (смысл): «Вы просите Меня – и Я отвечу на ваши мольбы» (сура «Гафир», аят 60).
Пятая – объединение.
В Коране сказано (смысл): «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (сура «Алю Имран, аят 103).
Шестая – подарки.
Пророк ﷺ сказал: «Дарите подарки, поскольку это увеличивает любовь друг к другу» (Муслим).
На все эти желательные действия было прямое указание. Считающий недопустимым объединять в одном месте все эти похвальные поступки должен привести довод на запрет объединения.
Примечание
«Имам Шафии порицал называть нововведением то, у чего есть основа в Шариате, даже если саляфы-салихуны (праведные предки первых трёх веков после смерти Пророка ﷺ ) не совершали этого, ибо они могли не соблюдать это действие по каким-то причинам, или в их время лучше было оставить его, или они упустили знания об этом действии» («Манакибу Шафии»).
Ибну Таймия сказал: «…что касается возвеличивания мавлида и празднования этого дня, то некоторые люди делают это, и им будет огромное вознаграждение за благородное намерение и за возвеличивание Посланника Аллаха ﷺ » («Иктизау ас-сиратиль мустаким»).
Имам Захаби (673–748 х.) отмечает, что султан Музаффар любил раздавать милостыню, построил медресе, приюты для бедных и больных, дома для сирот и бездомных, и он сам посещал больных, справляясь о здоровье каждого. И не допускал он, чтобы какое-либо порицаемое действие проникло в его земли. Что касается празднуемого им мавлида, то его великолепие и масштаб сложно описать словами. Далее Захаби в подробностях рассказывает про мавлид, говорит, что за книгу о нём Музаффар подарил Ибн Дихье тысячу динаров («Сияр»).
Противники мавлидов часто ссылаются на учёных, чьи мнения мы сейчас привели. Но, как оказалось, они вовсе не являются противниками мавлидов и не считают их нововведением.
Двойные стандарты
Ежегодно в университете Ибн Сауда в Эр-Рияде в годовщину смерти Ибн Абд уль-Ваххаба проходит торжественное мероприятие, на котором звучат речи, восхваляющие этого человека, вспоминаются его деяния. А разве это правильно?
Вот что по данному факту говорит в одном из своих выступлений исламский богослов, доктор философии Мухаммад Саид Рамазан аль-Бути:
И что за шариатское правило (каида), установившее, что это – новшество, а то – не новшество? Дело ясное, мы им не запрещаем этого, но только по той причине, что знаем о дозволенности подобных мероприятий…
Заключение
У нас не было цели и умысла оскорбить или разоблачить кого-либо, важно только одно – прийти к общему согласию и пониманию сути вопроса.
Мы привели доводы многих учёных только с одной целью – говорить о мавлиде как о новшестве, запретном для мусульман, нельзя, это неправда.
А если есть ещё в вашей душе сомнения, не пора ли просто всё оставить на Аллаха, не высказываться по этому поводу. Возможно, порицание этого действия может коснуться аятов и хадисов, ради которых люди собрались на мавлид. Помните – каждый выбрал в этой жизни свой путь, свою профессию: продавец – торгует, механик – ремонтирует, строитель – строит, а религиозные знания оставьте тем, кто посвятил наукам долгие годы, не берите на себя непосильную ношу.
В хадисе сказано: «Когда придёт время, в котором важные дела станут поручать недостойным людям, то ожидай наступления Судного часа» (аль-Бухари).
Абдулла Магомедов