Майдан по татарски что значит
майдан
1 горчить
2 жировой
3 кашу маслом не испортишь
См. также в других словарях:
МАЙДАН — 1) базарная площадь на Востоке; 2) на языки арестантов игорный притон, всегда запрещаемый законом. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. МАЙДАН 1) тюремный нелегальный кабак и игорный дом; 2)… … Словарь иностранных слов русского языка
Майдан’s — «Майдан s» танцевальное шоу на украинском телеканале «Интер», проведенное весной 2011 года в центре столицы Украины при поддержке и совместно с Киевской городской государственной администрацией. Главный приз звание Танцевальной Столицы Украины и… … Википедия
МАЙДАН — муж. площадь, место, поприще; | возвышеная прогалина и | стоящий на ней лесной завод: смолокурня, дегтярня, поташня, смолевой, селитряный майдан, завод, работающий на воле; см. буда; | сборное место; | станичная, сборная изба; | охотничья хижина… … Толковый словарь Даля
майдан — МАЙДАН, а, м. 1. Дом, жилище, место проживания. В следующий раз в моем майдане собираемся. 2. Тюрьма, зона, ссылка, место заключения. Ср. устар. диал. «майда» большая прорубь, «майдан» смолокурня, просека, площадь, место сходок, охотничий домик,… … Словарь русского арго
майдан — кладбище, базар, течение, площадь Словарь русских синонимов. майдан сущ., кол во синонимов: 11 • базар (32) • баул … Словарь синонимов
Майдан`s — «Майдан s» танцевальное шоу на украинском телеканале «Интер», проведенное весной 2011 года в центре столицы Украины при поддержке и совместно с Киевской городской государственной администрацией. Главный приз звание Танцевальной Столицы Украины и… … Википедия
МАЙДАН — Майдан, Чигиринский толмач. 1653. Ю. З. А. X, 81. Иван Майдан, сотник Миргородского полка. 1672. Гр. и дог. I, 270 … Биографический словарь
МАЙДАН — МАЙДАН, майдана, муж. (араб. majdan площадь). 1. На юго востоке и юге СССР рынок, рыночная площадь. 2. Игорный притон на базаре (обл.). 3. Место тайной игры в карты или тайной продажи водки в тюрьме (воров. жарг.). 4. Яма для выгонки дегтя (обл.) … Толковый словарь Ушакова
МАЙДАН — МАЙДАН, а, муж. На Украине и в южных областях России: базар, базарная площадь. | прил. майданный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
майдан — 1) вокзал; 2) поезд; 3) перрон; 4) чемодан. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь
майдан — берді. Соғыс салды, төбелесті. Тарзанның төбелесті көруі жалғыз бұл емес еді. Тұра қалып м а й д а н б е р д і (С.Елубаев, Ойсыл қара., 6). Анталап тұрған ашқарақ ауыздар ортадағы өлексеге м а й д а н б е р д і (Бұл да) … Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі
Майдан по-татарски: семь веков дружбы
Василий Теркин, лихой боец Великой Отечественной войны, а также заглавный герой знаменитой поэмы Александра Твардовского, не только рассказал однополчанам об этом веселом празднике, но и дал свое, военное его толкование. Да, главный национальный праздник татарского народа имеет необычную многовековую историю и разные версии своего происхождения, в которых корреспонденту «БИЗНЕС Online» помогали разобраться архивисты.
Сбор подарков для победителей Сабантуя. Арский район
ВСЕМ ПРАЗДНИКАМ ПРАЗДНИК
«Сабантуй, издревле отмечающийся как календарный обряд в честь пробуждения природы и весеннего сева, является главным национальным праздником татарского народа, составной частью его образа жизни, — пишет в своей докторской диссертации «Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа» историк, журналист, автор многих книг и архивно-исторических очерков Дамир Шарафутдинов. — Благодаря заразительной лихости, всеобщему веселью, жизнеутверждающему народному юмору, массовости, где каждый является одновременно и участником, и зрителем, Сабантуй давно стал и общим праздником народов Татарстана. Привлекательны самобытность обрядов, национальная борьба корэш, скачки и другие состязания и аттракционы массового действа. С 1990 года Сабантуй включен в список законодательно утверждаемых общереспубликанских праздников. По существу, Сабантую — единственному из национальных обрядов — в законодательном порядке присвоен статус общегосударственного праздника республики».
Определить точно, в какой исторический отрезок времени зародился праздник, достаточно сложно. Письменных источников, дающих представление об исторических корнях Сабантуя, практически не сохранилось. Сегодня можно назвать единственную эпитафию булгарского периода, обнаруженную в июле 1979 года в древнем селе Иске Салман Алькеевского района. Наиболее вероятной ее датой считается 1292 год, что говорит о более чем 710-летней истории Сабантуя в Волжской Булгарии.
Афиша о проведении Сабантуя близ сада «Аркадия». 1925 год
«ВРЕДНЫЙ» ПРАЗДНИК
Татарские религиозные деятели, а также российские царские власти несколько настороженно относились к феномену Сабантуя, но их действия и слова, слава Аллаху, ограничились вроде как бы ворчанием и не дошли до запретов и репрессий. В своей книге «Сабантуй» Шарафутдинов приводит такие любопытные факты: «Вот что писал, например, считавший себя человеком просвещенным, оренбургский мулла Абу Сагит аш-Шодави: «У мусульман существуют национальные праздники Сабантуй и Джиен. Не будет большой ошибкой, если назвать первый праздник свадьбой шайтана, а второй — днями, когда шайтан производит на свет своих младенцев. Запрещение подобных праздников, служащих порочной нравственности, является задачей отцов нашей нации».
В 1767 году новокрещенские школы Казани посетила императрица Екатерина II, где были произнесены от лица всей школы стихи. Нашлись и такие строки о Сабантуе:
И как благодарности нам не воздавати
Тебе, о Монархиня! щедрая всех Мати;
Ты сих орд свободила разных недоумений,
Науча правой вере, и от заблуждений,
А каких, с себя начну: родом я Татарин,
Всем скажу, скажу нечтось от Ординских тайн
Мы чли Махмета с зятем ево и Алкоран,
Хосана, Гусенна да праздник наш Сабан.
Далее в этих виршах утверждается, что Сабантуй — это смертный грех, он должен быть в аду вместе с Кораном, мечетями и Курбан-байрамом. Комментарии, как говорится, излишни! Можно привести немало примеров и из более близких времен. Менялась тактика, а суть была та же: Сабантую не место в духовной жизни и быте татар.
Недаром в истории мы встречаемся с фактами, когда реакционно настроенная часть общества под надуманными предлогами выступала против празднования Сабантуя и требовала его запрещения. Ярким выразителем подобных тенденций был, например, член-корреспондент российского общества покровительства животным Г. Соловьев. Выступая в печати, он ратовал за запрет «вредного обычая гонки лошадей» на Сабантуе, ссылаясь на заведомо сфальсифицированные цифры о количестве загоняемых насмерть лошадей. В частности, он указывал, что вследствие таких гонок по одной Вятской губернии ежегодные убытки выражаются в десятках тысяч рублей.
«Празднование Сабана, соединенное с истязанием и потерей лошадей, — писал автор, — помимо экономического вреда, наносимого им населению, имеет еще другую важнейшую сторону: этот варварский обычай при низком умственном развитии татар влияет крайне вредно на их нравственность, закаляя грубость нравов местного населения и тормозя, таким образом, стремление правительства, старающегося по возможности скорее водворять элементы гражданственности между оседлыми инородческими племенами, населяющими Россию. Вообще, Сабан деморализует татар и может эту жестокость передать и русскому населению, и прочим». Правление российского общества покровительства животным обратилось к санкт-петербургскому гражданскому ахуну с просьбой высказать по этому поводу свое мнение, на что глава столичных мусульман Гатаулла Баязитов, издатель одной из первых татарских газет «Нур», исследователь исламской философии, ответил весьма интеллигентно и по существу: «Что же касается праздника Сабана, то долгом считаю Вам сообщить, что это не религиозный праздник, а народное обычное веселье, народное удовольствие: безобидная борьба, бег пеших и конных и т. п. Изменить же или уничтожить вовсе этот праздник зависит не от духовного лица».
Василий Теркин, герой знаменитой поэмы Александра Твардовского, не только рассказал однополчанам об этом веселом празднике, но и дал свое, военное его толкование
Хотелось бы также заметить, что в то время «защитник животных», обвинявший татар в низком умственном развитии, мог бы бросить взгляд на Европу. Полагаем, даже столь распространенная на Пиренейском полуострове коррида, где гибнут быки, лошади, а иногда и люди, вряд ли свидетельствует о «низком умственном развитии» испанцев и португальцев.
В годы советской власти открытых призывов к запрету Сабантуя в целом не замечалось. Однако в ряде районов Татарстана были и годы без Сабантуя, до недавнего времени не считали нужным его проведение в малых аулах. Власть предержащие старались превратить его в показательные агитационно-пропагандистские мероприятия, выхолащивая тем самым его душу. Были попытки «обновления» многовековой традиции, т. е. проведения с использованием основных элементов Сабантуя всевозможных фестивалей, маевок. Время показало безжизненность и бесперспективность таких искусственно создаваемых имитаций на базе древних обрядов.
Сабантуй в Арском районе. 1974 год
ТАТАРСКИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ
Самой распространенной точкой зрения на происхождение и значение Сабантуя является мнение, что этот праздник формировался в Поволжье, на булгарской земле, и что Сабантуй, дословно переводимый на русский язык как «праздник плуга», является праздником, посвященным началу весеннего сева.
В своих работах Р. К. Уразманова, много лет занимающаяся изучением народных обрядов и праздников, писала: «Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: «сабан» означает «яровые», или в другом значении — «плуг», а «туй» — «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова «Сабантуй» — торжество в честь сева яровых. Первоначальная цель обряда, очевидно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовали хорошему урожаю в новом году. С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с Сабантуем. В XIX веке он был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь Сабантуя с магией».
Юный участник соревнования, Советский район Казани. 1980 год
«НА ПРАЗДНИК САБАН ПРИХОДЯТ ВСЕ»
Сабантуй в Арске. 1971 год
ТРАДИЦИИ И РИТУАЛЫ
Большую работу по обогащению содержания Сабантуя проводил Восточный клуб, созданный по инициативе лучших представителей демократической интеллигенции: Габдуллы Тукая, Фатиха Амирхана, Хусаина Ямашева, Галиаскара Камала и др. Программа клуба была рассчитана на многие полезные дела и вобрала в себя идею возрождения и развития ряда народных обычаев и традиций, как, в частности, древнего весеннего праздника Сабана. По уставу клуба предполагалось устраивать гулянья и игры во время Сабантуя (запрещались игра в карты и продажа спиртных напитков), проводить музыкальные и литературные вечера, давать драматические представления, выписывать книги, газеты, а также приглашать специалистов по разным наукам. Клуб внес определенный вклад в дело пропаганды и возрождения прогрессивных народных обычаев и традиций.
На Сабантуе в Березовой роще в Казани. 1993 год
Из дореволюционных сабантуев в литературе красочно описан праздник 1834 года, который прошел с 25 мая по 1 июня. «Ныне татары въ первый разъ пригласили русскихъ на свой праздникъ посредством герольда, имевшаго въ руках длинную палку, на концъ которой висъл пестрый платокъ, и ходившаго по улицамъ Казанскимъ», — писал об этом торжестве Фукс. Заслуживает внимания и этнографическая заметка учителя казанского приходского училища №2 К. Евлентьева «Весенний праздник Сабанъ у казанских татар», направленная 4 июня 1855 года в императорское русско-географическое общество, в которой он пишет не только о главном Сабантуе, проводимом со скачками и разнообразными играми за Ново-Татарской слободой, но и дает сведения о празднике, организуемом в Адмиралтейской слободе для рабочих Порохового завода. Между прочим, наблюдательный автор наряду с описанием многих традиционных атрибутов обычая, в том числе полотенец и платков, вывешенных на шест, воткнутый в землю, обратил внимание и на такую немаловажную деталь обряда, как подарки, приготавливаемые молодыми супругами из татар, женившихся именно в предшествующую Сабану зиму. Этот старинный ритуал, как и вышитые полотенца, приготовленные молодыми снохами, вышедшими замуж после прошлогоднего Сабантуя, по-видимому, означает их приобщение, соучастие таким образом в сакральном акте, что, вероятно, должно было принести им много детей.
Но со всем тем положительным, что имелось в содержании праздника, в дореволюционном Сабантуе остро обнажались и свои противоречия. Нередко случалось, что баи, богатые торговцы по своей прихоти устраивали состязания, унижающие человеческое достоинство, например по съеданию кренделей.
Состязания по хождению по наклонно поставленной жерди. Кировский район Казани, 1974 год
ПРАЗДНИК ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ
«В первые же послереволюционные годы Сабантуй используется для сбора средств в благотворительных целях: оказания помощи семьям фронтовиков, пострадавшим от пожара, в пользу беспризорных и т. д., — читаем в книге Шарафутдинова «Сабантуй». — Так, один из активных организаторов праздника в первые годы после революции Махмут Дулат-Али извещал, что средства, собранные на Сабантуе 1919 года, состоявшемся в саду «Аркадия» у озера Кабан, использованы для приобретения подарков татарским воинам-фронтовикам».
Протокол заседания мусульманского бюро Казанского губкома РКП(б) о праздновании Сабантуя от 23 апреля 1920 года (чтобы увеличить, нажмите)
Несмотря на то что с каждым годом замечалась политизация праздника, а «Сабантуй Татарстана» в 1925 году, приуроченный к 5-й годовщине Татреспублики, вообще открылся утомительным митингом, народные игры и состязания, веселье продолжают занимать в программе ведущее место. Причем выявляются уже батыры и среди детей. Примечательно, что на Сабантуй 1926 года привлекаются скаковые лошади из всех кантонов. В программу включаются выступление кавэскадрона Татаро-башкирской военной школы с показом упражнений по джигитовке и высшей школы верховой езды, парад отряда физкультурников и даже выступление медведя-борца, который под аплодисменты зрителей вызывает всех желающих помериться силой. Словом, организаторы стремятся, исходя из задач дня, обогатить содержание праздника.
Скачки на празднике Сабантуй в Казани. 2002 год
Как правило, в празднестве участвовали объединенный хор самодеятельности в несколько сот человек, артисты театров и цирка. Так, в одном из таких празднеств участвовал известный артист Дуров со своими дрессированными слонами. Специально выделенные инструкторы принимали у всех желающих нормы на значок ГТО и ГСО. Не случайно для изучения опыта проведения таких праздников соседние республики присылали своих представителей, например, из Башкирии, Бурят-Монголии и так далее.
В 30-е годы XX века расширилась география проведения Сабантуя: он проводился в Москве, Ленинграде и других городах РСФСР, где компактно проживали татары.
Борьба корэш на Сабантуе. 1979 год
САБАНТУЙ В КАЗАНИ
Президент России Борис Ельцин во время участия в конкурсе «Бой горшков» на Сабантуе в Арском районе. 1996 год
Казанский Сабантуй второй половины XIX века праздновался «за городом, пройдя через старое татарское кладбище (мазарки), на поле у небольшой березовой рощицы, по дороге в деревню Победилово». Соблюдались и сроки проведения: «Он справляется иногда раньше, иногда позже, но всегда в промежутке времени от половины мая до половины июня, продолжаясь ровно неделю от пятницы до пятницы». На 50-е годы XIX века приходится первое упоминание о сабантуях, проводимых в Адмиралтейской слободе и на Пороховом заводе, среди рабочих которых были и татары. Так, в 1855 году оба Сабантуя проводились в воскресенье, в единственный день отдыха рабочих: в Адмиралтейской слободе — 24 апреля, на Пороховом заводе еще раньше — он совпал с христианской Пасхой. Подарки для Сабантуя собирались у молодоженов, были и денежные взносы, в том числе и от русских. Полотенца, платки по обычаю вывешивали на шест, который или втыкали в землю, или держали в руках. Из состязаний упоминаются пешие забеги, конные скачки, корэш. Праздник, как и прежде, длился неделю, в промежутке времени от половины мая до половины июня, в зависимости от погоды и других обстоятельств. Сведения о каких-либо играх отсутствуют. Фатих Амирхан отмечает, что в 70-е годы XIX столетия увеселительная программа была небольшой, в частном порядке приглашались музыканты.
Бег в мешках на Сабантуе в Арском районе. 1974 год
В Казани Сабантуй проводился с давних пор на Арском поле (теперь улица Ершова), когда оно еще не было застроено и представляло из себя открытое поле. Затем место Сабантуя было переведено за Ново-Татарскую слободу. Но тяга к изначальному месту проведения праздника у казанцев со временем не ослабла, и в 1933 году там же, на улице Ершова, на территории парка культуры и отдыха, был сооружен для Сабантуя специальный майдан в мавританском стиле, где и проводился праздник много лет. В последние десятилетия в Казани Сабантуй Вахитовского района из ЦПКиО был перенесен в Березовую рощу, но с 1991 года он опять же возвратился в городской парк культуры.
Бой на бревне Казань. 1960 год
МОЛОДОСТЬ ДРЕВНЕГО ПРАЗДНИКА
Татарский народ сумел глубоко и естественно вплести первичные мотивы бесценного обряда в ткань Сабантуя. Поэтому духовенство, другие противники этого праздника и даже исследователи более позднего времени стали воспринимать его только как праздник национального искусства и спорта с обильными угощениями, праздник начала весенних полевых работ. Это позволило Сабантую, возникнув в древние языческие времена в тюркоязычной среде, кочевать из века в век, обогащаясь в ходе своего развития новыми формами и содержанием. Практика сабантуев последних десятилетий показывает, что в их программу входит в среднем не менее 20 национальных и международных видов спортивных состязаний и игр. Возрождаются и такие его традиции, как проведение конкурсов народных сказителей, певцов и поэтов, древних игр молодежи, плясок, сопровождаемых народными песнями, хороводами.
Открытие Сабантуя в Нижнекамске. 2001 год
Сабантуй как главный праздник татарского народа синтезирует все основные народные праздники, включая и многие древние обряды семейных праздников татар. Истинно народная природа, дух Сабантуя исподволь содействуют сохранению и укреплению межнационального согласия, социальной стабильности. Поэтому отнюдь не случайно Сабантуй был включен в список законодательно утвержденных общереспубликанских праздников. Сроки его проведения в районах и городах ежегодно устанавливаются указом президента Республики Татарстан.
Сегодня предмет гордости древнего Сабантуя — непреходящий дух дружбы и гостеприимства. Сохраняя лучшие традиции татарского народа, современный Сабантуй стал праздником всех национальностей, проживающих в Татарстане. География современного праздника не ограничивается только Татарстаном, он проводится татарскими диаспорами России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Подготовил Михаил Бирин
Сегодня на сайте «Архивная служба РТ» размещена виртуальная выставка любопытных фотографий и документов из республиканских архивов, посвященных истории Сабантуя. Всех, кому интересна история родного края, сотрудники главного архивного управления при кабинете министров Республики Татарстан приглашают ее посетить, нажав на ссылку.
Майдан по-татарски: семь веков дружбы
Василий Теркин, лихой боец Великой Отечественной войны, а также заглавный герой знаменитой поэмы Александра Твардовского, не только рассказал однополчанам об этом веселом празднике, но и дал свое, военное его толкование. Да, главный национальный праздник татарского народа имеет необычную многовековую историю и разные версии своего происхождения, в которых корреспонденту «БИЗНЕС Online» помогали разобраться архивисты.
Сбор подарков для победителей Сабантуя. Арский район
ВСЕМ ПРАЗДНИКАМ ПРАЗДНИК
«Сабантуй, издревле отмечающийся как календарный обряд в честь пробуждения природы и весеннего сева, является главным национальным праздником татарского народа, составной частью его образа жизни, — пишет в своей докторской диссертации «Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа» историк, журналист, автор многих книг и архивно-исторических очерков Дамир Шарафутдинов. — Благодаря заразительной лихости, всеобщему веселью, жизнеутверждающему народному юмору, массовости, где каждый является одновременно и участником, и зрителем, Сабантуй давно стал и общим праздником народов Татарстана. Привлекательны самобытность обрядов, национальная борьба корэш, скачки и другие состязания и аттракционы массового действа. С 1990 года Сабантуй включен в список законодательно утверждаемых общереспубликанских праздников. По существу, Сабантую — единственному из национальных обрядов — в законодательном порядке присвоен статус общегосударственного праздника республики».
Определить точно, в какой исторический отрезок времени зародился праздник, достаточно сложно. Письменных источников, дающих представление об исторических корнях Сабантуя, практически не сохранилось. Сегодня можно назвать единственную эпитафию булгарского периода, обнаруженную в июле 1979 года в древнем селе Иске Салман Алькеевского района. Наиболее вероятной ее датой считается 1292 год, что говорит о более чем 710-летней истории Сабантуя в Волжской Булгарии.
Афиша о проведении Сабантуя близ сада «Аркадия». 1925 год
«ВРЕДНЫЙ» ПРАЗДНИК
Татарские религиозные деятели, а также российские царские власти несколько настороженно относились к феномену Сабантуя, но их действия и слова, слава Аллаху, ограничились вроде как бы ворчанием и не дошли до запретов и репрессий. В своей книге «Сабантуй» Шарафутдинов приводит такие любопытные факты: «Вот что писал, например, считавший себя человеком просвещенным, оренбургский мулла Абу Сагит аш-Шодави: «У мусульман существуют национальные праздники Сабантуй и Джиен. Не будет большой ошибкой, если назвать первый праздник свадьбой шайтана, а второй — днями, когда шайтан производит на свет своих младенцев. Запрещение подобных праздников, служащих порочной нравственности, является задачей отцов нашей нации».
В 1767 году новокрещенские школы Казани посетила императрица Екатерина II, где были произнесены от лица всей школы стихи. Нашлись и такие строки о Сабантуе:
И как благодарности нам не воздавати
Тебе, о Монархиня! щедрая всех Мати;
Ты сих орд свободила разных недоумений,
Науча правой вере, и от заблуждений,
А каких, с себя начну: родом я Татарин,
Всем скажу, скажу нечтось от Ординских тайн
Мы чли Махмета с зятем ево и Алкоран,
Хосана, Гусенна да праздник наш Сабан.
Далее в этих виршах утверждается, что Сабантуй — это смертный грех, он должен быть в аду вместе с Кораном, мечетями и Курбан-байрамом. Комментарии, как говорится, излишни! Можно привести немало примеров и из более близких времен. Менялась тактика, а суть была та же: Сабантую не место в духовной жизни и быте татар.
Недаром в истории мы встречаемся с фактами, когда реакционно настроенная часть общества под надуманными предлогами выступала против празднования Сабантуя и требовала его запрещения. Ярким выразителем подобных тенденций был, например, член-корреспондент российского общества покровительства животным Г. Соловьев. Выступая в печати, он ратовал за запрет «вредного обычая гонки лошадей» на Сабантуе, ссылаясь на заведомо сфальсифицированные цифры о количестве загоняемых насмерть лошадей. В частности, он указывал, что вследствие таких гонок по одной Вятской губернии ежегодные убытки выражаются в десятках тысяч рублей.
«Празднование Сабана, соединенное с истязанием и потерей лошадей, — писал автор, — помимо экономического вреда, наносимого им населению, имеет еще другую важнейшую сторону: этот варварский обычай при низком умственном развитии татар влияет крайне вредно на их нравственность, закаляя грубость нравов местного населения и тормозя, таким образом, стремление правительства, старающегося по возможности скорее водворять элементы гражданственности между оседлыми инородческими племенами, населяющими Россию. Вообще, Сабан деморализует татар и может эту жестокость передать и русскому населению, и прочим». Правление российского общества покровительства животным обратилось к санкт-петербургскому гражданскому ахуну с просьбой высказать по этому поводу свое мнение, на что глава столичных мусульман Гатаулла Баязитов, издатель одной из первых татарских газет «Нур», исследователь исламской философии, ответил весьма интеллигентно и по существу: «Что же касается праздника Сабана, то долгом считаю Вам сообщить, что это не религиозный праздник, а народное обычное веселье, народное удовольствие: безобидная борьба, бег пеших и конных и т. п. Изменить же или уничтожить вовсе этот праздник зависит не от духовного лица».
Василий Теркин, герой знаменитой поэмы Александра Твардовского, не только рассказал однополчанам об этом веселом празднике, но и дал свое, военное его толкование
Хотелось бы также заметить, что в то время «защитник животных», обвинявший татар в низком умственном развитии, мог бы бросить взгляд на Европу. Полагаем, даже столь распространенная на Пиренейском полуострове коррида, где гибнут быки, лошади, а иногда и люди, вряд ли свидетельствует о «низком умственном развитии» испанцев и португальцев.
В годы советской власти открытых призывов к запрету Сабантуя в целом не замечалось. Однако в ряде районов Татарстана были и годы без Сабантуя, до недавнего времени не считали нужным его проведение в малых аулах. Власть предержащие старались превратить его в показательные агитационно-пропагандистские мероприятия, выхолащивая тем самым его душу. Были попытки «обновления» многовековой традиции, т. е. проведения с использованием основных элементов Сабантуя всевозможных фестивалей, маевок. Время показало безжизненность и бесперспективность таких искусственно создаваемых имитаций на базе древних обрядов.
Сабантуй в Арском районе. 1974 год
ТАТАРСКИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ
Самой распространенной точкой зрения на происхождение и значение Сабантуя является мнение, что этот праздник формировался в Поволжье, на булгарской земле, и что Сабантуй, дословно переводимый на русский язык как «праздник плуга», является праздником, посвященным началу весеннего сева.
В своих работах Р. К. Уразманова, много лет занимающаяся изучением народных обрядов и праздников, писала: «Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: «сабан» означает «яровые», или в другом значении — «плуг», а «туй» — «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова «Сабантуй» — торжество в честь сева яровых. Первоначальная цель обряда, очевидно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовали хорошему урожаю в новом году. С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с Сабантуем. В XIX веке он был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь Сабантуя с магией».
Юный участник соревнования, Советский район Казани. 1980 год
«НА ПРАЗДНИК САБАН ПРИХОДЯТ ВСЕ»
Сабантуй в Арске. 1971 год
ТРАДИЦИИ И РИТУАЛЫ
Большую работу по обогащению содержания Сабантуя проводил Восточный клуб, созданный по инициативе лучших представителей демократической интеллигенции: Габдуллы Тукая, Фатиха Амирхана, Хусаина Ямашева, Галиаскара Камала и др. Программа клуба была рассчитана на многие полезные дела и вобрала в себя идею возрождения и развития ряда народных обычаев и традиций, как, в частности, древнего весеннего праздника Сабана. По уставу клуба предполагалось устраивать гулянья и игры во время Сабантуя (запрещались игра в карты и продажа спиртных напитков), проводить музыкальные и литературные вечера, давать драматические представления, выписывать книги, газеты, а также приглашать специалистов по разным наукам. Клуб внес определенный вклад в дело пропаганды и возрождения прогрессивных народных обычаев и традиций.
На Сабантуе в Березовой роще в Казани. 1993 год
Из дореволюционных сабантуев в литературе красочно описан праздник 1834 года, который прошел с 25 мая по 1 июня. «Ныне татары въ первый разъ пригласили русскихъ на свой праздникъ посредством герольда, имевшаго въ руках длинную палку, на концъ которой висъл пестрый платокъ, и ходившаго по улицамъ Казанскимъ», — писал об этом торжестве Фукс. Заслуживает внимания и этнографическая заметка учителя казанского приходского училища №2 К. Евлентьева «Весенний праздник Сабанъ у казанских татар», направленная 4 июня 1855 года в императорское русско-географическое общество, в которой он пишет не только о главном Сабантуе, проводимом со скачками и разнообразными играми за Ново-Татарской слободой, но и дает сведения о празднике, организуемом в Адмиралтейской слободе для рабочих Порохового завода. Между прочим, наблюдательный автор наряду с описанием многих традиционных атрибутов обычая, в том числе полотенец и платков, вывешенных на шест, воткнутый в землю, обратил внимание и на такую немаловажную деталь обряда, как подарки, приготавливаемые молодыми супругами из татар, женившихся именно в предшествующую Сабану зиму. Этот старинный ритуал, как и вышитые полотенца, приготовленные молодыми снохами, вышедшими замуж после прошлогоднего Сабантуя, по-видимому, означает их приобщение, соучастие таким образом в сакральном акте, что, вероятно, должно было принести им много детей.
Но со всем тем положительным, что имелось в содержании праздника, в дореволюционном Сабантуе остро обнажались и свои противоречия. Нередко случалось, что баи, богатые торговцы по своей прихоти устраивали состязания, унижающие человеческое достоинство, например по съеданию кренделей.
Состязания по хождению по наклонно поставленной жерди. Кировский район Казани, 1974 год
ПРАЗДНИК ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ
«В первые же послереволюционные годы Сабантуй используется для сбора средств в благотворительных целях: оказания помощи семьям фронтовиков, пострадавшим от пожара, в пользу беспризорных и т. д., — читаем в книге Шарафутдинова «Сабантуй». — Так, один из активных организаторов праздника в первые годы после революции Махмут Дулат-Али извещал, что средства, собранные на Сабантуе 1919 года, состоявшемся в саду «Аркадия» у озера Кабан, использованы для приобретения подарков татарским воинам-фронтовикам».
Протокол заседания мусульманского бюро Казанского губкома РКП(б) о праздновании Сабантуя от 23 апреля 1920 года (чтобы увеличить, нажмите)
Несмотря на то что с каждым годом замечалась политизация праздника, а «Сабантуй Татарстана» в 1925 году, приуроченный к 5-й годовщине Татреспублики, вообще открылся утомительным митингом, народные игры и состязания, веселье продолжают занимать в программе ведущее место. Причем выявляются уже батыры и среди детей. Примечательно, что на Сабантуй 1926 года привлекаются скаковые лошади из всех кантонов. В программу включаются выступление кавэскадрона Татаро-башкирской военной школы с показом упражнений по джигитовке и высшей школы верховой езды, парад отряда физкультурников и даже выступление медведя-борца, который под аплодисменты зрителей вызывает всех желающих помериться силой. Словом, организаторы стремятся, исходя из задач дня, обогатить содержание праздника.
Скачки на празднике Сабантуй в Казани. 2002 год
Как правило, в празднестве участвовали объединенный хор самодеятельности в несколько сот человек, артисты театров и цирка. Так, в одном из таких празднеств участвовал известный артист Дуров со своими дрессированными слонами. Специально выделенные инструкторы принимали у всех желающих нормы на значок ГТО и ГСО. Не случайно для изучения опыта проведения таких праздников соседние республики присылали своих представителей, например, из Башкирии, Бурят-Монголии и так далее.
В 30-е годы XX века расширилась география проведения Сабантуя: он проводился в Москве, Ленинграде и других городах РСФСР, где компактно проживали татары.
Борьба корэш на Сабантуе. 1979 год
САБАНТУЙ В КАЗАНИ
Президент России Борис Ельцин во время участия в конкурсе «Бой горшков» на Сабантуе в Арском районе. 1996 год
Казанский Сабантуй второй половины XIX века праздновался «за городом, пройдя через старое татарское кладбище (мазарки), на поле у небольшой березовой рощицы, по дороге в деревню Победилово». Соблюдались и сроки проведения: «Он справляется иногда раньше, иногда позже, но всегда в промежутке времени от половины мая до половины июня, продолжаясь ровно неделю от пятницы до пятницы». На 50-е годы XIX века приходится первое упоминание о сабантуях, проводимых в Адмиралтейской слободе и на Пороховом заводе, среди рабочих которых были и татары. Так, в 1855 году оба Сабантуя проводились в воскресенье, в единственный день отдыха рабочих: в Адмиралтейской слободе — 24 апреля, на Пороховом заводе еще раньше — он совпал с христианской Пасхой. Подарки для Сабантуя собирались у молодоженов, были и денежные взносы, в том числе и от русских. Полотенца, платки по обычаю вывешивали на шест, который или втыкали в землю, или держали в руках. Из состязаний упоминаются пешие забеги, конные скачки, корэш. Праздник, как и прежде, длился неделю, в промежутке времени от половины мая до половины июня, в зависимости от погоды и других обстоятельств. Сведения о каких-либо играх отсутствуют. Фатих Амирхан отмечает, что в 70-е годы XIX столетия увеселительная программа была небольшой, в частном порядке приглашались музыканты.
Бег в мешках на Сабантуе в Арском районе. 1974 год
В Казани Сабантуй проводился с давних пор на Арском поле (теперь улица Ершова), когда оно еще не было застроено и представляло из себя открытое поле. Затем место Сабантуя было переведено за Ново-Татарскую слободу. Но тяга к изначальному месту проведения праздника у казанцев со временем не ослабла, и в 1933 году там же, на улице Ершова, на территории парка культуры и отдыха, был сооружен для Сабантуя специальный майдан в мавританском стиле, где и проводился праздник много лет. В последние десятилетия в Казани Сабантуй Вахитовского района из ЦПКиО был перенесен в Березовую рощу, но с 1991 года он опять же возвратился в городской парк культуры.
Бой на бревне Казань. 1960 год
МОЛОДОСТЬ ДРЕВНЕГО ПРАЗДНИКА
Татарский народ сумел глубоко и естественно вплести первичные мотивы бесценного обряда в ткань Сабантуя. Поэтому духовенство, другие противники этого праздника и даже исследователи более позднего времени стали воспринимать его только как праздник национального искусства и спорта с обильными угощениями, праздник начала весенних полевых работ. Это позволило Сабантую, возникнув в древние языческие времена в тюркоязычной среде, кочевать из века в век, обогащаясь в ходе своего развития новыми формами и содержанием. Практика сабантуев последних десятилетий показывает, что в их программу входит в среднем не менее 20 национальных и международных видов спортивных состязаний и игр. Возрождаются и такие его традиции, как проведение конкурсов народных сказителей, певцов и поэтов, древних игр молодежи, плясок, сопровождаемых народными песнями, хороводами.
Открытие Сабантуя в Нижнекамске. 2001 год
Сабантуй как главный праздник татарского народа синтезирует все основные народные праздники, включая и многие древние обряды семейных праздников татар. Истинно народная природа, дух Сабантуя исподволь содействуют сохранению и укреплению межнационального согласия, социальной стабильности. Поэтому отнюдь не случайно Сабантуй был включен в список законодательно утвержденных общереспубликанских праздников. Сроки его проведения в районах и городах ежегодно устанавливаются указом президента Республики Татарстан.
Сегодня предмет гордости древнего Сабантуя — непреходящий дух дружбы и гостеприимства. Сохраняя лучшие традиции татарского народа, современный Сабантуй стал праздником всех национальностей, проживающих в Татарстане. География современного праздника не ограничивается только Татарстаном, он проводится татарскими диаспорами России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Подготовил Михаил Бирин
Сегодня на сайте «Архивная служба РТ» размещена виртуальная выставка любопытных фотографий и документов из республиканских архивов, посвященных истории Сабантуя. Всех, кому интересна история родного края, сотрудники главного архивного управления при кабинете министров Республики Татарстан приглашают ее посетить, нажав на ссылку.