История компании Mazda: «преданность делу длиною в жизнь»
В 2020 году Mazda отмечает свой 100-летний юбилей. Автомобили марки всегда пользовались популярностью – с момента их появления. Сегодня авто Mazda выбирают миллионы автолюбителей со всего мира.
За прошедшее столетие компания Mazda пережила многое. Марку отличает необычная история, в основе которой – производство разных изделий из пробкового дерева. Например, Toyota или Suzuki начинали с ткацких станков и затем плавно перешли к автомобилям, но путь создателей «Мазды» к выпуску автомобилей был иным.
Основатель автоконцерна – Дзюдзиро Мацуда – сын рыбака, отличался целеустремленностью и сильным желанием основать свой бизнес. Еще в 13 лет он переехал из родной Хиросимы в Осаку и стал подмастерьем кузнеца. В те годы Дзюдзиро осознал, что хочет связать свою жизнь с автомобилями. Приходилось браться за разную работу, чтобы набраться опыта в инженерном строительстве – трудился на фабриках и верфях.В 31 год Дзюдзиро основал компанию Matsuda Seisakusho. Примечательно, что компания находилась на месте коровника. В тот период одним из самых известных их творений стал запатентованный насос Matsuda.Спустя 9 лет Дзюдзиро вернулся в Хиросиму, где основал компанию Hiroshima Matsuda Seisakusho. Позже он присоединился к компании Toyo Cork Kogyo Co, занимавшейся производством изделий из пробкового дерева. Тогда компания переживала кризис. Дзюдзиро стал инициатором производства новых продуктов и помог компании справится со сложной ситуацией. Президент Toyo Cork Kogyo получил отставку, а Дзюдиро занял его место. Но компания процветала недолго: в 1925 году случился пожар. Сгорело все. Печальное событие не сломило Дзюдиро, он решил восстановить компанию. Но на этот раз сменил сферу деятельности на машиностроение, в котором значительно преуспел. Дзюдзиро следовал своему девизу: «Преданность делу длиною в жизнь».
Производство машин началось с трехколесных мотоциклов, которые по началу не были популярны среди населения. Однако интерес вырос после победы одного из пробных авто на гонках.
Название марки, известное нам сейчас, появилось в 1931 году. Мазда – имя верховного бога света и мудрости в Зороастризме. И это название с тех пор не менялось. А вот лого пережило ребрендинг: первая эмблема была в виде буквы «М» со стилизованными крыльями, другая с расходившимися в сторону линиями, напоминающими двухполосное шоссе, также среди символов было и название «Мазда», которое продержалось за автомобилями 20 лет.
Уже в 1932 году начался экспорт грузовиков Mazda в Китай. До начала Второй мировой войны компания разработала несколько концепций легковых автомобилей, которые не успели пойти в массовое производство.
Затем, после атомной бомбардировки в 1945 году, Mazda активно принимает участие в восстановлении Хиросимы. Завод, который когда-то сгорел до тла, практически не был поврежден ядерным взрывом, и его решили на время сделать координационным центром. Оттуда оказывали помощь гражданам. Свою миссию центр выполнял вплоть до восстановления города.
За год до смерти Дзюдзиро Мацуда, в 1951 году президентом компании становится его сын, Тенудзи Мацуда.
Три года подряд с 1975 года Род Миллен выигрывал национальное ралли Новой Зеландии на RX-3. Позже компания выпустила модель Savanna RX-7 – самый быстрый автомобиль в модельном ряду Mazda. Авто разгонялось до 200 км/ч.
В 80-х автомобили Mazda лидирует и в мировых рейтингах автомобилей. Так, в 1983 году Capella признана лучшим импортным автомобилем в журнале Motor Trend, за что получила разные зарубежные награды. В 1986 Savanna RX-7 стала лучшим импортным авто года.
В 90-х годах производство ступило на экологический путь. «Мазда» выпустила катализатор, восстанавливающий масло из любого типа пластика. Еще одним открытием стал первый в мире пластиковый композит вторичной переработки.
В 1991 году автомобиль Mazda 787B выиграл 24-часовую гонку Le Mans, в следующем году RX-7 выиграл 24-часовую гонку в Дайтоне.
Что же касается России, то «Мазда» появилась на рынке в 2011 году, с момента подписания соглашения о сборке автомобилей и создания совместного с Sollers автосборочного предприятия во Владивостоке.
Сегодня Mazda предоставляет широкий ассортимент автомобилей от небольших седанов и до внедорожников среднего класса до спорткаров. Ее официальные дилеры работают в 148 странах. Кроме того, в штаб-квартире «Мазды», в Хиросиме находится бесплатный музей компании, где каждый желающий сможет ознакомиться с подробной историей автоконцерна, увидеть все модели машин с момента основания компании, а также посмотреть сборочный конвейер.
По статистике компании «Европлан» с 2017 года число выданных в лизинг автомобилей Mazda выросло в 1,5 раза. В 2019 году по числу передач автомобилей марки лидировали следующие регионы: Москва, Свердловская область и Республика Татарстан. А самой популярной моделью является MAZDA CX-5.
История бренда Mazda: год и страна основания, знаменитые модели
Значение значка «Мазда» – это огонь или солнце. На нем можно разглядеть само солнце, круг света и крылья. Именно из-за крыльев логотип часто сравнивают с совой.
У каждой торговой марки есть своя история. Взлеты и падения на пути к успеху были у каждого производителя. История бренда Mazda не исключение.
История бренда «Мазда»
История бренда Mazda началась с 1920 года в городе Хиросиме. Японская компания занималась производством пробковых панелей и станков, а сегодня известна во всем мире своими автомобилями, легковыми, грузовыми, спортивными, семейными.
Основание компании
Президентом Mazda стал Дзюдзиро Мацуда, отец которого был бедным рыбаком, так что большими деньгами не владел. Фирму Мацуда основал не с нуля. Изначально концерн ему не принадлежал – разорившаяся строительная компания была куплена вместе с инвесторами.
Президент Mazda Дзюдзиро Мацуда
Жизнь Дзюдзиро Мацуды не была легкой. Возможности учиться в школе у него не было, поэтому пришлось заняться кузнечным делом. Оно помогло Мацуде осознать свою тягу к автомобилестроению. Прежде чем будущий инженер стал владельцем собственного концерна, он работал на множестве предприятий. Среди них были судостроительные верфи и оружейные заводы.
После основания компании ее специалисты в течение 10 лет работали над мотоциклами. Увы, производство так и не стало массовым. Станки продолжали оставаться основным направлением.
История эмблемы
Логотип «Мазда» появился не сразу после основания компании. Впервые он увидел свет после 1934 года. Лого «Мазда» представляло собой стилизованное название фирмы. Затем эмблема бренда стала более минималистичной. Теперь она выглядела как буква М. Второй логотип Mazda появился через 2 года после первого.
История логотипа «Мазда»
Следующее обновление логотипа произошло в 1962 году. Буква М была помещена в круг. А в период с 1975 по 1991 год официальной эмблемы у компании не было. Только в 1991 году был разработан новый дизайн, и именно этот знак «Мазды» используется компанией сейчас, хотя и в несколько измененном виде.
Значение названия Mazda
Привычно называться компания стала только в 1931 году. Марка «Мазда» названа так по имени зороастрийского бога Ахура Мазда, которому поклонялись как богу мудрости. Также название созвучно с фамилией основателя и похоже произносится.
Философия бренда
Во многом философия марки определяется страной ее происхождения – Японией. Сейчас история производителя насчитывает целый век. Личная история создателя бренда Дзюдзиро Мацуды была и остается главным столпом философии Мазды.
Классическая форма кузова «Мазда» не менялась несколько десятков лет
Машиностроение было не просто способом заработать денег. Производство транспорта – настоящая страсть Мацуды. Он считал, что техника – это способ изменить мир к лучшему, и эта установка обозначила вектор развития для его компании.
Япония – это страна инноваций и изобретателей, поэтому стремление к непрерывному развитию у японцев в крови. Часть их традиций – добросовестно выполнять свою работу, так что в качестве продукции не стоит сомневаться, оно всегда на высшем уровне.
Не забывают японцы и о красоте, поэтому дизайнеры «Мазды» создали свой стиль под названием Kodo. Название означает «душа движения». Все авто фирмы не только технически, но и внешне воплощают собой мощь и скорость.
Развитие японского автопрома
Далеко не сразу компания занялась производством транспорта. Изначально это была строительная фирма. Ее специализацией было создание панелей из пробкового дерева, позже был налажен выпуск станков. В 1925 году фабрика, которой владел Мацуда, сгорела. В итоге к старой продукции было решено не возвращаться, вместо этого завод был перепрофилирован, чтобы производить транспортные средства. Первым транспортом, произведенным обновленным заводом, стали мотоциклы.
Военный мотоцикл «Мазда»
Ранее в 1923 году в Японии произошло сильнейшее землетрясение. Оно ударило по экономике, и жители страны не могли позволить себе дорогие средства передвижения. Это означало, что использование, как и продажа бюджетного колесного транспорта стали актуальными. Тогда-то компания разработала модельный ряд трехколесных мототележек. Они были простыми в производстве и доступными, так что имели успех.
В 1931 году на японском рынке появилась первая машина концерна. Этой моделью был грузовой автомобиль. Продажи были отличными, поэтому было решено наладить экспорт в Китай.
В 2000 году «Мазда» совершает прорыв, начиная взаимодействовать с покупателями через интернет. Но сетевой маркетинг не единственное достижение. В 2002 году вышла модель Sports F. Ее уникальность в том, что разработкой занимались женщины.
Место и перспективы «Мазда» сейчас
Сегодня компания успешно производит самые разные автомобили, среди которых есть кроссоверы и концепт-кары. «Мазда» очень старается быть доступной для большинства людей. По этой причине концерн почти полностью отказался от разработки люксовых авто и сосредоточился на выпуске машин малого и среднего класса. Развивается и особая линия товаров – спорткары.
Самая популярная модель спорткара «Мазда 6»
У «Мазды» налажен экспорт в 120 стран мира, а в 21 государстве фирма владеет заводами для сборки. Недавно в соответствии с последними тенденциями вышел первый электрокар, разработанный инженерами компании.
Люксовый бренд «Мазды» – Amati
Отказ от производства автомобилей класса премиум легко объяснить. Amati готовили в первую очередь для американского рынка, и машина должна была выйти в продажу в 1983 году и в США, и в Японии. Модель была безупречна по всем параметрам и отвечала стандартам класса люкс. Но это не спасло ее от провала.
Решено было сменить курс и продать большую часть автомобилей на родине, но именно тогда в Японии случился экономический кризис, и авто среднего класса были более актуальны. Так что машина не была успешной, но стала опорой для дальнейших разработок.
«Мазда» в России
Модельный ряд
Линейки концерна могут похвастаться разнообразием. В модельном ряде присутствуют спортивные автомобили, легковые машины, кроссоверы, родстеры и пикапы.
Самые популярные модели:
Автомобили Mazda продолжают бить рекорды продаж и поражать клиентов своей мощностью и функциональностью, мотивируют конкурентов. История бренда Mazda и сейчас вдохновляет предпринимателей.
Началом истории торговой марки Mazda стало создание в 1920 году фирмы «Toyo Cork Коgуо». Но на тот момент она не имела к автомобилям ни малейшего отношения. Ее продукцией были… строительные материалы из пробкового дерева. Но такое занятие стало лишь первым шагом, хотя и очень солидным, благодаря чему компания смогла заложить хороший финансовый фундамент для дальнейшей деятельности.
Началом истории торговой марки Mazda стало создание в 1920 году фирмы «Toyo Cork Коgуо». Но на тот момент она не имела к автомобилям ни малейшего отношения. Ее продукцией были… строительные материалы из пробкового дерева. Но такое занятие стало лишь первым шагом, хотя и очень солидным, благодаря чему компания смогла заложить хороший финансовый фундамент для дальнейшей деятельности.
Familia — это Mazda 323, так же как Capella — это 626, a Cosmo — 929 и так далее. Кстати, система обозначения моделей тремя цифрами, с двойкой посредине, является запатентованным «маздовским» принципом. В свое время даже возникали конфликты с компаниями, названия модификаций моделей которых соответственно по объему мотора получали аналогичные обозначения. Тогда Mazda в судебном порядке заставляла менять название.
Началом настоящей эпохи роторно-поршневых моторов для Mazda стал 1966 год. Именно тогда дебютировала Mazda Cosmo Sports, которая воплотила в себе плоды 5-летнего сотрудничества с известнейшей в то время немецкой автомобильной компанией NSU/Wankel. Новая Mazda была оснащена мотором системы Феликса Ванкеля — об этом говорит индекс R в названии машины. В последующие годы началась настоящая волна «роторно-поршневиков» от Mazda: 1968 год — Familia R 100, 1970 — Capella RX-2, 1971 — Savanna RX-3 и так далее.
Начало 70-х для Mazda прошло под знаком настоящего взрыва активности. В частности начался экспорт машины в Америку, запустили новые производственные мощности в Хиросиме. Вехой стало преодоление в 1972 году рубежа в 5 млн. произведенных автомобилей, из них доля машин, поставляемых на экспорт, составила 1 млн. О темпах развития можно судить и по тому факту, что к 1979 году было выпущено уже 10 млн. автомобилей Mazda!
Объемы производства и продаж машин постоянно росли. Если в первый год своего существования Mazda произвела 23 417 автомобилей, то через десять лет эта цифра составила уже 224 520. К 1980 году объем производства достиг 736 544 автомобилей в год. Акции компании на фондовых рынках росли в цене, что не осталось без внимания. И вот в 1979 году Ford приобрел 24,5% акций «Тоуо Коgуо Со Ltd», к 1996 году эта цифра выросла до 33%, а сейчас американская компания полностью контролирует Mazda. Хотя касается это в большей мере вопросов стратегии развития и продаж, а в производственные вопросы Ford не вмешивается.
В соответствии с новыми тенденциями компания усиленно покоряет сектор автомобилей повышенной вместимости с такими моделями как Demio, Premacy и MPV. Новинкой стал и полноприводный внедорожник от Mazda — модель Tribute, которая создана на единой платформе с «фордовским» Escape. До этого компания не выпускала своих машин повышенной проходимости.
Все фирмы с чего-то начинали свою деятельность, и впоследствии далеко не всегда прославляло эти компании именно это «что-то». Это касается и всемирно знаменитого сегодня производителя автомобилей «Мазда».
История компании
История этой марки началась еще в далеком 1920 году. Тогда это была небольшая фирма под названием «Токийская пробковая фабрика», которая занималась переработкой пробки для нужд Первой мировой войны. Это занятие не принесло заводу славы, но стало прекрасным первым шагом, который помог заложить надежный финансовый фундамент для деятельности в будущем. По причине сильного разгара войны компания пережила серьезный кризис, из-за чего на некоторое время была вынуждена закрыться. Но, к счастью, это были лишь временные трудности фабрики.
Название компании
Само название фирмы «Мазда» было утверждено руководством компании после окончания Первой Мировой войны в 1931 году. До этого момента фабрика носила название «Toyo Cork Kogyo Co», данное ей еще во время основания в Хиросиме. Именно под этим названием компания выпускала свою продукцию в течение 11 лет. После официального утверждения названия «Мазда» все продукты компании стали выпускаться с уникальным логотипом.
Кстати, по словам основателей бренда, название завода связано с именем зороастрийского бога Ахура Мазда, которому поклонялись в Японии. По мнению большинства японцев, это название превосходно сочетается с именем создателя компании Дюдзиро Мацуа.
Первые автомобили
Несколько десятилетий «Мазда» выпускала исключительно грузовые машины и мотоциклы. Потом компания вышла на новый уровень, выпустив несколько концептов легковых машин, однако в серию ни один из автомобилей не вошел. И только в 1960 году, когда японцы стали жить немного лучше, под логотипом «Мазда» вышел первый легковой автомобиль, от которого и ведется отсчет истории фирмы в качестве автомобильного концерна.
Спустя 2 года модельный ряд автомобилей с логотипом «Мазда» пополнила модель Carol, которая производилась в двух вариантах: двухдверном и четырехдверном. Визуально эти модели были похожи на популярный в то время Ford Anglia. В общем-то, многие японские разработки практически полностью соответствовали европейским машинам.
Особенности автомобилей «Мазда»
История производства автомобилей
1966 год ознаменовался для компании началом целой эпохи роторно-поршневых двигателей. Как раз в этом году фирма представила японцам автомобиль Cosmo Sports, который был снабжен двигателем системы Феликса Ванкеля. Это авто продемонстрировало потребителям плоды сотрудничества японского производителя со знаменитейшей на то время немецкой компанией. После выпуска этого автомобиля «Мазда» порадовала пользователей целой серией машин, оснащенных роторно-поршневым мотором. О наличии именно такого двигателя внутри авто говорит буква R в названии.
К 1970 году спрос на машины с логотипом «Мазды» возрос не только в Японии, но и за рубежом. Именно в этот год автомобили стали поступать на экспорт в Америку, что лишь подтверждает возрастание популярности концерна в других странах. В 1984 году компания начала сотрудничество с фирмой «Форд Мотор», дополнив собственное название словами «Motor Corporation».
Интересные факты
Объемы выпуска и продаж автомобилей с логотипом «Мазда» непрерывно возрастали. По сравнению с первым годом существования, когда компания выпустила чуть больше 23 тысяч машин, спустя десятилетие эта цифра возросла более, чем в 10 раз. По аналитическим данным, годовой объем производства автомобилей компании «Мазда» в 1980 году составил 740 тысяч экземпляров.
Именно благодаря такому скачку акции компании на фондовом рынке резко возросли в цене, что, конечно же, привлекло иностранных инвесторов. Так, в 1979 году компания Форд приобрела 25% акций, а всего через несколько лет 33% владели иностранные фирмы. Сегодня компанией «Мазда» полностью руководит американская фирма.
Настоящей легендой марки стал автомобиль Mazda 626, который в 1992 году удостоился титула «Автомобиль года». Кстати, еще одной знаменитой моделью от Mazda стал автомобиль MX-5, который был внесен в книгу рекордов Гиннесса благодаря своей востребованности во всем мире.
Как появилась эмблема «Mazda»
Очень интересной является история и эволюция логотипа «Mazda». Эмблема, ставшая украшением первой продукции компании, смотрелась невероятно просто и незатейливо. Первым логотипом компании стала буква «М», которая была стилизована под герб Хиросимы. Это были три линии с выступами в форме соответствующей буквы.
Этот логотип был официально утвержден в 1936 году и просуществовал несколько лет. Затем компания приняла новую эмблему в форме все той же буквы «m», но уже заключенной в круг: восходящий в начале надписи и заканчивающийся в конце обозначения. Этот логотип ассоциировался у японцев с трассой. Эта эмблема просуществовала в течение восьми лет.
С тех пор логотип компании постоянно менялся до неузнаваемости: то он выглядел как простая латинская буква, то принимал облик геометрических фигур. Работа над эмблемой не переставала кипеть, поскольку задумка руководства фирмы заключалась в другом. Создатели марки хотели видеть на своем логотипе символ, означающий одновременно солнце, свет и крылья.
С 1975 года основатели марки приняли решение использовать в качестве логотипа название своей компании «Mazda». Правда, такой вид логотипа вскоре был снова видоизменен, поскольку работа над стилистикой эмблемы не прекращалась.
В 1993 году эмблема «Мазда» была видоизменена руководством компании. На тот момент фирму символизировал круг, который означал солнце и крылья на свету, по представлению основателей марки. Сам логотип выглядел примерно так: овал, по бокам украшенный двумя полумесяцами, в центре которого находился круг.
Рёкан Ветер приносит Столько опавших листьев, Что можно развести огонь
Именно огнем всей жизни стало для Дзудзиро Мацуда (Jujiro Matsuda) производство автомобилей Мазда (Mazda). То, к чему он всегда стремился, наконец осуществилось и принесло признание. А ведь так много было неудач, так много препятствий и обстоятельств, что Мацуда уже сомневался в успехе. Возможно, если бы не его идеи и изобретательность, подкрепленные традиционно японским упорством, то все могло закончится уже после закрытия его первой кузнечной мастерской в 1895 году.
Будущий основатель Mazda рос в трудное для Японии время. С одной стороны еще были очень сильны древние традиции и устои, с другой – не так давно в 1854 году Япония была насильственно открыта миру американцами, из-за чего возникала угроза стать очередной колониальной территорией США или одной из стран Европы. С третьей стороны страной в качестве божества управлял император. Все это порождало нестабильность, и не внушало уверенности многодетной семье рыбака из префектуры Хиросима, в которой и родился Дзудзиро Мацуда в 1875 году.
Сын рыбака увлекался кузнечным делом, и мечтал привнести в него, что то новое. Два раза Мацуда открывал свои кузнечные мастерские и оба раза вынужден был закрыть их из-за убытков. К 45 годам он так и не смог прочно закрепится, поэтому покупая с группой инвесторов в 1920 году обанкротившееся предприятие Abemaki по производству строительно-отделочных материалов из пробки (пробкового дерева) Дзудзиро Мацуда не смел даже представить, чем ему обернется сие приобретение. Но видимо его терпение и талант переубедили матушку Удачу, и она подала ему свою руку.
Если в обычной жизни «пробка» тормозит автомобили, и приносит сплошные неудобства в виде опозданий на работу, то в случае Мазды она сыграла роль пробки, вылетающей из праздничного шампанского. Именно пробка дала возможность создать первоначальный капитал, который сделал мечту Мацуда реальностью.
Через некоторое время, Дзудзиро Мацуда полностью выкупил компанию, и став ее главой переименовал в Toyo Cork Kogyo Co., Ltd. Затем компания открыла техническое направление, и ее название было сокращено до Toyo Kogyo Co., Ltd. В пробке больше не нуждались, шампанское пора было разливать.
Уже в 1931 году с завода в Хиросиме, который раньше представлял из себя ферму по производству соли, в серийное производство были выпущены первые шестьдесят шесть трехколесных грузовичков Mazda-Go с объемом двигателя 500 куб. см и мощностью 13 л.с. Они были очень похожи на трехколесные мотоциклы. Интересно, что на их топливном баке красовался логотип Mitsubishi. Это объяснялось тем, что до 1936 года продукция Мазда продавалась через торговую сеть Mitsubishi Corporation, которая на то время была монополистом в различных отраслях.
Грузовички Mazda-Go сразу же стали популярны среди населения из-за невысокой стоимости и удобства в перевозке небольших грузов. Ведь до их выпуска японцы в основном перевозили свои поклажи с помощью рикш, велосипедов и повозок, запряженных волами или лошадьми.
В доказательство выносливости этих малышей был организован караван из четырех грузовичков Mazda- Go Type-KC36 и одного Mazda- Go Type-DC. Они успешно преодолели путь в 2700 км из Хиросимы в Токио за 25 дней и ввели моду на подобные рекламные мероприятия. Mazda-Go были настолько востребованы, что за 25 лет производства их было выпущено порядка 200 тысяч штук.
Но никакое божество не смогло уберечь Хиросиму от атомной бомбы 06 августа 1945 года. Часть завода Mazda была серьезно разрушена, но к 1949 году все-таки удалось снова наладить производство трехколесных грузовиков Mazda-Go модификации GB с новым двигателем мощностью 15 л.с. Следующая, пассажирская модификации Mazda-Go PB, широко использовалась в качестве такси в Хиросиме. А после нее был выпущен мотогрузовик грузоподъёмностью 2 тонны, с грузовой платформой длиной аж 5 метров. Все новые и новые версии трехколесных грузовиков продолжали успешно выпускаться и продаваться, в то время как их хозяина все дальше и дальше уводили годы… В 1952 году Дзудзиро Мацуда скончался, но Mazda, ставшая делом его жизни, продолжала жить и развиваться.
После Дзудзиро Мацуда, руководство компанией принял его сын Тенудзи Мацуда (Tsuneji Matsuda). В 50-х – 60-х годах 20 века в Японии начался настоящий бум производства легковых автомобилей, что объяснялось общим подъемом страны после войны. Все силы государства были направлены на то, что бы преодолеть послевоенный разгром. Основной акцент был сделан на экспорт. И война США и Кореи в 1950-53 гг. пришлась как нельзя «кстати». Японская экономика выполняла все военные заказы для США, а также поставляла огромное количество товаров для личного состава американских войск. Уже за несколько лет Япония смогла покрыть торговый дефицит и получить средства для расширения импорта сырья, которого не хватало для развития производства, в том числе и автомобильного.
На гребне волны экономического подъема Mazda в 1960 году выпустила в серийное производство первый легковой автомобиль Mazda R360 купе (попытки выпускать легковые машины были и ранее, но мешала вторая мировая война, во время которой компания была ориентирована на выпуск военных товаров, в основном винтовок).
Mazda R360 представляла собой двухдверный автомобиль с двигателем объемом всего 356 см. куб и мощностью 16 л.с. Расход топлива составлял 1 литр на 32 км. Только в декабре 1960 года было продано 4090 штук Mazda R360. Машина была очень легкая и не дорогая, что соответствовало философии Генри Форда, который всегда стремился облегчить автомобиль, и сделать его доступным как можно большему числу покупателей. К слову сказать, одним из слоганов Японии в то время была фраза «техника Запада, мораль Востока». Японская промышленность широко применяла западный опыт, при этом стараясь добиться синергии между техническими достижениями индустриального мира и таинством традиций Востока.
Несмотря на то, что Mazda активно экспортировала свои автомобили в Китай и Индию, на мировой рынок, где господствовали автомобильные гиганты США и Европы, она пока не вышла. Для преодоления жесткой конкуренции на внешнем рынке, Mazda должна была производить автомобили по самым высоким мировым стандартам, конкурентные по всем параметрам и характеристикам – цене, качеству, сервисному обслуживанию, экологичности и т.д. Но даже при выполнении всех условий, становясь вровень с другими, необходима была яркая, особенная отличительная черта. Президент Mazda Тенудзи Мацуда прекрасно понимал это, и постоянно был в поиске того, что заставит говорить о Мазде весь мир. И нашел – нашел NSU и Феликса Ванкеля.
Годом ранее, в 1959 году, немецкая компания NSU Motorenwerke (один из старейших производителей мотоциклов и автомобилей, на сегодня часть Audi AG) официально объявила о завершении разработки роторного двигателя Феликса Ванкеля. Около 100 компаний по всему миру сразу заинтересовались новой разработкой.
Тенудзи Мацуда был так же страстен к новым идеям и изобретениям, как и его отец, поэтому он быстрее других оценил потенциал роторного двигателя и лично начал переговоры с NSU. В 1961 году между Mazda и NSU был подписан контракт при поддержке японского правительства. Mazda организовала отдельное подразделение в своей компании для исследования роторных двигателей, которое занимается ими и сейчас.
Выпускать на рынок автомобили с роторным двигателем без устранения недостатков было чревато, поэтому Mazda, продолжая исследования по укрощению ротора, не забывала и об обычных покупателях. Так, в 1961 году был выпущен компактный пикап В 1500.
В 1962 году начата сборка автомобилей в Южной Корее. Появляется 4-х цилиндровая Mаzda Carol 360 мощностью 18 лошадиных сил и Mazda Carol 360 Coupe.
1963 год закрепил за Mazda статус надежной компании, выпустившей с момента своего основания ни много ни мало один миллион авто. Миллионным автомобилем стала полюбившееся всем Mаzda Carol 600 цвета золотой металлик. Производство Мазда все более расползалось по миру, и сборка происходила уже и в Южной Африке.
В январе 1965 года был подписан контракт о сотрудничестве с английской компанией Perkins Services N.V. в направлении дизельных двигателей. Выпущен первый автобус с 2-х литровым двигателем, рассчитанный на 25 мест.
Запущены Mazda Proceed и Mazda Familia 1000 Coupe, развивавшие скорости до 120 и 145 км/час соответственно. Специально для более требовательных покупателей разработали Mazda Luce с объемом 1492 см. куб. и мощностью 78 лошадиных сил, обеспечивающим скорость уже 150 км/час.
Наращивались производственные мощности, автомобили делались все быстрее и качественнее. Это позволило в 1967 году, наконец то, организовать полномасштабный экспорт в Европу, и выпустить в свет автомобиль, который привлек к себе восхищенные взгляды всего мира.
Итак, в мае 1967 года в серийное производство была представлена Mazda Cosmo Sports (110S) с роторным двигателем. Машина-комета имела в своем арсенале роторный двигатель с двумя камерами по 491 см. куб, мощностью 110 лошадиных сил и развивала максимальную скорость 185 км/час. Уже через год ее мощность была увеличена до 128 лошадиных сил, и был преодолен скоростной рубеж в 200 км/час.
Так состоялось начало новой эры. Роторными двигателями начали оснащаться как спортивные купе, так и обычные гражданские автомобили. В 1969 году Mazda заключила соглашение с Форд и Ниссан о создании Японской компании по разработке автоматической трансмиссии (JATCO). Мазда вышла на рынок Канады, а затем, в 1970 году, и на рынок США. Уже в то время США выдвигали жесткие требования по экологическому контролю для импортируемых авто, который Mazda без труда смогла пройти. К этому времени она уже произвела сто тысяч автомобилей с роторным двигателем.
Mazda, как и все другие автопроизводители старалась выгодно представить свои автомобили на спортивных и гоночных аренах мира. Автомобильные инновации развивались, и лучшим доказательством их успешности было участие во всемирно известных гонках. Так две Mazda Cosmo Sports (110S) участвовали в 84-часовом Marathone de la Route на немецком автодроме Нюрбургринг. И пускай до финиша добралась только одна машина, заняв четвертое место, все же это было хорошим показателем.
В 1979 году компания Форда выкупает 25% акций Toyo Kogyo и Mazda переходит на новый виток развития. Модельный ряд расширяется, Европа и Америка уже полностью покорены душой Востока. В родной Японии марка бьет все рекорды народной любви. Так в 1980 году Mazda Familia стала автомобилем года, а в 1982 году в этой номинации ее сменила Mazda Capella. С тех пор успех Mazda шел в тесном сотрудничестве с FORD.
1990 год был юбилейным во всех отношениях. Mazda Motor Corporation за всю свою историю произвела 25 миллионов автомобилей, из них 1 миллион пришелся на модель RX-7.
1991 год принес славу в автомобильных гонках. Mazda 787B выиграла 24-часовую гонку Le Mans. Мало того, что это была первая победа автомобиля японского производства, так и еще единственная победа автомобиля с роторным двигателем! 4 его камеры, каждая объемом 654 см. куб. и общим объемом 2622 см. куб. при 9000 оборотов обеспечивали мощность 700 лошадиных сил, а на предельных оборотах (11000), выходило все 900 л.с! При проведении же самой гонки FIA посчитали объем двигателя как 4708 см. куб, поскольку на один оборот роторного двигателя, приходилось два его рабочих цикла. Средняя скорость на треке составила 205,1 км/час. В тот год Мазда на Le Mans обошла таких фаворитов как Мерседес, Ягуар, Пежо.
В девяностые годы в мире все больше внимания уделялось созданию и развитию экологического производства. Мазда, как крупнейший автомобильный производитель не только не оставалась в стороне, но и задавала тон в автомобильном мире Японии. Так, она выпустила «Глобальную экологическую хартию Mazda» и провела ряд исследований, в результате которых был разработан нейтрализующий катализатор, который восстанавливает масло из всех типов пластика, а также первый в мире пластиковый композит многократной переработки. Проведены тестирования водородных автомобилей. Mazda первой из японских автокомпаний получила экологический сертификат ISO 9002. При этом в тесном сплетении с безопасным и экологичным производством, шло развитие и самой технологии производства. Введена система Mazda Digital Innovation (MDI), которая позволила обновить и усовершенствовать все этапы производства автомобиля, и обеспечить контроль качества на каждом шаге от планирования до сборки новой машины.
Обновляя технологию производства, Мазда в свою очередь преобразила и философию создания своих автомобилей. Так в 1991 году выходит роскошный седан бизнес класса Sentia (929). Фактически он заменил собой Mazda Luce. Mazda Sentia выпускалась с двумя типами инжекторных двигателей 2,5 и 3 литра. Хороший крутящий момент обеспечивал подхват даже на низких оборотах. При объеме 3 литра можно было развить скорость 220 км/час. Также на этой модели устанавливали систему 4WS (четыре управляемых колеса) для повышения устойчивости автомобиля на дорогах и сокращения радиуса разворота. Mazda Sentia производилась вплоть до 2000 года.
Дебютировал седан среднего класса Mazda Cronos с 6-ти цилиндровым мотором, объемом 2 или 1,8 литра. Двигатель был настолько хорош, что его даже сравнивали с европейскими двигателями Alfa Romeo. Также была представлена и полноприводная версия с 4-х цилиндровым мотором DOHC. Mazda Cronos выпускалась до 1995 года.
1992 год привносит новую модель Mazda MX-6, двухдверное спортивное купе, ориентированное на молодежь США. Mazda MX-6 выпускалась только в переднеприводном варианте с 4-х цилиндровым двигателем, объемом 2 литра или 6-ти цилиндровым с объемом 2,5 литра. Купе выпускалось до 1995 года.
В этом же году в продажи поступает Mazda Eunos 500 (у нас известная, как Xedos 6). Она была ориентирована на рынок среднеразмерных седанов бизнес класса и выпускалась с двумя типами инжекторных двигателей, объемами 1.8 и 2 литра. Эта была первая машина Mazda, спроектированная согласно принципам «био-дизайна»: когда дизайнеры перенимают линии и формы у самой природы. Именно дизайнер Eunos 500 Ивао Коидзуми впоследствии работал над созданием популярнейшей Mazda 6. Производилась Mazda Eunos 500 до 1995 года.
Седан Mazda Efini MS-8 еще один седан бизнес класса. В его основу положена конструкция Mazda Cronos. Интересно, что в данной модели ручка переключения передач была расположена непосредственно на рулевой колонке. На автомобиль устанавливался V-образный двигатель, объемом 2,5 литра, мощностью 200 лошадей, способный обеспечить скорость 225 км/час. Mazda Efini MS-8 выпускалась вплоть до 1998 года.
В 1992 году также была выпущена Mazda Clef, которая, впрочем, производилась только два года, поскольку не смогла завоевать популярность. Это был седан среднего класса, один из родственников Mazda Cronos. Изначально выпускалась только переднеприводная версия с 4-х ступенчатой автоматической трансмиссией в вариантах 2 и 2,5 литровых двигателей. Годом позже вышла полноприводная версия с 2-х литровым двигателем. Но концепция спортивного седана на каждый день не оправдала себя и производство модели было прекращено.
Последним автомобилем линейки 1992 года стало двухдверное купе Mazda AZ-1. Это был малолитражный автомобиль со спортивным уклоном. Двигатель объемом 657 см. куб. оснащался турбинной и интеркулером. Максимальная скорость 160 км/час обеспечивалась всего 64 лошадиными силами. Автомобиль был довольно экономичным и в смешанном цикле на 100 км потреблял всего 4,6 литра топлива. Изюминкой дизайна были двери-крылья летящей чайки. Mazda AZ-1 продержалась в серийном производстве шесть лет.
В 1993 году был выпущен переднеприводный седан среднего класса Mazda Lantis (323F) с двумя типами инжекторных двигателей 1,8 и 2 литра, мощностью 170 лошадиных сил для 2 литрового двигателя. Модель комплектовалась как 5-ступенчатой механической, так и 4-х ступенчатой автоматической коробкой передач.
Mazda Eunos 800 (у нас Xedos9) 1993 года стала продолжением модели Mazda Eunos 500 (Xedos 6) и представляла собой спортивный седан бизнес класса. Это была топовая модель бренда «Eunos». В базовой комплектации присутствовали ABS, климат-контроль, 6 подушек безопасности, аудиосистема и т.д. Ее дизайн и агрессивный вид не устарели и сейчас. Mazda Eunos 800 выпускалась до 2002 года.
Но Mazda занималась не только седанами со спортивным характером. К примеру в рамках рекламного проекта Лондонского Королевского колледжа искусств был разработан концепт лондонского такси, но он так никогда и не был презентован в автосалонах.
В этом же году Mazda выпустила трехрядный минивен семейного типа Bongo Friendee. Эта модель сразу же стала невероятно популярной. Она оснащалась 2-х литровым, 4-х цилиндровым двигателем SOHC или 2,5 литровым V-образным 6-цилиндровым двигателем DOHC. Но был возможен и дизельный двигатель объемом 2 литра с турбонадувом. Mazda Bongo Friendee была заднеприводной или же полноприводной, в случае с двигателем с турбонадувом, чем выгодно отличалась от своих конкурентов. Она представляла собой пяти-, семи- или восьмиместный автомобиль с двумя дверьми, плюс пассажирской сдвигающейся дверью и дверью багажника. Также была автоматически регулируемая крыша, которая могла открываться и трансформироваться в палатку.
Постоянно расширяя автомобильную линейку, Mazda не забывала и про свои топовые модели, периодически проводя их полный рестайлинг, и внедряя иновационные технологии в уже хорошо известные автомобили.
Так в 90-х был произведен полный ребилд Familia (323), Capella (626), Sentia, Carol, Capella/626 и в 1998 году вышел полностью обновленный Mazda Roadster с красовавшейся на нем новой символикой Mazda.
В двухтысячные годы производство Mazda развивается в направлении легковых автомобилей среднего класса по слоганом «Мазда в каждый дом» и в спортивном направлении. Как ни крути, но все люди разные и суть в том, что бы создавать автомобили, в которых каждый владелец мог бы найти именно себя и воплощение своей уникальности. К этому и стремится компания в наше время. Поэтому в модельном ряду присутствуют автомобили абсолютно на любой вкус и характер.
В 2001 году на Женевском автосалоне показан полноприводный концепт Mazda MX SPORT TOURER. Это объединение универсала и динамичного купе, оснащенного гибридной силовой установкой. Для динамичной езды можно использовать 2-х литровый бензиновый двигатель с непосредственным впрыском топлива или же электромотор для спокойной и экологичной езды со скоростью до 50 км/час. Mazda MX SPORT TOURER мог преобразится и в пикап, стоило лишь опустить заднее стекло: тут же складывалось заднее сиденье и сдвигалась вперед пластиковая крыша.
2003 год был плодотворен на концепты. Так на различных автосалонах мира щеголяли новые идеи автомобилестроения в виде Mazda Ibuki, Mazda Kusabi, Mazda MX Sportif, Mazda Washu.
Mazda Ibuki. Предполагалось, что она сможет повторить успех Mazda Roadster/MX-5. Интересно, что в этом концепте в бензиновый двигатель сочетался с небольшим электромотором, который помогает ему при старте и разгоне. При торможении он работает как генератор, подзаряжая аккумулятор, а во время остановок выключает мотор, экономя бензин.
Mazda Kusabi. Четырехместный спортивный концепт с системой подъема крыши над багажным отделением, как две половинки задней двери.
Mazda MX Sportif построен на платформе Ford Focus второго поколения сразу для трех фордовских моделей: Mazda3, Ford Focus и 40-й Volvo.
Mazda Washu это объединение спортивного духа большой семьи. 6 полноценных сидений и при этом 3,5 литровый двигатель V6 мощностью 245 л.с.
Концепты давали возможность продемонстрировать на мировых автосалонах развитие мысли, силы и духа Mazda, которые затем успешно воплощались в автомобилях серийного производства. Так, вслед за запуском Atenza (Mazda6), Demio (Mazda2) и RX-8 выпущена четвертая модель, призванная объединить достоинства предыдущих. Ею стала Mazda Axela (Mazda3). Спортивная и комфортная, но при этом функциональная и вместительная. Доступна с бензиновыми двигателями 1.4 л 80 л.с., 1.6 л 105 л.с. или 2.0 л 150 л.с. В ней воплощена новая архитектура кузова для максимальной защиты пассажиров вместе с адаптированной структурой безопасности MAIDAS, в которой каркас кузова поглощает и рассеивает энергию удара. Подкрепляя имидж драйверского автомобиля, вскоре компания выпускает самую заряженную версию тройки MPS мощностью в 250 л.с.
2006 год принес самый крупный автомобиль в модельный ряд Mazda, а и именно Mazda CX-9. Этот кроссовер, ориентированный на американский рынок, отлично сочетает в себе спортивные качества и динамику с проходимостью внедорожника. Кроме этого инженеры Mazda позаботились и об акустическом комфорте: на 22 участках кузова нанесен звукопоглощающий материал, изолирующий салон от дорожных шумов. 3,7 литровый двигатель V6 мощностью 277 л.с, оснащен автоматической 6-ступенчатой трансмиссией ActiveМatic. Несмотря на свои серьезные размеры (салон здесь, кстати, семиместный), Mazda CX-9 отлично держит дорогу и четко реагирует на любые действия водителя.
Бензиновый двигатель MZR объемом 2.3 литра с прямым впрыском топлива, оснащен турбиной и интеркулером, и мощностью 244 л.с. Можно выбрать механическую коробку передач или же автоматическую, ведь они обе прекрасно обеспечивают плавность хода этого автомобиля.
Сегодня Мазда продолжает создавать и впечатлять, чего только стоит новое поколение Mazda6! Разнообразие всех моделей объединяет единая история, в которой воплотились мечты и мысли людей, которые когда-либо были причастны к созданию мира Мазда, мира который может ощутить каждый, стоить лишь сесть за руль понравившегося автомобиля.
17 октября 2012 года. Екатерина Киселева, специально для InfoCar.ua
Обсуждение статьи
Очень познавательная статья, приятно и легко читается. Много фотографий с описанием. Спасибо автору!
Действительно статья читается на одном дыхании. Очень интересна и познавательна в отличии от тест драйва Subaru Impreza WRX STI читая которую можно, как говорится, язык сломать.
Прочитал, интересная статья! Сам каждый день радуюсь своей Mazda3.
Статья супер, приятно и легко прочитал, а главное было интересно.
побольше б таких статеяк о автомобилях, позновательно и интересно.