Мажоритарный избирательный округ что это
МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Мажоритарная избирательная система имеет три основных разновидности: квалифицированного, абсолютного и относительного большинства.
Система относительного большинства предполагает победу на выборах кандидата, получившего больше голосов по сравнению с любым другим кандидатом. Выборы завершаются в первом же туре, поскольку кто-нибудь из кандидатов получает относительное большинство. Мажоритарная система относительного большинства может быть результативной, когда в стране существует устойчивая двухпартийная система и между собой в основном соперничают кандидаты этих партий. Но и при таких условиях бывает, что кандидаты партии собирают менее половины голосов избирателей, но получают большинство мест (например, в 1992 году кандидаты Лейбористской партии в Великобритании собрали 42% голосов, но получили 51% мест в парламенте). При этой системе могут быть избраны кандидаты, получившие незначительное число голосов и не поддерживаемые большинством избирателей. Для частичного исправления такого порядка законы предусматривают проходной балл, ниже которого избрание не засчитывается (смотри в статье Квота избирательная).
В России мажоритарная избирательная система относительного большинства используется в некоторых субъектах РФ для избрания половины депутатов их законодательных собраний (какую систему использовать, решают сами субъекты РФ) и для выборов представительные органов некоторых муниципальных образований (это определяют они сами своими уставами).
При системе квалифицированного большинства закон устанавливает определённый процент голосов (всегда значительно больше половины), которые должен получить кандидат, чтобы быть избранным в первом же туре выборов (например, в Чили для избрания в первом туре депутат должен получить 2/3 голосов).
Существенно отличаются от трёх основных разновидностей мажоритарной избирательной системы некоторые редко используемые формы.
При кумулятивной системе избиратели получают число голосов, равное числу избираемых (например, 9, 11, 13 членов муниципального совета), и избиратель может все свои голоса отдать 1 кандидату из списка либо в разных долях распределить их между кандидатами; подсчёт производится по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.
При системе единственного передаваемого голоса создаются многомандатные округа (голосование за список кандидатов), но каждый избиратель имеет 1 голос и голосует за того или иного кандидата; подсчёт производится по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.
При системе единственного непередаваемого голоса избиратель отдаёт свой голос не за партийный список, а за единственного конкретного кандидата из партийного списка (по принципу преференциального вотума).
Система фиксированного процента голосов применяется при избрании главы государства и предполагает, что кандидат в президенты должен получить не менее 40% голосов от общего списка избирателей по стране. Если такого процента никто не получит, президент избирается парламентом из числа 2 (иногда 3) кандидатов, получивших наибольшее число голосов избирателей.
Смотри также статью Пропорциональная избирательная система.
Мажоритарная избирательная система: характерные черты и особенности
Избирательная система является порядком того, как определяются результаты выборов, позволяющего выявить, кого из баллотирующихся кандидатов избрали на должность депутата или на иную выборную должность. В данном случае, если предпочесть определенный способ подсчета голосов, это может привести и различным результатам голосования при одинаковом итоге.
В зависимости от того, в каком порядке распределяются депутатские мандаты среди кандидатов по результатам голосования, избирательные системы можно разделить на несколько видов: мажоритарные, пропорциональные и смешанные.
Самая первая система – мажоритарная. Ее основу составляет принцип большинства – избираются те кандидаты, которыми было получено большинство голосов. В данной систему всю территорию страны разделяют на одинаковые части в зависимости от числа избирателей округов, от которых избирают депутатов. Несомненными достоинствами мажоритарных выборов является простота, шанс избирателей на участие в выдвижении кандидатур, перечисление всех претендентов по имени.
Помимо достоинств она также имеет определенное количество недостатков, к примеру, возможность искажения соотношения политических сил в парламенте в сравнении с существующими в обществе, нельзя точно учесть реальное влияние организаций, предвыборных союзов и партий.
В зависимости от того, какое минимальное количество избирателей, необходимо для избрания претендента, можно выделить несколько разновидностей мажоритарной системы: абсолютное большинство, относительное большинство, квалифицированное большинство.
Мажоритарная система абсолютного большинства
В мажоритарной системе абсолютного большинства, которая действует во Франции на сегодняшний день, победа достается тому кандидату, у которого в наличии абсолютное большинство голосов – 50 процентов + 1 голос. Тут важен именно процесс определения большинства голосов:
В зарубежном законодательстве предусматриваются все указанные случаи.
Одним из самых основных недостатков данной системы является то, что итоги голосования являются нерезультативными, когда ни одним из кандидатов не набирается достаточное количество голосов избирателей. В данном случае необходимо проведение второго тура голосования, до участия в котором допускают только двух кандидатов, которыми было собрано наибольшее количество голосов во время первого тура.
В некоторых странах предусмотрено, что для одержания победы во 2 туре кандидат должен получить относительное большинство голосов.
Одно из самых распространенных – повторное голосование, проводимое по 2-м кандидатам, которыми было набрано максимальное число голосов (президентские выборы в Польше). Иногда во втором туре участвуют все кандидаты, которыми был получен установленный законом процесс голосов (выборы депутатов государственного парламента во Франции (12,5%).
Особенность мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства заключается в том, она требует кворума, без которого выборы не могут быть признаны состоявшимися. В большинстве случаев обязательная явка составляет 50 процентов избирателей, иногда – 25 процентов или другое количество голосов.
Положительная черта данной разновидности системы, в сравнении с относительной, заключается в том, что победа достается кандидату, которого поддерживает реальное большинство избирателей.
Мажоритарная система абсолютного большинства является запутанной и громоздкой системой, требующей увеличение государственных расходов на выборы. Помимо этого, во время ее использования большая часть голосов избирателей может пропасть, так как претенденты, за которых были отданы голоса меньшинства, не являются избранными.
Мажоритарная система относительного большинства
Самая распространенная за рубежом – мажоритарная система относительного большинства, в которой избранным может считаться кандидат, получивший большее количество голосов, чем его соперники. Данная система применяется в таких странах, как Великобритания, Индия, Канада, США и другие.
Такая система является результативной и не требует проведения второго тура выборов, так как претенденту для победы не нужно набирать установленное количество голосов. Исключительно если несколько кандидатов получают одинаковое количество голосов может создаться ситуация, в которой победитель не может быть определен. Однозначный минус применения мажоритарной системы относительного большинства заключается в том, что могут игнорироваться голоса, поданные за неизбранных кандидатов. Ситуация может усугубляться в случае, если кандидатов большое количество и голоса избирателей распределились между ними. В таком случае голоса, которые были поданы за неизбранных кандидатов пропадают, и если кандидатов больше, чем 20, то избрать могут того, за кого подали менее 10 процентов голосов. При применении мажоритарной системы относительного большинства особое значение приобретает избирательная география.
Во время использования данной системы в англосаксонских странах не устанавливают порог явки избирателей, так как считается что те, кто не пришел на выборы, соглашаются с мнением подавляющего большинства.
Система квалифицированного большинства
Специфическая и редко встречающаяся разновидность мажоритарной системы – это система квалифицированного большинства, при которой избранным является кандидат, который получил квалифицированное большинство голосов. Само квалифицированное большинство устанавливается на основании закона и должно превышать абсолютное большинство. Данная система может применяться во время избрания главы государства и других должностных лиц. К примеру, президентом Азербайджана в 1995-2002 годах для избрания должно было быть получено две трети голосов. После данное правило отменили по причине нецелесообразности. При выборах в Палату депутатов данная система применяется в Чили, где в друхмандатных избирательных округах оба мандата переходят к партии, которой было набрано две трети голосов.
Дополнительные разновидности избирательных систем
Пропорциональная система – разновидность избирательной системы. В ее основе принцип пропорционального представительства политических объединений, которые принимают участие в выборах. В отличие от мажоритарной системы, при пропорциональной, избирателем отдается голос в пользу политической партии (избирательного объединения), а не в пользу конкретного лица.
Положительной чертой данной системы является то, что ее использование способствует тому, чтобы адекватно отражались парламентом реальное соотношение политических сил в обществе, укреплялся политический плюрализм и стимулировалась многопартийность. Основными недостатками данной системы является то, что большинство избирателей отстранены от процедуры выдвижения кандидатур и за счет этого отсутствует прямая связь конкретных кандидатов и избирателей.
Система, призванная для соединения позитивных сторон и исключения недостатков мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, носит наименование смешанной. На основании данной системе были организованы выборы в бундестаг Германии. У каждого избирателя есть 2 голоса. Один голос отдается за отдельного кандидата, а второй – за партийный список. Одна часть депутатов бундестага избираются посредством мажоритарной системы относительного большинства в избирательных округах.
Оставшаяся часть мест распределяется посредством пропорциональной системы на основании количества голосов, которые были отда за списки, составленные партиями в каждой земле.
В некоторых государствах если изменяется пропорциональная система начинает действовать законодательно установленная оговорка, на основании которой обязательное условие участия партий при распределении мандатов – это получение установленного минимального количества голосов избирателей. В Дании, к примеру, необходимо чтобы по всей стране партия собрала не меньше, чем 2 процента голосов. Место в парламенте Швеции может быть распределено исключительно среди партий, у которых не менее 4 процентов голосов от общего числа или не меньше, чем 12 процентов голосов в одном избирательном округе. В Германии партии предоставляется доступ к распределению мандатов депутатов в бундестаге, если ею было собрано не менее 5 процентов голосов избирателей по всей стране или одержана победа в не менее, чем в 3 одномандатных округах.
Общим для всех разновидностей избирательных систем является то, что они могут применяться как при любой явке избирателей на выборах, так и при установленном обязательном проценте явки (25%, 50%), в этих случаях выборы признаются состоявшимися.
Последние новости
Мажоритарная (фр. majorité – большинство) система – одна из разновидностей избирательной системы, применяемой во многих странах, в том числе и в Российской Федерации. Согласно мажоритарной избирательной системе, избранным считается кандидат, набравший большее число голосов.
Виды мажоритарной системы
Существуют три вида мажоритарной системы.
Во многих странах, в том числе и в России, большинство голосов рассчитывается от общего числа избирателей, пришедших и проголосовавших на выборах.
Достоинства мажоритарной избирательной системы
Недостатки мажоритарной избирательной системы
Чтобы нивелировать этот недостаток, была придумана система ординарного голосования (передаваемого голоса). Избиратель не только отдает свой голос конкретному кандидату, но еще и выставляет рейтинг предпочтений из нескольких кандидатов (не всех). Если кандидат, за которого проголосовал избиратель, не получил большинства голосов, голос избирателя переходит ко второму кандидату в его рейтинге – и так далее, пока не установится кандидат с реальным большинством голосов.
Такая модифицированная система относительного большинства с передаваемым голосом существует в Австралии, Ирландии, на Мальте.
Мажоритарная избирательная система в России
Мажоритарная система применяется в России при выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр), а также при выборах в представительный орган власти (Дума, парламент).
Также, можно разделить мажоритарную систему по типу округов.
Так избирают высшие должностные лица. Используется абсолютное большинство голосов – 50% + 1 голос. Если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.
Так избирают депутатов представительных органов власти. Используется категорическое голосование за конкретных кандидатов. Избиратель имеет один голос, а избранным считается кандидат, набравший относительное большинство голосов.
Так избирают депутатов представительных органов власти. Используется одобрительное голосование за конкретных кандидатов. Избиратель имеет столько голосов, сколько мандатов распределяется в округе. Такую разновидность системы еще называют системой неограниченного вотума. Избранными считаются столько кандидатов, сколько мандатов в округе, и набравшие относительное большинство голосов.
Мажоритарная и пропорциональная система простыми словами
При мажоритарной системе победа в избирательном округе достается кандидату, набравшему большинство голосов. Например, в своем округе Иванов набирает больше голосов, чем Петров. Депутатом становится Иванов, Петров не получает ничего.
Пропорциональная система ведет к многопартийной системе, где партии автономны и имеют жесткую структуру.
Абсолютная мажоритарная система (в округе побеждает кандидат, набравший более 50% голосов) ведет к многопартийной системе, где партии занимают гибкие позиции и стремятся к компромиссу.
Относительная мажоритарная система (в округе побеждает кандидат, набравший больше голосов, чем конкуренты) порождает двухпартийную систему.
Что такое мажоритарная система выборов: признаки, преимущества и недостатки
Мажоритарная система обычно приводит к формированию двухпартийной системы в стране. Избиратели понимают, что победитель в округе будет только один и не хотят потратить свой голос впустую. Поэтому они голосуют не за ту партию, которая им нравится, а за одного из кандидатов-фаворитов от крупных партий, имеющих реальные шансы на победу.
В зависимости от законодательства, победу при мажоритарной системе обеспечивает абсолютное большинство голосов (более 50%), относительное большинство (больше голосов, чем у любого из соперников) или квалифицированное большинство (⅔, ¾ голосов или иное значение). Возможно проведение второго тура, если первый не выявил победителя.
Преимущества мажоритарной системы:
Избранный депутат несет прямую ответственность перед избирателями и населением конкретного округа. Граждане знают, какой именно человек представляет их в парламенте.
Выборы в отдельном округе может выиграть независимый кандидат. Популярный, известный своими заслугами человек не нуждается в поддержке какой-либо политической партии.
Недостатки мажоритарной системы
Наиболее мощные партии выигрывает в большинстве округов и получают в парламенте непропорционально больше мест. Мелкие партии рискуют вовсе не получить представительства в парламенте.
Высокое искушение пойти на нарушения в избирательных округах, где борьба идет по принципу «все или ничего». Возможны подкуп избирателей, произвольная нарезка границ избирательных округов властями.
Что такое пропорциональная система выборов: признаки, преимущества и недостатки
При пропорциональной системе каждая партия получает в представительном органе власти число мандатов, пропорциональное количеству полученных голосов. При этом вся страна либо представляет собой единый избирательный округ, либо делится на многомандатные округа.
Может действовать ограничение по процентному барьеру. Например, партии, набравшие менее 5% голосов, не попадают в парламент, их мандаты достаются другим партиям.
Пропорциональная система обычно приводит к формированию в стране многопартийной системы: в парламент проходит множество партий, ни одна не получает подавляющего большинства и формируется коалиционное правительство из представителей разных партий.
Примеры: выборы в парламенты Бельгии, Финляндии, Швейцарии.
Преимущества пропорциональной системы
Количество депутатов в парламенте отражает процент избирателей, поддержавших конкретную партию. В этом смысле пропорциональная система справедливее мажоритарной.
В парламент проходит больше партий, в том числе мелких и средних. Учитывается мнение меньшинства.
Избиратели могут голосовать за мелкие партии, не опасаясь, что победу в округе «отберут» кандидаты от более крупных партий.
Подтасовать результаты выборов становится сложнее.
Недостатки пропорциональной системы
Избиратель голосует не за конкретного человека, а за партийный список. Гражданин не понимает, кто именно представляет его в парламенте.
Избранный депутат отвечает в первую очередь перед партией, которая включила его в список, а не перед избирателем.
В парламенте появляются мелкие фракции, способных мешать принятию решений. Партиям приходится договариваться о коалиционном правительстве, которое менее устойчиво, чем однопартийное.
Что такое смешанная система выборов
Примеры: по смешанной системе проводятся выборы в парламенты Австралии, Германии, Японии. Выборы в российскую Госдуму проходят по смешанной системе с 2016 года.
Избирательная система России: пропорциональная или мажоритарная?
Такая система действовала в России не всегда. С 2007 по 2011 год выборы по одномандатным округам не проводились, всех депутатов Госдумы избирали по пропорциональной системе, только по партийным спискам. А до 2007 года действовала также смешанная система.
Статья 17. Образование избирательных округов при мажоритарной избирательной системе
Статья 17. Образование избирательных округов при мажоритарной избирательной системе
1. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для проведения выборов депутатов представительного органа муниципального образования по мажоритарной избирательной системе относительного большинства образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с частью 9 статьи 21 настоящего Закона.
Информация об изменениях:
Законом Республики Дагестан от 6 мая 2016 г. N 24 в часть 2 статьи 17 внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Информация об изменениях:
Законом Республики Дагестан от 9 января 2013 г. N 2 часть 3 статьи 17 изложена в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона
3. Если новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в части 2 настоящей статьи, в том числе в связи с отсутствием представительного органа муниципального образования, она утверждается избирательной комиссией, организующей соответствующие выборы, не позднее чем через один месяц по истечении срока, указанного в части 2 настоящей статьи.
4. При проведении выборов депутатов представительного органа вновь образованного (преобразованного) муниципального района, городского округа по мажоритарной избирательной системе относительного большинства схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов представляется с соблюдением требований, установленных настоящей статьей, в Народное Собрание Республики Дагестан Избирательной комиссией Республики Дагестан не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который в соответствии со статьей 12 настоящего Закона должно быть принято решение о назначении выборов. Указанная схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов утверждается Народным Собранием Республики Дагестан не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который в соответствии со статьей 12 настоящего Закона должно быть принято решение о назначении выборов. Если схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена Народным Собранием Республики Дагестан в установленный настоящей частью срок, указанная схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении этих выборов. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов осуществляется не позднее чем через пять дней после ее утверждения.
6. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа для выборов депутатов представительного органа муниципального образования должны образовываться с соблюдением следующих требований:
2) не допускается образование одномандатного (многомандатного) избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий;
3) при образовании избирательных округов на определенных законом Республики Дагестан территориях компактного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей может превышать установленный пунктом 1 настоящей части предел, но не должно составлять более 40 процентов;
4) избирательные округа с разным числом мандатов могут образовываться только в целях образования на территории городского или сельского поселения одного избирательного округа.
7. При соблюдении требований, касающихся образования одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, указанных в части 6 настоящей статьи, учитывается административно-территориальное устройство муниципального образования.
8. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим представительным органом муниципального образования, избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем через пять дней после ее утверждения.
Информация об изменениях:
Законом Республики Дагестан от 17 июня 2013 г. N 46 статья 17 дополнена частью 8.1, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона
8.1. В случае, если схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не может быть применена при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования в связи с изменением положений устава муниципального образования, устанавливающего число депутатов представительного органа муниципального образования и (или) вид избирательной системы, применяемой на выборах, а также в связи с изменением границ муниципального образования, представительный орган муниципального образования вправе по представлению организующей выборы избирательной комиссии утвердить новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующих положений закона Республики Дагестан, устава муниципального образования. Если представительный орган муниципального образования не утвердит новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в указанный срок, в том числе в связи с отсутствием представительного органа муниципального образования, такая схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через 10 дней по истечении указанного срока.
9. В случае образования многомандатного избирательного округа число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пять. Данное ограничение не применяется при выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также при выборах в органы местного самоуправления иного муниципального образования в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.