Мчс чем занимается кратко
Основные задачи МЧС России
Этот орган (МЧС РФ) осуществляет множество важных функций, например, выработку и реализацию государственной политики, нормативно-правовое регулирование, надзор и контроль, который касается защиты населения от ЧС различного характера:
Далее в статье будет использоваться термин «чрезвычайная ситуация», подразумевая и тот, и другой характер. Помимо этого к задачам МЧС России относятся:
МЧС России
Итак, МЧС выполняет несколько функций, касающихся области гражданской обороны, защиты людей и территорий от ЧС, а именно:
Задачи МЧС многочисленны, свою деятельность орган осуществляет через:
Задачи
Итак, теперь более подробно рассмотрим следующий вопрос: какие задачи решает МЧС России? К основным относят:
Функции
Вы в предыдущем разделе узнали, какие основные задачи решает МЧС России, теперь переходим к основным функциям данного органа.
Итак, здесь можно выделить:
Полномочия
После рассмотрения задач МЧС РФ необходимо ознакомиться и с полномочиями данного органа. Этим мы сейчас и займемся. Итак, к полномочиям МЧС РФ можно отнести:
Организация деятельности
Весь личный состав МЧС РФ имеет специальные служебные удостоверения, которые подтверждают их полномочия. Очень важно и то, что порядок получения данных удостоверений определяется Министром.
Коллегия, которая образуется в МЧС, имеет в своем составе министра (то есть председателя), его заместителей и руководителей других организаций МЧС. При этом численность этой самой коллегии устанавливается Президентом РФ и министром.
Создание советов
Выполнение основных задач МЧС России невозможно без создания советов. О чем идет речь, вы сможете узнать в данном разделе статьи.
Если необходимо рассмотреть и выработать рекомендации, касающиеся важных проблем компетенции органа МЧС РФ, то создается специальный научно-технический совет. Кто же входит в его состав? Сюда относятся представители органов исполнительной власти, научных и общественных организаций. При этом положение обязательно утверждается Министром.
Если необходима разработка направлений международного сотрудничества, то при МЧС РФ создается совет, который решает важные вопросы:
Как и в предыдущем случае, положение обязательно утверждается министром.
Аварийно-спасательные работы
Основные задачи МЧС России были бы невыполнимы без множества входящих в его состав органов. В этом разделе мы кратко осветим вопрос, касающийся аварийно-спасательных работ.
Между собой все элементы взаимосвязаны и объединены в одну систему. А что же такое аварийно-спасательные работы? К ним относят:
Принципы действия аварийно-спасательных служб
При решении задач МЧС России привлекает множество других служб. В этом разделе вы сможете узнать основные принципы деятельности аварийно-спасательной службы. Среди них:
Таким образом, при возникновении ЧС обязательно вас предупредят, сделают все возможное, чтобы спасти вашу жизнь. Служба МЧС России никогда не дремлет, и всегда готова прийти на помощь.
Новости
МЧС России
Санкт-Петербург
Главная Статьи
01 Январь 1970 года
Полномочия, задачи и функции МЧС
Основными задачами МЧС России являются:
1) выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;
2) организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
3) осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
4) осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
5) осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.
МЧС России в пределах своей компетенции:
1) издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;
2) создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке учреждения, находящиеся в ведении МЧС России;
3) создает межведомственные координационные и совещательные органы (комиссии, группы) на представительской основе, а также иные коллегиальные органы (научные, научно-технические, методологические и другие) для обсуждения актуальных вопросов деятельности МЧС России;
4) проводит в установленном порядке проверки готовности федеральных органов исполнительной власти к осуществлению мероприятий гражданской обороны;
5) осуществляет по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления проверки готовности указанных органов к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
6) имеет оборудованные специальными сигналами и средствами связи воздушные, морские и речные суда, специальные транспортные средства с утвержденными в установленном порядке опознавательными знаками и окраской;
7) осуществляет в установленном порядке деятельность за рубежом;
8) осуществляет в установленном порядке государственный пожарный надзор и государственный надзор в области гражданской обороны за соблюдением соответствующих требований федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства;
9) проводит в установленном порядке проверки реализации федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральных целевых программ, государственным заказчиком которых является МЧС России;
10) осуществляет в установленном порядке функции по управлению государственным имуществом;
11) является главным распорядителем средств федерального бюджета;
12) запрашивает и получает в установленном порядке необходимые материалы и информацию по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России, от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, при необходимости для осуществления отдельных работ привлекает специалистов иных федеральных органов исполнительной власти и организаций;
13) заключает в установленном порядке с международными и неправительственными организациями договоры, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием иностранным государствам гуманитарной помощи.
МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает и представляет Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации:
2) разрабатывает и утверждает (устанавливает):
Термины МЧС России
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. В систему МЧС России входят: центральный аппарат; территориальные органы — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и главные управления МЧС России по субъектам РФ; Государственная противопожарная служба МЧС России; аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России. Для решения гуманитарных задач за пределами РФ из части сил системы МЧС России создается российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.
Основными задачами МЧС России являются: выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции министерства; организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управле-ние деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесённым к компетенции министерства; осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществлению мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами РФ.
Центральный аппарат министерства состоит из департаментов и самостоятельных управлений. Для рассмотрения и выработки рекомендаций по особо важным проблемам, отнесенным к компетенции МЧС России, при министерстве действует научно-технический совет, в состав которого входят представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и общественных объединений. Для разработки основных направлений международного сотрудничества и обеспечения деятельности рос-сийского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования при МЧС России функционирует совет по оценке и стратегическому планированию международной деятельности.
МЧС России берёт свое начало с 1990, когда Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято постановление «Об образовании Российского Корпуса спасателей» на правах Государственного комитета РСФСР. После ряда преобразований, в том числе объединения со штабом ГО РСФСР и принятием в своё ведение войск гражданской обороны, принятия на себя функций Госкомитета по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от Чернобыльской и других радиационных катастроф, и Комитета по проведению подводных работ особого назначения, в 1994 было создано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Впоследствии, в 2001, в ведение МЧС России была передана Государственная противопожарная служба, а в 2003 — Государственная инспекция по маломерным судам.
Силы и средства МЧС России участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера, в оказании гуманитарной помощи пострадавшим, в том числе за рубежом.
109012, г. Москва,
Театральный пр., 3
МЧС России
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России; самоназвание на английском языке EMERCOM of Russia) — федеральное министерство, одна из аварийно-спасательных служб России.
Государственная противопожарная служба частично находится в составе МЧС. На 2010 из общего числа пожарных в России в составе МЧС служило около 50 %. [2] На территории России существуют более 400 спасательных служб и формирований (без учёта пожарных частей и формирований ОАО «РЖД»), из этих служб только около 30 входит непосредственно в МЧС. [3]
Содержание
История
Мы не собирались создавать министерство в том виде, в котором оно существует сейчас. Планировали отряд численностью примерно в пятьсот человек, состоящий из очень хорошо образованных, подготовленных и оснащенных профессионалов, которые могли бы реагировать на серьёзные чрезвычайные ситуации вроде Чернобыля или землетрясения в Спитаке.
17 июля 1990 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР принято решение об образовании Российского корпуса спасателей. [5]
19 ноября 1991 года, на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР, был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР. [8]
30 сентября 1992 года Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР был реорганизован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. [9] В него были включены контрольно-спасательные пункты ВЦСПС (созданы в 1958 году) и контрольно-спасательные службы ВЦСПС, созданные на 15 лет позже. [10]
Деятельность
В Архангельской области пожарная охрана МЧС есть в двух городах. Остальная часть области защищена другими видами пожарной охраны. [19]
Порядок и условия прохождения службы сотрудниками и военнослужащими федеральной противопожарной службы определяются нормативными правовыми актами, регламентирующими прохождение службы в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также нормативными актами МЧС России. [20]
В СМИ со ссылкой на пресс-службу МЧС, которая в пресс-релизах называет всех работников экстренных служб «спасателями», объявляют, что на место аварии прибыли «спасатели МЧС», при работе на месте пожарной охраны [21] [22] [23] (в том числе частной), муниципальных и областных служб спасения.
В 2008 г. Минкомсвязи и МЧС разработали концепцию создания системы «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Говорилось о том, что переход служб и ведомств на эту систему повысит оперативность реагирования и улучшит их взаимную скоординированность (а значит, снизит ущерб от чрезвычайных ситуаций), и что время ожидания по экстренным звонкам не должно превышать 8 секунд. После того, как концепция получила одобрение Правительства, МЧС и Минкомсвязи более двух лет потратили на разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти, которые должны были отвечать за её реализацию. В 2011 году системы «112» функционирует только на территории Курской области. [29]
В январе 2012 года депутатами было внесено на заседание Госдумы протокольное поручение о конституционности, законности, целесообразности и соответствии возложенным на МЧС России функциям наличия в структуре и составе МЧС боевых подразделений, оснащенных не только огнестрельным, но и тяжёлым вооружением, а также правомерности выдачи 1000 автоматов С. К. Шойгу Е. Т. Гайдару в 1993 году и географию действий выданных автоматов до изъятия и уничтожения, если таковое произошло. Поручение отклонило думское большинство. [31]
Сотрудничество с инновационным центром «Сколково»
МЧС России
Современная Российская Федерация занимает первое место в мире по территории. Это подразумевает под собой большой спектр различных опасностей, угроз и рисков, с которыми население страны сталкивается практически ежедневно. Границы России омывают три океана и 12 морей. Береговая линия Российской Федерации является самой протяженной в мире — свыше 37 тысяч километров, из них 12000 км побережья подвержены угрозе цунами. На территории страны находятся более 200 вулканов, из них около 50-ти являются действующими и представляют прямую угрозу мирному населению. Также в Российской Федерации насчитывается около трех миллионов рек, при этом потенциальная площадь их разлива в период половодья приближается к отметке 400000 квадратных километров, что является большой угрозой для всех населенных пунктов, которые расположены в непосредственной близости с ними.
В 2017 году молодому ведомству исполняется всего 27 лет. На протяжении этого времени экспериментальная структура из малочисленного российского корпуса спасателей — особой государственной организации, у которой не было в наличии даже собственного здания, превратилась в мощное федеральное управление, известное во всем мире. Сегодня в составе Министерства числятся специальные поисково-спасательные службы, воинские отряды и армейские формирования спецназначения, отдельные мобильные подразделения пожарной охраны, многоцелевая авиация, психологические службы по работе с пострадавшими, Госинспекция по маломерным судам, а также научно-исследовательские учреждения, ВУЗы, кадетские корпуса, юношеские школы спасателей и другие спецподразделения. 24 часа в сутки и 7 дней в неделю профессиональная и надежная команда МЧС России в любую минуту готова незамедлительно прийти на помощь простым беззащитным людям как на всей территории РФ, так и далеко за ее пределами.
Цели и задачи русских спасателей
Современная система и штатно-организационная структура МЧС выступают сегодня в качестве основного контролирующего органа исполнительного госаппарата федерального значения. Главное руководство на должном уровне осуществляет разработку и реализацию внутренней политики правительства России, а также принимает активное участие в организации мероприятий по обеспечению ГО и оперативной ликвидации масштабных катаклизмов и аварий техногенного характера. Помимо этого, «на плечи» аварийно-спасательной службы возложены и другие не менее ответственные задачи.
Пожары и наводнения, землетрясения и цунами, техногенные катастрофы и бытовые происшествия — каждый день кто-то нуждается в экстренной помощи, а чья-то жизнь зависит от действий смелых и отважных спасателей. Одним словом, российские бойцы МЧС — это «универсальные» солдаты, которые спасают людей на земле и под землей, а также на внутренних водных объектах страны. За четверть века существования этого ведомства квалифицированным специалистам удалось ликвидировать сотни тысячи чрезвычайных ситуаций и спасти миллионы человеческих жизней. Одним из основных направлений деятельности Министерства является оказание гуманитарной поддержки иностранным государствам, которые находятся в сложном или бедственном положении.
Органы МЧС постоянно совершенствуются и модернизируются, уверенно шагают в ногу со временем — разрабатываются и внедряются новые методы управления, вводятся в эксплуатацию современные образцы спецтехники, механизмов, спецоборудования и универсального технического оснащения. В перечень ключевых задач входит также обеспечение на надлежащем уровне пунктов законодательного и нормативно-правового регулирования основных социальных и общественных процессов, напрямую и косвенно затрагивающих различные сферы деятельности современного человека.
Краткая история создания МЧС
Известно, что в первой половине XIX века император Всероссийский Николай I уделял большое внимание развитию пожарной охраны. До этого данная тема тоже была особенно актуальна. Но именно при его правлении разрозненные городские пожарные команды превратились в единую централизованную систему, что позволило более эффективно противостоять огненной стихии.
Профессиональная спасательная служба в составе Вооруженных сил России появилась только в конце 1990 года после принятия соответствующего указа. До этого момента полноценных подразделений подобного рода и Министерства по ЧС в стране фактически не было. Многие люди часто задаются вопросом: «Почему в Советском Союзе, который побил все рекорды по темпам военной промышленности, не существовало структурно организованной спасательной службы?» Дело в том, что до конца 20-го столетия в СССР не было для этого необходимых условий: технологий для проведения спасательных работ в гражданском секторе, а также специально обученных людей и солдат. Не было в стране и грамотной системы образования и подготовки кадров, а также официально принятых законодательно-правовых норм, регулирующих деятельность спасательного ведомства.
Именно по этой причине оперативность реагирования на техногенные чрезвычайные ситуации, которые происходили в то время, была крайне неудовлетворительной, поскольку элементарно не хватало специальных технологий и знаний, чтобы вовремя оказать помощь гражданским людям, оказавшимся в беде. А «механизм работы» самой системы гражданской обороны был недостаточно эффективным и продуманным.
Через несколько лет в Советском Союзе была сформирована специальная комиссия по чрезвычайным ситуациям, однако она так и не успела полностью сформироваться в связи с началом развала СССР. Параллельно с созданием советской комиссии по ЧС на территории РФ был учрежден отдельный корпус российских спасателей, на который были возложены первостепенные задачи по ликвидации разрушительных последствий техногенных и природных катастроф и организации экстренных спасательных операций среди мирного населения. Возглавил этот экспериментальный корпус Сергей Кужугетович Шойгу в апреле 1991 года.
«Подводные камни» на пути развития
С самого начала создание в России единой спасательной системы было сопряжено с различными трудностями. В 1991 году развалился Советский Союз и сформировалась «новая» Россия. В то время практически ничего не делалось созидательного. И именно в таких сложных условиях «новоиспеченному» корпусу русских спасателей предстояло в буквальном смысле слова «творить чудеса» своими руками. Сергею Шойгу и его заместителю Юрию Воробьеву предстояло в короткие сроки создать целую спасательную систему. Однако для этого недостаточно было просто привести людей. Их нужно было еще найти. А ведь профессии спасатель даже в тарифно-квалификационном справочнике тогда не было.
Помимо этого, катастрофически не хватало финансовой поддержки со стороны властей. Не было свободных помещений. Отсутствовали необходимые технологии, спасательные инструменты и приборы, которые были нужны для работы. Но самое главное — не было ни системы образования, ни самих учебных заведений, которые бы осуществляли подготовку профессиональных кадров. В то же время кризисная ситуация в стране, межнациональные конфликты и внезапные стихийные бедствия в срочном порядке требовали полностью укомплектованной и готовой для оперативного реагирования внутриведомственной системы. И только благодаря ежедневной кропотливой работе «над собой» и личным усилиям Сергея Шойгу, Юрия Воробьева, а также самих спасателей, которые совершенно не имели практического опыта в этой работе, за короткий срок удалось на достаточно качественном уровне решить эти насущные проблемы и создать благоприятную почву для дальнейшего развития этой структуры.
Ключевая философия ведомства
Немаловажную роль в росте популярности народной службы спасения России сыграла очень сильная поддержка общества, которая наблюдалась уже в первые годы работы нового ведомства. Спустя почти пять лет спасатели стали хорошо узнаваемы не только в России, но и в мире. Кроме простых людей, их поддерживали и средства массой информации. Все это вдохновляло русских спасателей на подвиги, и во многом именно благодаря такому особенному отношению к службе спасения МЧС, удалось создать такую уникальную и очень эффективную организованную систему в стране.
Такая бешеная популярность спасательной службы была вполне закономерна, ведь бойцы Министерства служили и служат сейчас каждому человеку в отдельности, независимо от национальности, вероисповедования и социального статуса. Служение народу России стало ключевой философией МЧС. Практически с первых дней создания руководство Министерства начало проводить активную работу в области гражданского просвещения и заниматься детским молодежным движением. Многих спасателей-инструкторов отправляли в детские лагеря, где они учили маленьких ребятишек ключевым основам выживания в экстренных ситуациях.
Накопив определенный опыт в спасательном «ремесле», МЧС обратилось к системе образования и добилось, чтобы дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» была включена в перечень основных предметов, которые преподают в средних школах и высших учебных заведениях. При этом законодательная и нормативно-правовая база, а также практическая деятельность аварийно-спасательных подразделений МЧС опирались на муниципалитеты — те первичные органы управления и власти на местах, от которых напрямую зависит безопасность каждого человека в российском обществе.
Силы и средства МЧС России
Действующие подразделения ведомства — это специальные оперативные мобильные системы реагирования, которым под силу не только ликвидация последствий аварий, ЧС и различных техногенных катастроф на производстве, но также точное и своевременное прогнозирование и предупреждение назревающей угрозы. Сегодня для спасения людей, попавших в опасность, и защиты наземных территорий страны широко применяются самые современные технологические разработки и новейшая спецтехника. Кроме того, все структурные подразделения МЧС взаимодействуют между собой, как части хорошо отлаженного механизма, что позволяет добиться высоких результатов в процессе проведения спасательных операций любого уровня сложности.
Федеральная противопожарная служба (ФПС)
Первым прототипом данного ведомства стала пожарная охрана, которая существует в России уже несколько веков. Сегодня ФПС представляет собой достаточно сложную и хорошо развитую внутриведомственную структуру федерального значения, в которую входит единая централизованная Государственная противопожарная служба (ГПС), а также отдельные структуры:
ГПС России по праву считается самым многочисленным структурным подразделением, первостепенными задачами и главными функциями которого является, прежде всего, недопущение и локализация масштабных пожаров в гражданском и производственном секторах страны. Применение новейших научно-технических разработок для комплексной борьбы с очагами возгорания на качественном уровне повышает общую эффективность противопожарной защиты городской инфраструктуры, социальных объектов и промышленных предприятий. Помимо этого, в функции действующих подразделений ГПС входит непосредственное тушение бытовых и лесных пожаров. В этой же структуре проводится профессиональная подготовка сотрудников-спасателей и набор военнослужащих МЧС для выполнения противопожарных и спасательных операций.
Пожарная безопасность является одним из непременных условий, гарантирующих состояние защищенности как отдельной личности, так и общества с государством в целом. Сегодня в Министерстве активно ведется работа по переоснащению парка спецтехники и снаряжения усовершенствованными автомобилями, новыми видами оборудования и защитной экипировкой, с учетом реальных потребностей солдат спасательной службы. Современные отечественные разработки в области пожаротушения успешно внедряются по всей стране, а бесценный опыт российских «огнеборцев» перенимают коллеги из разных стран. Наравне с этим развивается декларирование пожарной безопасности и страхования, упрощается система лицензирования. Все это создает благоприятные условия для стабильного развития и продуктивной «жизнедеятельности» ГПС в составе МЧС.
Согласно статистике, ежегодно, благодаря высокому профессионализму специалистов противопожарной службы МЧС, отмечается устойчивая тенденция к снижению количества огненных стихийных бедствий в лесных массивах и пожаров в гражданском секторе. Мобильные подразделения ГПС (пожарные бригады) совершают более двух миллионов выездов и спасают порядка 100 тысяч человек каждый год.
Поисково-спасательная служба (ПСС)
Это достаточно мощная, хорошо укомплектованная и развитая структура, первоосновной задачей которой является планирование, мониторинг, организация, реализация и проведение поиска людей и выполнение других спасательных мероприятий в условиях внезапных природных катаклизмов и неконтролируемых человеком стихийных бедствий, а также крупномасштабных аварий техногенного характера. Действующие мобильные отряды и спецподразделения ПСС МЧС России практически всегда работают на пределах своих возможностей — в усиленном круглосуточном режиме. В подчинении данного структурного подразделения находятся аэромобильный отряд (ЦАО МЧС), региональные отделения с филиалами и другие аварийно-спасательные спецподразделения.
Универсальная профессиональная подготовка квалифицированных специалистов дает возможность оперативно и на высшем уровне проводить поисково-спасательные спецоперации не только на российской территории, но и за рубежом. Например, сотрудники отдельного отряда «Центроспас» МЧС принимали активное участие в крупных спасательно-гуманитарных спецоперациях, проводимых в странах Европы и Азии, а также на территории РФ.
Войска Гражданской обороны (ГО МЧС)
Сегодня структурные подразделения войск ГО, находящиеся на «балансе» Министерства, являются неотъемлемой составляющей единой общепринятой госсистемы предупреждения и ликвидации потенциально опасных и разрушительных последствий ЧС. Опытные специалисты решают широкий спектр важных задач в мирное и военное время.
Первостепенной функцией ГО МЧС является планирование действий, а также организация и проведение комплексных спасательных мероприятий в районе крупномасштабных техногенных аварий и катастроф природного характера, а также оперативное выполнение спецопераций по защите мирного гражданского населения от разного рода РХБ угроз, обеззараживанию гражданской техники, зданий и жилых территорий. С помощью робототехнических средств бойцы подразделений внутренней гражданской обороны проводят разные «профилактические» мероприятия по обнаружению и обезвреживанию взрывных устройств, а также обеспечивают безопасную транспортировку потенциально опасных радиоактивных элементов.
Госинспекция по маломерным судам (ГИМС)
Данное подразделение выделяется на фоне других формирований МЧС. В обязанности госинспекции входит осуществление технадзора за маломерными судами (катера, гидроциклы, моторные и надувные лодки и др.), а также их стоянками. Помимо этого, сотрудники подразделений ГИМС МЧС при необходимости обеспечивают безопасность мирных граждан на водных объектах, для чего сегодня задействовано в работе более 8000 квалифицированных специалистов чрезвычайного ведомства. В их распоряжении находятся более 3,5 тысяч различных плавсредств универсального назначения и современные инновационные технологии по защите животных и людей на воде.
Начиная с 2005 года, на базе постоянных частей быстрого реагирования были сформированы отдельные патрульные отряды с водолазами. В результате спасательных и профилактических мероприятий, удалось в несколько раз сократить количество людей, которые пострадали на природных водоемах, а также уменьшить число нарушений техники безопасности на воде и правил пользования маломерными плавсредствами.
Сигнал оповещения Гражданской обороны
«Хочешь мира — готовься к войне», и, хотя холодная война между советским союзом и Америкой закончилась, войска Гражданской обороны, которые входят сегодня в состав Министерства чрезвычайных ситуаций России, остались. Они сильно изменились внешне и внутренне, но система ядерной безопасности осталась практически без изменений. В случае угрозы глобальной катастрофы срабатывает специальная система оповещения мирных граждан. Это специальный сигнал «Внимание всем», который знаком каждому — характерный протяжный вой сирены невозможно спутать с другими «тревожными» сигналами ГО.
Если сработала система оповещения о глобальной катастрофе (например, в случае угрозы ядерной войны), жители населенных пунктов должны в срочном порядке включить государственный (местный телеканал), или настроить любую радиостанцию — в прямом эфире действующий президент страны или его уполномоченные представители объявят о чрезвычайном положении, расскажут о правилах безопасности, а также дадут подробные инструкции, что и в какой последовательности необходимо делать гражданскому населению. В мирное время тревожный сигнал сирены в Москве звучал только один раз — в ноябре 1982 года, когда хоронили Брежнева. Так в Советском союзе прощались с генсеком.
Первая спасательная операция МЧС
В качестве специального корпуса русских спасателей «новоиспеченное» Министерство чрезвычайных ситуаций России свою первую крупную аварийно-спасательную операцию провело по устранению техногенной катастрофы, которая произошла на территории Уфимского НПЗ «Башнефть», где на высоте 160 метров над уровнем земли надломился и завис в воздухе 700-тонный отрезок трубы. По мнению экспертов, его падение могло спровоцировать локальное землетрясение силой 9 баллов по шкале Рихтера. В результате падения обломка, на территории нефтеперерабатывающего перегонного завода могли возникнуть сильные пожары и взрывы, что привело бы к серьезным последствиям.
Центр управления кризисными ситуациями
Созданное в России в 1994 году Министерство по ЧС является сегодня одним из самых крупных и профессиональных ведомств в мире, включающее в себя практически все потенциально опасные сферы деятельности человека. В его стенах действует особая структура, удаленно координирующая работу всех отдельно взятых министерств и государственных внутренних ведомств, а также сводящая усилия муниципальных образований всех уровней и органов самостоятельного управления на местах в единую мощную систему. Называется данная внутриведомственная структура — Центр управления кризисными ситуациями.
Его первостепенная задача — проведение организационных мероприятий, направленных на более эффективное, тесное и слаженное взаимодействие между действующими министерствами и внутренними ведомствами на территории РФ, а также на выполнение особых мероприятий с целью обеспечения связи между отдельными подсистемами в рамках действия общепринятой российской системы предупреждения и ликвидации катастроф и ЧС. Помимо этого, сотрудники центра на самом высшем уровне решают вопросы, которые напрямую связаны с оповещением и информированием гражданского населения, и выполняют функции координации управления действующими органами, структурами и силами в границах сферы влияния РСЧС.
Прогноз, мониторинг и другие необходимые расчеты специалисты центра проводят, как правило, еще до возникновения катастроф и чрезвычайных ситуаций. Это позволяет более эффективно подготавливаться к любым непредвиденным форс-мажорам, которые возникают внутри «сердца» страны — в гражданском обществе. С учетом полученной информации строится процесс выполнения профилактических мероприятий и спасательных работ другими структурами МЧС. Основным вопросом на повестке дня остается организация и координация всех действующих исполнительных структур. В середине осени 2011 года был запущен на земную орбиту последний из необходимых для полноценной работы всероссийской системы глобального позиционирования новый спутник слежения ГЛОНАСС-М. И одним из крупнейших операторов данной системы стало именно МЧС. В случае возникновения экстренной кризисной ситуации диспетчерам и оперативным сотрудникам достаточно заложить параметры в вычислительном центре и ждать выдачи решения задачи. Данная система постоянно совершенствуется, что позволяет более эффективно проводить аварийно-спасательные спецоперации за сравнительно короткий промежуток времени.
Спасательная операция в Якутии (2001 г.)
Острая необходимость полномасштабного перехода к профессиональным и научным выверенным методам проведения аварийно-спасательных операций назревала с каждыми последующими техногенными катастрофами и разрушительными стихийными катаклизмами. Осознание подобного подхода пришло и утвердилась при новой природной катастрофе, которая произошла в 2001 году в небольшом населенном пункте административного значения — городе Ленск (Республика Саха, Якутия). Сравнительно за короткий промежуток времени уровень воды в реке Лена достиг более 20 метров. Начавшийся ледоход стал создавать заторы в русле реки. В результате невиданного ранее разлива сначала была затоплена наземная часть, а спустя некоторое время под водой оказалось 98% города. На реке Енисей во время паводка не раз отмечалось повышение уровня воды, но такого не было никогда.
В первую очередь российскими спасателями была проведена оперативная разведка территории с воздуха, которая показала неутешительную картину: город Ленск практически полностью оказался в «водном плену». Несмотря на предупреждение и предупредительные меры, большое количество людей осталось в своих домах и квартирах без электричества, питьевой воды и пищи. Всем им угрожала гибель. Бойцам МЧС пришлось на лодках (там, где это было невозможно — на вертолетах) перевезти в безопасные места около 23000 человек.
Но это был только первый этап грандиозной спасательной операции. Разлив реки Лена оказал разрушительное воздействие на жилой фонд, большая часть которого уже не подлежала восстановлению. Неконтролируемая природная стихия оставила без крова и крыши над головой десятки тысяч людей. Остановились немногочисленные заводы и производственные предприятия, в результате чего жители города остались без работы и средств к существованию. Такое положение дел угрожало перейти в острую фазу гуманитарной катастрофы. Чтобы этого не допустить, было решено в кратчайшие сроки создать новый жилой фонд и восстановить пригодные для жилья дома и квартиры. С этой целью было принято специальное решение правительства РФ, но как ни странно для быстрой и оперативной реализации данной программы «тормозом» послужило не нехватка личных резервов и ресурсов, а банальные бюрократические и чиновничьи заморочки.
Но все-таки под давлением общественности решение проблемы сдвинулось с мертвой точки. На строительство новых поселков, ремонт квартир, школ и детских садов было отпущено 3 месяца. В рекордно короткие сроки более 3000 семей получили новые «углы» в построенных домах, было отремонтировано порядка 4500 пострадавших от наводнения квартир и частных домов, а также восстановлены все медучреждения и средние школы. Спасательная операция под кодовым названием «Ленск» вошла в перечень подвигов МЧС. Она стала ярким примером многоуровневой комплексной спецоперации не только по «спасению утопающих», но и восстановлению жизненно важной инфраструктуры Ленска и современной городской среды.
После этого случая Министерство ЧС России выдвинуло конструктивное предложение по совершенствованию системы взаимодействия с министерствами и ведомствами, муниципальными властями и образованиями, что сегодня позволяет в считанные часы оперативно и согласованно реагировать на любые вызовы природы и чрезвычайные ситуации в масштабах всей страны.
Подвиг спасателей в Северной Осетии
Одной из самых крупных ЧС природного характера на территории Республики Северная Осетия, в которой принимали участие российские спасатели отдельного осетинского спецотряда, были поисково-спасательные работы, проведенные 20 сентября 2002 года при катастрофическом сходе карово-долинного ледника Колка, когда погибло более 100 человек. Поисково-спасательные работы проходили в две фазы. Сначала силами бойцов МЧС проводились активные поисково-спасательные работы, которые затянулись до двух недель. Затем велись «остаточные» поисковые работы, продлившиеся в общей сложности более 9 месяцев.
В течение нескольких часов после схода ледника горноспасатели прибыли на место ЧС и сразу начали отдельными группами проводить различные виды работ. Одни группы искали погибших и пострадавших, извлекали их из водно-селевых масс. Другие пытались эвакуировать пострадавших, которые были отрезаны от мира в боковых ущельях. Третьи группы проводили поисковые работы вдоль автомобильной трассы, с целью обнаружения мест, где автомобили могли попасть в ледово-селевой плен. Благодаря слаженным, грамотным и скоординированным действиям спасателей, были спасены и выведены в безопасное место сотни людей.
Применение роботехники в операциях МЧС
Чтобы понять всю сложность и ответственность миссии спасателей, вполне резонно будет сравнить их колоссальный титанический труд и крайне ответственную работу с миссией первооткрывателей. Войти в горящий дом, залезть под многотонные развалины и груды железобетонных обломков, погрузиться в затопленный корабль — такая работа не каждому придется по душе и по силам. Но для российских спасателей это стало не просто профессией, а призванием и одним из необходимых условий их повседневной жизни.
Сегодня по прежнему актуальной проблемой остается сведение к минимуму опасности для человека в условиях чрезвычайных ситуаций. И здесь специалисты МЧС видят решение этого вопроса в широком использовании робототехники. Специальный институт Министерства выполняет большой объем работ по созданию новых образцов роботов и технических средств, которые можно полноценно применять на практике, не подвергая неоправданному риску самих спасателей. Сегодня на «вооружение» бойцов ведомства поступают современные технические комплексы наземного и надводного типа различного функционального назначения, выполняющие ответственные задачи по обеспечению четкой координации и контроля проведения спасательной спецоперации.
Однако говорить о высокой эффективности использования военной робототехники при локализации и ликвидации ЧС пока еще рано. Научно-технические разработки института на сегодняшний день носят исключительно единичный характер. Но сам факт того, что сегодня начинает разворачиваться система тотальной роботизации потенциально опасных объектов говорит об огромных перспективах в будущем. На данный момент широко применяются специальные дистанционно управляемые машины разведки и пожаротушения. Их использование особенно актуально при наличии взрывоопасной ситуации, когда невозможно точно спрогнозировать развитие событий, а также при наличии химической, радиационной или биологической угрозы.
Российские спасатели постоянно находятся в экстремальных условиях, и поэтому они постоянно востребованы. Нужно отметить, что сотрудникам МЧС приходится работать в более стимулирующих условиях, чем военнослужащим армии, потому что передовые войска в мирное время находятся в состоянии ожидания. Тогда как спасателям нужно нести службу в усиленном режиме сутками напролет, и расслабляться им попросту некогда. Пока активно развивается роботехническая промышленность, солдатам МЧС приходится действовать собственными силами, используя более громоздкую технику. Гордостью ведомства являются мощные авиационные системы. Чего только стоит легендарный самолет-амфибия Бе-200 «Альтаир». Также при проведении спецопераций широко используются средние транспортные вертолеты КА-32. Сейчас ведется отработка тактики возможности тушения с помощью этих вертолетов пожаров на высотных зданиях.
Профессиональная подготовка спасателей
В структурных органах МЧС с самого начала их образования уделяется первостепенное внимание профессиональной подготовке кадров. В этом деле важно сочетать высокий профессионализм с личностными качествами. Но еще важнее иметь профессиональную «кузницу кадров» внутри самой системы ведомства. Сегодня целый ряд учебных заведений проводит подготовку квалифицированных специалистов — спасателей-универсалов по решению широкого спектра задач. Кроме комплексной физической и моральной подготовки, в работе спасателя огромное значение представляет правильный инженерный расчет, а также навыки и знания фундаментальных законов природы.
Создание, последующее становление и развитие, а также нынешнюю деятельность Министерства с полным основанием можно отнести к одним из крупнейших и значительных достижений современной России. Систематизация и формирование организованной спасательной структуры на государственном уровне отвечает не только интересам страны и ее граждан, но и способствует повышению международного авторитета России на международной арене. За последние годы ни одни природные и техногенные катастрофы в мире не обошлись без участия российских спасателей. Это дает людям веские основания быть уверенными в том, что и на другие беды и катастрофы служба спасения обязательно отреагирует своевременно, и не позволит «испариться» в человеке последней капле надежды.
Как работают подразделения МЧС за границей
МЧС РФ выполняет особую функцию, укрепляющую международный авторитет страны и помогающую поддерживать имидж России на должном уровне. За последние 20 с лишним лет действующие подразделения Министерства принимали непосредственное участие в сотнях успешных спасательных операций за рубежом.
МЧС России активно интегрируется сегодня в единую мировую систему противодействия различным катастрофам, глобальным угрозам и новым «вызовам» природы. В этом плане крайне важна работа не только на территории Российской Федерации, но и за границей. Поскольку Министерство является отдельным федеральным органом с функциями исполнительной власти, его руководство действует исключительно на основании решение правительства Российской Федерации. Например, при поступлении запросов от иностранных государств, которые пострадали в чрезвычайных ситуациях, правительство РФ принимает заявку на рассмотрение, после чего выдает соответствующее решение и дает поручение главному командованию МЧС России осуществить процесс оказания гуманитарной помощи.
В распоряжении ведомства находятся отдельные подразделения авиационной, пожарной и медицинской служб. В первую очередь во внимание принимается обращение именно пострадавшей стороны, поскольку органы управления иностранного государства самостоятельно определяют все насущные потребности, которые необходимы для более эффективной и оперативной ликвидации последствий ЧС. Только после детального изучения совокупности этих факторов принимается решение о том, какими силами и техсредствами будут ликвидироваться и локализоваться последствия катастрофы за рубежом.
Дальше начинается активная фаза оказания гуманитарной помощи, а также проведение поиска пропавших без вести людей, тушение пожаров и иная деятельность на территории иностранного государства, в том числе с применением спасательной военной авиации. Очень часто после проведения поисково-спасательных работ и оказания экстренной неотложной медицинской помощи пострадавшим, главы иностранного государства лично обращаются к Президенту России и руководителю МЧС с просьбой, чтобы аварийно-спасательные команды и отряды остались еще на некоторое время и продолжили свою работу.
За последние десять лет количество чрезвычайных ситуации за границей значительно возросло, поэтому за помощью к МЧС часто обращаются не только с просьбой о гуманитарной поддержке, но и за помощью в проведении поисково-спасательных работ, ликвидации лесных пожаров и даже с целью разминирования части территории страны после вооруженных конфликтов.
Основные задачи спецназа МЧС России
В условиях локальных военных противостояний главной жертвой любых вооруженных конфликтов является мирное население. Поэтому в задачи аварийно-спасательных подразделений входят также дополнительные задачи по решению целого ряда военных вопросов, которые возникают в мирное время. Сапер считается одной из самых опасных и востребованных на сегодняшний день воинских профессий, и МЧС в этом плане не является исключением. Разминирование территорий в жилом секторе входит в число специальных узкопрофильных задач, решение которых возложено на бойцов подразделений МЧС спецназначения. Спасатели-саперы выполняют большую часть работ по поиску и обезвреживанию мин и боеприпасов. Но иногда приходится прибегать к сторонней помощи.
Извлекать мины и снаряды иногда приходится не только из-под земли, но из-под воды. И с этой работой бойцы спецподразделения справляются успешно. В подготовку спецназа МЧС, помимо проведения аварийно-спасательных мероприятий, входит также и работа со взрывоопасными предметами, находящимися в водных акваториях страны. Например, в декабре 2000 года в Калининградской области на дне Балтийского моря были случайно обнаружено два затонувших немецких судна со снарядами времен Второй мировой. Причем предполагалось, чтобы боеприпасы эти не простые, а с химической «начинкой». Нависла угроза взрыва и радиационного заражения окружающей среды. Но, к счастью, мины оказались обычными, и спасатели оперативно смогли их утилизировать.
Роботы спасателей оборудованы телекамерами, поэтому оператор может максимально корректно и во всех деталях оценить ситуацию. Если же опасный предмет находится в труднодоступном месте (например, в разрушенном здании), куда «Кузнечики» не могут пробраться, в ход идет более мощный робот. Его задача — проломить стену и расчистить проход к нужному месту. Кроме отбойного молотка, у него имеются ножницы по железобетону, которыми он может шаг за шагом разбирать железобетонные конструкции и откусывать или разрезать арматуру толщиной до 80 мм. У робота предусмотрены также специальные насадки: грейферный ковш или гидроножницы, при помощи которых он может взять опасный элемент «в руки» и положить в контейнер. Бойцам спецназа МЧС вместе с собаками и роботехникой приходилось работать в бывшей Югославии, Чечне и Афганистане.
Как попасть служить в подразделения МЧС
Так ли просто стать спасателем или пожарным? Многие молодые люди уверены, что самый надежный и проверенный способ «просочиться» в структуру — это окончить высшее учебное заведение при Министерстве. Например, поступить на соответствующий факультет в ГПИ (государственный противопожарный институт), после чего смело пойти работать спасателем в подразделение МЧС. Но в действительности все не так просто, как кажется на первый взгляд. Одного только желания попасть в это ведомство явно недостаточно. Процесс трудоустройства в спасательную или пожарную службу занимает много личного времени и сил. И к этому нужно быть готовым.
Каждому спасателю МЧС на практике приходится сталкиваться с самыми опасными для жизни экстренными ситуациями, по этой причине состояние здоровья кандидата наравне с уровнем физподготовки обязано быть на самом высшем уровне. Проверки военно-медицинской комиссии для допуска кандидата к работе спасателем длятся достаточно долгое время. Их основная цель — убедиться, что у будущего сотрудника МЧС отсутствуют какие-либо противопоказания и скрытые патологии. Проверяют каждую запись врача в медкарточке, начиная с самого рождения.
После успешного прохождения всех проверок, будущий «новобранец» МЧС получает направление на учебу в высшем учебном заведении, где студентам преподают основные азы аварийной-спасательной работы как в теории, так и на практике. Впрочем, начать процесс обучения можно еще со школьной скамьи. Например, старшеклассники средней школы могут поступить в кадетский корпус Академии гражданской защиты МЧС России. Здесь все как в армии — подъем в 7 утра, построение на плацу, зарядка, а также жесткий порядок и дисциплина. Это первое, с чем сталкиваются «вчерашние» школьники, и это первое, что может их сломать… или закалить.
Педагогический состав объясняет кадетам все тонкости профессии спасателей, которые, что называется, проверены на практическом опыте. В этом ответственном деле важны любые мелочи: от униформы и скорости реакции до ловкости рук и ясности ума. Также старшеклассникам преподают основы скалолазания. И хотя альпинистская подготовка не входит в обязательную кадетскую программу (проведение горноспасательных операций — это удел более взрослых курсантов), такие тренировки помогают детям научиться правильно оценивать степень риска. Эти занятия отодвигают планку боязни высоты и развивают инстинкт самосохранения. После окончания учебы в кадетском корпусе пройти военно-медицинскую проверку гораздо легче, и поступление в высшее учебное заведение занимает намного меньше времени.