Медиасфера что это такое
Медиа-индустрия — профессии будущего? Что ждёт медиа-сферу в 2021 году и стоит ли идти в нее работать новичкам
Кто-то считает, что медиа-сфера сбавляет обороты. Кто-то — что у неё ещё всё впереди. Многие работники в медиа-индустрии уже переквалифицировались в смежные сферы. А между тем медиа продолжает своё развитие: в будущем профессии станут только сложнее и интереснее.
Что сейчас из себя представляет медиа-индустрия
Медиа-сфера претерпевает существенные изменения. Помимо журналистики и телевидения развивается и интернет с его множеством возможных форматов. Новые популярные площадки появляются каждые несколько месяцев. А узкие направления, с которыми раньше справлялись общие специалисты, выделяют в отдельные вакансии. Появились такие востребованные профессии, как PR-менеджер, гостевой редактор, специалист по антикризисным коммуникациям. Те IT-профессии, которые раньше считались простыми — копирайтер или SMM-специалист — переросли в полноценную профессию пиарщика, который определяет направление продвижения продукта или даже всей компании.
Неудивительно, что вчерашние студенты с дипломом из сферы коммуникаций просто не знают, какую профессию выбрать: выбор действительно широк. Кроме того, развивающиеся профессии из современной медиа-индустрии могут служить началом головокружительной карьере будущего, если сделать правильный выбор.
Профессии в коммуникациях: как в них прийти и что там ждёт
В зависимости от выбранной сферы вас ждут разные перспективы. В медиа-сферу традиционно идут или по призванию, или за хорошим заработком. Везде можно найти свою нишу, но в некоторых случаях путь будет тернистее и длиннее.
Телевидение
Хотя ТВ всё ещё достаточно популярно, оно переживает сложные времена, ищет новые форматы, чтобы и не терять прежнюю аудиторию, и завоевать новую. Однако сфера телевидения всё ещё достаточно большая, поэтому ей постоянно требуются новые специалисты в коммуникациях — продюсеры, редакторы и другие.
Но перспектив здесь, к сожалению, меньше всего. По крайней мере до тех пор, пока не будет произведена глобальная реформа всего телевидения, и оно не станет снова главным коммуникационным каналом страны. Сейчас ТВ всё ещё выполняет функции пропаганды и развлечения. Если вы готовы работать в этих направлениях, то возможностей для работы у вас хоть отбавляй.
Журналистика
Самый успешный журналист — тот, кто успел зарекомендовать себя, сделать себе имя. А значит, для успешной работы в будущем придётся очень постараться в начале пути. У вас есть несколько вариантов, как построить карьеру, связанную с журналистикой.
PR
А это уже реальная перспектива в медиа на хорошую карьеру и работу по душе. Сейчас в PR есть множество направлений: от работы с социальными сетями до общения с клиентами, от внутренних коммуникаций до управления проектами. Выбор будущей профессии зависит только от ваших предпочтений и гибких навыков. Конечно, здесь есть свои сложности:
Но на текущий момент это самая перспективная отрасль медиа. Конечно, со своими оговорками: в крупную IT-компанию вас сразу никто, разумеется, не возьмёт. Начинайте с небольших организаций, чтобы наработать опыт, или стать первым пиарщиком в известной фирме.
Что ждёт новичков в медиа-сфере
Если говорить о самом ближайшем будущем, то новичкам в медиа места ещё много. Судите сами:
Через десять лет ситуация, скорее всего, изменится не в лучшую сторону. Неизвестно, что станет с телевидением и классической журналистикой. Digital-рынок захватывают не только люди с профессией, но и обычные люди. Возможность ребятам из Архангельска работать в Москве, с одной стороны, позволяет им развиваться и больше зарабатывать. А с другой — понижает уровень заработной платы сразу для всех специалистов, ведь соискателей намного больше, чем предложений работы.
Зато впереди нас ждёт развитие технологий и появление новых потребностей и каналов связи. Не за горами вакансии «специалиста по рекламе в виртуальной реальности» или «менеджер по продвижению концепции умного дома». Осталось подождать совсем немного, и работа будущего станет работой настоящего.
Как меняется современная медиасфера?
В современном мире велика роль медиаресурсов. Само слово «медиа» переводится с латинского языка (medium) как «посредник, средство». Под медиа можно понимать средства коммуникации, которые на разных этапах развития цивилизации используются людьми для коммуникации и передачи информации.
Это не только средства массовой информации, а нечто более обширное, поскольку медиа включают различные способы коммуникации. Мультимедийные технологии привели к настоящему буму в развитии компьютерных сетей. Таким образом, можно сравнить эту революцию в коммуникации с той, которую повлекло появление письменности.
Интернет, безусловно, стал неотъемлемой частью жизни современного человека. Сетевые технические возможности непрестанно улучшаются, Интернет становится с каждым годом все доступнее для населения, практически в любой точке Земли можно подключиться в настоящее время к Сети.
Все это приводит к тому, что пользователи Всемирной сети имеют возможности посещать страницы с размещенными на них качественными видеороликами и красочными многопиксельными фотографиями. Информационные ресурсы по этой причине также не стоят на месте и используют возможности мультимедиа, создавая новые жанры журналистики.
Интернет можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации. Пользователю становится доступной любая информация, при этом доступ он к ней получает из любой точки мира в одно и то же время. Еще особенность в том, что сам пользователь может сделать свой выбор и остановиться на интересующей его информации.
Фото: Depositphotos
Можно сравнить пользование электронными СМИ с тем, как если выписывать одновременно все печатные издания мира, слушать все существующие радиостанции и смотреть одновременно все телеканалы. Сообщения в Интернете имеют характер гипертекста, что помогает пользователям быстро переключаться на другие источники информации, узнавая больше об интересующих их событиях, явлениях, участниках этих событий.
1. Диверсификация — это увеличение эффективности некоего рабочего процесса за счет распределения по нескольким направлениям. Диверсифицированные компании интегрируют свои активы друг с другом в поисках новых форм подачи информации.
Таким образом, современные СМИ не стремятся донести свои послания до огромного количества людей, хотя в теории могут этого добиться. Они скорее нацеливаются на узкие сегменты аудитории, вычленяя их из массовой аудитории, и предоставляют своему конечному пользователю персонифицированную информацию.
2. Дигитализация, или цифровизация, представляет собой перевод содержания средства массовой информации в цифровой компьютерный формат. Оцифрованы могут быть текстовые, звуковые и графические формы информации.
Фото: Depositphotos
Благодаря дигитализации Интернет превращается в особенную коммуникационную и информационную среду, в которой медиапродукты способны преодолеть любые границы из-за своего цифрового формата. В результате цифровизации возникает и конвергенция.
3. Конвергенция представляет собой слияние технологий, благодаря чему комбинируются разные технические носители, что помогает лучше доставлять информацию до потребителя.
К примеру, это может быть новостная лента на мобильном гаджете, телевидение в сети Интернет и пр. Один из каналов информации, как правило, является предпочтительным. Сливаться могут довольно разобщенные друг от друга средства массовой информации. Таким образом, одни и те же продукты информации могут передаваться по различным каналам. В результате конвергенции также рождаются новые жанры, которые являются интегрированными.
А главное следствие, которое влечет конвергенция, — это изменение характера информационного продукта. Графические, текстовые, визуальные, текстовые иллюстрации конвергируются, интегрируются вместе. В результате слияния получается единый информационный продукт. А среду, в которой появляются эти продукты слияния, называют мультимедийной средой. Фото: Depositphotos
4. Глобализация в медиасфере представляет собой общемировую тенденцию к открытости и взаимозависимости. Это значит, что если ранее СМИ обычно функционировали в рамках одного региона или страны, то сейчас они ничем не ограничены. В поисках информации потребители получают доступ к невероятно большому количеству ресурсов. В один клик мы можем открыть, к примеру, страницу онлайн-газеты на другом конце света. И сами организации массмедиа нацелены на расширение своей аудитории.
Итак, на современное общество большое влияние оказывает Интернет. Благодаря ему в любой точке мира в любое время суток становится доступной информация.
Конкуренция в сфере онлайн-СМИ очень высока, поэтому редакции в стремлении завоевать свою аудиторию стараются предоставить информацию в самом удобном для потребителя виде. Это приводит также к появлению новых жанров журналистики.
Школа журналистики
Лучшие онлайн-курсы на русском языке
О новых медиа, медиасфере и пропаганде
Средства массовой информации давно стали неотъемлемой частью жизни общества. Появление новых медиа, таких как социальные сети, сделало авторами всех нас.
Выдержки из курса онлайн-лекций Открытого университета openu.kz Что такое медиа? И как мы это понимаем? Давайте рассмотрим такое понятие, как «общественная сфера» (Public Sphere), а точнее связь между медиа и обществом. Но в начале рекомендуем вам прочитать статью Медиаграмотность в современном мире.
Мы проводим большую часть своей жизни в окружении информации, в окружении огромного количества медийных каналов. К примеру, что вы делали сегодня? Может быть, вы посмотрели утренние новости? Потом слушали радио в машине или на смартфоне? Перелистывали журнал, одновременно слушая музыку? Сегодня вечером вы, возможно, пойдете в кино или посмотрите фильм в интернете. Или обсудите с друзьями серию «Игры Престолов» и главных героев сериала.
Кстати, об обсуждении. Саймон Фрис (британский социолог и бывший рок-критик, специализирующийся на популярной музыкальной культуре) называет обсуждение, то есть сам разговор между людьми о полученной где-то информации или о том же сериале, о явлениях поп-культуры «валютой дружбы» и считает его способом «флиртовать или даже вступать в своеобразный информационный поединок».
В нашей жизни мы взаимодействуем со средствами массовой информации каждый день. Именно медиа влияют на то, как мы говорим, как мы думаем и, собственно, влияют на наши жизненные ориентиры.
Важно отметить, что медиа не работают изолированно. Различные формы СМИ говорят друг с другом так же, как они говорят с аудиторией. Телевизионные драмы строятся на тех событиях, которые сначала появились в новостях. Музыкальные клипы пародируют фильмы. Журналы в деталях рассказывают о публичной и частной жизни знаменитостей. Все эти формы СМИ взаимодействуют друг с другом постоянно. И часто бывает, что они высмеивают друг друга. Авторы пособия «Медиа и Журналистика» приводят примеры таких сериалов, как «Симсоны» и «Южный Парк», где очень много шуток про медиа и индустрию, где смеются над телеведущими, музыкальными и голливудскими звездами. А зрители, слушая шутки, остаются в теме, понимают весь этот посыл, подстрочный текст. То есть они распознают ссылку на попкультуру.
Вспомним тот же КВН, где героями шуток становятся известные нам люди, политики, звезды. Мы считываем эти шутки, так как потребляем другие медиа. Такие знания и называют «культурной валютой» – это знания, которые мы получаем, потребляя медиа. Чем больше мы потребляем, тем больше культурной валюты мы приобретаем, и это позволяет нам быть в теме и понимать, в каком контексте работает тот или иной источник.
Поэтому можно говорить, что связь между различными медиа-формами – это диалог. Связь между СМИ и их аудиториями тоже построена в форме диалога. Зрителей и читателей постоянно побуждают вступать в диалог с медиа: задавать вопросы или отвечать на них самим, раскрывать мистические тайны в разных шоу, следовать каким-то инструкциям и так далее. Вспомните криминальные сериалы, которые побуждают зрителей разгадывать тайну вместе с детективами. Сериалы вроде «Остаться в живых», «Секретные материалы» в течение нескольких закрученных серий, а то и сезонов побуждают зрителей искать разрешение разных ситуаций. Мыльные сериалы не дают покоя их зрителям, которые пытаются понять, будет ли Хосе с Марией или уйдет к Анне? Задавая вопрос аудитории, медиа приглашают ее вступить в
диалог. Благодаря новым технологическим достижениям диалог между СМИ и их аудиториями
стал практически мгновенным. Спасибо соцсетям.
Итак, медиасфера – это тысячи медиаформ, связанных друг с другом. Но вопрос в том, что там, где есть связи между медиа, есть вероятность того, что кто-то контролирует все эти соединения. Это означает, что СМИ могут быть использованы для навязывания культурного доминирования. А это уже связано с властью и контролем. Существует два способа понимания власти в медиафере. Первый – это гегемония, которая в основном связана с культурным доминированием. Французский теоретик Луи Альтюссер считал, что культурные объекты, учреждения (школы, религиозные группы и семьи) помогли построить гегемонию, создав «культурную самобытность», которая убеждает других людей, что есть только один путь и схема, согласно которым они должны идти или вести себя.
СМИ – это еще одно культурное учреждение, которое функционирует аналогичным образом. Доминирующие группы используют их, чтобы убедить подчиненные группы в том, что именно они должны оставаться у власти. То есть гегемония на самом деле побуждает аудиторию согласиться с господством доминирующих элит власти. Доминирующие элиты власти могут включать в себя политиков (таких, как Ким Чен Ын в Северной Корее), диктаторов (таких, как покойный Муаммар Каддафи в Ливии) или медиабаронов
(таких, как Руперт Мердок), которые могут осуществлять контроль над СМИ через политическое давление или собственное долевое участие в медиа-структуре.
Доминирующие элиты власти требуют большого экономического или культурного капитала, потому что гегемония редко срабатывает только через один медиа-канал. Гегемония требует повторения одного и того же сообщения снова и снова, в разных формах. Поэтому часто доминирующая элита контролирует огромное количество СМИ для распространения своей власти.
Мы можем связать гегемонию с идеями пропаганды. Ведь гегемония – это коммуникация, предназначенная для убеждения, как и пропаганда. Но гегемония направлена на то, чтобы убедить нас мыслить определенным образом, и она работает на гораздо более скрытом уровне, в то время как пропаганда, как правило, бывает явной, эмоциональной, с использованием определенных призывов. Но есть и другой тип отношений власти и медиасферы. Он предлагает разнообразие и выбор – это такой плюралистический взгляд, который в своей основе связан с культурным сопротивлением. Плюрализм утверждает, что медиа-сфера отражает многообразие общества. У нас всегда есть выбор – игнорировать определенные СМИ, высмеивать их или искать альтернативные источники информации.
Могут ли эти взгляды сосуществовать?
– Большинство новостных сервисов (это большие информационные службы) работают гегемонически, усиливая идеи о том, каким именно образом нам следует понимать мир.
– Другая значительная часть медиасферы – драмы, мыльные оперы, комедии, журналы, альтернативная пресса, блоги и так далее – выступают плюралистами, предлагая нам целый ряд перспектив в мире.
Но вернемся к основной теме – о том, как общественная сфера взаимодействует с медийной. Разные группы всегда находятся в борьбе за контроль над властью. Поэтому она никогда не была защищена и всегда обсуждалась, оспаривалась и менялась. Поэтому если мы примем этот подход к СМИ, то мы увидим, что медиа постоянно борются за отношение своей аудитории к себе. Эта борьба проявляется в рейтинговых войнах, лоббировании правительственных интересов, цензуре, борьбе за права собственности и права на вещание.
Медиасфера – это часть общего пространства, в котором идеи могут обсуждаться, обмениваться и оспариваться. Хотя «общественная сфера» и «медиасфера» – это термины, которые используются, особенно
в прессе, довольно взаимозаменяемо, важно отметить, что общественная сфера больше. Она, безусловно, включает в себя медийную, но кроме того – беседы в баре, публикации на Facebook, блоги, дебаты за ужином, текстовые сообщения, доску объявлений в офисе, коробку с предложениями в ресторане или стикеры на холодильнике с надписью: «Суп стоит на второй полке».
Общественная сфера часто определяется в противостоянии частной сфере (личному и внутреннему пространству), но все чаще СМИ объединяют общественное и частное. В 1990-е – начале 2000-х годов такие программы, как шоу Опры и Джерри Спрингера, или знакомого нам Малахова, а также реалити-шоу «Большой брат», «Дом 2», смыли границы между общественным и частным. А сегодняшние сайты социальных сетей и приложений основываются также на идее создания частной общественности (или, по крайней мере, общедоступной). Это означает, что общественная сфера – это место, «где информация, идеи и дискуссии могут распространяться в обществе и где можно сформировать политическое мнение». Эксперты считают, что медиасфера фактически функционирует именно как общественная сфера для современных
народов.
Все чаще эти общественные пространства являются виртуальными, что позволяет мгновенно распространять и обсуждать идеи и собирать вместе обширные сообщества людей, независимо от их географического положения. В качестве примера виртуальной публичной сферы достаточно вспомнить фильм Дэвида
Финчера «Социальная сеть» об истории создания Facebook (и последующих судебных процессах). Этот фильм можно использовать в качестве метафоры для изучения того, как медиа стали нашими первичными инструментами общения, что делает нас практически неспособными общаться без них.
Почему все это важно для людей, занимающихся медиа и журналистикой? Понимание взаимосвязи между различными медиа-формами, а также между медийной и общественной сферами важно по трем причинам.
Во-первых, это напоминает нам о центральности средств массовой информации в современной культуре. Медиа предоставляют нам общие знания, показывают нам, что происходит в более крупных общественных группах, к которым мы принадлежим, и все чаще они являются одним из немногих способов взаимодействия с другими людьми в местном, национальном и международном масштабах.
Во-вторых, медиа – это первичные механизмы, посредством которых вопросы и идеи выражаются и обсуждаются. Поэтому медиа жизненно важны для поддержания нашего общества и образа жизни, поскольку они предоставляют нам ресурсы для активного гражданства.
В-третьих, понимание этих отношений дает нам основу для представления о том, как вопросы и идеи формулируются через медиасферу. Газеты, радио, онлайн – и телевизионные новости устанавливают повестку дня, «ломают» историю. Проблемы и идеи, выходящие из первичной истории, затем воспринимаются другими жанрами – они переносятся в сериалы, документальные фильмы, комиксы. Блоги, текстовые сообщения и сайты соцсетей также позволяют аудиториям публиковать, обсуждать и делиться своими идеями об историях, взятых из СМИ. Таким образом, медиасфера предоставляет ряд альтернативных перспектив, присоединяя к разговору большие аудитории и генерируя новые идеи и новые проблемы.
Тем не менее, с диджитализацией общественная сфера выходит из поля зрения. Так как наблюдается веб-персонализация. Это когда поисковые ленты типа Google или Yahoo, или персонализированная новостная лента Facebook начинают предполагать и угадывать, какую информацию вы хотели бы видеть на основе предыдущей истории поиска, кликов, лайков или вашего местоположения. В результате пользователи все чаще обращаются к информации, которая соответствует их непосредственным интересам, питает их только тем, что знакомо и комфортно, и, следовательно, все больше удаляет их от любых идей, которые противоречат их собственным. Получается некий фильтр, оболочка. И материал, который действительно имеет значение, выпадает из поля зрения. Таким образом, мы попадаем в вакуум и можем потерять из виду наши общие проблемы. В то время как они не упускают из виду нас. Об этой оболочке нужно помнить и
стараться не попадать в нее.
Итак, подведем итог.
– Все формы СМИ структурированы как диалог. Они разговаривают друг с другом и с аудиторией.
– Доминантные группы всегда стремятся контролировать СМИ, чтобы убеждать зрителей принять их взгляд на мир, но все-таки множество средств массовой информации также предлагает возможность сопротивления.
– Медиасфера становится все более важной частью более широкой общественной сферы.
– Однако технологические достижения в цифровых СМИ означают, что общественная
сфера раскалывается на несколько маленьких общественных сфер, основанных на разных
культурах и субкультурах.
– Риск такого сдвига состоит в том, что мы потеряем нашу общую культуру и будем менее информативными.
В завершении прочитайте статью Отличия пропаганды от информации и посмотрите видео о новых медиа:
Медиасфера что это такое
Медиасфера в современном обществе является основным пространством, где происходит конструирование социально значимой проблематики, поскольку медиа представляют собой не только главный источник информирования о противоречиях функционирования общества, но и средство коммуникации по поводу развития и разрешения этих противоречий. Именно медиасфера определяет доминирующие тенденции в общественном восприятии социально значимых проблем, формулировании и формировании установок различных социальных групп в отношении к этим проблемам.
Целью этой статьи является рассмотрение функций и дисфункций медиасферы в постановке и разрешении социально значимых проблем на основании выявления коммуникативной сущности проблематизации существующих в обществе противоречий. Посредством коммуникаций те или иные социальные противоречия вовлекаются в медиасферу, проблематизируются и становятся предметом общественного внимания.
Социальные противоречия рассматриваются в различных ракурсах, определяющихся, как правило, основными значениями термина «социальное» [2; 74]. Во-первых, речь идет о противоречиях между обществом и природой или между деятельностью по изменению окружающей среды и результатами этой деятельности. Из этой группы противоречий выводится широкий спектр экологической проблематики, значение которой в современном обществе растет [3; 19]. Во-вторых, социальные противоречия рассматриваются как противоречия между социальными классами, стратами или слоями. Особенностью этой группы противоречий является их укорененность в основаниях различных систем социальной стратификации, закрепляющих социально-стратовые (или социально-классовые) различия. И в-третьих, социальные противоречия понимаются в более широком контексте как противоречия между различными социальными группами по самым разнообразным критериям. Поскольку отношения между людьми и социальными группами разнообразны, то и классификации противоречий этой третьей группы многообразны. В том числе речь может идти о всевозможных субкультурных противоречиях, противоречиях межрелигиозных и межэтнических, социально-демографических и т. п.
В анализе медиаконструирования социально значимых проблем обращает на себя внимание противоположность между наличием в обществе неких противоречий и характером вовлеченности этих противоречий в общественную дискуссию. Процесс осознания социальных противоречий и вовлечения их в публичные дискурсы можно определить как проблематизацию социальных противоречий, т.е. превращение существующих, но не всегда осознаваемых противоречий в социально значимую проблему, вызывающую общественный интерес.
А. Пягигорский под проблематизацией понимал «такое рассмотрение объекта политической рефлексии, которое ведет либо к новым альтернативам, либо к новым вариантам прежних альтернатив, либо, наконец, к радикальной смене объекта» [1; 70]. В этом определении связь между проблематизацией и политической рефлексией не случайна. Именно в процессе рефлексии существующих социальных противоречий эти противоречия определяются или переопределяются, превращаясь в значимую проблему. Роль медиасферы в процессе проблематизации социальных противоречий оказывается принципиальной. Неслучайно А. Пятигорский замечает, что необходимость проблематизации была раньше понята именно журналистами: «. с начала ХХ века самые интересные политические диагнозы были сделаны не политиками, не учеными, а журналистами» [1; 71].
Основываясь на существующих подходах к выявлению социальных функций медиасферы и опираясь на анализ роли медиасферы в проблематизации социальных противоречий, выделим функции медиасферы в конструировании значимой для общества проблематики. Среди основных функций можно назвать следующие девять:
1. Коммуникативная функция, состоящая в обеспечении связи индивидуальных и коллективных субъектов проблематизации социальных противоречий на основании создания площадок, обеспечивающих поддержание общего дискурса социально значимой проблемы.
2. Аксиологическая функция, обеспечивающая совместную выработку субъектами дискурса ценностно-смыслового отношения к выявленной социально значимой проблеме.
3. Функция социально-политической социализации, позволяющая вовлекать в процесс проблематизации социальных противоречий широкие слои граждан, которые ранее избегали активного участия в общественно-политической жизни.
4. Просветительская функция, состоящая в воспитании способности субъектов проблематизации социальных противоречий мыслить самостоятельно и ответственно.
6. Конфликтологическая функция, связанная с предыдущей и состоящая в своевременном выявлении конфликтогенных факторов проблематизации социальных противоречий и в предупреждении острых форм конфликтного взаимодействия.
7. Управленческая функция, состоящая в способности медиасреды содействовать выработке управленческих решений, качество и эффективность которых будет напрямую зависеть от согласованности позиций разнородных групп интересов, вовлеченных в процесс конструирования социально значимой проблемы.
8. Прогностическая функция, позволяющая предвидеть наиболее нежелательные формы развития социальных противоречий, выявлять потенциально назревающие проблемы и определять приоритеты и перспективы развития различных сфер общественной жизни.
9. Гуманистическая функция, состоящая в привлечении различных социальных субъектов к ненасильственным действиям в разрешении существующих социальных противоречий и в реализации гражданского контроля деятельности власти, что позволяет минимизировать негативные последствия бюрократизма, коррупции, протекционизма и других причин нечувствительности власти к социально значимой проблематике.
Следует обратить внимание на весьма важный для методологии функционального анализа тезис Р. Мертона о том, что изучение латентных функций и дисфункций может привести к наиболее интересным результатам. В частности, Р. Мертон писал, что скрытые функции практической деятельности не являются результатом здравого смысла, а представляют собой непреднамеренные и часто неосознаваемые социальные, социально-политические или социально-психологические последствия отклонения от провозглашенных явных функций. Поэтому их изучение часто обнаруживает весьма важные парадоксальные результаты [6; 122].
Рассмотрим некоторые латентные аспекты функционирования медиасферы, а также дисфункциональные аспекты медиаконструирования социально значимой проблематики более подробно.
Очевидно, что феномен «усталости сострадать» проявляется и в политической сфере, современная трансформация которой в значительной степени объясняется гражданской апатией и «демобилизацией» общества. В России подобные эффекты оказываются наиболее опасными, если учесть степень «атомизации» общества, разорванность социальных связей, узкий радиус доверия и крайне низкие показатели социального капитала.
Следует согласиться с тезисом А. Черных о противоположности концепции, объясняющей «усталость сострадать», активно использующимся в медиасфере технологиям привлечения внимания к благотворительной деятельности и сбору пожертвований [4; 180-194]. Эти технологии направлены, в большинстве своем, на увеличение объема освещения социально значимой проблематики с целью вызвать чувство сострадания. Подобные технологии «раскручивания» будут иметь противоположный эффект и приведут к дальнейшему разложению способности общества сострадать. Такой эффект хорошо изучен на материале повторяющихся рекламных сообщений, которые первоначально вызывают позитивный отклик, а после многократного повторения часто порождают негативную реакцию [7; 11].
В условиях расширения информационного поля и насыщения медиасферы социально значимой информацией неизбежна конкуренция между проблемами за общественное внимание. Социально значимые проблемы конкурируют также и за чувство сострадания, которое люди испытывают в отношении событий, выходящих за пределы повседневной жизни и непосредственных забот. Подобный «выход» за пределы непосредственного круга жизненного мира оказывается возможным в результате такой черты медиасферы, как ее вездесущесть. Повсеместности присутствия медиасферы способствуют разрастание коммуникационных каналов, конвергенция масс-медиа, повторяемость сообщений в различных средствах информации, что создает эффект «нормализации» девиаций в силу их видимой распространенности. Подобной «нормализации» способствуют и такие практики журналистики, которые основаны на погоне за сенсационной информацией, преобладании негативных новостей, нежелании представить широкий контекст социально значимой проблематики и пути ее решения.
Социально значимая проблематика в этих случаях приобретает характер крупномасштабных кризисов и катастроф, с которыми аудитории сложно скорреспондироваться. Кроме того, в разоблачительной журналистской аналитике существующие институты часто предстают как неэффективные, что также подрывает возможные основания поиска решений социально значимых проблем. Положительная информация, напротив, часто вызвана имиджевыми мотивами и необходимостью «поднять рейтинг» некой персоны или структуры, что также часто ведет к блокированию конструктивного потенциала положительной информации, искажающей действительность.
— значимость данной проблематики не является исключительной, и привлечение к ней такого внимания не оправданно;
— обсуждаемая проблема не имеет решения или, по крайней мере, такое решение не зависит от усилий отдельных людей;
— в настоящее время слишком много подобных проблем, и каждому следует сосредоточиться на решении своих собственных проблем, а не помогать всему миру («у меня своих проблем полно», «я предпочитаю не смотреть такие передачи»);
— пострадавшие сами виноваты или их страдания результат справедливого возмездия;
— доверие к средствам массовой информации подорвано, и обсуждаемая проблематика имеет опосредованное отношение к действительности («правду мы вряд ли узнаем»).
Мотивы равнодушного отношения участников фокус-групп к социально значимым проблемам вполне осознаны и ведут к социальной аномии и отчуждению. Более того, результаты фокус-групп подтверждают гипотезу о том, что респонденты, которые изначально не имели положительного настроя в отношении жертв той или иной проблемы, под влиянием повторения информации о проблеме в медиасфере приобретают более устойчивое отрицательное отношение как к обсуждению самой проблемной ситуации, так и к ее жертвам. Однако другая часть респондентов, которая изначально относилась к жертвам проблемной ситуации с состраданием, демонстрирует более разнообразную эволюцию своего отношения к данной проблеме: от явной утраты интереса вследствие повторения информации до фрустрации, потери чувствительности и апатии. Несколько реже среди изначально положительно настроенных участников фокус-групп наблюдался рост эмпатического отношения к пострадавшим и желания оказать помощь. Однако и в этом случае продолжение нагнетания негативной информации приводило к снижению чувствительности к проблеме.
На основании проведенного анализа дисфункциональности медиасферы в проблематизации социальных противоречий можно высказать следующую гипотезу. Подобные негативные тенденции в медиаконструировании социально значимой проблематики могут быть нивелированы в случае, если, во-первых, информация о проблеме будет менее диффузной и более специфичной, корреспондируясь с особыми характеристиками более структурированной аудитории, во-вторых, сама эта информация будет структурирована в результате интерактивной межличностной коммуникации и, в-третьих, в медиаконструирование социально значимой проблематики будет встроено локальное знание о контекстах развития и разрешения социально значимой проблематики. Все три условия могут быть созданы в интерактивной медиасреде.
Можно предположить, что активно развивающиеся сегодня интерактивные медиа оказываются способными трансформировать восприятие социально значимой проблематики за счет своей способности устанавливать разветвленные сетевые интеракции вокруг обсуждаемых тем. Устойчивость этих интеракций будет напрямую зависеть от способности интерактивных медиа проявлять и согласовывать интересы участников проблематизации социальных противоречий.
Рецензенты:
Корконосенко С. Г., доктор политических наук, профессор, зав. кафедрой теории журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета, заместитель декана факультета журналистики по научной работе, г. Санкт-Петербург.
Лабуш Н. С., доктор политических наук, профессор, профессор кафедры международной журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург.