Медиация что это в психологии простыми словами
Медиация: что это такое, ее преимущества и практика применения в России
Медиация – это способ досудебного урегулирования споров и безболезненное решение конфликтных ситуаций с привлечением независимого специалиста, который поможет вам в переговорах. Медиаторство регулируется российским законодательством и уже давно применяется на практике. Несмотря на это, возможность привлечения медиатора для эффективного проведения переговоров до сих пор вызывает недоверие со стороны граждан.
Юристы «М16-Консалтинг» рассказывают, что такое медиация, какова роль медиатора в суде и чем привлекательна процедура медиации в бизнесе.
Медиация как способ разрешения конфликтов
Если говорить простыми словами о том, что такое медиация, то это, как уже упоминалось ранее, эффективный способ урегулирования конфликтов, при котором сторонам помогает профессионально обученный специалист, то есть медиатор.
Сторонняя помощь в конфликте как инструмент для достижения результата, устраивающего обе стороны, давно зарекомендовала себя с самой лучше стороны. При условии, разумеется, что медиатором выступает профессионал.
Основные принципы медиации
Преимущества медиации
Медиация в бизнесе
Коммерческая медиация – это отличное решение для спорных ситуаций, возникающих между организациями.
Медиатор поможет вам не только сэкономить во времени и финансах, но и сохранить хорошие взаимоотношения, что особенно важно для дальнейшего сотрудничества и долгосрочного партнерства.
Мы настоятельно рекомендуем прибегать к медиации в тех случаях, когда причиной конфликта служат текущие интересы партнеров.
Правила проведения процедуры медиации
Медиатор в определенной степени связан законодательством, тем не менее, конкретного свода правил, общего для всех процедур медиации, нет, есть только локальные ограничения и требования к процедуре.
Стороны медиации также могут предварительно прописать ряд требований к процедуре.
Также возможно наличие свода правил внутри саморегулируемой организации, в рамках которой действует специалист. В остальном же проведение процедуры медиации будет зависеть исключительно от самого медиатора.
Когда предпочтительно проведение процедуры медиации?
Поскольку при медиации возможностей для решения конфликта может быть гораздо больше, мы особенно советуем прибегать к этому методу в тех случаях, когда закон не на вашей стороне, а значит, в судебном порядке шансы выиграть ничтожно малы.
Медиация применяется в гражданском, арбитражном процессах, в трудовых спорах, социальной и семейной сферах.
Медиация часто применяется при семейных спорах
Вот далеко неполный перечень ситуаций, для которых медиация станет лучшим решением:
Внесудебное решение подобного рода споров позволит вам добиться максимального выгодного результата, тогда как в ходе судебного разбирательства это было бы невозможно.
Как происходит медиация: основные стадии
Зачастую процедура медиации представляет собой стол переговоров, за которым встречаются, непосредственно, сам медиатор, а также стороны конфликта.
Если отношения между участниками переговоров напряжены настолько, что создание здоровой обстановки невозможно, стороны не пересекаются и общаются исключительно через медиатора. Такой способ медиации называют челночным.
Важно понимать, что даже при подобном сценарии медиатор сам не предлагает и не выносит решения, а только подталкивает к этому стороны. Он организовывает диалог, помогает участникам переговоров сформулировать собственные требования и донести их до оппонентов, а главное – услышать своего собеседника.
Медиация в суде
На фоне большой нагрузки судебные инстанции положительно относятся к процедуре медиации, а зачастую судьи сами советуют сторонам обратиться за помощью к медиатору.
Если это происходит в разгар разбирательства, то судебный процесс приостанавливается на двухмесячный срок, во время которого стороны должны найти устраивающее всех решение.
При положительном исходе участники конфликтной ситуации заключают медиативное соглашение, которое в дальнейшем будет рассматриваться судом. Судьи оценивают документ на предмет соответствия законодательству, отсутствия нарушения чьих-либо прав и т. д. Впоследствии такое соглашение утверждается судом как мировое.
В то же время необходимо отметить, что даже если медиация применяется уже в процессе судебного спора, все переговоры ведутся за пределами зала суда, а сам медиатор не вправе выступать в суде, свидетельствовать в чью-либо пользу или представлять интересы любой из сторон. Кроме того, услуги медиатора не будут включены в судебные издержки, а значит, сторонам придется пополам разделить их оплату.
Тем не менее, все эксперты отмечают положительный эффект от привлечения профессионального медиатора на этапе судебного спора. Во-первых, стороны могут договориться быстрее, поскольку отпадает необходимость во многих формальностях, а медиатору не приходится совмещать разрешение имеющегося спора с десятками других, в отличие от судьи.
Во-вторых, благодаря тому, что соглашение принимается на условиях, которые устраивают обе стороны, сокращается риск оспаривания решения в будущем. Кроме того, исполнение договоренностей, в отличие от реализации судебных предписаний, будут выполняться быстрее и на добровольной основе.
Иными словами, все участники конфликта получат желаемое, при этом они существенно сэкономят собственное время и сохранят хорошие отношения, что положительно скажется на дальнейшем сотрудничестве.
Эксперты «М16-Консалтинг» отмечают, что наиболее эффективной процедура медиации будет в гражданском и арбитражном процессе. В то же время не удастся прибегнуть к услугам медиатора, если результаты данной процедуры могут коснуться интересов третьих лиц, участия в процессе не принимающих.
Медиация в России
Закон о медиации в РФ действует уже 6 лет, с 2011 года, и в народе больше известен как 193-ФЗ. По нормам закона, процедура медиации применяется как альтернатива судебному или административному разбирательству. Законом предусмотрено широкое использование услуг медиатора в разных сферах.
В то же время вопрос медиации в уголовном процессе пока остается нерешенным. Дело в том, что нормами 193-ФЗ возможность привлечения посредника в решение уголовных споров предусмотрена, однако в УПК РФ аналогичное положение на сегодняшний день отсутствует.
Необходимо отметить, что медиатором в России может выступать и человек без юридического образования. Тем не менее, мы советуем обращаться именно к юристам. Специалист в области права сразу убедится в том, что положения соглашения не противоречат законодательству, а значит сразу будут одобрены судом.
«М16-Консалтинг» имеет успешный опыт медиации.
Услуги медиаторов в Санкт-Петербурге
Не знаете, как эффективно решить конфликтную ситуацию? Профессиональные медиаторы компании «М16-Консалтинг» помогут в быстром и результативном решении спорных вопросов.
Медиация – что это простыми словами
Медиация, как современный способ разрешения споров все больше завоевывает симпатию среди населения и представителей бизнеса. По моим наблюдениям профессионального медиатора, как правило, к медиации обращаются, когда необходимо сэкономить деньги, время и на протяжении разрешения всего спора чувствовать себя в эмоциональной безопасности.
В этой статье мы разберемся: что такое медиация и почему она становится популярной. Понимая то, что слово «медиация» незнакомо и иногда вызывает иные ассоциации, я постараюсь рассказать о медиации не юридическим языком, а простыми словами.
Содержание
3 основных подхода в разрешении споров
Итак, для того, чтобы было понятно, что есть медиация и чем она отличается от других способов разрешения споров, давайте начнем «танцевать из-за печки».
Традиционно выделяют три подхода в разрешении споров.
Решение спора с позиции силы использует принцип «все средства хороши», дает явный и быстрый результат, однако он порождает желание другой стороны отомстить.
Второй подход «Закон превыше» – здесь речь идет о разрешении спора с позиции права (закона), то есть стороны нацелены определить победителя в споре исходя из тех вариантов, которые указаны в законе. Знакомо, не правда ли? Это самый распространенный подход. Такое разрешение спора может происходить путем направления претензий друг другу, проведения прямых переговоров, а также в суде. Кроме того, этот подход характеризуется тем, что можно включить давление, используя процедуру исполнительного производства (обратиться к судебному исполнителю).
Разрешение спора с позиции права (закона) обеспечивает равенство сторон перед законом, он более предсказуем, однако что делать, если ситуация явно не подпадает под юридические нормы?
Возможно, попробовать третий подход «Что ты хочешь?»– разрешение спора с позиции интересов. И вот этот подход используется в медиации. Переговоры сторон проходят вокруг одного вопроса – чего вы хотите в результате (в чем ваш интерес)?
Какой из способов худший?
Помните у Юрия Левитанского:
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.
Нельзя сказать, что есть худший или лучший способ разрешения спора, при этом нельзя утверждать, что есть и универсальный.
На мой взгляд, каждый из способов имеет свою область применения, свои плюсы и минусы. Кроме того, подходит ли Вам для разрешения спора тот или иной подход, как это ни странно, зависит от Ваших ценностей, предпочтений и воспитания.
В случае с юридическими лицами важно предвидеть конечную выгоду от использования того либо иного подхода. Иногда стоит задаться вопросом: важно ли для Вас потеря партнера? Что будет, если выбранный Вами способ разрешения спора затянет время и отвлечет материальные ресурсы? Готовы ли Вы к проигрышу?
В любом случае у Вас всегда есть выбор.
Почему суд не самый простой способ разрешить спор
Когда я хожу в суд, либо по своим личным спорам, либо в качестве представителя юридического лица, ловлю себя на мысли: как бы хорошо ты не был подготовлен к суду, ты все равно находишься в нестабильной ситуации, а иногда не чувствуешь себя в безопасности.
Почему? Потому что в судебном рассмотрении спора ты не чувствуешь себя хозяином положения, при чем не важно истец ты или ответчик.
Кроме того, как черт из табакерки начинают вдруг «вылезать» какие-то дополнительные расходы, связанные со сбором доказательств. И это дополнительно к оплате государственной пошлины или услуг адвоката.
Все что я описала выше по данному судебному делу – это расходы явные и связанные с ведением дела в суде. Но давайте обратим внимание на то, что судебный процесс занял более года. На время суда были приостановлены все строительные работы по объекту. Если учесть, что строительство осуществлялось из дерева, которое имеет свойство деформироваться и требует постоянного ухода, потребителю придется дополнительно вложить деньги на то, чтобы устранить возникшие на объекте за это время естественные дефекты.
Итак, сторонами для разрешения спора был выбран подход с позиции права (закона). Ни одна из сторон не смогла найти те нормы, которые явно подтверждали ее правоту. Как итог- потеря времени, материальных средств и отсутствие удовлетворения от судебного решения. С точки зрения договорных обязательств, стороны оказались в той же точке, в которой вошли в судебный процесс. Однако уже их отношения имеют негативную эмоциональную окраску.
В противовес аналогичный спор с потребителем, при рассмотрении которого судья настоятельно рекомендовала пойти сторонам в медиацию. Спор разрешился в течение месяца, стороны заключили медиативное соглашение, которое легло в основу мирового соглашения, утверждаемого судом. Соответственно расходы сторон были связаны только с оплатой государственной пошлины, услуг адвоката и услуг медиатора, стоимость которых несравнима со стоимостью проведения судебной экспертизы. При этом приостановление строительных работ на один месяц практически не повлияло на качество строительного объекта.
В этот раз, сторонами изначально был выбран подход разрешения спора с позиции права, однако впоследствии изменен на подход с позиции интересов. Как мы видим, использование любого подхода в разрешение спора влечет расходы, однако они оказались значительно меньше, чем в предыдущем случае.
Медиация – это не медитация
Очень часто, когда произносишь слово «Медиация», твой собеседник слышит слово «Медитация». И хотя оба слова иностранные, смысл которых непонятен, к слову «медитация» наше ухо уже более привычно. И вот тут происходит разрыв мозга: человеку, у которого трудная жизненная ситуация, который практически стоит с иском на пороге суда, вместо решения предлагается использование «духовных практик»?
Хотя, в этом что-то есть, ибо в переводе с латинского слово «медитация» означает «размышление». А иногда стоит поразмыслить над своим спором. И поразмыслить эффективнее всего на медиации, с поддержкой переговоров нейтральным независимым третьим лицом (медиатором).
Итак, если говорить простыми словами, то медиация – это беседа, которая имеет определённую структуру, принципы и правила.
С точки зрения права – это способ разрешения спора.
То есть на медиацию могут прийти те, кто спорит друг с другом. И соответственно минимальное количество участников этой беседы – три человека. Кто они? Во-первых, это спорщики. Их должно быть хотя бы двое, потому что если человек спорит сам с собой, и не может договориться – это не медиативный случай. Во-вторых – это медиатор. То есть человек, имеющий определенные знания и навыки в области организации переговоров, который ведет себя нейтрально по отношению к обеим сторонам.
Пять основных «НЕ» в работе медиатора.
Процедура медиации добровольная, то есть у обеих сторон должно быть желание разрешить свой спор. Стороны в медиации равны, то есть, нет истцов и ответчиков, потерпевших и обидчиков. Медиатор не дает никому из сторон предпочтения, при этом он сохраняет в тайне информацию, услышанную на медиации.
Основные психологические приёмы медиации
Развитие медиации — метода взаимовыгодного разрешения конфликта при содействии третьей незаинтересованной и независимой стороны (медиатора) — только набирает обороты в России. Это метод цивилизованного разрешения споров — разрешения споров без обращения в судебные органы. У медиации огромные преимущества перед традиционным способом разрешения споров.
На эффективность процедуры медиации оказывают влияние многие факторы, среди которых, например, мотивированность обеих сторон на совместную работу, их готовность учитывать мнение посредника и принимать предложенное им решение. Конечно, немаловажным является и профессионализм медиатора, знание ситуации, обстоятельств и особенностей конфликта, к которым можно отнести и степень его напряжённости, и его продолжительность. Так, затяжные конфликты труднее, чем мимолётные, поддаются урегулированию.
В процедуре медиативной сессии выделяют несколько этапов. Рассмотрим их. Прежде всего, это выяснение ситуации у каждой стороны: общая информация, причины разногласий и точки соприкосновения.
После этого происходит выяснение потребностей сторон. Важной деталью этого этапа является работа с негативными эмоциями. Психолог обращает внимание на то, как мыслят стороны/представители — наличие обобщений, упущений, искажений в их восприятии и интерпретации ситуации конфликта/спора. Игнорирование невербальных проявлений (мимики, позы, жестов) здесь недопустимо. Кроме того, необходимо понять, что является предметом спора, что именно за этим стоит (потребности, убеждения). Далее следует эмоциональное отреагирование.
Следующий этап предполагает нахождение не менее трёх возможных альтернатив осуществления намерений противоположных сторон. Последующий после этого тайм-аут необходим для обдумывания каждой стороне.
После выбора одной из альтернатив следует заключение соглашения о её реализации. Текст соглашения должен быть составлен так, чтобы он был понятен обеим сторонам, им даётся время на его обсуждение и корректировку.
В ходе медиативной сессии на каждом этапе могут возникать ситуации, в которых появляются некоторые проблемы. Профессиональный медиатор умеет пользоваться приёмами, адекватными каждой из них. Эти приёмы называют «инструментарием»: как у ремесленников есть инструменты, и они используют каждый инструмент для определённой цели, так и медиатор всегда должен «иметь при себе» свои приёмы-инструменты, владеть ими и использовать их целесообразно возникшей ситуации.
Специального «инструмента медиации» не существует, но можно использовать приёмы из других областей (терапия, групповая динамика, модерация, консультирование, тренинги, педагогика для взрослых и т.д.).
Некоторые приёмы знает и умеет использовать каждый медиатор. В ходе медиации следует ознакомить с ними и конфликтующие стороны.
Среди наиболее приемлемых:
— Я не выношу критику в свой адрес.
— Ну, не то, чтобы критику… и т.п.
— Правильно ли я вас понял? Вы сказали, что…
— Итак, мы с вами говорили о том, что…
— Обсуждая этот трудный, волнующий всех вопрос, мы до сих пор рассматривали…
В применении техник активного слушания могут быть ошибки. В литературе можно встретить наиболее часто встречающиеся ошибки, способы их преодоления:
Почему это ошибка? Констатация правильности вместо проверки правильности понимания. Оговорка, которую говорящий часто не замечает.
Способ преодоления: Проверка понимания: правильно ли я понял, что…
Почему это ошибка? Диалог становится односторонним, партнёр не ощущает вклада собеседника в развитие разговора. У него может возникнуть чувство, что его допрашивают, препарируют под микроскопом или дразнят.
Способ преодоления: Органичное повторение: «Мне кажется, я не смогу сделать эту работу»… «Не сможешь…? (Варианты: Эту работу? Сделать эту работу?)»
Почему это ошибка? Неточное предположение о намерениях, мыслях или чувствах другого человека может вызвать у него разочарование, досаду и даже боль.
Способ преодоления: интерпретация в форме уточняющего вопроса или пробной гипотезы: «Я должен зайти к Иванову». «Может быть, тебе нужно убедиться в правильности этих данных, прежде чем принять решение?»
Почему это ошибка? Точная интерпретация принуждает человека «встретиться с самим собой», даже если ему хочется уклониться от этой встречи.
Способ преодоления: интерпретация в форме уточняющего вопроса или пробной гипотезы: «Я должен зайти к шефу». «Ты имеешь в виду, что согласие Иванова облегчило бы продвижение этой идеи?»
Как разрешить
конфликт с помощью медиатора
Если не можете разрешить спор с контрагентом — не обязательно сразу идти в суд. Можно сначала обратиться к медиатору — специалисту, который помогает договариваться.
С 2019 года медиативное соглашение, заверенное у нотариуса, приравнивается к судебному решению. Если вторая сторона отказывается выполнять договоренности — можно обращаться к приставам.
Расскажу, в каких случаях подходит медиация и как с ее помощью разрешить конфликт.
Медиация — это способ мирно разрешить конфликт так, чтобы обе стороны остались довольны результатом и сохранили хорошие или нейтральные отношения. Добиться такого решения помогает беспристрастный специалист — медиатор. В конце процедуры стороны могут подписать документ, фиксирующий договоренности — медиативное соглашение.
В российском законодательстве медиация появилась в 2011 году, но особого распространения не получила. Это связано с тем, что медиативное соглашение раньше не имело реальной юридической силы: если одна из сторон не соблюдала договоренность, все равно приходилось идти в суд.
В 2019 году в закон внесли поправки, и теперь медиативное соглашение можно заверить у нотариуса. Тогда в случае неисполнения условий соглашения можно сразу идти к судебному приставу.
Если иск в суд уже подали и процесс начался, все равно можно попробовать мирно решить вопрос. Причем не важно, на какой стадии находится процесс. Подайте письменное ходатайство, чтобы приостановить или отложить судебное разбирательство.
Суд обязан удовлетворить ходатайство и дать сторонам время на переговоры. Но по закону оно ограничено — нужно успеть за 2 месяца. В случае успеха стороны заключают мировое соглашение, а государство возвращает 50% от оплаченной госпошлины.
Медиация строится на нескольких принципах, которые во многом противоположны принципам судебного разбирательства:
Добровольность. Обе стороны принимают участие в медиации только по собственному желанию. Если одна из сторон не хочет, то заставить ее нельзя. Напротив, участие в суде обязательно для обеих сторон.
Равноправие сторон. В суде стороны автоматически делятся на «пострадавшую» и «виновную» — истец и ответчик. Это изначально накладывает эмоциональный отпечаток и определяет разное отношение к участникам. В медиации же нет цели определить, кто прав, а кто виноват. Цель в том, чтобы обе стороны услышали друг друга и смогли договориться.
Взаимоуважение. Обстановка в суде напряженная, даже безобидный процесс может вызвать стресс. На медиации атмосфера неформальная и непринужденная. Медиатор следит за тем, чтобы участники спора не переходили на личности, не оскорбляли друг друга.
Конфиденциальность. О том, что вы участвуете в судебном процессе, можно будет узнать из открытых источников. Процесс медиации, напротив, полностью конфиденциален. Медиатор и участвующие стороны не имеют права разглашать информацию об участниках, результате или самом процессе. Это условие есть в соглашении о проведении медиации, которое стороны подписывают в начале процедуры.
Можно без последствий остановиться в любой момент. Если вы обратились в суд, то сказать «я передумал» и просто отступить не получится. Как минимум оппонент может потребовать компенсацию затрат на юристов. А медиацию можно остановить на любом этапе, если не получается договориться — максимум заплатите медиатору.
Беспристрастность медиатора. Медиатор — полностью нейтральная сторона. Он не может вести процесс, если у него есть родственная или дружеская связь с кем-то из участников. Это единственный принцип, который совпадает с принципами судебного процесса.
Стороны сами принимают решение. К медиатору обращаются не за решением, а за помощью в переговорах. Итоговая договоренность может быть любой, если не противоречит закону. В суде так не бывает: судья либо удовлетворяет требование истца полностью или частично, либо не удовлетворяет вовсе. Изменить требования в процессе нельзя.
Понятие и суть медиации. Школьная медиация
Понятие о медиации и её суть
Изначально, медиация — это одна из методик альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который содействует примирению сторон или достижению определенных соглашений, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Медиации характерны определённые условия и правила ведения, очерёдность действий и фаз, а также медиация основывается на следующих принципах:
Области применения медиации
Школьная медиация (или медиация в школе)
Школьные службы примирения внедряются в школах уже много лет. Службы школьной медиации являются еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов. Работа школьной медиации регулируется Письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».
Школьная медиация представляет собой демократический институт. Необходимость развития таких институтов обусловлена тем, что количество асоциальных семей, детей с девиантным поведением, детей с суицидальным поведением возрастает. В связи с этим школе необходимо искать способы воздействия и нестандартного взаимодействия с обучающимися, чтобы минимизировать споры, конфликты и их негативные последствия и создать в школе благоприятную, комфортную для учащихся среду.
Такой демократический институт как медиация широко распространен в странах с высокой правовой культурой и применяется во всех сферах жизни общества. Развитие школьных служб примирения способствует развитию и гражданского общества и гражданского самосознания детей и развивает навыки конструктивного общения в ученическом сообществе. За счет функционирования в школе данной службы сокращается количество конфликтных ситуаций, сокращается количество правонарушений, создаются условия, обеспечивающие открытость и доступность деятельности школы и не только.
Что представляет собой служба школьной медиации?
Служба школьной медиации — эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Школьная медиация решает ряд важных психологических, юридических вопросов.
В основе деятельности служб школьной медиации лежит:
Понятия медиации
Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» раскрывает понятия, как медиатор, медиативное соглашение, процедура медиации.
Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Кто такой медиатор?
Медиатор — независимое физическое лицо, или опытный специалист, в идеале, обладающий практическим опытом работы психологом и соответствующими навыками урегулирования конфликов, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.
Медиатор организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.
Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.