Медитативный дисбаланс при допросе что это такое простыми словами

Биполярное расстройство — что это такое простыми словами, симптомы у женщин, мужчин, лечение

Биполярное аффективное расстройство (БАР) — это серьезное нарушение, которому подвержены представители обоих полов. Прежде такую патологию называли другим термином (маниакально-депрессивный психоз). БАР входит в число психических заболеваний, протекающих со сложной симптоматикой.

Развитие биполярного расстройства приводит к значительному снижению качества жизни. Человек, страдающий таким заболеванием, не способен поддерживать нормальные отношения с окружающими, полноценно выполнять свои профессиональные и другие обязанности.

Медитативный дисбаланс при допросе что это такое простыми словами. Смотреть фото Медитативный дисбаланс при допросе что это такое простыми словами. Смотреть картинку Медитативный дисбаланс при допросе что это такое простыми словами. Картинка про Медитативный дисбаланс при допросе что это такое простыми словами. Фото Медитативный дисбаланс при допросе что это такое простыми словами

Характеристика биполярного расстройства

Биполярное аффективное расстройство принято относить к эндогенным заболеваниям психики — таким, которые преимущественно обусловлены внутренними факторами. Патология развивается при возникновении дисбаланса нейромедиаторов головного мозга.

БАР проявляется в виде регулярных перепадов настроения, развития неконтролируемой угнетенности, подавленности. Характерно, что пациенты не способны объективно расценивать свое состояние и воздействовать на него усилием воли.

В основном, биполярному расстройству подвержены пациенты молодого возраста (20-30 лет). Возникнув однажды, патология остается с человеком на протяжении всей его жизни.

Достаточно часто БАР остается невыявленным, так как больной не обращается в медицинское учреждение. Также присутствует вероятность неправильной постановки диагноза. Это связано с большим многообразием вариантов болезни.

БАР принадлежит к числу патологий, протекающих с периодическими обострениями, склонных принимать хроническую форму. Несмотря на все сложности, заболевание не является приговором, поскольку поддается эффективному контролю при помощи медикаментов.

Что провоцирует развитие патологии

Точные причины возникновения биполярного расстройства остаются невыясненными. Современные психиатры называют несколько факторов, способных спровоцировать развитие БАР:

Во многих случаях развитие болезни обусловлено не одним из перечисленных факторов, а их совокупностью. Выделяют категорию людей, которые больше других подвержены появлению БАР — меланхолики, личности с повышенным уровнем тревожности, эмоционально неустойчивые лица.

Для биполярного расстройства характерны повторяющиеся эпизоды (фазы) мании и депрессии. Каждая из них длится в течение 3-7 месяцев (иногда, 1 или 2 лет). У многих пациентов депрессивная фаза продолжается дольше.

К симптомам, сопровождающим биполярное аффективное расстройство, принадлежат следующие проявления:

Для каждой фазы характерно нежелание признавать наличие болезни. Между эпизодами присутствуют большие промежутки (от 3 до 5-7 лет). В этот период, именуемый интермиссией, проявления биполярного расстройства отсутствуют. Психика восстанавливается, пациент может вернуться к нормальному образу жизни. Многие начинают плодотворно работать, заниматься семьей и воспитанием детей, приносить пользу обществу.

У некоторых больных интермиссия становится достаточно краткой. После недолгого перерыва такие люди вновь впадают в болезненное состояние. Иногда маниакальная и депрессивная фазы наблюдаются постоянно. В таких случаях они наступают без периодов ремиссии.

Особенности протекания у женщин и мужчин

Как уже было сказано выше, для БАР характерно чередование маниакальных и депрессивных эпизодов, присутствующее у пациентов каждого из полов. Согласно статистике, у мужчин заболевание проявляется раньше. Преимущественно первой развивается маниакальная фаза.

Для женщин типично более позднее возникновение симптомов патологии. Как правило, болезнь начинается с депрессии. В дальнейшем такая особенность БАР закрепляется — у мужчин доминируют маниакальные эпизоды, у представительниц слабого пола — депрессивные.

Появление симптоматики биополярного расстройства у женщин часто происходит в период гормональной перестройки, во время месячных, после родов. Нередко ее обострение связывается с наступлением климактерического возраста.

У представителей обоих полов БАР может вызывать осложнения, представляющие угрозу для жизни. Наиболее опасными становятся суицидальные намерения, сопровождающиеся реальными попытками самоубийства.

Согласно статистическим данным, биполярное расстройство часто провоцирует развитие алкоголизма. Гораздо больше зависимости от спиртного подвержены женщины (фиксируется в семь раз чаще, чем у мужчин).

Диагностика и лечение

При подозрении на биполярное расстройство требуется обследование у врача-психиатра, применяющем при проведении диагностики сложные методы. Также берутся во внимание клинические признаки, наличие которые указывает на БАР. Таковыми могут стать органические патологии ЦНС (опухоли, полученные в прошлом травмы, перенесенные операции на головном мозге), заболевания эндокринной системы, зависимость от психоактивных веществ. Кроме этого, учитывается способность или неспособность больного подвергать самокритике состояния, перенесенные в период ремиссии.

Обязательна дифференциальная диагностика. Ее проведение позволяет обнаружить принципиальные отличия болезни от шизофрении, рекуррентной депрессии, личностных расстройств, деменции, различного рода зависимостей.

Лечение БАР состоит из трех основных этапов:

При биполярном расстройстве предусмотрено применение специальных медикаментов (антидепрессантов, нейролептиков, транквилизаторов, противосудорожных средств). Как правило, поддерживающая терапия назначается пожизненно. При достижении стойкой ремиссии некоторые препараты могут отменяться.

Кроме медикаментозного лечения, проводятся психотерапевтические мероприятия, задействуется фототерапия. Грамотно организованный лечебный курс способствует продолжительным интермиссиям, облегчает социальную адаптацию пациентов.

Источник

Допрос свидетеля в налоговой инспекции

Что такое налоговый допрос?

При проведении налоговых проверок инспекция может использовать определённые мероприятия налогового контроля. К ним относится допрос. По общему правилу, он проводится в помещении налоговой инспекции, а не на территории налогоплательщика. Поэтому нельзя говорить ни о каком допросе, если инспектор задаёт Вам вопросы, находясь у Вас в офисе. Это просто беседа. Поэтому Вы имеете полное право отказаться отвечать на его вопросы в ходе такого разговора. Аналогичная ситуация обстоит в случаях, когда Вам звонят по телефону и, представляясь инспектором, пытаются допросить. Налоговый кодекс не предусматривает такую форму допроса как телефонные разговор. В результате Вы имеете полное право отказаться общаться по телефону с таким человеком и положить трубку.

Не стоит забывать, что в исключительных случаях допрос может проводиться по месту пребывания свидетеля. К числу этих случаев относится болезнь, старость и инвалидность, в связи с чем свидетель лишён возможности явиться в инспекцию. При этом по усмотрению инспектора допрос может и в иных случаях проводиться за пределами налоговой инспекции. Несмотря на место проведения допроса, налоговики должны соблюдать процедуру и порядок оформления результатов допроса. Без этого допрос превращается в обычный разговор, не имеющий правовую силу.

Когда инспекторы могут пригласить на допрос?

Сотрудники налоговой инспекции могут проводить допросы свидетелей не только в рамках налоговых проверок, но и без этих проверок. Если допрос проходит в ходе налоговой проверки, то не имеет значение её вид: камеральная или выездная. Кроме того, приглашение на допрос может прийти даже если проверка проходит не в отношении Вас или Вашей компании, а когда проверяют Вашего контрагента или его контрагента. Проще говоря, существует масса случаев, когда инспекторы вправе допрашивать свидетелей. Иногда налоговики могут допрашивать свидетелей до начала налоговой проверки. Это делается с целью выявления фактов, подтверждающих предположения инспекторов о возможных нарушениях налогового законодательства со стороны налогоплательщика. В связи с этим возникает резонный вопрос могут ли результаты подобного допроса, проводимого вне рамок проверки, быть доказательством в рамках налогового спора? Однозначного ответа нет, т.к. суды по-разному смотрят на это. По мнению некоторых судей, нельзя ссылаться на такие допросы для подтверждения налогового правонарушения (постановление АС Поволжского округа от 13.02.2017 по делу № А55-11768/2015). Другие судьи считают иначе. Они полагают, что протокол допроса является надлежащим доказательством вне зависимости от того в рамках проверки он проведён или нет (постановления АС Северо-Западного округа от 25.01.2019 по делу № А66-15990/2017, АС Западно-Сибирского округа от 14.08.2018 по делу № А27-23447/2017 и АС Западно-Сибирского округа от 26.09.2017 по делу № А27-19003/2016).

Как налоговики вызывают на допрос?

Работники налогового органа могут вызывать на допрос путём направления свидетелю соответствующей повестки. Её форма должна соответствовать образцу, утверждённому письмом ФНС России от 15.01.2019 № ЕД-4-2/356@. Иной порядок вызова на допрос не предусмотрен. Таким образом, инспекторы не могут по телефону вызвать Вас на допрос или, направив письмо в произвольной форме. В повестке должны быть указаны:

К сожалению, законом не определён порядок направления этой повестки. Это означает, что налоговики могут прислать её в том числе по электронной почте. Однако неопределённость в законе позволяет свидетелю игнорировать повестку если она получена таким способом. Свидетеля нельзя привлечь к ответственности за неявку на допрос, если у налоговой отсутствуют доказательства уведомления его о предстоящем допросе. При направлении повестки по электронной почте невозможно доказать, что это почта свидетеля, и что именно он открывал электронный почтовый ящик, и что он обязан проверять его ежедневно.

Если инспекторы решат вызвать для дачи пояснений представителя налогоплательщика, то они могут направить не повестку, а уведомление о вызове налогоплательщика для дачи пояснений. Её форма утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Таким образом, повестка и уведомления являются разными документами для вызова на допрос. Принципиальное отличие между ними в том, что повестка направляется любому лицу для проведения допроса, а уведомление – только налогоплательщику для дачи пояснений.

Кого могут вызвать на допрос?

Законом практически не ограничен круг лиц, которых могут допрашивать налоговики. В качестве допрашиваемого свидетеля может выступать любой человек, который обладает или может обладать ценной для налоговой проверки информацией. При этом даже не важно фактически обладает ли он сведениями, которые интересуют инспекторов. Достаточно только предположения налоговиков, чтобы вызвать человека на допрос. Обычно на допросы вызывают руководителя, учредителя, главного бухгалтера и прочих работников компании, в том числе бывших сотрудников. Во время проверок налоговая систематически проводит допросы сотрудников, не являющихся менеджерами среднего и высшего звена — инженеров, техников, грузчиков, строителей, водителей и т.д. Конкретный список потенциальных людей, которых могут допросить, зависит от целей, стоящих перед проверяющими. Например, если инспекторы хотят проверить реальность выполненных подрядчиком работ, то они могут пригласить на допрос его руководителя, бригадира и работников, которые могли выполнять спорные работы. То есть будут допрашиваться те люди, которые смогут подтвердить или опровергнуть предположения инспекторов.

Кто не может быть допрошен ни при каких обстоятельствах?

Налоговики не вправе допрашивать людей, которые в силу своего юного возраста, физического или психического состояния не могут правильно воспринимать обстоятельства. К числу этих людей можно отнести детей в возрасте до 14 лет, глухих, слепых и лиц с психическими отклонениями. Кроме того, не могут допрашиваться люди, которые обладают необходимой для инспекторов информацией, в силу своих должностных обязанностей. Например, адвокаты, нотариусы, врачи, священнослужители, аудиторы. Перечисленные лица, ссылаясь на пункт 2 статьи 90 Налогового кодекса, могут отказаться от дачи показаний на допросе. Данная причина отказа будет уважительной и не повлечёт для человека негативных последствий. Однако закон не предоставляет Вам право определять, являетесь ли Вы свидетелем, или нет, располагаете «ценной» информацией или нет. Это право налоговиков. Если Вас или Вашего сотрудника вызвали, значит нужно явиться. Даже если Вы по условиям пункта 2 статьи 90 Налогового кодекса не можете быть допрошены. Всё равно нужно прийти и, при наличии оснований, сославшись на эту норму закону, сообщить сотруднику налоговой инспекции, что Вас нельзя допрашивать.

Зачем налоговики вызывают на допросы?

Цели вызова на допрос могут быть разными – от выяснения подробностей сделки с проверяемым налогоплательщиком, до поиска скрытых налоговых правонарушений, о которых свидетель может случайно упомянуть в ходе допроса. Допрос является одним из самых важных доказательств, на которые инспекторы ссылаются при выявлении факта налогового правонарушения. Для примера рассмотрим ситуацию, когда у проверяющих возникли сомнения в реальности поставленного налогоплательщику товара. В этом случае сотрудники налоговых органов могут допросить Ваших работников склада, грузчиков, а также водителей и руководителя поставщика. Будет сложно опровергнуть доводы налоговиков о нереальности поставки, в случае если на допросе:

Суды при рассмотрении налоговых споров не последнее внимание уделяют анализу подобных допросов. Они охотно приобщают их к материалам судебных дел в качестве доказательств. Поэтому не стоит относиться к допросу как к некой формальной процедуре, не имеющей принципиального значения для налоговой проверки.

Если с работающими сотрудниками всё понятно, то возникает вопрос – зачем инспектору нужны показания уволенных работников. Для этого существует несколько причин:

Что могут спросить на допросе?

Обычно инспекторы знают, что хотят выяснить от допрашиваемых свидетелей. Именно поэтому они заранее готовят список вопросов. Конкретные вопросы зависят от ситуации и обстоятельств налоговой проверки. Несмотря на имеющуюся у инспекторов свободу при составлении вопросов, существует список рекомендуемых вопросов. Он утверждён письмом ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@. Эти вопросы предназначены для случаев, когда налоговики хотят выяснить процедуру выбора и проверки контрагентов. При этом у инспекторов имеется полная свобода в формулировках вопросов, которые они могут задать в процессе допроса свидетеля.

Все вопросы, которые могут быть адресованы допрашиваемому директору, можно условно разделить на три категории:

1) Формальные вопросы. По сути это вопросы общей направленности. В качестве примера можно привести следующие стандартные вопросы для руководителя:

2) Вопросы, связанные с подозрительными для инспекторов фактами работы Вашей компании. Например, налоговиков могут интересовать вопросы по определённому контрагенту. Вот типичные вопросы, которые руководитель может услышать на допросе:

3) Максимально критичные вопросы. Эта категория вопросов связана с конкретной сделкой или поставкой, в отношении которых у налоговиков есть подозрения в совершении налогового правонарушения. Если у них имеются предположения, что в рамках конкретной сделки произошла незаконная экономия на налогах, то инспекторы обязательно зададут директору все интересующие их вопросы. В качестве примера подобных вопросов можно привести следующие формулировки:

Популярные ошибки свидетелей на допросе в налоговой.

1) Часто свидетели ошибочно полагают, что могут отказаться от ответа на любые вопросы, сославшись на статью 51 Конституции. Она позволяет не давать показания в отношении себя и своих родственников. Возможны ситуации, когда инспектор спросит у свидетеля в чём заключается его работа в компании. А свидетель откажется отвечать на вопрос, так как эта статья Конституции разрешает делать это. Необходимо учитывать, что отказ от дачи показаний о работе компании является незаконным. Об этом указано в апелляционном определении Свердловского областного суда от 29.11.2017 по делу № 33а−20436/2017. Также неправомерным может быть признан отказ от дачи показаний о выполняемых свидетелем трудовых обязанностях (апелляционное определение Нижегородского областного суда от 27.12.2017 по делу № 33А-15220/2017). Таким образом, не стоит заблуждаться в универсальности статьи 51 Конституции, которая не поможет, если заданный инспектором вопрос не связан с личностью свидетеля.

2) Не всегда свидетели проверяют полномочия инспектора, проводившего допрос. Перед его началом рекомендуем попросить соответствующего работника налоговой предъявить своё служебное удостоверение. Отсутствие подобного документа или отказ предъявить его в развёрнутом виде может свидетельствовать об отсутствии полномочий у этого лица по проведению допроса.

3) В ходе допроса свидетели могут начать фантазировать и самостоятельно додумывать факты, которые они забыли или которые им не известны. Подобные предположения свидетеля могут негативно повлиять на выводы налоговиков и результаты всей проверки. Если инспектор выяснит, что свидетель додумывал ответы на вопросы, то такого свидетеля могут привлечь к ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Таким образом, при ответе на допросе необходимо руководствоваться известными свидетелю фактами, а в случае, если ответ не известен, не следует его придумывать исходя из своих предположений и догадок. Подобные случаи возможны, когда в должностные обязанности допрашиваемого свидетеля не входят обстоятельства, о которых спрашивают налоговики. Например, бухгалтеру могут задать вопрос о транспорте, на котором поставщики привозили спорный товар. В этом случае бухгалтер, фактически не работая на складе и не производя приёмку товара, не может знать об этих транспортных средствах. Однако, не всегда свидетель в таких ситуациях отвечает, что обстоятельства ему не известны. Вместо этого он начинает делиться с инспектором своими предположениями и идеями.

Советы и рекомендации для тех, кто собирается пойти на допрос в налоговую инспекцию.

2) Потом налоговики просят поставить подпись под абзацем, в котором говорится о том, что свидетель ознакомлен с ответственностью за дачу заведомо ложных показаний. Самое интересное в этом то, что обычно об ответственности они не рассказывают. Поэтому можно написать «не ознакомлен» и поставить свою подпись.

3) Отвечать на вопросы подробно не стоит, инспекторы это не оценят. Так как допрос обычно проводится по делам давно минувших дней, то стоит на все вопросы отвечать такими фразами: «Я уже не помню, так как давно было», «Мне данный вопрос надо освежить в памяти», «Этот вопрос мне надо будет уточнить». Так же всегда надо помнить, что у свидетеля есть право отказаться от ответа на некоторые вопросы, сославшись на статью 51 Конституции.

4) Ещё налоговики часто любят получать у свидетелей образцы подписей, а делать они этого не имеют права. Опять же в силу того, что отбор образцов подписей это оперативно розыскные мероприятия, которые проводить налоговики не уполномочены.

5) В ходе допроса сотрудники налогового органа могут оказывать психологическое давление на свидетеля за счёт угроз, обещаний, запугиваний, неоднозначной формулировки вопросов и так далее. Чтобы защитить свидетеля от данного воздействия и проконтролировать соответствие процедуры допроса всем требованиям закона, целесообразно обеспечить присутствие на допросе уполномоченного представителя свидетеля. Это полностью соответствует положениям части 1 статьи 48 Конституции и пункта 1 статьи 26 Налогового кодекса. Полномочия представителя (юриста или адвоката) должны подтверждаться нотариальной доверенностью или адвокатским ордером.

6) Результаты допроса оформляются соответствующим протоколом, содержание которого свидетелю следует проверить перед подписанием. Не стоит относиться к этой процедуре формально и подписывать протокол без проверки его текста. Бывают случаи, когда налоговики записывают в протокол ответы свидетеля не дословно, а исказив их. В связи с этим смысл показаний может существенно меняться. Возможны ситуации, при которых устно вопрос инспектора звучит в одном формате, а в протоколе написана абсолютно иная формулировка, не имеющая ничего общего с заданным свидетелю вопросом. Кроме того, не исключено допущение инспектором опечаток и иных ошибок при составлении протокола. При выявлении этих обстоятельств необходимо выполнить одно из следующих действий:

Таким образом, рекомендуем перед подписанием протокола внимательно ознакомиться с его содержанием и проверить корректность записанных в нём вопросов и ответов.

7) В ходе допроса Вы можете заявить о необходимости сделать перерыв или попросить перенести его на другой день. Это можно обосновать своим плохим самочувствием. Если Вам будет отказано, то можно попросить инспектора отразить это в протоколе. В случае если сотрудник инспекции отказался это сделать, то Вы вправе самостоятельно в протокол внести свои комментарии. Формулировка Вашего замечания в протоколе может быть такой – «Мою просьбу прервать допрос на 1 час в связи с плохим самочувствием налоговый инспектор проигнорировал, продолжив задавать мне вопросы».

8) Для подготовки руководителя компании к допросу нужно понять какие контрагенты интересуют налоговиков. Это можно выяснить исходя из требований инспекторов о представлении документов и пояснений. После этого потребуется порепетировать ответы на возможные вопросы инспекторов. Идеальным вариантом является ситуация, когда, идя на допрос, руководитель заранее знает какие вопросы ему могут задать и какие ответы на них нужно предоставить.

9) Лучше всего обращаться к юристам и адвокатам. Именно они помогут при анализе перечня возможных вопросов, подготовке к ответам на них и сопровождению свидетеля на допросе. Присутствие на допросе юриста или адвоката может защитить компанию и её руководителя от проблем, связанных с нарушением процедуры проведения допроса и оказанием налоговиками давления на свидетеля.

Как долго может идти допрос?

В Налоговом кодексе ничего не сказано о продолжительности допроса. Сроки проведения допроса регулируются другим документом – Уголовно-процессуальным кодексом, согласно которому допрос не может непрерывно длиться свыше 4 часов. В результате этой неопределённости в Налоговом кодексе, инспекторам не запрещено проводить затянутые по времени допросы длительностью свыше 4 часов.

Что будет, если не прийти на допрос?

В случае если Вы решите проигнорировать приглашение на допрос и не придёте в инспекцию, то это может привести к штрафу. Его размер составляет всего 1 000 рублей. А вот если прийти на допрос, но отказаться отвечать на вопросы или давать лживые ответы, то свидетеля также могут оштрафовать. Но в этой ситуации штраф составит уже 3 000 рублей.

Как оформляется налоговый допрос?

После ответа свидетеля на последний заданный ему вопрос инспектор приступает к оформлению протокола допроса. Протокол составляется по специальной форме, которая определена приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. С сентября 2018 года налоговики обязаны выдавать свидетелю копию такого протокола. Раньше подобной обязанности у них не было.

Как оспорить протокол налогового допроса?

Протокол может быть признан судом ненадлежащим доказательством в рамках налогового спора, если содержит определённые нарушения. Например, при разрешении спора суд может не учитывать протокол, если в нём отсутствуют следующие сведения:

Ранее суды признавали протоколы ненадлежащим доказательством, если они содержали формальные нарушения (отсутствовали некоторые реквизиты или протокол не соответствовал установленной форме). Но в последнее время подходы судей изменились. Теперь они говорят, что в протоколах налогоплательщикам необходимо изучать содержание формулировок, а не строить защиту исключительно на опечатках в фамилии или неуказании точного адреса проведения допроса. Следовательно, содержание в протоколе незначительных формальных ошибок не влечёт его автоматическую отмену и признание ненадлежащим доказательством.

По возникшим вопросам Вы можете обратиться по телефону: 8 926 84 88 777 (WhatsApp, Telegram)

Источник

Приемы правомерного психического воздействия на допрашиваемого, противодействующего следствию

Приемы правомерного психического воздействия — приемы преодоления противодействия следствию. Раскрытие смысла и значения имеющейся информации, бессмысленности и нелепости ложных показаний, бесперспективности позиции запирательства — основа стратегии следователя в ситуации противодействия следствию.

Для реализации этой стратегии нужна высокая рефлексивность, информационная проницательность, гибкость, способность использовать получаемую информацию для развития процесса расследования.

В преодолении противодействия лиц, пытающихся дезинформировать следствие, преимущество объективно на стороне следователя: он знает материал дела, имеет возможность тщательно подготовиться к допросу, изучить личность допрашиваемого лица, его сильные и слабые стороны, особенности его поведения в конфликтных ситуациях, использовать систему эффективных приемов преодоления противодействия.

Однако и у следователя возникают свои трудности. Приемы и средства психического воздействия на допрашиваемых лиц имеют предусмотренные законом пределы. Законом запрещено домогательство показаний путем насилия, угроз и других незаконных мер.

Статья 302 УК РФ. Принуждение к даче показаний: «1. Принуждение подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля к даче показаний либо эксперта к даче заключения или показаний путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий со стороны следователя или лица, производящего дознание, а равно другого лица с ведома или молчаливого согласия следователя или лица, производящего дознание, — наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

При этом не имеет значения, принуждался ли допрашиваемый к даче ложных или правдивых показаний.

Однако при решении тактических задач неизбежны жесткие способы психического воздействия, ставящие поведение противодействующего лица в рамки, ограничивающие его решения.

Приемы преодоления противодействия следствию, как правило, рассчитаны на критическое мышление обвиняемого, его анализ хода следствия. Иногда обвиняемый (подозреваемый) может предвосхитить успехи следствия, которые в действительности еще могут быть не достигнуты. Подведение обвиняемого к такому, отражению действительности в тактических целях не только не предосудительно, но и не противоправно. Это и составляет основу успешного тактического взаимодействия с ним.

Приемы психического воздействия имеют сверхзадачу — психологически разоружить противодействующее лицо, содействовать пониманию им негодности, порочности избранных средств противодействия, помочь ему изменить мотивацию поведения.

Приемы психического воздействия — приемы не подавления воли допрашиваемого лица, а логического воздействия на его сознание. Они основаны прежде всего на выявлении внутренних противоречий в защитных действиях противодействующего лица. Основное их психическое назначение — демонстрация ненадежности ложных показаний, их обреченности на изобличение.

Ложность показаний изобличается прежде всего имеющимися доказательствами. Объем имеющихся доказательств — предмет усиленной антиципирующей (предвосхищающей) деятельности допрашиваемого. Виновный, как правило, преувеличивает объем имеющихся доказательств, поскольку в его сознании усиленно функционируют все существенные для расследования стороны совершенного им деяния. Защитная доминанта усугубляет эти процессы. (У лица, не совершившего преступление, не может возникнуть преувеличенного представления об объеме имеющихся у следствия доказательств.)

Допрашивая К., подозреваемого в убийстве, следователь рассматривал фотографии, которые были видны К. лишь с обратной стороны. Конверт, из которого были извлечены фотографии, с надписью «Лично прокурору» лежал на столе. Допустимо ли это действие следователя, если даже на фотографиях были изображены пейзажи или популярные киноактрисы? Допустимо, поскольку они ни к чему не обязывали подозреваемого. Однако именно после этого К. признался в совершении преступления, интерпретировав фотографии как уличающие его обстоятельства.

Правомерен любой тактический прием психического воздействия, если он не направлен на вымогательство признания, не связан с нарушением норм нравственности, прямой ложью, подавлением воли подследственного лица.

Часто приемы психического воздействия реализуются в остроконфликтной форме, вызывая фрустрационное состояние допрашиваемого лица, снижающее возможности его противодействия.

Для усилия фрустрационного воздействия основного уличающего доказательства необходима соответствующая психологическая подготовка его предъявления допрашиваемому, временное переключение его внимания на обстоятельства, как бы благоприятствующие его легенде. Последующее контрастное воздействие психически будет более действенным.

Психологически обоснованный тактический прием должен отличаться избирательной направленностью — оказать наибольшее воздействие на психическое состояние виновного и быть нейтральным в отношении невиновных, обладать шоковым воздействием — быть неожиданным, заранее непросчитанным допрашиваемым лицом.

Шаблонные приемы, примитивные хитрости не только не имеют тактической действенности, но и раскрывают перед допрашиваемым лицом тактическую беспомощность следователя.

Приемы психического воздействия на противодействующее лицо с целью изменения его позиций и получения правдивых показаний могут быть подразделены на следующие подгруппы:

Психологические приемы допроса в бесконфликтной ситуации:

Психологические приемы допроса в ситуации противодействия:

Психологические приемы изобличения допрашиваемого во лжи:

Значительная возможность оказания правомерного психического воздействия заключается в системе предъявления доказательств.

Приведем некоторые правила эффективного предъявления доказательств:

Статья 303 УК РФ. Фальсификация доказательств: «1. Фальсификация доказательств по гражданскому делу лицом, участвующим в деле, или его представителем — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев.

Фальсификация доказательств по уголовному делу лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или защитником — наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».

Одно из основных средств психического воздействия — вопрос следователя. Он содержит в себе направленность следственного поиска, передает другому лицу информационную направленность спрашивающего. Так, вопрос: «Сколько человек находилось в помещении?» — несет в себе сведения об информированности следователя о том, что в определенном месте, в определенное время находились люди, причастные к преступлению. Этот вопрос допускает и мысль о том, что следователю, возможно, известно и кто там находился.

В тактических целях вопрос можно поставить таким образом, чтобы ограничить меру информации для допрашиваемого лица или активизировать его предвосхищающую деятельность. Обвиняемый (подозреваемый) всегда знает то, что его изобличает, и чувствует меру приближения вопроса следователя к изобличающим обстоятельствам. Он анализирует не только то, что спрашивается, но и то, для чего спрашивается. Вопросы следователя должны быть обоснованными, не носить характер ловушек (типа «где спрятаны вещи?», если не установлено, что вещи похищены данным лицом).

В тактических целях следователь широко использует противодействующие вопросы.

Противодействующие вопросы парируют предыдущие ответы, вскрывают их несостоятельность, выражают негативное к ним отношение со стороны следователя, противодействуют ложным установкам допрашиваемого. Эти вопросы-реплики демонстрируют информационную вооруженность следователя по расследуемому эпизоду, предупреждают о невозможности ввести следствие в заблуждение.

Изобличающие вопросы используются в ситуации противодействия следствию. Они связаны с изобличением ложности показаний.

Чем ближе следователь к тактическому выигрышу, тем выше опасность для обвиняемого, тем активнее его оборонительные действия. Реорганизация его оборонительных действий поспешна, в ней обнаруживаются слабые места. Все это свидетельствует о необходимости идти на создание трудных, иногда остро­ конфликтных ситуаций, содействующих тактическому успеху следователя.

Напряженные психические состояния обвиняемого вызываются, конечно, не грубостью, не психическим наследием, а подачей в наиболее подходящие моменты такой информации, которая резко нарушает сложившийся стереотип поведения на допросе, делает невозможным продолжение избранной линии поведения.

Действенный тактический прием изобличения виновного путем оказания на него правомерного психического воздействия — использование улик поведения. Поведение виновного после совершения преступления психологически резко отличается от поведения невиновного. Так или иначе, но поведение преступника после совершения преступления обусловлено фактором преступления, причинно связано с ним.

К уликам поведения относятся: посещение места происшествия с целью фальсификации подлинных обстоятельств, меры по дополнительному сокрытию следов преступления, отрицание очевидных факторов в силу гипертрофии защитной доминанты, молчание о разоблачающем факте, о лицах, связанных с преступлением или знающих о нем, сообщение о деталях события, которые могут быть известны только преступнику, и др.

Позиция допрашиваемого лица, его причастность к расследуемому событию диагностируются и по некоторым внешним проявлениям его поведения на допросе:

В тех случаях, когда в поведении обвиняемого проявляются колебания в выборе линии поведения, необходимо использовать прием накопления положительных ответов. Вначале задаются такие вопросы, на которые можно получить лишь положительные ответы, формирующийся стереотип продуктивного взаимодействия может облегчить в дальнейшем получение ответов на трудные вопросы.

Действия следователя, предъявляемая им информация могут иметь большую силу воздействия, если касаются слабого места позиции обвиняемого, если эта информация допускает многозначность ее трактовки. Особенно большую изобличающую силу имеет получение следователем таких сведений, которые могут быть известны лишь участнику расследуемого события.

Успешность допроса зависит от превосходства рефлексирующей деятельности следователя над рефлексирующей деятельностью обвиняемого.

Позиция запирательства обвиняемого или подозреваемого не должна перерастать в межличностный конфликт между этими лицами и следователем. Владея эффективной тактикой расследования, используя имеющиеся доказательства, приемы правомерного психического воздействия, следователь изобличает виновного, а не конфликтует с ним.

В процессе допроса следователь сталкивается с различными индивидуальными проявлениями психологической зашиты и психического отчуждения.

Психологическая защита индивида — способ стабилизации личности в критических условиях конфликта, связанный с устранением или ослаблением чувства тревожности путем обесценивания предмета конфликта. При этом сфера сознания индивида ограждается от травмирующих воздействий путем либо конверсии (от лат. conversio — превращение), т. е. превращения ранее значимого явления в незначимое, либо регрессии, т. е. за­ мены сложных задач более простыми, либо проекции — наделения другого человека недостойными, обесценивающими его качествами.

Возникновение психологической защиты может быть значительным препятствием во взаимодействии следователя с допрашиваемым. Еще более сложные ситуации разрыва коммуникативного контакта могут возникнуть при психологическом отчуждении личности.

Отчужденность личности — это нарушение основного механизма ее социализации — идентификации, благодаря которой индивид осознает себя как часть социума. Он чувствует себя отверженным, потерянным, враждебным обществу. При этом доминирующим способом поведения становится негативизм — установка на глобальное несогласие с партнером общения, а часто и на отказ от общения. В ряде случаев отчужденность личности и связанная с этим дезидентификация, атрофия социальных чувств ведут к совершению преступления. Алкоголизм, хулиганство, жестокость, садизм коррелируют с отчужденностью личности.

Отчуждение личности связано с разрывом эмоциональных контактов с людьми, с всепоглощающим чувством одиночества. Многие правонарушители отчуждены от первичных социальных групп: семьи, трудового коллектива, друзей. При этом деформируется механизм социального общения индивида, механизм его сознания.

Отчуждение личности может быть связано с социальной дезадаптацией, неприспособленностью к социальной жизни. Эта неприспособленность является следствием, например, крайне низкой социальной культуры индивида и проявляется в виде бродяжничества, тунеядства, других видах преступного образа жизни. Но отчужденной личностью может быть и высокообразованный человек, сознательно отрицающий ценности, политическую систему, уклад жизни общества.

Отчужденность иногда является следствием временной психической подавленности личности — депрессии. При этом психические функции индивида затормаживаются, резко сужается его мотивационная сфера, возникает общая пассивность поведения. Очевидно, что это состояние крайне затрудняет получение показаний. Однако и здесь существуют известные оптимальные способы достижения взаимодействия. Учитывая, что допрашиваемый испытывает тоску, отчаяние, нередко мучительные страдания из-за непоправимых последствий совершенного деяния, следователь может показать перспективы социальной реабилитации данной личности.

Продумывая тактику допроса, следователь должен учитывать, что отчуждение нередко связано с совершением преступления, которое может выступать как психотравмируюший фактор. Зона психической травмы бдительно охраняется индивидом. Все, что связано с преступлением, воспринимается болезненно, субъект стремится избежать каких-либо разговоров об этом. Поэтому вначале вопросы следователя должны быть связаны только с социально-положительными связями данной личности, с дорогими для данного лица воспоминаниями и т. д.

В процессе допроса поведение следователя постоянно корректируется в зависимости от динамики психического состояния допрашиваемого лица. При этом важно фиксировать, в связи с чем происходит смена его настроений (радость, разочарование, неудовлетворение, опасливость), изменения в способах коммуникации (дерзость, грубость, резкость, угодливость и т. п.). Необходимо учитывать как вербальную, так и паравербальную информацию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *