Медицина парацельса что это
Медицина парацельса что это
Здравствуйте! Удивительно, но информации про медицину Гарена почти нет в интернете. Даже имя его использовали для игровой программы и фактически перекрыли информацию.
Позвольте добавить, что Парацельс внешне был непривлекателен, похож на гнома. Он был колдуном, магом, алхимиком и кабаллистом. Он начал вскрывать тела умерших, даже казни устраивали к моменту его приезда. Он создал химическую фармакологию, которая сейчас приносит баснословные барыши производителям и собственно явилась побуждающим импульсом распространения болезней и современной пандемии. Он же начал заражать людей болезнями через прививки, применял наркотики. Для христиан это означает, что он был далек от Бога да и умер внезапно без покаяния. Современная медицина носит имя Парацельса. Врачей негласно посвящают в колдовство и чародейство через вскрытие тел. Врачи лишены права на творчество и обязаны действовать по утвержденным протоколам, иначе их отлучат от кормушки врачебной гильдии.
Гарен изучал строение тел на обезьянах и свиньях. Его инструментами были натуральные растительные и животные вещества. Много внимания уделялось психологии болезни. Натуропатия обязана Гарену.
Сергий и Юля, благодарю за интересную статью и желаю вам и вашей семье здоровья, успеха и благополучия!
Приветствую, Василий! Прекрасный комментарий. я также интересуюсь философией медицины. Хотел поинтересоваться, для вас это какого рода интерес, на уровне обывателя или вы занимаетесь этим вопросом глубоко.? Было бы интересно пообщаться. Этот вопрос меня очень сильно интересует и я готов посвятить ему свое время. Я имею медицинское высшее образование, но к сожалению, на момент прохождения этого курса-имел другие приоритеты, и стало быть, пропустил курс.
Парацельс
Официально:
Парацельс (настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм). 21 сентября 1493 – 24 сентября 1541. Знаменитый алхимик и врач швейцарско-немецкого происхождения, один из основателей ятрохимии.
Неофициально:
1. Прославленный врач, естествоиспытатель и алхимик Филипп Ауреол Бомбаст фон Гогенгейм был человеком не слишком-то послушным и скромным. Объездил весь мир, ссорился с властями, лечил людей и ставил опыты, писал книжки, преподавал на немецком, а не на привычной времени латыни, что тоже было вызовом.
2. Парацельс родился в семье врача из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать тоже была не чужда медицине – лечила монахинь в аббатстве.
3. Природа обделила Филиппа красотой – тщедушное тело, тощие кривые ноги, большая голова, но компенсировала недостачу незаурядными способностями к науке.
4. Будущий Парацельс получил прекрасное домашнее образование в области медицины и философии. К 16 годам он изучил основы хирургии, терапии и алхимии.
5. Взяв все, что можно, в семье, Филипп навеки покинул отчий дом и отправился учиться в университет Базеля. Степень доктора медицины он получил в Ферраре, оккультные учения постигал у знаменитого аббата Иоганна Тритемия в Вюрцбурге.
6. На этом его странствования не окончились. А только начались: за свою – менее, чем 50-летнюю – жизнь Парацельс объехал всю Европу. Медиком он участвовал во всевозможных военных кампаниях, навестил чуть не все европейские университеты, побывал в Англии, Шотландии, Испании, Португалии, Франции, в скандинавских странах, заезжал в Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова. Ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, России и даже в татарском плену.
7. Все путешествия Парацельс совершал не просто так, а собирая научную информацию. Он черпал ее не у одних лишь врачей и алхимиков, но и у самых разных людей: палачей, цирюльников, пастухов, цыган, повитух и так далее.
8. Филипп фон Гогенгейм считал, что превосходит знаниями и умением древнеримского врача Цельса и не оставил это мнение при себе, а объявил себя вслух Парацельсом – превосходящим Цельса.
9. Парацельс вообще не слишком стеснялся и был несдержан на язык: однажды он заявил, что его башмаки больше смыслят в медицине, чем авторитетные врачи древности. В знак презрения к древним врачам и существующим методам лечения он взял да и развел костер перед Базельским университетом и сжег на нем сочинения Аристотеля, Галена и Авиценны.
10. В 1530 году Парацельс навестил Нюрнберг. Местные врачи назвали его мошенником, и чтобы опровергнуть обвинения в шарлатанстве, он вылечил нескольких пациентов, больных слоновой болезнью.
11. Доктор обеих медицин, то есть терапии и хирургии, много думал о происхождении и протекании болезней. Именно Парацельс пресек вспышку чумы, первым применив нечто похожее на вакцинацию.
12. Горняков в то время косил силикоз. Парацельс сумел объяснить его природу и причины.
13. Именно Парацельс первым начал применять для лечения химические средства – Александр Герцен даже назвал Парацельса первым профессором химии от сотворения мира.
15. Согласно «доктрине сигнатур» Парацельса, форма, окраска, вкус растения указывают болезнь, против которой оно помогает. Лечи подобное подобным скажет вслед за Парацельсом Ганеман и породит гомеопатию.
16. К другим важным достижениям Парацельса относят первое сочинение о женских болезнях – женщины в ту пору со своими хворями по врачам не ходили, и свои знания Парацельс почерпнул как раз у ведьм-повитух.
17. Астролог и алхимик, Парацельс разделял и заблуждения своего средневекового времени. Он понимал природу, как единое целое, состоящее из земли, воды, воздуха и небесного огня. У каждой из четырех стихий он выделял своего духа, причем для духа земли – гнома – Парацельс самолично придумал название. Он вывел его от греческого «гнозис», то есть знание.
18. Парацельс считал, что живые организмы состоят из ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы. Когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом. Если что-то преобладает или напротив, находится в недостатке, человека одолевает болезнь.
19. Избыток серы приводит, по мнению Парацельса к лихорадке или чуме, избыток соли – к расстройству желудка или водянке, а при избытке ртути возникает паралич.
20. Рассказывают что больших богатств Парацельс не накопил и умер в Зальцбурге вроде бы от отравления ртутью. Он всю жизнь пытался получить из нее золото, но в конце жизни признал поражение: «Из семени лука вырастет лук, а не роза, орех или салат».
21. Впрочем, последние исследования версию о ртути опровергают, а подтверждают, наоборот, версию насильственной смерти от рук бандитов, нанятых его врагами – лекарями. Врагов у Парацельса хватало – ведь бедняков он лечил бесплатно.
22. В 1976 году выяснилось, что швейцарцы считают Парацельса самым великим своим соотечественником, и потому его портрет поместили на самой крупной купюре в пять тысяч франков. Сбылись слова Фауста, прототипом которого, кстати сказать, считают Парацельса – остановилось прекрасное мгновенье.
Медицина парацельса что это
АО «Ретиноиды»
111123, Москва, ул. Плеханова д. 2/46, стр. 5
E-mail адрес для переписки: guzev3@yandex.ru;
Teл: 8 (916) 922-15-78
Резюме. В работе представлены литературные данные о познаниях К. Галена в лекарствоведении. Источником информации служили материалы, опубликованные в отечественной и зарубежной литературе.
Ключевые слова: Гален, римский врач, филосов, лекарствоведение, история медицины и фармации.
Введение
Гален, согласно мнению всех авторов, писавших о нём, был выдающимся врачом, вклад которого в медицину переоценить невозможно. Общепринято считать, что основную роль он сыграл в развитии анатомии. В учебниках по этому предмету римскому врачу обязательно посвящается целая глава. Примером может служить классический учебник анатомии человека под редакцией М.Г. Привеса и сотр.[1]. Из других медицинских специальностей, обязанных Галену своим развитием, называют физиологию и фармакологию, но в учебниках по этим предметам имя Галена не упоминается. По-видимому, по мнению современных физиологов и фармакологов, его роль в становлении этих дисциплин не так значительна, как считают историки медицины. Однако есть раздел медицины, которым Гален специально не занимался, а вклад учёного в его развитие считается решающим. Я имею в виду фармацию. Во всех учебниках по фармации и, в частности, по фармацевтической технологии, заслуги Галена обязательно отмечаются [2, 3]. Следует сказать, что во II в. фармации как науки не было, и врачи сами готовили лекарства для своих пациентов. Первое разделение врачей на тех, кто лечит, и тех, кто готовит лекарства, произошло в VIII в. на востоке.
Г.И. Маддисон так описывает это в своей диссертации на звание магистра фармации: «Врачи тогдашнего времени, большею частью, сами готовили назначенные ими для больных лекарства. Число лекарственных препаратов, применяемых врачами, было ещё невелико, и приготовление их не было сопряжено со сложными продолжительными манипуляциями, врачи сами готовили и раздавали их больным. С увеличением числа лекарственных средств и по мере появления новых форм, более сложного приготовления, по мере того, как сведения о сырых лекарственных веществах всё больше увеличивались, для правильного приготовления лекарств уже требовался известный запас специальных знаний и сведений. Выделение фармации из медицины в отдельную дисциплину становилось совершенно естественным. И фактически это произошло в 765 году при Халифе Альманзоре, когда в Багдаде была устроена первая публичная аптека, в которой специальными лицами приготовлялись назначенные врачами лекарства» [4].
Таким образом, первые фармацевты появились через 600 лет после смерти Галена. Тогда что же для становления фармации как науки сделал великий римский врач? Для ответа на этот вопрос нужно проследить, что именно знал Гален о лекарствах, об их приготовлении и применении.
Гален и лекарствоведение
Первые знания по лекарствоведению Гален получил в своём родном городе, обучаясь этому искусству у ведущих врачей Пергамской медицинской школы. Наставником Галена по фармакологии был Эсхрион (Aeschrion) из Пергама (150 по р. Х.), обучение у которого продолжалось около 4 лет. Затем Гален предпринял путешествие в Коринф, где изучал фармакологию и лекарствоведение под руководством Нумезиана. Позднее он в течение продолжительного времени путешествовал по Малой Азии, где, следуя вниз по ликийскому берегу (средиземноморский берег современной Турции), разыскивал чёрный янтарь, лигнит, а в Палестине – асфальт [5, 6].
Чёрный янтарь – это органическая горная порода, которая является разновидностью каменного угля. В разные времена, в разных странах ему давали и другие названия: гишер, гагат (от греческого gagatos), чёрная яшма. Плавится при нагревании выше 100 °С.
Лигнит (от лат. lignum – дерево, древесина) – осадочная порода. Горючее полезное ископаемое, слабообугленная древесина в пластах бурого угля, сохранившая строение тканей; в США и некоторых европейских странах – слабоуглефицированный бурый уголь.
Асфа́льт – (от греч. Άσφαλτος – горная смола) – смесь битумов (60–75 % в природном горном асфальте,13–60 % – в искусственном) с минеральными материалами [7].
Л. Менье утверждает, что после окончания обучения в Александрийской школе Гален посещает Сирию, Палестину, Кипр и государства Мёртвого моря. Эти путешествия были предприняты им для более детального изучения действия целебных трав, минералов, металлов, смол, пряностей, а также других известных в то время лекарственных препаратов и антидотов [8]. Из представленных данных видно, что Гален с самого начала врачебной деятельности серьёзно относился к изучению действия лекарств и посвящал этому много времени.
О глубине познания Галеном действия лекарств той эпохи можно судить по его трудам. В них часто встречаются ссылки на известных учёных прошлых времён. Так С. Ковнер (1888), изучая труды Галена, обнаружил в них упоминание, в первую очередь, трудов Гиппократа и Платона, а также некоторых последователей Александрийской школы. С их работами Гален мог познакомиться во время обучения в этой школе. Среди них, наиболее известными были:
Нельзя не упомянуть и о родоначальнике ботаники Феофрасте (Теофрасте) из Эроса (о. Лдесбос), жившим с 372 по 288 гг до н. э. Его труд «Исследование о растениях» служили настольной книгой многим естествоиспытателям древности и врачам в частности [9].
Таковы знания о лекарствах, существовавшие до Галена, на них он опирался в своей работе.
Ю.К. Сандер утверждает, что перу Галена принадлежали обширные труды в области фармации [10], однако нам не удалось их обнаружить. Наиболее известные трактаты Галена по лекарствоведению перечислены в диссертации Л. Израельсона на звание магистра фармации [11]. К ним относятся:
Л. Израельсон классифицировал все простые лекарственные средства, цитируемые Галеном в трактатах. Для удобства мы обобщили эти сведения в виде таблицы, сопоставив их с аналогичными данными других врачей той эпохи.
Происхождение медикамента | Гиппократ 460–356 гг. до н. э. | К. Цельс 25–30 гг. до н. э. – 45–50 гг. н. э. | Плиний старший 22/23–79 гг. н. э. | К. Гален 129–210 н. э. |
---|---|---|---|---|
Количество наименований, шт. | ||||
I. Растительное царство | 255 | 172 | 129 | 473 |
II. Минеральное царство | 15 * | 35 | 30 | 63 |
III. Животное царство (млекопитающие, птицы, рыбы) | 35 | 10 | 109 | 19 |
IV. Препараты моря или солёных вод (беспозвоночные) | 17 | 2 | 1 | 3 |
Итого | 322 | 219 | 269 | 558 |
Как видно из представленных в таблице данных, Гален в своей врачебной практике использовал более пятисот компонентов, получаемых из различных «царств». Из них наиболее широкое применение нашли представители растительного царства, которых в его работах насчитывалось 473 вида. Затем шли средства минерального происхождения, при этом из них уже в начале II в. применялись 34 наименования, являющиеся производными металлов [11]. Чтобы понять, много это или мало, сравним эти данные с аналогичным ассортиментом других врачей. Наиболее подходящими для этого, с нашей точки зрения, являются наборы простых лекарственных средств, применяемых Корнелиусом Цельсом и Плинием Старшим, жившими примерно в одно и то же время. В этой же таблице мы привели и некоторые данные о простых лекарственных средствах, которые использовал основоположник греческой медицины Гиппократ.
В трудах Гиппократа перечислено около 255 лекарственных растений и около 15 лечебных средств минерального царства, 35 средств из животного церства и 17 средств, получаемых из моря. Их можно рассматривать как некую базу медикаментов, дошедших до нас из прошлой эпохи [12]. Детальное знакомство с работой W.G. Spenser показало, что у К. Цельса также в качестве составных частей лекарств преобладали представители растительного царства – всего 172 наименования. Количество минеральных ингредиентов было относительно невелико и составляло 35 позиций. Препараты животного происхождения насчитывали лишь 10 наименований [13]. В практике Плиния Старшего – последователя К. Цельса – количество лекарственных растений составляло 129 видов, а минеральные ингредиенты были представлены 30 наименованиями. Особого внимания заслуживает тот факт, что Плиний старший, в отличие от Цельса, да и от самого Галена, широко использовал компоненты из животного царства, и прежде всего – большое количество разнообразных морских и земных животных [14].
Таким образом, очевидно, что Гален аккумулировал в себе знания предыдущих врачей о лекарствах. Он ввёл в перечень множество неизвестных ранее лекарственных растений и значительно расширил применение в медицине производных различных металлов.
Заключение
Из изложенного выше следует, что Гален не только имел обширные знания о лечебных свойствах тех или иных веществ, но и с успехом применял эти вещества для лечения своих пациентов. Мы считаем, что неоценимая роль Галена в развитии сначала лекарствоведения, а впоследствии – фармакологии и фармации, заключается прежде всего в том, что он собрал и обобщил знания о лекарствах, добытые его предшественниками и современниками, скрупулёзно проверил их действие на человека, дополнил этот перечень новыми эффективными средствами, появившимися уже в его время, и, оформив эти знания в виде записей, передал их следующим поколениям врачей. Благодаря тому, что его труды сначала попали в руки арабских врачей, затем были переведены на европейские языки и в итоге почти в неизменённом состоянии дошли до нас, мы можем по достоинству оценить колоссальный вклад римского врача, внесённый им в развитие как медицины в целом, так и отдельных её дисциплин, включая фармацию. Более конкретно о вкладе Галена в фармацию мы расскажем во третьей части работы.
Терапевт (Сергиев Посад)
Терапевт в клинике «Парацельс», Сергиев Посад
Терапевт общие сведения
Заболевания, которые лечит терапевт
Этапы консультации терапевта
На первой терапевтической консультации врач собирает подробную информацию о симптомах, которые беспокоят пациента и об его образе жизни. Затем терапевт внимательно изучает медицинские документы, проводит врачебный осмотр.
Алгоритм приема терапевта:
Диагностика, назначаемая терапевтом
Когда стоит записаться на приём к врачу-терапевту?
Консультация терапевта необходима, если появились следующие симптомы:
Даже обычная, но длительная усталость, это повод для визита к врачу.
Обязательно запишитесь на прием при плохом самочувствии, с непонятными симптомами.
Не имеет типичной симптоматики артериальная гипертензия, она проявляется общей слабостью. Большое количество людей при этом заболевании ставят себе диагноз синдром хронической усталости и откладывают визит к врачу. Более половины всех людей не знают о своём повышенном артериальном давлении!
Внимательное отношение к своему здоровью и регулярное медицинское обследование у терапевта поможет предотвратить появление многих опасных осложнений.
Для оформления медицинских справок любого назначения или больничного листа, вначале также нужно обратиться к терапевту.
Профилактика заболеваний
Здоровый образ жизни это не только правильное питание и занятия физкультурой. Обращение за медицинской помощью, без промедлений, при появлении тревожных симптомов и профилактические осмотры (диспансеризация) укладываются в понятие здорового образа жизни.
Профилактика заболеваний – это сочетание медицинских и немедицинских действий для предупреждения и лечения болезней.
По определению ВОЗ (всемирная организация здравоохранения), существуют три вида профилактики:
Все виды профилактики заболеваний можно еще разделить на комплекс мер личного характера, медицинского и общественного. Медицинская помощь важное звено профилактических мер, которым нельзя пренебрегать.
Одна из задач врачей-терапевтов проводить профилактическую работу с населением. Она включает в себя:
Врачи-терапевты медицинского центра «Парацельс» в г. Сергиев Посад
В медицинском центре «Парацельс» проводится комплексная диагностика и лечение, при появлении любых тревожных симптомов. В терапевтическом отделении применяются научно обоснованные методики и оборудование экспертного класса.
Терапевтическое отделение клиники «Парацельс» в г. Сергиев Посад
Хорошая диагностическая база, эффективные методики лечения, опыт врачей и внимательное отношение ко всем пациентам – на этой основе построена работа терапевтического отделения клиники «Парацельс».
Доктор подробно опишет все жалобы пациента, проведет осмотр и направит на необходимые лабораторные и инструментальные исследования. На приеме терапевты нашей клиники делают ЭКГ с расшифровкой. После всех исследований доктор поставит диагноз, назначит лечение или направит к узкому специалисту.
В клинике «Парацельс» в г. Сергиев Посад применяется мультидисциплинарный подход, поэтому каждый доктор может привлечь к программе диагностики и лечения других специалистов. Команда врачей разберётся в причинах, установит диагноз и назначит курс лечения. Грамотная и всесторонняя диагностика позволяет предотвратить развитие хронических заболеваний.
Тактика лечения заболеваний внутренних органов сугубо индивидуальна и зависит от многих факторов, которые обязательно учитываются.
Самолечение при помощи интернета или по совету фармацевтов в аптеке, чревато опасными осложнениями. Не лишайте себя возможностей современной медицины – обращайтесь в терапевтическое отделение медицинского центра «Парацельс».
Пациенты нашего терапевтического отделения получают сразу 5 преимуществ:
Вызов врача на дом в г. Сергиев Посад
Если по какой-то причине пациент не может прийти самостоятельно на приём к врачу (у больного высокая температура тела, высокое АД, слабость.), его нужно по телефону вызвать на дом. Обязательно нужно вызвать врача на дом при следующих симптомах:
Оформление медицинских справок
Записаться на приём к врачу можно каждый день, без выходных, выбрав удобный для Вас способ:
Записаться к врачу по телефону:
Оставить заявку (мы перезвоним в ближайшее время)
С заботой о Вашем здоровье, Медицинский центр “Парацельс”
Республиканская детская клиническая больница
Единый Всероссийский детский Телефон Доверия для детей, подростков и их родителей (бесплатный) 8-800-2000-122
г. Симферополь
г. Симферополь
Режимы работы:
Стационар: (круглосуточно)
Приемное отделение (круглосуточно)
Консультативно-диагностический центр
Телефоны
Приемное отделение
Колл-центр Справочной службы КДЦ( Консультативно-диагностический центр ):
Регистратура КДЦ:
Платные услуги:
Приемная главврача:
КДЦ( Консультативно-диагностический центр ):
Модели медицинской этики
Более 25 веков в европейской культуре формировались, изменялись различные моральные принципы и правила, сопровождавшие многовековое существование медицины. Различные нравственные регуляторы, функционировавшие на разных этапах развития общества, — религиозные, культурные, этнические, социально-экономические — влияли на формирование этических моделей и в медицине. Учитывая все многообразие врачебного нравственного опыта, можно выделить 4 сосуществующие модели:
Модель Гиппократа (принцип «не навреди»).
Модель Парацельса (принцип «делай добро»).
Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»).
Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства личности»).
Исторические особенности и логические основания каждой из моделей определяли становление тех моральных принципов, которые составляют сегодня ценностно-нормативное содержание современной биомедицинской этики.
МОДЕЛЬ ГИППОКРАТА
Первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа (460-377 гг. до н. э.), изложенные им в «Клятве», а также в книгах «О законе», «О врачах», «О благоприличном поведении», «Наставления» и др.
В древних культурах — вавилонской, египетской, иудейской, персидской, индийской, греческой — способность врачевать свидетельствовала о «божественной» избранности и определяла элитное, как правило, жреческое положение в обществе.
Считается, что Гиппократ был сыном одного из жрецов бога Асклепия — Гераклида, который дал ему первоначальное медицинское образование. Становление светской медицины в Древней Греции связано с принципами демократии городов-государств, и освященные права врачующих жрецов неизбежно сменялись моральными профессиональными гарантиями и обязательствами лекарей перед страждущими.
Помимо этого этика Гиппократа, что хорошо иллюстрируется «Клятвой», была вызвана необходимостью отмежеваться от врачей-одиночек, разных шарлатанов, которых и в те времена было немало, и обеспечить доверие общества к врачам определенной школы или корпорации асклепиадов.
Практическое отношение врача к больному и здоровому человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку является основной чертой профессиональной врачебной этики.
Ту часть врачебной этики, которая рассматривает проблему взаимоотношения врача и пациента под углом зрения социальных гарантий и профессиональных обязательств медицинского сообщества, можно назвать «моделью Гиппократа».
Основополагающим среди перечисленных принципов для модели Гиппократа является принцип «не навреди», который фокусирует в себе гражданское кредо врачебного сословия. Этот принцип формирует исходную профессиональную гарантию, которая может рассматриваться как условие и основание его признания обществом в целом и каждым человеком отдельно, который доверяет врачу свое здоровье и жизнь.
Большое внимание Гиппократ уделял облику врача, не только моральной, но и внешней (одежда, опрятность) респектабельности, что было связано с необходимостью формирования доверия обращающихся к врачебной касте в период перехода от жреческой медицины к светской. Жрецы, за всю историю развития религии, приобрели статус приближенных к богам, считалось, что от них получали они мудрость и наставления, знания и навыки. Врачи же, преодолевшие храмовость, должны были приобретать и обладать такими качествами, которые способствовали бы формированию облика всего врачебного профессионального сообщества того времени. Гиппократ определял эти качества, отталкиваясь от обобщенных ценностей Древней Греции.
В книге «О благоприличном поведении» наиболее полно отражено представление об идеале врача, сложившемся в недрах медицинских школ в эпоху греческого «просвещения»: «Каковы они по внешнему виду, таковы и в действительности: врач-философ равен богу».
Гиппократом были определены общие правила взаимодействия врача с пациентом, при этом акцент ставился на поведении врача у постели больного.
При контакте с больным предлагалась такая форма общения, которая способствовала бы ориентации пациента на выздоровление: «Очевидным и великим доказательством существования искусства будет, если кто, устанавливая правильное лечение, не перестанет ободрять больных, чтобы они не слишком волновались духом, стараясь приблизить к себе время выздоровления».
Немаловажным и сложным в этическом отношении был вопрос о вознаграждении врача за оказанную помощь и лечение. В условиях жреческой медицины дары и подношения вручались не самому жрецу, а храму, в котором он служил. При переходе к светской медицине, когда гонораром обеспечивается непосредственно врач, необходимы были соответствующие правила, не нарушающие общую архитектонику врачебной этики: «Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности».
МОДЕЛЬ ПАРАЦЕЛЬСА
Второй исторической формой врачебной этики стало понимание взаимоотношения врача и пациента, сложившееся в Средние века.
Выразить ее особенно четко удалось Парацельсу (1493-1541 гг.). Эта форма врачебной этики, в рамках которой нравственные отношения с пациентом понимаются как составляющая стратегии терапевтического поведения врача.
Если в гиппократовской модели завоевывается социальное доверие личности пациента, то «модель Парацельса» — это учет индивидуальных особенностей личности, признание глубины ее душевных контактов с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс. «В Парацельсе мы видим родоначальника не только в области создания химических лекарств, но также и в области эмпирического психического лечения» (Юнг).
В границах «модели Парацельса» в полной мере развивается патернализм как тип взаимосвязи врача и пациента. Медицинская культура использует латинское понятие pater — «отец», распространяемое христианством не только на священника, но и на Бога. Смысл слова «отец» в патернализме фиксирует, что «образцом» связей между врачом и пациентом являются не только кровнородственные отношения, для которых характерны положительные психоэмоциональные привязанности и социально-моральная ответственность, но и «целебность», «божественность» самого контакта врача и больного.
Неудивительно, что основным моральным принципом, формирующимся в границах данной модели, является принцип «делай добро», благо, или «твори любовь», благодеяние, милосердие.
Врачевание — это организованное осуществление добра. Парацельс писал: «Сила врача — в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства — любовь».
Под влиянием христианской антропологии Парацельс рассматривал физическое тело человека «лишь как дом, в котором обитает истинный человек, строитель этого дома». Считается, что христианское понимание души способствовало становлению суггестивной терапии, которую активно применял выдающийся врач XVI в. Кардано, рассматривая ее как необходимую и эффективную составляющую любого терапевтического воздействия. Кардано понял роль фактора доверия и утверждал, что успешность лечения во многом определяется верой пациента во врача: «Тот, кто больше верит, излечивается лучше».
Важность доверительных отношений между врачом и пациентом неоднократно подчеркивалась выдающимися врачами прошлого, еще в VIII в. Абу-ль-Фарадж писал: «Нас трое — ты, болезнь и я; если ты будешь с болезнью, вас будет двое, я останусь один — вы меня одолеете; если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна — мы ее одолеем».
В конце XIX — начале XX вв. Фрейд десакрализировал патернализм, констатировав либидинозный характер взаимоотношения врача и пациента. Его понятия переноса и контрпереноса являются средством теоретического осмысления сложного межличностного отношения между врачом и пациентом в психотерапевтической практике. Фрейд полагал, что всякий психотерапевт, а деятельность врача любой специальности включает в себя психотерапевтическую компоненту, «должен быть безупречным, особенно в нравственном отношении».
Фрейд писал не только о «безупречности» как теоретически выверенной стратегии терапевтического поведения, основывающегося на особенностях природы лечебной деятельности, но и «безупречности» как почти механической точности соответствия поведения врача тем или иным нормативам этических требований.
ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Впервые термин «деонтология» («deontos» — должное, «logos» — учение) ввел английский философ Бентам (1748-1832), обозначая этим понятием науку о долге, моральной обязанности, нравственного совершенства и безупречности.
Деонтология особенно важна в той профессиональной деятельности, где широко используются сложные межличностные взаимовлияния и ответственные взаимодействия.
В медицине это соответствие поведения врача определенным этическим нормативам. Это деонтологический уровень медицинской этики, или «деонтологичекая модель», опирающаяся на принцип «соблюдения долга».
Основой деонтологии является отношение к больному таким образом, каким бы в аналогичной ситуации хотелось, чтобы относились к тебе. Глубокую сущность деонтологии врачевания раскрывает символическое высказывание голландского врача XVII в. ван Туль-Пси: «Светя другим, сгораю сам».
Термин «деонтология» ввел в советскую медицинскую науку в 40-х годах XX в. Петров для обозначения реально существующей области медицинской практики — врачебной этики, — которая была «отменена» в России после революции 1917 г. за ее связь с религиозной культурой.
Деонтологическая модель врачебной этики — это совокупность «должных» правил (соизмерение, соблюдение себя с «должным» и осуществление оценки действия не только по результатам, но и по помыслам), соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики.
Деонтология включает в себя вопросы:
Так, примером этой модели являются правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации (JAMA, 1992, № 2):
Как видно, характер рекомендаций достаточно жесткий, и очевидно, что их нарушение может повлечь за собой дисциплинарные и правовые последствия для врачей, которых объединяет данная Ассоциация.
«Соблюдать долг» — это значит выполнять определенные требования. Недолжный поступок — тот, который противоречит требованиям, предъявляемым врачу со стороны медицинского сообщества, общества, собственной воли и разума.
Когда правила поведения открыты и точно сформулированы для каждой медицинской специальности, принцип «соблюдения долга» не признает оправданий при уклонении от его выполнения.
Идея долга является определяющим, необходимым и достаточным основанием действий врача. Если человек способен действовать по безусловному требованию «долга», то такой человек соответствует избранной им профессии, если нет, то он должен покинуть данное профессиональное сообщество.
Наборы «точно сформулированных правил поведения» разработаны практически для каждой медицинской специальности и представляют собой перечень и характеристику этих правил по всем медицинским областям.
К середине XX в. медицинская деонтология становится интернациональной — появляются международные документы, регламентирующие поведение врача: Женевская декларация (1948), Международный кодекс медицинской этики (Лондон, 1949), Хельсинская декларация (1964), Токийская декларация (1975) и др.
БИОЭТИКА
В 60-70-х гг. XX в. формируется новая модель медицинской этики, которая рассматривает медицину в контексте прав человека.
Термин «биоэтика» (этика жизни), который был предложен Ван Ренселлером Поттером в 1969 г., который раскрывается как «систематические исследования поведения человека в области наук о жизни и здравоохранении в той мере, в которой это поведение рассматривается в свете моральных ценностей и принципов».
Основным моральным принципом биоэтики становится принцип «уважения прав и достоинства личности».
Под влиянием этого принципа меняется решение «основного вопроса» медицинской этики — вопроса об отношении врача и пациента. Сегодня остро стоит вопрос об участии больного в принятии врачебного решения. Это далеко не «вторичное» участие оформляется в новых типах взаимоотношения врача и больного — информационный, совещательный, интерпретационный типы являются по своему формой защиты прав и достоинства человека.
В современной медицине обсуждают не только помощь больному, но и возможности управления процессами патологии, зачатия и умирания с весьма проблематичными физическими и метафизическими (нравственными) последствиями этого для человеческой популяции в целом.
Медицина, работающая сегодня на молекулярном уровне, становится более «прогностической». Доссе (французский иммунолог и генетик) считает, что прогностическая медицина «поможет сделать жизнь человека долгой, счастливой и лишенной болезней». Только одно «но» стоит на пути этой светлой перспективы: «лицо или группа лиц, движимых жаждой власти и нередко зараженных тоталитарной идеологией». Прогностическую медицину еще можно определить как бессубъектную, безличностную, то есть способную к диагностированию без субъективных показателей, жалоб и пациента. И это действительно реальный и безпрецедентный рычаг контроля и власти как над отдельным человеческим организмом, так и над человеческой популяцией в целом.
Биоэтика — это современная форма традиционной профессиональной биомедицинской этики, в которой регулирование человеческих отношений подчиняется сверхзадаче сохранения жизни человеческого рода.
Регулирование отношений со сверхзадачей сохранения жизни непосредственно связано с самой сутью и назначением морали вообще. Сегодня «этическое» становится формой защиты «природно-биологического» от чрезмерных притязаний культуры к своим естественно-природным основаниям.
Биоэтика (этика жизни) как конкретная форма «этического» возникает из потребности природы защитить себя от мощи культуры в лице ее крайних претензий на преобразование и изменение «природно-биологического».
Начиная с 60-70-х гг. XX в., как альтернатива патернализму, все большее распространение приобретает автономная модель, когда пациент оставляет за собой право принимать решения, связанные с его здоровьем и медицинским лечением.
В этом случае врач и пациент совместно разрабатывают стратегию и методы лечения. Врач применяет свой медицинский опыт и дает разъяснения относительно прогнозов лечения, включая альтернативу нелечения; пациент, зная свои цели и ценности, определяет вариант, который больше всего соответствует его интересам и планам на будущее.
Таким образом, вместо патерналистской модели защиты и сохранения жизни пациента, в настоящее время на первый план выходит принцип благополучия пациента, который реализуется доктриной информированного согласия — самоопределение пациента зависит от степени его информированности.
Врач обязан снабдить больного не только всей интересующей его информацией, но и той, о которой, в силу своей некомпетентности, пациент может не подозревать. При этом решения пациента носят добровольный характер и соответствуют его собственным ценностям. Из этого и вытекает нравственный стержень взаимоотношений «врач-пациент» в биоэтике — принцип уважения личности.
Большое значение приобретает также вопрос об определении начала и конца жизни. (См. Эвтаназия)
Конфликт «прав», «принципов», «ценностей», а по сути человеческих жизней и судеб культуры — реальность современного общества.
Конфликт «права плода на жизнь» и «права женщины на аборт», или правовое сознание пациента, восходящее до осознания «права на достойную смерть», вступающее в противоречие с правом врача исполнить не только профессиональное правило «не навреди», но и заповедь — «не убий».
В отношении аборта как уничтожения того, что может стать личностью, существует три нравственных позиции:
Активность мозга служит также и критерием смерти. Современная интенсивная терапия способна поддерживать жизнь пациентов, не способных ни к самостоятельному дыханию, ни к мыслительным процессам. Поэтому возникают новые нравственные проблемы, связанные с пациентами, находящимися на грани жизни и смерти.
Вопрос об эвтаназии обычно возникает, когда пациент необратимо утратил сознание; умирая, испытывает интенсивные непереносимые страдания, вынуждающие медиков поддерживать пациента в полубессознательном состоянии или когда новорожденный имеет анатомические и физиологические дефекты, несовместимые с жизнью.
Существует большой диапазон мнений: от полной легализации права врача прерывать жизнь больного с его согласия («активная эвтаназия»), до полного неприятия эвтаназии как акта, противоречащего человеческой морали.
Существует вариант так называемой «пассивной эвтаназии», когда используется принцип нелечения, исключающий сам акт умерщвления (отключение искусственных систем, обеспечивающих жизнедеятельность, прекращение введения лекарственных препаратов и т. д.).
В 90-х гг. XX в. биоэтика стала понятием, включающем всю совокупность социально-этических проблем современной медицины, среди которых одной из ведущих оказывается проблема социальной защиты права человека не только на самоопределение, но и на жизнь. Биоэтика играет важную роль в формировании у общества уважения к правам человека.
Юдин полагает, что «биоэтику следует понимать не только как область знаний, но и как формирующийся социальный институт современного общества». Конкретной формой разрешения возможных противоречий в области биомедицины являются биоэтические общественные организации (этические комитеты), объединяющие медиков, юристов, специалистов по биоэтике, священников и др., обеспечивающие разработку рекомендаций по конкретным проблемным ситуациям медико-биологической деятельности, будь то ее теоретическая или практическая сторона.
Исторический и логический анализ развития этики врачевания приводит к следующему выводу:
Современной формой медицинской этики является биомедицинская этика, работающая ныне в режиме всех четырех исторических моделей — модели Гиппократа и Парацельса, деонтологической модели и биоэтики. Связь научно-практической деятельности и нравственности — одно из условий существования и выживания современной цивилизации.