Медицинская сестра при исследовании пульса определила что пульс аритмичный для определения частоты
Пульс
Что такое пульс?
Где проводится исследование пульса?
Исследования пульса проводят в местах, где артерии расположены поверхностно. Пульс можно прощупать на височной, сонной, бедренной артериях, артериях стопы и др. Удобнее всего определять пульс на лучевой артерии.
Какова техника исследования пульса у больного?
Медицинская сестра располагает II-IV пальцы своей правой руки по ходу лучевой артерии, начиная с основания I пальца больного. Пульсирующую под пальцами артерию слегка прижимают к лучевой кости. Исследование пульса необходимо проводить на обеих руках, сравнивая его свойства.
Как оценивается частота пульса?
Как оценивается ритм пульса?
Как оценивается наполнение пульса?
Наполнение пульса определяется количеством крови, образующим пульсовую волну. При хорошем наполнении пульсовая волна высокая, при плохом наполнении пульс слабый, с трудом различимый при прощупывании. Едва ощутимый, обычно учащенный пульс называют нитевидным. Он указывает на серьезные нарушения функции сердечно-сосудистой системы и необходимость экстренной помощи.
Как оцениваются скорость и напряжение пульса?
Скорость пульса определяется быстротой подъема и падения пульсовой волны.
Напряжение пульса определяется силой, которая требуется для надавливания на стенку артерий, чтобы прекратить пульсацию. Напряжение связано главным образом с величиной артериального давления. Чем выше давление, тем пульс напряженнее.
Какие приборы можно использовать для непрерывного исследования пульса?
В настоящее время для длительного и непрерывного исследования пульса применяют приборы, которые с помощью датчиков, накладываемых на пульсирующую артерию (лучевую, сонную и др.), постоянно регистрируют пульс. Это сфигмографы, пульсотахометры и др.
Методическая разработка практического занятия для преподавателя на тему «Исследование пульса.Тонометрия»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Департамент здравоохранения Ивановской области
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОГЛАСОВАНО Рассмотрено на заседании ЦМК
Зам. директора по УР: Председатель ЦМК
_____________ С.А. Краснова _____________ Е.Н. Груздева
ПМ 04.,05.,07 : «Выполнение работ по профессии
младшая медицинская сестра по уходу за больными»
МДК- 03: « Технология оказания медицинских услуг»
Тема: «Оценка функционального состояния пациента»
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень
31.02.02 «Акушерское дело» базовый уровень
31.02.01 «Лечебное дело» повышенный уровень
Составлена преподавателем: Груздевой Е.Н.
Тема: «Оценка функционального состояния пациента»
Место проведения: кабинет ОСД
Количество часов: 180 минут
Тип занятия : практическое занятие
— объективные методы обследования пациента
-физиологические нормы артериального давления
З.1. способы реализации сестринского ухода;
З.2. технологии выполнения медицинских услуг
регистрировать полученные данные в сестринской истории болезни
У.1. собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
У.2. определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
— развить у студентов клиническое мышление.
— развитие у студентов познавательной активности, навыков самостоятельной работы.
— формировать у студентов навыки общения с пациентами.
научиться работать в коллективе;
воспитать у студентов чувство профессиональной ответственности, внимательного отношения к пациенту во время проведения манипуляций;
развитие и совершенствование трудолюбия, тактичности, дисциплинированности, внимательности, аккуратности.
Зачетные манипуляции, подлежащие выполнению на занятии.
— техника исследования пульса
— техника измерения артериального давления
— техника цифровой и графической записи пульса, артериального давления Результатом освоения темы занятия « Оценка функционального состояния пациента » является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Наименование результата обучения
Оформлять медицинскую документацию.
Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.
Методы обучения : репродуктивный объяснительно-иллюстративный, информационно-рецептивный, личностно-деятельный.
Этика и деонтология
Темы: «Инфекционная безопасность. Инфекционный контроль»
«Общение и обучение в сестринском деле»
— Тестовые задания для контроля знаний с эталоном ответов
— Алгоритмы действия медицинской сестры при выполнении следующих манипуляций:
1. Алгоритм исследования пульса;
2. Алгоритм измерения артериального давления;
3. Стандарт сестринских вмешательств при гипертензии, гипотензии, гипертоническом кризе и отеках.
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Цели для студентов:
развивать дисциплинированность, пунктуальность, культуру общения.
Цели для преподавателя:
приучить к аккуратности.
Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих, проверяет готовность кабинета и студентов к занятию.
Студенты приветствуют преподавателя, бригадир называет отсутствующих.
Преподаватель совместно со студентами определяет тему занятия, задавая наводящие вопросы
Актуализация опорных знаний.
Выполнение студентами манипуляций.
Самостоятельное выполнение студентами манипуляций по алгоритмам.
Закрепление изученного материала.
Преподаватель организует работу по целеполаганию и мотивации, управляет познавательной деятельностью студентов, помогает грамотно сформулировать цели урока, задавая вопросы:
«Что такое пульс Понятие об артериальном пульсе
Что такое артериальное давление Понятие об артериальном давлении;
Подготовку пациента к данным видам исследования.
Студенты настраиваются на приобретение определенных знаний. Воспринимают и анализируют информацию, высказывают суждения, осознают, принимают цели.
3. Актуализация опорных знаний
Цели для студентов:
осознать значимость предстоящей деятельности.
Цели для преподавателя:
сосредоточить внимание студентов на теме занятия;
возбудить интерес к занятию.
Преподаватель предлагает студентам ответить на вопросы.
Студенты отвечают на вопросы, осознают значимость предстоящей деятельности.
4. Изложение нового материала
Цели для студентов:
усвоить новый материал.
Цели для преподавателя:
поддерживать внимание и мыслительную активность студентов;
углублять знания по предмету.
Преподаватель рассказывает об артериальном пульсе и давлении;
Преподаватель демонстрирует исследования пульса и измерения артериального давления
Студенты следят за действиями преподавателя. Запоминают материал занятия. Задают вопросы.
5. Самостоятельная работа студентов
Цели для студентов:
— научиться осуществлять исследования пульса и измерения артериального давления и записи результатов измерения цифровым и графическим способом
Цели для преподавателя:
развивать самостоятельность, ответственность и организованность;
формировать творческий подход к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Преподаватель контролирует действия студентов, корректирует возможные ошибки.
Студенты самостоятельно выполняют исследования пульса и измерения артериального давления и записи результатов измерения цифровым и графическим способом Приложение 3
6. Закрепление нового материала
Цели для студентов:
уметь воспроизводить основные идеи нового материала;
уметь выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их.
Цели для преподавателя:
систематизировать знания студентов;
закрепить материал по теме занятия.
Преподаватель предлагает студентам тестовые задания для закрепления материала по теме занятия.
Организует самостоятельную работу на основе репродуктивного метода с последующим обсуждением итогов работы.
Студенты отвечают на компьютерные тесты. Анализируют информацию (выделение существенных признаков, выводы, обоснование).
7. Домашнее задание
Цели для студентов:
закрепить в памяти материал, изученный на занятии;
закрепить и расширить умения, необходимые для самостоятельной работы.
Цели для преподавателя:
закрепить и систематизировать пройденный материал.
Преподаватель называет тему домашнего задания с указанием страниц в литературе.
Студенты записывают домашнее задание.
8. Подведение итогов занятия. Рефлексия
Цели для студентов:
вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности.
Цели для преподавателя:
формировать навыки самоанализа, самопонимания и самокритики;
помочь студентам выстроить адекватную самооценку.
Преподаватель подводит итоги занятия, делает выводы, выставляет оценки, указывает на ошибки.
Преподаватель организует фронтальную работу по обсуждению итогов занятия, его результативности и привлекает студентов к оценке выполненной работы. Предлагает студентам самим оценить работу на занятии.
Вопросы для рефлексии:
Студенты анализируют основные компоненты деятельности на занятии, отвечают на вопросы анкеты. Дают качественную и количественную оценку занятию.
Актуализация опорных знаний
1. Частота пульса – это
а) число пульсовых волн в 1 минуту
б) чередование пульсовых волн во времени
в) объем циркулирующей крови в сосуде.
а) число пульсовых волн в минуту
б) скорость и характер подъема и падения пульсовой волны
в) чередование пульсовых волн во времени.
3. Частота пульса больше 80 ударов в минуту называется
4. Частота пульса меньше 60 ударов в минуту называется
5. Два свойства пульса наиболее взаимосвязаны
а) наполнение и напряжение
б) напряжение и ритм
г) скорость и частота
а) только от частоты сокращений сердца
б) только от силы сокращений сердца
в) только от тонуса артериальной стенки
г) как от силы объема сердца, так и от тонуса артериальной стенки
а) резкое снижение АД
б) резкое повышение АД
в) одна из форм острой сердечной недостаточности
8. Нормы верхней границы АД-
9. Нормы нижней границы АД-
10. Частота пульса в одну минуту у взрослого в норме:
Изложение материала по теме занятия
1. Пульс и его свойства.
2. Артериальное давление:
— физиологические нормы артериального давления
Характер пульса зависит от:
1) величины и скорости выброса крови сердцем,
2) состояния стенки артерии (эластичность).
— центральный (на аорте, сонных артериях);
— периферический (на лучевой, тыльной артерии стопы и некоторых других артериях
Артериальный пульс обычно определяют на лучевой артерии методом пальпации (прощупывания).
В диагностических целях можно определять пульс на других артериях:
Исследовать пульс надо поочередно, с каждой стороны без сильного давления на артерию. Пульс пальпируется на боковой поверхности шеи или кпереди от грудино-ключично-сосцевидной мышцы между верхней и средней третью.
Пульс исследуют в паховой области при выпрямленном бедре с небольшим поворотом кнаружи.
Пульс исследуют в подколенной ямке с положением пациента лежа на животе.
-на задней большеберцовой артерии.
Пульс исследуют за внутренней лодыжкой, прижимая к ней артерию.
Пульс исследуют на тыльной поверхности стопы, в проксимальной части первого межплюсневого пространства.
Медсестра должна уметь определять следующие основные свойства пульса: ритм, частоту, напряжение, наполнение, величину пульса.
Учащение пульса более 80 ударов в 1 минуту называется тахикардия .
Частота пульса зависит от возраста, пола, физической нагрузки, тренировки, от температуры тела и работы желез внутренней секреции.
По ритму пульс бывает ритмичный и аритмичный.
Если пульсовые волны имеют одинаковую величину и промежутки между ними равны, то такой пульс называют ритмичным.
Если пульсовые волны имеют разную величину и промежутки между ними не равны, то такой пульс называют аритмичным.
Чаще всего встречаются 2 вида аритмии:
4.Напряжение- сила, с которой кровь давит на стенку сосуда.
Напряжение зависит от систолического объема сердца, количества циркулирующей крови в сосудах, от диаметра сосуда, его тонуса. Напряжение определяется по той силе, которую необходимо приложить до исчезновения пульса. При нормальном давлении артерия сдавливается умеренным усилием, поэтому в норме пульс удовлетворительного напряжения. При высоком давлении артерия сдавливается сильным надавливание – такой пуль называется напряженным ( твердый). При низком давлении артерия сдавливается легко, пульс – ненапряженный (мягкий). Пульс слабого наполнения и напряжения называется нитевидный.
5.Высота (скорость)- это время подъема и падения пульсовой волны. Пульсовая волна определяется на сфигманометре. Если пульсовая волна быстро поднимается и быстро опускается, то такой пульс называется высоким или скачущим, что бывает при пороках аортального клапана.
Если пульсовая волна медленно поднимается и медленно опускается, то такой пульс называется низким или медленным, что бывает при стенозе устья аорты.
Артериальное давление (АД) — это давление крови на стенки артерий. Оно зависит от деятельности сердца, эластичности стенок артерий, объема и вязкости крови. На уровень артериального давления влияют величина и скорость сердечного выброса, частота и ритм сердечных сокращений, периферическое сопротивление стенок артерий.
Артериальное давление зависит от возраста, времени суток, эмоционального состояния, физической нагрузки, приема пищи, приема лекарственных препаратов, общения с врачом.
Максимального уровня артериальное давление достигает во время сокращения (систолы) левого желудочка сердца. При этом из сердца выталкивается около 70 мл крови. Это давление называется систолическим. В норме оно достигает 100 – 140 мм.рт.ст.
Во время паузы между сокращениями желудочков сердца (то есть диастолы), стенки аорты и крупных артерий начинают сокращаться и проталкивать кровь в капилляры. Давление крови постепенно падает и к концу диастолы достигает минимальной величины: 60 – 90 мм рт.ст.. Это давление называют диастолическим .
Разность между систолическим и диастолическим АД называют пульсовое давление. В норме пульсовое давление 40-50 мм.рт.ст.
О величине АД можно судить после его определения с помощью аппарата тонометра, состоящего из манжетки с текстильной застежкой, резинового баллончика и манометра (ртутного или мембранного). Основной методикой является аускультация (выслушивание).
Достоверные показатели будут получены при измерении АД у пациента в положении лежа или сидя на обеих руках после 10-15 минут отдыха. Измеряется АД обычно 3 раза с интервалом в 5 минут, при этом воздух из манжетки надо выпускать каждый раз полностью. Берется средний показатель.
Алгоритмы практических манипуляций.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЙСТВ ПУЛЬСА.
Показания: объективное обследование, контроль за состоянием пациента.
— ручка с красным стержнем,
— лист динамического наблюдения за пациентом,
1. Объяснить цель и ход манипуляции, получить согласие на процедуру.
2. Придать пациенту положение, сидя или лежа.
1. Обработать руки гигиеническим способом.
2. Положить 2,3,4 пальцы на область лучевой артерии пациента (первый палец должен находиться с тыльной стороны предплечья) и прижать слегка к артерии.
3. Определить симметричность пульса. Далее исследование проводится на одной руке, если пульс симметричный.
4. Взять секундомер и сосчитать количество пульсовых волн за 1 минуту.
5. Оценить интервалы между пульсовыми волнами.
6. Оценить наполнение пульса по величине объема крови, образующей пульсовую волну.
7. Оценить напряжение, прижимая лучевую артерию до исчезновения пульсовых колебаний.
8. Обработать руки кожным антисептиком
9. Провести регистрацию качеств пульса в температурном листе (точками красного цвета), а в листе динамического наблюдения цифровым способом.
10.Сообщить результаты исследования пациенту.
ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ (ТОНОМЕТРИЯ).
Показания: объективное обследование, контроль над состоянием пациента.
— лист динамического наблюдения,
— 3% перекись водорода
Объяснить цель и ход манипуляции, получить согласие на процедуру.
Уточнить у пациента его постоянное давление
1. Обработать руки гигиеническим способом.
2. Придать пациенту удобное положение (сидя или лежа).
3. Положить руку пациента в разогнутом положение ладонью вверх, под локоть положить сложенное трубкой полотенце или валик.
5. Определить точку максимальной пульсации локтевой артерии и поставить на нее головку фонендоскопа.
6. Закрыть вентиль грушевидного баллона и нагнетать воздух в манжетку, пока показания манометра не превысят на 20-30 мм рт.ст. тот уровень, при котором исчезнет пульсация на локтевой артерии.
8. Продолжая выпускать воздух из манжеты, зафиксировать показания манометра, при котором исчезнут пульсовые удары, что, соответствует диастолическому давлению.
9. Выпустить воздух из манжеты, снять ее.
10. Сообщить результат пациенту.
11. Обработать руки кожным антисептиком
12. Провести регистрацию АД в температурном листе и листе динамического наблюдения за пациентом.
13. Обработать манжетку аппарата 2-х кратным протиранием 3% раствором перекиси водорода через 15 минут.
Примечание: Давление измеряется через 1-2 часа после приема пищи, курения, физической нагрузки. АД измеряется на левой и правой руке, троекратно с интервалом 5 минут. Регистрируется наиболее высокое значение АД.
Стандартный план ухода при гипотензии
1. Обеспечить немедленный вызов врача.
2. Обеспечить физический, психический покой.
3. Обеспечить доступ свежего воздуха или ингаляцию увлажненным кислородом.
4. Обеспечить горизонтальное положение без подушки с приподнятыми ногами.
5. Обеспечить согревание пациента (тепло укрыть, грелку к ногам, теплый крепкий чай или кофе).
6.Контролировать АД и пульс, не снимая манжетки, каждые 5 минут до нормализации АД.
Стандартный план при гипертензии.
1. Обеспечить вызов врача.
2. Обеспечить физический, психический покой.
3. Обеспечить доступ свежего воздуха.
4. Уложить пациента в постель с приподнятым изголовьем..
5. Контролировать АД до нормализации.
6. Приготовить лекарственные средства:
Стандартный план при гипертоническом кризе.
1. Обеспечить немедленный вызов врача.
2. Обеспечить физический, психический покой.
3. Обеспечить доступ свежего воздуха.
4. Уложить пациента в постель с приподнятым изголовьем..
5. Поставить горчичники на икроножные мышцы.
6. Сделать горчичные ножные ванны, теплые ванны для рук, грелку к ногам.
7. Поставить холодный компресс к голове.
8. Контролировать АД каждые 30 минут до нормализации.
9. Приготовить лекарственные средства:
Стандартный план ухода при отеках.
Медсестра объяснит пациенту необходимость соблюдения диеты, с ограничением соли (до 5 гр.) и жидкости 800 мл, обогащенной белками солями калием.
Медсестра обеспечит соблюдение диеты.
Медсестра будет определять ежедневно водный баланс.
Медсестра будет взвешивать пациента ежедневно.
Медсестра обеспечит уход за кожей и слизистыми.
Медсестра обеспечит пациенту по назначению врача прием лекарственных средств.
Медсестра обеспечит контроль за режимом физиологических отправлений пациента.
Закрепление нового материала
1. Пульс обычно исследуют на
б) на сонной артерии
в) на локтевой артерии
г) на височной артерии
3. Аппарат для измерения АД:
в) резкое снижение АД
а) резкое повышение АД
6. Разность между систолическим и диастолическим давлением называется
в) дефицитом пульса
г) пульсовым давлением
а) 5-6 раз на обеих руках
б) 3-4 раза на обеих руках
в) 2-3 раза на одной руке
г) 3 раза на обеих руках
8. При повышение АД становится:
9. Метод определения пульса:
в) осмотр г) выслушивание
10. Установите соответствие:
термин: значение термина:
1) тахикардия а) частота пульса 90 в минуту
2) брадикардия б) частота пульса 70 в минуту
в) частота пульса 40 в минуту
Тема: «Питание и кормление пациента в стационаре»
1. Учебно-методическое пособие по “Основам сестринского дела” том 1
3. Сборник манипуляций по сестринскому делу.
Методическая разработка по ПМ 04. по теме «ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, ПРИЗНАКИ УХУДШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТА»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ПМ 04. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ
МДК : 04.01. ТЕХНОЛОГИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Раздел 1. Оказание медицинских услуг по уходу
Тема 1.1. ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, ПРИЗНАКИ УХУДШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТА
Специальность: 34. 02. 01. Сестринское дело Курс 2
ПЦМК по профессиональному модулю
Гладкова Людмила Михайловна
к методической разработке ПМ. 04. ПМ. 07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным по теме: Показатели функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента. Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования знаний по теме: Показатели функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента
Используются следующие формы работы: словесный ( вербальный) метод обучения.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен
— Показатели функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента ;
— технологии выполнения медицинских услуг;
П.К. 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
П.К. 4. 2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
— П.К. 4. 5. Оформлять медицинскую документацию.
Методы и формы, используемые на занятии:
Содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, новые понятия и термины для самостоятельной работы.
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний» (приложение №1), «Изложение нового материала» (приложение №2), «Физкультминутка» (приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№4), Подведение итогов (приложение №5)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Показатели функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента
Место проведения кабинет.
Продолжительность проведения занятия 90 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала при изучении профессиональных модулей ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.
1.Образовательная: После изучение темы студент должен знать «Проблема пациентов», «сестринский диагноз»
-различия между проблемой пациента (сестринским диагнозом) и медицинским (врачебным) диагнозом
Цели сестринской диагностики. Существующие и потенциальные, приоритетные и второстепенные, физиологические, психологические и духовные проблемы пациента.
Примерный банк проблем пациентов (сестринских диагнозов). Выявление и формулировка проблем пациента, очередности их решения.
2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.
3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК8) Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).
Требования ФГОС к уровню подготовки студента:
— Показатели функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента ;
П.К. 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
П.К. 4. 2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
— П.К. 4. 5. Оформлять медицинскую документацию.
Междисциплинарная интеграция: ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.
Внутри дисциплинарная интеграция: Теоретические основы сестринского дела, как способ реализации сестринского ухода, Сестринский процесс, как способ реализации сестринского ухода.
Методическое обеспечение занятия: Содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, новые понятия и термины для самостоятельной работы.
Внеаудиторная работа: Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». 16-е издание Ростов- на Дону, «Феникс» 2011.Стр. 158-169Стр. 176-180 Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2011 стр.141-143; 162-182 ;424-427; 424-427; 90-92
Учебники (основная литература)
Т. П. Обуховец., О.В. Чернова. Основы сестринского дела 16 – издание Ростов – на – Дону «Феникс» 2011 стр. 5-64. Л.И. Кулешова, Е. В. Путоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону. 2011.
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность
Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1) ОК.4.
Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию
Использование активных форм опроса с указанием цели:
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. ОК 1.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста
Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
Изложение нового материала (приложение №2)
Цель: сформировать знания
Словесный, (вербальный) метод обучения.
Физкультминутка (приложение №3) ОК. 13. Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей
Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК.2.
Цель: организовать студентов для самостоятельной работы
Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы:
Осмысление и систематизация полученных знаний
Цель: систематизировать и закрепить полученные знания
Решение тестовых заданий
Подведение итогов (приложение №5)
Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.
Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». 16-е издание Ростов- на Дону, «Феникс» 2011.
Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии.
«Феникс». Ростов-на-Дону. 2011
424-427; 424-427; 90-92
Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний
Текст задания : Опишите показатели функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента, путем решения тестовых заданий
Выберите один правильный ответ.
Б) уряжение дыхания
Г) учащение дыхания
4.Изменение роста и определение массы тела – метод обследования
5. Исследования ЧДД, пульса, АД – метод обследования пациента
6. Антропометрические исследования включает определение
Б) температура тела
9.По напряжению пульс различают:
А) ритмичный, аритмичный;
Б) скорый, медленный;
10. Время подсчета пульса при аритмии (в сек.):
12.Выберите одно из свойств пульса:
13. Количество дыхательных движений у взрослого человека ( в мин)
14 Пульс выше 90 ударов( в мин)
15. К свойствам пульса относятся:
( Изложение нового материала)
Сестринский диагноз – это состояние здоровья пациента, установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательств со стороны сестры.
Проблемы пациента – это проблемы, которые существуют у пациента и препятствуют ему в достижении состояния оптимального здоровья в любой сложившейся ситуации, включая состояние болезни и процесс умирания.
Диагноз врача остается неизменным в течение всего периода лечения, а сестринский может изменяться ежедневно в зависимости от самочувствия больного. Лечение, назначенное врачом, проводится в рамках общепринятой лечебной практики, в то время как сестринское вмешательство выполняется в пределах компетенции медсестры.
Цели сестринской диагностики.
Постановка целей ухода необходима по двум причинам:
1.Определяется направление индивидуального сестринского вмешательства.
2.Используется для определения степени эффективности вмешательства.
Пациент активно вовлекается в процесс планирования целей. Одновременно медсестра мотивирует пациента на успех, убеждая его в достижении цели, и вместе с пациентом определяет пути их достижения.
Каждая цель в обязательном порядке включает три компонента:
Исполнение (глагол, действие)
Критерии (дата, время, расстояние)
Условие (с помощью кого- или чего-либо)
Требования к постановке целей:
Цели должны быть реальными, достижимыми.
Необходимо установить конкретные сроки достижения каждой цели.
Пациент должен участвовать в обсуждении каждой цели.
По срокам существуют два типа целей:
Краткосрочные, достижение которых осуществляется в течение одной недели и более.
Долгосрочные, которые достигаются в течение длительного периода, более недели, часто после выписки пациента из стационара.
3. Существующие и потенциальные, приоритетные и второстепенные, физиологические, психологические и духовные проблемы пациента
Существующие проблемы – это те проблемы, которые беспокоят пациента на момент обследования. Например: головная боль; нарушение сна.
Потенциальные проблемы – это те проблемы, которые не существуют в настоящий момент, но они могут появится с течением времени.
Например: риск возникновения пролежней, гипостатической пневмонии, развития контрактур у неподвижного пациента; риск возникновения нарушения мозгового кровообращения при высоком АД; риск падения и травм у пациентов с головокружением.
Приоритетные проблемы – наиболее значимые для жизнедеятельности пациента и требующие первоочередного решения.
Например : неотложные состояния. Второстепенные проблемы – не представляют особой опасности, допускают отсрочку сестринского вмешательства.
Второстепенные проблемы – не представляют особой опасности, допускают отсрочку сестринского вмешательства.
1.боль; 2. дыхательная недостаточность; 3. сердечная недостаточность; 4. хронический запор; 5. сенсорные изменения.
1.дефицит знаний (о заболевании, ЗОЖ); 2. страх, тревога; 3. беспокойство; 4. апатия; 5. депрессия; 6. страх смерти.
1. Проблемы высшего порядка (смысл жизни).
Примерный банк проблем пациентов (сестринских диагнозов).
1. Чувство тревоги, связанное с. (указать причину). 2. Недостаточное питание, не соответствующее потребностям организма.
3 Избыточное питание, превышающее потребности организма.
4. Снижение защитных функций организма в связи с.
5. Отсутствие санитарных условий (быта, работы. ).
6. Дефицит знаний и навыков для осуществления. (например, гигиенических мероприятий).
7. Усталость (общая слабость).
Третий этап- планирование ухода
Во время планирования отдельно для каждой проблемы формулируются цели и план ухода. Требования к постановке целей:
1) Цели должны быть реальными, достижимыми. Нельзя ставить цель: пациент похудеет за 3 дня на 10 кг.
2) Необходимо установить сроки достижения цели. По срокам существует 2 вида целей:
а) краткосрочные (меньше одной недели);
б) долгосрочные (недели, месяцы, часто после выписки).
3) Цели должны находиться в пределах сестринской компетенции.
Неправильно: «У пациента не будет кашля к моменту выписки», так как это область компетенции врача.
Правильно: «Пациент продемонстрирует знания о дисциплине кашля к моменту выписки».
4) Цель должна формулироваться в терминах пациента, а не медсестры.
Неправильно: медсестра обучит пациента технике самостоятельного введение инсулина. Правильно: пациент продемонстрирует умение делать себе инъекции инсулина технически верно через неделю.
Затем сестра составляет план ухода за пациентом, то есть письменное руководство, представляющее собой подробное перечисление действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода.
Выявление и формулировка проблем пациента, очередности их решения.
Часто пациент сам осознает свои актуальные проблемы, например, боль, затрудненное дыхание, плохой аппетит. Кроме того, у пациента могут быть проблемы, о которых медсестра не догадываться. Сестра тоже может выявить проблемы, о которых сам обследуемый не догадываться, например, учащенный пульс или признаки инфекции.
Медицинская сестра должна знать источники возможных проблем пациента. Ими являются:
Окружающая среда и вредные факторы, воздействующие на человека.
Медицинский диагноз пациента или врачебный диагноз. Врачебный диагноз определяет заболевания на основе специальной оценки физических признаков, истории заболевания, диагностических тестов. Задачей врачебной диагностики является назначение лечения пациента.
Лечение человека, которое может иметь нежелательное побочное действие, само по себе может стать проблемой, например, рвота при некоторых видах лечения.
Больничная обстановка может таить в себе опасность, например, низкий материальный достаток пациента, не позволяющий ему полноценно питаться, что, в свою очередь, может угрожать его здоровью.
После проведенной оценки состояния здоровья пациента медсестра должна сформулировать диагноз, решить, кто из профессиональных работников здравоохранения может помочь пациенту.