Медный всадник что это поэма или повесть
Медный всадник
«Медный всадник» — стихотворное произведение А. С. Пушкина, поэма в двух частях с (не считая введения), самоопределяемая как петербургская повесть.
Является одним из самых успешных произведений Пушкина и считается одним из самых влиятельных произведений в русской литературе. Благодаря его влиянию Памятник Петру I в Петербурге стали называть не иначе как Медный всадник.
Это, одновременно, и ода Санкт-Петербургу и его создателю Петру I, и попытка определить место простого человека в истории. Создание поэмы относится к 1833 году и пребыванию поэта в имении Болдино.
Содержание
Сюжет
В величественном городе Санкт-Петербурге, построенным Петром I, живёт молодой ничтожный чиновник, типичный обыватель, мечтающий жениться на своей возлюбленной и прожить с ней простую жизнь. Однако, в его планы вмешивается природное бедствие — наводнение 1824-го года, в котором его возлюбленная как и многие петербуржцы погибает. Молодой человек винит во всём Петра I, столь неудачно выбравшего место для строительства своего детища, ему начинает мерещиться, что посвящённый ему памятник сходит с постамента и гонится за ним. Потерявший рассудок молодой человек погибает.
Проблематика
Произведение противопоставляет интересы обычного обывателя и цивилизации, государства и его частного гражданина. История главного героя поднимает тему «маленького человека» с его мещанским счастьем и бессилием перед волей государства. С другой стороны он становится всего лишь жертвой противостояния между Петром Великим и природными стихиями.
Сосредотачиваясь на неразрешимой проблеме отношений личности и власти, поэма не перестаёт быть актуальной во все времена: какой бы ни была государственная власть она всегда содержит тенденцию к подавлению личности, но несмотря на это государство просто необходимо чтобы защищать эту самую личность от произвола.
Также затрагивается тема потери человеком своих корней, тема памяти истории своих предков: по убеждению Пушкина, уважение дворянства к памяти предков есть залог его независимости в отношении властей, поэтому неудивительно, что ничтожество главного героя он передаёт через незнания им своей истории.
Однако уже к концу произведения герой обретает человеческую гордость, становится личностью, способной противопоставить себя бездушному истукану, воплощающему царскую волю и суровую историческую необходимость.
Художественные особенности
Сущность поставленной автором историко-философской проблемы составляется из ряда чередующихся контрастов, проходящих через всю поэму.
Таким образом контраст это основной приём поэмы, автор постоянно противопоставляет:
Форма поэмы представляет собой необычное смешение жанров: места, посвященные Петру, написаны в торжественном, одическом стиле 18-го века, а строки посвящённые Евгению прозаичны и слегка комичны. Смесь жанров подкрепляется самим подзаголовком: «петербургская повесть». Метрически, вся поэма написана с использованием четырехстопным ямбом, однако текст имеет различную схему рифмы и строфы различной длины.
«Медный всадник» (А. Пушкин)
Цитата: «Люблю тебя, Петра творенье. ».
История создания
В основе произведения — подлинная история наводнения, которое произошло в Петербурге осенью 1824 г.
Образ ожившего памятника, по всей видимости, взят из городских легенд. По одной из них, Александр I собирался вывезти Медного всадника из Петербурга. Но один из придворных остановил императора, рассказав свой сон. В этом сне Медный всадник скакал по петербургским улицам, укорял императора за беспорядки, но обещал, что пока он (Медный всадник) в Петербурге, ничего плохого не случится.
Возможно также, что Пушкин использовал в своём материале идею ожившего памятника из «Дон Жуана».
Проблематика:
Медный всадник (памятник Петру I) работы Этьена Мориса Фальконе на самом деле сделан из бронзы.
Откуда же название — «Медный всадник»? Разумеется, Пушкин сознательно пошёл на искажение фактов. Медь имеет красноватый оттенок, что придаёт «кровавость» образу императора. Кроме того, медь лишена благородства бронзы — это простой металл.
Евгений и его маленький бунт ничем не мешают ходу истории, но этот герой по замыслу Пушкина погибнет под копытами абсолютизма. Власть, безразличная к человеку в решении задач государственной важности, становится кровавой и лишается благородства.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: поэма.
Жанровые особенности: «Медный всадник» принято называть поэмой, хотя сам Пушкин дал этому произведению подзаголовок «Петербургская повесть». При этом исследователи отмечают жанровую неоднородность «Медного всадника»: как и в «Капитанской дочке», в этой поэме Пушкин органично переплёл семейный быт с историей.
Время и место действия: Действие происходит в 1824 г. в Петербурге.
Действующие лица
Краткое содержание
В начале поэмы Пётр I стоит на берегу Невы и думает о городе, который построит здесь. Город этот призван стать окном в Европу, чем-то принципиально новым и прекрасным.
Сто лет спустя леса и болота исчезают, и их сменяет красивый город Петербург.
Ноябрь выдался холодным, влажным. Бедный чиновник Евгений возвращается в своё скромное жилище в небогатом районе, ложится спать, но не может уснуть. Он скучает по своей невесте Параше, которую ещё несколько дней не сможет увидеть: идут дожди, и с Невы сняли мосты. Евгений размышляет, как женится и будет жить с супругой счастливо. Эти мысли радуют его: Евгений успокаивается и засыпает.
На следующий день происходит катастрофа. Нева вышла из берегов и затопила Петербург. Люди оценивают это как Божью кару.
Евгений, мокрый, потерявший шляпу, сидит на мраморной статуе льва возле крыльца богатого дома и смотрит на противоположный берег Невы. Там его любимая со своей матушкой. Что с ними? Евгений как будто зачарован. За ним высится памятник Петру I — Медный всадник.
Наконец стихия утихла, и Евгений отправляется на лодке на другой берег Невы. Он спешит к невесте, но не может узнать привычных улиц: всё изуродовано наводнением, вокруг — тела мёртвых. А дома его любимой попросту нет: он смыт водой. Евгений потрясён: он сходит с ума и хохочет.
На следующий день город уже приведён в порядок, жизнь восстановлена. Но жизнь Евгения разрушена. Он всё время слышит шум бури, бродит по улицам месяцами, спит на пристани, питается чем бог пошлёт. Дети бросают в него камнями, кучеры гоняют плетью, но Евгений ничего не чувствует.
Когда наступает осень, Евгений вдруг живо вспоминает ужасные события прошлого года. Он бродит и обнаруживает дом с мраморными изваяниями львов. Евгению неожиданно всё становится понятно. В гневе и волнении он грозит памятнику Петру I. И тогда Евгению кажется, что памятник глядит на него. Он убегает, слыша за собой топот медных копыт: Евгений думает, что памятник гонится за ним. Всю ночь Евгений убегал от памятника. С того времени, если вдруг Евгений оказывался на площади, он всегда снимал картуз, чтобы продемонстрировать изваянию уважение.
К маленькому островку на взморье иногда причаливают рыбаки. Они-то и обнаружили смытый при наводнении пустой домик, а у его порога — труп Евгения. Рыбаки хоронят страдальца.
Экранизация
«Осень» (СССР, 1982; мультфильм).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кому адресованы строки «Люблю тебя, Петра творенье, / Люблю твой строгий, стройный вид»? Поясните.
Ответ. Городу Петербургу. «Петра творенье» — потому что город возвели в соответствии с распоряжением императора Петра Великого.
Что представляет собой Медный всадник?
Ответ. Памятник Петру I, который стоит на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Название памятник получил благодаря поэме А. С. Пушкина (на самом деле он изготовлен из бронзы). Медный всадник стал важным элементом так называемого «петербургского текста» (см. романы Ф. М. Достоевского «Подросток», Андрея Белого «Петербург»).
Как называется троп, в котором для обозначения целого явления применяется название его части («Все флаги в гости будут к нам»)?
Анализ поэмы «Медный всадник» (А. С. Пушкин)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 26.03.2019 · Обновлено 16.01.2021
Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» по праву считается одним из лучших его творений. Поэт поднимает неоднозначные проблемы, при этом оформляя их в легко воспринимаемую стихотворную форму. Для автора это произведение, последнее в жанре поэмы, становится своеобразным итогом размышлений о власти, о личности Петра I, к которой он обращался в «Полтаве», «Арапе Петра Великого» и других своих трудах; это рассуждения о месте простого человека в российском государстве, противопоставленного власти.
История создания
Последняя поэма Пушкина посвящена городу Санкт-Петербургу. Неслучайно все гиды и экскурсоводы в культурной столице обращаются к этому тексту и произносят отрывки из него в каждом путешествии. О создании «Медного всадника» сохранились интересные факты:
Сама поэма «Медный всадник» была создана в 1833 году. Из-за замечаний цензоров поэту пришлось внести правки, однако он не стал доводить работу до финального итога. И произведение не было опубликовано при жизни автора. В 1834 году в печать был выпущен только один отрывок – знаменитое вступление к поэме, воспевающее величие и красоту Санкт-Петербурга.
Текст поэмы без цензурных правок впервые увидел свет только в 1919 году.
Жанр, направление, размер
«Медный всадник» — историческая поэма, как принято считать, хотя сам автор в подзаголовке обозначил его как «Петербургская повесть». Один из исследователей творчества Пушкина Д. Благой писал, что в произведении присутствует смесь героической эпопеи и лирико-драматической «мещанской» повести в стихах. В тех частях, где описывается Петр I и его деятельность, чувствуются торжественность и восторженность, присущие такому жанру, как ода.
Поэма написана четырехстопным ямбом (к нему Пушкин нередко обращался в своей поэзии) и состоит из лирического вступления, которое может идти в качестве отдельного произведения, и двух повествующих сюжет частей. Эпилог не выделяется, но за него можно считать последние строки, где рассказывается о смерти главного героя.
«Медный всадник» можно отнести к такому направлению в искусстве, как реализм. В 30-е годы, когда писалась поэма, в России как раз происходило становление реализма в русской литературе. Герой реалистического произведения кажется типичным представителем своей эпохи, его образ упрощен и обобщен. Евгений, герой «Медного всадника», показан заурядным жителем Петербурга XIX века, «маленьким человеком». Пушкин описывал его как человека, «каких много». Кроме этого, он обращается к конкретным историческим фактам в конкретном городе. Можно легко найти на карте места, которые указываются в поэме. Конфликт заключается в противостоянии интересов государства и интересов рядового жителя. Между тем, в нем есть черты, присущие романтизму: столкновение разных точек зрения, которые описывает Пушкин, неразрешимо. Конфликт двойственен, нельзя однозначно указать, чья позиция (в данном случае, Евгения, простого человека, или Петра I, владыки России) правильная. Вдобавок, само видение Евгения является элементом фантастического, что тоже можно отнести к романтическим чертам.
Однако вступление «Медного всадника» имеет черты классицистического направления. В первую очередь, в центре внимания находится прославление великого императора и его деятельности; Пушкин использует возвышенную лексику при описании Санкт-Петербурга, которая должна зарождать в читателях восторг, гордость, волнение.
Композиция и конфликт
Композиция поэмы состоит из следующих частей:
При всей неоднородности поэмы она все же остается целостным произведением, благодаря чему текст легко воспринимается читателем.
Основной конфликт, который становится доминантой сюжета, неординарен и драматичен: он происходит между императором, великим реформатором России, который жил задолго до описываемых событий, и самым обычным жителем Санкт-Петербурга, бедным и неизвестным чиновником, «маленьким человеком». У каждого из них своя «правда»: правитель преследует глобальные цели, он хочет «в Европу прорубить окно», укрепить флот и оборону страны, а также построить прекрасный город, подобный тем, которые он видел за границей; «правда» Евгения заключается в планах и мечтах рядового человека – устроить жизнь, жениться на любимой девушке и жить с ней в благополучии.
Нельзя однозначно сказать, кто из них двоих прав. Петр I не мог не построить город в тех местах, откуда могла быть угроза со стороны соседнего государства; однако судьбы обычных людей не менее важны, чем государственные планы. «Правда» простого жителя Санкт-Петербурга, живого и чувствующего, так же важна, как и «правда» власти, «кумира», мертвой статуи. Обе эти позиции ограничены, и их конфликт неразрешим.
Поэма начинается с лирического вступления, в котором Пушкин воспевает Санкт-Петербург – место, где происходит действие произведения – и деятельность его основателя, Петра I. Но основные события разворачиваются в жизни простого человека — Евгения.
Автор плавно переходит к жизнеописанию главного героя. Евгений, мелкий чиновник, бедный и ничем не примечательный, мечтает о счастливой семье. Он думает о Параше, своей возлюбленной, на которой он хочет жениться и с которой хочет встретить старость. Но случается катастрофа: Нева разбушевалась и затопила город. Под ее волнами погибает Параша – читатели так и не встречаются с ней в сюжете.
Евгений пытается добраться до ее бедного домика, где она жила с матерью, но его снесло чудовищным течением. В один миг герой теряет цель своей жизни. Картина пустыря, где раньше жила возлюбленная, морально ломает Евгения, и он бредет по улицам Петербурга. Так начинается его новая жизнь: он ни к чему больше не стремится, каждый день вспоминает о тех страшных событиях роковой ночи, блуждая по столице.
Однажды герой доходит до статуи Петра I, и им овладевает ярость. Он кидает на памятник «дикие взоры» и упрекает за строительство Петербурга. Но неожиданно Евгений стремглав убегает – ему показалось, что Медный всадник ожил и начал за ним гнаться. Всю ночь молодой человек пытался оторваться от преследования, но везде он слышал цоканье тяжелых копыт. После этой встречи Евгений чувствовал смятенье рядом тем местом, где стоит памятник. В конце читатель узнает о смерти героя: к одному из островков прибило пустой ветхий домик, который, видимо, принадлежал Параше, ведь на его пороге нашли «хладный труп» Евгения.
Главные герои и их характеристика
Темы и проблемы
Проблематика и тематика произведения весьма богаты и многогранны.
Главная мысль
Столкновение личности и государства раскрывается в произведении благодаря нескольким идейным планам. Из них самый очевидный – это борьба героя-обывателя с героем-реформатором. Простой житель хочет счастья для себя, в то время как император думает о всем народе, о будущем, о перспективах. Они никогда не смогут понять друг друга, и поэтому конфликт между ними неразрешим.
Пушкин призывает нас и обладателей власти быть более гуманными. Евгений, Параша, ее мать, как и другие пострадавшие при наводнении, принадлежали к низшим слоям общества. Бедные и нищие, они не моли рассчитывать на чью-то помощь. Поэтому автор наделяет «маленького человека» голосом, и тот корит власть за равнодушие. В этом гуманном посыле и заключается основная идея поэмы «Медный всадник».
Возможно, смысл поэмы заключается и в том, что Пушкин пытался показать высшему сословию, что ради перемен в стране действовать должны именно они, а не простолюдины. Любая попытка «маленького человека» обречена на неудачу. Так, Евгений разговаривает со статуей императора, а не с живым властелином, но даже бронзовая скульптура пытается его наказать.
Чему учит
Пушкин не дает четких моральных выводов. Он позволяет читателю самостоятельно выбрать сторону конфликта, порой очень сложного и неразрешимого. Чью позицию он выбрал сам, сложно сказать, ведь он признает достижения деятельности Петра I, в чем-то его оправдывая, но вместе с тем осуждает его равнодушие к своим поданным.
Тем не менее, гуманистическая мысль становится очевидной. Автор детально описывает ужасы наводнения, страх и отчаяние людей, их бедность и беспомощность, пытаясь вызвать у читателя сострадание к простому народу. Его мораль сводится к тому, что никакие достижения не смогут оправдать безразличия большого человека по отношению к маленькому. Ведь все хорошее и грандиозное делается для людей, а не для того, чтобы «прорубить окно» или «закрепиться на Балтийском море».
Средства выразительности
Пушкин активно использовал средства художественной выразительности при написании поэмы. Язык «Мертвого всадника» изобилует тропами. Вот некоторые из них:
Стиль пушкинской поэзии стал эталоном в литературной среде того времени. Особенно интересной деталью в произведении выступает аллегория:
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Так, Пушкин описывает памятник, но придает его элементам особое значение. Петр запечатлен верхом на вздыбленном коне — в нем автор и увидел Россию, которая встала на дыбы под властью амбициозного императора. Самая бездна — это волны, изображенные на постаменте Петра Великого.
Критика
Значение и роль «Медного всадника» описаны в трудах именитых критиков. В. Г. Белинский считал, что в поэме выражается социально-философская идея о противостоянии начала государственного (коллективного) и начала личного (единичного). Так, читатель видит скорбную и тяжелую участь индивида, которая страдает из-за необходимых и масштабных изменений в жизни страны. Император не может обеспечить безопасность каждого жителя, за ним – государство, и думать он должен обо всех. Белинский называет Евгения неизбежной жертвой исторического процесса. Никто не смог бы ему помочь, пускай читателю его и жалко. То есть критик признает «правду» Петра, хотя ему и жаль простых граждан.
Другой критик, А. В. Дружинин, называл Евгения «бедным мальчиком», «бесцветным», а Петра – «великим Преобразователем России». Получается, что он согласен с Белинским, только он не сочувствует сошедшему с ума герою.
Очевидно, критика восприняла произведение положительно. Многие считали, что Пушкин оправдывает императора, поэтому «принимали» сторону государя. Но особенности поэмы (а именно отсутствие однозначной авторской позиции, мастерское описание всех сторон конфликта) сделали возможными диаметрально противоположные отзывы о тексте.
Немного иначе трактовал конфликт поэмы Д. С. Мережковский:
Не для того ли рождаются бесчисленные, равные, лишние, чтобы по костям их великие избранники шли к своим целям. Но что, если в слабом сердце ничтожнейшего из ничтожных, «дрожащей твари», вышедшей из праха, в простой любви его откроется бездна, не меньшая той, из которой родилась воля героя? Что, если червь земли возмутится против своего бога?
Сначала кажется, что и Мережковский принимает «правду» Петра, но потом читатель понимает, что критик верит и в «правду» Евгения. И он справедливо отметил, что именно благодаря искренней любви «маленький человек» готов восстать против властелина.
Поэт В. Я. Брюсов же считал, что Пушкин в поэме отражает свое понимание борьбы с деспотизмом, и интерпретировал текст произведения следующим образом: стихийный мятеж не способен преодолеть тиранию, ведь он сам по себе неразумен и беспощаден; но мятеж души в каждом отдельно взятом человеке победит власть и деспотию, и свобода «в глубинах человеческого духа» одержит над ними верх.
Творчество Пушкина – это творчество, в первую очередь, человека, который чутко откликался на остросоциальные вопросы общественно-политической жизни Российской империи. И хотя поэта часто стесняли условия «чугунного» цензурного устава, он продолжал поднимать важные проблемы в своих произведениях. В «Медном всаднике» автор показывает, как самодержавие и деспотизм вступает в конфликт с интересами народа, как от решений государя зависит судьба простого человека и почему монарх должен принимать ответственность за свои решения.
Смысл произведения Медный всадник Пушкина и его названия
Поэма «Медный всадник» написана Александром Сергеевичем Пушкиным всего за один месяц. В ней ярко выражена присущая великому поэту красота русского языка. Самое известное произведение Пушкина не лишено смысла.
Медный всадник» — это поэма 1833 года, написанная А.С. Пушкиным. Это произведении стало своеобразным рассуждением как о собственной жизни, так и о судьбе России.
Смысл названия поэмы Медный всадник Пушкина
В Санкт-Петербурге на берегу Невы, действительно, стоит памятник в виде всадника. Это Петр I. С этим памятником встречается герой поэмы после наводнения, которое неожиданно постигло город и принесло много несчастий. Для Евгения, героя произведения памятник становится олицетворением личности Петра, и он обращается к нему как к реальному человеку, обвиняя в том, что Петр возвел этот великий город на берегу большой и мощной реки.
Стоит вспомнить историю: как ценою здоровья и жизней многих русских работников и заключённых возводился этот город. Выбор места был понятен лишь самому правителю, министры, приближенные и просто размышляющие люди не могли объяснить, с какой целью столько сил и ресурсов, как материальных, так и человеческих, вкладывается в этот город на отшибе страны.
Евгений, как он думает, потерял в наводнении возлюбленную и обращается с укором к Петру, решением которого стала постройка столицы в этом месте. Главный герой в бреду, он не до конца осознает реальность, потому сознание подкидывает ему наваждение, видение, в котором всадник Петр мчится за ним. Евгений слышит и дыхание коня, и топот его копыт, и даже какие-то крики всадника.
О чём поэма Медный всадник
Смысл названия поэмы говорит о силе и могуществе государства, которое как раз и олицетворяет Пётр I, тот самый «Медный всадник». Это символ России, символ мощи и надёжности государства.
В Коломне жил бедный молодой человек по имени Евгений. Обычный служащий, часто думающий о том, что он мог бы стать богатым, что другим всё даётся легко, думал и о погоде. Мысли о разгуле стихии пришли к молодому человеку не случайно. У Евгения была любимая девушка, и из-за наводнения он не увидится с ней 3 дня. Параша, так звали его возлюбленную, нравилась ему настолько, что он уже решил на ней жениться. В голове Евгения зародились мечты о радостной семейной жизни, о будущих детях, о счастливом совместном существовании до гробовой доски.
Пока молодой человек мечтал, воды Невы затопили город и окрестности. Началось ужасное наводнение. Самодержец был уверен, что причина бедствия в том, что Нева была недовольна гранитной одеждой своих берегов. Сам государь был бессилен что-либо сделать. По приказу царя генералы отправились спасать напуганных, погибающих от разгула стихии людей.
Евгений, который переживал за свою любимую девушку, отправился к её скромному домику. Бедного жилища не оказывается на своём месте, вокруг только вода. И над ужасным разрушением от наводнения возвышается «Медный всадник».
Евгений, не найдя и следа от домика любимой девушки, разговаривал сам с собой, громко хохотал. Бедный молодой человек лишился рассудка. Наводнение закончилось, люди постепенно возвращались к прежней жизни.
И только несчастный Евгений так и не смог смириться с потерей. Он потерял разум, скитался по улицам и не возвращался домой, а спал где придётся. Питался несчастный только подаянием.
Однажды он очутился перед «Медным всадником», памятником Петру I. Несчастный безумец в гневе стал угрожать памятнику. Евгений выплеснул всю свою злобу на изображение императора. Вдруг ему показалось, что Медный всадник сошёл со своего постамента и скачет за ним по улицам Петербурга. Памятник преследовал Евгения всю ночь.
С тех пор, проходя мимо изображения Петра I молодой человек боязливо отводил взгляд.
Конец поэмы печален. На маленьком островке нашли занесённый туда наводнением ветхий домик, а на его пороге тело несчастного безумца.
Смысл поэмы Медный всадник
Он заключается в противостоянии двух сил, государства в лице ожившего «Медного всадника» и простого человека с его личными чувствами и переживаниями.
Преобразования Петра I губят жизнь молодого человека, уничтожают его любовь, его мечты. Девушка его погибла, сам он сошёл с ума.
Великий Петр I не думал о маленьких беззащитных людях, он заботился о своих великих преобразованиях.
Тайный смысл концовки
Смерть молодого человека в конце произведения говорит о скорой гибели многих дел Петра Великого. Печальный конец главного героя символизирует конец эпохи реформ.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.1 / 5. Количество оценок: 10