Медный всадник пушкин о чем вступление

«Медный всадник» А. С. Пушкин Кратко

Александр Сергеевич Пушкин
Поэма «Медный всадник» Краткое содержание

В поэме «Медный всадник» великий русский поэт, главным образом, акцентирует внимание читателя на проблеме маленького человека и трагичности его судьбы на фоне величия окружающего мира. Таким миром в произведении становится главное «детище» Петра I город на Неве Петербург, попавший во власть стихии, в поединке с которой человеку не победить. Наводнение олицетворяет собой власть, а Евгений, потерявший из-за него любимую девушку и вместе с ней смысл жизни, — представителя простого люда. Для доподлинного понимания произведения недостаточно прочтения его краткого содержания, но получить общее представление о сюжете, героях и обстоятельствах, с которыми они сталкиваются, вполне реально.

Очень краткий пересказ сюжета поэмы «Медный всадник»

Наводнение на улицах Петербурга, о котором говорит автор поэмы, было серьёзнейшим испытанием для его жителей за всю историю города. Оно принесло разрушения и гибель множества людей. В числе жертв оказалась невеста скромного чиновника Евгения. Герой на фоне своего горя сошёл с ума. Ему казалось, что оживший памятник Петру преследует его на улицах города. В конце повествования рыбаки находят бездыханное тело Евгения.

Краткая характеристика героев поэмы «Медный всадник»

Краткое содержание поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник» подробно по частям

Поэма «Медный всадник» включает в себя предисловие, вступление и две части повествования. С их содержанием можно ознакомиться ниже.

Предисловие

Здесь автор объясняет читателю, что его история основывается на реальных событиях, сведения о которых были им почерпнуты из архивов.

Вступление

Читатель знакомится с величественным Петром I, который размышляет о возведении города. Спустя сто лет на задуманном месте вырос молодой и величавый Петербург. Автор искренне восхищен его красотой и признаётся городу в любви: «Люблю тебя, Петра творенье..».

Часть I. Знакомство с Евгением. Наводнение.

Ноябрь. Поздний вечер. Евгений возвращается из гостей. Его одолевают мысли о бедном существовании, долгом пути к выслуге. Погода портится, черные думы сгущаются. Но лучиком в этом «тёмном царстве» для героя становится мечта о будущем рядом с любимой девушкой Парашей. Она живёт на другом конце города, у залива. Из-за непогоды вряд ли Евгений сможет увидеть её в ближайшее время. Герой засыпает с мыслями о возлюбленной.

Часть II. Страшные последствия потопа.

Буря утихла. Вода стала отступать. Евгений спешит к месту, где стоял ветхий домишко его невесты. Но домик смыло страшными волнами. Осознав, что его любимой больше нет, Евгений теряет рассудок.

С наступлением нового дня, жизнь возвращается в город. Люди спешат на службу, открываются лавки. Но для героя поэмы потерян смысл существования. Он бесцельно скитается по городу, он бросает и службу, и дом. Спит где придётся, ест что попало, дети швыряют в него камнями, возницы бьют плетями, прогоняя с дороги.

В конце лета, когда над городом разразилась гроза, Евгений оказался на том самом месте, где был во время потопа. Он видит памятник Петру и винит его в своём горе. Затем герой бросается бежать. Ему кажется, что медный всадник ожил и преследует его по пятам. С той минуты, он в страхе, смиренно опускал глаза при виде памятника. А по весне бездыханное тело Евгения нашли рыбаки на одном из островов. Там беднягу и похоронили, как неизвестного.

Кратко об истории создания поэмы «Медный всадник» и её прототипах

В сюжет поэмы легла реальная история наводнения в Петербурге в 1824 году. Сам автор наводнения не видел, но основывался на показания очевидцев, статьи журналов того времени, архивы. Меньше чем за месяц написал Пушкин свою поэму в 1833 году в Болдино. Однако процесс создания требовал от поэта полной самоотдачи, он переписывал каждый стих чуть десятки раз, добиваясь, таким образом, идеальной формы.

Идея об «оживающем памятнике», возможно, была почерпнута классиком из истории о том, как Александр I помышлял перевезти памятник Петру из города. Он передумал, после того, как ему рассказали о сне одного майора, который видел скачущего медного всадника на улицах Петербурга и слышал грозные слова Петра Великого, обращенные к императору: “Молодой человек! До чего ты довел мою Россию! Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться”. Есть и другое предположение. Возможно, Пушкин вдохновился идеей «оживить» памятник из произведения «Дон Жуан».

Поэма «Медный всадник» по объёму относится к самым небольшим произведениям великого русского поэта, при этом она вмещает в себя благоговение перед мощью самодержца и его бессмертного творения Петербурга, историю любви, жуткие сцены страшного потопа и раскрытие проблемы «маленького человека» на фоне большого жестокого мира.

Источник

Анализ вступления к поэме «Медный всадник»

Аннотация.

В данном материале предлагается путь анализа вступления к поэме Пушкина «Медный всадник», рассчитанный на учащихся 7 класса. К анализу привлекаются исторические факты, черновики поэта, репродукции картин русских художников. Анализ имеет целью развитие навыков вдумчивого чтения, воспитание патриотических чувств учащихся.

Ключевые слова: поэма, Россия, Петербург, Пётр Первый, любовь к Петербургу, столица, пейзаж, планы Петра, контекстные синонимы.

Поэма «Медный всадник» написана в 1833 году в селе Болдине Нижегородской губернии в знаменитую Болдинскую осень. Именно в эту вдохновенную осень Пушкин создал многие свои шедевры, в числе которых и эта поэма.

В ней тоже главный герой — царь Пётр Первый, но здесь он уже предстаёт перед нами не полководцем, главнокомандующим, как в поэме «Полтава», а прежде всего царём, государственником, великим реформатором, строящим могучее государство и основывающим новую столицу — Петербург, с одной стороны, а с другой — безжалостным императором, который ради государственных замыслов может пожертвовать жизнями простых людей, если они мешают их осуществлению.

В конце поэмы он является читателям уже не живым, мыслящим, мечтающим, а конной статуей, преследующей того, кто пытался ему возразить, при грозить, выразить своё мнение — Медным всадником.

Кстати, такое название памятник Петру получил благодаря поэме Пушкина. На самом деле памятник отлит из бронзы, возведён он в Петербурге в 1782 году по инициативе императрицы Екатерины Второй. (Демонстрируются фотографии памятника.) Надпись на
памятнике гласит: «Петру Первому Екатерина Вторая». Она сделана на русском и латинском языках. Латынь символизировала прорыв России в европейское пространство.

Мы познакомимся пока только со вступлением к поэме, которое обращено к Петербургу и его основателю Петру Первому.

Города, как и люди, имеют свои даты рождения. Только след одних теряется в глубине веков, а другие известны точно. Известен и день рождения Петербурга: это 16 мая 1703 года, когда в день Святой Троицы в устье реки Невы на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость, которая и положила начало будущему городу. А 23 июня того же года началась закладка первого храма Петербурга в честь святых апостолов Петра и Павла.

Закладка храма происходила при пушечном салюте с кораблей Балтийского флота. По преданию, Пётр сам определил место будущего храма, положил в центре крепости куски сложенного дёрна и сказал: «Здесь быть городу». В основание города был положен ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного …

Чем же было продиктовано решение Петpa об основании Петербурга?
В ходе Северной войны со шведами русская армия отвоевала в битве шведскую крепость Ниеншанц. Для того чтобы закрепить свои позиции на этой территории, Пётр отдал приказ основать неподалёку от крепости город.

Он самостоятельно принялся обследовать ближайшие территории, чтобы найти более подходящее место — оно должно было находиться рядом с морем и быть при годным для жизни. Поиски привели его на Заячий остров. Вскоре здесь и выросли первые укрепления. Санкт-Петербург задумывался как портовый город, что также повлияло на выбор места его расположения.

На какие части можно разделить это вступление к поэме? О чём рассказывается в каждой из них?

Вступление отчётливо делится на три части. В первой рассказывается о планах и мечтах Петра, во второй — о рождении Петербурга, в третьей поэт объясняется в любви городу.

Какая из этих частей отражает взгляд Петра на Петербург, а какая — взгляд Пушкина? Обоснуйте своё мнение.

Первая и вторая части вступления отражают взгляд Петра: в первой мы видим ещё только замысел государя и цели, которые он ставит («Здесь будет город заложён», «Отсель грозить мы будем шведу», «Все флаги в гости будут к нам …»): во второй эти планы становятся реальностью (город появился, «корабли / Толпой со всех концов земли / К богатым пристаням стремятся … ») — это именно то, о чём мечтал русский царь. В третьей части звучит личное отношение поэта к городу, который он описывает; он говорит о том, что любит и ценит в нём: его «строгий стройный вид», задумчивые ночи, морозные зимы, «девичьи лица ярче роз, / И блеск, и шум, и говор балов», «воинственную живость / Потешных Марсовых полей» и т. д.

Каким предстаёт Петербург в этом вступлении? Какое чувство вызывает у читателя?
Найдите все контекстные синонимы, которыми Пушкин называет Петербург. Петербург предстаёт перед нами величественным, прекрасным городом и вызывает у читателя чувство восхищения: оно передаётся нам от автора. Во вступлении много контекстных синонимов, связанных с Петербургом: сначала это «приют убогого чухонца», затем «юный град», «полнощных стран краса и диво», «младшая столица», «новая царица», «Петра творенье», «град Петров».

Как по этим синонимам можно определить исторический путь Петербурга? Что было сначала на его месте? Какое впечатление производит невский пейзаж, глядя на который Пётр строит свои планы? Какие части речи преобладают в его описании?
Контекстные синонимы воссоздают перед нами исторический путь города, сначала скрытого во «тьме лесов и топи блат» и затем стремительно вознёсшегося «пышно, горделиво» на свет, превратившегося в новую столицу России.

Первоначальный пейзаж, вглядываясь в который государь обдумывает рождение нового города, кажется унылым и даже угрюмым:

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.

В пейзаже почти нет красок, потому что нет солнца (оно спрятано в тумане). Всё убого и безрадостно: быстрая река, «бедный чёлн», который «одиноко» борется с течением, чёрные избы — «приют убогого чухонца».

В описании преобладают прилагательные и причастия: волны пустынные, берега мшистые, топкие, чёлн бедный, чухонец убогий, солнце спрятанное, лес, неведомый лучам … Всё будто дремлющее, не знающее ещё своей силы …

Обратим внимание на то, что в первых строках Пётр даже не назван по имени — только он курсивом. Почему?

Всем понятно, кто он, и в то же время это придаёт образу Петра особое величие, будто наделяет его какими-то особыми полномочиями и возможностями. Пушкин очень долго и кропотливо работал над началом поэмы. Посмотрите, сколько вариантов он сочинил и сколько отбросил.

На берегах варяжских волн
Стоял глубокой думы полн
Великий Пётр. Пред ним катилась
Уединённая (река?)

Однажды близ пустынных волн
Стоял, задумавшись глубоко,
Великий муж. Пред ним широко
Текла пустынная Нева.

Однажды близ балтийских волн
Стоял, задумавшись глубоко,
Великий царь. Пред ним широко
Текла пустынная Нева.

А что вышло в итоге? Сравните с окончательным вариантом. Что убрал, изменил Пушкин? Почему? Какое звучание это придало стиху?
Пушкин убрал все собственные имена (имя царя и географические названия). Отбросил эпитет великий по отношению к Петру, великими названы его думы. Заменил словосочетанием дум великих полн деепричастный оборот задумавшись глубоко, что сделало возвышенным рассказ о Петре-преобразователе и усилило масштаб планов Петра (думы свидетельствуют о более долгом процессе вынашивания желанного замысла, нежели деепричастный оборот задумавшись глубоко).

Пейзаж стал более конкретным, зримым. Река не просто катится в своих берегах, а несётся, «бедный чёлн» стремится по её волнам. Вспоминается выражение «река жизни», где утлый челнок с плывущим на нём человеком становится символом его беззащитности перед судьбой и её непредсказуемостью. Именно на эту реку и чёлн устремлён взгляд царя, пытающегося пронзить время и увидеть будущее. Перечитаем ещё раз стихи о его планах и вдумаемся в них:

Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Пушкин назвал эти планы великими. Почему? Объясните, что значит «в Европу прорубить окно, / Ногою твёрдой стать при море». Пётр мечтает о выходе в море, о собственном флоте, о торговых и политических связях с Европой. Именно поэтому Пушкин называет его планы великими.

Какая часть речи, на ваш взгляд, является главной в описании этих планов? (Глагол главенствует в этом отрывке: грозить, прорубить, стать, запируем. Причём все глаголы использованы в будущем времени.)

Вчитайтесь внимательно в глаголы. Каким образом можно получить выход в море?
-Прорубить окно» — значит освоить природу, вырубить леса, осушить болота, получить цивилизованный выход к морю, в Европу, основав портовый город.

Зачем нужно это сделать?
Чтобы выставить заслон западным захватчикам и предупредить их, что дорога врагу закрыта: «Отсель грозить мы будем шведу … ». Город будет заложён «назло надменному соседу». И в то же время «все флаги в гости будут к нам, и запируем на просторе». Как это понять? Сочетается ли это — грозное предупреждение и приглашение в гости? Да, такова матушка Россия: неприступная для врагов и хлебосольная для добрых соседей, званых гостей …

Сопоставим планы Петра с тем пейзажем, на фоне которого они рождаются. Пейзаж убогий, дикий, а планы грандиозные: природе и стихиям противопоставляется будущая цивилизация. Пётр ощущает себя творцом, который может облагородить землю, и Пушкин восхищается его волей и умением реализовывать масштабные замыслы. И это восхищение чувствуется в выделенном поэтом местоимении он, которое вместило в себя и его имя, и титул, и талант политика. Однако воплощение в жизнь великих замыслов государя было бы невозможно без Божьей помощи и без великого народа, жертвенного и терпеливого, способного на неустанный труд.

В первой части вступления к поэме пейзажам и планам Петра отводится равное место — по 11 строк, то есть они пока находятся в равновесии.

Вторая часть тоже состоит из 22 строк, и в ней тоже есть описание прежнего пейзажа. Найдите его.

Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод …

Этот пейзаж занимает всего 5 строк. О чём это говорит? Что произошло? Что изменилось?
Прежний дикий, угрюмый пейзаж заменил пейзаж городской. Родился Петербург … Мечта Петра воплотилась в жизнь.

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво …

На что похоже рождение этого города? Почему в поэме ничего не говорится о его строительстве? Какой мотив это вносит в поэму?
Рождение Петербурга похоже на чудо, потому что нет ни слова о том, как он строился. Дети сравнивают его появление с проросшим зерном, которое никто не видел, пока оно таилось в земле. И вдруг проросло сначала смелым стебельком, а потом превратилось в могучее дерево. Отсутствие рассказа о строительстве города и привносит в поэму мотив чуда. Город будто родился из небытия и удивил всех. Тот, кто бросил это зерно в землю, отодвигается на второй план, ибо город оказывается даже великолепнее замысла. Он — «полнощных стран краса и диво».

Прекрасный город стал замечательным памятником его основателю.

Кого нет в описании этого города?
Человека! Его не видно за этими дворцами и башнями, мостами и садами. Конечно, он есть, и в каждом архитектурном памятнике Петербурга, в его величественных зданиях, набережных и мостах, садах и парках — след человека-труженика.

Убогий чухонец в роли «пасынка природы» (то есть нелюбимого дитяти) жил на берегах «пустынных волн», забрасывая в воды «свой ветхий невод». Во второй части он уже стал только воспоминанием: не видно ни его, ни жителей Петербурга … Есть только «громады … дворцов и башен», «богатые пристани», «тёмно-зелёные сады», гранитные берега, мосты «над водами».

А где впервые чувствуется появление человека?
Человек появляется в третьей части вступления, и этим человеком является Александр Сергеевич Пушкин. Перечитаем эту часть. Литературоведы называют её гимном Петербургу. Попробуем доказать, что это справедливо. Найдите строки, где звучит открытое любование городом, восхищение его красотой. Прочтите их так, чтобы мы услышали это восхищение.

Какое слово постоянно повторяется в этом гимне?
Люблю: «Люблю тебя, Петра творенье, /Люблю твой строгий, стройный вид … », «Люблю зимы твоей жестокой / Недвижный воздух и мороз … », «Люблю воинственную живость / Потешных Марсовых полей … », «Люблю, военная столица, / Твоей твердыни дым и гром … ».

Что же любит поэт в Петербурге? Докажите, что город в его восприятии живой, одухотворённый.
Пушкин любит петербургский пейзаж, в котором всё живёт и дышит. Ему нравятся «Невы державное теченье» (даже течение реки, закованной в гранитные берега, исполнено государственной воли!), задумчивые ночи, спящие громады домов, зори, торопящиеся «сменить» одна другую.

Воинское Марсово поле (место, где проходили военные парады) в поэме словно живое. Нева «ликует», «взломав свой синий лёд». И везде чувствуется присутствие человека — автора, который читает «без лампады» и вглядывается в блеск Адмиралтейской иглы, любит морозную зиму, «бег санок вдоль Невы широкой, / Девичьи лица ярче роз», «шипенье пенистых бокалов» на дружеской пирушке, военные парады на Марсовом поле, гром пушек, «когда полнощная царица / Дарует сына в царский дом» …

Созданный державной волей Петра по образцу европейских столиц, Петербург стал прекраснейшим городом земли, символом государственной мощи России, но поднят он «из тьмы лесов, из топи блат» человеком и облагорожен его трудом и душой. Поэтому читатель, заворожённый пушкинским стихом, восхищённо восклицает вместе с поэтом: «Люблю тебя, Петра творенье» и

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побеждённая стихия …

Пушкинские слова стали своеобразным поэтическим заветом Петербургу: они невольно вспоминались в годы Великой Отечественной войны. Символом стойкости и непоколебимости стал этот город, переживший 900 дней и ночей страшной блокады. Все беды вынес на своих плечах вместе с городом и Медный всадник. Он оставался во время блокады на своём посту, бережно укрытый мешками с землёй, обшитый досками. И само его присутствие рядом с теми, кто защищал город от фашистов, внушало мысль о победе.

Град Петров стоял «неколебимо, как Россия», питаемый любовью своего великого сына — Александра Пушкина, любовью его жителей, всего нашего народа, подавая при мер мужества и любви всем своим соотечественникам …

Источник

Медный всадник — анализ произведения

Поэма «Медный всадник» является одним из важнейших произведений А.С. Пушкина. В ней наслоено множество смыслов и аллюзий, разобраться в которых достаточно сложно. Здесь и восхваление Петербурга и история возникновения Северной столицы, и трагедия маленького человека. Каждое описание наполнено смыслом, значением, изложено великолепным языком.

Медный всадник пушкин о чем вступление. Смотреть фото Медный всадник пушкин о чем вступление. Смотреть картинку Медный всадник пушкин о чем вступление. Картинка про Медный всадник пушкин о чем вступление. Фото Медный всадник пушкин о чем вступление

О чем поэма «Медный всадник»

Поэма «Медный всадник» рассказывает о противоречии между интересами государства и счастьем отдельной личности. Противоречие в поэме усугубляет контраст: мелкий чиновник взбунтовался против императора — основателя Петербурга.

Очень краткое содержание «Медный всадник»

Во вступлении автор рассказывает об истории возникновения Санкт-Петербурга, который появился на свет благодаря военным успехам и дальновидности Петра I. У Евгения — мелкого служащего стихия (наводнение) забрала любимую девушку. Евгений не может пережить несчастья, которые обрушились на его голову. Молодой человек сходит с ума и грозит изваянию Петра как виновнику своих бед.

Время и место сюжета

Персонажи повести — современники Пушкина. Местом сюжета является Санкт-Петербург — новая столица Российской империи. Как многие современники, автор любил этот город и восхищался им.

Время было выбрано не случайно — в 1824 году непогода стала причиной большого наводнения, которое унесло десятки жизней петербуржцев. Эта трагедия легла в основу сюжета поэмы.

Главные герои поэмы

Число персонажей поэмы невелико — композиция произведения основана на мыслях и поступках трех действующих лиц.

Второстепенные герои

Краткое содержание поэмы Пушкина «Медный всадник» по частям с цитатами

Сюжет поэмы разворачивается в Санкт-Петербурге, во временной шкале он разделен на две части. Первая относится к моменту возникновения замысла о строительстве новой столицы новой империи и занимает пятую часть всего сюжета. Вторая часть разворачивается осенью 1824 года.

Предисловие

Предисловие имеет следующее содержание:

Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом.

Вступление

В начале поэмы перед читателем разворачивается сцена, где главным героем выступает Петр I. После того, как русским войскам удалось отбить балтийский берег, царь стоит «на берегу пустынных волн».

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел

Молодой император решил возвести здесь новый город, который стал бы торговым и промышленным центром России. Замысел удалось воплотить в жизнь, и Петербург «Вознёсся пышно, горделиво», стал одним из красивейших европейских городов.

Часть 1. Знакомство с главным персонажем

Осень 1824 год петербуржцев не радовала — дождило неделями, а штормовой ветер пронизывал насквозь. Евгений возвратился из гостей в свою холостяцкую квартиру. Здесь было пусто и неуютно. Молодой человека не мог заснуть, думал о будущем.

Редеет мгла ненастной ночи
И бледный день уж настает…

Он надеялся сделать предложение любимой девушке, мечтал о своей Параше. Евгений представлял, как девушка примет его предложение, и они будут жить долго и счастливо. Но для женитьбы не хватало денег. Молодой человека надеялся, что Параша подождет, пока он сможет накопить нужную сумму. А дождь за окном усиливался.

Наступал канун страшного события. Из-за обильного дождя Нева стала выходить из берегов. Евгений начал беспокоиться о своей невесте и ее матери. Женщины жили на острове и были беззащитны перед стихией.

Молодой человек сидел на каменном изваянии льва и не мог сдвинуться с места. За его спиной «стоит с простёртою рукою кумир на бронзовом коне». Душа Евгения болела, но он был бессилен помочь своей невесте. Оставалось лишь надеяться, что все обойдется.

Часть 2. Последствия стихийного бедствия

Черезнекоторое время ненастье стало утихать, Нева вернулась в свои берега. Дождь прекратился. Среди хаоса и разрушения Евгению удалось раздобыть лодку.

Перевозчик согласился отвезти молодого человека на остров, где жила его невеста с матерью. Но на острове домик любимой Евгений не нашел. Строение просто смыло мутной водой Невы, и от жильцов не осталось никаких следов. Невеста Евгения и ее мать утонули, их тела похоронила река.

Жители острова постепенно навели порядок, жизнь стала идти своим чередом. Но для Евгения мир разрушился. Молодой человек испытал сильнейшее потрясение, он не мог принять утрату самых близких ему людей. Главный герой постепенно теряет разум. Он перестал ходить на службу, потерял квартиру и стал питаться объедками.

Прошло время. Евгений все также скитается по улицам столицы без цели и смысла. Он забредает на площадь, где установлен памятник основателю города — Петру I. Царь горделиво восседает на коне, а сама скульптура сделана из меди. Измученный Евгений узнает правителя, «чьей волей роковой / Под морем город основался…», и решает, что царь виноват в его бедах. Именно Петр I повелел построить город в таком опасном месте, где потопы случаются очень часто, а река ведет себя непредсказуемо. Безумец высказывает памятнику все свои беды.

Евгению вдруг кажется, что самодержец хмурится, выслушивая оскорбления, молодой человек пугается и бежит прочь. Герою слышится за спиной громоподобный топот копыт, сотрясающий мостовую. С того времени Евгений, проходя мимо памятника, боялся поднять голову и заглянуть в глаза медному всаднику.

Домик погибшей невесты прибило к берегу. Рядом с развалинами находят тело Евгения. Несчастного тихо «похоронили, ради Бога».

Заключение. Главная мысль поэмы

Неразрешимость противоречия между благом государства и счастьем простого человека. Пушкин полностью признаёт правоту Петра I, не могущего учитывать в своих государственных делах интересы отдельной личности. В то же время поэт совершенно уверен в праве всякого человека требовать соблюдения его интересов.

Автор глубоко сострадает своему герою, поэтому в поэме нет эпилога, который возвратил бы читателя к величию Петербурга и примирил бы его с трагедией Евгения, оправданной исторически.

Как писать сочинение

Сочинение по произведению Пушкина «Медный всадник» должно включать в себя краткую историю создания произведения, основную мысль и заключение. Все тезисы можно свести к такому плану.

При раскрытии каждого пункта плана следует внимательно изучать отрывки из поэмы, ставить себя на место главного героя. В сочинении желательно дать ответы на такие вопросы, как:

Поиск ответов на эти и другие вопросы помогут лучше понять смысл поэмы и поступки ее главного героя.

История создания поэмы «Медный всадник»

А.С. Пушкин приступил к созданию поэмы в 1833 году, в период знаменитой «болдинской осени». Идея об ожившем монументе могла прийти из бессмертного произведения Мольера «Дон Жуан». По другой версии, поэт взял за основу рассказ о том, как сон одного майора помешал Александру I вывезти монумент из Петербурга. При работе Пушкин использовал документальные хроники наводнения и изучал рассказы очевидцев, переживших это стихийное бедствие. Каждый стих поэт переписывал по нескольку раз, добиваясь идеальной рифмы и звучания.

Несмотря на личную протекцию царя, цензоры не пропустили публикацию поэмы, и вернули ее Пушкину с множеством правок. Поэт справедливо оценил присланные замечания, как цензуру, о чем и написал в своем дневнике. Автор попытался внести в произведение правки с учетом пометок царя, но вскоре оставил эту затею: «Медный Всадник» был написан настолько хорошо, что любые изменения лишь портили четкий слог.

При жизни А.С. Пушкина поэма оставалась неопубликованной и была известна только узкому кругу друзей.

После смерти поэта в журнале «Современник» был опубликован полный текст «Медного всадника» с переработками Жуковского. Так, были вырезаны сцены бунта и прочие стихи, которые могли бы не понравиться цензорам. В урезанном виде поэму публиковали до начала XX века.

Медный всадник — памятник в Санкт-Петербурге

История создания монумента также интересна. На самом деле памятник выполнен из бронзы. «Медным» его сделала только поэма А.С. Пушкина.

Для того, чтобы верно воспроизвести в металле конскую стать, скульптору позировали два лучших жеребца императрицы. Гвардейцы специально ставили коней на дыбы, а Фальконе делал зарисовки.

Гранитная глыба для постамента искалась по всей стране. Нужный камень нашелся в 12 верстах от столицы. До реки волокли камень по бревнам, на огромной платформе из дерева. В Петербург его доставили на барже. Инженер Маринос Карбури, придумавший технологию перевозки валуна, получил крупную денежную премию.

Змея на постаменте создана руками русского скульптора Федора Гордеева. Она придает бронзовому изваянию устойчивость.

Интересно, что рука Петра I направлена на границы Швеции. В Стокгольме есть аналогичный памятник Карлу XII. Шведский король указывает рукой на берег России.

Экранизация

На большие экраны поэму удалось перенести еще сто лет назад. Первую ленту по мотивам поэмы снял А.Алексеев и называлась она «На берегу пустынных вод». Фильм, к сожалению, не сохранился. Известно лишь, что большая часть картины была посвящена именно строительству Петербурга, а не переживаниям главного героя.

Вторая попытка экранизировать поэму состоялась в 1915 году. Фильм назывался «В волнах безумия». Здесь речь шла о странностях убитого горем человека. Попытки снять сцены наводнения в Ярославле не состоялись — съемочная группа приехала слишком поздно. Снятые кадры не сохранились.

Историю создания бронзовой скульптуры экранизировали несколько раз. Последняя лента вышла в 2019 году. Фильм повествует о том, как был возведен монумент первому российскому императору.

Аудиокнига

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *