Медный всадник в чем трагедия маленького человека
Трагедия «маленького человека» в поэме «Медный всадник» (Пушкин А. С.)
В поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» рассматривается проблема «маленького человека». Это острая проблема в какой-то степени является неразрешимой, поэтому многие писатели обращаются к ней снова и снова в своих произведениях, количество которых достаточно велико. Каждый из писателей подходит к данной проблеме по-своему.
Обратимся к вышеуказанной поэме и разберемся в главной проблеме произведения.
В данной поэме «маленьким человеком» является Евгений – бедный городской житель. Великий поэт не дает ему даже фамилии: «Прозванья нам его не нужно…». Евгений честно трудится «где – то служит». Он мечтает жениться на своей возлюбленной Параше, обзавестись с ней семьей, воспитать будущих детей. Ради всего этого он готов «трудиться день и ночь». Но, к сожалению, этому не суждено было сбыться. Погода решила иначе. Нева «на город кинулась». Многие части города были затоплены, некоторые смыло. Евгений, пришедший к дому Параши, его не заметил. Тогда он и пришел в ужас, начал сходить с ума, ведь он потерял человека, ради которого ему хотелось жить, несмотря на сложные жизненные обстоятельства. Героя начинает преследовать «Медный всадник», олицетворяющий собой государство и его правителя. Памятник представлен грозным не зря.
Образ Евгения выступает в поэме не как отдельная личность, а как бедный народ в целом со всеми проблемами, которыми он страдает. В данном случае такие люди пострадали из-за целей государства («прорубить окно в Европу»). То есть, при осуществлении различных планов государство мало волнуют интересы маленьких людей, ведь для него главное поднять статус, увеличить свою мощь. А эти цели чаще всего выполняются за счет его жителей, которые из-за этого лишаются много. Таких как Евгений в государстве огромное множество, каждый день в их жизни приходят те или иные проблемы, исходящие, в первую очередь, от государства.
К сожалению, эта трагедия существует и на сегодняшний день. Часто простые люди погибают по вине государства, мыслящего масштабно, так как их судьбы не учитываются. Эта проблема может просуществовать до тех пор, пока государство не начнет учитывать интересы своих поданных.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Маленький человек в поэме «Медный всадник»
сочинение по литературе 10 класса
Общая характеристика
А. С. Пушкин одним из первых в русской литературе ввел образ т. н. «маленького человека». В поэме «Медный Всадник» этот образ воплощен в бедном чиновнике Евгении, представляющем собой полную противоположность «горделивому истукану».
Пушкин не случайно вводит своего «ничтожного героя» после вступления, описывающего «славные дела» Петра Великого. Тем самым достигается резкий контраст между двумя сюжетными линиями, между великим монархом и ничего на значащим Евгением.
Евгений — само олицетворение посредственности и униженности. Он относится к древнему дворянскому роду, имя которого когда-то было известно всей России («под пером Карамзина в родных преданьях прозвучало»). Логично предположить, что упадок этого рода начался в годы великих преобразований Петра I, когда главными ценностями человека были объявлены не знатность и происхождение, а личные качества. Предки Евгения оказались «не у дел». Постепенное вырождение привело к тому, что Евгений уже «не тужит ни о почиющей родне, ни о забытой старине».
«Маленький герой» — представитель серой и безликой массы петербургского чиновничества. Он не обладает сколько-нибудь значимыми индивидуальными качествами. Исчерпывающая характеристика Евгения — «живет в Коломне; где-то служит».
Полностью соответствуют «ничтожному» положению Евгения его ограниченные мечты. Они не простираются дальше получения «местечка», долгожданной свадьбы с мещанской девушкой Парашей и скромной семейной жизни. Обретение «приюта смиренного и простого» — вершина желаний Евгения. Это еще раз подчеркивает непреодолимую пропасть между идеалами рядового обывателя и масштабами преобразований Петра Великого.
Духовное перерождение «маленького человека»
Во время небывалого наводнения Евгений, глядя на бушующие волны, предстает в новом качестве. Ничем не примечательный чиновник боится «не за себя». Все его духовные силы нацелены на «ветхий домик», где живут Параша с матерью. «Ничтожный герой» в гуманистическом смысле поднимается над «кумиром на бронзовом коне», который с холодным равнодушием взирает на страшное народное бедствие.
У Евгения впервые возникает трагическая мысль: «И жизнь ничто, как сон пустой». Пока еще неосознанно он связывает наводнение с фигурой Медного Всадника.
Трагедия «маленького человека»
После отступления водной стихии Евгений, рискую собственной жизнью, спешит к скромному жилищу своей возлюбленной. Здесь его ждет нечто не укладывающееся в сознании простого обывателя: «Где же дом?». Евгений просто шокирован тем, что произошло. Бедный чиновник в одночасье лишился самой прочной основы, связывающей его с реальной жизнью. Рухнула не только его связь с настоящим, но и все планы и надежды на будущее.
В результате «сумрачная забота» сводит Евгения с ума. Безумец теряет человеческий облик и превращается в жалкое существо: «ни то ни се, ни житель света, ни призрак мертвый».
Бунт «маленького человека»
После долгих безумных скитаний Евгений случайно возвращается на место, с которым у него связаны страшные воспоминания. Происходит его вторая встреча с тем, «кто неподвижно возвышался» в разгар народной беды. При виде «кумира с простертою рукою» сознание «ничтожного героя» временно проясняется. Его своеобразное восстание представляет собой кульминацию всего произведения.
Не так важен практический результат (а точнее, его отсутствие) бунта Евгения. В самом грозном обращении к «державцу полумира» («Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!») заключается огромная духовная сила «маленького человека», высшая точка его самосознания.
Большое значение имеет погоня Медного Всадника за «бунтарем». Если прежде «кумир» относился к подвластной ему серой массе людей, их бедам и страданиям с холодным безразличием, то теперь он столкнулся с открытым неповиновением.
Бедный Евгений обречен: безумная ночная погоня заканчивается его смертью. Однако сам факт восстания представляет собой духовную победу «маленького героя» над грозным «властелином судьбы».
Медный всадник в чем трагедия маленького человека
Форма входа
Главное меню
Изложения (тренинги)
Сейчас на сайте
Сейчас 50548 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте
Новости сайта
17. Как раскрыта трагедия маленького человека в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»?
А. С. Пушкин стал основоположником темы маленького человека в русской литературе. В своей поэме «Медный всадник» поэт оригинально раскрыл ее, описав трагическую судьбу главного героя Евгения, ставшего жертвой из-за честолюбия главы государства.
Изначально, автор восхищенно в деталях описывает прекрасный город, «Петра творенье», к чьим богатым пристаням стремятся «корабли толпой со всех концов земли», но, прежде, чем перейти к самому повествованию, он внезапно использует явно контрастные предложения:
Об ней свежо воспоминанье.
И тут в произведении появляется тот самый «маленький человек», Евгений, чья трагическая судьба стала наглядным примером противостояния бедняка и великого государя. Герой, как и многие русские люди, стремился к тихой и размеренной жизни: трудом себе доставить «независимость и честь», построить «приют смиренный и простой», завести семью и пройти весь жизненный путь рядом с одним единственным человеком. Но мечты и планы Евгения за один день разрушила «бурлива» Нева, подобная царскому произволу, ломающему судьбы многих людей, нарушая привычный ход их жизни. Стихия, гневаясь, уничтожила все, что было дорого герою: возлюбленную Парашу, ее мать и дом.
Отныне жизнь бедного чиновника потеряла всякий смысл. Его «смятенный ум» не смог вынести таких «ужасных потрясений». Оглушенный «шумом внутренней тревоги», Евгений просто скитался по Петербургу: «ни зверь, ни человек, ни то ни се, ни житель света, ни призрак мертвый», он просто доживал свой век.
А. С. Пушкин предоставляет своему «маленькому человеку» возможность взбунтоваться против Петра, «чьей волей роковой под морем город основался». Император предстает перед героем в образе Медного Всадника, который в этот страшный момент был для Евгения не «мощный властелин судьбы», а всего лишь «горделивым истуканом». Поэтому несчастный бедняк и осмелился угрожать государю:
«Добро, строитель чудотворный! —
Шепнул он, злобно задрожав, —
Бессмысленный бунт против Петра, чье честолюбие принесло горе многим простым, беспомощным людям, обернулся для Евгения трагедией: герой впадает в безумие, ему кажется, что всадник преследует его. В итоге восставший против государства Евгений заканчивает свой век на маленьком острове в ветхом домике своей любимой, который когда-то туда принесло наводнение.
Таким образом, А. С. Пушкин раскрывает трагедию маленького человека, сталкивая враждебные друг другу миры: отдельной личности и государства.
Поделись с другом в социальной сети
Маленький человек в Медном всаднике Пушкина
Поэму «Медный всадник» А.С. Пушкин написал осенью 1883 г. в Болдине. Но напечатана она была много позже, уже после смерти великого поэта.
Возникает закономерный вопрос: почему? Ведь на первый взгляд в поэме нет ничего «крамольного», что могло бы отпугнуть цензоров того времени.
Но в поэме со столь простым сюжетом затронуты глобальные вопросы. И, в первую очередь, это вопрос превосходства власти над обыкновенным человеком. Выходит, что поэт вновь касается проблемы «маленького человека».
Эту проблему, которая в принципе является неразрешимой, в твоём творчестве поднимали многие поэты и писатели. И каждый из них «решает» её по-своему.
Пушкин же пишет о том, что «маленькие люди» с их ограниченными бытовыми взглядами на жизнь часто становятся жертвами неблагополучного стечения обстоятельств.
Но происходит это потому, что о благе простого человека никто не заботится, его судьба никого не волнует.
Евгений обитает в Коломне, «где-то служит, дичится знатных и не тужит». Живя в бедности, перебиваясь с хлеба на воду, мечтает лишь о своём тихом счастье с любимой девушкой Парашей. Часто перед сном он рисует себе картины счастливой жизни со своей возлюбленной и детишками.
Но ничему этому не суждено сбыться. Его мечты о счастье с Парашей уносит наводнение 1884 г.
Погибает Параша, а вместе с ней «умирает» и душа главного героя, его разум. Он забывает обо всём. Не справляется с бедой, которая постигла его.
И в один из дней в своём затуманенном мозгу он находит «виновника» всех своих бед: царя Петра, воздвигнувшего город на берегу бушующей реки. Он грозит его памятнику. И ему кажется, что «медный всадник», не стерпев обиды, начинает гнаться за ним. Через некоторое время бездыханное тело Евгения находят в одной из лачуг на острове.
Что же получается? Смысл жизни главного героя уносит разбушевавшаяся Нева, и Евгений не может найти в себе силы жить дальше?
Выходит, что он просто-напросто не способен к перерождению. Он не способен проанализировать ситуацию, не способен пережить трудности. Одно, пусть и печальное, происшествие ставит Евгения в тупик, выбивает почву из-под его ног.
Значит, по мнению поэта, «маленький человек» в принципе не способен постоять за себя, он не просто не умеет жить и бороться, он не желает этого.
Надо сказать, что и взгляды Евгения на жизнь автор не разделяет, даже не понимает их. Ведь Евгений не просто не думает о чём-то высоком и созидательном, его жизненные амбиции ограничиваются только бытовыми радостями: дом, семья, дети. Автор не видит в нём личность. В нём нет ничего, что выделяло бы его среди серой массы петербургских служащих.
Но есть и другая сторона медали. И Пушкин обращает на это внимание читателей: это амбиции власть имущих. В поэме они представлены в лице великого самодержца Петра 1.
Ведь никто, даже Пётр, возводя величественный город, не думал о судьбе жителей низин. Никто не пришёл им на помощь. Все силы государства были направлены только на защиту государственных интересов и самого государя.
Тогда кто же виновен в обездоленности и горе «маленького человека? Он сам, потому что не думал о величии своей страны? Или же государь, не считающий нужным интересоваться судьбой отдельно взятого человека? Вопрос остаётся открытым.
Ясно лишь одно: Петербург, возведённый на берегу величественной Невы, защитил и защищает интересы государства Российского.
И автор, прекрасно понимая и разделяя идеи и взгляды Петра 1, пытается лишь показать, как замыслы великого человека сказываются на жизни простого человека. Для этого Пушкин и противопоставляет «маленького человека» с его частными интересами государству.
Но, и автор делает на это упор, пренебрежение к интересам простого человека, народа в целом, может привести к беде. В данном случае, это картины разбушевавшейся Невы.
2 вариант
Стихотворное произведение «Медный всадник» было создано А.С.Пушкиным в 1833 году, в первый раз литературная работа была издано после гибели автора. Произведение не сразу было принято в печать: главной ее темой оказывается проблема между правящей верхушкой страны и обыкновенным народом. В самом начале произведения перед читателем возникнет фигура Петра I. Император-реорганизатор принимает важнейшее для государства решение – постройку большого города на реке Невы. Этот мегаполис обязан закрепить мощность нашей страны, как в военной области, так и в морской, быть экономическим и политическим стержнем отечества.
Но в то же время, решившись на возведение мегаполиса на побережьях не мирной реки, царь следует только национальными интересами, жизнь обыкновенного народа, строящего населенный пункт, того, кто будет жить в Петербурге, не беспокоит правителя: социальные задачи и цели людей оказываются незначительными в представлении царя. Предмет обсуждения «маленького человека» нередко подымается в литературных трудах Пушкина, литератор жалеет обыкновенный народ, находящийся под управлением официальной власти, которой неважна жизнь ее людей. В произведении «Медный всадник» фигурой «маленького человека» показан Евгений, простое должностное лицо из столичного города.
Евгений проживает в Коломне, где-то работает. Писатель не предоставляет никакой информации о персонаже, которая выделила бы его в кругу остальных людей Петербурга. Из всего этого следует, что фигура основного действующего лица оказывается обобщённой, вместо Евгения способна быть любая другая личность. Основной фантазией бедного представителя власти оказывается тихая и счастливая семейная жизнь, которую он мечтает найти с пассией Парашей. Молодая особа проживает на другом краю Невы, она оказывается главной целью в жизни персонажа.
В Городе на Неве происходит ужасное затопление, которое доставляет большое количество несчастий и напастей обитателям мегаполиса. В итоге затопления умирает Параша. Основной действующий персонаж не способен жить без любимой, он становится сумасшедшим. Евгений не зная зачем ходит по улочкам Петербурга. В один прекрасный день, проходя возле Медного всадника, персонаж узнает в нем того, кто виноват в его несчастьях. Он пугает монумент Петра I, затем Евгению чудится, что император восстал из мертвых и гонится за ним. В скором времени Евгений был найден мертвым.
Сочинение 3
Поэма «Медный всадник» была написана А.С.Пушкиным в 1833 году, впервые произведение опубликовано после смерти писателя. Поэма не сразу была допущена к печати: основной ее темой является тема превосходства государственной власти над простыми людьми. В начале произведения перед читателями предстает образ Петра 1. Царь-реформатор принимает важнейшее для страны решение – строительство города на берегу Невы. Этот город должен укрепить мощь России, как морской державы, стать экономическим и политическим центром страны.
Однако принимая решение о строительство города на берегах не спокойной реки, правитель руководствуется лишь государственными интересами, судьба простых людей, строящих город, будущих жителей Петербурга мало заботит царя: общественные интересы народа становятся второстепенными в глазах правителя. Тема «маленького человека» неоднократно поднимается в произведениях Пушкина, писатель сочувствует простым людям, находящимся под руководством государственной власти, которой безразлично будущее ее народа. В поэме «Медный всадник» образ «маленького человека» представлен Евгением, небогатым чиновником из столицы.
Евгений живет в Коломне, где-то служит. Автор не дает никаких сведений о герое, которые выделили бы его среди других жителей Петербурга. Это говорит о том, что образ главного героя является собирательным, на месте Евгений может оказаться любой другой человек. Главной мечтой небогатого чиновника становится тихое семейное счастье, которое он хочет обрести с возлюбленной Парашей. Девушка живет на противоположном берегу Невы, она становится смыслом жизни героя.
В Петербурге случается страшное наводнение, которое приносит много бед и несчастий жителям города. В результате наводнения погибает Параша. Главный герой не может смириться со смертью возлюбленной, он сходит с ума. Евгений бесцельно бродит по улицам Петербурга. Однажды, проходя мимо Медного всадника, герой узнает в нем виновника своих бед. Он грозит памятнику Петру 1, после чего Евгению кажется, что царь ожил и преследует его. Вскоре Евгения находят мертвым.
В поэме образу «маленького человека» противопоставлена государственная власть, которую в произведении представляет сначала сам Петр 1, а затем его памятник – Медный всадник. Писатель показывает, что от действий правящей верхушки страны зависит судьба жителей этой страны. Своим произведением Пушкин выражает протест против государства, которое не ценит свой народ, которому безразлична судьба простых людей.
Также читают:
Картинка к сочинению Маленький человек в Медном всаднике
Популярные сегодня темы
В творчестве М. Ю. Лермонтова каждый найдет произведение, которое побуждает к серьезным размышлениям. Глубокое впечатление произвело на меня повествование о купце Калашникове, которое заостряет внимание читателя на проблеме чести.
Одной из книг, подарившей мне множество положительных эмоций, вместе с большими знаниями в области литературы и английской писательской среды, стала «Подводя итоги» за авторством У.С
На картинке мы можем видеть, как неумело мальчик рубит дрова. Сразу видно, что никто не учил его этому и взялся он за это дело в первый раз.
Произведение известнейшего во всем мире писателя Оноре де Бальзака впервые было опубликовано в 1833 году, и оно было включено в сборник «Сцены из провинциальной жизни». Основная проблема произведения состоит
Художников в нашей необъятной стране огромное количество. Очень много талантливых, но Дмитрий Жилинский является одной из центральных фигур советского искусства. Его работы невозможно отнести к тому или иному жанру, они очень разноплановые
Трагедия маленького человека в поэме «Медный всадник»
Поэму «Медный всадник» А.С. Пушкин написал осенью 1883 г. в Болдине. Но напечатана она была много позже, уже после смерти великого поэта.
Возникает закономерный вопрос: почему? Ведь на первый взгляд в поэме нет ничего «крамольного», что могло бы отпугнуть цензоров того времени.
Но в поэме со столь простым сюжетом затронуты глобальные вопросы. И, в первую очередь, это вопрос превосходства власти над обыкновенным человеком. Выходит, что поэт вновь касается проблемы «маленького человека».
Эту проблему, которая в принципе является неразрешимой, в твоём творчестве поднимали многие поэты и писатели. И каждый из них «решает» её по-своему.
Пушкин же пишет о том, что «маленькие люди» с их ограниченными бытовыми взглядами на жизнь часто становятся жертвами неблагополучного стечения обстоятельств.
Но происходит это потому, что о благе простого человека никто не заботится, его судьба никого не волнует.
Евгений – главный герой — и в самом деле самый обыкновенный человек. Фамилию его автор не называет, показывая тем самым, что такая участь могла постигнуть любого жителя Петербурга того времени.
Евгений обитает в Коломне, «где-то служит, дичится знатных и не тужит». Живя в бедности, перебиваясь с хлеба на воду, мечтает лишь о своём тихом счастье с любимой девушкой Парашей. Часто перед сном он рисует себе картины счастливой жизни со своей возлюбленной и детишками.
Но ничему этому не суждено сбыться. Его мечты о счастье с Парашей уносит наводнение 1884 г.
Погибает Параша, а вместе с ней «умирает» и душа главного героя, его разум. Он забывает обо всём. Не справляется с бедой, которая постигла его.
И в один из дней в своём затуманенном мозгу он находит «виновника» всех своих бед: царя Петра, воздвигнувшего город на берегу бушующей реки. Он грозит его памятнику. И ему кажется, что «медный всадник», не стерпев обиды, начинает гнаться за ним. Через некоторое время бездыханное тело Евгения находят в одной из лачуг на острове.
Что же получается? Смысл жизни главного героя уносит разбушевавшаяся Нева, и Евгений не может найти в себе силы жить дальше?
Выходит, что он просто-напросто не способен к перерождению. Он не способен проанализировать ситуацию, не способен пережить трудности. Одно, пусть и печальное, происшествие ставит Евгения в тупик, выбивает почву из-под его ног.
Значит, по мнению поэта, «маленький человек» в принципе не способен постоять за себя, он не просто не умеет жить и бороться, он не желает этого.
Надо сказать, что и взгляды Евгения на жизнь автор не разделяет, даже не понимает их. Ведь Евгений не просто не думает о чём-то высоком и созидательном, его жизненные амбиции ограничиваются только бытовыми радостями: дом, семья, дети. Автор не видит в нём личность. В нём нет ничего, что выделяло бы его среди серой массы петербургских служащих.
Но есть и другая сторона медали. И Пушкин обращает на это внимание читателей: это амбиции власть имущих. В поэме они представлены в лице великого самодержца Петра 1.
Ведь никто, даже Пётр, возводя величественный город, не думал о судьбе жителей низин. Никто не пришёл им на помощь. Все силы государства были направлены только на защиту государственных интересов и самого государя.
Тогда кто же виновен в обездоленности и горе «маленького человека? Он сам, потому что не думал о величии своей страны? Или же государь, не считающий нужным интересоваться судьбой отдельно взятого человека? Вопрос остаётся открытым.
Ясно лишь одно: Петербург, возведённый на берегу величественной Невы, защитил и защищает интересы государства Российского.
И автор, прекрасно понимая и разделяя идеи и взгляды Петра 1, пытается лишь показать, как замыслы великого человека сказываются на жизни простого человека. Для этого Пушкин и противопоставляет «маленького человека» с его частными интересами государству.
Но, и автор делает на это упор, пренебрежение к интересам простого человека, народа в целом, может привести к беде. В данном случае, это картины разбушевавшейся Невы.
Сочинение 3
Поэма «Медный всадник» была написана А.С.Пушкиным в 1833 году, впервые произведение опубликовано после смерти писателя. Поэма не сразу была допущена к печати: основной ее темой является тема превосходства государственной власти над простыми людьми. В начале произведения перед читателями предстает образ Петра 1. Царь-реформатор принимает важнейшее для страны решение – строительство города на берегу Невы. Этот город должен укрепить мощь России, как морской державы, стать экономическим и политическим центром страны.
Однако принимая решение о строительство города на берегах не спокойной реки, правитель руководствуется лишь государственными интересами, судьба простых людей, строящих город, будущих жителей Петербурга мало заботит царя: общественные интересы народа становятся второстепенными в глазах правителя. Тема «маленького человека» неоднократно поднимается в произведениях Пушкина, писатель сочувствует простым людям, находящимся под руководством государственной власти, которой безразлично будущее ее народа. В поэме «Медный всадник» образ «маленького человека» представлен Евгением, небогатым чиновником из столицы.
Евгений живет в Коломне, где-то служит. Автор не дает никаких сведений о герое, которые выделили бы его среди других жителей Петербурга. Это говорит о том, что образ главного героя является собирательным, на месте Евгений может оказаться любой другой человек. Главной мечтой небогатого чиновника становится тихое семейное счастье, которое он хочет обрести с возлюбленной Парашей. Девушка живет на противоположном берегу Невы, она становится смыслом жизни героя.
В Петербурге случается страшное наводнение, которое приносит много бед и несчастий жителям города. В результате наводнения погибает Параша. Главный герой не может смириться со смертью возлюбленной, он сходит с ума. Евгений бесцельно бродит по улицам Петербурга. Однажды, проходя мимо Медного всадника, герой узнает в нем виновника своих бед. Он грозит памятнику Петру 1, после чего Евгению кажется, что царь ожил и преследует его. Вскоре Евгения находят мертвым.
В поэме образу «маленького человека» противопоставлена государственная власть, которую в произведении представляет сначала сам Петр 1, а затем его памятник – Медный всадник. Писатель показывает, что от действий правящей верхушки страны зависит судьба жителей этой страны. Своим произведением Пушкин выражает протест против государства, которое не ценит свой народ, которому безразлична судьба простых людей.
Человек и государство
Каждый человек – член общества. Он живет своей жизнью, имеет стремления, которые присущи каждому – иметь кров над головой, хлеб на столе, быть счастливым и делать счастливыми любимых людей. Каждый работает на той или иной работе. Так и Евгений – герой поэмы. Где-то работает, носит какую-то фамилию. Пушкину даже не интересно, кем именно – это еще раз доказывает, что Евгений – «маленький человек». Но из каждого такого маленького человека и складывается государство, его непрерывная работа, его нормальное функционирование. Поэтому роль маленького человека в обществе все-таки нельзя назвать ничтожной. Каждый делает свое дело и может рассчитывать на нормальные условия для жизни.
Евгений – собирательный образ жителей Петербурга. Он думает о насущных делах, его не волнуют «вечные темы», «государственные вопросы». Он хочет обеспечить себе нормальную жизнь, жениться, быть счастливым. Масштаб его мыслей ограничен собственным существованием. Поэтому он и называется «маленьким человеком». Он не умеет мыслить в масштабах государства, но ему это и не нужно. За государство должны думать правители. Но нельзя им забывать и о маленьком человеке.
Особенности жанра
Согласно традиции, сложившейся с давних пор, поэма – произведение, которое имеет лирический или повествовательный характер. Если первоначально она была скорее творением историческим, то с некоторых пор поэмы начали приобретать все чаще романтическую окрашенность. Это было связано с традицией рыцарского романа, популярного в средневековье. Еще позже нравственно-философская, личностная проблематика выдвигается на первый план. Начинают усиливаться лирико-драматические аспекты. В поэме вместе с тем прорисовываются центральные герои или один персонаж (это характерно для творчества писателей-романтиков) в качестве самостоятельных личностей. Они перестают быть выхваченными автором из исторического потока. Теперь это не просто расплывчатые фигуры, как раньше.
Последствия бунта
Духовная эволюция Евгения одновременно порождает и естественность бунта. Классик показывает и трансформацию героя. Внутренний протест приподнял его к новой, переполненной драматизмом жизни, в дальнейшем она заканчивается скорой смертью.
Внутренний протест Пушкин описывает так:
Когда герой наконец «прозрел», он в полном смысле стал Человеком.
Необходимо сказать, что ни разу в этом эпизоде писатель не назвал своего персонажа по имени — он опять стал безликим, таким, как и весь народ. В этом случае можно увидеть противостояние деспотичного государя и Человека, у которого есть душа и воспоминания. В протесте героя отображена угроза для всего самодержавного строя, возможность народной кары. Однако оживший памятник наказывает Евгения. В этом состоит основная трагедия в произведении Пушкина.
Отношение государства
Основная проблематика поэмы — это противостояние беспомощной личности со всесильным государством. В этом произведении писатель проводит рассуждение о роли одного человека в судьбе всей страны. В этом сравнении и определено основное отличие. У Евгения есть душа, и он может мечтать, переживать, мучиться. Государь заботится о судьбах простого народа, в частности, о главном персонаже, который когда-то будет проживать в Петербурге. А мысли Евгения — только о своей жизни. Но, невзирая на это, именно ему больше всего симпатизирует читатель, его образ позволяет вызвать живое участие.
Правда, на протяжении поэмы у Евгения происходят некоторые духовные перерождения:
Стихия, обрушившаяся на жизнь Евгения, сделала из него героя, но после он тронулся рассудком (не секрет, что это один из основных атрибутов главного действующего лица романтической поэмы).
Он бездумно идет по улицам Питера, ставшего для него враждебным, и начинает слышать шум Невы. Это также отображает бунт ничтожного человека, который переполнял сердце Евгения. Природный катаклизм пробудил в его душе то, что писатель считал главным для всех людей, — память. Именно воспоминания о случившемся потопе подтолкнули героя на Сенатскую площадь, где он встретился с монументом Петра.
Он в конце концов осознает, в чем состоит причина всех его мучений и печалей. Евгений узнал, кто виновен в его бедствиях, и начинает угрожать памятнику — в этой сцене он чувствует только ненависть к великому реформатору и пытается ему отомстить.
На чьей же стороне сам Пушкин?
Нельзя однозначно и ответить на вопрос, на чьей стороне сам автор поэмы «Медный всадник». Бунт маленького человека – это лейтмотив произведения, однако не меньшую важность имеет для великого русского поэта и историческая оправданность действий императора. Ведь именно в этом произведении звучит вдохновенный гимн городу на Неве. Своим великолепием Петербург воплощал идею о великом русском государстве (а сделали его таковым именно дела Петра).
Александр Сергеевич не ставил перед собой задачи заклеймить империю или же, наоборот, возвысить ее. С одной стороны, поэт сохранял человечность, говоря об отдельно взятой личности и испытывая к ней сочувствие. Ведь образ маленького человека в поэме «Медный всадник» все-таки является основным. С другой, он видел, что великая страна – это также важная ценность. И не решая вопроса об отношениях между личностью и целым государством, великий русский поэт писал о неизбежном их противостоянии и трагичности взаимоотношений.
Безумие Евгения
Читателю понятно, что протест Евгения единичный, к тому же он произносит его шепотом. Тем не менее герой должен понести наказание. Символично также то, что Евгений определяется как безумец. Согласно Пушкину, безумие – неравный спор. С позиции здравого смысла выступление одного человека против могущественной государственной власти – самое настоящее безумие. Но оно «святое», так как молчаливое смирение несет гибель.
«Медный всадник» — поэма философская, социальная. Пушкин показывает, что лишь протест может спасти личность от нравственного падения в условиях совершающегося насилия. Александр Сергеевич подчеркивает то, что сопротивление, попытка возмутиться, подать голос всегда будет лучшим выходом, чем покорность жестокой судьбе.
Духовное перерождение Евгения
Судьба главного героя меняется после наводнения. До этого момента мечты Евгения были понятными и приземлёнными. Он хотел получить «местечко», сыграть свадьбу с Парашей и окунуться в размеренную семейную жизнь. Однако вышедшая из берегов Нева стала причиной его духовного перерождения.
Впервые он думает не о себе, а проявляет духовную заботу о возлюбленной. Евгения заботит, уцелеет ли ветхий домик, в котором живут Параша с матерью. Поэтому, едва стихия успокаивается, чиновник спешит к тому месту, где находилось жилище его невесты, но здесь его ожидают глубокое разочарование и душевное потрясение.
«Где же дом?» — вопрошает себя Евгений. Именно с этой фразы начинаются его рассуждения о смысле жизни. Вместе с домом Параши река смыла все надежды и мечты чиновника. У него больше нет будущего, на которое рассчитывал Евгений. Он хотел детей и внуков, быть вместе со своей избранницей до гроба.
Теперь ничего не будет, и эта страшная мысль сводит «ничтожного человека» с ума, превращая его в безумца.
Правители и маленький человек
Медный всадник стоит и смотрит величественно, свысока на город и государство, на миллионы таких маленьких людей. Правитель мыслит в масштабах страны, он не может думать о каждом таком маленьком человеке. Но кто же тогда позаботится об этом маленьком человеке?
Ему приходится выживать в странных и иногда страшных условиях. Когда маленькие люди устают от такой жизни – они пытаются способ достучаться до правительства. Одним из таких способов и является бунт. Маленькие люди собираются вместе по всей стране и говорят государю о том, как сложно им живется. А если царь не слышит их, то им приходится идти на крайние меры. Но когда стихия выходит на тропу бунта не в силах ей противостоять никто – ни обычные люди, ни цари.