Механическое пианино что это
Механическое пианино
Механическое пианино (пианола) — разновидность пианино, автоматический струнно-клавишный музыкальный инструмент.
Пианолой также называются:
Содержание
История
Первая пианола была сконструирована в 1887 году.
Механическое пианино было чрезвычайно популярно в начале XX века. [1]
С появлением граммофона пианолы постепенно вышли из широкого употребления.
Устройство
В пианоле располагается вал, приводимый в движение особой рукояткой, а на поверхности вала по всему протяжению идут выступы, расположенные в определённой последовательности согласно нотам исполняемого музыкального произведения. Выступы вала последовательно приводят в действие молоточки, соответствующие клавишам пианолы, и, таким образом, извлекают музыкальные звуки.
Позднее конструкция пианолы совершенствовалась и автоматизировалась, и в конце XIX — начале XX веков появились пианолы, клавиши которых стали управляться при помощи бумажных перфорированных лент.
В культуре
Механические пианино входят в сюжетную линию некоторых романов и фильмов:
Механическое пианино фигурирует в новелле О. Генри «Пианино» (сборник «Сердце Запада»).
Примечания
«Сто лет одиночества» Маркес Габриэль Гарсиа
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Механическое пианино» в других словарях:
механическое пианино — пианола, пианино, фортепьяно Словарь русских синонимов. механическое пианино сущ., кол во синонимов: 3 • пианино (8) • … Словарь синонимов
Механическое пианино (роман) — Эта статья о романе Курта Воннегута. О музыкальном инструменте см. Механическое пианино. Механическое Пианино (Утопия 14) Player Piano Автор: Курт Воннегут … Википедия
пианино — пианола, фортепьяно, форхэнд, фортепиано, дактилоскопия Словарь русских синонимов. пианино сущ., кол во синонимов: 8 • дактилоскопия (3) • … Словарь синонимов
механическое фортепьяно — фортепьяно с вмонтированным или приставным устройством для механического воспроизведения музыки. Его разновидности: фонола, пианола и др. * * * МЕХАНИЧЕСКОЕ ФОРТЕПЬЯНО МЕХАНИЧЕСКОЕ ФОРТЕПЬЯНО, фортепьяно с вмонтированным или приставным… … Энциклопедический словарь
Механическое фортепьяно — фортепьяно с вмонтированным или приставным устройством для воспроизведения музыки. К струнным инструментам принцип построения механических музыкальных инструментов был применён в конце 16 нач. 17 вв. нем. мастером С. Бидерманом (1540… … Музыкальная энциклопедия
Утопия 14 — Механическое Пианино (Утопия 14) Player Piano (Utopia 14) Автор: Курт Воннегут Жанр: научная фантастика, антиутопия Язык оригинала: английский Серия: Зарубежная проза XX века … Википедия
Утопия-14 — Механическое Пианино (Утопия 14) Player Piano (Utopia 14) Автор: Курт Воннегут Жанр: научная фантастика, антиутопия Язык оригинала: английский Серия: Зарубежная проза XX века … Википедия
Утопия 14 (роман) — Механическое Пианино (Утопия 14) Player Piano (Utopia 14) Автор: Курт Воннегут Жанр: научная фантастика, антиутопия Язык оригинала: английский Серия: Зарубежная проза XX века … Википедия
Welte-Mignon — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
Воннегут, Курт — Курт Воннегут Kurt Vonnegut Дата рождения: 11 ноября 1922(1922 11 11) Место рождения: Индианаполис, СШ … Википедия
Механическое пианино: самоиграйка из прошлого или рабочая станция композитора?
Сохранить и прочитать потом —
Название этой статьи может показаться странным – зато само по себе «самоиграющее» фортепиано не выглядит необычной или нелепой идеей. Представьте, что вы выбираете любимое произведение, садитесь за инструмент – и он сам играет его для вас. Даже опытным и уверенным в себе пианистам такая возможность может показаться любопытной.
От пианолы до дисклавира
Музыкальные инструменты, играющие сами по себе, появились больше ста лет назад. Среди них были музыкальные шкатулки, автоматические механические церковные колокола и даже ярмарочные органы. Эти инструменты были исключительно распространены в начале двадцатого века, несмотря на изобретение фонографа, или граммофона. Пианола, или механическое пианино, упоминалась еще в середине 19 столетия и стала крайне популярным типом механических музыкальных устройств.
Еще в 1849 году производители Брэндиш и Хант предложили использовать рулон бумаги для воспроизведения музыки на пианино. Рулон считывался при помощи «подпружиненных пальцев», которые приводили в движение клавиши фортепиано. На выставке 1876 года в Филадельфии были представлены три разных типа устройств, которые в конечном итоге были применены в конструкции механических пианино. Основными из них были пневматический двигатель и клапанный механизм, благодаря которым и стало возможным воспроизведение музыки, закодированной на бумаге.
Первая готовая пианола была изготовлена Эдвином Вотеем в 1895 году, через три года после поступления в компанию Aeolian, которая начала продавать инструмент в разных регионах США. Практичные бизнесмены компании устроили дело так, что ни один другой производитель не имел права на использование бренда Pianola, что укрепило лидерское положение компании на рынке. Однако основой коммерческого успеха стал не только бренд, но и качество продукции. Надежное и безотказное механическое пианино пользовалось значительной популярностью. Одним из самых сильных конкурентов была германская компания Tonkunst (название которой можно перевести как «искусство звука»).
Однако для англоязычного потребителя оно вызывало нежелательные ассоциации с «кабацкими» (honky-tonk) пианино – низкокачественными и нередко расстроенными. Производством механических пианино занимались и более авторитетные компании. В 1914 году Steinway & Sons выпустили собственную версию пианолы с полноразмерной клавиатурой с 88 клавишами, корпусом из красного дерева и впечатляющей ценой – 1250 долларов.
Механизм пианолы работал на основе «всасывающей силы», создаваемой давлением ног пианиста на две больших педали в нижней части инструмента. Тщательно контролируя силу нажатия, опытный исполнитель на пианоле мог выделить отдельную ноту или аккорд, создавая собственную интерпретацию музыки. Сама же музыка воспроизводилась при помощи специальных бумажных рулонов.
Эти рулоны были испещрены тысячами небольших отверстий, выполненных техниками на основе нотной записи произведения. Запись на рулоне не включала указаний на динамические оттенки и небольшие изменения темпа; все эти частности оставались на долю исполнителя. «Воспроизводящее фортепиано», созданное в 1904 году компанией Michael Welte & Sons, было способно более полно воссоздавать «человеческий фактор», включая рубато, динамику и педализацию.
По мере роста популярности механических пианино и пианол доступный репертуар быстро расширялся, следуя за спросом публики. Вначале это были классические произведения, от ноктюрнов Шопена до симфоний Бетховена, и джазовые композиции. Затем и современные композиторы начали интересоваться возможностями «автоматических» пианино. Такие известные авторы, как Мийо, Хиндемит и даже Стравинский, создали произведения, предназначенные специально для механических пианол.
Возможно, самым ярким представителем этого направления стал американский композитор Конлон Нанкэрроу. После переезда в Мехико в 1940 году он почти полностью переключился на создание произведений для пианол. Его творческая жизнь протекала в сознательной изоляции от других. Нанкэрроу был большим поклонником джаза и музыки Стравинского, у которого особенно ценил применение сложных ритмических рисунков.
Произведения для механического пианино отличались усложненными ритмическими структурами, с которыми было бы непросто справиться самым талантливым «живым» пианистам. Это обстоятельство отчасти определило выбор инструмента для Нанкэрроу. Кроме того, скорость многих его композиций также была за пределами человеческих возможностей. По ссылке можно ознакомиться с его опусом № 36.
И сегодня идея механического пианино не забыта. Такие компании, как Edelweiss Pianos, изобретают современные версии пианол. Компания Edelweiss начала свою деятельность с изготовления на заказ фортепиано исключительно высокого качества, однако вскоре обнаружила, что многие ее клиенты вообще не играют на инструментах, используя их как эффектный предмет мебели. Это открытие привело к разработке собственных механических пианино, основанных на знаниях создателя компании в области физики и производства музыкальных инструментов.
Способ воспроизведения звука позволяет воссоздать около тысячи различных нюансов исполнения. Работающее на соленоидах фортепиано восхищает качеством воспроизведения.
Еще одним ведущим производителем механических пианино стала Yamaha. Компания славится своими инструментами профессионального качества, от фортепиано до саксофонов и гитар. В ее каталоге есть и такая категория, как «дисклавир». Это линейка механических фортепиано, в которую входит несколько типов моделей. Все они основываются на акустических роялях и пианино Yamaha с добавлением технологии автоматического воспроизведения. Дисклавир – это не только акустическое фортепиано мирового уровня, но и возможность записи и воспроизведения собственного исполнения. Для этих устройств существует огромная библиотека записей с точной передачей всех деталей исполнения, каких можно ожидать от профессионального пианиста.
Как сказано в рекламном ролике Yamaha, дисклавир способен даже транслировать музыку с интернет-сайтов, обеспечивая практически безграничные возможности, о которых пианолы Aeolian девятнадцатого века не могли и мечтать. Любопытно, каким будет следующий шаг в эволюции механического пианино.
Подготовлено по материалам сайта Cmuse.org, апрель 2019 г.
Об авторе:
Доктор Джастин Уилдридж – композитор и мультиинструменталист, работающий в собственной студии на юго-востоке Англии. Он имеет степень доктора по композиции Ноттингемского университета и более двадцати лет сочиняет музыку в современных стилях.
История науки: окончательный рассказ о механическом пианино
Эдвин Вотей (справа) демонстрирует пианолу в Смитсоновском институте, 1922 г.
The Pianola Institute
О том, как механическое пианино прошло путь из церкви в покои королевы Виктории, всегда ли патент означает революцию и что стало смертельным ударом для производителей пианол, рассказываем в рубрике «История науки».
Эдвин Вотей, который считается изобретателем пианолы (или механического фортепиано), родился в 1856 году в штате Нью-Йорк в семье пастора, однако вскоре семья переехала в Вест-Брэттлборо, Вермонт, где отец Эдвина получил приход. Крупнейшим работодателем города, а заодно и спонсором перестройки церкви была фирма по производству органов Estey Organ Company. Так что неудивительно, что юноша стал служащим компании — он ездил по стране, продавая и настраивая инструменты. Компания хорошо подходила для людей, которые хотели себя проявить, и изобретательскую жилку Вотея скоро заметили. Впрочем, скорее конкуренты его фирмы. Молодого человека пригласил к себе, причем сразу техническим директором, богатый производитель музыкальных инструментов из Детройта, владелец названной в его честь Whitney Organ Company.
После того как Уитни отошел от дел, фирма стала называться Farrand & Votey Organ Company — в честь нашего героя, отвечавшего за техническую сторону работы, и управляющего компании. Так у Вотея появилась возможность претворить в жизнь свои задумки.
В 1892 году компания купила нью-йоркскую фирму, продающую органы, а с ней и несколько важных патентов. Среди них были и те, которые защищали механические усовершенствования. Вотей этим шансом воспользовался, и поэтому посетители Всемирной выставки в Чикаго в 1893 году обратили на инструменты его конструкции особое внимание.
Первую пианолу Вотей собрал весной или летом 1895 года в своем доме в Детройте, производство ее началось в 1898 году. К этому времени Вотей был избран в совет директоров Aeolian Pipe Organs, и его патент, полученный в 1900 году, часто «засчитывается» этой компании.
Схема устройства из патента пианолы
The Pianola Institute
Хотя Вотея часто называют изобретателем механического пианино, он был, как и многие наши герои, лишь одним из. Принцип действия механического пианино придумал не он, а его конструкция не была окончательной.
Одни из первых устройств для автоматической игры на музыкальных инструментах появились для органа, ведь им относительно легко управлять. И уже к середине XVIII века были созданы довольно хорошие шарманки. Однако автоматизировать фортепиано намного сложнее. Ранние модели, с цилиндром и ручкой, как у шарманки, приставлялись к обычному фортепиано, и их обитые войлоком молоточки ударяли по клавишам. Другие модели были сразу встроены в инструмент. Они пользовались меньшим успехом, так как у многих потенциальных покупателей фортепиано уже были, и покупать еще один инструмент ради автоматической игры никто не собирался. Однако все эти инструменты звучали не очень хорошо, так как машине нужно было скопировать и силу нажатия на клавиши, и длительность их удержания.
Надо заметить, что само слово «пианола», ставшее синонимом механического пианино, сначала было названием модели, созданной Вотеем. И именно ее успех стал причиной того, что название быстро стало нарицательным. После получения патента в мае 1900 года Вотей не раз подавал жалобы на производителей, пользующихся его названием, но оно все равно прижилось.
Чем же отличались инструменты Вотея от механических фортепиано, существовавших до него, и чем объяснялась их популярность? Как пишет сам изобретатель в своем патенте, некоторые черты его изобретения уже появлялись в разных конструкциях, а некоторые можно было применять и для других музыкальных инструментов. По сравнению со своими конкурентами, пианолы Вотея звучали неплохо; ролики, которые в них использовались, были разнообразны и всегда хорошо настроены, о чем заботился сам изобретатель. Он, как и его сотрудники, искал способы улучшить звучание и сделать пианолу удобнее.
В 1903 году один из сотрудников Вотея, Фрэнсис Янг, предложил решение проблемы темпа. Играющий на пианоле должен был сам следить за ним. Янг стал наносить на ролик волнистую красную линию, которая обозначала изменения темпа и служила подсказкой. Также со временем расширился диапазон, который охватывала пианола: вначале она оставляла по октаве с каждой стороны клавиатуры, но позднее стала полноразмерной.
Популярность пианолы распространялась и на знаменитостей. Для нее писал музыку Игорь Стравинский, несколько роликов с пометками для играющих оставил Эдвард Григ, а за два года до смерти пианолу приобрела и королева Виктория.
МЕХАНИЧЕСКОЕ ФОРТЕПИАНО
Механический музыкальный инструмент с вмонтированным или приставным устройством для воспроизведения музыки в звучании фортепиано.
На рубеже 18–19 вв. распространились М. ф. с цилиндровым механизмом и ручным приводом (по образцу современного им механич. органа). В сер. 1840-х гг. франц. мастер А. Ф. Дебен изобрёл новую конструкцию М. ф. – гармоникорд: цилиндр заменён штифтованной дощечкой – планшетом, передвигавшимся с помощью рукоятки; над клавиатурой закреплён 2-й ряд молоточков, с помощью стержней нажимавших на клавиши. В 1852 франц. мастер М. де Кортёй заменил планшет перфолентой, а в 1861 Ж. А. Тест создал инструмент картониум, в котором перфокарта соединена с пневматич. механизмом. Собственно М. ф. пневматич. типа сконструировано в 1863 франц. мастером А. Фурно, затем в эту систему внесён ряд технич. усовершенствований (через отверстия перфоленты нагнетался или втягивался воздух, приводивший в движение молоточки, связанные с клавишами или непосредственно со струнами). Первоначально этот механизм помещался в приставное устройство, позднее его стали монтировать в корпус фортепиано; такой инструмент назывался пианола (фонола, автопиано). С нач. 20 в. вместо педалей стали применять электропривод. В 1-й четв. 20 в. выпущено ок. 200 моделей М. ф. этого типа. Достоинства такого инструмента: настоящее фортепианное звучание, большой диапазон (св. 7 октав), благодаря лёгкости смены бумажных роликов с записями – неограниченность репертуара. Подобные инструменты использовались гл. обр. для развлечения.
Следующая ступень в развитии М. ф. – создание «воспроизводящих фортепиано» (нем. Reproduktionsklavier), способных озвучить записанную заранее на этих инструментах живую игру: это пианино «Welte-Mignon» (с 1905, фирма «M. Welte & Söhne», Фрайбург), рояли DEA (с 1907, «Hupfeld DEA», Лейпциг), «Duo-Art» («Aeolian Company») и «Ampico» («American Piano Company»; обе модели с 1913, Нью-Йорк). Технич. средства записи игры пианистов были различны; напр., на «Duo-Art» регистрировалась сила отскока молоточка, на «Ampico» электрич. хронограф фиксировал скорость молоточка перед соприкосновением со струной. «Воспроизводящие» М. ф. сохранили для истории игру мн. крупных пианистов рубежа 19–20 вв. (в то время как запись на фонограф была весьма несовершенной); так, на «Duo- Art» и «Ampico» записана игра С. В. Рахманинова (в дальнейшем осуществлена перезапись с роликов на грампластинки). Мн. композиторы создавали свои сочинения специально для М. ф., среди них – И. Ф. Стравинский («Этюд для пианолы», 1917).
Со 2-й пол. 1980-х гг. разрабатываются М. ф. нового поколения, они представляют собой соединение концертного рояля с электронными датчиками, регистрирующими механич. импульсы. «Компьютерные рояли» выпускаются австр. рояльной фирмой «Bösendorfer» (с 1986; новейшая система CEUS введена в 2005) и япон. фирмой «Yamaha» (с 1987, система «Disklavier»).
Жизнь как творчество
Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…
Курт Воннегут «Механическое пианино» («Утопия 14»)
13.08.2007
Действие первого романа Курта Воннегута происходит в недалеком (а от года седьмого века двадцать первого — тем паче) будущем, в котором ручной труд полностью вытеснен машинным. Машины производят еду и лимонадоподобные напитки, разогревают обед и ужин, открывают и закрывают двери и окна, убирают пыль в помещении, ведут учет рабочей силы и присматривают за самими собой лучше людей. Главное достижение ожидаемой Третьей Промышленной Революции — думающие машины.
— Как вы считаете, будет ли еще и Третья Промышленная Революция?
Пол остановился в дверях своего кабинета.
— Третья? А как вы ее себе представляете?
— Я не очень представляю ее себе. Но ведь первая и вторая в свое время тоже казались невообразимыми.
— С точки зрения людей, которых должны были заменить машины, вполне возможно. Говорите, третья? В известной степени она, как мне кажется, уже идет какое-то время, если вы имеете в виду думающие машины. Это, по-моему, и будет Третьей Революцией — машины заменят человеческое мышление. Кое-какие из крупных счетно-решающих машин, ЭПИКАК, например, в некоторых областях уже справляются с этим и сейчас.
Какое же место в этом идеальном обществе уготовано обычным людям? Большинство из тех, кто раньше работал токарем, конструктором или специалистом по кадрам, попадают в КРР — Корпус Реконструкции и Ремонта. Там они ремонтируют дороги, копают землю, в-общем, не позавидуешь. Немногие остальные граждане формируют элиту — инженеров, управляющих и бюрократов (ирония), которая заправляет всем происходящим. Элита отделена от простых смертных рекой Ирокез, разделяющей город Илиум на две части.
Доктор Пол Протеус, управляющий заводами Илиум, вполне мог пойти по стопам своего отца и стать «первым национальным директором Промышленности, Коммерции, Коммуникаций, Продовольственных товаров и Ресурсов». Однако судьба людей по ту сторону реки, которых машины лишили всего, а главное — возможности трудиться на благо остальных, и тревожные предчувствия о будущем, которое ждет эту систему, подсказали ему другой путь…
Впечатления: очень актуальная тема. Книга читается на одном дыхании. А сколько разных мыслей о нас и нашем веке приходит в голову — не перечесть… И, конечно, иногда очень хочется жить не сейчас, а лет на двести пораньше… 🙂
P.S.: Похоже, что ЭПИКАК — это ЭНИАК :)) Хоть где-то остатки институтских знаний пригодились)
Понравился или оказался полезным этот пост?
Подпишитесь на обновления блога по RSS или читайте его в своей френдленте ЖЖ